Автор Тема: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота  (Прочитано 241868 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Arrow1

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 12
    • E-mail
Bolshoy Spasibah Gospodja Galina

V Uvajenya

Alex

Оффлайн Arrow1

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 12
    • E-mail
Tak Totschna Gospodcha Galyna, continue with your important
work which you started,

Thank you

Alex

Оффлайн Arrow1

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 12
    • E-mail
Hi Galina

Can you hel me to obtain some clear photos
on Kapitan Семенюк Платон Федорович
ЧФ,  5 MTАП

Thank you in advance
Alex

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Пока не помню, чтобы у меня такое фото было. Если попадётся, сообщу.  %4

<a href="http://www.youtube.com/v/VIGJm45-hjc?version=3&amp;amp;hl=ru_RU&quot; type=&quot;application/x-shockwave-flash&quot; width=&quot;960&quot; height=&quot;720&quot; allowscriptaccess=&quot;always&quot; allowfullscreen=&quot;true&quot;" target="_blank" rel="noopener noreferrer" class="bbc_link bbc_flash_disabled new_win">http://www.youtube.com/v/VIGJm45-hjc?version=3&amp;amp;hl=ru_RU&quot; type=&quot;application/x-shockwave-flash&quot; width=&quot;960&quot; height=&quot;720&quot; allowscriptaccess=&quot;always&quot; allowfullscreen=&quot;true&quot;</a>

Молодые лётчики осваивают Су-24. Гвардейское.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Иван Анатольевич

  • Гость
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #274 : 27 Августа 2012, 15:09 »
Добрый день!Решил что будет познавательно изложить основные страницы биографии моего родственника героя черноморского неба Героя Советского Союза Корзунова И.Е.- выпускника Ейского училища Родился в г.Днепропетровске в 1915 году. Его отец Егор Иванович работал на металлургическом заводе. В 1921 году отец умер. На руках матери Дарьи Лавреньтьевны оставалось 6 детей - 4 брата и 2 сестры. Вместе с детьми она возвращается на Смоленщину, в Починковский район в деревню Акулинки, добрая половина жителей которой носила фамилию Корзуновы. В 8 лет Ваня пошел в школу. В школу нужно было ходить за 6 километров в соседний поселок. После занятий вместе с братьями и сестрами помогал матери. В летнее время он нанимался в подпаски, этим зарабатывал несколько рублей, да еще кормили вместе с пастухом. Любимые увлечения детства - ловля рыбы и раков на реке Сож, бывать в ночном с лошадьми. Первая встреча с аэропланом состоялась в 1925 году. С этого момента любовь к авиации навсегда запала в душу будущего генерала. После окончания семилетней школы он в 1931 году приехал в Москву. Его приняли на работу на деревообрабатывающий завод. Там же вступил в комсомол. Работящий, честный, общительный он быстро вошел в рабочий коллектив. Без отрыва от производства учился на курсах помощников мастеров в вечернем рабфаке при Московском инженерно-экономическом институте. Большую часть первой получки он отправил матери в деревню и потом делал это всегда. На заводе он стал токарем-универсалом, секретарем комсомольской организации цеха. Его труд неоднократно отмечался благодарностями завода и цеха. Он был настоящим энтузиастом-ударником, за одну смену выполнял 2-3 дневные нормы. В свободное время, будучи комсомольским вожаком, Иван Корзунов организовывал культпоходы для молодежи. Неоднократно участвовал в праздничные дни в демонстрациях на Красной площади. В ноябре 1934 года как передового рабочего и активного комсомольца райком комсомола направил его на учебу в Ейскую школу морских летчиков. После сдачи экзаменов и прохождения мед. комиссии он был зачислен курсантом. В 1936 году после выпуска из школы летчиков лейтенант И. Корзунов был направлен для прохождения службы на Черноморский флот в 45-ю эскадрилью скоростных бомбардировщиков. Здесь закалялся, мужал его характер. На кануне войны он первым в полку освоил новый самолет - пикирующий бомбардировщик Пе-2, встретил свою любовь - жену Валентину Степановну. Великую Отечественную войну старший лейтенант И. Корзунов встретил, будучи командиром звена 5-й эскадрильи 40-го бомбардировочного авиаполка 63-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС Черноморского флота в п. Сарабуз (ныне Гвардейское). Первый боевой вылет И.Корзунова состоялся 22 июня 1941 года. Группа в составе 7 самолетов (4 СБ и 3 ДБ-3) ночью бомбила нефтехранилища г. Констанца (Румыния). Экипаж СБ И.Корзунова был единственным кто вернулся из этого вылета на аэродром. Ошибки первого вылета были учтены и исправлены. Каждый следующий полет совершался все уверенней и был успешнее предыдущего. Все последующие дни месяца сопровождались воздушными ударами по порту, нефтегавани, элеватору, железнодорожному узлу Констанцы, порту Сулина. В начале июля И.Корзунов как инструктор обучает и тренирует летчиков своей эскадрильи на пикирующий бомбардировщик Пе-2, который в единственном экземпляре пригнали из Москвы. К 13 июля на вооружении эскадрильи было уже 9 новых самолетов.13 июля на новых самолетах эскадрилья нанесла первый мощный групповой удар по румынскому городу Плоешти. В результате удара было разрушено 2 заводских корпуса, уничтожено 202 цистерны с горючим, 46 нефтебаков, 2 склада. На длительное время вышли из строя 2 нефтеперегонных завода, пожары продолжались 2 суток. После этого вылета он стал летать со штурманом И.Филатовым. Военная дружба связала их не только на всю войну, но и на всю послевоенную службу. Август 41 - защита Одессы. Уничтожение Черноводского моста с нефтепроводом. Ежедневные несколько вылетов на бомбардировку вражеских танков, колонн пехоты, артиллерийских батарей. За дни обороны Одессы И. Корзунов добился в своем звене не только хороших результатов в бомбометании, но и слетанности, понимания друг друга в воздухе. Это помогало обороняться от вражеских истребителей. Все экипажи звена И.Корзунова объединяла крепкая дружба. Его летчики, штурманы, стрелки-радисты, техники и механики, оружейники жили одной семьей. Вместе делили поровну радости и горести, потери товарищей. Неоднократно самолет И.Корзунова возвращался с многочисленными повреждениями в фезюляже, плоскостях от зенитного огня, возвращался с горящим двигателем, но каждый раз поставленная задача была выполнена. 28 августа во время боевого вылета Иван Егорович получил тяжелое ранение в бедро от зенитного снаряда, но сумел привести и посадить самолет на аэродром. С конца сентября, после выздоровления, снова в боях по защите Крыма. Бомбардировка танковых и автомобильных колонн, уничтожение артбатарей на Перекопе, Ишуньских позициях, вылеты на воздушную разведку явились одним из этапов мужественной борьбы на дальних подступах к Севастополю. В начале ноября 40-й бомбардировочный полк базировался уже на Кубани. Звено Пе-2 И.Корзунова было направлено на помощь защитникам Севастополя. До 7 раз в день подымались в воздух пикировщики с аэродрома Херсонесского маяка, получив множество благодарностей от армейского и морского командования. Защитники Севастополя знали и переживали за тройку Пе-2 звена И.Корзунова, если она появлялась в меньшем количестве.

Иван Анатольевич

  • Гость
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #275 : 27 Августа 2012, 15:11 »
С января 1942 года И.Корзунов назначен командиром эскадрильи, которая вскоре, в полном составе, перебазировалась с Кубани под Севастополь. Кольцо блокады вокруг осажденного фашистами города сжималось. Снаряды вражеской артиллерии рвались на аэродроме. Несмотря на это пикировщики наносили чувствительные удары по врагу, прикрывали конвои своих кораблей в море. Самые трудные дни наступили в начале лета 1942 года. Немецкая авиация полностью блокировала херсонесский аэродром. И не смотря на это, летчики сумели взлетать и наносить урон врагу. Эскадрилья И.Корзунова сражалась в Севастополе до приказа на последний взлет и покинула Херсонесский аэродром только за 4 дня до оставления города нашими частями по приказу Ставки Верховного Главнокомандования. За участие в этих боях И.Корзунов был награжден 2 орденами Боевого Красного Знамени. После перебазирования на Кавказ И.Корзунов организует учебу вновь прибывших экипажей, передавая им бесценный боевой опыт, практику полетов над морем. 11 июля 1942 года - уничтожение плавсредств в ходе удара по Мариупольскому порту. В июле эскадрилья Корзунова, как и весь полк, летала бомбить плавсредства в портах Крыма и Азовского моря, наносила удары по железнодорожным узлам, аэродромам, скоплениям войск и техники врага. Август 1942 года - оказание помощи наземным войскам в защите кавказских перевалов. 9 сентября - мужество при спасении 9 техников, ремонтировавших его подбитый самолет. Перелет на этом горящем самолете через Цемесскую бухту. Много вылетов было летом и осенью 1942 года. Отважный экипаж Корзунова водил эскадрилью на скопление вражеских войск и техники под Новороссийском, Туапсе, на перевалах Главного Кавказского хребта. В 1943 году действия 40-го полка пикирующих бомбардировщиков были направлены в основном на порты Феодосия, Керчь, Тамань через которые враг осуществлял снабжение своих обороняющихся войск. Главной задачей авиации Черноморского флота становится удержание под контролем главной морской коммуникации противника. В это время Корзуновым и его соратниками разработаны приемы борьбы с немецкими быстроходными десантными баржами. 43 БДБ, потопленные эскадрильей со времени их появления на Черном море и до окончания боев за Крым - лучшее свидетельство того, что для подлинных мастеров воздушных атак неуязвимых целей не существует.
 В марте 1943 года командир эскадрильи майор И.Е. Корзунов был представлен к званию Героя Советского Союза.В мае 1943 года И.Корзунов назначен помощником командира авиационного полка. Теперь он отвечал за весь полк - его подготовку, летное мастерство, умение по снайперски бомбить различные цели. 17 июня им выполнен 210-й боевой вылет и представлен к 3-ему ордену Красного Знамени. 24 июля 1943 года майору И.Е.Корзунову было присвоено звание Героя Советского Союза. В начале августа его назначили командиром 40-го бомбардировочного полка. В течение месяца им были организованы тренировки всего полка по сбрасыванию бомб с пикирования, что в боевых условиях принесло хорошие результаты.
 Полностью проявился зрелый талант И.Е. Корзунова в дни боев за изгнание врага с Кубани, освобождение Новороссийска, Таманского полуострова. Корзунов водил большие группы пикировщиков на порты и конвои, наносил сокрушительные удары по живой силе и технике отступающего противника. Танкеры, баржи, транспорты, портовые сооружения, склады, танки и автомашины, сотни гитлеровских солдат были записаны на боевой счет полка Корзунова и его лично. Участие в обороне Малой Земли, освобождении Крыма+
 В феврале 1944 года И.Е. Корзунову присвоили звание подполковник и назначили командиром 13-й пикировочной авиационной дивизии. Флагманский экипаж по-прежнему водил группы пикировщиков на удары, собственным примером вдохновлял воздушных бойцов. В дивизии Корзунову пришлось снова проделать то, что он делал раньше - организовать интенсивную боевую учебу в период напряженной боевой работы. Он и его штаб разрабатывали новые способы нанесения ударов, искали более действенные тактические приемы. Секрет эффективности действий пикирующих бомбардировщиков, придуманный Корзуновым, состоял в том, что при массированном ударе по вражескому конвою выделялась группа снайперов бомбоудара и всеми способами создавались для нее самые благоприятные условия в зависимости от обстановки. Это был своеобразный козырь 13-й пикировочной дивизии, что приносило ей солидные боевые успехи. В период освобождения Крыма авиаторы возглавляемой им дивизии потопили 102 различных судна и повредили более 60 судов и кораблей. За успешное руководство боевыми действиями дивизии при освобождении Крыма и проявленную при этом личную отвагу И.Е. Корзунов был награжден флотоводческим орденом Ушакова 2-й степени и орденом Отечественной войны 1-й степени. 13-я пикировочная дивизия получила наименование "Севастопольская".
 В историю морской авиации вошла подготовка и осуществление крупной воздушной операции по уничтожению немецкого и румынского флота в гаванях Констанцы, портах Сулина, Браилов, на Дунае с 20 по 26 августа 1944 года. Во время первого самого крупного налета 20 августа полковник И.Корзунов, находясь в воздухе, лично осуществлял боевое управление полками дивизии. В результате ударов вражеский флот был, по сути, разгромлен. Массированный удар с воздуха сыграл свою роль в деморализации противника, ускорил выход Румынии из войны. За образцовое руководство соединением при массированном ударе по кораблям в порту Констанцы и проявленные при этом мужество и отвагу полковник И.Е. Корзунов был награжден орденом Нахимова 1-й степени.
 После выхода Румынии из войны полки 13-й дивизии были перебазированы на ее территорию. Они обеспечивали действия Черноморского флота при освобождении Болгарии. В сентябре 1944 года дивизия была перебазирована на аэродромы Болгарии, но активные боевые действия в Черном море закончились. До конца Великой Отечественной войны полковник И.Е. Корзунов продолжал службу на Черноморском флоте.

Иван Анатольевич

  • Гость
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #276 : 27 Августа 2012, 15:19 »
Пикировочная дивизия, которой продолжал командовать И.Е. Корзунов, в послевоенные годы по показателям боевой подготовки неизменно занимала первое место на флоте.
 В 1949 году комдиву И.Е. Корзунову присвоили звание генерал-майора авиации и назначили командиром авиационного корпуса в советской базе Порт-Артур (Китай) на Тихоокеанском флоте. Высокие организаторские способности И.Е. Корзунова вновь воплощались на практике подготовки летного состава. Он первым ввел в практику организацию командирских полетов. Одним из первых на Тихоокеанском флоте Корзунов освоил реактивный бомбардировщик Ил-28, при этом демонстрируя незаурядное летное мастерство.
 1953 -1955 год - учеба в Академии Генерального штаба. В 1955 году И.Е. Корзунов был назначен на должность командующего авиацией Беломорской флотилии, а в начале 1956 года стал командующим ВВС Северного флота. В течение 10 лет Иван Егорович осуществлял руководство авиацией Северного флота. Здесь, на Севере, в наибольшей мере раскрылся его талант как зрелого военачальника. Главным критерием, определяющим уровень боевой готовности и боеспособности авиационных подразделений он считал их боевую выучку, соответствие ее характеру и требованиям современной войны. Постоянное внимание генерал Корзунов уделял подготовке кадров. Всегда находил время для встреч с ветеранами заполярной авиации, старался внедрить в жизнь их бесценный опыт. Все проводимые под его руководством сборы, учения проходили блестяще, в обстановке максимально приближенной к боевой. По итогам работы флотов за 1956 год авиация Северного флота заняла первое место. В 1958 году Ивану Егоровичу Корзунову присвоили очередное воинское звание - генерал-лейтенант. А через год за высокие показатели, достигнутые в боевой и политической подготовке частей и соединений авиации, в Кремле ему был вручен орден Красного Знамени. Велика была роль Корзунова в подготовке, освоении новой авиационной реактивной техники и ракетного оружия, разработке новых принципов организации летной работы. Он стоял у истоков зарождения вертолетной, и в частности корабельной авиации на Севере. В 1961 году авиаторы и моряки Северного флота послали Ивана Егоровича Корзунова делегатом на 22 съезд КПСС. А сколько было встреч с руководящими деятелями страны, других стран, известными военачальниками - Н.С. Хрущевым, А.И. Микояном, Р.Я. Малиновским, Д.Ф.Устиновым, Ф.Кастро, И.Н. Кожедубом, А.И. Покрышкиным... Именно Иван Егорович дал "путевку" в космос первому космонавту мира Ю.А. Гагарину. В декабре 1965 года по приглашению командования флота Ю.А. Гагарин посетил родной гарнизон, тепло встречался с сослуживцами. Много было еще встреч с личным составом, поездок по гарнизонам флота.
 Несмотря на последствия ранения в годы войны, И.Е. Корзунов неизменно осваивал каждый новый тип самолета, поступавший на вооружение авиации Северного флота. Быть примером, быть впереди, стремиться постоянно к совершенству - вот его девиз, девиз службы и жизни. И.Е. Корзунов заложил основы применения противолодочной авиации Северного флота. Под его началом была переоборудована часть самолетов-торпедоносцев Ту-16Т в противолодочные Ту-16 ПЛ. Решение было правильное, продиктованное обстановкой. В принятии обоснованных, самостоятельных решений Иван Егорович никогда не боялся ответственности, не прятался за спины других. Весной 1966 года генерала И.Е. Корзунова назначили заместителем командующего авиации ВМФ. Но 29 октября 1966 года на 52-м году жизни генерал-полковник авиации Иван Егорович Корзунов скоропостижно скончался (дали знать себя последствия ранения в годы войны). Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в г. Москве.
 В период всей своей жизни И.Е. Корзунов делал все по-настоящему: летал, воевал, командовал, любил, боролся с несправедливостью. Все делал талантливо, самоотверженно, не жалея себя. Превыше всего для него в жизни были воинский долг, подвиг, честь, память, патриотизм. О таких людях память народная будет жива всегда. За выдающиеся заслуги перед страной именем Ивана Егоровича Корзунова был назван авиационный гарнизон Луостари, на Дальнем Востоке - большой рыболовецкий траулер (который к сожалению около 2000 года был выброшен на камни во время шторма).
 Заложенные Иваном Егоровичем традиции верного служения Отечеству в морской авиации продолжали: его сын - полковник Корзунов Иван Иванович, закончивший службу заместителем начальника одного из отделов организационно-мобилизационного управления ВМФ, племянник - Корзунов Анатолий Андреевич, закончивший службу командиром авиационно-технической базы (В/ч 74410) гарнизона Сафоново-1 Северного флота, двоюродный внук подполковник Корзунов Иван Анатольевич, закончивший службу заместителем начальника ТЭЧ по воспитательной работе корабельного вертолетного полка ВВС СФ.
 Желающим более подробно узнать боевой и жизненный путь И.Е. Корзунова можно порекомендовать обратиться к книге Минакова В.И. "Дорога в небо через моря и океаны: записки морского летчика. - СПб: Политехника, 1996г. - 311с; с ил.

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2419
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #277 : 27 Августа 2012, 15:41 »
Очень важно и интересно, Вам большое спасибо за эти материалы.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2419
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #278 : 27 Августа 2012, 15:52 »


Это фото сделано не позднее мая 1955г. В центре снимка в первом ряду - начальник штаба ВВС ТОФ генерал-майор авиации Невзоров Петр Павлович. Правее его командующий ВВС ТОФ ГСС генерал-лейтенант авиации Канарев Виктор Павлович. Во втором ряду третий справа - заместитель командующего ВВС ТОФ ГСС генерал-майор авиации Мироненко Александр Алексеевич, а второй слева командир 105 авиационного корпуса ВВС ТОФ ГСС генерал-майор авиации Корзунов Иван Егорович.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #279 : 28 Августа 2012, 12:55 »


Это фото сделано не позднее мая 1955г. В центре снимка в первом ряду - начальник штаба ВВС ТОФ генерал-майор авиации Невзоров Петр Павлович. Правее его командующий ВВС ТОФ ГСС генерал-лейтенант авиации Канарев Виктор Павлович. Во втором ряду третий справа - заместитель командующего ВВС ТОФ ГСС генерал-майор авиации Мироненко Александр Алексеевич, а второй слева командир 105 авиационного корпуса ВВС ТОФ ГСС генерал-майор авиации Корзунов Иван Егорович.
На этом фото датированном маем 1955 г. (проводы к новому месту службы ГСС В.П.Канарева) присутствуют и другие очень знаковые фигуры для Авиации ВМФ:
ГСС Романенко Иван Георгиевич - командующий ВВС СТОФ (сидит первый слева);
Петрухин Николай Трофимович - ком. ПВО - ЗК ВВС 5-го ВМФ (сидит первый справа);
ГСС Павлов Георгий Васильевич - к-р 88-й МТАД ВВС 5-го ВМФ (стоит первый справа) и др.
С уважением, Павел.

Оффлайн В. Елисеев

  • Форумчанин
  • **
  • Сообщений: 92
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1954
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #280 : 29 Августа 2012, 09:32 »
     В марте 1943 года командир эскадрильи майор И.Е. Корзунов был представлен к званию Героя Советского Союза. В мае 1943 года И.Корзунов назначен помощником командира авиационного полка. 24 июля 1943 года майору И.Е.Корзунову было присвоено звание Героя Советского Союза. В начале августа его назначили командиром 40-го бомбардировочного полка.
     Иван Анатольевич!
     Большое спасибо за столь подробный рассказ о Иване Егоровиче Корзунове. Мне довелось служить вместе с ним в ВВС СФ. А еще один летчик 40 БАП ВВС ЧФ Владимир Павлович Рукавицын был моим командиром полка (967 ОДРАП ВВС СФ). Оба окончили Ейское училище. Хочу продолжить рассказ о Корзунове. Речь пойдет не о боевых буднях, а об обычной жизни середины 1950-х годов. Назначили нового Командующего ВВС СФ и как произошло знакомство с ним. Поскольку эти события не представляют исторической ценности, размещу свои воспоминания на ветке "ВВС Северного флота".
« Крайнее редактирование: 29 Августа 2012, 09:43 от В. Елисеев »
Возраст - это число оборотов, которое ты совершил вокруг Солнца.

Оффлайн Виктор Парусов

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 15
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #281 : 30 Августа 2012, 16:29 »
Спасибо за Ваше очень интересное сообщение о Корзунове. У Вас интересная ремарка относительно цели 22 июня 1941 г.
По моим записям я могу найти только 1 потерянный СБ в Констанце. Можете ли Вы дать мне больше деталей об этой цели и
помочь найти имена пилотов других 4 самолетов?

Согласно моей информации, эскадрилья Корзунова должна была лететь ночью 22 или рано утром 23 июня.
Если у Вас есть какие-либо фотографии Корзунова 1941 года, я был бы признателен получить их.

Alex K

P.S.  22  июня  1941  г.  не  было заданий на бомбардировку Констанцы.
Первое такое задание началось 23 июня 1941 г.
« Крайнее редактирование: 11 Сентября 2012, 13:41 от Виктор Парусов »

Оффлайн Arrow1

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 12
    • E-mail
« Крайнее редактирование: 16 Сентября 2012, 19:27 от Arrow1 »


Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #284 : 20 Января 2013, 01:15 »
"Цирк" Вахмистрова  %6



Ещё до войны комэска Арсений Шубиков участвовал в испытаниях подвески Вахмистрова, когда истребители И-16 подвешивались к авиаматке ТБ-3, доставлялись к месту, отцеплялись и штурмовали объект. История известная, а мне довелось её прочитать в Архиве в подлиннике, в Истории 32-го ИАП - 11 Гв.ИАП. Ребята очень гордились тем, что им удалось проворачивать неоднократно такую операцию и совершать налёты на Румынию.

Честно говоря, много-много прочитав о штурмовках истребителями, не думаю, что это было правильно. Вред неприятелю от маленьких бомб чаще всего невелик, а погибнуть, пикируюя на зенитки, можно запросто. Особенно, на мой взгляд, было неправильно, когда истребители сопровождения участвовали в штурмовках объектов наравне с штурмовиками и пикировщиками. В случае их гибели ударные самолёты оставались без сопровождения. У немцев была такая тактика, что при штурмовке их аэродромов, они обычно не спешили взлетать под бомбёжкой, дожидались, когда наши отштурмуют и лягут на обратный курс. После этого взлетали, догоняли и сбивали... это в том случае, если некому было прикрыть отход, а штурмовики или бомбёры уходили без сопровождения.

"Цирк" Вахмистрова, показанный эскадрильей Шубикова - редкий случай эффектной штурмовки истребителями. Правда он не мог продолжаться много раз безнаказанно, к сожалению. Вот что сказано в Истории полка, которую я читала:

Первый боевой вылет «Звена СПБ» был выполнен 26 июля на ВМБ Констанца, на судоремонтные мастерские и нефтеперегонный завод экипажами капитана Шубикова и лейтенанта Литвинчук, ст. лейтенанта Филимонова и лейтенанта Самарцева.

10.08.1941г. экипажи капитана Шубикова и лейтенанта Литвинчук, ст. лейтенанта Филимонова и лейтенанта Каспарова 2-й АЭ специального назначения на самолетах И-16 подвешенные под самолеты ТБ-3 (КК Разенко и Гаврилов) с Аэр. Евпатория нанесли бомбовый удар по Черноводскому мосту через Дунай.

Следующий удар был нанесен 13.08.1941г. экипажами капитана Шубикова и лейтенанта Литвинчук, ст. лейтенанта Филимонова и лейтенанта Данилина, лейтенанта Скрыника и лейтенанта Кузьменко. В результате двух ударов мост был выведен из строя. Наши самолеты потерь не имели.

17.08.1941 г. был нанесён удар удар по плавдоку в Констанце тремя «группами», Литвинчук, Каспаров, Данилин, Филимонов, Скрыник, Кузьменко.

20.08.41 два бомбардировщика с подвеской разбомбили мост в районе Запорожья.

08.09.1941г. два «Звена-СПБ» были использованы для атаки понтонного моста через Днепр в районе г. Борислава.

До 1942г. самолетные системы «Звено-СПБ» выполнили не менее 30 боевых вылетов на бомбардировки, во время которых  пришлось сталкиваться с ИА противника и  уничтожить несколько вражеских самолётов. 

В октябре эскадрилья Шубикова была на АС Тереклы-Конрад. Во время выполнения БЗ в октябре 1941 г. Шубиков вылетел на сопровождение группы «Цирка», прикрывая  в бою своих двух истребителей от мессершмидтов. Над местечком Казак-Сарай ком 2 АЭ Арсений Васильевич Шубиков, участник войны в Испании, погиб...
   
Гибель главного вдохновителя использования звена Вахмистрова в боевых условиях Арсения Шубикова, а так же других лётчиков полка, заставила отказаться от дальнейшего использования подвески. Решением Военного Совета ЧФ от 12.11.1941 г. 2 АЭ 11 ГИАП присвоено имя Шубикова, и он навечно занесён в список 2 АЭ.

Документальный фильм «Цирк Вахмистрова: забытая история. 1941г.»
http://neapol.tv/video/pole-bitvi-krim/pole-2.mp4



Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта