Здесь вам не ресторан
На борту невкусная еда, жалуются пассажиры. Зато полезная, возражают авиакомпании
Джил Джеймс
17.11.2006, №217 (1744)
Месяц назад я летела рейсом компании British Airways на Барбадос. Нам подали обед. Моя соседка, вероятно, была очень голодна — иначе трудно объяснить ее восторги по поводу меню экономкласса. Я отнюдь не разделяла ее энтузиазма: на мою курицу с грибами нельзя было смотреть без слез, а в бананово-карамельном пироге “с шестипроцентным содержанием банана” присутствовало столько ингредиентов, обозначенных буквой Е и разнообразными цифрами, сколько я не съела и за год. Но моя соседка говорила со знанием дела: “Вам надо было заказать вегетарианское меню. Не сравнить с тем, что подают в других авиакомпаниях” (и другие пассажиры дружно закивали в знак согласия).
За последние два месяца бывало и так, что на борт не разрешали проносить даже книги или газеты. Все восемь часов полета только и оставалось, что смотреть фильмы и ждать, когда покормят. “На борту самолета еда кажется чем-то очень важным, и мы хотим оправдывать ожидания пассажиров”, — говорят в British Airways. Между тем моя соседка была скорее исключением: пассажиры либо жалуются на ужасное качество еды, либо на полное ее отсутствие. В коротких полетах, как правило, больше не кормят, а на дальних расстояниях все большую популярность приобретают так называемые здоровые и облегченные меню. На практике это означает порции, которыми не насытится и мышь. Правда, в российском представительстве British Airways с этим категорически не согласны: “На дальнемагистральных рейсах у нас и впрямь появилось спа-меню с пониженным содержанием соли и жиров, — сказала "Пятнице" представитель авиакомпании Мария Шляхтова. — Запеченный маринованный лосось с папайей, говядина на гриле с тайскими травами — такая еда не оставляет ощущения тяжести в желудке, но при этом вполне сытна”.
Многие компании пересматривают свое отношение к питанию на борту. Например Singapore Airlines ввела в состав своей международной комиссии по питанию знаменитого индийского шеф-повара Санджива Капура. На некоторых рейсах Delta, вылетающих из нью-йоркского аэропорта JFK, меню составлено известным шефом Мишелем Бернстайном. В этом году China Southern Airlines провела Воздушный гастрономический фестиваль приблизительно на 6000 внутренних и международных рейсах. Пассажиры, путешествующие в первом и бизнес-классах авиакомпанией Emirates, могут наслаждаться едой, созданной поварами знаменитого дубайского отеля Burj Al-Arab. А MAXjet, летающая из Нью-Йорка в Лондон и называющая себя “доступной компанией бизнес-класса”, идет наперекор модным тенденциям “облегченных меню” и угощает пассажиров 240-граммовыми американскими стейками на фарфоре Wedgwood.
Большинство авиаперевозчиков предлагают специальные меню для пассажиров. Можно выбрать кошерное, халяльное, вегетарианское, детское меню, еду с пониженным содержанием холестерина, соли или сахара. Всего существуют 30 стандартов, рекомендованных IATA (Международной ассоциацией воздушного транспорта). Заявка на отдельное меню делается при бронировании билета, причем такая возможность существует и в российских авиакомпаниях. В некоторых из них, кстати, тоже работают приглашенные повара. “В бизнес-классе у нас меню от Игоря Бухарова из ресторана "Ностальжи", — сказал "Пятнице" директор по связям с общественностью авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал. — И даже суши у нас на борту делал специально приглашенный повар из Японии”. Экономкласс в “Трансаэро” тоже стараются не обижать: еда (правда, холодная) остается на ближних рейсах, подают и спиртные напитки. А в авиакомпании “Сибирь” признаются, что дела с питанием обстоят менее радужно. Например, система заказа спецменю доступна, но работает со сбоями, да и клиенты о ее существовании, как правило, не догадываются. “И вообще вопрос бортового питания очень непростой, — говорит заместитель директора по общественным связям Игорь Волков. — Российские пассажиры традиционно считают, что еда — очень важная составляющая полета. Вот в европейских странах низкобюджетные линии вообще отказываются от питания, и все это воспринимают как должное. Самолет — это ведь не поход в ресторан”.
(FT Global Traveller. 09.06 перевод Елены Париной)