Автор Тема: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.  (Прочитано 277148 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2418
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #165 : 21 Декабря 2010, 11:34 »
Павел, спасибо за информацию о 246 гиап БФ, да о 14-м гиап БФ и 13-м иап БФ я сам писал на старом форуме, в этих полках во время ВОВ служило много выпускников Ейского училища и среди них были ГСС.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2418
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #166 : 21 Декабря 2010, 14:24 »
Немного из истории:

К истории ИА ВМФ БФ.
13-й истребительный авиационный полк ВВС ВМФ
4-й гвардейский истребительный Краснознаменный ордена Ушакова авиационный полк ВВС ВМФ
Примечание: в ВВС ВМФ было два полка с таким номером. Один 13 иап ВМФ был образован в декабре 1942 г. из 13 оаэ ВМФ и 18.01.42 г. преобразован в 14 гиап ВМФ. О другом идет речь ниже.
 
Командиры полка:
майор, подполковник   Иван Георгиевич Романенко
1939 - 26.08.41   
капитан, с 15.12.41 г. майор   Михаил Васильевич Охтень
09.10.41 - 23.01.42   
подполковник   Борис Иванович Михайлов
23.01.42 - 30.09.42   
подполковник   Владимир Степанович Корешков
10.10.42 - 13.11.42   
подполковник   Лаврентий Порфирьевич Борисов
13.11.42 - 30.08.43   
майор, подполковник   Василий Федорович Голубев
30.08.43 - 09.05.45   

 
В действующей армии:
•   22.06.41 - 01.05.42 (13 иап КБФ)
•   01.05.42 - 09.05.45 (4 гиап КБФ)
Развернут в апреле 1938 г. из 3 оиаэ ВМФ. Состоял из 4-х эскадрилий. Принимал участие в советско-финляндской войне. На 09.06.1941 г. входил в состав 10 саб ВМФ и базировался: 1, 2, 3-я аэ на аэродроме Керстово (И-16), 4-я аэ на аэродроме ВМБ Ханко (И-153). 25.06.41 г. 3-я аэ была передана в состав 5 иап. 10.09.41 г., после расформирования 10 саб, вошел в состав 61 иаб ВМФ. В октябре 1941 г. в состав полка в качестве 3-й аэ вошла 104 оиаэ.
К 18.01.42 г., за пять месяцев боевых действий, полк произвел 5 945 боевых вылетов, штурмовал боевые корабли, транспорты и войска противника, в воздушных боях сбил 117 самолетов, уничтожил 12 танков, 387 автомашин, 20 катеров, эсминец, сторожевик, 3 зенитные батареи, сотни солдат и офицеров.
Преобразован Приказом Народного комиссара ВМФ СССР No. 10 от 18.01.42 г. в 4 гиап ВМФ. За пять месяцев боевых действий полк произвел 5945 боевых вылетов, штурмовал боевые корабли, транспорты и войска противника, в воздушных боях сбил 117 самолетов, уничтожил 12 танков, 387 автомашин, 20 катеров, эсминец, сторожевик, 3 зенитных батареи, сотни солдат и офицеров.
С 22.02. по 22.03.42 г. летчики полка произвели 123 самолето-вылета на штурмовку войск противника. В результате было уничтожено 64 автомашины, до 600 солдат и офицеров противника, подавлен огонь четырех арт. орудий. С 12.03. по 13.04.42 г. в воздушных боях летчиками полка было сбито 54 вражеских самолета, из них 25 Bf-109 и 2 Хе-113. В марте и апреле 1942 г. полк произвел 216 вылетов на разведку переднего края обороны и фронтовых дорог противника.
С августа по сентябрь 1942 г. полк выполнял задачу по прикрытию Кронштадта. С этой целью было совершено 50 самолето-вылетов на И-16. Только 24 августа летчики 4-го гиап сделали 24 самолето-вылета, а в дальнейшем за пять месяцев - с августа по декабрь 1942 г. - 405. За это же время летчики полка произвели свыше 580 вылетов для сопровождения штурмовиков и бомбардировщиков, в десятках воздушных боев сбили 12 самолетов противника.
К 24.03.43 г. полк полностью перевооружился на Ла-5.
За период с 12.04.43 по 21.04.43 г. летчики 4 гиап на самолетах Ла-5 в воздушных боях сбили 6 ФВ-190, 14 фиат-50, один ФД-21, один Ме-109 и один Хе-111. А за один день 21.04.43 г. летчики полка сбили 11 самолетов.
С сентября 1944 г. вооружен самолетами Ла-7.


Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2418
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #167 : 21 Декабря 2010, 14:26 »
По личному составу 13-го, затем 4-му ГИАП БФ.

http://www.allaces.ru/p/ls.php?div=iap0013004
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2418
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #168 : 21 Декабря 2010, 14:36 »
А вот это про 14-й гиап, как я понял впоследствии 246 гиап БФ.

http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/iap13bf2.dat
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2418
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #169 : 30 Декабря 2010, 23:02 »
На старом форуме у нас была тема: "Морская истребительная авиация. 41-й и 58-й иап ТОФ, 10-й гаип БФ". На страницах этой темы я публиковал материалы, посвященные службе моего отца, Адамова Николая Васильевича, выпускника Ейского училища 49-го года в истребительной МА. При участии Геннадия Васильевича Бойченкова и Павла, удалось установить, что отец служил последние месяцы перед уходом с военной службы не в 10-м гиап БФ, а в 246-м гиап БФ. Эти оба полка были в составе 24-й гиад БФ.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #170 : 06 Февраля 2011, 01:33 »
Даааа...
Сколько мы уже накопали! А сколько ещё предстоит накопать?!
Серёжа, по идее личное дело твоего отца может быть и в Гатчине?!
Ты запрос туда делал?

А я пока покажу вам одно тихое место, деревню Клопицы. В деревне всего около 1000 жителей, и она оживает только с приездом дачников. Территориально входит в Волосовский район, но заезжать в неё лучше не со стороны Волосово, а со стороны федеральной трассы Питер- Кингисепп- Нарва- Таллинн, свернув с неё к югу на примыкающую дорогу через 2-3 километра за деревней Каськово, не доезжая Красной Мызы. Дорога там вполне проезжая, хоть и не "блестящая".

Не доезжая Клопиц, справа будет Жилгородок. Тот самый... А за ним как раз  большое непаханное поле- это и есть аэродром. Всё будет справа от дороги. Он ещё в какой-то степени существует, законсервирован, и территория не отдана под сельхозугодья.

Тут можно посмотреть Аэродром и деревня Клопицы

Открыла свою ссылку в другом браузере, как не зарегистрированный "гость", и с  удивлением обнаружила: кроме аэродрома (на русском), все окрестные деревни имеют финские названия. А я как зарегистрированный пользователь вижу русскую версию. Надо это учесть. Добавляю скрин со своего компа.


В центре обозначено поле аэродрома. К югу- сама деревня. А к северу- Жилгородок, он на том месте, где был гарнизон Клопицы и во время войны и после, когда аэродром понадобился вновь для нужд 93 ВМАУЛ.

Но мы не знали, где аэродром, хотя знали, что возле него стоит мемориал  51-му минно-торпедному полку, но и его проскочили, не увидев. Въехав в деревню, людей не обнаружили, и всё же нам несказанно повезло! Единственная женщина, шедшая по дороге, у которой мы решили спросить об аэродроме, оказалась нам исключительно полезной. Она училась когда-то в местной Школе и рассказала, что при Школе существует великолепный Музей, посвящённый Авиации! Хотя мы знали о Музее, но не ожидали, что эта женщина нам расскажет. Она училась как раз, когда он начал создаваться, принимала в этом участие и этим гордится. Она подсказала и телефон бывшего Директора этой Школы, Измайловой С.М., чьими трудами так бережно и до сих пор хранится память об авиаторах, которые тут воевали. И опять нам несказанно повезло! Измайлова С.М. теперь уже на пенсии и в Клопицах бывает наездами, но она именно тогда оказалась дома! И мы с ней встретились!


Вот так выглядит уголок деревни к повороту на аэродром.

Даже вообразить себе трудно, что тут творилось во время войны!
А сейчас тихо-тихо...
« Крайнее редактирование: 06 Февраля 2011, 02:50 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #171 : 06 Февраля 2011, 03:35 »


Светлана Михайловна провела нас на старое деревенское кладбище, где совсем рядом с дорогой похоронен выпускник ЕВМАУЛ 1942 года Герой Советского Союза Евграфов Вадим Николаевич. Наверное, это стало братским захоронением, вероятно,  сюда уже после войны собрали останки других погибших авиаторов 1 и 51 минно-торпедных полков. Но их имена тоже высечены на плитах. Во время войны в Клопицах и на аэродроме стояли немцы. И что случилось с могилами наших погибших в боях за Ленинград, можно только предполагать...



Ниже указано расположение кладбища и место могилы.



Так же указано место, где стоят руины церкви Св. Апостолов Петра и Павла. Это была большая старинная церковь. Клопицы- центр волости, к которой были приписаны окрестные деревни. Поэтому тут и сегодня располагается местная Администрация, ну и соответствующие очаги культуры.

На другой стороне дороги, но ближе к кладбищу, практически на перекрёстке стояла другая церковь. От неё ничего не сохранилось. Обе церкви закрылись в 30-е годы. Но они служили хорошими ориентирами для лётчиков. Обе в войну были разрушены.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #172 : 06 Февраля 2011, 04:13 »


Вадим Евграфов был совсем мальчишкой (слева на фото), но настолько талантливым лётчиком, что по окончании Училища очень быстро вошёл в строй и успешно выполнял разные задания на летающей лодке МБР-2. В какие только переплёты они не попадали со своим штурманом Виктором Бударагиным (справа), из каких только не выпутывались передряг со своей потрёпанной машиной! Он был ещё и отчаянно везучим!

http://blokada.otrok.ru/biogr.php?l=6&n=1vvn&t=2
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=4095

После МБРки Евграфову с Бударагиным довелось летать на торпедоносце A-20G "Boston" в составе 1-го гмтап. И именно им досталась честь уничтожить сотый корабль на счету этого полка. 19 августа 1944 года обоим было присвоено звание Героев Сов.Союза. Много дел наделали эти ребята!

А на следующий день Евграфов погиб... ужасно, просто ужасно нелепо... мальчишка... Он узнал, что награждён, возвращался на свой аэродром на связном самолёте и на радостях затеял крутить пилотаж... и разбился... А Будорагин довоевал, но его жизнь после войны, видимо, сложилась не очень удачно.
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1292




А это и есть аэродром Клопицы.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #173 : 06 Февраля 2011, 04:40 »

Светлана Михайловна Измайлова, ангел-хранитель Истории Авиации в Клопицах.



Это то, что осталось от церкви Петра и Павла.
Если кому-то интересно http://enclo.lenobl.ru/showObject.do?object=1803557894&language=1


Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #174 : 06 Февраля 2011, 04:58 »


А так выглядит с дороги мемориал, который создали ветераны 51-го мтап в память о своём полку и товарищах.
Он стоит на краю аэродрома.



Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Николай СОЛОВЬЁВ

  • Гость
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #175 : 06 Февраля 2011, 08:18 »

Другое дело 892 гв. иап. Он просуществовал до середины 1960г. на Аэр. Нивенское, и был расформирован.
С уважением, Павел.
"Другое дело 892 гв.иап. Он просуществовал до середины 1960 г. на Аэр. Нивенское, и был расформирован"…. =Ник.Вас.= Чур меня, Чур меня! Чушь – он был передан из ДКБФ в ПВО Страны, т.е в Полу-Военную Организацию торгашей.
И далее по делу. Летом 1960 года уже будучи в ПВО наша 1-я АЭ из Нивенского 892 гв.иап на Як-25п (к-р 1-й АЭ – гв.п/п-к Старовойтов Василий Васильевич, к-р 892 гв.иап – гв.п-к Колесников А.Т.) была "передислоцирована" на АС Даугавпилс (Латвия) в "придворный полк" (к-р иап – п/п-к Берестов, начальник ОБАТО – п/п-к Каминский Б.М., он и руководил Берестовым) 27-го корпуса ПВО (г.Рига) г-лов Двирника или одного из младших чеченских братьев Халиповых, очень хотелось им под рукой иметь ПЕРЕХВАТЧИКИ. Вот и тасовали по-хрущёвски. А оттуда, из Даугавпилса, на АС Нивенское на морскую границу Союза была передислоцирована 3-я АЭ (к-р – м-р Вербицкий А.П.) на Миг-17-"2п", т.е. "Простые, но с Перископом". Как в кино-фильме "Фан-Фан Тюльпан", который был намного умнее. ("Правый фланг – на левый фланг, Левый фланг – на правый фланг, а Центр оставить в Середине"). Ком. кором тогда был один из младших чеченцев Халиповых (г-л/л-нт), старший брат (г-л/п-к?) был в ПППР-ах у Волкогонова в Глав. ПУ-ре СА в Москве. =Ник.Вас.=

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #176 : 06 Февраля 2011, 12:49 »

Венчает памятник якорёк с двумя винтами, напоминая о морских торпедоносцах.



 

Всё меньше и меньше остаётся живых свидетелей, которые лично знали тех, чьи имена высечены на плитах...
Но они есть! Известные и не очень, но все-все они были лучшими!

Будем помнить...  %18
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #177 : 06 Февраля 2011, 12:50 »
"Другое дело 892 гв.иап. Он просуществовал до середины 1960 г. на Аэр. Нивенское, и был расформирован"…. =Ник.Вас.= Чур меня, Чур меня! Чушь – он был передан из ДКБФ в ПВО Страны, т.е в Полу-Военную Организацию торгашей.
И далее по делу. Летом 1960 года уже будучи в ПВО наша 1-я АЭ из Нивенского 892 гв.иап на Як-25п (к-р 1-й АЭ – гв.п/п-к Старовойтов Василий Васильевич, к-р 892 гв.иап – гв.п-к Колесников А.Т.) была "передислоцирована" на АС Даугавпилс (Латвия) в "придворный полк" (к-р иап – п/п-к Берестов, начальник ОБАТО – п/п-к Каминский Б.М., он и руководил Берестовым) 27-го корпуса ПВО (г.Рига) г-лов Двирника или одного из младших чеченских братьев Халиповых, очень хотелось им под рукой иметь ПЕРЕХВАТЧИКИ. Вот и тасовали по-хрущёвски. А оттуда, из Даугавпилса, на АС Нивенское на морскую границу Союза была передислоцирована 3-я АЭ (к-р – м-р Вербицкий А.П.) на Миг-17-"2п", т.е. "Простые, но с Перископом". Как в кино-фильме "Фан-Фан Тюльпан", который был намного умнее. ("Правый фланг – на левый фланг, Левый фланг – на правый фланг, а Центр оставить в Середине"). Ком. кором тогда был один из младших чеченцев Халиповых (г-л/л-нт), старший брат (г-л/п-к?) был в ПППР-ах у Волкогонова в Глав. ПУ-ре СА в Москве. =Ник.Вас.=
Николай Васильевич!
Вот Вы, по возможности,  и проясните ситуацию с 892 гв. иап.
По нему я давно пытался разобраться (после 1960г.), но пока не получилось восстановить картину.
Вот что было у меня на сегодняшний день:
"В апреле 1960г. 892 гв. иап был передан в Балтийскую дивизию ПВО (с 20.05.1960г. – 3-я дивизия ПВО).
Полк существовал в составе 3-й дивизии ПВО (Каунас) 27-го корпуса ПВО до середины 1961г.
В середине 1961г. 892 гв. иап в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» был расформирован." (По другим данным полк "дожил" аж до конца 70-х годов!)
Очень прошу Вас исправить и дополнить эти данные:
- До какого года все-таки "дожил" полк?
- Сохранил ли он свой номер после 1960г.?
- Какой номер в/ч был у него?
- в какой полк была пердислоцирована 1-я АЭ?
- Какие типы ЛА были на его вооружении (в известный Вам период)
- Кто командовал полком в это время?
Очень надеюсь на Ваши воспоминания.
С уважением, Павел.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #178 : 06 Февраля 2011, 13:16 »
 
Аэродром Клопицы.
Здесь они стояли насмерть...



А на этой схеме можно видеть то, что описал Геннадий Васильевич Бойченков.
Каре гарнизонных построек, говорят, деревянных.
Место, где ещё со времён Финской компании сохранился ангар и дождался курсантов из Лебяжьего. Ныне не существует. Но заметны места стоянок и рулёжек.
Левее "проплешины", где тогда ещё лежали обломки техники времён войны. Обозначены как "кладбища самолётов".

На схеме слева вверху я обозначила руины. "Из  Гугля" можно разглядеть, что это давние руины и по композиции весьма напоминают останки некой в/ч. Какой? Имела ли она отношение к Авиации?

Это пока всё, что имею сказать по Клопицам лично я.

Весь фотоальбом "Клопицы" размещён тут http://photofile.ru/users/oshma/115887865/
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #179 : 16 Февраля 2011, 23:41 »
Предлагаю серию интересных рассказов полковника МА в запасе Василия Васильевича Чечельницкого о его службе.

В этом речь идёт о времени, когда В.В. был молод, многое ему со своей лейтенантской колокольни виделось не так, как Командованию. Да и этот рассказ он писал, как курьёзный случай к 1 апреля. Но это подлинный случай, возможно, за давностью лет с незначительными неточностями. Вот он:

… это было в старые, добрые времена,
когда все женщины были слегка
легкомысленны, а мужчины занимались
любимым делом - войной…

(заставка из кинофильма «Фан-Фан Тюльпан»)

ПОЗОР БАЛТИКИ
Борьба за многомиллионные заказы в системе оборонной промышленности между различными родами войск всегда была очень жёсткой и далеко не сразу приводила к верным решениям. Достаточно вспомнить глобальное сокращение ударной авиации, проведённое Н. С. Хрущёвым в угоду Ракетным войскам, которое отбросило развитие авиационной мысли СССР лет на двадцать назад. Чтобы как-то это компенсировать, а также напомнить уроки второй мировой войны некоторым начальникам, которые стали забывать, что около 60 процентов кораблей и судов фашисткой Германии было уничтожено авиацией, в «верхах» было принято решение продемонстрировать ещё раз возможности Морской авиации. Напротив мыса Таран, который венчает западную оконечность Калининградской области, установили в километре от берега баржу, имитирующую атаку вражеского крейсера с запада. И этот „крейсер” надо было потопить, естественно, только с первого захода. Сей «знаменательный факт» решили приурочить к выпуску слушателей академии Генерального штаба, что в Москве. Кроме того, были приглашены представители Вооружённых Сил стран Варшавского Договора, а также военные атташе стран НАТО.

Но немного хронологии: за месяц до описываемых событий по всем полкам авиации Дважды Краснознамённого Балтийского Флота был брошен клич – отобрать самые лучшие экипажи, способные выполнить эту ответственную задачу. Замысел учений был следующий: ударные группы всех полков должны были выйти с трехминутным интервалом в точку боевого развёртывания в Балтийском море, на траверсе Вентспилса, далее развернуться на боевой курс 180 градусов и, пролетев несколько сотен километров без всякого противозенитного маневра, что б «прицел не нарушить», сбросить свой бомбовый груз на «врага» на глазах у всего генералитета.

То, что баржа будет потоплена если не первой тактической группой, то следующей, сомнений ни у кого не вызывало. Главное – это надо было сделать красиво. Поэтому основной упор при подготовке к этим учениям делался на отработку чёткости парадного строя. Тренировочные полёты начались за месяц. Вылеты были через день, и особый колорит им придавало руководство полётами на полигоне генерала Лецис, заместителя Командующего авиацией Балтийского Флота. Его замечания по выдерживанию строя, сдобренные крепким, «армейским» юмором, создавали боевой настрой. А то, что они «слегка» расходились с перечнем Типовых команд, принятых в авиации, никого не удивляло. Генерал «он и в Африке генерал – ему всё можно». В результате таких полётов выдерживать своё место в строю мы научились безукоризненно, хотя и до этого летали не слабо.

Общий боевой порядок выглядел так: пятёрка ИЛ-28 нашей отдельной эскадрильи, базирующейся на аэродроме Храброво Калининградской области, далее шли две пятёрки ИЛ-28 рижского полка, девятка ТУ-16 с аэродрома Остров в районе Пскова, две девятки ТУ-16 Быховской дивизии с Белоруссии и замыкала этот строй девятка сверхзвуковых ТУ-22р с аэродрома Чкаловск, что под Калининградом. Только у нашей эскадрильи боевая загрузка была по 12 бомб Офаб-100-120 на самолёт, т. е. калибра 100 кг. Это чтобы баржа не сразу пошла на дно, надо же цель и для других оставить. Во всех остальных ударных группах бомбы висели калибра 250 и 500 кг. Разумеется, тренировочные вылеты мы выполняли без бомбометания.

И ещё одна деталь, чтобы была понятна последующая цепь событий. Баржа была длиной 100 метров. Интервал и дистанция между самолётами, летящими клином, по заданию выдерживались 30 на 30 метров. Это значило, что при точном прицеливании в корабль попадали бомбы только ведущего и двух внутренних ведомых. Бомбы внешних ведомых шли заведомо мимо цели, слева и справа от носа и кормы в 10 метрах. Но если ведущий ошибался в боковой наводке и проходил не точно посредине корабля, то всё равно бомбы трёх самолётов в цель попадали, ведущего и двух левых или правых ведомых. Т. е. такой строй давал более гарантированное уничтожение цели. Так мы летали все тренировочные полёты.

Но в день совершения реального вылета после дачи предполётных указаний главный штурман эскадрильи подполковник Борис Андреев попросил командиров экипажей остаться. «Мужики, - сказал он, а что это мы бомбы с двух самолётов будем заведомо ложить мимо цели? Я в себе уверен и выведу вас точно на корабль. Вы можете клин поострее сделать, т. е. сократить интервал до 20 метров? Мы тогда эту баржу в куски расшибём, остальным и целиться не по ком будет». Подполковник Андреев был действительно лучшим штурманом полка, и мы ему сразу поверили. «Конечно, сможем, Борис Алексеевич, что нас зря учили». И вот долгожданный час настал. Экипажи заняли свои места в самолётах, гости на трибунах, специально сооружённых для этой цели на краю 80 метрового берега, и «шоу» началось.

Сразу после взлёта я ощутил, насколько более инертно ведёт себя самолёт, с таким грузом бомб я ещё не взлетал. На высоте 3000 метров вышли на боевой курс, за 100 километров до цели перешли на снижение до малых высот. Все было как всегда, за исключением «маленькой» детали. Видимость над морем резко ухудшилась до 1,5-2 км, что не обеспечивало надёжный визуальный поиск цели и её поражение. В море ориентиров нет, а радиолокационный прицел на таких высотах бессилен. Здравый смысл подсказывал, надо отменить вылет. Но как это? Высокопоставленные гости на трибунах, ждут «хлеба и зрелищ», что ж их ещё раз собирать? «Нет, матч должен состояться при любой погоде».

В итоге, несёмся на боевом курсе, четко выдерживая строй «острый клин», о котором нас просил ведущий штурман. Я иду правым крайним ведомым. Командир эскадрильи подполковник Владимир Стефанович Кондрашов и его штурман до рези в глазах всматриваются вперёд, ищут цель. Наконец, вот она, но не впереди, а справа под углом 30 градусов. Делаем резкий доворот, и прямо в крене с самолёта ведущего полетели бомбы, с наших самолётов, естественно, тоже. В результате, вся наша пятёрка положила свой бомбовый груз левее цели, как раз между берегом и кораблём, за исключением: одна бомба с моего самолёта попала в носовую якорную цепь и перебила её. В итоге, разрыв 60 бомб скрыл полностью баржу от гостевых трибун. Впечатление такое, что цели больше нет. На трибунах раздались одобрительные возгласы и аплодисменты. Но вот водяные столбы от взрывов осели. Баржа стоит, как ни в чём не бывало, только ветром её развернуло вдоль оси боевого курса. Я же ей один якорь перебил.

Дальше начался «цирк» под названием «не приведи, господи». Первая пятёрка ИЛ-28, следующая за нами, бомбы не сбросила, проскочила мимо цели. Вторая, с боевой загрузкой по 8 ФАБ-250 на самолёт, отбомбилась, но, как и мы, мимо цели. Девятка дальних бомбардировщиков ТУ-16 с Острова вообще пошла прямо на трибуны. А загрузка по 8 бомб калибра 500 килограмм на каждом самолёте. Могучий бас генерала Лециса превратился в фальцет: «Работу запрещаю, закрыть люки». Прокричал он на одном дыхании. «Вас не понял, повторите», подчёркнуто спокойно в эфире прозвучал голос ведущего, если не ошибаюсь, командира полка полковника Михеева Анатолия Тимофеевича. Только с третьей команды Лециса командир полка понял, что работу им запрещают. До сброса бомб оставались считанные секунды. Девять тяжёлых бомбардировщиков с рёвом промчались прямо над генеральскими фуражками.

Из двух ударных групп Быховской дивизии бомбы сбросила лишь одна, но мимо цели. Девятка сверхзвуковых ТУ- 22 также «прохолостила». Руководство авиации было в шоке. Такого никто не ожидал. Ничем другим я не могу объяснить команду: «Всем производить роспуск, следовать на свои аэродромы». Мы к этому времени уже заходили на посадку. «Командир, как же они с боевыми бомбами садиться будут? Опасно ведь», - задал мне вопрос мой стрелок-радист матрос Саша Чекалин. Тогда во многих экипажах стрелками-радистами летали матросы срочной службы. То, что пришло в голову матроса, слегка с опозданием, пришло в голову и генералов. Последовала команда: «Отставить. Всем собраться в группы и следовать на повторный заход. Бомбы сбрасывать в обязательном порядке независимо от того попадаете на цель или нет».

Все, кто не сбросил бомбы, пошли на повторный заход. Я ещё успел заметить, как красиво на траверзе проскочила девятка ТУ-22. В результате – бомбы сбросили все. Но баржа осталась наплаву. Мы потом смотрели снимки. Бомбы падали слева, справа, за кормой, перед носом. Баржа от взрывов подскакивала, как мячик, но стояла, как заговорённая. И это без всякого зенитного огня и маневра. Сброшено более 150 тонн бомб, переглушено при этом сотни килограммов рыбы, и всё впустую. «Конфуз» был полнейший! Конечно, если бы бомба с моего самолёта не перебила якорную цепь, и баржа стояла поперёк боевого курса, авиация её бы всё-таки утопила, но это «если бы».

Выводы были сделаны следующие. Когда через три месяца в Германии проводились учения «Братство по оружию», в аналогичной ситуации баржу сразу начинили взрывчаткой. И она была взорвана, как только бомбы от самолётов ведущей группы показались из бомболюков. Баржа сразу затонула, и все остальные просто бомбами глушили рыбу « к генеральскому столу».

Главный же вывод: наш курьёзный вылет ещё раз показал - пора переходить к разработке высокоточного оружия и новых способов прицеливания, что и было сделано в последующие годы. С тех пор мы, участники этого вылета, считаем себя причастными к авиационной науке и «удивлены, что до сих пор сей факт не получил соответствующей награды в виде денежной премии». Про ордена и медали мы не говорим в силу нашей «скромности», но надеемся, что потомки не забудут тех, кто «двигал» авиационный прогресс вперёд или в сторону, что почти одно и то же!


На фото:
Ст. л-т Чечельницкий перед вылетом.
В боевом строю...
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта