Автор Тема: Мартыновский Григорий Васильевич  (Прочитано 11938 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #30 : 08 Февраля 2020, 18:29 »
А в послевоенный период в этой немецкой крепости, переименованной в город КАЛИНИНГРАД, на Октябрьском острове открыта улица «Генерала Павлова», командира Кенигсбергского полка. И символично то, что она стыкуется с улицей 9-го апреля, названной в ознаменование взятия Кенигсберга.

Первоначально планировалось в Горсовете открыть улицу Павлова вместо улицы Банковской, с тем расчетом, чтобы как бы параллельно летели в вечность два прекрасных летчика Иван Борзов и Павел Павлов в направлении к штабу авиации Балтийского флота. Но из-за чванства чиновников это не получилось.

На открытии улицы и мемориальной доски Героя были однополчане летчики, боевые друзья, воины авиаторы, курсанты КВАТУ, юные пионеры, граждане города. На торжества приехали сын и дочь ПАВЛОВЫ. Но, к сожалению высоких чиновников города, авиации и флота не было.

В послужном списке Павла Ивановича Павлова был награжден тремя орденами Ленина, четырьмя Красного Знамени, орденом Ушакова 2-1 степени, Красной звездой и другими наградами.

В боях он дважды тяжело был ранен и это сказалось на его здоровьи, еще в расцвете своих сил, в 1967 году, он ушел из жизни. Но памать его боевых делах осталась для последующих поколений…

Уместно вспомнить, что командир полка П.И.Павлов написал более трехсот машинописных листов воспоминаний о войне и своем родном полку. Эту рукопись я лично старался пробивать ее издание через Калининградское управление печати.

Но один из ведущих начальников (фамилии не буду называть) категорически заявил, что издавать не будут, мол незачем, Павлова теперь нет в живых. Я оскорбленный и униженный пытался еще что-то доказать для воспитания новых поколений молодежи, но высокий чиновник оказался непреклонен.

Но эта книга нужна и сейчас для выпестования новых неустрашимых летчиков, защитников нашей Родины.

Рукопись командира Кенигсбергского авиаполка, героя Советского Союза Павла Ивановича Павлова с иллюстрированными фотографиями тех времен находится в руках наследников – дочери и сына Павловых в Санкт-Петербурге. Утраченное можно еще востребовать.

Из героических дел наших летчиков нельзя позабыть последний таранный удар Ивана ЕМЕЛЬЯНЕНКО (кстати, это четвертый официально, таранный удар наших летчиков без потерь).

И.Емельяненко вместе с ведомым А.ЖОЛОБОВЫМ выполняли разведывательный полет в море и они попали под прицел двух вражеских ФВ-190. В результате многих настойчивых атак противника Иван Никифорович расстрелял весь свой боевой запас и решил идти на таран. В смертельной азарте он отрубил серьезные повреждения воздушного винта. Но преодолевая вибрации самолета сумел произвести посадку на другой, близ лежащий аэродром. А его ведомый Александр ЖОЛОБОВ сумел сбить и второго «фоккера».

Оказавшись на аэродроме армейской истребительной авиации, где летали тоже на самолетах Як-9, гостей приняли достойно. Братья по оружию оставили поврежденный самолет у себя для ремонта, а ЕМЕЛЬЯНЕНКО дали свой, но с другими бортовыми номерами и другой раскраской. И он не мешаясь с ЖОЛОБОВЫМ взлетел на свой аэродром, чем снял беспокойство уже печальное у нашего командования. И так бывало на фронте.

Иван Емельяненко за этот подвиг был награжден орденом ЛЕНИНА. Это один из опытнейших летчиков-истребителей совершил более 415 боевых вылетов, из них 145 на воздушные разведки, участвовал в 57 воздушных боях, сбил лично 12 самолетов противника и в группе с товарищами – 10.

Этот отважный летчик и ранее попадал в очень сложные ситуации. Так однажды он был сбит и ранен в ногу и руку, самолет горел и летчик воспользовался парашютом. Но, чтобы фашисты не расстреляли его в воздухе, он сделал глубокую затяжку до 150 метров от земли. Это тоже был риск, но праведный. Иван приземлился на своей территории.

Вспоминаются и другие фронтовые события в полку. Известно, что летчики-истребители летали на различных модификациях ЯКОВЛЕВА. Будучи еще под ЛЕНИНГРАДОМ в наш полк поступило 10 новейших самолетов Як-9, вооруженными 37 мм пушками (это тоже одно из чудес авиации), для нанесения специальной штурмовки на Карельском перешейке фашистского бронепоезда, который тормозил наступление сухопутных войск. Пришлось перелетать на аэродром НОВАЯ ЛАДОГА, где при личном участии командира полка П.Ив.Павлова нанести несколько неотражающих штурмовых ударов по бронепоезду.

Задача была выполнена без потерь. А Верховный Главнокомандующий объявил летчикам очередную благодарность.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #31 : 08 Февраля 2020, 18:32 »




Листовка от 24.03.1945 г. с обращением к военнослужащим Германии в Восточной Пруссии
от имени командующего 3-м Белорусским фронтом Маршала Василевского
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #32 : 08 Февраля 2020, 18:35 »
6. Повреждения самолетов и их ремонт

Были в полку и самолеты Як-9д с особой символикой, построенные на средства трудящихся города КРАСНОДОНА с персональными названиями героев «МОЛОДОЙ ГВАРДИИ». На бортах самолетов символизировали летчикам – «ОЛЕГ КОШЕВОЙ», «УЛЬЯНА ГРОМОВА», «СЕРГЕЙ ТЮЛЕНИН». Эти самолеты были вручены лучшим летчикам комсомольцам. На одном из них – «УЛЬЯНА ГРОМОВА» летал комсорг 1-й аэ Федор СЕЛЕЗНЕВ. В череде боев этот самолет был пробит неразорвавшимся зенитным снарядом насквозь из бензобаков. Летчик из своей кабины хорошо видел как выливается и болтыхается бензин в баке. Ситуация из неприятных. Но благодаря высокому самообладанию, летчик дотянул самолет до своего аэродрома.

Старший техник звена И.Г.ПЕТРОВ с авиамехаником П.НЕСТЕРЕНКО с помощью специалистов ПАРМа во главе с Ф.Ф.МАТОВЫЙ и «золотыми руками» его сына Бориса МЫТОВА так «схимичили», что на другой день уже к вечеру самолет был в строю, повреждения как не было.

Трижды с повреждениями в бою приводил самолет Як-9, бортовой номер 15, летчик Анатолий МЕЛЕШКО, который обслуживал я, как авиамеханик.

Характерно, что еще будучи курсантом летного училища, МЕЛЕШКО не раз летал на моем учебном самолете, где я служил. И здесь на фронте мы встретились вновь и создали единый боевой экипаж. К этому времени Анатолий был уже хорошо обстрелянный летчиком. В летном же училище он завязал чистую и верную любовь с самой красивой девушкой, механиком по спецоборудованию Аней КАШКИНОЙ и пронес любовь преданно через всю войну и жестокие воздушные бои. А после войны они поженились…

И далее..Один раз в воздушном бою огневая очередь противника пришлась почти по кабине МЕЛЕШКО, были ранены кисти рук. Имея сильную волю, с окровавленными руками, он довел самолет до своего аэродрома.

В очередном воздушном поединке, пулеметная очередь врага разворотила маслобак, впереди козырька летчика. Но масло до конца е вытекло ввиду его вертикальной формы и двигатель работал нормально без перегрева. Однако на земле обнаружилось залитие маслом всей нижней обтекаемой части фюзеляжа вплоть до костыля, как говорят моряки, прямо до клотика, что влияет на скорость самолета в полете.

Отремонтировать маслобак труда и времени не составило. Но оттирать в зимнее время на ветру и холоде это проблема. Смекалка помогла: смывать снегом с еловыми ветками, а потом уже по сантиметру бензиновой паклей. Но с водяным радиатором работы было не меньше: промыть и продуть сжатым воздухом. К полуночи все было завершено, можно летать.

А в одном из боевых вылетов МЕЛЕШКО прилетел словно в белой рубашке. На двигателе у самого воздушного винта был пробит тросик агрегата Р-7, регулирующий шаг винта, сохранилась одна действующая нить, как волосок и жизнь летчика была в опасности.

Здесь мне, как механику, пришлось повозиться на холодном ветру наверху. А руки то у меня были отморожены еще в Финскую войну. Пришлось дважды перезаплетать на месте сталистый металлический трос диаметром 3-4 мм чтобы добиться нужных параметров разворота лопастей винта, в пределах от 1900 до 2800 оборотов в минуту, а уж потом проверять работу в воздухе.

А вот насчет обморожения пальцев – особая история…

В январе 1940 года пришел приказ в Военно-морское авиатехническое училище направить выпускную 7-ю роту на боевую стажировку в действующие авиачасти. Я и рад других курсантов попали на аэродром КОТЛЫ в 57-ю бомбардировочный полк 8-й авиадивизии.

Определили в 1-ю аэ, где командиром был капитан Федор РАДУС. На бомбардировщик СБ-2 я назначен стажером механика ЗВОНАРЕВА. Зима тогда была очень и очень холодной, а самолет цельнометаллический и при заправке после боевого вылета ветер сдул рукавицы с плоскости, а ведь пистолет заправки не бросишь просто так…И обморозил пальцы.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #33 : 08 Февраля 2020, 18:36 »
Но главное о геройском подвиге нашего комэски Ф.Н.РАДУСА.

При выполнении боевого задания, отбомбившись один из самолетов СБ-2 нашей эскадрильи был подбит и дотянул до ледового залива, благополучно сел на лед. Недолго думая Федор Никифорович производит посадку своего самолета рядом и помогает своим товарищам спастись, а подбитый бомбардировщик поджигает.

Открывает свои бомболюки и «подвешивает» этот экипаж из трех человек, закрывает бомболюки и начинает взлет со льда Финского залива, хотя финны подбегали и обстреливали беглеца.

Возвращаясь на свой аэродром, Федор РАДУС на рулежной стоянке выключив двигатели подает команду техникам «От люков», что вызвало полное замешательство присутствующих. Из бомбовых любков торчат ноги в меховых унтах и на родную землю бойко выскакивают летчик, штурман и стрелок радист со сбитого самолета. Радостей было без предела.

За этот героический подвиг Федору Никифоровичу РАДУСУ было присвоено звание Героя Советского Союза.

Технический состав всегда днем и ночью до предела был занят самолетными делами, обеспечивал бесперебойную работу материальной части и оружия.
На моем самолете номер 15 в боевом полете отказал форсаж, это еще не беда, но летчику иногда нужна максимальная скорость для маневра или уклонения от удара врага. Такой двигатель без «второй скорости» надо заменять на другой. Проблема, это фронт.

По согласованию с начальством мне разрешили не снимая двигатель, произвести разборку его силовой кинематической задней части и найти причину отказа форсажа. Я считался в полку «природным технарем» и начал «химичить» (так говорили о изобретательности технического состава). Изготовил различные ключи, всякие удлинители и другие «одесские» приспособления, хорошо помог ПАРМ, друзья по оружию и старший техник И.Г.ПЕТРОВ.

За короткое время произвел разборку и обнаружил поврежденную шестеренку. Погода не благоприятствовала, коченели руки. Выручила так называемая лампа АПЛ (авиационная подогревательная лампа), на ней можно было подогреть ключи, согреть руки.

Но где можно было взять шестеренку в полевых условиях? Пришлось разбирать аварийный двигатель с самолета Пе-2 среднего полка. За трое суток работа была завершена. Двигатель опробован – работает нормально и крыльчатка нагнетателя дает 27 тысяч оборотов в минуту. Проведен облет самолета, форсаж работает прекрасно и так до конца войны.

Еще был случай когда летал летчик Саша ВОРОБЬЕВ получил повреждение левого шасси и сел на ближайший аэродром подскока «Илов», в полосе фронта. Тогда мой летчик МЕЛЕШКО с разрешения командования посадил меня в фальшкабину Як-9 с инструментами и ЗИПом без парашюта конечно. Я был закрыт просто на замок «джюс» и самостоятельно не мог выбраться. И мы вдвоем на боевом истребителе полетели выручать ВОРОБЬЕВА. Там, конечно, помогли друзья по оружию и самолет был введен в строй. Взлетели оба самолета домой, а аэродром ПАНЕВЕЖИС был закрыт страшной грозой и пришлось снова садиться на аэродром подскока.
Пока пережидали дождик, я на гороховом поле, которое было рядом, нарвал вместе с мякиной зрелого зеленого горошка и забил им фальшкабину самолета Воробьева. Так благополучно мы перелетели к себе на аэродром. Зеленому горошку очень обрадовались все летчики эскадрильи, много тут было шуток и смеху.

 Надо же, зеленый горошек в войну? Мечта…
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #34 : 08 Февраля 2020, 18:37 »
Аналогичный случай произошел в полку «Норманди-Неман», но с трагическим исходом. Когда французский летчик посадил в фалькабину без парашюта своего авиамеханика и в полете произошел воздушный бой, самолет Як-3 был подбит и командир дал команду летчику прыгать с парашютом, то последний ему ответил: «У меня же в фальшкабине под замком сидим Коля, мой механик». Тогда он пошел на вынужденную посадку на пересеченной местности, посадка не удалась и французский летчик и русский авиамеханик – погибли. Это пример верного товарищества. Высокого долга и самоотверженности авиаторов, можно отнести к чудесам ВВС.

Самолет Як-9, бортовой номер 09, ввиду недостатка кадров механиков обслуживал я, хотя в помощь мне выделили наказанного шофера командира полка П.В.ФИЛЛИПОВА. Он классный водитель, в Ленинграде водил много лет пассажирские автобусы и по мобилизации попал в наш полк. Пожилой, очень степенный человек, возил командира полка на Газике много лет и ту на ухабистой фронтовой дороге перевернул машину вместе с Героем. Пока машину ремонтировали ПАВЛОВ списал в наказание его мотористом.

Я его обучил в короткий срок и он помогал мне с ноль девяткой. Каждый день он повторял мне – как выпустить самолет в полет. Однажды я прихожу из столовой, а 09-той нет на стоянке. Он улыбаясь говорит: «Самолет выпустил в полет». Спрашиваю: «Как же ты мог, ты же не ответственное лицо». Тогда серьезно сказал: «Выпустил старший техник звена И.Г.Петров».

Вскоре П.В.ФИЛЛИПОВ снова сел за руль Газика и работал до самой демобилизации. Что же еще памятно – через некоторое время к нам прибыло пополнение авиамехаников сержантов из Пермского авиатехнического училища. И ко мне на самолет 09 прикрепили сержанта Юрия Цырулева, сына начальника знаменитого ВМАТУ. Пока он стажировался, его откомандировали в летное училище и потом он стал летчиком.

 Не забыть случай в полку, когда опытный летчик, настоящий асс Леонид Павлович КАЗАКЕВИЧ в воздушном бою лишился руля поворота своего самолета, остался от него только один каркас. Самолет слабо реагировал на команды, но КАЗАКЕВИЧ привел его на свой аэродром. Когда зарулил он на стоянку все ахнули, «ведь самолет без руля и без ветрил».

Целую ночь техник самолета Иван ЗВОНКОВ, стартех Алексей Осипович ХИЛЮТА, пармовцы «колдовали и химичили» как ввести в строй боевую машину к утру нового дня. И Казакевич продолжал на этом самолете боевые вылеты.

Леонид Павлович КАЗАКЕВИЧ был прекрасным и бесстрашным летчиком-истребителем, Заместителем командира нашей 1-й эскадрильи, был высок и красиво строен, с сибирским характером и малословен. Его словечки были  образцом краткости и образности. Вот как он просто рассказывал летчикам о сбитом самолете.

«В сложном бою это было. Смотрю, прямо на меня прет фашист. Я сделал переворот через крыто, готовясь к атаке. Глянул в прицел, а тут торчит тот же самый фашист. Я нажал на обе гашетки пулеметов, после короткой очереди он отвернул от меня нос. Не понравилось. Ушел вниз и больше я его не видел. Летчики спрашивают Леонида: «Куда вниз?» Он отвечает: «Куда надо, но больше он не покажется мне на глаза».

И как-то в шуточном настроении летчики опять затеяли «Леня. Да ты расскажи снова сою историю с фашистом» Он, не обижаясь от подначки, улыбаясь громко заявил «А вот Емеля (ЕМЕЛЬЯНЕНКО) пусть лучше расскажет как он разбабахал весь свой боезапас и полез снова полез драться «на одном крыле и без гашеток». Речь идет о последнем таране ФВ-190.

Такая товарищеская перепалка со смехом поднимала настроение у летчиков и вызывала гордость за содеянное. Ведь капитан КАЗАКЕВИЧ был и прекрасным разведчиком, настоящим бойцом. За его спиной более пятисот боевых вылетов, 59 воздушных боев. Сбил лично 14 самолетов противника и до десятка в группе с товарищами. Он награжден четырьмя орденами Красного Знамени и другими наградами. После увольнения в запас жил в городе Вильнюсе, где и похоронен.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #35 : 08 Февраля 2020, 18:41 »


Слева направо: моторист Леонид Шохин, механик Андрей Цуриков,
командир 21-го ИАП П. И. Павлов, техник звена Игнат Григорьевич Петров.
Оранинбаумский плацдарм, аэродром Борки, 1944 г.





Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #36 : 08 Февраля 2020, 18:43 »
7. Что значит летчик-истребитель?

Профессия летчика-истребителя особенная в авиации. Тем более по сопровождению торпедоносцев, бомбардировщиков и штурмовиков, где по долгу истребитель призван к охране их боевых экипажей и любой ценой должен защищать их для выполнения поставленной цели командования.

Но основное кредо летчика-истребителя – воздушный бой. А это значит, он должен быть всегда собранным, уверенным в себе, иметь запас мужества и великую волю к победе. Он сам, один за штурвалом грозной машины, управляет ею и с помощью сеторов варьирует работой двигателя.

Он сам, только он, нажимает на гашетки, то пулеметов, то пушки, одновременно использует прицел при снайперской стрельбе, иначе успеха не получишь. Он сам осуществляет сложный пилотаж. Только он сам наблюдает за небом и боевой обстановке, а если он командир даже звена или пары, то управляет боем.

Координатов места нахождения ему никто не вычисляет, он сам ориентируется в пространстве и во времени. Только он должен смотреть «в оба» за обеспечением сопровождающих экипажей.  И расчет расходования боезапаса, топлива и, наконец времени, на его памяти.

Летчик-истребитель всегда должен помнить о противовоздушной обороне противника и варьировать самолетов в разрывах зенитных снарядов и артиллерийских всполохах. И мы знаем, что на истребителе один двигатель, а если он откажет…

Теперь можно представить его физическое и психологическое состояние, особенно с учетом его боевых перегрузок, организма в воздушном бою или просто в боевом полете.

Не каждый выдерживает такие нагрузки и потому к летчику-истребителю предъявляются особые требования, а значит они люди особого склада. Это природный талант и крепкое физическое здоровье всех органов человеческого организма.

Это естественное богатство волевого и мужественного человека.

Таких славных соколов  в нашем полку было немало. Кроме Героев одиннадцати летчиков носили на груди по четыре ордена Красного Знамени. Это Ю.ХРАМОВ, И.ЕМЕЛЬЯНЕНКО, Л.КАЗАКЕВИЧ, Н.СЕРЫХ, М.СОБОЛЕВСКИЙ, П.СТРУЧАЛИН, Б.ЛОЩЕНКОВ, В.ПАНЬКОВ и другие.

Назову других балтийских ассов – В.ГОЛУБЕВА, АНТОНЕНКО, БРИНЬКО, КАБЕРОВА, КОШЕЛЕВА, РОМАНЕНКО, МИРОНЕНКО  и других. В памяти у всех знаменитый Александр Иванович ПОКРЫШКИН, которого так боялись немцы, что подавали команды в воздушном бою «Внимание, внимание в воздухе Покрышкин».

Не случайно говорят «ВВС – страна чудес». Вот примеры для подтверждения этой мысли.

Всем известен подвиг А.МАРЕСЬЕВА. Так у нас в балтийской авиации был летчик-истребитель Леонид Георгиевич БЕЛОУСОВ, который без обеих ног, одно выше колена, перенес десятки костных и пластических операций ног и лица, снова сел за штурвал истребителя. Продолжил успешно воевать и даже сбил несколько самолетов противника. И по достоинству ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

ВВС Балтийского флотак, ветераны и местные власти с участием командующего генерал-лейтенанта авиации В.М.Проскурнина, еще при жизни этого патриота и не сгибаемого человека, открыли улицу в городе МАМОНОВО имени героя Советского Союза Леонида Белоусова.

Из чудес авиации можно привести сверх естественные факты.

- летчик падает с большой высоты, потеряв сознание, не раскрыв парашюта и остается жив и невредим. Сказка? А оказывается он упал на склон заснеженной горы, пробив парашютной подушкой снежный карниз погасившей его скорость падения, даже скатившись по касательной пришел в сознание, испытав только ему известные эмоции.

- выбросившись с парашютом с подбитого самолета, летчик зацепился за хвостовое оперение и падал вместе с самолетом. Принимая меры он все же отцепился от самолета и падал. За счет тяжести самолет быстрее достиг земли и взорвался. Летчик же подлетел как раз под взрывную волну и плавно уложился в густую траву. И никаких повреждений тела не было.

- у нас зафиксирован случай в полку, когда по охране «Дороги жизни», подбитый самолет летчика НОВИКОВА врезался в камни на берегу Ладожского озера.

Самолет разбился вдребезги, а двигатель метрах в десяти еще ударился в огромный валун. Но летчик заранее выключил двигатель и освободил свои привязные ремни. Взрыва не последовало. Его выбросило из кабины и забросило на разросшуюся пушистую иву. Летчик повредил лишь мизинец. При поиске было установлено. Что летчик жив и находится в сельской больнице. При встрече с начальством и полковым врачом, Новиков начал выбивать чечетку, в то время этот танец был очень модным у молодежи.

- бывали и трагические случаи, когда летчик, израненный в бою, благополучно производил посадку, а срулить с посадочной полосы уже не мог. От полученных ран он прямо в кабине скончался, до конца выполнив свой воинский долг.

- не мало было таких эпизодов войны, когда летчики и даже одноместные истребители спасали подбитых своих товарищей на вражеской территории. Так, один раз, летчик на двухкрылом И-15 спас своего товарища из беды. Он смело сел на неизвестную поляну и посадил своего товарища прямо на крыло. Тот, державшись за расчалку, лежа на крыле, перенес все муки ада и возвратился в строй. А затем он стал командиром истребительного полка, получив в дальних боях звание Героя Советского Союза.

Это примеры летного мастерства, несгибаемой воли летчиков, их мужества и геройства, верности своему народу и показатель надежности отечественной авиационной техники.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #37 : 08 Февраля 2020, 18:45 »
8. Их скромный труд

Действительно все авиационные специалисты: инженеры полка по эксплуатации, по вооружению, по спецоборудованию, старшие техники звеньев, техник по радио и фотооборудованию, техники самолетов и механики, авиационные мотористы и оружейники – все самоотверженно трудились не зная отдыха и страха за свою жизнь, отдавали все силы обеспечению высокой готовности техники и оружия. Безропотно днем и ночью, в пургу и морозы, под пронизывающем ветре и дожде, ремонтировали боевую технику.

Просто нельзя не назвать имена таких авиатехников, как Михаила МОХОВА, Ивана ЗВОНКОВА, авиамехаников Алексея ВАНДЫШЕВА, Павла НЕСТЕРЕНКО, Ивана МИХАЙЛОВА, Степана НЕВМЫВАКУ, Петра КОВАЛЕНКО, Андрея ЦУРИКОВА, Сергея СИДОРОВА, Александра УЧАЙКИНА, Константина КИРИНА, КУЛИКОВА, ПОЛУПАНОВА, ВИКТОРОВА, ЗЫКОВА  и многих других.

В памяти остались у всех однополчан имена лучших техников звеньев Алексея Осиповича ХИЛЮТЫ, Игната Григорьевича ПЕТРОВА, Василия Александровича СИНЯЕВА, Якова Михайловича ЛЕБЕДИНЦА, Михаила ЛОМОВЦЕВА, механика по радио Григория МАЛЬКО и других…

Памятны безупречные авиамотористы Михаил АЛЕКСЕЕВ, Леонид ШОХИН, Петр МОЛЯВКА, Николай ЧЕКАЛИН, Дмитрий АНДРЕЕВ и многие другие.

Не забыть и нашего любимого сына полка Ваню БАРАШКОВА, который своевременно доставлял почтовую корреспонденцию, письма от родных и близких, чем приносил радость летчикам и всему личному составу. В послевоенное время он отслужил срочную службу в своем родном авиаполку.

Командование полка всегда давало высокую оценку работе технического состава и отмечало их изобретательность и самоотверженность в выполнении поставленных задач.

Когда в период самой сложной обстановки в 1942-43 года, летчики выполняли по 6-7 боевых вылетов в день и самолеты приземлялись изрешеченными пулями и осколками снарядов, казалось такой самолет уже не поднимется в воздух. Но авиационные маги-механики, мотористы ремонтники ПАРМа, выпестованные нашим славным и любимым инженером полка Виктором Николаевичем ЮРЧЕНКО, быстро устраняли повреждения и самолеты вводили в строй. Неслучайно нашего старшего инженера полка называли техническим «богом».

Да, действительно этот человек был незаурядной души и настойчивости, человеческого внимания и сердечной теплоты. Мы очень сожалели, когда расстались с ним. Виктора Николаевича перевели с повышением – старшим инспектором истребительной дивизии авиации флота.

В послевоенный период инженер полковник В.Н.Юрченко создал и длительное время руководил ветеранской организацией авиаторов Балтийского флота. И поистине стал называться патриархом ветеранского движения.

Он скрупулезно выявил всех ветеранов балтийской авиации, занес их в специально созданную им же карточку, организовал регулярные поздравления с праздниками, днями рождения и даже с другими событиями жизни ветеранов.

Он сам получал сотни благодарственных писем от ветеранов…В его справочных материалах были все данные о летчиках Героях Советского Союза и  о всех остальных, начиная со дня рождения, полученных наград, адресов проживания, составе семьи, имени и отчества супруги и другая информация.

Уже будучи почетным председателем совета ветеранов авиации, он не прекращал своей благородной миссии. Даже накануне окончания своей жизни, находясь в госпитале, попросил свою супругу Людмилу Михайловну (тоже ветерана нашего полка) принести ему список героев Советского Союза летчиков и книгу «Крылья Балтики», что-то он еще замышлял сделать? Таким он был – волевой человек, неиссякаемой энергии и высокой ответственности.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #38 : 08 Февраля 2020, 18:49 »
Говоря о ветеранском движении в авиации флота необходимо дать самую высокую оценку благодарной деятельности офицеру штаба 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Ивану Тимофеевичу ШЕВЧЕНКО, который на протяжении всех послевоенных лет отдавал всю энергию, разум и изобретательность в увековечивании памяти летчиков, штурманов и стрелков-радистов балтийской авиации для воспитания молодого поколения.

В 20, 49 и 51 средних школах города Калининграда он организовал встречи заслуженных ветеранов авиации со школьниками, оборудовал там комнаты Боевой славы и проводил регулярные уроки мужества. А сколько поездок совершил он со школьниками по местам боевой славы авиаторов и на встречи с родственниками героев летчиков? По его инициативе и настойчивости были названы десятки улиц именами героев летчиков в городах Калининграда, Мамоново, Пионерске, Светлогорске, Полесске и в других местах нашей страны.

Он стал организатором и инициатором названия судов рыболовного флота именами героев Советского Союза, балтийских летчиков, которые курсируют в мировом океане с этими символами нашей доблести.

Подполковник ШЕВЧЕНКО И.Т. добился восстановления истины присвоения звания Героев Советского Союза летчикам, штурманам и стрелкам радистам погибших и совершивших подвиги по защите Родины.

И совершенно достойно его удостоили почетного звания «Заслуженного работника культуры». Этот неугомонный человек сделал неоценимый вклад в создание памятного мемориала «Летчикам Балтики», что на Советском проспекте в городе Калининграде. Здесь увековечены имена 629 летчиков Балтики, погибших в пучине моря или в неизвестных местах жестоких боев.

Особые воспоминания остались о нашем всегда заботливом и внимательном полковом авиационном враче Василии Георгиевиче МИТРОФАНОВЕ, ставшем человеком с большой буквы. Его беспредельно уважали все, своей культурой и воспитанностью он оказывал благотворное влияние на людей. Его всегда хотелось видеть и слушать как много эрудированного врача, полезного советчика, душевного и заботливого доктора.

Он был авторитетным и у командования, знал главное, это, прежде всего здоровье летчиков. Ни один случай заболевания не проходил мимо его глаза, его исследовательского изучения. Он всегда жил с летчиками и наблюдал повседневно их настроения, собранность или рассеянность, как до полетов, так и после боевых вылетов. Он летчиков отправлял на заданный полет с душой и уверенностью в победе.

Даже в качестве пассажира на истребителе он поднимался в воздух на фигуры высшего пилотажа, чтобы лучше знать ощущения и перегрузки человеческого организма.

Он был врач-исследователь, определял невидимые недомогания и летную утомляемость. По его совету, как правдиво и обоснованно в лабораторных условиях был установлен диагноз недомогания командира полка Я.З.Слепенкова, летчиков К.Ф,Ковалева и В.А.Горина, кстати оба они стали героями Советского Союза и провоевали до конца войны, но и в других полках.

Врач дал им определенную психологическую передышку, помог через командование изменить им обстановку дальнейшей службы и они сохранили прекрасные летные боевые качества.

К.Ф.КОВАЛЕВ провел 467 боевых вылетов, участвовал в 57 воздушных боях и сбил лично 20 самолетов противника и еще 15 в группе.

В.А.ГОРИН сделал 360 боевых вылетов, из них 110 особо важных на дальнюю разведку и сбил 7 самолетов, так как служил уже в разведывательном полку авиации Балтфлота.

Мы их считаем своими однополчанами.

После медицинского обследования Я.З.Слепенков в ноябре 1944 года был назначен командиром 9-й штурмовой Ропшинской Краснознаменной авиадивизии, штаб которой размещался в городе Полесске Калининградской области. По инициативе местных властей командования ВВС и ветеранов авиаторов в городе Полесске теперь есть улица генерала Якова Захаровича СЛЕПЕНКОВА.

Так доктор В.Г.МИТРОФАНОВ фактически спас жизнь таким прекрасным бойцам авиационного фронта. А потом и написал замечательную книгу о авиаторах «С Крылатыми Героями Балтики», где популярно с достоверной точностью рассказал о своих видениях всех происходящих событий в нашем 21 иап. И это мог сделать не каждый однополчанин. К глубокому сожалению за три месяца до выхода этой замечательной книги автор ушел из жизни.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #39 : 08 Февраля 2020, 18:51 »
9. Кузница технических кадров авиации флота

Никогда не забуду добрых слов с взволнованной душой о Военно-морском авиатехническом училище в городе Перми. Оно стало называться морским с 1938 года, я еще успел поносить красивую авиационную форму. Училище поистине стало кузницей технических авиационных кадров Военно-морского флота. В училище были высококвалифицированные преподаватели и наставники молодежи, любящие свое авиационное дело. Жизненные и учебные условия были хорошо продуманы и организованны. Дисциплина была высокой и сознательной. Четкий распорядок и заботливое отношение к курсантам командиров всех степеней вплоть до начальника училища генерала ЦЫРУЛЕВА.

Кубрики были чистыми и светлыми, в казарме полный порядок, имелась горячая и холодная вода, постели с махровыми одеялами с начесом, в кубрике жили по 15-17 человек. Ротой командовал капитан СЕМЕНИХИН, а в нашем взводе курсовым командиром был воентехник 2-го ранга ПЛАХОТНЮК.

В учебных классах была масса учебных пособий, разрезы авиадвигателей и других агрегатов, большая библиотека.

За рекой Кама в 15-20 километрах оборудована эксплуатационная площадка, где установлены действующие самолеты.

Учебный процесс для нас был радостью. Помню встречу курсантов с героем Советского Союза летчиком ТОКАРЕВЫМ и авиаконтруктором двигателей ШЕВЦОВЫМ и даже поединок Ивана Максимовича ПОДДУБНОГО, известного русского бойца, непобедимого на мировых аренах, пришлось посмотреть в действии.

В учебном процессе навсегда запомнился 35-ти километровый марш-бросок за город всего училища. В шесть часов утра в воскресенье была объявлена «тревога» с полной выкладкой, то есть с оружием, противогазом, вещевым мешком, общее построение во дворе.

Проверив амуницию вышли на улицу в общий строй, а затем колонна потянулась за город, через какое-то время сделали первый привал. Дождило слегка, но все были довольны. Два населенных пункта остались позади. Опять привал. Тогда вызвали командиров рот к руководству училища за разъяснениями. Потом нам объявили, что поход продолжается, вперед высланы группы разведчиков. Зашли в перелесок и тут последовала команда по цепи «Рассредоточиться».

За перелеском была построена полоса препятствий, в другом месте установлены мишени у пригорка, а далее площадка для метания гранат. А еще в отдалении на большой поляне поставлена палатка с духовым оркестром и несколько полевых кухонь и пожарная машина. Снова построились и двинулись вперед, тут подали команду «Газы». Это действие продолжалось минут десять. Противогазы сняли и остановились. Получили распоряжения: кому преодолевать полосу препятствий, кто будет заниматься стрельбами, через метание гранат пропустить одну из рот.

Пока проводились эти действия, разведчики привели к начальнику училища пойманных лазутчиков в непонятной форме одежды с загадочными знаками различия и их провели по основным скоплениям курсантов, чтоб все их видели.

Затем с пожарной машины помыли лицо, руки и начали прием пищи из полевых кухонь. Все это проходило весело, шумно с восторгом, кое-где пели песни, плясали и играли на гармошках, гудел духовой оркестр.

Отдохнув, закончив трапезу объявили общее построение. Генерал ЦЫРУЛЕВ издал приказ, его зачитали, отметили лучших, объявили благодарность разведчикам.

Под звуки духового оркестра колонна двинулась обратно в город. С хваткими песнями в ротах и под оркестр нас с радостью и улыбками встретили горожане, любимые девушки. Торжество было неописуемо и никто не хныкал.

При училище в сороковых годах начали действовать курсы усовершенствования инженеров авиации (КУИНЖ), а несколько позже курсы повышения квалификации старших техников (КУСАТ), которые мне удалось закончить в 1943 году.

Многие выпускники стали крупными начальниками в авиации: старший инженер 8-й мтад А.В.ЗАВЬЯЛОВ, ст.инженер штаба авиации А.С.БУРХАНОВ, зам.начальника тыла К.Г.ЕЖОВ, начальники авиационных школ В.ШУМОВСКИЙ и Н.ЖУКОВ, директор авиаремзавода И.РУБАНОВ и другие.

Из выпускников училища выросли прекрасные политические кадры – зам.начальника политотдела ВВС Северного флота И.Н.МЕДВЕДЕВ, начальник политотдела ВВС Ф.Г.БРУСИЛОВСКИЙ, я стал старшим инструктором по информации политуправления Балтийского флота.

Я на фронте встретил своего одкокашника по 7-й роте ГАВРИЛОВА, который воевал летчиком штурмовиком Ил-2 и награжден четырьмя орденами Красного Знамени.

Но на войне и много погибло наших выпускников Пермского авиатехучилища, мои однокашники, это ЗИМИН, МЕРКУЛОВ, БАЖУТИН, МОЛОДЦОВ, ЛАРИН и другие.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #40 : 08 Февраля 2020, 18:53 »
10. Первый сержант

При всех обстоятельствах военно-морское авиационно-техническое училище стало кредом нашей молодости, началом сознательной кипучей военной службы в героической авиации.

Но первым сержантом училища оказался я. Так получилось, что я простыл на моторной практике на площадке за Камой и заболел. Нашу 7-ю фронтовую роту выпустили досрочно воентехниками второго ранга (лейтенантами), а я разболелся со сложной операцией. Потом два месяца лечился в санатории имени ФРУНЗЕ в Сергееве ските и возвратился только в ноябре 1940 года.

Всех остальных курсантов уже выпустили младшими техниками. Пройдя медкомиссию я досдал оставшиеся экзамены и ждал приказа на воинское звание. Приказ пришел только в марте 1941 года. Я за это время обзавелся семьей.

А в то время, в декабре 1940 года был издан новым Министром обороны страны ТИМОШЕНКО приказ – из всех авиационных, как летных, так и технических училищ, выпускать сержантов и содержать на казарменном положении до конца исчисления срочной службы в четыре года. Вот так.

Мне, как подопытному присвоили воинское звание – СЕРЖАНТА технической службы, вместо воентехника второго ранга (лейтенанта). Ну вот многотиражке училища появилась передовая статья : «Первый сержант». Тогда еще это слово вообще было непривычно.

Значит все начиналось сначала, подъем, строй, команды, казарма, увольнения к семье и т.п.

Но сержанты, летчики и техники, в годы войны воевали самоотверженно и гордо, думая только о защите родной Отчизны.

Но в памяти у меня из училища остались навсегда некоторые цитаты моих наставников. Это, что называется октановым числом? «Какое-то количество изооктана в смеси с гептаном, дающее такую же степень детонации, как испытуемое топливо – называется октановым числом».

И, второе – почему такая многотонная махина держится в воздухе и еще летает? – «да потому, что ей управляет человек с развитым разумом и со здоровыми мозгами». Потому мы почти все не курили и не пили, даже не ругались скверными словами.

Итак, по назначению я прибыл к месту службы в город Ейск, станица Александровская, на Азовском море, в распоряжение начальника курсов высшего пилотажа и снайперских стрельб, которыми командовал прекрасный человек и до мозга костей врожденный летчик-истребитель полковник Михаил СМИРЕНСКИЙ.

Он сразу назначил меня своим авиамехаником на самолет УТИ-4 (модификация И-16-того истребителя с двумя кабинами для обучения летчиков), принял я его от техника А.В.ЗАВЬЯЛОВА, потом уже он стал ст.инженером 8-й мтад в звании полковника.

Михаил СМИРЕНСКИЙ, очень интересная личность, хорошо от природы сложен, чрезвычайно подвижен, стремителен (как Валерий Чкалов), везде все буквально сам, неудержим.

Меня поселил в закуток в ленинской комнате с расчетом присматривать за порядком, подшивать газеты и журналы, а затем выпускать стен-газету и вычеркивать различные графики, схемы, таблицы, необходимые для учебного процесса. Я владел этим искусством с детства и с удовольствием качественно выполнял поручения.

К нам на курсы прибыла новая группа летчиков и техников из аэроклубов на переподготовку, в числе которых был Василий Александрович СИНЯЕВ, в будущем – секретарь партийной комиссии политотдела авиации нашего флота, стал полковником.

К июню 1941 года обучение стажёров заканчивалось, и итоги в субботу не удалость провести, перенесли на воскресение, чтобы не задерживать их разъезд по своим аэроклубам.

На курсах были самые различные типы самолетов – ТБ-2, Р-9, И-1 (гофрированный), И-15, И-16 Ути-4, УТ-2, ПО-2 и другие старые конструкции.
Полковник СМИРЕНСКИЙ летал на всех типах самолетах, но особенно любил И-16. А когда в субботу улетал в город по делам или к семье, то брал меня с собой. И всегда, всегда высоко поднимался над Ейским лиманом и начинал крутить фигуры высшего пилотажа. Летчики на земле внимательно следили за его летным мастерством и с завистью спрашивали друг друга: «С кем это полковник пилотирует?». Кто-то отвечает: «Как всегда со своим механиком сержантом». Вот тут-то в воздухе я испытал все прелести своего состояния.

Полковник любил заниматься спортом, мне давал указания: «Быть на спортплощадке в такое-то время» И вот сначала бегаем по кругу стадиона, а затем спортивные снаряды, начиная с крутильного колеса, потом турник и брусья, редко козел и даже прыжки.

Я закончил физкультурный техникум перед училищем и это импонировало ему. Он часто заставлял показывать грамотное исполнение тех или иных упражнений, особенно на брусьях, нравились ему прыжки с брусьев с переворотом, он овладел ими своей настойчивостью.

Итак итоги в воскресенье подвести со стажерами не удалось, нам объявилась война. Пришлось, в первую очередь, рассредоточивать самолеты, рыть капониры, окопы и проводить возможную маскировку.

После этого, мы с полковником улетели в Ейск за указаниями. Уже на другой день он облетывал запасные площадки в станицах Кубани. Я испытал сказочное чувство бреющего полета над кубанскими полями и хуторами.

Курсы были переименованы в запасной полк авиации ВМФ, часть стажеров осталась в полку по мобилизации, других направили в боевые части. Новые полковые эскадрильи разместили на аэродромах края.

Из неподтвержденных источников известно, что Миаил Смиренский воевал в балтийской авиации и в начале войны трагически погиб.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #41 : 08 Февраля 2020, 18:54 »
Я принял самолет И-16 и учебный самолет УТ-2 и перебазировался в станицу Новощербиновскую. Мой командир звена хорошо подготовленный летчик-инструктор Максим КОРОЛЕВ вскоре был откомандирован на Балтику на комплектование 21-го иап, где он прекрасно воевал и погиб в бою.

После перебазирования 2-го зап в село Борское Куйбышевской области, туда же перешло летное Ейское училище, нас слили в единое целое. И вот здесь-то я и встретился с Анатолием МЕЛЕШКО, моим будущим фронтовым летчиком-истребителем. После окончания КУСТАа в городе Перми в 1948 году я попал в прославленный 21 Кенигсбергский, в звании старшины.

Уже весной 1945 года меня назначили комсоргом своего полка, присвоив воинское звание младшего лейтенанта. Началась моя новая служба, колоссальная работы по самообразованию. Потом служил на флоте помощником начальника политотдела по комсомольской работе в ОВРе ВАРНЕМЮНДЕ. Командир ОВРа ВАРНЕМЮНДЕ Михаил КРОХИН, известный балтийцам катерник, который нагонял страх немцам на своих бронекатерах. А затем и в военно-морской базе СВИНЕМЮНДЕ, где командиром был известный подводник герой Советского Союза Г.И.ЩЕДРИН, а начальником политотдела был И.П.САЛТЫКОВ.

 Здесь мне пришлось совместно проводить встречу флотских комсомольцев с представителями немецкой свободной молодежи, под руководством Эрика Хонекера, ставшим потом Президентом германской демократической республики. А при повторном визите в ГДР удалось за руку здороваться с первым Президентом социалистической Германии Вильгельмом Пиком.

Через какое-то время я был откомандирован на курсы усовершенствования политработников, где с отличием закончил высшее военно-морское политическое училище экстерном в городе Киеве в 1954 году.

На флоте пришлось участвовать в боевом тралении электромагнитных мин на КТЩ  30-го отряда тральщиков, участвовать с судоподъеме крупнейших трофейных немецких торговых лайнеров. Один из лайнеров названный «Юрием Долгоруким», ставшим китобойной базой. Которую на БМРТ «Рубин» мне пришлось посетить у берегов Антарктики с передачей рыбы для питания  китобоев. И тут я уже наплавался до сыта в должности первого помощника капитана.

После учебы я продолжал служить опять в авиации в должности старшего инструктора по партийно-организационной работе в политотделе 587 минно-торпедной авиадивизии (командиром этой авиадивизии был Герой Советского Союза генерал майор авиации В.И.МИНАКОВ, начальником политотдела – П.П.ТКАЧ), переданной на флот из армейской авиации. Дивизия и все полки на самолетах Пе-2 был женским имени Марины РАСКОВОЙ, в котором было шесть женщин героев Советского Союза.

Вот оттуда меня и взяли в Политуправление флота на должность старшего инструктора по информации. Мне приходилось каждый понедельник докладывать своему начальнику адмиралу Якову Гурьевичу ПОЧУПАЙЛО информацию, а затем лично докладывать командующему флотом адмиралу А.Е.ОРЛУ.

А когда Яков Гурьевич уезжал на корабли или в части, я оставался сидеть за его рабочим столом и отвечал на вопросы высшего командования, как адмирала ГРИШАНОВА, маршалов Советского Союза ГОЛИКОВА и К.Е.ВОРОШИЛОВА.

Покажется немного странным, когда по-моему предложению (я писал в письме) был учрежден в стране орден «Дружбы Народов».ю созданы жилищно-строительные кооперативы для жилья (демобилизованным офицерам и сверхсрочникам армии и флота).

И далее уже из моей личной истории:
Я прожил не зря, я много и много трудился и дорожу особенно высоко о некоторых наградах, как медаль «За безупречную службу в Вооруженных силах 1-й степени» и трудовые – Грамоты ВЦСПС и две ЦК ВЛКСМ, Министра рыбного хозяйства СССР, также Почетные знаки Советского Комитета ветеранов войны, за подписью А.МАРЕСЬЕВА, отличника рыбной промышленности и почетного ветерана Западного бассейна рыбаков.

И сейчас мы, с Марией Митрофановной, славно копаемся на огороде, снимаем свой урожай, без этого сейчас нельзя при настоящей жизни, хотя и годы-то восемьдесят четвертые обоим. Но вот пресловутая «Автогражданка» выбила окончательно нас из огородной колеи, ведь платить надо по 2900 рублей ежегодно, где же нам взять такие деньги? Тоже забота о людях войны и труда…

А моя дочь, Сталина Григорьевна, будучи доброй и уважительной, вместе с нами моталась по гарнизонам Балтики и переносила все тяжести моей военной службы, успешно закончила Калининградский технический институт по специальности экономист, родила нам прекрасных внуков. Один из которых – Роман, закончил военное авиатехническое училище и стал электроником на современных самолетах дальней авиации. А другой – Григорий, тоже Васильевич, как дед по-отчеству, и сейчас служит на границе в пограничных войсках. А вот наш правнук Кирюша уже готовится  летчики и может в космонавты.

И мы, с женой Марией Митрофановной, пережив все трудности и житейские трагедии на 84-м году жизни пока бодры и даже копаемся в огороде. Так что жизнь продолжается чтобы там ни было.

Где командиром отряда был Михаил Георгевич ЦКИТИШВИЛИ, прекрасный и обаятельный грузин, хорошо играл на аккордеоне и голосисто пел, потом стал капитаном 1-го ранга и в соединении «Вооружение и Судоремонт» служил вместе с итальянцем инженер-капитаном тоже 1-го ранга Делио Антонио ГРАМШИ, сыном основателя компартии ИТАЛИИ. Как-то мне пришлось изучать их из необычной истории того времени.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #42 : 08 Февраля 2020, 18:56 »
11. Пройденное не забыть

 Ясно уже всем, что война на исходе. Наш полк сразу тремя эскадрильями перелетает через Данцигскую бухту, во ведущего строя «Клином» идут командир полка П.И.ПАВЛОВ, начальник штаба Ю.В.Храмов, зам.командира полка по летной подготовке КУДЫМОВ (неуважительный и эгоистичный человек), а затем «клинья» эскадрилий…

С высоты полета хорошо видны остовы затопленных кораблей – радует глаз – результаты боевых товарищей по оружия торпедоносцев и бомбардировщиков.
Под крылом показалась и освобожденная территория ПОЛЬШИ, руины приморских городов, разбитые дороги, брошенная техника, воронки, воронки… Впереди по курсу виднеется старая крепость КОЛЬБЕРГ, хорошо оборудованный аэродром, на его-то и садится пара за парой наши истребители.

Через день сюда же приземляются еще три полка авиации Балтфлота пикировочный, торпедоносный и штурмовые. Места хватает всем. Здесь две бетонных взлетных полосы, многочисленное аэродромное оборудование, стоянки самолетов.

Готовясь к нападению на нашу страну, хорошие аэродромы строили фашисты. Но – поворот истории сделанный волей и мужеством наших советских воинов – и с их же аэродромов теперь вершат возмездие захватчикам наши летчики.

Немцев так стремительно вышибли из этого района, что они не успели подорвать летные полосы, оставили горячую пищу в котлах и свежезаправленные постели в целеньком авиагородке.

Не успели мы осмотреть самолеты к очередным полетам, как два радостных сообщения.

Первое: 16-го апреля началось наступление советских войск на фашистское логово – БЕРЛИН.

Второе: приказом Верховного главнокомандующего за проявленную доблесть в боях за Восточную Пруссию нашему полку присвоено собственное наименование – «Кенигсбергского», единственному из авиации Балтийского флота.

А за успешные боевые действия пи овладении крепостью ПИЛЛАУ полк награжден орденом Суворова 3-й степени. Теперь к ордену Красного Знамени за защиту Ленинграда добавился полководческий орден за разгром «морских ворот» Пруссии.

Наши же воздушные разведчики и сейчас не дремали, обнаружив в море караван транспортных и боевых кораблей, самолеты на их аэродромах, пытавшихся уйти или улететь в западные страны, особенно из окруженной группировки в Курляндии. Немцы дрались с ожесточением обреченных.

Именно в эти дни наш полковой разведчик Леонид КАЗАКЕВИЧ сбил над морем крупный транспортный самолет «Гамбург-124», записав еще одну победу.

И хотя 8-го мая представители военного немецкого командования подписали акт о безоговорочной капитуляции, бои над морем продолжались. В этот день 8-го мая группа летчиков полка под командованием командира 1-й аэ Василия ДОБРОВА в составе одиннадцати истребителей, прикрывая штурмовиков и торпедоносцев вступили в бой с самолетами противника и сбили 14 стервятников по-суворовски.

Это завершающий аккорд высокого мастерства и отваги истребителей Ивана ЕМЕЛЬЯНЕНКО, Михаила СОБОЛЕВСКОГО, Леонида КАЗАКЕВИЧА, Николая СЕРЫХ, Василия ИВАНОВА, Александра ЖОЛОБОВА, Анатолия МЕЛЕШКО и других.

Еще не остыла ярость летчиков, как на утренней заре зазвучали пулеметные очереди то в одном, то в другом месте авиационного городка. ПОБЕДА! ПОБЕДА! Конец войне – слышались повсюду ликующие голоса. Авиаторы кричали дружное: «УРА-А!!!» и вместе с этим плакали – скупо, по-мужски. Казалось в этих утренних ярко солнечных лучах ни что не могло омрачить радости. Но жива была у нас неутихающая скорбь по друзьям, которые этого дня не увидели.

Только месяц назад 8-го апреля наши друзья из штурмового авиаполка летчики А.А.РОМАНОВ и воздушный стрелок А.М.ДУБЕНЧУК на подбитом самолете в районе косы ХЕЛЬ пошли на таран вражеского миноносца. Огненный столб до неба стал памятником отважным.

А через четыре дня там же, их однополчане И.А.КОМОЗОВ, И.Ф.КИРКОЛЕНКО в последнюю минуту своей жизни направили свой объятый пламенем штурмовик на фашистский сторожевой корабль…Скольких мы потеряли, скольких мы не забудем…
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #43 : 08 Февраля 2020, 18:56 »
Но…Опять получен приказ командующего флотом адмирала В.Ф.ТРИБУЦА: «Ударной и истребительной авиации готовность №1».

В 11 часов 9-го мая полк штурмовиков под командованием дважды героя Советского Союза А.Е.МАЗУРЕНКО и эскадрилья торпедоносцев под прикрытием нашего пока, поднялись в воздух и взяли курс в море. Стремительным полетом над водами седой Балтики запомнился авиаторам этот полет, казалось уж в мирный день мая..Под плоскостями торпедоносцев висят серебристые сигарообразные торпеды, у Ил – фугасные бомбы, реактивные снаряды. Полный боекомплект снарядов и патронов у истребителей. Вся эта армада предназначена крупному вражескому конвою, который не захотел принять капитуляцию: 17 транспортов и других кораблей, груженых войсками и техникой, пытаются прорваться из Курляндии на запад.

Торпедоносцами штурмовиками необходимо отрезать им путь и заставить изменить курс в наши воды. Только вчера была капитуляция, когда уже был повержен враг, а тут из-за белых флагов погибли замечательные летчики Балтики – герои Советского Союза А.Г.КУРЗЕНКОВ. А.И.ГРАЧЕВ, Г.И.ДАВИДЕНКО.

И этот уходящий караван тоже поднял белые флаги на мачтах, но не изменил курса и открыл огонь по самолетам наших друзей. Уж теперь мы не верим в их «миролюбие»..Это наша ошибка…     
 
Оставляя за собой пенистые буруны, транспорты и группа военных кораблей полным ходом спешат к берегам, занятыми союзниками. Им выгоднее сдаться.

Первый и второй заходы торпедоносцев и штурмовиков без применения оружия, не убедили врага поменять курс, а ощетинились огнем. Тогда штурмовики, а затем и торпедоносцы пошли в атаку. На конвой обрушились реактивные снаряды и серии бомб. Оставляя глубокий след устремились торпеды на более крупные цели.
Несмотря на многослойный зенитный и ружейные огонь немцев, удар был сокрушительным: 12 кораблей было потоплено и 15 оставались горящими факелами.
В 14 часов удар пришлось повторить. И на этот раз противник оказывал яростное сопротивление. Гвардейские штурмовики рассредоточенными действиями завершили разгром вражеского конвоя, выполнив до конца задание командования.

И в итоге в заключении можно сослаться на такие достоверно исторические дела личного состава, особенно летчиков полка: всего за годы войны было произведено до десяти тысяч двухсот самолето-вылетов, проведено 265 воздушных боев, сбито 295 самолетов противника и зафиксировано четыре тарана вражеских самолетов. В неравных боях немало пало наших боевых товарищей, как однополчан, так и других летчиков Балтики.

Уже на завершающем этапе боевых действий, в последний день войны 8-го мая боевая группа летчиков полка, вылетая с приморского аэродрома КОЛЬБЕРГ (ПОМЕРАНИЯ) в воздушном бою сбила 14 самолетов противника, не имея своих потерь. А 9-го мая, в День Победы, летчики: Павел СТРУЧАЛИН и Михаил ТЮРИН, сбили по счету полка, последний самолет противника. Но по 16 мая 1945 года наши летчики продолжали выполнять боевые задачи, чтобы пресечь бегство фашистов из ГЕРМАНИИ  и КУРЛЯНДИИ в сопредельные страны.
Поэтому совершенно заслуженно имя нашего 21-го истребительного Кенигсбергского Краснознаменного ордена Суворова 3-й степени авиационного полка 8-й Гатчинской минно-торпедной авиадивизии Дважды Краснознаменного Балтийского флота занесен на плиты мемориала Победы в городе Калининграде.

Своим упорным трудом, героическими делами летчиков, наш 21 иап с честью выполнил поставленные задачи командования авиации и флота, оправдал доверие нашего народа, прошел при этом славный боевой путь от стен легендарного города Ленина до берегов Одера (аэродром ГАРЦ в Германии), где полк в 60-х годах был расформирован.

Победа в Великой Отечественной войне над фашисткой Германией будет жить в веках многих поколений и будет славить непревзойденную стойкость и преданность своей Родине, любимой Отчизне.

При этом вспоминаются вещие слова нашего соотечественника, великого демократа второй половины 19 века неистового ВИССАРИОНА ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЛИНСКОГО сказавшего что:… «В будущем в Россию будут приезжать не за пенькой и салом, а за мудростью в жизни и за стойкостью в тяжелых испытаниях»…
Да. Действительно стойкость мы показали железную и проявили себя на деле в годы жестокой освободительной войны всего советского народа и при освобождении ЕВРОПЫ от фашистского ига, а насчет МУДРОСТИ В ЖИЗНИ ничего не достигли, если не утратили…



Подполковник в отставке, бывший авиамеханик и комсорг 21-го полка
Мартыновский Григорий Васильевич
               
15 марта 2004 года   г.Калининград
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #44 : 08 Февраля 2020, 19:06 »
Вот и всё...
Ветеран в 2015 году навсегда ушёл в небо, к своим любимым лётчикам,
в 95-й день его рождения, ровно день в день...

Но рассказать о себе, о своих друзьях и товарищах,
а, главное (как он считал сам), о своих юных "маэстро" этот "макарыч" успел!


Ниже наградной лист с представлением на орден Красной Звезды от 1944 года
со скупыми строками о том, что он делал на войне.






Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта