Однажды, один "очень грамотный"летчик при тренировке по эвакуации вертолетом из воды
Нет- нет, Павел, это явно не тот случай.
Ну, надо отписаться двум активным соросятам, которые любят слухи распространять да судачить ....на лавочке.
Спасибо, что тему подсказали. Ведь, реально, мало кого из лётчиков поднимали на вертолёт с воды.
Все понимают как это происходит, но мало кто отрабатывал на практике. А нюансы там есть.
Для начала, прежде чем обсуждать слухи про статическое электричество, могли бы мне позвонить и спросить как там было и как это работает.
Ни Паша тамбовский выпускник, ни Split (расщепитель с Ан второго), в это время в Ахтарях не были и не присутствовали. Да и в технике явно слабоваты.
Но история такая действительно ходит. Приятно что помнят.
Так вот, в чём особенности подъёма с воды.
Да, запланировали подъём лётчика с воды, что бы дать допуск молодому вертолётчику и лётчикам показать, как это происходит. Почти всех лётчиков вывезли на набережную, смотреть за процессом.
Прыжки на воду, для Ахтарцев дело привычное, прыгали даже те, кто на землю по весу прыгать отказывались, как наш комэска Шкабара.
Для подъёма нач ПДС выбрал меня, я то в юности спортсмен парашютист. Прапорщик с ПДС, уговаривал меня, отдать ему этот подъем на вертолёт, не согласился.
Выпрыгнули на воду как обычно, всех собрали на кораблик, меня оставили для вертолёта.
Лодку МЛАС-1об, я отстегнул, её забрали .
Отстёгивать лодку надо, что бы при подъёме на вертолёт её потоком воздуха в лопасти не потащило ( в общем не нужна она уже, только проблемы от неё).
Вертолёт делает один заход, высоту плохо выдерживают, резиновая груша (на фото слева), выходит из воды, а электростатический трос в воде, груша начинает раскачиваться.
Поймать её в воде не реально, когда она качается с большой амплитудой.
В общем мимо чуток прошли.
Вертолётчики проанализировали ошибки, начали делать второй заход.
Груша в воде, всё хорошо видно. Хоть и груша под водой, но трос идёт в воде, как перископ подводной лодки, бурун за тросом хорошо виден. Видно направление их захода, их боевой курс.
Я вижу направление захода, начинаю помогать, грести на их боевой курс.
Когда вертолёт над тобой, он поднимает воду, это не брызги, это пыль водяная.
Дышать сложно. Отвернёшься, троса на видно, куда подплывать.
Если в реальной обстановке, когда лётчик пробыл в воде больше получасика, сильно он плавть не будет, здесь всё зависит от мастерства вертолётчика, он должен провести трос строго через лётчика, не останавливаясь, не зависая сильно.
Лётчику главное схватиться за трос и зацепить крюк за АСП-74. Оранжевая петля.
Лодка спасательная МЛАС-1 ОБ Трос я поймал во втором заходе, не успел зацепить крюк за АСП, без моей команды на подъём, вертолётчик начал поднимать.
Отпускать трос не хочется, идти ещё на один заход. Но и подниматься не зацепившись... не вариант. Думаю, увидят, опустят снова в воду.
Не поняли они стразу.
"очень грамотный"летчик при тренировке по эвакуации вертолетом из воды схватился за фал-трос раньше заземления
Тут надо быстро принимать грамотное решение.
Берусь за электростатический трос, и бросаю подъёмный. Уж когда они увидят, что груша болтается, они снизятся.
Увидели, снизились, я прицепился.
Даю команду на подъём, поднимаю руку вверх.
Но груша то тяжелая, и эта гиря ко мне прицеплена, тянет под воду.
Чуток притонул с головой, погрёб руками, выплыл, опять руку поднимаю...
Подняли на вертолёт, больших особенностей нет.
Лётчику допуск дали, задание отработали.
А теперь по поводу статического электричества.
Оно накапливается на летательном аппарате, поэтому электростатический трос со своим грузиком, , висит метра на полтора ниже, основного троса с крючком.
Поэтому, схватится за подъёмный трос, раньше чем заземление коснётся воды, не возможно. А хватать заземление, нельзя и вы его не поймаете, если груша не в воде.
Когда трос в воде, статическое электричество ушло с вертолёта, и что бы накопить новую энергию, нужно время, и что бы не было заземления.
А заземление при подъёме уже есть, энергия малыми токами стекает в Землю. И ему не важно, стекает она через трос, или через мокрый комбез с солёной водой, которая хорошо проводит ток, или через человека, у которого сопротивление повыше, поэтому ток меньше.
Знание матчасти и физики, помогает выкручиваться в сложных ситуациях.
Учите матчасть.
Интересно, а в других Гарнизонах бросали на воду.
Думаю моряков точно должны были бросать.