Автор Тема: Мартыновский Григорий Васильевич  (Прочитано 12405 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #15 : 08 Февраля 2020, 16:48 »
Г. В.: А на каких самолётах их забрасывали?

Гр. М.: Я не помню. Может, на По-2 и забрасывали. Не знаю...
 
Я ещё вспомнил вот что. Или на Лисьем Носу, или на Гора-Валдае к нам сели американцы на бомбардировщиках. С вечера они сели, мы их там заправляли, они у нас ночевали и с утра улетели. Такой единственный случай был.

Г. В.: Экипажи американские?

Гр. М.: Американские.

Г. В.: А когда?

Гр. М.: Я уже не помню.

Г. В.: Незадолго до снятия блокады?

Гр. М.: Да. Незадолго… А Вы такого лётчика Кондратьева знаете? Я был в Кронштадте на его могиле (Герой Советского Союза Кондратьев Пётр Васильевич – прим.). Там аэродром Бычье Поле и рядом кладбище. Там были какие-то девушки, они в склепах спасались и даже жили там, в склепах. Показывали, где они службу связи несли, там аппараты были установлены…

Г. В.: В общем, с Гражданки вас перебазировали в Борки, а потом снова вернули на Гражданку?

Гр. М.: Да, да, да. Полёты были беспрерывно. Летали на сопровождение бомбардировщиков. Беспрерывно. Только ночью не летали наши лётчики.

Г. В.: На каких самолётах тогда летали?

Гр. М.: Тогда у нас были самолёты Як-7.

Г. В.: Когда полк перевооружили на Як-7?

Гр. М.: Когда я пришёл в полк, они уже были. А при мне начали перевооружать на Як-9… Нет. Тогда и Як-9 уже были. 

Г. В.: В вашем полку много самолётов разбилось?

Гр. М.: До моего прибытия, когда летали на удары по береговым объектам, по наступающим немцам, тогда потери больше были. А потом потери у нас были единичные. Кстати говоря, за годы войны у нас в полку было потеряно 78 лётчиков… 10 погибли при бомбёжках и при разных обстоятельствах, из них 2 погибли при артобстреле Ленинграда в трамвае. А 68 погибли в воздушных боях.

Целый «полк» лётчиков поглотила Лиепая… Либава… Там же была главная база немцев, и мы летали туда, наш полк, и там были большие потери. Но один раз, 14 сентября 1944 года, лётчики нашего полка сбили 15 самолётов, а сами потерь не имели. А последний бой был 8 мая 1945 года, 14 сбили, потерь не имели. Мы тогда уже базировались в Германии.

(Представленные ветераном данные о количестве сбитых противников вызывают сомнения. Но действительно в последних боях за Прибалтику и Восточную Пруссию 21-й ИАП отличился и был удостоен ордена Суворова III ст. и почётного наименования Кёнигсбергский – прим.)

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #16 : 08 Февраля 2020, 16:49 »
Г. В.: Вы не устали?

Гр. М.: Нет! Ну, что ещё о себе-то сказать? Толя один раз прилетел, борт ему пробило и руку зацепило, пальцы повредил. В крови. Перчатки, краги, менял с одной руки на другую, но долетел нормально. Один раз перебило тросик прибора Р-7. Это прибор… Винт трёхлопастной, и лопасти разворачивались… Тросик на одной ниточке держался. Если бы тросик оборвался, то произошла бы раскрутка двигателя, и самолёт бы, конечно, упал, и лётчик погиб. 

Г. В.: Повезло!

Гр. М.: Теперь ещё. У самолёта Як-9 есть форсаж. Слышали о таком? (По-видимому, речь идёт о форсированных двигателях ВК-105ПФ, которые устанавливались на Як-9 – прим.)

Г. В.: Я знаю, что такое форсаж, но на реактивных самолётах, не на Як-9.

Гр. М.: Это 5-7 секунд всего действует. И у Толи отказал форсаж. Двигатель надо было снимать, а где его возьмёшь? Это же было перед границей Германии, мы перелетели уже в Паневежис. Тут уже нельзя никак. Я попросил разрешения заменить на месте, не снимая двигатель. Разобрал всю заднюю часть, называется кинематическая задняя часть двигателя, нашёл причину. А где же найти запасную часть? И вот командир 12-го полка разрешил мне разобрать два аварийных двигателя и оттуда взять эту запчасть…

Так вот дальше. Я размонтировал этот самолёт. А специалистов–механиков не хватало… Командира полка его шофёр на машине перевернул, машину искалечил, командир его списал в мотористы, и ко мне его направили. Он – пожилой человек, бывший водитель автобуса в Ленинграде, очень опытный технически человек. Он вместе со мной разбирал всё это дело, и фактически он собрал неисправный двигатель, а я этим занялся. Три дня и три ночи мы работали: старший помощник, старший механик, старший техник с нами работал, и мы всё это восстановили. Начали пробовать – работает! Вы представляете?!

Толя услышал звук двигателя, приходит:
– Ну, как?
– Работает.
– А ну, дай я включу… Работает! Надо испытать срочно.

Вылетели, значит, на учебный полёт. Всё работает. И самолёт до конца войны пролетал. А меня комсоргом назначили.

И последнее из этой серии. Я обслуживал два самолёта: Анатолия Мелешко (бортовой номер 15) и Василия Воробьёва (бортовой номер 08). Потому что механиков не хватало. И вдруг во время воздушного боя Воробьёва подбили, и у него вывалилось одно колесо, шасси вывалилось. Как же он будет воевать? Но он всё же сумел уйти и посадил самолёт у самой линии фронта на такое скошенное поле, литовцы скосили как раз. Прекрасно сел на одно колесо! Он тоже закончил курсы высшего пилотажа. На одно колесо посадил. Потом уже, когда скорость потерялась, плоскость опустилась, его развернуло на 180 градусов. Радио работало, и он передал, где находится.

Толя договорился с начальством, чтобы меня посадить за бронеспинку истребителя. Это же не положено, нельзя. Там место для фотоаппарата, и аккумулятор там стоит. И такая дырка, что в верхней одежде не пролезешь. Я приготовил, что надо, чехол взял с собой, чтобы там подложить что-то мягкое. И даже не привязался, только за бронеспинку держался. А бронеспинка тогда была не бронированная, а из толстого органического стекла. Его пули не пробивали.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #17 : 08 Февраля 2020, 17:09 »
Г. В.: Какая цель полёта?

Гр. М.: Так надо было выручать Воробьёва. Это дело одобрил Храмов Юрий Васильевич. И я залез туда. Взлетели нормально…

А такой случай был в «Нормандия–Неман». Тоже Миша за бронеспинку забрался, и пришлось вступить в воздушный бой. И их подбили. Командир француз кричит:
– Прыгай, Жак! 
– Как же я прыгну, у меня Миша за бронеспинкой сидит. Будем садиться.
Но сели неудачно и погибли оба, и француз, и русский Миша…

Так вот дальше-то. Прилетели мы туда, сели нормально. Толя – опытный лётчик. Вася обрадовался, конечно. А здесь в лесочке как раз артиллеристы, гаубицы стоят. Наши пошли в атаку, фронт пробили, и артиллеристы остались в тылу, и пока свободны. Их куда-то переводить надо. Прибежали артиллеристы:
– Что тут?!
– У вас какие-нибудь ящики есть или тара от бомб?   
– У нас ящики есть, даже с ручками. Мы туда гильзы складываем, они же из цветного металла. Сколько надо?
– Я не знаю. Ящиков 10, наверно.
Моментально прибежали человек пять, принесли ящики, подняли самолёт за крыло, ящики подставили, я чехол подложил, и всё. Самолёт уже на ногах.

Г. В.: Григорий Васильевич, нам пора заканчивать разговор.

Гр. М.: Я Вам ещё фотографии покажу. Вот пять наших Героев Советского Союза – посмотрите.

А эти фотографии мне прислала дочь Марины Расковой. Я хотел написать историю женского авиационного полка, но так и не успел, ослеп. Вот одна из женщин, первая, в Калининграде умерла… Нина Васильевна – прекрасный человек. Мы с ней по телевидению выступали.

Вот ещё одна, Антонина. Трагически погибла, покончила с собой, бросилась под электричку. Она молодёжным женским движением руководила. Её обвинили за, якобы, связь с американцами, и она бросилась под электричку от позора...

Вот здесь есть дама – Герой Советского Союза…

Вот интересная фотография, только я не вижу: где-то Трибуц стоит Владимир Филиппович, наш командующий Самохин, а вот тут где-то я стою. Вот какая фотокарточка! И участвовал я… когда они рассорились на банкете, и Самохин его обвинил:
– Вот ты пишешь книги, целых три написал, а авиацию ты неправильно показываешь, ты принижаешь!..
И так далее.



В центре - М.И. Самохин, справа от него В.Ф. Трибуц, крайний слева - Г.В. Мартыновский
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #18 : 08 Февраля 2020, 17:18 »
Г. В.: Принижали.

Гр. М.: 50 лет уже здесь на Гвардейском проспекте была наглядная агитация и перечислены все соединения, кто участвовал в штурме Кёнигсберга. На одной из колонок наш 21-й полк, Кёнигсбергский полк, первым был, открывал список. Это 50 лет наглядная агитация была! Пошёл в прошлом году, слепой уже, попросил:
– Почитайте, где мой полк?

Прочитали все. Моего нет. Понимаете?! Исчез полк! Ну, думаю, в парке Победы полк есть. А там поставлен мемориал, и там на колонне тоже был написан первым наш, и потом уже и 12-й, и 1-й гвардейские полки, как положено. Пошёл туда, попросил людей прочитать. Прочитали всё, нигде полка нет. И 1-го полка нет, и 12-го полка нет. Всё ликвидировали. Написано: «8-я минно-торпедная авиационная дивизия». А под нашей дивизией поместили подводные лодки, 6 или 7. Вы представляете?! Вместо нас поместили подводные лодки! Ну, как это так?! В Авиации тут за это никто не может спросить, никто не может постоять. Я пошёл в «Страж Балтики», ещё повозмущался. «Страж Балтики» меня поддержал. Надо восстановить, нельзя же так! Надо подводные лодки перенести в другое место, не в авиационную колонку, не под 8-й дивизией. Ну, как это так это?! Вы представляете, исчезли все три наших полка, тем более единственный наш Кёнигсбергский полк?!

Г. В.: Да. Это возмутительный факт!
(Ради справедливости, следует сказать, что на мемориальных плитах в Парке Победы действительно указаны только соединения и объединения всех видов и родов сил, участвовавших во взятии Кёнигсберга, без указания полкового состава, включая три авиационные дивизии Авиации ДКБФ, к которым, правда, подводные лодки никак не относятся. Однако, не включить в эти памятные списки на «Стене Памяти» части, удостоенные почётного звания «Кёнигсбергский» – это действительно досадное упущение – прим.)




Герой Советского Союза Павлов Павел Иванович



Герой Советского Союза Павлов Павел Ильич


Гр. М.: Я написал мемуары. Из них фрагмент поместили в книгу «Моряки–балтийцы в боях за Родину». И сразу же перепутали Героев Советского Союза: Павлов Павел Иванович и Павлов Павел Ильич, а они написали – Пётр Иванович и Пётр Ильич. Вы представляете?! А дальше из описания воздушного боя выбросили целый кусок, и получилось ни то, ни сё.

Г. В.: Григорий Васильевич, мы восстановим справедливость и опубликуем Ваши мемуары полностью. Огромное спасибо за беседу!

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #19 : 08 Февраля 2020, 17:24 »


Все фото увеличиваются по клику.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #20 : 08 Февраля 2020, 17:41 »


подполковник в отставке
МАРТЫНОВСКИЙ Григорий Васильевич



21-й Кенигсбергский…
__________________________________

(Воспоминания о родном полку, о боевых товарищах и о себе)



г. Калининград



(Публикуется без сокращений и без редакторских правок- прим.)



ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Становление боевого полка……………………………………………..4
2. Сражения в Ленинградском небе……………………………………….7
3. Радости и огорчения……………………………………………………..11
4. Ожесточенные бои над Курляндией……………………………………13
5. В боях за Кенигсберг и Восточную Пруссию………………………….18
6. Повреждения самолетов и их ремонт…………………………………..21
7. Что такое летчик-истребитель…………………………………………..25
8. Их скромный труд……………………………………………………….27
9. Кузница технических кадров……………………………………………30
10. Первый сержант………………………………………………………..32
11. Пройденное не забыть…………………………………………………36

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #21 : 08 Февраля 2020, 17:58 »
1. Становление авиаполка

   Война фашисткой Германии против Советского Союза явилась и для нас суровой проверкой наших экономических, физических и моральных сил всего советского народа, настоящей доверительной братской дружбы народов советской страны.

В результате внезапного нападения фашистов пришлось в короткое время перестраивать всю экономику и общественную жизнь на военный лад, и прежде всего, это касалось армии и флота, а затем уже и тыла.

В этих труднейших, поистине драматических условиях, для отпора врагу, формировались новые воинские части, соединения и даже армии. Так, в октябре 1941 года был отдан приказ Верховного Главного командования по формированию 21-го истребительного авиационного полка Балтийского флота.

В небольшой поселок РУЗАЕВКА Мордовской АССР начали съезжаться военные и гражданские люда, туда стала поступать авиационная техника. Из кадровых командиров, получивших уже боевой опыт на войне, прибывших с тыла кадров и молодых летчиков, техников и других специалистов, работников штаба – создавалась боевая воинская часть.

И уже к весне 1942 года наш авиационный полк по боеготовности отдельными группами самолетов перелетел на аэродром БОГОСЛОВО, ближе к Ленинграду, где в марте месяце новым командиром полка был назначен волевой офицер, имевший боевую закалку на фронте, один из лучших летчиков истребителей – Яков Захарович СЛЕПЕНКОВ. К этому времени как раз не хватало в полку опыта у летчиков слетанности и уверенности на новом истребителе Як.

Необычную встречу в полку с командиром подробно и особенно ярко описывает в своей книге «С крылатыми героями Балтики» наш полковой авиационный врач Василий Георгиевич МИТРОФАНОВ  (в послевоенные годы стал доктором медицинских наук, профессором двух военно-морских академий).

Новый командир Я.З.СЛЕПЕНКОВ начал знакомство с полком с личного полета на самолете истребителе Як-1, не встречаясь еще с летчиками и всем личным составом части.

Он показал на деле высокие летные качества самолета в полете, которым был укомплектован полк.
… «Красавец Як-1, словно птица, серебрилась в лучах солнца, вертясь в каскаде фигур высшего пилотажа в разных сочетаниях…»

Не видя еще в лицо командира полка, узнав, что именно он в воздухе, наблюдавшие летчики за его полетом, сразу поняли мастерство и отвагу своего предводителя, прекрасные боевые качества самолета. Это вселило в них уверенность как можно скорее овладеть этим грозным оружием и умело воевать с этим ненавистным врагом.

Далее в книге отмечено:   
… «С приходом СЛЕПЕНКОВА летать стали много и, что особенно важно – без происшествий. И не случайно существенно и быстро улучшилась организация. Люди обрели веру в себя, воспряли духом. Они перестроились внутренне, заряжаясь энергией, целеустремленностью и энтузиазмом нового командира. В нем обнаружились все новые привлекательные черты первоклассного летчика, умелого руководителя и душевного человека, доступного для всех старшего товарища. За короткий срок оказалось возможным сделать немало, для того, что не удалось раньше. Повысилась техника пилотирования, улучшилась слетанность пар, звеньев и эскадрилий»…(стр.18)

Исходя из сложившейся обстановки стало возможным доложить командованию ВВС флота о готовности полка вступить в боевые действия. Ждать долго не пришлось. Уже 22 апреля 1942 года получен приказ о боевой работе 21-го ИАП на самолетах Як-1 в составе 8-й минно-торпедной дивизии авиации флота.
Эти новые самолеты известного авиаконтруктора А.С.ЯКОВЛЕВА не уступаои по всем летно-техническим качествам немецким истребителям и значительно превосходили наши прежние типы истребительной авиации.

Як-1 имел максимальную скорость полета до 580 км/час с полетным весом 2950 кг., вооружен одной пушкой калибром 20 мм, двумя пулеметами 7,6 мм, а затем заменен крупнокалиберными 12,7 мм, смещенных к центральной линии самолета, стреляющих прямо через воздушный винт.

На самолете установлен 12-ти цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения – М-105 мощностью 750 лошадиных сил с максимальными оборотами 2900 обор/мин. Двигатель М-105 «ПФ» отечественной конструкции с шестью карбюраторами, то есть по одному на два цилиндра, очень надежный. Буква «П» означает – пушечный, а «Ф» - форсированный.

Пулеметы установлены на блоках двигателя, а пушка конструктивно располагалась примерно на таком же расстоянии от пулеметов в развале блоков, прямо через центр винта. Это способствовало меткости удара и мощности убойной силы. Следовательно, все три огневые точки должны бить сосредоточенным ударом по врагу.
Фюзеляж самолета Як-1 трубчато-металлической конструкции с перкалевым покрытием, крылья без центроплана, смешанной конструкции с фанерным покрытием. Воздушный винт (пропеллер) металлический с тремя лопастями и регулирующим шагом винта в полете.

На таких самолетах летчики полка приступили к боевым вылетам в грозном Ленинградском небе.

Кстати, на истребителях этой конструкции модификации Як-3, воевали успешно французские летчики из полка «Нормандия-Неман» и после войны на этих самолетах в порядке подарка перелетели во Францию. Сейчас в гор.Калининграде на берегу Верхнего озера по улице Пролетарской установлен памятный знак летчикам  «Нормандия-Неман».

Наш полк базировался на многих аэродромах в районе Ленинградской области: в Новой Ладоге, в Приютино, на Гражданке, в Борках (на Ораниенбаумском пятачке), на Лисьем носу и в других местах.

Базируясь на одном из ленинградских аэродромов весной 1944 года ночью к нам на аэродром села целая армада американских 2-х моторных бомбардировщиков для заправки топливом и маслом. С раннего утра продолжалась их заправка, а к вечеру они все улетели. Общение с американскими пилотами были с нашими летчиками, руководителями полка и инженерно-технической службы. Мы узнали, что американцы наносили бомбовый удар по германским объектам и у нас дозаправлялись, чтобы возвратиться на свою базу.

Особенно впечатляющим был аэродром БОРКИ. Здесь фактически во втором окружении немцами Ленинграда, на маленьком пятачке южного берега Финского залива (напротив Кронштадта) под прикрытием двух исторических и хорошо укрепленных морских фортов «Серая Лошадь» и «Красная Горка», недалеко от Ораниенбаума, был построен аэродром морской авиации с двумя взлетными полосами. Одна – грунтовая травяная и перпендикулярно перед лесом – бетонная. Вокруг первой базировался в рейфугах (это крытые мощные бетонно-деревянные укрытия наверху покрытие более метровым слоем земли со щебенкой). Спуск в некоторые рейфуги достигал 10-15 градусов. Укрытия для самолетов были надежными. А в одном из них оборудован ПАРМ (полевые ремонтные авиамастерские), даже с различными станками. Мастерской руководил мастер на все руки инженер Федор Федорович МЫТОВ.

В районе бетонной полосы базировался 12-й пикировочный авиаполк. Так что взаимодействие было плотным и взаимовыгодным.

летчики отдыхали перед полетами и питались в поселке ЛЕБЯЖЬЕ, а мы, техники, жили в землянках около самолетов и питались тут же. Здесь полк стоял во время блокады несколько раз и успешно работал, несмотря на артобстрелы немцев.

Сейчас там есть Памятный знак о погибших летчиках и механиках. характерно, что фактически под носом у немцев (а сейчас все хорошо видно с пассажирского катера «Комета» простым глазом), зимой 1943-44 года на этот пятачок была перенаправлена целая армия наших войск под командованием И.И.ФЕНЮНИНСКОГО. Это – сотни танков, артиллерии, две дивизии конницы, тысячи бойцов и командиров со штабами, много продовольствия и боеприпасов.

И эта громада наших войск при поддержке флота и авиации в январе 1944 года с другими войсками Ленинградского фронта окончательно сбросили блокаду славного ЛЕНИНГРАДА.

Потом после разгрома немцев нас возили на места боев, особенно в ГАТЧИНУ и в места установки немецких орудий «БЕРТА», которые регулярно в пять часов вечера обстреливали город где погибли наши однополчане прямо в трамвае на улице.

Так что эти варварские орудия мы обследовали досконально, увидели и воронки от наших бомбовых ударов по этим сооружениям.

А потом была организована в ЛЕНИНГРАДЕ целая историческая выставка немецкого оружия. Нас с ней тоже потом ознакомили.

Это поистине стойкое сражение ленинградцев и воинов всех родов войск и неповторимое в истории нашего Отечества.

Я хорошо помню как вокруг Исаковского собора вместо снятой брусчатки буйно росла картошка, конечно из очистков. И это было радостью и гордостью не только ленинградцев, но и нас защитников.

Вот он чем всегда до последних дней своих памятен нам «Ораниенбаумский пятачок» - гордость стойкости и мужества наших воинов, особенно Балтийского флота.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #22 : 08 Февраля 2020, 18:03 »
2. Сражения в ленинградском небе

Летчики полка выполняли различные сложные боевые задания командования. Это – сопровождение торпедоносцев, бомбардировщиков и штурмовиков, барражирование над городом ЛЕНИНА и крепостью КРОНШТАДТОМ, «дорогой жизни», осуществляли воздушную защиту кораблей на переходе и в портах, а также вели довольно активную воздушную разведку. По распоряжению командования Ленинградским фронтом били штурмовки танковых колон и по живой силе противника.

Летчики полка образцово выполняли боевые задания, проявляли при этом мужество и летное мастерство. И вот, 9 июля 1942 года опытный летчик истребитель нашего полка Павел Ильич Павлов в неравном воздушном бою сбил первого фашистского стервятника, открыв боевой счет полка.

 Еще в начале войны этот 22-летний летчик уже участвовал в воздушных боях и лично сбил трех истребителей противника, а в группе с товарищами еще и бомбардировщика, за что был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Так что его пример для летчиков полка был заразителен и исторически важен.
Эта первая победа стала полковым праздником всего личного состава полка, тем более, что сбитый фашист упал на нашу территорию, на Лисьем Носу.
В последующий период боевой работы полка можно привести немало примеров мужества и отваги наших летчиков.

К этому времени, в начале августа 1942 года в состав полка вошла 3-я эскадрилья на самолетах И-16 под командование К.Г.ТЕПЛИНСКОГО, располагающая опытными просто неустрашимыми летчиками истребителями.

И-16 – истребитель смешанной конструкции ПОЛИКАРПОВА (в основном деревянной конструкции, обшитой тканевой перколью) весом 1715 кг, развивал скорость до 460 км/час, мог подниматься до высоты полета 9100 м с дальностью полета до 625 км.

На нем установлен двигатель М-25 звездообразной формы из девяти цилиндров с воздушным охлаждением. Воздушный винт двухлопастной металлический.

И-16, как многоцелевой, имеет преимущественные качества в том, что по горизонтали он короче и размах крыльев тоже небольшой, мощности двигателя хватает, он легкий и виртуозный в полете, следовательно мало уязвим. Его назвали «Ястребком», но закрепилось за ним название «ИШАКА», видимо за его выносливость в боях.

На не были установлены самые скорострельные пулеметы ШКАС-2600 выстрелом в минуту, правда далеко размещенные друг от друга в крыльях. Была установлена и пушка 20 миллиметрового калибра марки «»ШВАК».

И-16 мог брать шесть РС (реактивных снарядов) или две бомбы по 100 кг.

Известно в истории войны на Черноморском флоте как два И-16 были подвешены с бомбами под самолет авиаматку ТБ-3 (4-х моторный бомбардировщик) и экспортировались к берегам РУМЫНИИ, чтобы разбомбить стратегический важный мост.

Там на подходе к цели истребители И-16 были сброшены с бомбардировщика в свободный полет и нанесли неотражающий удар по мосту. Выполнив задание, истребители, имея запас топлива, приземлились на своих базах. Это тоже страница из чудес авиации, аналогов которой нет в истории мировой авиации.

Таким образом прибытие самолетов И-16 в наш полк еще более увеличило боевую мощь истребительного полка. Только на первых порах подстраховали наших летчиков верные соседи из других авиаполков.

Вот так, например, шестерка истребителей И-16, ведомая А.ЛОМАКИНЫМ подверглась нападению более десятка вражеских самолетов, но тут подошла на помощь восьмерка Ла-5 под командованием Е.ЦЫГАНОВА (потом стал Героем Советского Союза и даже заместителем командира нашего полка), лаги находились выше противника. Фашисты рассчитывали легко расправиться с «ишачками», но из 14-ти «мессеров» и «фиатов» враг недосчитался восьми своих самолетов. Один из них сбил помполит Ю.В.ХРАМОВ (в будущем начальника штаба и командир полка).

А 31 августа 1942 года группа Як-1 и ЛаГГ-3 сопровождала пикировщиков Пе-2 на бомбометание по Волосову. У намеченной цели летчики заметили фашистский бомбардировщик Ю-88 и шесть самолетов сопровождении Ме-109. Командир полка СЛЕПЕНКОВ стремительно обрушился на вражеский бомбардировщик и срезал его с первой очереди своей пушки, а затем сбил еще одного Ме-109. Остальные «мессеры» подались на утек.

Тоже в августе, когда восемь фашистских бомбардировщиков под прикрытием восьми Ме-109 пытались нанести бомбовый удар по объектам Балтфлота. На перехват поднялось два звена истребителей под командованием СЛЕПЕНКОВА, одна пара начала атаку со стороны солнца и СЛЕПЕНКОВ сбил ведущего Ю-88, остальные подчиненные командира уложили еще два Ме-109. Атака врага была сорвана.

Немного позднее произошел еще один характерный воздушный бой, когда 29 сентября 1942 года группа самолетов-истребителей в составе 4-х Як-1 и 6-ки И-16 вылетела на прикрытие наземных войск в районе Анненское-Арбузово-Московское-Дубровка. На высоте 4 тыс.метров вступила в бой с двадцатью Ме-109. После первых же атак наших летчиков, два Ме-109 задымили и врезались в землю, в этом отличились СЛЕПЕНКОВ и его ведомый.

Бывали и совершенно неожиданные встречи с противником, так однажды, наши истребители уже возвращались с боевого задания и встретили трех Ю-88, завязали воздушный бой, одного фашистского бомбардировщика удалось сбить, остальные сбросили бомбы на головы своих войск и поспешно ушли.

Это говорит о летном мастерстве летного состава и снайперских ударов по врагу, о стремительности атак командира полка и его питомцев, надежности нашей авиационной техники и оружия.

В самый сложный период боев в ленинградском небе и успешную работу 21 иап за личное мужество и героизм в феврале 1943 года командиру полка Якову Захаровичу СЛЕПЕНКОВУ было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, который за все время боевых действий одержал 18 побед, проведя 20 воздушных боев. Кстати в первых месяцах войны он на Южном фронте сбил два Ме-109.

Многие летчики-истребители полка была награждены орденами Красного Знамени: это оба Павлова П.Ив. и П.Иль, Ю.В.ХРАМОВ, А.Г.ЛОМАКИН, В.П.МЕРКУЛОВ, Д.И.ЗОСИМОВ, Д.А.КУДЫМОВ, Б.М.СУШКИН, Л.П.КАЗАКЕВИЧ, И.Н.ЕМЕЛЬЯНЕНКО и другие.

Эти высокие награды вызвали новый порыв летчиков полка к новым победным боям в воздухе.

20 марта 1943 года группа из шести самолетов Як, ведомая первым Героем СЛЕПЕНКОВЫМ, прикрывала штурмовиков Ил-2 на штурмовку аэродрома Котлы. Ильюшины образцово выполнили задание: сожгли восемь бомбардировщиков противника и еще шесть вывели из строя. Казалось, что задача решена и самолеты ложились на обратный курс. Но на отходе от цели четыре вражеских ФВ-190 атаковали нашего ведущего истребителя. Летчик П.Иль Павлов немедленно бросился на помощь командиру и поджег одного стервятника и в районе Котлов он врезался в землю. Остальные от мастерской атаки подались в бегство. А на другой день при сопровождении пикировщиков П.Иль Павлов вогнал в землю еще одного стервятника, несмотря на их численное превосходство.

Вместе с боевыми успехами полк понес и невосполнимые потери, в ожесточенных боях героически погибли такие прекрасные летчики, как: И.И.ГОРБАЧЕВ, М.С.КОРОЛЕВ, Д.В.ПИМАКИН, Я.Е.ЕРЕМЯНЦ, И.А.ЧЕРНЫШЕНКО, П.Д.ЖУРАВЛЕВ. Их имена теперь занесены навечно на памятных плитах материалов на местах кровопролитных боев и останутся навсегда в нашей памяти.

С Максимом Королевым нас в одной из частей Черноморского флота война, он был моим командиром звена и был исключительным летчиком-истребителем
Личный состав полка, особенно летчики болезненно переживали о том, что командир полка Я.З.СЛЕПЕНКОВ попал на больничную койку и признан негодным к летной работе. Но радует то, что он воспитал и выпестовал десятки подобных себе бесстрашных ассов летчиков-истребителей.

Ему на смену в начале ноября 1943 года заступил в должность командира полка его заместитель по летной подготовке, замечательный летчик, отличный организатор и любимец полка Павел Иванович ПАВЛОВ, который еще ранее в Финские события отличился в боях и награжден орденом Красного Знамени. Будучи заместителем СЛЕПЕНКОВА ПАВЛОВ не раз водил в бой питомцев полка и с честью выполнял боевые задания командования. Его имя, как отважного летчика, уже было известно балтийской авиации.

Убедительную характеристику его личным качествам в своей книге «С крылатыми героями Балтики» дает В.Г.МИТРОФАНОВ (стр.26-27).

 … «ПАВЛОВ на два года старше СЛЕПЕНКОВА. Он выделялся избытком юношеской энергии, жизнерадостностью и веселым остроумием. Родился в рабочей московской семье. Рано увлекся авиамоделизмом. После окончания московской планерной школы ОСОАВИАХИМА в 1928 году по комсомольскому набору поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. А уже в 1933 году успешно закончил Ейское училище летчиков и был оставлен в нем летчиком-инструктором.

Через 5 лет, в 1938 году, опытного пилота и методиста летного дела перевели в ВВС КБФ. Отечественную войну он встретил командиром эскадрильи. В первые месяцы войны, в августе 1941 года он лично сбил 4 истребителя противника и 3 в группе.

Как и СЛЕПЕНКОВ он отличался не только летным мастерством, высокой личной организованностью, но и справедливой требовательностью и заботой о людях. В нему удачно сочетались качества опытного боевого командира и простого товарища»…

Тут нельзя не вспомнить незабываемый воздушный бой Павла Ивановича ПАВЛОВА весной 1943 года, когда он обкатывал новый двигатель в полете с ограниченным наддувом, т.е. с ограниченным       двигателя. И тогда в его зоне технического полета в Ленинградском небе оказалось два истребителя противника. П.И.ПАВЛОВ вместо того, чтобы уйти от греха, сам навязал воздушный бой и сбил одного «фиата», другого не удалось догнать на ограниченной мощности двигателя.

Еще один пример..тогда сопровождали на боевое задание пикировщиков Пе-2 12 ПАП над Финским заливом наши Яки совместно с Ла-5 соседнего авиаполка, в ожесточенной схватке с двадцатью фашистскими стервятниками сбили 6 самолетов противника, не имея своих потерь. А пикировщики успешно выполнили свою задачу. В этом бою молодой летчик Иван Борзой сбил ФВ-190, один из новых конструкций истребительной авиации Германии.

Наши летчики побеждали не числом, а умением, мастерством и смелостью, решительностью в воздушном бою.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #23 : 08 Февраля 2020, 18:04 »
             
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #24 : 08 Февраля 2020, 18:08 »
3. Радости и огорчения

В январе 1944 года в разгар боев за снятие блокады Ленинграда еще одному из наших летчиков – командиру 3-й авиаэскадрильи А.Г. ЛОМАКИНУ было присвоено знание Героя Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета от 22 января 1944 года). Он совершил 502 боевых вылета, провел 52 воздушных боя, и сбил лично и в группе 24 самолета противника. Личный состав с восхищением следил за победными полетами 23-летнего Героя-летчика. Но, не получив высокой награды и всех служебных и товарищеских почестей, 25 января Герой не вернулся с боевого задания.

В своей книге «Над морем и сушей» Дважды Герой Советского Союза В.И.РАКОВ так описывает последний бой А.Г.ЛОМАКИНА:
… «Секунда и немецкий асс ушел в сторону, но за ним на истребителе бросился наш телохранитель старший лейтенант ЛОМАКИН. На борту ломакинского самолета было нарисовано свыше десятка красных звезд по числу сбитых им самолетов противника. Незадолго до этого ЛОМАКИН стал Героем Советского Союза.

Чем закончилось его самоотверженное преследование врага – стало известно: или он таранил немецкий истребитель и упал вместе с ним, или он наверняка сбил его, задел на выходе из атаки макушки деревьев, ведь все происходило на очень малой высоте. Тогда ЛОМАКИН пережил своего противника лишь на несколько секунд»…(стр.262-263).

Это трагическое событие в разгар боев за снятие блокады Ленинграда стало мерой мести фашистским головорезам за гибель боевого товарища.

После освобождения территории Ленинградской области от оккупантов была создана лыжная группа поиска места гибели Героя под руководством полкового врача Василия Георгиевича МИТРОФАНОВА, в которую был включен и я, МАРТЫНОВСКИЙ Г.В. Лыжниками было обследовано многокилометровые квадраты лесо-болотистой местности. Кроме разбитых укреплений, массы воронок от бомбовых ударов и замерзших трупов фашистов, не удалось установить место падения самолета ЛОМАКИНА.

Несмотря на неудачи поиска, имя Героя осталось в нашей благородной памяти. Уже в послевоенный период через десятки лет с помощью ветеранов-однополчан, его боевых друзей, при участии самых близких его семьи в апрее 1986 года в поселке Кикерино Ленинградской области, в предполагаемом месте гибели Героя, была открыта улица имени А.Г.ЛОМАКИНА с мемориальной доской, а в средней шокле оформлена историческая экспозиция данного подвига.

О героических усилиях летчиков 21 иап и их бесчисленных подвигах красноречиво и убедительно рассказывает сохранившийся фотомонтаж боевой работы полка за блокадный период, где было совершено более 4 тыс.боевых вылетов, проведено 65 неравных воздушных боев и сбито 78 самолетов противника, в том числе: 40 ед. Ме-109, 17 «фиатов», 3 «фоккера», 4 бомбардировщика Ю-88 и 6 «хенкелей».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года наш полк был награжден орденом Красного Знамени, 8-я минно-торпедная авиадивизия получила символическое наименование «Гатчинской», а 73-й бомбардировочный полк преобразован в 12-й гвардейский пикировочный авиационный полк.

Многие наши летчики – ПАВЛОВ П.Иль, ПАВЛОВ П.Ив., Б.СУШКИН, Ю.ХРАМОВ, В.ТКАЧЕВ, И.ЕМЕЛЬЯНЕНКО, А.МЕЛЕШКО, Б.ЛОЩЕНКОВ, Н.ЦЫГАНКОВ, П.СТРУЧАЛИН, М.СОБОЛЕВСКИЙ, Л.КАЗАКЕВИЧ, Н.АНТОНОВ, И.ПЛАТОНОВ и другие, а также технический состав и офицеры штаба были награжден орденами и медалями.

Но воздушные бои продолжались…

Так, под командованием командира 12-го пикировочного авиаполка В.И.РАКОВА балтийская авиация в Финском заливе 16 июля 1944 года нанесла мощный массированный удар по кораблям в порту КОТКА (Финляндия), в котором участвовало 131 самолет различного типа и назначения, при этом был потоплен броненосец береговой обороны «НИОБЕ».

30 самолетов нашего полка в во главе с командиром П.Ив.ПАВЛОВЫМ принимали участие. Высшее командование высоко оценило эту дерзкую и удачно проведенную операцию.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года Василию Ивановичу РАКОВУ было присвоено звание Дважды Героя Советского Союза и большой группе летчиков Балтики присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе и командиру 3-й эскадрильи нашего полка капитану Павлу Ильичу ПАВЛОВУ.

Как уже излагалось выше, Павел Ильич бесстрашный асс с великолепными боевыми качествами летчика-истребителя. Он за время войны совершил более 600 успешных боевых вылетов, участвовал в 57 воздушных боях и сбил 13 самолетов противника лично и еще шесть в группе.

В этих жестоких воздушных боях от прямого попадания зенитки при налете на КОТКУ героически погиб парторг 1-й аэ старший лейтенант Петр ДОРОХОВ. Он был любим в эскадрильи, прекрасно играл на баяне, веселил летчиков. Он не только был другом, но и смелым в бою. Петр мог бы выброситься с парашютом, но как коммунист и парторг не смалодушничал и погиб не сдаваясь в плен открытым текстом передал по радио «Прощайте товарищи, погибаю, отомстите за меня». И самолет пошел в пике в воду.

Так до конца Петр ДОРОХОВ выполнил свой священный долг присяги. А летчики полка повысили еще большую активность и самоотверженность в борьбе с ненавистным врагом.

Наш полк активно сотрудничал в боевой работе с 1-м гв.минно-торпедным полком (командиры: Е.ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, А.ЧЕЛНОКОВ, И.БОРЗОВ), 12 гв. пикировочным полком (командиры: Н.КУРОЧКИН, В.РАКОВ, К.УСЕНКО), 51 минно-торпедным полком (командиры: В.ФОКИН, И.ОРЛЕНКО), 14 гв.истребительным полком  (командиры: Г.ШВАРЕВ, А.МИРОНЕНКО), входящие в нашу 8-ю минно-торпедную авиадивизию и также с другими частями и соединениями авиации флота.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #25 : 08 Февраля 2020, 18:23 »
4. Ожесточенные бои над Курляндией

С освобождением Ленинградской области, разгрома немцев в ЭСТОНИИ, взятием столицы ЛАТВИИ города РИГИ, фронт Сухопутных войск далеко отдалился на Запад. Стало возможным перебазирование морской авиации, в том числе 21-го Краснознаменного иап на литовские аэродромы ВИЛЬНЮС, ПАНЕВИЖИС и ПАЛАНГА.

Потерпев поражение в Прибалтике, немецкие летчики окончательно ожесточились. У них появились и новые модернизированные самолеты истребители с удлиненными фюзеляжами «Фокке-вульфы» с большими скоростями, на борта которых были нанесены устрашающие звериные амулеты.

Погода явно не благоприятствовала и «мессеры» могли подойти незаметно. Но к тому времени мы тоже получили новые самолеты Як-9 ТД (тяжелые дальние), которые могли держаться в воздухе более пяти часов с форсированными двигателями.

Но вот на разведку вылетел Пе-2 в сопровождении наших четырех истребителей во главе с капитаном Василием ТКАЧЕВЫМ. Наши истребители были настороже, смотрели в оба и были готовы отразить любую атаку врага. Ждать долго не пришлось. И вскоре ФВ-190 вывалился из облаков. ТКАЧЕВ предупреждает разведчика Пе-2 об опасности и тот уходит в облака в направлении на свою территорию. А ниже в проблеске облаков показались еще два назойливых «мессера-109».
 
Приказав второй паре ЯКов сопровождать разведчика, Василий ТКАЧЕВ со своим ведомым Мих.САХНО, не теряя ни секунды рванулся к месту появления стервятников и не просчитался. Из облаков снова вылез «мессер», его то и атаковали наши летчики. Схватка была недолгой. Зажатый Ме-109 загорелся и пошел к земле. А в это время из разрывов облаков вывалилась еще пятерка вражеских истребителей, что обескуражило наших летчиков. Но дружным ударом они сбили еще одного. Силы, конечно, были неравны. Один из «мессеров» все же зашел в хвост САХНО, ТКАЧЕВ видя опытность друга, ринулся в лобовую атаку. Враг, видимо подумал, что это устрашающая атака, а Василий Иванович не отвернул, и фашист вынужден был пока не поздно уйти в сторону. И ТКАЧЕВ рубанул винтом его плоскость. Так бесславно получил по заслугам зарвавшийся враг.

Сопровождения торпедоносцев и бомбардировщиков на дальние цели продолжались с возвращением их на свой аэродром. Можно для примера сослаться на один из таких эпизодов.

16 сентября 1944 года группа наших летчиков во главе с П.Ив.ПАВЛОВЫМ сопровождала пикировщиков 12 ГИАП для нанесения очередного авиаудара по ВМБ ЛИБАВА. В завязавшемся воздушном бою летчики нашего полка сбили 15 самолетов противника, не имея своих потерь. Здесь отличились одиннадцать летчиков, в том числе по два самолета сбили И.ЕМЕЛЬЯНЕНКО, А.БОРУНОВ, В.АНТОНОВ, П.Ив.ПАВЛОВ.

Однако в следующих полетах героически погиб прекрасный воздушный боец Е.В.МАКАРОВ, который нанес лобовой удар противнику не свернув от цели  и, разбившихся оба самолета упали в море. Здесь же в КУРЛЯНДИИ наш полк потерял командира 1-й аэ В.СВЕШНИКОВА, его  заместителя В.ТКАЧЕВА, летчиков И.ПЛАТОНОВА, Е.ЛОСИНСКОГО, И.БОРЗОВА, С.БУКИНА, В.ЩЕРБИНУ и других боевых товарищей, их имена навсегда занесены на памятных плитах мемориального комплекса «Летчики Балтики» на Советском проспекте у штаба авиации в г.Калининграде. они занесены в книгу Памяти «Никто не забыт», стр. 240-267.

В этих боях погиб и командир звена 2-й аэ Николай Григорьевич АНТОНОВ, одновременно сбивший три самолета противника выбросившись на парашюте с загоревшейся своей машины, был многократно расстрелян в воздухе озлобленными фашистскими летчиками за свои потери.

Уже совсем драматически произошла, казалось бы, еще одна потеря начальника штаба полка Ю.В.ХРАМОВА, одного из самых уважаемых и любимых офицеров, когда он в группе самолетов сопровождения на бреющем полете повредил водяной радиатор, его самолет упал в лес в Курляндском котле. Об этом срочно доложил его ведомый Николай СИДОРОВСКИЙ.

Юрий Васильевич получил ранение головы, сумел выбраться из самолета и обессиленным пошел к линии фронта. С помощью литовского патриота лесничего, он получил одежду и пищу, сориентировался с обстановкой. Имея сильную волю, сумел преодолеть длительное расстояние миновать явные опасности. Под огнем врага ему удалось переправиться через реку и оказаться в расположении своих войск. Только через неделю в полку узнали, что Юрий Васильевич ХРАМОВ жив и доставлен в расположение своей части. Это было великой радостью всего личного состава.

А вот передо мной фронтовая фотография Ю.В.Храмова и его ведомого Н.А.СИДОРОВСКОГО. Ведь Юрий Васильевич, как начальник штаба считался на нелетной должности, а штабной, но он много летал и будучи политработником тоже летал. Без неба он не боец, не истребитель. Он стал кавалером 4-х орденов Красного Знамени и других наград, провел 196 боевых вылетов, участвовал в 17 воздушных боях, лично сбил шесть самолетов противника и в группе такое же число.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #26 : 08 Февраля 2020, 18:24 »
В послевоенное время полковник Храмов. Занимаясь военной наукой стал доктором военно-морских наук и профессором военной академии. Был активным зам.председателя совета ветеранов авиации ВМФ. Однако в расцвете своей творческой деятельности трагически погиб на переходе улицы в Ленинграде от небрежности какого-то нового русского лихача, который остался так и неизвестен.

Его же ведомый Николай Александрович СИДОРОВСКИЙ. Награжденный пятью орденами (три Красного Знамени), сбивший лично и в группе семь самолетов противника. После завершения войны продолжал летную службу по освоению современных реактивных истребителей МиГ и Су. Сейчас подполковник Н.А.Сидоровсикй живет в гор.Калининграде, после перенесенного инсульта, тяжело болен.

Интересный фонтовой эпизод произошел на аэродроме Паневежис, где базировалась вся 8-я МТАД: 1 и 51 минно-торпедные авиаполки. Два истребительных – 21 и 14 гвардейский.

Где-то в сентябре-октябре 1944 года к нам на аэродром буквально «попадала» целая авиадивизия, конечно самолеты сели без происшествий, но особенно спешно. Оказалось, что немецкие войска их Курляндии наперли на нашу оборону под Шауляем.

А на Шауляйском аэродроме стояла смешанная авиадивизия под командованием Василия СТАЛИНА и им пришлось спешно оставить аэродром. Интересно то, что мы увидели самолеты новых конструкций: Ту-2, известные Ил-2 летающие танки и невиданные истребители американского производства «Аэрокобры» и «Кингкобры»
Немного о них…

«Аэрокобра», словно стрекоза стояла на нашей стоянке, они показались необычной геометрической формы с передней высокой одноколесной шасси. А двигатель размещен позади кабины летчика, почти в центре фюзеляжа с удлиненным валом на воздушный винт.

Покрашены серебристой краской и выглядели прямо сказочной игрушкой. «Кингкобры» отличались более крупными размерами, двигатель располагался конструктивно также. Они были окрашены сверху в темно-зеленый цвет, а низ в голубой. На истребителях в передней части на капотах были нарисованы морды диких зверей с оскалом зубов, на некоторых – змеи с вытянутым жалом, а еще на других изображены фигуры игральных карт. Вспомнилась опера «Пиковая дама», и ария Германа: «Три карты, три карты»…

Штаб В.Сталина разместился в километре от аэродрома в деревушке в двух этажном кирпичном красивом особняке с большим фруктовым садом и хорошо огорожен. Здесь размещался штаб дивизии, сам и его офицеры жили. Через некоторое время, когда обстановка на сухопутном фронте стабилизировалась окончательно, тогда эта авиадивизия снова перелетела на аэродром Шауляй.

Но через некоторое время В.Сталин снова прилетел к нам на аэродром на самолете По-2 («кукурузник») с адъютантом и зарулил на нашу стоянку, рядом с моим самолетом Як-9. Мы сразу узнали В.Сталина, крепкого, коренастого богатыря. Адъютант вроде похож на грузина, высокого роста, у него через плечо проходил ремень, на котором висел маузер в деревянной кобуре. Они спешно пошли через летную полосу в направлении штаба нашей дивизии. Через некоторое время вернулись, было заметно по движениям их рук, что Василий был расстроен и резок к своему телохранителю.

Запустив мотор самолета, В.Сталин не выруливая на полосу и без всяких летных знаков и предупреждений, взлетел прямо со стоянки поперек летного поля.
…Уже потом дошла до нас весть, что он просил у нашего комдива, генерал-майора авиации СУХАНОВА передать ему один самолет торпедоносец А-20ж (название по-американски «Бастон»), как для штабного корабля. Этими американскими самолетами был укомплектован 51-й мтап. Но якобы ввиду больших наших потерь и нехватки самолетов сделка не состоялась. Вскоре нашего командира дивизии заменили.

К этому же эпизоду следует дополнить, что самолеты истребители «Аэрокобры» и «Кинкобра» перегонялись летом из США через Аляску в Анадырь, а затем по сибирским аэродромам прямо на фронт. Один из руководителей перегона полковник ГРИГОРЬЕВ Иван Николаевич стал заместителем командира истребительной дивизии авиации Балтфлота и живет в городе Калининграде, имея преклонные восьмидесятые годы.   

И, еще..на данных типах истребителей успешно воевали: бывший заместитель командующего авиации Балтфлота – Дважды Герой Советского Союза ПОПКОВ.
А в 16-й Сандимировской , ордена Александра Невского полку и на аэродроме сражался А.И.ПОКРЫШКИН, сбивший лично 59 самолетов противника. И из этого прославленного авиаполка совершил неописуемый подвиг летчик-истребитель ДЕВЯТАЕВ. Будучи в плену у немцев и перенеся смертельные мучения в концлагерях не потерял дух летчика, сумел со своими товарищами захватить на немецком аэродроме, где размещались их ассы, самолет-разведчик и улететь через все Балтийское море на свою территорию. Этот полк с великим наследием завоеванных почестей, был включен в состав авиации Балтийского флота.

Сейчас молодые летчики-истребители этого полка радуют нас своим мастерством высшего пилотажа на всех праздниках нашей Родины.

При последней встрече с начальником штаба нашего полка с Юрием Васильевичем ХРАМОВЫМ мы вспоминали многие дни и годы истории нашего полка и подвиги наших летчиков-истребителей, но и запомнились самые теплые и удивительно сердечные воспоминания о нашем горячо уважаемом командире полка Павле Ивановиче Павловым. Привожу эти воспоминания: «Впервые я с ним встретился еще в 1936 году в Ейском летном училище авиации ВМФ, где он служил уже летчиком-инструктором. И на первый парашютный прыжок вывозил меня именно он. Уже тогда он был летчиком первого класса, пилотировал отлично многие самолеты, но особенно истребитель. И вот пути наши сошлись в 21 иап на Балтике, это уже было в апреле 1942 года, когда меня отозвали из Военно-политической академии.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #27 : 08 Февраля 2020, 18:25 »
Тогда ПАВЛОВ был лучшим командиром 1-й аэ и вскоре назначен заместителем командира полка по летной подготовке и воздушному бою. Он очень много летал и переносил предельные нагрузки.

Наш полк тогда активно прикрывал штурмовиков и пикировщиков  ударам по опорным пунктам врага, войскам и боевой технике, коммуникациям и связи противника на переднем крае защиты Ленинграда.

Несмотря на сложные условия погоды, полк успешно выполнял все поставленные задачи.

ПАВЛОВ и поистине был мастером воздушного прикрытия, даже в таких необычных действиях авиации. Хочется привести ряд примеров управления воздушным боем командира полка.

- 2-го апреля 1944 года 21 пикировщик под управлением командира этого полка М.КУРОЧКИНА в сопровождении 16 Як-9 наносили удар по немецким кораблям в бухте КУНДА.

В районе цели наши самолеты были атакованы 14 истребителями противника ФВ-190 и Ме-109. В ожесточенной схватке Павлов умело распределил свои силы, направив на помощь группе воздушного боя из шести Як-9, еще четыре истребителя, которые атаковали вторую группу противника, пытавшегося прорваться к пикировщикам, но этого фашистам не удалось. В этом бою наши летчики сбили шесть самолетов противника. Особенно отличились: лейтенант В.ЩЕРБИНА, сбив два самолета, а М.СОБАЛЕВСКИЙ упредил атаку на ПАВЛОВА.

- характерен воздушный бой 18 сентября 1944 года при массированном налете на ВМБ ЛИБАВА. На подходе к цели наши истребители и бомбардировщики встретили большую группу самолетов-истребителей более тридцати единиц. И сразу произошел ожесточенный поединок. Павлов сразу с ходу вводит в бой двенадцать Як-9, на усиление их чуть позже направляет еще одно звено. В основной группе «Яковлевых» Иван ЕМЕЛЬЯНЕНКО и Александр ЖОЛОБОВ сбивают по два самолета противника. Воспользовавшись замешательством врага, пикировщики прорываются к цели и наносят мощный удар с пикирования, вспыхивают в порту огненные взрывы и кругом видны всполохи разрывов снарядов зенитной артиллерии противника, но самолеты без потерь возвращаются на свои базы. И здесь Павлов П.И. показал себя умным организатором боя, мужественным человеком и прекрасным летчиком-истребителем.

Но вот среди личного состава полка повсюду царил восторг. 5 ноября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено Павлу Ивановичу ПАВЛОВУ высокое звание Герой Советского Союза, который так много сделал для своего родного полка, показал примеры мужества и отваги, сделав около шестисот боевых вылетов, провел более полсотни воздушных боев и сбил 17 самолетов противника. В полку было торжественное построение личного состава с выносом Боевого Красного Знамени и командир преклонив колено, поцеловал святыню нашей доблести. После всего этого весь строй авиаторов крикнул три раза «УРА!»

Знаменательно и то, что многие летчики, техники, механики, мотористы, оружейники, прибористы и работники штаба получили ордена и медали за доблестную службу.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #28 : 08 Февраля 2020, 18:26 »



Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Мартыновский Григорий Васильевич
« Ответ #29 : 08 Февраля 2020, 18:28 »
5. В боях за Кенигсберг и Восточную Пруссию.

Но успокаиваться на достигнутым было рано. Предстояли сложные бои в восточно-прусской операции, базах противника и на море.

Так, в одном из налетов на военно-морскую базу ПИЛЛАУ, хорошо укрепленную и оснащенную средствами ПВО, наши летчики избрали новую тактику борьбы.

Истребители 21 иап сопровождали бомбардировщиков 12 гпап, а впереди их шла группа штурмовиков Ил-2 для подавления средств противовоздушной обороны.

Только затем пикировщики наносили мощный бомбовый удар. Но вот уже на горизонте появились фашистские «мессера». С набором высоты они хотели ударить по нашим бомбардировщикам. Но наши истребители были начеку. Завязалась буквально какая-то кутерьми. Но все же один Ме-109 прорвался к «пешкам», тут П.И.ПАВЛОВ меткой очередью срубил его, он взорвался и упал, а второго подоспевшего налетчика прошил А.БОРУНОВ и Пе-2 был спасен.

В другой раз над вражеским аэродромом НОЙТИФ истребители 1-й аэ под командованием В.ДОБРОВА блокировали взлет самолетов противника. Но несколько из них все же поднялось в воздух. Одного из них сбил Б.СУШКИН, командир 2-й аэ. Слаженными действиями и меткими очередями А.МЕЛЕШКО, И.СТРУЧАЛИН и Б.ЛОЩЕНКОВ сбивают второго фашиста. Командир полка П.И.ПАВЛОВ завязывает бой с подоспевшей на помощь парой ФВ-190. И вместе с БОРУНОВЫМ вгоняет в землю одного из стервятников, затем дает полный газ с форсажем, переворачивается на спину, делает короткое пикирование и с разворотом меткой очередью почти в упор, сбивает «фоккера».

Характерным для этих полетов является то, что наши самолеты поднимались и садились на необорудованных аэродромах ПАЛАНГИ, ГРАБШТЕЙНА и АГЛОНЕНА. Так, взлетная полоса в Грабштейне была построена прямо на пахотном поле, на низменном уровне, которая покрывалась соломой и еловыми ветками, а потом накрывалась металлической полосой особого крепления.

С нее взлетали торпедоносцы, бомбардировщики, из-под колес которых буквально фонтанами вылетала черная грязь с соломой. Зрелище, скажем, сказочное. Но экипажи самолетов шли на штурм крепости КЕНИГСБЕРГ и ВМБ ПИЛЛАУ, а также для ударов по морским коммуникациям противника. Особенно сокрушительными ударами авиации флота были нанесены по караванам судов, которые побрасывали в новый Восточно-прусский котел живую силу и технику.

Здесь отличились такие наши летчики-истребители, как: Ю.ХРАМОВ, оба герои ПАВЛОВЫ, Н.СЕРЫХ, Н.НАГОРНЫЙ, В.ДОБРОВ, Н.СИДОРОВСКИЙ, М.САХНО, Т.ТЯЖЕВ, В.ИВАНОВ, Г.ПОПОВ, В.БУЛАВИН и другие.

… «Особенно сильными ударами подвергалась ВМБ ПИЛЛАУ в марте-апреле 1945 года. Здесь было нанесено 24 массированных удара силами 8-й минно-торпедной авиадивизии, 11-й и 9-й штурмовыми авиадивизиями, воздушными разведчиками флота. В результате по нашим разведанным, частично по архивам противника уничтожено 64 корабля в том числе 24 транспорта.

Специальной комиссией штаба авиации ВМФ по определению фактических результатов после взятия ПИЛЛАУ, в порту было обнаружено 115 потопленных кораблей, в том числе 10 крупных транспортов, танкер, две подводных лодки и плавучий док» («Крылья Балтики» статьи и воспоминания. стр.57)
Летчики нашего полка в Восточно-прусской операции сбили 40 самолетов противника, потеряв Леонида БРЫЖКО, известного асса и молодого летчика Павла БАРЫЛЬНИКА, уже награжденного орденом Красного Знамени, но так и не получившего награду. Их имена занесены на гранитных плитах Калининградского мемориала летчикам. Они записаны навечно в книгу «Памяти».

За совершенные подвиги в этой операции 21-й истребительный авиационный полк награжден полководческим орденом СУВОРОВА 3-й степени, которым ранее не удостаивался ни один полк нашей балтийской авиации.

Не успели уложиться наши  радости, как новые почести после взятия КЕНИГСБЕРГА дошли до нас уже где-то на померанских аэродромах, где наши летчики добивались одна за другой , новых побед без своих потерь до конца войны.

Наш авиаполк стал еще и «КЕНИГБСБЕРГСКИМ», это собственное наименование единственного полка в авиации флота, прибавило гордости и энтузиазма у всего личного состава и, главное, летчикам была дана еще одна высокая оценка их боевых дел.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта