Автор Тема: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска  (Прочитано 233802 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2419
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #45 : 28 Марта 2010, 09:13 »
Павел, поскольку из найденных мною материалов о Янко М.Е., точно училище не называлось, а обозначалось, как ВМУ и фамилия его есть в списке Героев училища, я опубликовал этот материал. Теперь будем считать, что ещё один пробел ликвидирован.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #46 : 29 Марта 2010, 04:12 »
Дополняю информацию по ГСС В. Щербакову его послужной картой. Обратите внимание, что до 32 (11 гв.) иап он проходил службу в 94 оиаэ и 25 иап ВВС ЧФ, об этом в его биографии нигде не упоминается.

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2419
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #47 : 29 Марта 2010, 20:39 »
Выпускник Ейского училища 42 г., ГСС, Томаров Василий Александрович.



    Томаров Василий Александрович - командир звена 872-го штурмового авиационного полка 281-й штурмовой авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, лейтенант.

    Родился 12 февраля 1921 года в деревне Жилино Уфимского района (ныне Октябрьского района города Уфы) в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил 7 классов, Уфимский аэроклуб. До призыва в армию работал инструктором-лётчиком Уфимского аэроклуба.

    В Красную Армию призван в 1942 году Уфимским райвоенкоматом Башкирской АССР. В том же году окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков.

    На фронте Великой Отечественной войны с 27 января 1943 года.

    Командир звена 872-го штурмового авиаполка (281-я штурмовая авиадивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт) лейтенант Томаров В.А. к концу сентября 1944 года совершил 104 боевых вылета на штурмовку скоплений войск противника.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за успешное командование авиазвеном и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками, лейтенанту Томарову Василию Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5356).

    После войны В.А. Томаров продолжил службу в ВВС СССР. В 1946 году он окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава, в 1955 году - Военно-воздушную академию. С 1958 года подполковник Томаров В.А. - в запасе. Вернувшись в город Уфу, работал инженером в тресте "Башнефтезаводстрой", военным представителем заказчика на Уфимском моторостроительном производственном объединении. Скончался 5 января 2004 года. Похоронен в городе Уфе на Южном кладбище.

    Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

    Именем Героя названа средняя школа в селе Нагаево и улица в деревне Зинино Октябрьского района города Уфы. Его имя занесено на мемориальную доску Героев Советского Союза, выпускников Уфимского аэроклуба.

    Из наградного листа на Томарова В.А.:

    "За весь период своей боевой работы при совершении 104 успешных боевых вылетов лейтенант тов. Томаров 52 боевых вылета совершил в качестве ведущего групп из трех - шести самолётов ИЛ-2. На головы немецких захватчиков лично лейтенант тов. Томаров сбросил 45 тонн бомб разного калибра, расстрелял около 80 тысяч снарядов и патронов, в результате им уничтожено: орудий ЗА (зенитной артиллерии) крупного и среднего калибра - 18, орудий ПА (полевой артиллерии) - 34, орудий МЗА (малой зенитной артиллерии) - 29, огневых точек -17, паровозов - 1, автомашин с войсками и грузами - 57, повозок с грузами - 28, бензоцистерн - 1, самолётов на аэродромах - 2, сбито в воздушном бою - 1 ФВ-190, разрушено дзотов, блиндажей и землянок - 24, железнодорожных зданий - 2, складов с горючим - 1, вызвано сильных взрывов и очагов пожара - 6, истреблено свыше 350 солдат и офицеров противника..."
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2419
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #48 : 29 Марта 2010, 21:23 »
Выпускник Ейского училища 41 г., ГСС, Николаев Николай Иванович.



Николаев Николай Иванович - командир эскадрильи 8-го гвардейского штурмового Феодосийского авиационного полка (11-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота), гвардии старший лейтенант.

Родился в 1914 году в деревне Сарево ныне Переславского района Ярославской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов и поступил в педагогическое училище в городе Александровске. В 1934 году поступил в Тамбовское училище Гражданского Воздушного Флота. По окончанию учебы был направлен в Москву, работал летчиком-инструктором в аэроклубе Метростроя.

В 1939 году был направлен в Ейское военно-морское авиационное училище. За месяц до Великой Отечественной войны молодой летчик-штурмовик Николаев прибыл для прохождения службы в Военно-Воздушные Силы Краснознаменного Балтийского флота. В боях с первого дня войны.

В июле полк был переброшен на защиту Севастополя. Штурмовики дрались с фашистами над морем и сушей. 17 июля 1941 года самолет Николаева был сбит и упал в море. Летчику удалось спастись и после госпиталя вернуться в строй.

За полтора года пребывания на фронте Николаев потопил несколько фашистских транспортов, уничтожил много автомашин, танков и живой силы противника. Был назначен командиром звена, а потом - эскадрильи. Член ВКП(б) с 1942. Летом 1943 года водил штурмовиков бомбить захватчиков под Новороссийском, уничтожал в море фашистские торпедные катера.

К апрелю 1944 года гвардии старший лейтенант Николаев совершил 127 боевых вылетов, уничтожил 7 фашистских самолётов на земле и 1 - в воздухе, 13 танков, много другой боевой техники.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками, проявленные при этом геройство и отвагу гвардии старшему лейтенанту Николаеву Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Высокие награды родины летчик получить не успел. К июню 1944 года выполнил 150 боевых вылетов. После освобождения Крыма полк был переброшен на Балтику. 16 июня 1944 года во время удара по каравану в Выборгском заливе штурмовик Николаева был подбит зенитной артиллерий. Летчик направил объятую пламенем машину на вражески транспорт.

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, медалями.

Его имя увековечено на мемориале летчикам Краснознаменного Балтийского флота, погибшим над морем, в поселке Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской области.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Alex gus

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1411
  • Жизнь-это МИГ...
    • E-mail
  • Год выпуска: 1960
  • Скайп: alexgus-39
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #49 : 29 Марта 2010, 23:09 »
     1950-й год. 3-й полк.  Симоновка.



1-й ряд: 3-й сл. Фадеев Михаил Иванович-командир полка; 6-й сл. Азевич; 1-й спр. Азаренков-замполит.
             2-й спр. Наследухов-зам по Л.П.; 3-й спр. м-р Серо-комэск.
2-й ряд: 1-й сл. Семенюк Михаил-инстр.; 1-й спр. Ряскин М.А. ; 2-й спр. Телепнёв Василий.
             4-й спр. Мазуровский.
3-й ряд: 1-й сл. Круглов Игорь ; 3-й Мишинов Иван ; 4-й Москвителев Николай ; 5-й Алексашкин Виктор Семёнович

Оффлайн Alex gus

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1411
  • Жизнь-это МИГ...
    • E-mail
  • Год выпуска: 1960
  • Скайп: alexgus-39
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #50 : 29 Марта 2010, 23:27 »
  Представление лётной группы Госкомиссии.



Крайний слева(спиной) лётчик-инструктор Москвителев Н.И., принимает полковник Иванов( 2-й слева).

Оффлайн Alex gus

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1411
  • Жизнь-это МИГ...
    • E-mail
  • Год выпуска: 1960
  • Скайп: alexgus-39
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #51 : 29 Марта 2010, 23:43 »
   Группа лётчиков-инструкторов 3-го полка. Симоновка.



1-й ряд(лежат) сл.-напр.: Мазуровский Альберт. Виноградов Михаил Григорьевич.
2-й ряд сл.-напр.: Линёв Алексей, Зайцев, Чернов Владимир, Щёголев Николай, Телепнёв Василий,
                           Блинов Алексей, Хлустиков Иван.
3-й ряд сл.-напр.: Назаров Михаил, Серо, Наследухов, _____, Исаков, Евгеньев.

Оффлайн Alex gus

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1411
  • Жизнь-это МИГ...
    • E-mail
  • Год выпуска: 1960
  • Скайп: alexgus-39
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #52 : 30 Марта 2010, 19:38 »
   Фото эскадрильи 1950 год



2-й ряд: 6-й спр. комэск майор Трофимов Александр; 7-й спр. зам.нач. училища Азевич Александр Иванович.
Курсанты лётной группы Москвителева Н.И.
2-й ряд: 5-й сл. Товарушкин; 4-й сл. Пашков - старшина лётной группы
3-й ряд: 2-йспр. Сухенко Николай; 3-й спр. Родин.

Оффлайн Alex gus

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1411
  • Жизнь-это МИГ...
    • E-mail
  • Год выпуска: 1960
  • Скайп: alexgus-39
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #53 : 30 Марта 2010, 19:56 »
    1952-й год. Москвителев Н.И. - командир звена на ЛА-7



   2-й ряд: 5-й сл. Ряскин Михаил Антонович; 6-й сл. Андриенко Пётр; 7-й сл. Москвителев Ник.; 9-й сл. Карпов Лев.
   3-й ряд 5-й сл. Агибалов; 8-й спр. Ярошенко.

Оффлайн Alex gus

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1411
  • Жизнь-это МИГ...
    • E-mail
  • Год выпуска: 1960
  • Скайп: alexgus-39
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #54 : 30 Марта 2010, 20:08 »
   1951-й год. Москвителев Н.И. с курсантами своей лётной группы.



   Москвителев Н.И. (сидит в центре). Курсанты стоят (сл.-напр. со 2-го до 5-го) Лазарев, Пашков,
Букреев, Сарычев, Дорошенко. По краям стоят и сидят механики самолётов.

Оффлайн Alex gus

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1411
  • Жизнь-это МИГ...
    • E-mail
  • Год выпуска: 1960
  • Скайп: alexgus-39
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #55 : 30 Марта 2010, 20:47 »
     1951-й год(?). Построение 3-го полка.



1-й  Перевозчиков- Нач. штаба полка; 2-й Лукин Иван Максимович; 5-й Трофимов Александр - комэск; 6-й Щёголев Николай;
7-й Яковлев Владимир- зам. комэск.; 9-й Москвителев Н.И.; 10-й Глумов Александр Васильевич (в последствии командир 689 авиаполка им. Покрышкина.)

Оффлайн Слай

  • Spe Fretus
  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2958
  • Пол: Мужской
  • Fuimus
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #56 : 30 Марта 2010, 20:53 »
   1951-й год. Москвителев Н.И. с курсантами своей лётной группы.



   Москвителев Н.И. (сидит в центре). Курсанты стоят (сл.-напр. со 2-го до 5-го) Лазарев, Пашков,
Букреев, Сарычев, Дорошенко. По краям стоят и сидят механики самолётов.

  Александр Сергеевич, это здорово, что у Вас есть и сохранились такие реликтовые фото...
Представляю, сколько есть классных фото у Николая Ивановича... Жаль что он не знает о
нашем сайте... Хороший подарок на 95-тие ЕВВАУЛ был бы... Всегда читаю его с удовольствием
и ностальгией по тем добрым лётным временам... Чуток оставлю его воспоминаний о лётно-инструкторской работе "шкрабов"........

       

                                    Тонкости инструкторской работы.

  Итак, я возвращаюсь в "альма-матер" – Ейское авиационное училище морских летчиков имени И.В. Сталина, где меня зачислили в тот же 3-й учебный авиаполк летчиком-инструктором на самолетах, теперь уже Ла-9, на том же аэродроме Симоновка. За прошедшее время усложнилась программа подготовки курсантов, особый упор – на воздушные бои и стрельбы по мишеням.
Май, начало интенсивной летной работы. Быстро осваиваю программу переучивания, меня назначают резервным инструктором. А через месяц получаю четверых учеников: курсантов Родина, Сухенко, Гармашова и слушателя – старшего лейтенанта Ивана Володина (бывший стрелок-радист, старше меня на два года). Мои ребята – отстающие из разных летных групп, не с лучшими летными качествами, но к концу года они успешно закончили полную программу.
Самым трудным оказался Родин, он боялся самостоятельно выполнять вертикальные фигуры пилотажа. Со мной на "спарке" летал смело, хорошо. Посылаю его в зону одного, а сам сажусь на другой самолет и лечу за ним следом. Он меня не видит, повиражил в зоне и докладывает: "Задание закончил. Разрешите вход в круг и посадку".
Тогда я пристроился к нему и по радио потребовал возвратиться в зону, набрать высоту и выполнить переворот через крыло и иммельман. Он отвечает: "Мало топлива. Иду на посадку". Так продолжалось до конца года, а после выпуска я в характеристике написал: "Годен в транспортную авиацию". Так оно и произошло. Родин долгие годы успешно летал на транспортных самолетах.

На аэродроме мы, летчики-инструкторы, жили в казарме – 12 человек на двухъярусных солдатских кроватях. Жили дружно, не ныли, в свободное время занимались спортом, в нелетные дни за нами, "лучшими спортсменами", прилетал самолет и доставлял на центральный городской стадион с бассейном, который, будучи курсантами, мы в 1946 г. выкопали лопатами и оборудовали. В субботние дни возили к семьям в кузове полуторки. После выпуска курсантов, осенью и зимой, инструкторы жили в городе на частных квартирах.
В Ейске я был уже не один. В июле 1949 г. в Калининграде, будучи участником соревнований на первенство Балтийского флота по баскетболу, я встретил молодую, очень красивую голубоглазую женщину. Она была замужем за большим начальником (не называю его фамилии, много лет назад он ушел из жизни). У нас с Людмилой –любовь с первого взгляда. Через месяц она уезжает от мужа к своим родителям, прервав брак (детей у них не было).
Мы переписываемся. В очередной отпуск еду в город Устюжна под Череповцом, Людмила становится моей женой. До мая 1950 г. она жила с родителями, а после моего прибытия в Ейск переехала ко мне. Прожили мы с моей Людмилой 46 счастливых лет, родили и воспитали двух замечательных дочек – Ниночку и Олечку...
В городе мы с Людмилой снимали у местного парикмахера коридор размером три на два метра, с одним окном-форточкой 40 на 60 см. Готовили пищу на электроплитке, ей же и отапливались. На службу, в учебный отдел – 2 км пешком. Все это было тогда нормой. Мы радовались жизни, вечерами часто посещали Дом офицеров, ходили на танцы и в кино.
В Доме офицеров в вечерней школе я за зиму завершил десятилетнее образование. Труднее других предметов давались математика и английский язык. Но не иметь среднего образования летчику-офицеру было стыдно.
Жизнь налаживалась. Надо сказать, что в те годы в Ейске на дешевых обильных базарах курица стоила 3 руб., полулитровая банка черной икры – 5 руб., связка тарани – 2 руб. и т.д. Много фруктов, овощей, только картошка оставалась относительно дорогой.
Командиром 3-го учебного авиаполка был подполковник Фадеев Михаил Иванович, командир нашей авиаэскадрильи – майор Игнатов, тоже Михаил Иванович, командир звена, мой прямой начальник – капитан Блинов Алексей Васильевич. Это были матерые "шкрабы" (так называли опытных школьных работников) с большим опытом летной и методической работы с курсантами. Они участвовали в Великой Отечественной войне, на фронтах вели воздушные бои с немцами в качестве стажеров. У каждого из них имелось на счету по два-три лично сбитых вражеских самолета.
Весной 1951 г. я получил летную группу курсантов в количестве пяти человек: Пашков, Лазарев, Букреев, Сарычев, Дорошенко. Все – молодые, с хорошей теоретической подготовкой, закончившие в прошлом году с хорошими результатами летную программу на учебном самолете Як-11.
Тот, кто был инструктором в летном училище, знает, какая огромная нагрузка (и моральная, и физическая) ложится налетчика-воспитателя. Например: на вывозной программе за летную 8-часовую смену каждому курсанту дается по 5-6 полетов по кругу. Считайте: инструктору – до 30 полетов.
Всего же на одного курсанта, чтобы выпустить его самостоятельно, требовалось минимум 40 полетов по кругу, некоторым до 60. Каждый полет длился 7-10 мин. При обучении в зоне на пилотаж и на воздушный бой инструктор за смену делал восемь тридцатиминутных полетов, притом в каждом полете – по 15–20 фигур высшего пилотажа с перегрузкой до 4-5 g.
И так все лето по четыре летных дня в неделю. Нагрузка очень большая, но молодые, физически здоровые, сильные духом, влюбленные в свое дело воздушные педагоги получали неимоверную радость от каждого успешного полета ученика. Не менее сложный этап в обучении – своевременно определить и записать ошибки курсанта в процессе обучения, а затем грамотно, с расчетами, на разборе в день предварительной подготовки разъяснить их ученику по каждому элементу полета.
Необходимы и знание психологии, и душевные качества. Все тонкости инструкторской работы описать невозможно, но повторюсь, это – тяжелейший и благороднейший труд.
А.И. Покрышкин говорил, что "кто в 1941–1942 годах не воевал, тот настоящей войны не видел". Говоря о зрелости летчика-истребителя, мое мнение таково: кто не был летчиком-инструктором (особенно в летном училище), тот не знает до тонкостей всех деталей летного дела и его психологию.
В то время, в начале 1950-х годов, инструкторы получали большую, чем в строевых частях, зарплату. Потом это отменили. Недооценки летчиков-инструкторов руководство никогда не допускало, но, к сожалению, рост по служебной лестнице и в званиях для инструктора ограничен.
В строевых полках, если летчик имеет командирские данные, если он – порядочный человек, то и растет быстро. А инструкторы, солидные мощные ребята, поднимались максимум до командира звена, до капитана, майора и списывались. И никто из училища их не отпускал, потому что учить летному делу, как я уже говорил, очень непросто.
...Планировались и проводились у нас так называемые "командирские полеты". В такие дни наши вышестоящие командиры проверяли нас, инструкторов, на сложные виды летной подготовки. Запомнился такой полет. Подходит к нам заместитель командира нашего полка майор Иван Максимович Лукин – интеллигентный, благородный, физически очень крепкий летчик. Мы все его очень любили. Потянулся и говорит: "С кем бы подраться? Очень хочется косточки размять". Я в ответ: "С удовольствием, товарищ майор".
Взлетаем в паре, набираем над стартом высоту, расходимся. Потом по его команде сходимся лоб в лоб над стартом, у всех на виду. И закрутилась "карусель"! Собрав всю свою волю в кулак, с молодым азартом, пренебрегая опасностью, со страшными перегрузками дрались мы пятнадцать минут. Ничья. Вижу, Иван Максимович машет крыльями, что значит – "конец боя". Садимся. Получаю замечания с благодарностью.
28 августа 1952 г. при выполнении маршрутного полета с курсантом слышу по радио: "33-й (по номеру самолета), поздравляем с дочкой!" Перехватило дух (мы с Людмилой три с половиной года ждали ребенка). Отвечаю: "Понял, спасибо!!!" Беру управление самолетом на себя, выполняю три петли и десяток бочек. Садимся. Получаю поздравления, а командир эскадрильи майор М.И. Игнатов говорит: "Сегодня больше не летаешь, марш в столовую, готовь эскадрильный ужин!" – "Понял, выполняю". Благо, завтра – нелетный день. Отправляю телеграмму: "Великое спасибо за дочь...".
Осенью И.М. Лукин получил звание подполковника и был назначен в Ригу командиром авиационного полка в Центр подготовки летного состава морской авиации. Тогда же и я получил повышение – стал командиром звена. В моем подчинении уже четыре инструктора: Ряскин, Карпов, Мишин, Андриенко.
1952 год. Зима, учеба в городе. Отдыхаем, скучаем по полетам. С наступлением весны – опять работа на полевых аэродромах. С женами и детьми встречаемся только в субботу и воскресенье. Все воскресенье, как правило, провожу на стадионе, а в понедельник в шесть часов утра на полуторке еду на аэродром.
В марте приехала медицинская комиссия. Уверенно вхожу в кабинет глазника (накануне повторил по украденной книге Рабкина все символы по страницам), проверяют: острота зрения – 1. То, что надо. А потом открывают другую книгу (не Рабкина), которую я впервые вижу, и тут я понимаю, что опять "поплыл" по цветоощущению... Так закончился мой обман врачей.
А уже планировались ночные командирские полеты сначала с командирами звеньев, затем с инструкторами... До слез обидно было стать неполноценным летчиком. С поставленным мне диагнозом я вполне мог так и остаться капитаном...
На очередной тренировке по легкой атлетике на училищном стадионе я встретил врача-офтальмолога Сашу Чеканова и с горечью рассказал ему всю правду. Саша выслушал и говорит: "Коля, не горюй, выручу". Оказывается, он работал над кандидатской диссертацией как раз по цветоощущению.
По вечерам мы с ним составили программу моей проверки. Построили вручную «мигалки» зеленого и красного цветов, и по нашей разработанной программе в течение двух с половиной месяцев на различных расстояниях (0,5 км, 1 км и т.д.), в разное время суток – днем и ночью, при различных метеоусловиях – и в хорошую погоду, и в плохую, он проверял меня на площадке за городом. К маю Саша сказал, что все в порядке. Диагноз – "дейтроаномалия типа "С", годен без ограничений к ночным полетам" – был записан в мою медицинскую книжку. Всю жизнь благодарен Саше за доброе дело. Далее по здоровью и глазам ко мне претензий не было за всю мою долгую летную жизнь. Судьба еще раз улыбнулась мне...
Провозные полеты на Ла-9 давал мне опытнейший "ночник", командир эскадрильи майор Игнатов. Замечаний нет. Я радуюсь и быстро осваиваю наравне со всеми командирами ночную программу, а затем приступаю к обучению своих инструкторов.
Сейчас это может показаться неправдоподобным, но было так: ночью в зоне на Ла-7(9) на высоте 3 тыс. метров выполняли комплексы особой сложности: левый штопор – один виток, пикирование, левый боевой разворот. Затем переворот через крыло левый, петля, иммельман правый. Переворот правый, петля, иммельман левый. Два виража влево с креном 60 град., два виража вправо с креном, иммельман левый. Два виража влево с креном 60 град., два виража вправо с креном 60 град., спираль, вход в круг полетов, посадка.
Осенью 1952 г. в училище начала поступать новая реактивная техника – самолеты МиГ-15. Первым их получил 5-й учебный авиаполк на аэродроме Пятый полигон. Я перевожусь в качестве командира звена в 5-й полк. Следует зимняя теоретическая учеба, изучаем новейшую технику.
Весной на аэродроме Пятый полигон я получил два провозных полета с заместителем начальника училища полковником Александром Ивановичем Азевичем, всеобщим любимцем училища, и вылетел самостоятельно на боевом реактивном самолете МиГ-15. Произошло это 21 мая 1953 г.
Летняя учеба курсантов на новейшей технике также была нелегкой. Командирские полеты на МиГ-15 проводились только ночью. Без летных происшествий закончили программу. Провели первый выпуск на реактивных самолетах. Хорошо отметили это событие. Курсанты звена, а их было 20 человек, среди которых выделялись высокими летными качествами два Василия – Агибалов и Талалаев, подарили мне сервиз (серебряный графин, поднос и шесть рюмок).
Вообще в то время среди моих учеников сильных летчиков – выпускников училища было больше половины, слабых – совсем немного. В ноябре пришел приказ о переводе меня в Ригу командиром звена. Вспомнил полковник И.М. Лукин тот воздушный бой на Ла-9 и вызвал меня в свое подчинение.
___________________________________________________________

 Источник:  http://letun.su/Publication/moskvitelev.html

Оффлайн Alex gus

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1411
  • Жизнь-это МИГ...
    • E-mail
  • Год выпуска: 1960
  • Скайп: alexgus-39
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #57 : 30 Марта 2010, 23:12 »


    Генерал-майор ЛУКИН Иван Максимович (снимок 1986 года). Он оказал большое влияние на судьбу
 Москвителева Николая Ивановича

 Лето 1952 года.
...Планировались и проводились у нас так называемые "командирские полеты". В такие дни наши вышестоящие командиры проверяли нас, инструкторов, на сложные виды летной подготовки. Запомнился такой полет. Подходит к нам заместитель командира нашего полка майор Иван Максимович Лукин – интеллигентный, благородный, физически очень крепкий летчик. Мы все его очень любили. Потянулся и говорит: "С кем бы подраться? Очень хочется косточки размять". Я в ответ: "С удовольствием, товарищ майор".
Взлетаем в паре, набираем над стартом высоту, расходимся. Потом по его команде сходимся лоб в лоб над стартом, у всех на виду. И закрутилась "карусель"! Собрав всю свою волю в кулак, с молодым азартом, пренебрегая опасностью, со страшными перегрузками дрались мы пятнадцать минут. Ничья. Вижу, Иван Максимович машет крыльями, что значит – "конец боя". Садимся. Получаю замечания с благодарностью.
    Осенью И.М. Лукин получил звание подполковника и был назначен в Ригу командиром авиационного полка в Центр подготовки лётного состава морской авиации. Тогда же и я получил повышение - стал командиром звена.
 
   1953-й год.
В ноябре пришёл приказ о переводе меня в Ригу командиром звена. Вспомнил полковник И.М. Лукин тот воздушный бой на Ла-9 и вызвал меня в своё подчинение.

     Из устного рассказа Николая Ивановича.
Когда он (Н.И.) прибыл в Ригу, то поначалу для его семьи жилья не оказалось. Тогда Иван Максимович пригласил всю семью, а это 3 человека, к себе в 3-х комнатную квартиру, НО там уже проживало 5 человек (сам И.М., отец,жена и 2-е детей). За стол, частенько, садилось восемь человек. Жили дружно.
 "Это послужило для меня большим уроком на всю жизнь, КАК надо относиться к летающему люду, к человеку за штурвалом" - говорил Николай Иванович.



 

« Крайнее редактирование: 30 Марта 2010, 23:43 от Alex gus »

Оффлайн Alex gus

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1411
  • Жизнь-это МИГ...
    • E-mail
  • Год выпуска: 1960
  • Скайп: alexgus-39
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #58 : 30 Марта 2010, 23:36 »


   Выпускники 1947 года (сидят) прибыли в г. Ейск по случаю 50-ти летия выпуска из ВМОЛАУ им. Сталина.
 Сл.-напр.:Стадник, Лободин, Костров, Москвителев, Питерский, Алексашкин.

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #59 : 31 Марта 2010, 07:56 »
    Генерал-майор ЛУКИН Иван Максимович (снимок 1986 года). Он оказал большое влияние на судьбу
 Москвителева Николая Ивановича
Вот фото гма И. М. Лукина в 1965г.:


Дополню прохождение службы им в последующие годы:
- 1952-1954гг. - командир 2-го уиап ВОЛТК АвВМС;
- 1954-1956гг. - заместитель командира 122 иад ВВС СФ;
- 1957-1960гг. - командир 147 иад ВВС ТОФ;
- 1960-1971гг. - Заместитель командующего Авиации ТОФ - Начальник тыла Авиации ТОФ,
- С 1971г. - в запасе.

 


Статистика посещений Карты посещений сайта