Так что, любители стращать всех энкэвэдэеей, отдыхайте.
Нет, тут Вы не совсем правы. Уж ежели туда попал, то страстей натерпелся. Но справедливо то, что не гребли всех подряд по первому же доносу. Мне тут недавно поведал один историк, Андрей его знает, как сфабриковали Дело Григоровича и его КБ. Довольно эмоционально в лицах поведал. В испорченный телефон играть не буду. Но дело касается одного из моих "подопечных". Надо сказать, что не просто было их засадить, а потом замариновать в Шарашку.
Нефёдову:
Тут такое дело, расскажу. 1-я чистка Архивов происходила в 30- е годы, многое целенаправленно уничтожалось, предполагаю, как для заметения следов, так и как не представляющее ценности. Затем была вторая мощная чистка Архивов в 60- е годы. Я могла это наблюдать практически воочию, получая дела, долго описывать, по каким признакам. Но скажу, что при личном общении с товарищем из одного "политизированного" Архива мне доверительно поведали, что в 60- е годы было уничтожено очень много документов. Причём критерием для запуска в утиль являлась именно ценность материалов. Личные дела малозначительных людей потрошились, из них оставался практически один "послужной". Вся "лирика" просто выбрасывалась на помойку, как не нужная. Представляете, кто там определял ценность документов? И к тому прибавьте, что тогда был иной взгляд, как на события, так и на их фигурантов, "винтиков", о которых мы теперь вынуждены искать информацию по сохранившимся крупицам. По словам этого товарисча дела уничтожались варварски и безо всякой идеологии.
Я не отрицаю возможность фальсификаций этих дел, лишь говорю о возможных причинах отсутствия как отдельных документах в делах, так и целых дел.
Не нашла, где вспоминали немецких Асов, но вот попалась интересная статья. Не берусь судить о выводах, это не моя тема, но мне показалось интересным, что там много статистики по победам лётчиков разных армий, наших, немцев, англичан, французов и т.д. Про немцев повторяться не буду
http://www.airwar.ru/other/article/aces.html Лучший английский ас - полковник Д. Джонсон - совершил за войну 515 боевых вылетов, но сбил всего 38 немецких самолетов. Лучший французский ас - лейтенант (подполковник в английских ВВС) П. Клостерман - совершил за войну 432 боевых вылета и сбил всего 33 немецких самолета. А Иван Никитич Кожедуб, летая исключительно на советских самолетах, совершив с 1943 г. всего 330 боевых вылетов, сбил 62 немецких самолета. В Королевских воздушных силах Великобритании всего 3 летчика сбили по 32 самолета и более. А в советских ВВС таких 39. Да и куда занести, скажем, А. Ф. Клубова, который лично сбил 31 самолет, но в групповых боях - еще 19? Или Л. Л. Шестакова, у которого на личном счету "всего" 29 немецких самолетов, но в групповых боях - 45? Даже если всего лишь треть из этих 45 сбита им лично, то и тогда Л. Л. Шестаков, занимающий 52 е место в списке советских асов, как летчик-истребитель превосходит самого лучшего английского аса.
У меня нет оснований не верить немецким асам, когда они говорят о том, что на западном фронте им было воевать тяжелее, чем на восточном. Кто- то (Дима или Георгий) давал ссылку на интересный ролик с интервью немецких асов. И это объяснимо. Бросали в бой едва обученных парней на отстававших в техническом плане (скорости в первую очередь и уязвимости) самолётах. Возможно, здесь надо говорить о среднем уровне подготовки. У нас она была низкой, что не мешало на этом фоне блистать отдельным Асам. В то время как обученность тех же немцев всреднем была выше. Но всё же вопросы к подсчёту побед остаются...
Мало того, что они поняли, что авиация это не самолеты, а летчики, и свою авиацию начали строить не с боевых, а с учебных самолетов. В 1934 г. они начали строительство своих военно-воздушных сил с того, что запланировали к концу 1935 г. иметь 1863 боевых при 1760 тренировочных (для первоначального обучения) самолетов. И к марту 1935 г. имели 584 боевых и 1304 тренировочных. В результате их летчики вступали в бой, имея сотни часов учебно-тренировочного полета. Их ас В. Батц (237 побед) вступил в бой, имея 5240 часов учебного налета. А наш ас Г. У. Дольников (15+1) налетал в летной школе 34,5 часа, из них 11 часов самостоятельно и целых 5 часов на боевой машине.
И далее, мне кажется, что это заслуживает обсуждения, я сама давно задавалась этой мыслью.
Что тут надо понять. У нас, в СССР и России, в гражданской среде (а возможно, и в военной) неправильно расставлены акценты почета. Непомерно большие куски славы отваливаются летчикам-истребителям. Между тем главная сила авиации, ее основная сила, - это бомбардировщики. Ради бомбардировщиков и существует авиация. И, кстати, именно летчикам-бомбардировщикам требуется самое большое мужество в бою. Во время Великой Отечественной войны средняя живучесть летчика-истребителя была 64 боевых вылетов, бомбардировщика - 48, штурмовика - 11 и летчика торпедоносной авиации - 3,8. Поднимаясь в воздух для сопровождения штурмовика Ил-2, летчик-истребитель имел шансов вернуться из боя в 6 раз больше, чем сопровождаемый им летчик-штурмовик, а о торпедоносцах и говорить не приходится.
Очевидец мне как-то рассказывал, что из 200 человек выпуска одной из школ бортовых авиационных стрелков, летавших на бомбардировщиках, с войны вернулся всего один стрелок и тот без ног. Даже по мнению летчиков, профессия бортового стрелка была самой опасной профессией на войне.
А у нас у всех на слуху летчики-истребители, только среди них есть Трижды Герои Советского Союза. У немцев все было наоборот. Самым почетным летчиком фашистской Германии был пилот пикирующего бомбардировщика Ju-87 Ганс Рудель. Через 9 месяцев после того, как ему выдали все награды Рейха, лично для него все эти награды были исполнены в золотом варианте. Такой награды не имел больше никто.
Немцы очень точно понимали, что главная задача истребителей - не сбитие самолетов как таковое. Их главная задача - дать точно отбомбиться своим бомбардировщикам и не дать вражеским бомбардировщикам точно отбомбиться по своим целям.
Повторюсь, мне тут интересны не выводы, я подобное давно уже и не раз читала. Интересна статистика. Извините и за длинную ссылку и если её повторила, за всем не уследишь.
Ну и ещё. Мне тут в переписке "прилетело":
Рассказывали деды. В одной дивизии были и бомбёры и истребители.
Жили вместе. Но как на вылет, перед целью ИА в набор и .... после выхода штурмовиков из атаки на цель, к ним снова пристраивались.
После вылета:
- А х... ты меня бросил, када я на цель пикировал ?
- А нах... мне подставляться под "Эрликоны" .... ?
- Так я ж там был ..... ?
- Тибе положено, бомбёру, а нах ... это мИне ?
Как они говорили, не раз рожи били истребителям за это, особо, када ихних сбивали при этом, а тем пох.... назавтра .... то же самое ... перед целью .... такшта .... "дружба дружбой...., а на цель - "по согласию ..."
Ветеран 326 тбап (мой дядя тоже там служил) Е.Анкудинов писал в своих воспоминаниях, что между бомбардировщиками и истребителями было даже своеобразное соперничество отчасти даже из- за баб (?). Причём до такой степени, что если кто- то в соседнем полку не возвращался, то не то, чтобы радовались, но испытывали некоторое злорадство... (!) Полки дислоцировались на одном аэродроме.
Вы за мной только не гоняйтесь "с портянками", я это не придумала, а прочла в воспоминаниях, вполне допускаю такую возможность, поскольку прочла уже не мало по теме. Плохого о себе мало кто расскажет, но такова человеческая природа, в которой не один только героизм, а и дерьма достаточно.
Может и не совсем по теме, но кажется, что где- то и близко...