Фото № Т-017Тихонов Дмитрий Фёдорович (1897—1952) — советский лётчик.
Тихонов Дмитрий Фёдорович в ВикипедииРодился 19 августа 1897 года в деревне Тимбаево Буинского района Казанской губернии в семье крестьянина-середняка.
Юность и гражданская война: Закончил церковно-приходскую школу. С 1911 по 1916 гг.-работал на нефтяных промыслах в селении Сабунчи Бакинской губернии.
В 1916 году призван на военную службу в царский флот, 1 Бакинский флотский экипаж.
В феврале 1917 года Бакинская школа морских лётчиков, класс авиационных механиков. В декабре 1917 года закончил Бакинскую школу морских лётчиков.
В декабре того-же года командирован за самолётами в Ленинград. Добровольно вступил в Красную гвардию при управлении морской авиации.10 апреля
1918 года переведён в Бакинскую школу красных морских лётчиков на Каспийском море. В мае 1918-школа переименовывается в 1 революционный гидродивизион Каспийской флотилии. Участвовал в боях, в качестве авиамеханика против Турецких войск и повстанцев Махачкалы и Дербента. Летал на разведку и бомбометания против повстанческих банд.
В октябре 1918 года взят в плен. В Дербенте вместе с войсками Бичерахова эвакуирован в Баку и распущен. С октября 1918 по май 1919 года безработный. С мая 1919 года по ноябрь 1919 года работает кочегаром-масленщиком на товарно-пассажирском пароходе.
В Махачкале был арестован вместе со всем составом в желании угнать пароход в Астрахань, за недоказанностью, освобождён. В марте 1920 года служба в качестве авиамеханика во 2 гидродивизионе Волжско-Каспийской военной флотилии, г. Астрахань. Принимал участие в полётах и бомбардировке войск ген. Деникина.
В августе 1920 года переведён в Одессу в гидрозвено в качестве авиамеханика. Участвовал в боевых вылетах против войск Врангеля.
В феврале 1921 года переброшен в Севастополь в гидроотряд особого назначения в той же должности закончил школу 2 ой ступени.
В 1922 году был командирован в теоретическую школу Краснознамённого воздушного флота в город Егорьевск. После окончания в октябре 1923 года, слушатель 2 высшей школы лётчиков город Липецк. После окончания в апреле 1924 года и по июль 1924 года курсант Борисоглебской школы лётчиков.
Служба в Севастополе: Стоял у истоков освоения ночных полётов на гидропланах над Чёрным морем).
С августа 1924 года высшая школа морских лётчиков город Севастополь. 28 апреля 1925 года-младший лётчик 3-го гидроотряда ЧФ (приказ по школе № 97).С 7 апреля 1926 года старший лётчик того же отряда (приказ по отряду № 54). С 14 апреля 1926 года командир корабля 1-ой торпедоносной эскадрильи ЧФ(приказ по отряду № 58). С 4 мая 1926 года старший лётчик 1-ой торпедоносной эскадрильи ЧФ. С 18 июня 1926 года старший лётчик 3-го отряда (приказ № 88). С 29 июня 1926 года врид.командира звена (приказ № 92). С 23 июля 1926 года командир звена(приказ по ВВС ЧФ № 63,по отряду № 106).
С 1 ноября 1926 года слушатель авиационного класса спецкурсов комсостава ВМС РККАф(приказ по РККАф № 558). 1 марта 1928 года командир 1 эвена (приакз по отряду 113/33). 15 ноября 1929 года врид.командира в авиазвене(приказ 9 авиабригаде ВВС РККАф № 1643 от 19.11.1929).
С 18 июля командир 55 ОАО(приказ ВВС РККАф № 718/3) г. Николаев. 31 августа 1932 года назначен командиром 66 ОАЭ ВВС ЧФ.
С 25 января 1935 года по 1 января 1936 года -слушатель Липецкой лётной школы
Енисейский объединённый авиаотряд ГУСМП: 1 января 1936 года назначен в Полярную авиацию в должности командира отряда с оставлением в кадрах в счёт тысячи. Служил на разных должностях в Полярной авиации-город Красноярк командир отряда, пом. сводных отрядов, заместителем пом.группы Енисейской линии и командиром Енисейской линии.
Репрессии:
Енисейская авиалиния с самого зарождения предназначалась не только для обычных транспортных перевозок, но и для решения разнообразных задач огромного региона. На ее счету много заслуг в открытии воздушных линий, научных исследованиях, освоении природных богатств, развитии арктического судоходства, спасении челюскинцев, высадке папанинцев на Северный полюс и т. д.
Открытая в 1932 г., она успешно развивалась — прокладывались новые трассы, строились различные объекты для обслуживания полетов: гидроавиапорт в Красноярске, Енисейскую авиабазу, авиабазы в Туруханске, Игарке, Дудинке, Гольчихе, Диксоне и т. д. Там, где вначале были небольшие авиабазы, вырастали поселки.
Все строительство велось в основном силами спецпереселенцев, раскулаченных, заключенных. В невероятно тяжелых условиях Севера, живя в холодных бараках, не имея достаточного обеспечения питанием и одеждой, в тайге и тундре, эти люди закладывали фундамент Енисейской авиалинии. Все было построено буквально на их костях.
Известный красноярский полярный летчик С. К. Фрутецкий (приятель Тихонова Д.Ф) рассказывал, как на его глазах в Игарке появилась спецкомендатура, как наспех сколоченные бараки заселялись спецпереселенцами, которых семьями привозили на баржах по Енисею. «Я думал, наверное, так надо. Молодой был, не шибко грамотный. Хотя, конечно, сочувствовал спецпереселенцам, при случае помогал. Да что говорить, тогда вся страна Сталину верила безгранично!»
Судя по сведениям, которые удалось собрать, аресты на Енисейской авиалинии производились выборочно, не группами, как, например, на авиаремзаводе. К сожалению, не удалось познакомиться со следственными делами арестованных и представить картину в целом.
Бросалось в глаза, что в 1937—38 годах наблюдалась чехарда в руководстве авиалинии. Документов, дающих возможность проследить, в какие месяцы работал каждый из арестованных руководителей, найти не удалось, но что они были арестованы — факт.
3 июля 1938 года арестован по ст. 58-7, 11 УК по делу № 21166. ВТ г. Красноярска 10-11.09.1939 осужден на 4 года. Позднее дело переквалифицировано на ст. 59-3 п. «г» УК и срок уменьшен до 3 лет.
3 июля 1941 года отбыл срок и был освобождён.
С сентября 41 года 1 зап. ВВС ВМФ Саранск-пилот инструктор. С мая 1942 года-командир звена отдельный авиационной эскадрильи АП УВВС ВМФ С августа 1942 года по июль 1943 года-командир отряда 18 транспортного авиаотряда ВМС ЧФ С 14 мая 1944 года по октябрь 1947 года командир ав.эскадрильи-2 смеш.ав.эск ВВС ЧФ С октября 1947 года по май 1948 года-командир ав.эскадильи 1 ав.эск 560 тр.а/п ЧФ.
Комисован в 1949 году по состоянию здоровья в звании подполковника, командира эскадрильи.
Умер 2 августа 1952 года от рака лёгких. Похоронен в Евпатории.
* * * * * * *
Фото из Архива Д.Ф.Тихонова представляют большой интерес и будут размещаться как тут, так и в соответствующих темах (со ссылками здесь). Материалы Альбома и документы предоставил правнук лётчика, как и прадед, Дмитрий.
Он же разместил строки подлинной Автобиографии Д.Ф.Тихонова в Википедии.