Автор Тема: Вертолёты Морской Авиации  (Прочитано 124082 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн uqeeqhed

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 25
    • E-mail
Надо же, Воронов ответил что кадрами не порадует, а 2 новых все-таки пристегнул! Только сейчас заметил.
Добавил в галерею: хвостовое оперение с другой стороны, а на второй пытались заглянуть в район кабины – посветили
http://img528.imageshack.us/slideshow/webplayer.php?id=213x.jpg

SAMURAI,
Насыщенный коммент, надо переварить, спасибо!

GranD
Без движков могло не так сильно расшибить корпус – они добавили инерции, а потом сработали как грузила и вертолет затонул крышей вниз. Так что может и на месте.
С винтом вообще загадка – и почему цел, и почему на непонятном расстоянии от машины – ни далеко ни близко...

И ещё. Место падения оказалось гораздо ближе к Донузлаву, чем поначалу думалось. Хорошо бы уточнить, над землей или морем разбились машины Руднева со Шведовым – на всякий случай.
« Крайнее редактирование: 25 Января 2010, 00:39 от uqeeqhed »

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
По катастрофе Руднева- Шведова постараюсь узнать подробнее попозже.
А пока по теме:



Бывший зам. командира эскадрильи по ИАС 78 окплвп ВВС ЧФ Александр Садовой с вероятностью (превышающей) 100% считает, что найденный на на дне вертолёт однозначно принадлежал экипажу Волкова и Кабиева. Информация им взята как из официальных источников, так и из воспоминаний ветеранов- вертолётчиков. В настоящий момент он, как и мы, пытается по своим каналам выяснить некоторые недостающие подробности.

Есть разногласия по дате катастрофы. По некоторым документам 12 ноября, некоторые ветераны называют дату 10 ноября. Так же необходимо уточнить сведения по судьбе останков экипажа.

Садовой более 25 лет отработал с вертолётами Ка- 25 всех возможных модификаций, поэтому на основе представленный фотографий останков вертолёта он высказал и свои предположения.

Цитировать
  Эта катастрофа произошла 10 (12) ноября 1982 года. Вертолет Ка-25Ц (спарка). Командир экипажа: командир вертолета военный летчик 3-го класса старший лейтенант Волков Ю.Г. Инструктор: командир отряда военный летчик 1-го класса майор Кабиев М.Х.

 Днем в простых метеоусловиях на ТАКР «Киев» в Черном море экипаж выполнял контрольный полет с взлетом и посадкой на находящийся в движении корабль. Через 5 минут полета, после выполнения второго разворота  «по коробочке», на высоте 300 метров и скорости 160 км/час от вертолета отделился предмет, после чего вертолет начал падать и разрушаться.

После беспорядочного падения вертикально вниз вертолет столкнулся с водной поверхностью и затонул на глубине 1650 метров. В связи со скоротечностью возникновения аварийной ситуации экипаж средствами спасения воспользоваться не смог и погиб.

Тело одного из членов экипажа подняли с водной поверхности, второй ушёл под воду вместе с вертолетом.

Предположительной причиной катастрофы является обрыв одной из лопастей одного из несущих винтов, что привело к потере управляемости и беспорядочному падению вертолета.

Экипаж и вертолет - 38 отделного корабельного противолодочного вертолетного полка ВВС Северного флота.

По фотографиям останков вертолёта можно сделать предположение, что при ударе вертолёта о воду, он получил большие разрушения носовой части в т.ч. кабины лётчиков. Разбит практически полностью примерно до того места, где начинается грузовой отсек. Вероятно, тело одного из лётчиков в образовавшиеся полости выбросило и его подобрали. Подробности узнаем от очевидцев.

Вероятно при ударе о воду оторвало часть мотогондолы (возможно, редуктор вместе с винтами), поэтому они лежат отдельно и относительно сохранны. При этом на одной из фотографий можно заметить лежащий возле фюзеляжа радиатор. Можно предположить, что там часть мотогондолы с двигателями. 

Сведений о подъёме останков второго лётчика пока нет. Ожидаем подробностей. Но судя по состоянию остова вертолёта в носовой части, можно сделать предположение, что тело могло разрушиться при ударе такой силы.

По расположению обломков можно предположить, что часть оставшихся от кабины кусков лежат под фюзеляжем и рядом с ним и вместе опускались на дно. Хвостовое оперение, как и винты, отлетело при ударе о воду и лежит в стороне.

До подъёма обломков судить однозначно о возможности найти останки членов экипажа  нельзя, хотя характер разрушений оставляет мало надежд. Думаем, что по их судьбе кое- что прояснят свидетели...

А Кабиева звали Марсель...

Вечная память обоим...

Цитировать
Вот фото страницы из книги памяти летчиков МА ВМФ России, погибших в мирное время, которая размещена в ансамбле-мемориале в Мурманске. В ней стоит дата гибели 12 ноября 1982 года и полные имена и отчества погибших.
Хотя в буклетах, выпущенных к 50-й и 55-й годовщинам полка, зафиксирована дата 10 ноября.



С МА-есть!  http://aviaforum.ru/showthread.php?t=20332&page=3468 
« Крайнее редактирование: 30 Января 2010, 17:32 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн uqeeqhed

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 25
    • E-mail





Чем больше подробностей, тем печальнее...
Трудно представить, что могут быть такие разрушения о воду.
Но фюзеляж обшит тонким 0.8мм дюралем (толщина хвостовой балки 3мм).
Если винт и хвост отвалились при ударе о воду, то что тогда разрушалось в воздухе, и почему уцелели лопасти – значит в момент падения двигатель их не вращал?
На кромке левого киля похоже на след от удара винтом:

Оффлайн uqeeqhed

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 25
    • E-mail
Если вариант со Шведовым исключен, то пора готовить ответ Воронову – надо рассказать подробности и кто помог их найти.

Цитировать
Судя по картинке на странице из книги ЛП
Садовой в соавторстве написал книгу о вертолётах Ка-25
А что за книги такие, сам не нашел

Оффлайн uqeeqhed

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 25
    • E-mail
У меня нет данных чтобы исключить вариант с экипажем Шведова, потому и не спешу с ответом.
М.б. известно что вертолет подняли ит.п.
* поправка: по данным Садового все вертолеты были подняты кроме спарки Волкова/Кабиева (спасибо SAMURAI)
Потому и книга ЛП интересовала, что это за зверь. Да ещё с иллюстрациями
А сенсацию ту мы скорее кончили, чем начали! %56

Будет большой удачей, если всплывут подробности такого уровня, надеюсь на это.

На сайте Сызранского ВВАУЛ, выпуск 1970г. -- (предположительно) М. Х. Кабиев
Пытался Ю. Г. Волкова найти, не получилось
« Крайнее редактирование: 31 Января 2010, 09:05 от uqeeqhed »

Оффлайн uqeeqhed

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 25
    • E-mail
3 фото винтов (2 новых) и лопасть - вынес в отдельный альбом. Там же теперь новый неизвестный объект в ~20м от фюзеляжа. Это практически все, что было в архивах.
По фото видно, что загадочным прямоугольным предметом под винтами оказалась лопасть, прямо таки "намотанная" на винт(!).

Прежняя галерея

  Вторая (фото по 0.5Mb, прежние были 0.25Mb) 

« Крайнее редактирование: 30 Января 2010, 17:36 от SAMURAI »

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
А упавший с небес, я останусь на свете!...
Пусть мне волосы грубой рукой шевельнёт
ненавидящий слёзы и смерть презирающий ветер
от винта вертолёта, идущего снова в полёт!





Инструктор – командир отряда, военный летчик 1-го класса, майор Кабиев М.Х.

Свидетель катастрофы Анатолий Широких, бывший штурман 38 окплвп, свидетельствует.

На Чёрном море 12 ноября 1982 года в простых метеоусловиях проводились учебные полёты вертолётов. Экипажам предстояло отрабатывать взлёт, посадку с движущегося крейсера "Киев" и полёты по малому кругу.

Экипаж в составе: командир вертолета, военный лётчик 3-го класса, старший лейтенант Волков Ю.Г., инструктор – командир отряда, военный летчик 1-го класса, майор Кабиев М.Х., совершали полёт по коробочке на высоте приблизительно 300м. Пройдя траверз корабля, они удалялись от него и были на расстоянии 3-4 км, когда начало развиваться ЛП.

Несколько свидетелей наблюдали, как это всё происходило. Широких в составе своего экипажа был на палубе и так же готовился к полёту. Он увидел, что от вертолёта Волкова- Кабиева отделился предмет, предположительно, лопасть верхнего винта, после чего началось беспорядочное падение машины. В результате чудовищных вибраций началась стремительная разбалансировка всех систем, от двигателей посыпались снопы искр. Остальное предполагается по опыту подобных происшествий. Началось разрушение вертолёта, в том числе вышла из строя гидросистема, которая в нормальном состоянии гасит колебания рукояти управления вертолётом, и этот рычаг превратился в орудие убийства. Его колебания с большой амплитудой разносили всё в кабине, поэтому вероятнее всего лётчики погибли сразу ещё в воздухе.

Вертолёт  беспорядочно падал, причём столкнулся с водой несколько перевёрнутым под углом так, что сначала ударился верхом кабины, которая от удара разлетелась. Мотогондола  тоже оказалась снизу, её вырвало, она разрушилась и пошла под воду. Видимо лопасть нижнего винта, которая первой столкнулась с водой, намоталась на вал, чем окончательно его заклинила, поэтому при затоплении винты практически не вращались. Это и видим на снимках. Но случай такой сохранности лопастей при ударе всё- таки неординарный.

Возможно, как раз при отделении мотогондолы от фюзеляжа лопастью срезало часть хвостового оперения, и от удара оно оторвалось. Корпус вертолёта ушёл под воду вслед за мотогондолой, по мере того, как из него вышел воздух. Поэтому они лежат на дне порознь, фюзеляж в перевёрнутом состоянии на обломках кабины, и отдельно мотогондола и хвостовое оперение.

Это происшествие наблюдали не только с корабля. В воздухе находился командир эскадрильи, который следил за полётами и первым сообщил о том, что экипаж Волкова- Кабиева  терпит катастрофу. К месту падения вертолёта с корабля были посланы спасательные средства. Тело погибшего лётчика Волкова вынесло через пролом кабины, его подобрали. Оно было в таком состоянии, что опознать удалось только по индивидуальным номерам на защитном костюме. Тело второго лётчика не было найдено, и вероятно, он ушёл на дно вместе с останками вертолёта.

Накануне перед построением был разговор о недавней смерти Генерального Секретаря КПСС Брежнева. Он умер 10.11.82 года, и некоторые считали, что не стоило устраивать полёты, пока не закончился траур... Отсюда- путаница в датах за давностью времени...

Майор Кабиев был профессионалом- лётчиком, а по жизни таким добродушным и весёлым крепышом,  и хорошим человеком. Таким его и запомнили товарищи, таким он смотрит на нас с этой фотографии. Не знаю, что подтолкнуло uqeeqhed обратиться именно к нам за помощью разгадать тайну погибшего вертолёта. Но как- будто сам Марсель Кабиев нас позвал из своей глубины...
« Крайнее редактирование: 31 Января 2010, 18:45 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Это макет обложки книги о корабельных вертолётах, авторы которой В.В.Соловьёв и А.В.Садовой рассказывают о развитии и становлении этого рода Авиации, об Истории частей, в том числе первого полка корабельных вертолётов, 78 окплвп, в котором им довелось служить.

Сейчас они готовят новую книгу о Палубной Авиации, у которой ещё один соавтор, тоже ветеран этого полка В.Янкин, который живёт в Североморске. Именно он помог найти свидетелей того трагического ЛП.  Янкин после ЧФ попал на СФ и служил там 5 лет под началом ком.дива Тимура Апакидзе в 57 скад в качестве Начальника дежурной смены КП Дивизии. Я думаю, что разговор с Владимиром Янкиным о наших палубниках из ЕВВАУЛ и о Тимуре у нас обязательно состоится!



78 корабельный вертолётный полк часто нёс боевые службы в Средиземном море, иногда заходил в Индийский и Атлантический океаны. Вот на фото из упомянутой книги подрыв буксируемого шнурового заряда ( длина - 600 метров) в Суэцком заливе, август 1974года.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Это капитан А.Лачинов, погибший в 1981 году в Средиземном море, снимок сделан за несколько дней до рокового вылета. Штурман вертолёта В.Златьев успел покинуть машину и спасся, а Лачинова вытолкнуло с большой глубины...



Июль 2008 года, п. Мирный. Бывший начальник службы ПДС и АСС 78- го полка с летным составом, которому на практике пришлось использовать полученные навыки и средства спасения при летных катастрофах, слева на право: В.Златьев - штурман экипажа А.Лачинова, М.Лавренко - начальник службы, О.Ерин - штурман экипажа В. Руднева, В.Руднев - командир вертолета.

Вертолёты экипажей Шведова и Руднева столкнулись во время учебного полёта над полем. Причём ведущим лётчику Рудневу и штурману Ерину удалось покинуть аварийный вертолёт и спрыгнуть с парашютами. Оба, как видим на фотографии, живы. А вот экипаж ведомого вертолёта, Шведов А.Ю. и его штурман погибли. Оба вертолёта сгорели на земле. Катастрофа произошла ночью 16.04.1982г. вследствие грубого нарушения организации полётов и подготовки лётного состава.  Ведомый потерял ведущего из вида во время манёвра ведущего и допустил столкновение...
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Но это не всё!!!

Один из командиров 78 окплвп В.В.Савчук и его зам. по лётной подготовке Е.А.Галанин закончили лётное Училище в Ейске!

Где только наши не служили, и в полках корабельных вертолётов!!!



                                Савчук  Виктор Васильевич

          С 1977 по 1980 год полком командовал полковник Савчук Виктор Васильевич. Он не только был сам замечательным летчиком, но и прокладывал путь к мастерству другим. Все хорошее, что он сделал, было, результатом его таланта, настойчивости и преданности авиации. Под его руководством резко возросла классность летного состава. В полку была установка: старший лейтенант – летчик или штурман - должен иметь 3-й класс, капитан – 2-й класс, майор – 1-й класс. Причем, сначала получаешь  класс, затем воинское звание и соответствующую должность, и летный состав стремился к этому. Виктор Васильевич много сделал для совершенствования и развития учебной базы полка. Неутомимый чело-век. Пользовался глубоким уважением не только в полку, но и в ВВС КЧФ, авиации ВМФ. Главной опорой для него были люди, которые полны чувства долга и преданы авиации. Хорошо знал обстановку в полку. В период его командования в полку был сформирован духовой оркестр. В штатном расписании полка  оркестра не было, а люди, умеющие иг-рать на различных инструментах, были. Договорился с одним из председателей колхоза, о  направлении на работу в субботние и воскресные дни людей полка в качестве оказания помощи в уборке урожая. Деньги платить за это военнослужащим было нельзя, а вот шеф-скую помощь в качестве подарка сделать было можно. Шефской помощью были инстру-менты духового оркестра, оркестр был гордостью полка. Руководил оркестром А. Примов.

        В истории авиации флота было много деловых, смелых офицеров. Одним из них был пол-ковник Савчук Виктор Васильевич.

        Виктор Васильевич мастерски, с лирическими отступлениями, проводил разбор поле-тов, да и вообще любые занятия, одновременно интересно излагая материал. Все это по-зволяло надолго запомнить методику грамотного выполнения полетных заданий. В обще-нии с людьми был прост и практически у всех вызывал симпатию, что имело немалое зна-чение. Благодаря своей коммуникабельности, Виктор Васильевич умело решал многие проблемы.  Его личные контакты со многими руководителями заводов, колхозов, совхо-зов, строительных организаций позволяли успешно решать многие служебно-хозяйственные вопросы, и мы, будущие командиры, многое переняли у него. Он был все-гда справедливо строг и требователен к подчиненным. Иначе и нельзя. Когда  руководишь коллективом в более чем 700 человек, надо действовать твердо, проявляя командирскую строгость и требовательность, в противном случае успеха не достичь. Одновременно со своими волевыми качествами сильного и грамотного командира он был и дипломатом. За многие годы службы нам приходилось сталкиваться со многими командирами, но Виктор Васильевич Савчук, как воспитатель, как педагог, на голову выше многих из них. Он спо-койно, терпеливо и настойчиво мог что-то разъяснить, но одновременно мог и раздолбать так, что летела «пыль». А проблемы разрешались, авиаторы объединялись вокруг него. И он вёл их в нужном направлении. В сентябре 2008 года, Виктор Васильевич, ушел из жиз-ни. Вечная ему память о нем останется в наших сердцах.

        Годы службы, проведенные под его руководством, на всю жизнь остались в памяти кора-бельных вертолетчиков светлыми и чистыми, а вложенные знания позволили нам продви-гаться по служебной лестнице и занимать высокие посты, заслужить так же, как и он, уважение коллег и подчиненных. Когда Виктор Васильевич по состоянию здоровья не мог уже летать и, будучи оперативным, дежурным ВВС ЧФ, он нам, вертолетчикам, пришед-шим ему на смену, продолжал оказывать существенную помощь. Он никогда не унывал, всегда радостной улыбкой встречал нас в штабе ВВС, давал деловые советы. Он был и ос-таётся для нас путеводной звездой. Такие командиры добывали славу корабельной авиа-ции. Сейчас, когда до нас тоже добралась седина, и мы уже давно на заслуженном отдыхе, вспоминаем нашу совместную службу, анализируем сегодняшнюю деятельность наших коллег и видим, что сейчас корабельная авиация  уже другая, да и страна стала другой. Однако уроки истории говорят о том, что всё возвращается «на круги своя» на новом эта-пе развития, но каким трудом все это будет достигнуто, сказать трудно, можно только предполагать.
Будут проходить годы, десятилетия, но то, что сделано им, останется в памяти корабель-ных вертолетчиков 78-го ОКПЛВП, да и в истории морской авиации в целом.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Е.А.Галанин

Надеюсь, что найдём более подробную биографию Савчука и биографию Галанина.



История не закончена...

Мы попозже ещё узнаем много подробностей и о Палубной авиации, и о корабельных лётчиках, среди которых выпускники и нашего славного Училища!  %6 %6 %6

Фотографии и комментарии передали по скайпу А.Садовой и В.Янкин. Я их изложила своими словами, но надеюсь, позже уточним неуказанные звания и должности тех, о ком писали, а так же какие- то дополнительные подробности.
« Крайнее редактирование: 30 Января 2010, 20:28 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн GranD

Один из командиров 78 окплвп В.В.Савчук и его зам. по лётной подготовке Е.А.Галанин закончили лётное Училище в Ейске!
Где только наши не служили, и в полках корабельных вертолётов!!!
В том, что наши выпускники командовали вертолетными частями, нет ничего удивительного. Переучить летчика с транспортного на боевой самолет\вертолет можно. Но чтобы сделать из транспортника воздушного бойца, нужен командир с ИБАшной жилкой, причем такой, которого уважают и на него равняются.
К чему я это? Дело в том, что Ка-25 в 60-е годы стал первым отечественным чисто боевым вертолетом. С появлением Ми-24 история повторилась. Вертолетчикам снова понадобились воздушные бойцы.

Оффлайн Север

  • Форумчанин
  • **
  • Сообщений: 86
  • Пол: Мужской
Лётчики и вертолёт этот с "Малого" АС С-2  КСФ, .... Спасибо огромное тем, кто старается установить истину,не забывает тех,кто ушёл от нас в полёт и не вернулся... Вот ссылка с "Киева" фото: http://navsource.narod.ru/photos/02/161/index.html
« Крайнее редактирование: 31 Января 2010, 11:05 от Север »

Оффлайн Владимир Порохов

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 37

Друзья, этим фото поделился один наш сослуживец из 161 ИАП. На фото много известных товарищей. Там-же и отец моего друга. Это фото личного состава 161 ИАП. 1973г.  Лиманское. Может кто-то своих вспомнит?
« Крайнее редактирование: 31 Января 2010, 02:49 от SAMURAI »

Оффлайн uqeeqhed

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 25
    • E-mail
Спасибо приславшим за портрет М. Кабиева (и другие фото) - он просто замечательный. Ещё он как-то необъяснимо сочетается с подводными фото. Показалось, что вместе они говорят о случившемся больше, чем многие слова...
Север,
Есть уникальные снимки втч ангар "Киева"

Подробности (новые):
Дальность от корабля 3-4 км
Ранний отказ гидравлики (ручки-убийцы, потеря управления)
Были очевидцы в воздухе
На палубе готовились к полету другие вертолеты (шумно?)

Очевидцы:
Анатолий Широких, штурман
Командир эскадрильи

Вопросы:
в4. Имена других очевидцев, втч ком. эскадрильи и летчика с ним
в5. Дальность от корабля 3-4км, а от вертолета ком. эскадрильи?
в6. Кто-нибудь из очевидцев видел _явно_, что при падении вертолет и винты были еще вместе?
в7. Почему наблюдатели с 3-4км решили что вертолет разрушается? Отделение 1-й лопасти не в счет, оно было до этого
в8. Ка-25у мог использоваться и как целеуказатель или был только учебной спаркой?
Спорные предположения:
Цитировать
Видимо лопасть нижнего винта, которая первой столкнулась с водой, намоталась на вал, чем окончательно его заклинила, поэтому при затоплении винты практически не вращались. <…> Но случай такой сохранности лопастей <…> всё- таки неординарный
Для этого обороты в момент падения д.б. очень высокими, а как тогда уцелела другая из лопастей. Остановить винты за миг удара - невозможно.
Гораздо вероятнее что лопасти ломались друг о друга.
Цитировать
Возможно, как раз при отделении мотогондолы от фюзеляжа лопастью срезало часть хвостового оперения
Зачем для этого отделение мотогондолы, чиркнуть по хвосту можно даже превысив ЛО, а уж при беспорядочном падении с 300м...

Тоже предположения:
П1. Если в момент катастрофы на палубе или рядом шумели вертолеты, и если отделение лопасти стало следствием удара о другую лопасть - очевидцы могли этого и не видеть (3-4км), и не слышать
П2. Винты на дне лежат перевернутыми (исключено ли это)
П3. При описываевом развитии событий тяжелого схлестывания встречных лопастей было не избежать уже в процессе падения
П4. То же самое для верхушек килей - их бы обязательно задело
П5. П3 и П4 напрямую и приведя к поломке трансмисии вызвали остановку винтов (отчего и уцелели нек. лопасти)
« Крайнее редактирование: 31 Января 2010, 19:37 от uqeeqhed »

 


Статистика посещений Карты посещений сайта