Гр. М.: Я с ветеранами редко встречаюсь теперь, я – слепой человек, но голова у меня варит. Если бы я не ослеп, я бы ещё творил чудеса.
Г. В.: Я пока Вас сфотографирую.
Гр. М.: Я могу подарить Вам свою фотографию. Когда мне было 90 лет, я сфотографировался.
Г. В.: Давайте теперь поговорим о Вас, о жизни и о службе. Расскажите с самого начала.
Гр. М.: Я – Мартыновский Григорий Васильевич. Я служил в 21-м Краснознамённом Кёнигсбергском (единственном в Авиации Балтийского флота «Кёнигсбергском») истребительном авиационном полку, награждённом орденом Суворова. Полк входил в 8-ю минно-торпедную дивизию. В этой дивизии был 1-й гвардейский минно-торпедный полк, который мы сопровождали всю войну, и 12-й пикировочный…, тоже всю войну привязаны к нему были. Затем появился новый 51-й минно-торпедный полк на американских самолётах «Бостон», по-нашему А-20-Ж
(A-20G – прим.). Вот эти четыре полка входили в дивизию. А потом нам передали 14-й гвардейский истребительный полк, который в основном работал с 51-м полком. А мы так к 1-му гвардейскому полку и были привязаны.
(21-й ИАП приступил к боевым действиям в мае 1942 г. в составе 61-й ИАБ, а с августа 1942 г находился в составе 8-й БАБ/МТАД. С этого времени 21 й ИАП выполнял задачи по сопровождению 1-го Гв. МТАП, 51-го МТАП, 73 го БАБ/12-го Гв. ПБАП 8-й БАБ/МТАД, а также до конца 1942 г. и 57-го ПШАП/7-го Гв. ШАП – прим.) Полк наш
(21-й ИАП – прим.) очень славный, заслуженный, сформирован был в Мордовии, в сентябре 1941 года приказ был издан. И в марте 1942 г. он перелетел уже в Ленинград. Командиром полка был Слепенков Яков Захарович, Героем Советского Союза он стал. Прекрасный лётчик! Его сменил Павлов Павел Иванович, тоже прекраснейший лётчик, тоже Героем Советского Союза потом стал. Им обоим я открывал улицы, Павлову – в Калининграде, а Слепенкову – в Советске, потому что он командовал гвардейской штурмовой дивизией, которая базировалась в Полесске
(речь о 60-й ИАД, хотя в конце войны Слепенков действительно командовал 9-й ШАД – прим.). И там мы решили ему оставить память.
Полк наш сбил всего за годы войны 295 самолётов – это очень много. Ведь полк не воздушного боя, не свободной охоты, а полк сопровождения. Он занят сопровождением, охраной самолётов именно 1-го гвардейского полка, 12-го гвардейского, ну и других. Даже штурмовиков мы сопровождали. И штурмовки проводили довольно интересные. Первый самолёт был сбит в июне 1942 г. Павловым, но не Павлом Ивановичем – будущим командиром полка, а Павлом Ильичом – командиром эскадрильи, потом он тоже стал Героем Советского Союза. Наш полк занимался сопровождением ударных полков, я уже говорил.
Кроме этого, мы барражировали над Кронштадтом, над Ленинградом, защищали «Дорогу жизни» вместе с Голубевым
(Герой Советского Союза Василий Фёдорович Голубев – прим.), знаете такого тоже, генерал-лейтенантом стал. Он старшим лейтенантом стал командиром полка
(4-го Гв. ИАП – прим.), как ни странно, ещё старшим лейтенантом. Когда он летал над Новой Ладогой, то специально разворот делал над своим домом, где жила его любимая жена Сашенька. Это я из его книги вычитал.
Кроме этого, полк вёл большую и глубокую разведку, у нас были свои разведчики, помимо 15-го разведывательного полка, свои. 15-й полк вёл стратегическую разведку флота и Балтийского моря, а мы вели местную разведку
(15-й ОРАП выполнял задачи в интересах командования БФ и ВВС БФ, а остальные полки проводили разведку для себя – прим.), свои цели намечали.
В полку было совершено 4 воздушных тарана, все четверо лётчиков остались живы, двое погибли уже в последующих боях, один был списан по состоянию здоровья, по ранению, а последний – Иван Емельяненко, он совершил таран, последний в Авиации Балтийского флота 19-й таран. Он был за это награждён орденом Ленина, 4 ордена Красного Знамени у него было, ордена Отечественной войны, Красной Звезды. Прекрасный боевой лётчик Иван был! Умер года два тому назад на Украине.
Полк принимал участие во всех крупных операциях, в том числе при потоплении финского броненосца береговой обороны «Вяйнемяйнен», я забыл, как он назывался
(крейсер ПВО «Ниобе», потопленный силами авиагруппы ВВС КБФ 16 июля 1944 г. – прим.), мы его называли «Ваня-маня». Оказывается, немцы подсунули на подмогу финнам этот броненосец. И вот фактически под руководством Ракова Василия Ивановича
(В. И. Раков за эту операцию был удостоен второй Звезды Героя Советского Союза – прим.) он был затоплен в шхерах. В этой операции полк принимал участие. Во всех крупных боях: в штурмовках по наземным силам, где мы потеряли очень много лётчиков. И зам. командира полка потеряли, и командиров эскадрилий… Всё же морская авиация не приучена была действовать по таким наземным целям. И потом сложность такая всё же была.
Самолёты у нас были Як-1, потом Як-3
(Як-7 – прим.) и одна из трёх эскадрилья на И-16.
Интересный такой момент. С линии Маннергейма железнодорожный бронепоезд не давал покоя и не позволял перейти в наступление нашим войскам на Карельском перешейке. И, видимо, по заданию командования, конструктору самолётов Яковлеву была дана команда, и нам прислали 10 самолётов истребителей «Яковлевых», вооружённых 37-мм пушками! Представляете, на истребитель, на Як загнать такую пушку!