Автор Тема: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота  (Прочитано 311469 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Sinus

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 31
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #315 : 31 Октября 2013, 01:23 »
Исходя из записей по местам дислокации и датам документов я и сделал вывод, что перебазирование полка с Ольховатки на Корсаков произошло в течение 1948 г.
С уважением, Павел.

Понятно, спасибо.

Почему у меня имеются серьезные сомнения ? Мои родители уехали с острова в начале лета 1949 г. И уехали именно из Ольховатки.

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #316 : 31 Октября 2013, 03:30 »
Понятно, спасибо.

Почему у меня имеются серьезные сомнения ? Мои родители уехали с острова в начале лета 1949 г. И уехали именно из Ольховатки.
На это можно высказать такие предположения:
1. Полк по документам получил приказ на перебазирование, но еще не успел перебазироваться всесь или частично.
2. Летно-технический состав с авиатехникой перебазировался на новое место, а тыловые структуры еще остались.
3. Семьи военнослужащих были перебазированы несколько позже в другой гарнизон в зависимости от наличия жилья на новом месте...
Каждая из этих версий имеет право на существование.
Еще один момент: после убытия 58-го ИАП на его место на Ольховатку был перебазирован 42-й ИАП ВВС 7-го ВМФ. Может быть это имеет отношение к службе Вашего отца?
Ну, и последнее. Я как-то уже писал на форумах, что для каждой части имеется не менее трех дат одного и того же события:
- Дата издания приказа (директивы) МО или ГК;
- Дата издания приказа Ком. ВВС (директивы НШ);
- Дата приказа по части о выполнении мероприятия.
Между этими приказами могут быть еще промежуточные инстанции, и разница между первым и последним приказом может достигать полгода и более. К сожалению, очень часто в архивных документах с которыми мне приходилось работать не указывалось к какому именно документу относится указанная дата. Отсюда и возникают накладки в виде того, что документально часть была перебазирована, а на самом деле она еще остается на старом месте.
С уважением, Павел.

Оффлайн Sinus

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 31
  • Пол: Мужской
    • E-mail
На это можно высказать такие предположения

Как я понимаю, Павел, у вас нет подтверждений о передислокации 58 иап с аэродрома Ольховатка в 1948 г. Но на основании чего же утверждается :

В это время полк базировался на аэр. Корсаков (бывш. Отомари).
Исходя из записей по местам дислокации и датам документов я и сделал вывод, что перебазирование полка с Ольховатки на Корсаков произошло в течение 1948 г.

Я вижу по записям в упоминавшейся "Личной книжки летчика..." и вышеупомянутого мной, что, как минимум, звено управления 58 иап (а, думается, и командование полка, и все остальные службы) на 19.03 1949 г. еще находилось в Ольховатке.

Владимир.

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Как я понимаю, Павел, у вас нет подтверждений о передислокации 58 иап с аэродрома Ольховатка в 1948 г. Но на основании чего же утверждается :

Я вижу по записям в упоминавшейся "Личной книжки летчика..." и вышеупомянутого мной, что, как минимум, звено управления 58 иап (а, думается, и командование полка, и все остальные службы) на 19.03 1949 г. еще находилось в Ольховатке.

Владимир.
Уважаемый Владимир. Запись в "ЖУЧ ВВС 7-го ВМФ" гласит:
на основании циркуляра НГШ ВМС №0119 от 09.03.1949 г. и приказа Ком. 7-го ВМФ №090 от 21.03.1949 г. полк был переведен на штат №98/902 трехэскадрильного состава на аэр. Корсаков. То есть по документам он уже "сидит" на Корсакове в марте 1949 г. У меня нет оснований не верить этому документу. Как оно было на самом деле, сейчас уже трудно установить.
С другой стороны, Вы ссылаетесь на летную книжку своего отца. Не знаю, сильно ли она отличалась по форме от более поздних, но в тех летных книжках, которые велись в 50-х (летные книжки моего отца)-80-х годах (мои летные книжки)  место дислокации и закрытое наименование части не указывалось, только номер в/ч. Поэтому из нее нет возможности определить, где базировалась часть. Если я ошибаюсь - опровергните. С уважением, Павел.

 

Оффлайн Sinus

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 31
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Здравствуйте, Павел !

О летных книжках - ЛК.
ЛК сахалинского периода (издание 1946 г. , называется "Личная книжка..." - см. выше), выдана в 58 иап и на записях по март 1949 г.стоит печать "58-й истребительный авиаполк ВВС СТОФ" или "58-й истребительный авиационный полк ВВС 7 ВМФ".
На записях с 1951 г. и позднее уже присутствует только номер в/ч.

Поэтому из нее нет возможности определить, где базировалась часть.

Ингода встречаю в ЛК записи типа: "Полет по маршруту СЕВЕРНЫЙ-КАЧА-СЕВЕРНЫЙ" , Трудности не составляет... :)
Сама по себе ЛК весьма интересный документ для изучения.

Если я ошибаюсь - опровергните. С уважением, Павел.

Задач опровержения никогда перед собой не ставил, не интересно.
Но могу сказать, что мне (а точнее - нам) сегодня повезло. Чисто интуитивно (даже не понимаю, что заставило) просмотрел докуметы личного дела, относящиеся к определению выслуги. Там и нашелся документ, из которого видна дислокация 58-го иап на 13 -15 апреля 1949 г. - АС Ольховатка.

Владимир.

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2419
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Владимир, все очень важно, интересно и рано или поздно может привести к правильному знаменателю. Вот,как бы из истории 58-го иап ТОФ, кроме Павла Владимировича, давшего данные по этому полку в своем Справочнике, присутствуют ещё два человека на этом форуме, кому история полка не безразлична, я, мой отец с февраля 1957 г. служил в этом полку и до октября 1959 г. был командиром эскадрильи, Марина Протогенова, дочь Юрия Николаевича Протогенова, последнего командира 58-го иап ТОФ. Историю полка надо поднимать и восстанавливать, давайте будем делать вместе.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Sinus

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 31
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Историю полка надо поднимать и восстанавливать, давайте будем делать вместе.

Так и считаю.
Не вижу смысла со своей стороны что-либо скрывать, готов выложить немногое имеющееся у меня в правильном месте, для свободного доступа.

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2419
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Владимир, кроме дискуссии о место положении полка в период с 1948-1950 гг., расскажите подробнее о своем отце, как понимаю в эти года он летчик Морской Авиации.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Sinus

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 31
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Есть здесь: http://www.allaces.ru/p/people.php?id=00000006600

К сожалению, на момент составления текста у меня не было в руках личного дела отца и там неточно указано, в частности, количество БВ.
По документам из личного дела - 37 на ЧФ и БФ, 6 - на ТОФ.
« Крайнее редактирование: 02 Ноября 2013, 12:53 от Sinus »

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Здравствуйте, Павел !

О летных книжках - ЛК.
ЛК сахалинского периода (издание 1946 г. , называется "Личная книжка..." - см. выше), выдана в 58 иап и на записях по март 1949 г.стоит печать "58-й истребительный авиаполк ВВС СТОФ" или "58-й истребительный авиационный полк ВВС 7 ВМФ".
На записях с 1951 г. и позднее уже присутствует только номер в/ч.

Ингода встречаю в ЛК записи типа: "Полет по маршруту СЕВЕРНЫЙ-КАЧА-СЕВЕРНЫЙ" , Трудности не составляет... :)
Сама по себе ЛК весьма интересный документ для изучения.

Задач опровержения никогда перед собой не ставил, не интересно.
Но могу сказать, что мне (а точнее - нам) сегодня повезло. Чисто интуитивно (даже не понимаю, что заставило) просмотрел докуметы личного дела, относящиеся к определению выслуги. Там и нашелся документ, из которого видна дислокация 58-го иап на 13 -15 апреля 1949 г. - АС Ольховатка.

Владимир.
Владимир, здравствуйте. Исходя из того, что у Вас есть документ, согласно которому дислокация 58-го ИАП на опрель 1949 г. указана аэр. Ольховатка, можно сделать вывод, что полк реально был перебазирован позднее, чем трактуют официальные документы. (От себя добавлю, что у меня до сих пор остаются некоторые сомнения в записях в весьма официальных документов. Исходя из них состав 15-й ИАД, куда в 50-х годах входил 58-й ИАП некоторое время был вообще из одного полка!). С уважением, Павел.
P.S. Посмотрев ЛК, я сам нашел у себя записи типа Перелет Кневичи-Хабаровск. Так, что согласен с тем, что иногда в них встречаются указания на аэродромы.

Оффлайн Sinus

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 31
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Добрый день, Павел !

Не могли бы сказать, какие задачи выполняло звено управления ИАП и состав звена управления. В сети не удалось найти толковой информации.

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Добрый день, Павел !

Не могли бы сказать, какие задачи выполняло звено управления ИАП и состав звена управления. В сети не удалось найти толковой информации.
Владимир. у меня точной информации по звену управления 58-го ИАП нет, но по аналогии с другими истребительными полками ВВС ТОФ можно смело сказать, что за звеном управления числилось от 2-х до 4-х самолетов УТ-1, УТ-2 и У-2. Позднее их заменили Як-11 и Як-18. Мог еще быть один боевой самолет за командиром полка, но это не всегда. С уважением, Павел.

Оффлайн Sinus

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 31
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Павел, спасибо, вопрос не касался конкретного полка.
Интересуют задачи, выполняемые звеном управления в любом ИАП, серый я... :)
Кстати, по ЛК после переучивания на Ут-2 и УР-63, в дальнейшем почти все полеты - на боевое применение и выполнялись на Р-63.

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Павел, спасибо, вопрос не касался конкретного полка.
Интересуют задачи, выполняемые звеном управления в любом ИАП, серый я... :)
Кстати, по ЛК после переучивания на Ут-2 и УР-63, в дальнейшем почти все полеты - на боевое применение и выполнялись на Р-63.
Владимир, в целом Ваша информация подтверждает мою. Павел.

Оффлайн Sinus

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 31
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Позволю себе выложить то, что когда-то попросил написать свою маму о ее жизни на Сахалине. Может быть кому-то будет интересно узнать, как жили в первые послевоенные годы советские люди, направленные на этот остров.

                                                       

                                                                                   Сахалин, 1947 – 1949 гг.

В августе 1947 г. две эскадрильи 56 полка перевели на Сахалин, в пос. Таранай в 58 полк. Нас погрузили в машины, ехали все вместе: и дети, и куры, и поросята, отвезли в порт Совгавани.
Грузились на фрегат американской постройки, корабль блестел, медные перила прямо сияли на солнце. А тут клетки с живностью поставили на верхней палубе, матросы нахмурились…, но помогли нам разместиться в каютах и кубриках.

Погода на переходе была солнечная, море спокойное, только в проливе Лаперуза немного покачало, моряки говорили, что там всегда так, даже в штиль. При проходе пролива были видны горы в Японии. Западный берег Сахалина высокий, обрывистый и очень зеленый, восточный более пологий, красивые сопки и тоже зеленый.
Конечный пункт перехода- Корсаков (при японцах – Отомари), подошли к пирсу, начали выгружать живность. Нам нечего было выгружать: полуторамесячная дочка да один чемодан составляли все хозяйство. Дальше нас погрузили на баржу, путь лежал на юго-запад к поселку Таранай. Подошли к пустому берегу, выгрузились, далее  надо перебираться через речку, но моста нет. Перебирались на лодке, кое-как, грести никто не умел, но обошлось.

В Таранае нас всех поместили в большом доме, спали на полу. На следующий день распределили по «квартирам», нам досталась комната 6 м2 и сени 2 м2, без печки и на самом берегу залива. Стены из досок, оклеены бумагой. Я не помню уже, как и на чем готовила, как стирала пеленки, но когда стало холодно, я заболела, температура под 40. На следующий день Николай, видимо, сказал кому-то о нашей ситуации и мы переехали на другое место.
 
Там были две огромные комнаты, метров по 25, разделенные передвижной стенкой, был деревянный ящик, названный умывальником, отдельный туалет. Все очень чистое, как будто тут никто и не жил. В одной комнате в стене ниша, куда японцы убирали постели на день, т.к. спали на полу. Была и круглая железная печь, но стоило ее затопить – хоть беги, весь дым шел внутрь. Поэтому, наверное, никто и не хотел там жить. Стало еще холоднее, выпал снег,  через щели в дощатых стенах утром снег наметало в комнаты, а от печки при таких больших комнатах тепла нет, один дым. Кое-как дожили до середины ноября, когда Николай сказал, что его переводят в другой полк, но там жить с семьей негде, только казарма.
Что делать ? Решили, что до перевода мне нужно уезжать. На следующий день к нам пришел командир эскадрильи Захаров и говорит:  «Вера, не уезжай, командир полка сказал, что добьется, чтобы Кузьменко вернули в полк». Но мы не верили, приказ по флоту кто отменит? А Захаров твердит, вернут, точно говорю, не отдаст его командир. Все-таки мы уехали 20-го ноября из Тараная, как-то достали билет на пароход из Корсакова до Владивостока на 24 ноября (на эти дни нас приютили в Корсакове бывшие соседи по Совгавани, сами жившие кое-как).
 
Через два месяца после отъезда получаю письмо от Николая – его вернули обратно в 58-й полк, прав был Захаров. Скольких бед мы не терпели бы при переезде, послушав его!

Весной 1948 г. мы вернулись на Сахалин, но жили уже южнее Тараная, в Ольховатке, в домике на  четыре семьи. Домик тоже был из досок, но немного утепленный. У нас была комната, кухня и коридор, к которому пристроен сарай. Была и каменная плита, обогревавшая комнату и кухню. Недалеко от домов летчиков жил кореец, который приходил и пилил всем дрова за небольшую оплату. Этот же кореец ловил рыбу и продавал нам. В это время японцев уже переселили с Сахалина, а в Таранае они еще с нами жили, японцы держали магазин в Таранае и с того времени запомнила: «Вакаримасэн» («Не понимаю» – яп.). Как-то объяснялись с ними на пальцах, японцы запомнились, как трудолюбивые люди, и особенно их огромные кочаны капусты, такого размера кочаны я раньше не видела.

Эта вторая моя поездка на Сахалин была вполне нормальной по тем временам. Мы ехали от Москвы в плацкартном вагоне, на своих местах, даже свободные полки были. По дороге на остановках уже можно было купить какую-то еду, совсем не сравнить с тем, что было годом раннее. Доехали до Хабаровска, дальше до Южно-Сахалинска я впервые в жизни летела на самолете. Грузопассажирский «Дуглас», скамьи по бортам. Пассажиров немного, в основном военные летчики. Когда то ли над Татарским проливом, то ли еще над горами самолет вдруг резко провалился вниз,  а потом резко пошел вверх и вправо, я не, ожидав такого, ойкнув, вместе с дочкой упала на дно. Молодые ребята-летчики грохнули от смеха, но увидев со мной дочку, вместе с мужем помогли подняться и пошутили:»Держись за землю».
Остаток полета я сидела, вцепившись в сидение и дочку, и думала – как же они летают и стреляют, когда такое мучение.

От Южно-Сахалинска до Ольховатки добирались где попутными машинами, где на лошади.
 
На Сахалин я привезла с собой семян моркови, огурцов, помидоров, немного картофеля. Около дома мы расчистили от бамбука небольшой участок, посеяли семена, картошку. Бамбук вырастал за лето метра на четыре, приходилось с ним воевать. Я купила петуха и трех кур, яиц хватало, но не было картофеля. Недалеко жила семья колхозников, перевезенных из центральной России, у них была корова и мы покупали молоко для дочки. К осени 1948 г. выросла картошка, морковь, огурцы, но помидоры покраснели уже сорванные, на грядке они не успели вызреть.

Летом 1948 г. на аэродроме много летали, погода была хорошая. Женщины из нашего дома готовили еду во дворе, рядом на лужайке играли детишки. Хорошо помню, как наш хороший знакомый Петр Белобородов (он летал на По-2), заходя со стороны залива на посадку, снижался и, приглушив мотор, кричал сверху: «Что у вас на обед?». Во второй раз мы встретились с Белобородовыми в середине 50-х уже в Кировском, в Крыму, в 986 испытательном полку.

Через дорогу от нас текла горная речка, из нее брали воду и для еды, и для стирки. Во время хода рыбы эта речка просто кипела. Все, кто имел хоть немного времени, ловили рыбу мешками, сетками, кто чем мог.

Осенью, в ноябре, похолодало, но в этом домике уже можно было нормально жить. Только когда ударили сильные морозы, утром на кухне вода в ведре замерзала, хотя на ночь нагоняли температуру в доме градусов до сорока, как в бане.
 
Во всех домах вокруг было полно крыс, их ничем не могли вывести. Как-то выхожу утром на улицу, а около двери сидит черная кошка и жалобно мяучит. Пустила ее в дом, покормила и она так и осталась у нас. Видно кто-то уехал и кошка осталась бездомной. Но киска оказалась отличной охотницей, хоть и была невелика собой. Каждое утро приносила крысу, положит у двери и ждет, когда похвалят. Вывела эту дрянь, крыс в нашем домике больше не было.
Зимой кошка вдруг заболела, почти ничего не ела и мы боялись, что она сдохнет. Но кошечка дожила до весны и когда появилась первая трава, пропала на несколько дней. Потом снова пришла, совсем худющая, но начала есть. Стала ее кормить и как-то видела, как она ела у речки какую-то травку – продолжала свое лечение. Так и поправилась окончательно, стала гладкой, пушистой. Когда мы уезжали соседи чуть не жребий тянули, кто киску возьмет к себе.

Весной 1949 г. Николай сказал, что есть возможность поехать сдавать экзамены для поступления в академию в Москве или Ленинграде. Потом говорит, может быть перенесем поступление на следующий год, сейчас денег почти нет, а за год могли бы подкопить. Я уговаривала его не переносить сдачу экзаменов, не надо откладывать, если можно сейчас. Тут мне помог товарищ Николая, тоже желавший поступать в академию, вдвоем убедили. Это был Николай Гончаренко, он, как и его жена Лина (они поженились уже в Ленинграде),  останутся нашими самыми добрыми друзьями на всю жизнь.
Николай Гончаренко попросил моего Николая помочь подготовиться к вступительным экзаменам. Мой муж с отличием окончил среднюю школы и до начала войны год проучился на физико-математическом факультете Ростовского госуниверситета, учеба ему давалась и мужчины вечерами сидели за учебниками, готовились.

Затем оба Николая уехали в Хабаровск, где сдавали вступительные экзамены в академию офицеры с Дальнего Востока (от Красноярска и восточнее), а мы с дочкой остались в Ольховатке. Прошел почти месяц, ни слуху, ни духу…, я стала уже волноваться, вдруг что-то не так.  Пошла к командиру полка, а он мне: «Что вы беспокоитесь, хоть мне и жаль отпускать вашего мужа из полка, но я не сомневаюсь, что это мне придется сделать, совершенно не сомневаюсь…».

Тут еще, некстати, начались разговоры, что из какой-то тюрьмы на юге Сахалина сбежала группа уголовников, отбывавших серьезные сроки лет по 25 и они, чтобы попасть на материк, убивают офицеров, чтобы завладеть формой и документами. В части усилили охрану, день и ночь ходили патрули с автоматами, проверяли документы. Наши соседи предложили нам с дочерью ночевать у них. Так мы и ходили на ночь к соседям, спали у них на полу, а хозяин на ночь ставил у своей кровати топор, оружие офицерам полка не выдали почему-то.

Наконец-то мы дождались приезда Николаев, они оба успешно сдали экзамены. До отъезда в Хабаровск начали выбирать, куда подавать документы, мой Николай предлагал в московскую Военно-воздушную инженерную академию, а мне хотелось в Ленинград, где я училась в институте инженеров водного транспорта до отъезда на Дальний Восток в 1946 г. и где остались знакомые. И тут опять помогло слово Николая Гончаренко: у него в Ленинграде жила невеста (Лина) и мы вдвоем опять победили.
Хотя моему мужу было, в общем-то, все равно, в Ленинграде такая же Военно-воздушная инженерная академия и он не очень сопротивлялся.

В полку нам помогли, дали машину и рано утром мы уехали в Южно-Сахалинск. Приехали в аэропорт, а там полно желающих улететь на материк – лето, отпуска. Записались в список на приобретение билетов, но кто там будет смотреть на старшего лейтенанта, полковники не могут улететь. Просидели два дня по погоде, еще пять сидим – нет билетов. Ночевали на улице, на скамейке, есть почти нечего. Тут я не выдержала, смотрю, только что приехавшие в аэропорт уже идут на посадку, а нам говорят – нет билетов. Когда прилетел очередной самолет, я с дочкой на руках прорвалась прямо на летное поле и наорала на какого-то майора, руководившего посадкой. «Сидим семь суток с маленьким ребенком.., вторые в списке уже три дня…». Подействовало, посадили, и хоть самолет шел только до Хабаровска, нам выбирать было не из чего.

 


Статистика посещений Карты посещений сайта