Про тренажёр на С-3 тут, попалась статейка из старенького.
http://www.trud.ru/article/29-12-2006/111244_ja_v_nuzhnom_meste_paluby_kosnulsja_.html А это от нас с "цифровым другом".
16 апреля п.г. как-то утро не задалось, все были заняты, сижу во временно пустующем кабинете НШ, смотрю новости, периодически ухожу бродить с целью кого-то поймать, "общаюсь" с "народом". Вобщем мешаю службе, как и чем могу.
О! Удача! Понадобилось одному "народу" по делам съездить в Североморск, там заодно дело к обеду, можно и в гарнизонную столовку зайти на С-1. Нет, ну я-то тоже на службе! Но работа у нас разная. Окно машины открываю, ветер в лицо, но мы, лётчики, ветра не боимся, снимаю на фото и видео окрестности, а потом Дом офицеров, Порт и всё кажется очень родным и понятным... Все северные города очень похожи.
Североморск, конечно, маленький, но мне понравился. Есть в нём что-то щемящее такое... И если бы спросили, что главное запомнилось, только самое- самое главное... Это чёрная и очень холодная вода... Просто я знаю, я чувствую, что эта вода значит...
Ну да. Так вот к вечеру опять и фундаментально повезло! Подвернулись у другого "народа" дела на С-3. Вот радость! Мы ж не просто лётчики, мы- истребители, потому "нам" туда обязательно надо! Что "мы" там увидели, всем совсем недавно "показали". Грустная картина в Гарнизоне... "подари мне Лунный камень", десятки не живых домов с заколоченными окнами, почти никого на улицах... И это там, где лет 20 назад просто кипела жизнь, драматичная, не простая, но счастливая!
Кстати, вот ролик о торжествах 41 годовщины 987 МРАП, годовщины формирования... и прощание... И даже в страшном сне и тогда бы не приснилось, сколько ещё частей попрощаются со своими знамёнами...
Оцифрованное видео "41 год 987 МРАП (Североморск-3, 1993)"
http://video.google.com/videoplay?docid=4908011790298362444#docid=1415179349797208039 Ракетоносцы стояли на С-3 до истребителей. В каждом полку есть свои Герои и легендарные личности. В каждой военной части есть свои святыни, которые бережно передаются из рук в руки. Что ни говори, но всё-таки к погибшим отношение особенное. И авиаторы поддерживают памятники своим предшественникам, в отличие от гражданских, которые плохо себе представляют, ЧТО сделал человек, смотрящий куда-то вдаль давно уже бронзовыми или гранитными глазами...
Но сначала на аэродром!
Летают по погоде. А она то есть, то в минуту её уже и нет! Снежные заряды один за одним. Лётчики ожидают разрешения к полётам. Но по прогнозу ничего утешительного. Полётов сегодня не будет! Но я же- маленький и бесстрашный "самолёт" старой, но надёжной конструкции, с бортовым номером 001 и позывным SAMURAI, такие не отступают! Бегаю с фотоаппаратом по мокрому бетону от самолёта к самолёту, укрывая объектив от сыпящего липкого снега вперемежку с дождём.
Честное слово, мне смешно, потому что даже спиной ощущаю, что думают про эту маленькую "мокрую курицу" техники, наблюдающие всю картину от ангаров. Смешно, но не страшно! Я ведь знаю, зачем это надо!
Тем временем наползли сумерки, особенно густые из-за низкой облачности. Думаю: рабочий день закончился. Нет! Опять повезло! Ну что же, есть возможность посмотреть спортивный зал, но главное, тренажёр! УТК- учебно-тренировочный комплекс- небольшое здание, в котором располагается тренажёр. Сам кабинет почему-то напомнил больницу с медицинским оборудованием. Мелькнула мысль: и это всё?!
Ну ладно, главное, чтобы хватило карты памяти! И успевать вовремя нажимать кнопочку затвора вкл.-выкл.. Ну, тяни, мой маленький цифровой друг! Не подведи! Понимаю, что не мешаю, подкрадываюсь ближе, тихонечко снимаю. Наблюдаю показания приборов, некоторые узнаю, в первую очередь авиагоризонт, но и другие. Вроде бы не отрываясь гляжу в "три глаза", экранов монитора- три, всё "как в кино", нет, ну точно, как в кино, особенно скалистые пейзажи и вода "за окном".
- Всё. Цель успешно поражена. Возвращаемся на аэродром.
- Как?! Где?!
- Да вот же, вот- правее по курсу...
Какое разочарование! Пялиться в "три глаза" и пропустить атаку. Вероятно, внимание отвлеклось на приборную доску. Ну утешаюсь тем, что цель всё-таки поражена! Дальше успешная посадка на аэродроме, и заруливаем на стоянку...
- Хотите полетать?!
- Как полетать?! Я?! Прямо сейчас?!
- Садитесь.
Залезаю по лесенке, на момент теряюсь, встать, кроме сиденья, некуда.
- А как в жизни?
- Да так же. Становись на сиденье и сползай аккуратно.
- Нет, ну ладно я, а вы то как, такие большие?!
- Ну тесновато, но привыкли.
Сажусь, как прилежный школьник, ручку держу без всякого нажима, не управляю, только чувствую, как неведомая "электронная башка" думает за меня и управляет моей крылатой машиной. Первый полёт вывозной с аэродрома. Аккуратненько разбежались, оторвались от земли... пытаюсь вспомнить, что там по порядку: шасси, закрылки и т.д., конечно, представляю себе плохо, но уже в "четыре глаза" слежу за происходящим, три- на экраны, четвёртый- на приборы. Интересно! Вот левый вираж с неглубоким креном, и сразу за ним правый, потом иду параллельно земле и воде, наслаждаюсь полётом, разглядываю "горы". Ещё несколько виражей, горки- пике с небольшим углом- и на посадку. Несусь по бетонке. Всё, остановились.
- Может, сядем на корабль?!
- А можно?!
- Конечно!
И-иих-уааа!!! Я сяду на Корабль!
Таааак, соберёмся! Хоть самолётом я не управляю, но нельзя пропустить и капли ощущений от этой посадки! Я посажу Су-33 на ТАКР Кузнецов! Я лечу! Я живу! Я- лётчик!
Но не тут-то было. Не всё просто!
- Ну что? Покрутимся?
Обречённо соглашаюсь (я же лётчик... какой- никакой...). Полубочки, бочки, одна за другой, виражи, и ещё чего-то, что в голове как-то плохо укладывается, в виду полной неподготовленности к таким пируэтам. Местами закрываю глаза от мелькания, терплю.
- Нормально?
- Нормально!
А что делать? Нормально... для истребителя... Ну и я вот терплю. Наконец, выравниваю, вижу на ровной поверхности моря крошечную точку.
- Корабль видите?
- Корабль! Вижу! Вижу!
- Приготовьтесь.
Я смотрю только на него, всеми четырьмя глазами. Он очень долго маленький, и не приближается почти ничуть. Так бывает с впереди идущим автомобилем на дороге, когда его нагоняешь. Сначала кажется, что расстояние почти не сокращается. И вдруг- раз!- и он совсем рядом перед тобой.
Садимся без предварительной "коробочки" вокруг. Палуба стремительно приближается, очень быстро. Очень... всё ближе, всё шире... Ух! Кажется, зацепились. Дёрнуло, и надстройка "покатилась" вперёд, т.е. я- назад. Рулю... Здорово!
Конечно, всё не так, как в настоящем полёте, ни напряжения, ни перегрузок. Всё будет хорошо! Если что, как птица Феникс, возродимся "из пепла"- и опять в полёт. Но мысли... Я ведь не просто так... я ведь знаю, что это такое в жизни. Как трудно самому попасть в эту крошечную точку, на этот плавучий аэродром, медленно ползущий и качающийся на волнах над бездной...
Возвращаемся на "родной аэродром". Мимо "бежит" серое здание, но вот техники не встречают, никто не машет руками, заводя на стоянку. Меня никто не видит (разочарованно).
- Сами хотите слетать?
- Нет!!!! Нет, я даже виртуально не хочу угробить самолёт. А чтобы хоть что-то смочь, нужно поучиться. А времени на учёбу уже нет.
За окном сизо-фиолетовое небо. Снег. Так что будем считать, что просто у меня нет допуска к ночным полётам в СМУ. Ничего страшного. Мы только учимся. Какие наши годы!
В последующие 3 дня тучи разгоняло ненадолго, и были ночные полёты, но мы- маленькие, нас не взяли. И только через четыре дня и опять в СМУ мы снова попали на аэродром С-3. Истребители уже вовсю кружились над сопками, одни взлетали, другие заходили на посадку, борт за бортом. И опять с дорогим цифровым другом стояли мы на рулёжке. А чтобы было лучше видно, забрались потом на сугроб возле ВПП.
Эти беспрерывно "гомонящие" железные птицы проносились туда- сюда в каких-то паре десятков метров, а потом рассекали серое тяжёлое небо прямо над головой. И вслед за ними в серое холодное небо рвалась моя душа...