Продолжение истории о летчике Николае Бахмутском:
Военнопленный, командир партизанского отряда
О том, что балтийский летчик Николай Бахмутский тогда, в сентябре 1941 года, попал в плен, стало известно из учетной карточки немецкого концлагеря XIII D (62) на военнопленного Бахмутского Николая, 1916 года рождения, датированную 20.04.1943 г. Там указан его лагерный номер – 9678. Из этой карточки стала известна и дата его рождения – 18 декабря 1916 года. Дальнейшая судьба летчика Бахмутского стала известна из книг Африкана Алексеевича Стенина о чехословацких партизанах - «Люди из легенд» и «Ермак на Мораве», одним из героев которых он стал. Из них я узнала о том, что в тот день, когда Николай Бахмутский пропал без вести, его самолет загорелся, летчик выпрыгнул с парашютом и оказался на вражеской территории. Он попал в фашистский плен, в котором провел не один год. Николай Бахмутский предпринял побег. Трудно представить, как сложно было выжить беглому советскому военнопленному, оказавшись в чужой стране, на незнакомой территории, без документов, без денег, без еды, не зная языка. Он шел несколько недель по ночам, в Чехословакии его приютили местные жители в селе Куклик (ныне край Высочина, Чехия). Они не выдали беглого пленного местной полиции, а прятали, лечили от воспаления легких, кормили. Когда Николай Бахмутский выздоровел, он стал искать партизан, не мог сидеть сложа руки, такой уж был характер. Партизаны сами нашли его и направили к Николаю такого же, как он, бывшего военнопленного, советского лейтенанта-пограничника Михаила Тумаева. Они были молоды, оба кадровые военные, да и судьбы у них были во многом схожи. Михаил Тумаев стал для Николая Бахмутского не только надежным помощником и его заместителем, но и близким другом. Вместе они организовали партизанский отряд им. Чапаева из бывших военнопленных, командиром стал Бахмутский, он обладал выраженными способностями лидера. Вместе они пережили многое. 25 октября 1944 года партизаны под командованием Николая Бахмутского и Михаила Тумаева разгромили жандармское управление в Пршибиславе. Это была партизанская месть за гибель членов чешского сопротивления и за убийство генерала Войтеха Лужи. В боевой операции участвовали партизаны: Николай Бахмутский, Михаил Тумаев, Дмитрий Комаров, Андрей Романов, Александр Погорелов, Михаил Барьячный, Николай Чурсин, Илья Мартынов и чехи – Йозеф Серинек (псевдоним Черный), Адольф Шедым, Владимир Швец.
Осенью 1944 года в Чехословакию были направлены несколько советских десантных групп, их целью являлось объединение разрозненных партизанских отрядов в более крупные соединения, чтобы подготовить почву для освобождения Чехословакии Советской армией. Один из таких десантов был выброшен в начале октября 1944 года в районе Босковице, в него входили командир отряда «Ермак» Николай Дмитриев и комиссар Леонид Железняк. В партизанский отряд «Ермак» должен был влиться и небольшой отряд им. Чапаева, которым командовал Бахмутский. Он не сразу решился на это объединение, поскольку был самолюбив и предпочитал сам командовать отрядом. Явочной квартирой, где часто собирались партизаны, был дом № 184 трубочиста Алоиза Шматлы, располагавшийся на окраине села Ждярна. Встреча партизан состоялась в этом доме 6 декабря 1944 года. В тот день там собрались: жена Алоиза Шматлы Франтишка со взрослыми детьми Властимиром и Руженой, командир отряда им. Чапаева Николай Бахмутский, командир отряда «Ермак» Николай Дмитриев, начальник штаба отряда «Ермак» Максим Петровский, радистки Ариадна Паршина (псевдоним Наташа) и Дина Шаповалова, партизаны Георгий Иванов и Федор Митин, были еще и местные жители. Между Николаем Бахмутским и Николаем Дмитриевым была достигнута договоренность о том, что отряд им. Чапаева вольется в «Ермак», затем Н. Дмитриев с радисткой Шаповаловой ушли на базу отряда, другие партизаны остались ночевать в доме. Они не знали, что за домом уже следили гестаповцы. Из воспоминаний Ружены Шматловой: «Мама вбежала в комнату и кричала, что к нам идут четники (жандармы), партизаны начали быстро одеваться в униформу четников». Петровский и Властимир выпрыгнули в окно, Ружена и Наташа Паршина выбрались через заднюю комнату в сад. Они видели Николая Бахмутского, который лежал в луже крови, которая смешивалась с водой, пролитой из опрокинувшегося корыта для стирки. Во время перестрелки были также убиты партизаны Федор Митин и Георгий Иванов.
Последняя страница
Жизнь Николая Бахмутского закончилась в селе Ждарна, в доме № 184. Оставалось узнать, где находится место его захоронения. Я долго думала о том, куда можно обратиться с этим вопросом и нашла такое учреждение. Я написала подробное письмо о судьбе Николая Павловича Бахмутского, приложив к нему копии всех имеющихся у меня документов и фотографий, отослав его 22.10.2018 г. по электронной почте в Генеральное консульство России в Брно (Чехия). Надо сказать, что тогда я не очень-то надеялась на ответ. Однако, в конце декабря 2018 года я получила по электронной почте ответ из Генерального консульства России в Брно за № 549 от 11.12.2018 г., присланный атташе консульства Артемом Андреевичем Индыченко. Вот его содержание: «В связи с Вашим обращением относительно установления места захоронения партизана Н.П. Бахмутского сообщаем следующее. Сотрудники Генерального консульства посетили пос. Ждярна и встретились с представителями администрации этого населенного пункта и краеведами. В ходе беседы было установлено, что Н.П. Бахмутский был убит в перестрелке в пос. Ждярна обер-ассистентом гестапо г. Брно Герхардом Шроттом. В дальнейшем тело Н.П. Бахмутского вместе с телами других убитых в ходе перестрелки советских партизан было перевезено в г. Босковице и далее в г. Брно в комплекс «Коуницовы общежития», в период Второй мировой войны функционировавший в качестве тюрьмы гестапо, адрес: г. Брно, ул. Кралова, 45. 15.12.1944 г. в крематории г. Брно тела были кремированы. В конце войны с мая 1944 г. урны с прахом регистрировались не под именем кремируемого, а порядковым номером. Согласно исследованиям региональных источников, после кремации урны хранились в здании гестапо г. Брно (Юридический факультет Университета им. Масарика, адрес: г. Брно, ул. Вевержи, 70). Установить дальнейшую судьбу урн, к сожалению, не представляется возможным. По всей видимости, по мере приближения к г. Брно подразделений Советской Армии урны с прахом были уничтожены. В приложении направляем фотографии дома, где был убит Н.П. Бахмутский, мемориальной доски на доме, установленной в его честь, а также копии упомянутых источников. Подпись: Генеральный консул А. Будаев».
Так была открыта последняя страница судьбы отважного советского летчика Николая Павловича Бахмутского. У него нет могилы. Мемориальная доска с его фамилией на доме в поселке Ждярна, где он погиб - это и есть памятник Н.П. Бахмутскому. Когда в Ейске в 1960-х годах у него родился внук, Раиса Стефановна просила сына и невестку, чтобы первенца обязательно назвали Николаем, и они выполнили ее просьбу. У Николая Павловича Бахмутского есть продолжение – внуки, правнуки и праправнуки. Надо еще рассказать о том, что узнав всю эту историю, правнуки Николая Павловича Евгений и Юлия, дети его внука Николая Евгеньевича, восстановили по старой фотографии портрет прадеда и пронесли его по улицам Ейска в шествии Бессмертного полка.