Если верить этому списку, то школа переехала из Севастополя в Ейск в 1932 году.Да, все справедливо. Школа переехала в Ейск не ранее середины 1931г. (реальнее - осенью). Каюсь, мой недогляд. Но, вопрос остается такой: что за событие запечатлено на нем? Не исключено, что это очередной выпуск морлетов.
Это же подтверждает в своих мемуарах В.И.Раков, окончивший СЕВАСТОПОЛЬСКУЮ ВАШМЛ в 1931 году. Он пишет:
"Пройдя на боевом самолёте МР-1 те же упражнения, что и в Качинской школе, но над морем, весной 1931 года мы стали ожидать приказа о выпуске и назначении в лётные части.
Осенью же школа была переведена из Севастополя в Ейск."
http://militera.lib.ru/memo/russian/rakov_vi/01.html
Также даю фото Молокова, может кто найдет на этом снимке...Скорее всего Молокова здесь нет. В 1929г. он обучался на КУНС при ВВА им. Жуковского, а в 1931г. уже перешел на службу в ГВФ. А данное фото, как раз и сделано в этот период...
Коленька, очень похож этот "зам." на Арсения Михайловича!Галя, мне кажется, Ваше чутье Вас не подводит. Я разглядывал внимательно это лицо - и то-же сказал бы, что это Вирак. А если это он (ну, очень похож) , то снимок сделан не позднее осени 1930г. (с учетом листвы на деревьях, а Вирак ушел из школы в январе 1931г.)
Ляпидевский упоминает Вирака, но почему- то В. и без отчества, вероятно, путает.
Павел!Конечно же! Андрей, попробуйте прояснить происхождени е этого фото, ну, и по другим фото, если получится. Это было-бы просто замечательно!
Я хорошо знаком с дочерью В.П.Канарёва. Может, есть смысл у неё поспрашивать о подлиннике этой фотографии? А может, и другие фото того периода найдутся?
На снимке не только рук.состав, но и матросики стоят. И фоном выбран именно самолёт Р-1, блестящий, как новый пятак. Никакие мысли не появляются по этому поводу?С последней Вашей фразой, Галя, я сильно не согласен. Это именно МР-1. Посмотрите сами, как выглядят эти два самолета на стоянке. Обратите внимание на линию фюзеляжа относительно горизонта у Р-1 и МР-1. Кроме того, я специально подобрал фото ЛА с людьми, чтобы Вы увидели, какова их высота. по сравнению с ростом человека. А потом вернитесь к нашему фото...
Чисто предположительно на снимке может быть запечатлён момент после передачи новенького аппарата в Школу. Полагаю, что это именно Р-1, а не МР-1, т.е. сухопутный колёсный вариант, судя по снимку.
Павел, я спорить не буду, вполне возможно и так, только зачем они его выволокли на полянку. :o ;D ;D ;DГаля, я употребил словосочетание "учебный экспонат"- это вариант ответа.
Где- то возле воды, пусть и на берегу, "морской лыжник" смотрелся бы естественнее. Впрочем, это не принципиально в данном случае, т.к. в Школе были и та и другая модификация. %6
Всем привет!Николай, по моему мнению это не Доронин. Вот его портрет примерно тех же лет:
Правдолюбу: Сидящий крайний справа на снимке 29-года присутствует на многих фото того времени.
Ваше мнение-не похож ли он на Доронина?
Фото №124 Комиссар 1-й эскадрильи Кузин http://forum.evvaul.com/index.php?topic=1105.70да, действительно, похож!
Ну очень похож на дядьку слева от Вирака. %56
А вот это лицо - действительно похоже на Начальника Школы В. А. Букана (то есть, если на обсуждаемом снимке запечатлен он).
(http://s40.radikal.ru/i089/0909/c3/84ccbf1bbd00t.jpg) (http://radikal.ru/F/s40.radikal.ru/i089/0909/c3/84ccbf1bbd00.jpg.html)
Фото №99 из Альбома З.Явича, опубликованное http://forum.evvaul.com/index.php?topic=1105.40
В центре то же лицо (предполагаю), что и в центре обсуждаемого фото.
Тихонов Дмитрий ФёдоровичВ этой биографии есть некоторые неточности и нестыковки:
(1897—1952) — советский лётчик.
...
С 18 июля командир 55 ОАО(приказ ВВС РККАф № 718/3) г. Николаев. 31 августа 1932 года назначен командиром 66 ОАЭ ВВС ЧФ.
...
С сентября 41 года 1 зап. ВВС ВМФ Саранск-пилот инструктор. С мая 1942 года-командир звена отдельный авиационной эскадрильи АП УВВС ВМФ С августа 1942 года по июль 1943 года-командир отряда 18 транспортного авиаотряда ВМС ЧФ С 14 мая 1944 года по октябрь 1947 года командир ав.эскадрильи-2 смеш.ав.эск ВВС ЧФ
В этой биографии есть некоторые неточности и нестыковки:
- командир 55 омрао с 18 июлня какого года, непонятно?
- 66 омраэ ВСЧМ в декабре 1931г. была перебазирована на Дальний Восток!!! Там она стала именоваться 8-й омдраэ, и командовал ей все это время М. И. Пармичев.
- была еще в составе ВВС ЧФ и 66 сбаэ, но она появилась не ранее 1936г. и не имеет отношения к гидроавиации.
- по имеемым данным 2-я саэ была сформирована 1 июля 1944г., а в биографии речь идет о мае того же года.
- нет инфо по периоду с июля 1943г. по май 1944г.
Хотелось бы разрешить эти противоречия и неполности в биографии.
Представляю несколько сников из Альбома Тихонова.Очень любопытно! Не запечатлен ли на этом фото крайним справа во втором ряду будущий Начальник ВС МСДВ комдив Леонид Иванович Никифоров? Имеется только одно, не очень качественное фото этого авиатора:
По сути почти каждый из них- реликвия и заслуживает отдельного обсуждения.
(http://s004.radikal.ru/i206/1005/0e/b46a3c84ef7dt.jpg) (http://radikal.ru/F/s004.radikal.ru/i206/1005/0e/b46a3c84ef7d.jpg.html)
Петроград. 1918 год.
На фото присутствуют: Якушенко, ... /край срезан/, Охотин, Вековешников, ... /край срезан/, Брык/н?/ин, ... /не указан/, Квасов, Сухарев, Легезин, не разборчиво, ... /не указан/, ... /не указан/, Никифоров, Тихонов /лежит слева/, Бухарев. Всего 15 человек.
Есть на самом деле нестыковки.Вот теперь нестыковки практически исчезли. Исчезла 66 оаэ, а вместо нее появилась нормальная 11 омдраэ ВВС ЧФ. Ну, и в других местах появилась ясность.
Прилагаю выписку из военного билета.
По- видимому, автор биографии просто допустил описки в поименовании частей и порядке следования записей. А всего вероятнее сам, или кто- то ему перепечатывал биографию с рукописной "рыбы", которую они держали для таких случаев, чтобы не сочинять автобиографию каждый раз заново. А при копировании допустили ошибки и описки.
Выкладываю фото. На обороте надпись 1932 год. Ейск.
Демиденко Николай Павлович
(http://s58.radikal.ru/i161/1005/83/1d94978a2e7dt.jpg) (http://radikal.ru/F/s58.radikal.ru/i161/1005/83/1d94978a2e7d.jpg.html)Да, это фото сделано уже после января 1943г. (погоны), очевидно в период его службы в 65 оап СпН ВВС ВМФ. На фото запечатлен интересный вариант Р-5 с грузовыми кабинами на крыльях.
А это фото явно постарше.
Галя, а я, как раз понял, что снимок поименован с верхнего левого направо и далее вниз так же слева-направо. Тогда Тихонов лежит "на своем месте". В этом случае крайний правый в среднем ряду Никифоров. Судя по его биографии он в это время был в Петрограде.
Павел, по поводу Никифорова сказать что- либо трудно.
Публикую оборотную сторону снимка
(http://s15.radikal.ru/i188/1005/49/20691d978011t.jpg) (http://radikal.ru/F/s15.radikal.ru/i188/1005/49/20691d978011.jpg.html)
Как можно понять, сверху перечислены лежащие, затем сидящие, затем стоящие. Но почему- то первым назван Яковлев, хотя лежит слева явно Тихонов, тем более для верности узнавания сам себя кружком обвёл. По всей видимости, подписи делались уже через годы после запечатлённых событий, оттого не все на снимках и поименованы.
Во время обучения в 1935 году в ВЛТШ у моего прадеда произошёл конфликт с начальником школы-т.е.Котовым. Так как мой прадед в то время был уже практикующим лётчиком (полёты на гидропланах -Севастополь) в дискуссии возник спор и мой прадед начал доказывать Котову, что тот не прав.В итоге спор закончился тем, что Котов поспособстовал исключению прадеда из партии(автобиографии этот факт исключения имеет место), затем в 1936 году Жаворонков (друг моего прадеда), предложил ему после
окончания ВЛТШ заняться испытанием новых самолётов. он отказался....Был направлен в Енисейский авиаотряд, ну а дальше Вы знаете... Потом Жаворонков предлагал в 1937 году вступить прадеду в партию - тот отказался.....................Сказав, что он обижен на партию и сам проситься не будет.
Это всё со слов бабушки(его дочери)
И наконец, ещё одно очень интересное фото!
На этом "первая серия" снимков заканчивается. %56
Это всё, что пока мне прислал Дмитрий, правнук Тихонова.
Но я надеюсь на продолжение.
(http://i078.radikal.ru/1006/fa/410b3b3027d2t.jpg) (http://radikal.ru/F/i078.radikal.ru/1006/fa/410b3b3027d2.jpg.html)
Дмитрий Фёдорович "третий справа в верхнем ряду. Сидит на фото под ним по середине Жаворонков, друг и сослуживец."
Возможно, 35-й год? Курсы?
Из письма Дмитрия:
Другие интересные снимки из Альбома Д.Ф.Тихонова можно посмотреть в темах:
Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=298.0
Авиационные Школы и Училища. История.
http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=79.30
Полярная Авиация. Освоение «ледовых широт».
http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=74.0
И ещё более интересная фотография. Ещё и потому, что видны шлемы старого образца, какие носили ещё до революции. Кто здесь, где и когда? Вероятно, это самое начало 30-х годов.Второй слева - Иван Фёдорович Петров, третий справа - Василий Сергеевич Молоков.
(http://s005.radikal.ru/i212/1005/54/5b1d061e3cf4t.jpg) (http://radikal.ru/F/s005.radikal.ru/i212/1005/54/5b1d061e3cf4.jpg.html)
(http://i078.radikal.ru/1006/fa/410b3b3027d2t.jpg) (http://radikal.ru/F/i078.radikal.ru/1006/fa/410b3b3027d2.jpg.html)Скорее всего это фото сделано в Севастополе несколько раньше. Дело в том, что если на нем запечатлены Тихонов и Жаворонков, то исходя из их биографий, они пересекались в период с апреля 1932г. по декабрь 1934г.
Дмитрий Фёдорович "третий справа в верхнем ряду. Сидит на фото под ним по середине Жаворонков, друг и сослуживец."
Возможно, 35-й год? Курсы?
Просто подпись на фотографии, а на самом деле целый пласт истории…
На фото №12 –уникальнейший человек-Борис Борисович Лобач-Жученко!
Галя, пожалуйста чутка подправь автобиографию, у тётушки-рудименты прошлого, Иван Степанович был главным механиком как в Твери, так и Москве, во время первой мировой был начальником объединённых механических мастерских Московского узла железной дороги, это всё тётушка тебе подтвердит…
И ещё-на фото 009 кто-то из начальников школы, приглядись…
А на фото 018 крайний справа не Ляпидевский?
(http://s52.radikal.ru/i138/1103/4d/a780d0b59e26t.jpg) (http://radikal.ru/F/s52.radikal.ru/i138/1103/4d/a780d0b59e26.jpg.html)Галя, судя по размещению значков и ордена на груди у Мырсова это фото зеркально перевернуто. Если есть возможность исправь. С уважением, Павел.
Фото №025 Фото №2 по Катанову: 2-е звено, 2-й отряд 1-й АЭ АБ штурманов с командованием. Снимок от 23 октября 1936 года.
Галя, судя по размещению значков и ордена на груди у Мырсова это фото зеркально перевернуто. Если есть возможность исправь. С уважением, Павел.
В прошлом году я прочитал книгу "Кронштадт 1921" под редакцией Яковлева,
В книге есть следующее:
Иванов Иван Михайлович (1897-?)
Родился В Смоленской губ. Сычевском уезде, Тесовской вол., дер. Черное.
Член РКП(б). Летчик 1-го воздушного дивизиона Кронштадтской крепости
Репрессирован
Из протокола заседания ЧК от 20.04.1921 г.:
Слушали:
Иванов Иван Михайлович, 23 лет, крестьянин Смоленской губ. Сычевском уезде, Тесовской вол., дер. Черное.
Летчик Дивизиона, женат, член РКП с января 17 года, окончил начальное училище и школу морской авиации,
под судом и следствием не был. Секретарь коллектива Дивизиона.
От голосования резолюции воздержался, в чем и сознается.
Постановили
Иванов на один год работ
В РГА ВМФ удалось выяснить, что в авиации он с 1919 г.
год рождения в разных документах разный 1896 и 1897.
В гидроотряде с 1920 г. по направлению из Штаба Воздушной дивизии.
Данных о его нахождении на Балтике в 1917-1919 г.г. в архиве я не нашел.
Сейчас пытаюсь выяснить когда и куда он был призван (для 1897 года призыв был в 1916).
Прадед работал (по слухам) на Путиловском заводе и имел какое-то жилье в Петрограде, вполне может быть, что и деда призвали из Питера.
В архиве есть приказ Штаба Воздухофлота о направлении Иванова и Валтонена в 1-ый морской воздушный дивизион от 31 августа 1920 г. и запись в книге приказов по дивизиону о зачислении на все виды довольствия с 2 сентября 1920 г.
В РГА ВМФ р-1741 опись 1 дело 29 в списке личного состава гидродивизиона нет Вальтера Бергстрема, есть Улоф Бергстрем. Оба Карловичи. Список датирован октябрем 1920 г.
Для Samurai
Дед некоторое время ходил в летной форме.
Потом (во время войны) он служил где-то в другом ведомстве (к сожалению не знаю).
Кстати жил в то время в Баку (впрочем и во все остальное время).
Послужной список потом следующий: трест АзНефть (второй отдел) после Бакинский НБНЗ (тот же второй отдел).
В 1967 году умер (сердце).
Очень хотелось все-таки узнать почему он не был на фронте (наверное все-таки не узнаю)
(http://s09.radikal.ru/i182/1104/ae/e6c3d509dc5ft.jpg) (http://radikal.ru/F/s09.radikal.ru/i182/1104/ae/e6c3d509dc5f.jpg.html)Галя, хочу обратить твое (и остальных, кто интересуется историей ЕВМАУ-ЕВВАУЛ) внимание на следующий факт, всплывший из этого удостоверения:
Это "удостоверение личности" Иванова Ивана Михайловича, подтверждающее, что он является учеником- лётчиком в Школе имени Троцкого. Скан документа сделал Валерий в Архиве. Так же нашёл подтверждение, что упоминавшийся Валтонен был в той же Школе и в то же время (удостоверение его жены Анны).
Всем привет!Уважаемый Валерий.
Для Poul lev
На обратной стороне Удостоверения -
свидетельство о браке, датированное 16 августа 1920 г.
Брак зарегистрирован в САМАРЕ.
Кроме того, есть Удостоверение жены И.М. Иванова,
с угловым штампом Школы им. Троцкого и указанием адреса
в Самаре.
С уважением Валерий
Всем привет!:
Самураю: фото Т 030 - фрагмент фото, которое я тебе высылал ранее.
Там Леваневский чёрной краской не замазан...
Подпись рукой Василия Ивановича "Севастополь , первый выпуск лётчиков-командиров, 1925 год."
Даю сжатое фото...
Однажды вечером Шельтинга, по своему обыкновению надев белый китель, собрался съехать на Графскую пристань. Поднявшись на верхнюю палубу - котел в тот день работал на угле, - он вдруг заметил, как ослепительно белый китель па нем покрывается черными мелкими частицами отработанного угля. Комдив разгневался и, подняв кверху указательный палец, отдал распоряжение: "Перейти па нефть!" С тех пор этот знак стал нарицательным. Когда кто-нибудь старался уточнить фамилию Шельтинги, то поднимал кверху указательный палец.
Вспомнили мы в тот вечер и гибель одного из моих лучших друзей, командира нашего корабельного авиационного звена Николая Александровича Гурейкина . В прошлом летнаб (летчик-наблюдатель), он решил переучиться на летчика.
Я по праву друга, а также как помощник командира, который ведал спуском самолетов на воду и их подъемом на борт, частенько летал вместе с Гурейкиным . Будучи лихим, но недостаточно опытным летчиком, он однажды едва не ударился о мачты крейсера "Коминтерн", идя на посадку в бухте. Но все обошлось благополучно.
Как-то мы собрались с ним совершить "дальний" полет до Евпатории. Я сидел уже в самолете, когда командир крейсера срочно потребовал меня к себе. Мое место занял летнаб В. Цыпцадзе, и маленький "Авро" поднялся в воздух.
Но едва я пришел па ют корабля, как услышал доклад сигнальщика: "Чей-то самолет упал в воду". Осмотрев воздух и убедившись, что других самолетов нет, делаю вывод: вероятно, наш. Доложил командиру и тут же на катере отправился в море к месту падения самолета.
Да, это был наш "Авро". Поднявшись на высоту 700-800 метров, он неожиданно сделал несколько крутых витков и ударился о воду. К моменту моего прибытия только обломки самолета плавали на месте катастрофы.
Летнаб Цыпцадзе погиб, утонув вместе с самолетом. Н. А. Гурейкин в тяжелом состоянии был доставлен в госпиталь и, не приходя в сознание, умер.
Этот трагический случай вновь напомнил нам о необходимости крепить дисциплину и в совершенстве владеть техникой.
...Прощальный вечер в нашей кают-компании превратился в вечер воспоминаний. Простившись с друзьями, я съехал на берег. Впервые за несколько лет мне довелось увидеть спой корабль с берега. "Вот он каков, наш крейсер", - с восхищением думал я, и, если бы в ту минуту мне предложили отказаться от академии, я, пожалуй, отложил бы поездку еще на год.
(http://s52.radikal.ru/i136/1112/58/6540c73cc262.jpg) (http://www.radikal.ru)
О! В сети нашла, кажется, наши! А чьи бы ещё?!
Это наши семейные фото. Один .... попросил показать , а затем выложил в инет.
На фото справа сидит дед жены. Кучерявый Григорий Герасимович. Фото копия есть в музее ЕВВАУЛ.
Обратная сторона фото
http://ic.pics.livejournal.com/chetbor/16113018/69585/69585_900.jpg
(http://s59.radikal.ru/i166/1104/cf/95074bfb5ed8t.jpg) (http://radikal.ru/F/s59.radikal.ru/i166/1104/cf/95074bfb5ed8.jpg.html) (http://i052.radikal.ru/1104/19/8d89a3eee63dt.jpg) (http://radikal.ru/F/i052.radikal.ru/1104/19/8d89a3eee63d.jpg.html)
Валерий Иванов прислал ещё два документа из Архива, касающиеся Иванова Ивана Михайловича и Валтонена Эдуарда Томасовича, выпускников нашей Школы 1920 года.
Валерий, большое спасибо за помощь!
Если найдётся ещё что-то интересное, с удовольствием разместим! %6
Тут http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=74.msg39100#msg39100
разместила одну очень интересную фотографию Д.Ф.Тихонова в Красноярске.
А тут подборка снимков времени службы на ЧФ
http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=298.new#new
Добрый день!
Ищу информацию по Валтонену Эдуарду Томасовичу (1920 год выпуска, как я поняла),моему двоюродному дедушке. Встречала тут пару упоминаний о нем. Буду весьма признательна за любую информацию.
(http://s52.radikal.ru/i136/1112/58/6540c73cc262.jpg) (http://www.radikal.ru)
Это наши семейные фото. Один .... попросил показать , а затем выложил в инет.
На фото справа сидит дед жены. Кучерявый Григорий Герасимович. Фото копия есть в музее ЕВВАУЛ.
Обратная сторона фото
http://ic.pics.livejournal.com/chetbor/16113018/69585/69585_900.jpg
Ну, раз уж он выложил, то и хорошо.
Во-первых, мы увидели наших замечательных выпускников.
А во-вторых, они сидят на фоне очень интересных шефских знамён.
В архивах я нашла сведения о вручении ряда шефских знамён и ещё разные сведения о шефах училища. Они были весьма щедрыми и награждали не только знамёнами.
Прекрасное фото!
С 1 октября 1922 года В.И.М. слушатель "Теоретической школы авиации" (так в УПК от 1931 года), вероятнее всего, речь идёт о Егорьевской школе.Да, с 1 апреля 1921 года по январь (точное число установить пока не удалось) 1923 года, школа в Егорьевске именовалась Теоретической Школой Авиации Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота Р.С.Ф.С.Р. Во время обучения в ней, 7 ноября 1922 года В.И.Мырсов дал Торжественную Клятву, являвшуюся в то время, по сути Военной присягой (РГВА. Ф. 24731. Оп. 1. Д. 33. "Списки принявших военную присягу. 1922 г.". Л. 7)
Тогда он там учился в то же время, что и Чкалов или Тихонов с небольшой разницей по месяцам.Да, по февраль 1923 года в Егорьевске обучался Валерий Павлович. Одновременно с Василием Ивановичем, Торжественную Клятву дали С.А.Корзинщиков (источник тот же, Л. 7 об.), впоследствии летчик-испытатель и Ф.К.Арженухин, будущий генерал-лейтенант авиации, начальник Штаба ВВС РККА