Автор Тема: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска  (Прочитано 255265 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2419
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #30 : 24 Марта 2010, 14:17 »
Выпускник Ейского училища 41 г., ГСС, Севрюков Леонид Иванович.



Интересный материал о Севрюкову Л.И.:
http://gimn1.novorossiysk.net/memory.shtml
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Alex gus

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1411
  • Жизнь-это МИГ...
    • E-mail
  • Год выпуска: 1960
  • Скайп: alexgus-39
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #31 : 24 Марта 2010, 22:17 »
 В апреле 1950 года Николай Иванович возвращается в Ейск. Из воспоминаний:"В городе мы с Людмилой снимали у местного парикмахера коридор размером три на два метра, с одним окном-форточкой 40х60 см..
Готовили пищу на электроплитке, ей же и отапливались."

   

    На пороге "съёмного" коридора.


Оффлайн Alex gus

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1411
  • Жизнь-это МИГ...
    • E-mail
  • Год выпуска: 1960
  • Скайп: alexgus-39
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #32 : 24 Марта 2010, 22:40 »
     Основной причиной перевода в Ейск, Николай Иванович считает желание Начальника  Ейского авиаучилища морских лётчиков, генерал-лейтенанта А.Х.Андреева, создать хорошую спортивную
команду.



  Первенство Авиации ВМФ. После забега на 100 метров
Москвителев Николай, Ткаченко, Алексашкин Виктор.

Оффлайн Alex gus

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1411
  • Жизнь-это МИГ...
    • E-mail
  • Год выпуска: 1960
  • Скайп: alexgus-39
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #33 : 24 Марта 2010, 22:56 »
    Два чемпиона по десятиборью



  Москвителев Николай, Алексашкин Виктор.

Оффлайн Alex gus

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1411
  • Жизнь-это МИГ...
    • E-mail
  • Год выпуска: 1960
  • Скайп: alexgus-39
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #34 : 24 Марта 2010, 23:02 »
 1951-й год. Волейбольная команда.



Слева-направо
Трофимов Александр, Телепнёв Василий, Глумов Александр, Москвителев Николай, ???,Чернов Владимир.

Оффлайн Alex gus

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1411
  • Жизнь-это МИГ...
    • E-mail
  • Год выпуска: 1960
  • Скайп: alexgus-39
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #35 : 24 Марта 2010, 23:24 »
  1950-й год. Самая первая лётная группа курсантов.
Предварительная подготовка к стрельбе по воздушным целям.



Лётчик-инструктор Москвителев Н.И., курсант Сухенко, слушатель ст.-л-т Володин Иван (летал стрелком-радистом, учитывая отличный послужной список, удовлетворили его желание быть лётчиком). курсант Гормашов, курсант Родин, преподаватель по воздушной стрельбе Пельгиев(?).

Оффлайн Alex gus

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1411
  • Жизнь-это МИГ...
    • E-mail
  • Год выпуска: 1960
  • Скайп: alexgus-39
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #36 : 24 Марта 2010, 23:39 »
  1951-й год. 3-й учебный авиаполк. Симоновка.



Лётчик-инструктор Москвителев Н.И. с курсантами, слева Пашков, справа Сарычев.

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2419
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #37 : 26 Марта 2010, 22:37 »
Выпускник Ейского училища 41 г., ГСС, Стариков Дмитрий Александрович.



    Стариков Дмитрий Александрович – командир звена 11-го гвардейского истребительного авиационного полка 1-й минно-торпедной дивизии Военно-воздушных сил Черноморского флота, гвардии старший лейтенант.

    Родился 1 мая 1921 года в городе Гулькевичи Краснодарского края в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил аэроклуб в городе Черкесск.

    В Военно-морском флоте с 1939 года. В 1941 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище. В боях Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Особо отличился на штурмовых действиях по войскам противника в районе Перекопа в 1941 году и по прикрытию военно-морской базы Туапсе в 1942 году.

    21 июля 1941 года сержант Д.А. Стариков прибыл в 32-й, впоследствии 11-й гвардейский истребительный авиационный полк Военно-воздушных сил Черноморского флота, а 29 июля впервые поднялся на выполнение боевого задания.

    В каждом боевом вылете постигал Д.А. Стариков сложную профессию лётчика-истребителя, учился у старших товарищей, уже отличившихся в воздушных боях. В каждом вылете шлифовал он своё лётное мастерство, внося в него новые, свои элементы тактики.

    В период обороны Крыма и Севастополя сержант Д.А. Стариков совершил 113 боевых вылетов, провёл 8 воздушных боёв, выполнил 25 штурмовок вражеских войск и позиций. За проявленную отвагу и мужество ему присвоили звание младшего лейтенанта.

    11 ноября 1941 года полк перебазировался на Кавказ для изучения и освоения новой материальной части. Одновременно, став командиром звена, он анализирует бои, проведённые в Крыму, изучает тактику немецких лётчиков, лётно-тактические данные их самолётов, разрабатывает новые варианты боёв, и 17 июля 1942 года на его счету появляется первый сбитый вражеский самолёт.

    6 августа 1942 года немецкие войска начали наступление на Майкопском направлении. В этот день их авиация совершила ряд массированных налётов на Туапсе. На полевом аэродроме, где базировался 32-й авиационный полк, не смолкал гул моторов. В течение недели Д.А. Стариков сбил четыре вражеских самолёта.

    В конце 1942 года полк перебазировался в Грузию для изучения и освоения нового истребителя. Здесь же, за боевые заслуги в период обороны Крыма, Севастополя, военно-морских баз Новороссийска и Туапсе приказом Народного Комисссара Военно-морского флота СССР весной 1943 года полк был переименован в 11-й гвардейский.

    И вот он снова на фронте, под Геленджиком. И опять боевые дежурства, вылеты по тревоге, бои. Здесь Д.А. Стариков встретился с новинкой немецкой авиационной техники — истребителем FW-190. Встретился и сбил его точным снайперским ударом. Первым из лётчиков полка. А через несколько дней снова воздушный бой, и снова "Фоккеры".

    В этот день к берегам Крыма на перехват вражеских транспортов вышли наши торпедные катера. С воздуха их прикрывали 18 истребителей. Стремясь помешать боевой работе наших катерников, немцы подняли в воздух десятки FW-190. Несмотря на более чем тройное численное превосходство в воздухе, противник не сумел спасти свои суда от смертельных ударов наших торпедных катеров. Кроме того, не досчитался и нескольких своих самолётов. Два из них уничтожил гвардии старший лейтенант Д.А. Стариков.

    В ноябре 1943 года полк перебазировался на один из аэродромов Скадовска, что на юге Херсонской области. До вражеских войск, укрепившихся на правом берегу Днепра, было 60 километров. Примерно столько же — до противника, закупоренного в Крыму. Расстояние наложило особый отпечаток на боевую работу гвардейцев. Зона действия истребителей стала значительно больше, чем на Кавказе. Они, прикрывая штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы, стали доходить до Румынии и даже Болгарии.

    6 ноября 1943 года оказалось звёздным часом Д.А. Старикова. В этот день он уничтожил в воздушных боях сразу четыре вражеских самолёта. Такое даже тогда бывало нечасто. После возвращения из последнего вылета на аэродром, товарищи поздравили Д.А. Старикова с этой замечательной победой.

    К январю 1944 года командир звена 11-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант Д.А. Стариков совершил 399 боевых вылетов, в 26 воздушных боях сбил 11 самолётов противника.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Старикову Дмитрию Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2911).

    Наша авиация блокировала морские и воздушные пути, соединяющие Крым с Румынией, топила в море вражеские транспорты, сбивала самолёты Ju-52, на которых немцы перебрасывали в Крым подкрепление своим войскам. С рассвета и до позднего вечера не смолкал гул авиационных моторов на трёх аэродромах Скадовска. С врагом не сражался лишь Д.А. Стариков - командование поручило ему подготовку молодых авиаторов. Ничего не поделаешь, надо учить их воевать. И он учил, вкладывая в нужное, важное дело весь свой опыт и знания.

    В середине марта 1944 года нашим войскам предстояло форсировать Днепр в нижнем его течение, освободить Херсон, комбинированным ударом с востока и северо-востока нанести удар по врагу в районе Николаева, с освобождением его выйти к Одессе. Но прежде, чем начать эту крупную военную операцию, необходимо было уничтожить вражескую авиацию на аэродромах Николаева. Эта задача была возложена на Скадовскую авиационную группу.

    10 марта 1944 года в воздух поднялись две группы штурмовиков, сопровождаемых истребителями 11-го гвардейского авиационного полка. Им предстояло нанести удар по аэродрому Кульбакино в районе Николаева. Ещё до подхода к цели, наши самолёты были встречены большой группой FW-190 и Ме-109.

    Несмотря на численное преимущество в воздухе, немцы не смогли помешать работе штурмовиков. Их зорко охраняли наши истребители, отсекая все атаки противника. Два самолёта сбил Б.М. Литвинчук. Отличился в этом бою и Д.А. Стариков. Когда группа Ме-109 бросилась на выходящий из атаки Ил-2, наперерез им устремился наш истребитель с бортовым номером "21". Молниеносный маневр, стремительная атака и "Мессер" рухнул на землю. В том же бою и та же участь постигла вскоре и второго.

    Прошло несколько дней, и на борту истребителя Д.А. Старикова была нарисована уже 20-я звёздочка, означающая число сбитых им самолётов противника. А 21 марта 1944 года "Аэрокобру" с № 21 украсила 21-я звёздочка - символ очередной победы прославленного черноморского лётчика. И эта, 21-я победа была одержана им мастерски.

    Высоко в небе к нашему аэродрому приближался немецкий самолёт-разведчик. Наперехват вылетел Д.А. Стариков. Инверсионный след подсказал, где находится враг. Это был многоцелевой Ме-110. Настигнув его, Д.А. Стариков пошёл в атаку. Противник, не приняв боя, стал удирать. Но от Д.А. Старикова трудно уйти. Чтобы оторваться от него, Ме-110 круто спикировал. Д.А. Стариков не отставал. Испугавшись близости земли, немецкий пилот начал выводить самолёт из пикирования. В этот момент его и настиг пушечный залп. Ме-110 врезался в землю.

    Это был его последний боевой вылет и последний сбитый им вражеский самолёт. Он снова принялся за обучение молодых лётчиков. К этому времени Д.А. Стариков совершил 479 боевых вылетов. В 51 воздушном бою сбил 21 самолёт лично и 6 - в составе группы.

    2 октября 1945 года Дмитрий Александрович Стариков погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен в братской могиле - некрополе в городском парке города Саки Автономной Республики Крым (Украина).

    Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.

    Именем Героя названы школа № 4, а также улица в городе Черкесск. Обелиск установлен в городе Саки.

Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2419
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #38 : 26 Марта 2010, 23:20 »
Выпускник Ейского училища 43 г., ГСС, Чаговец Григорий Иванович.



   Родился б 1922 г. в пос. Ново­александровка Беловодского р-на   Ворошиловградской обл. Русский.   В ВМФ с 1941 г. Член ВЛКСМ.  В 1941 г. окончил авиационный тех­никум и обучение в аэроклубе Та­ганрога. Затем окончил Ейское воен­но-морское авиационное училище.  С 1943 г. служил в 43-й авиаэска­дрилье 15-го отдельного разведы­вательного авиационного полка КБФ.  В Великой Отечественной войне бое­вые полеты начал с июня 1943 г.   летчиком - истребителем - разведчи­ком, в короткое время овладел ме­тодами ведения воздушной развед­ки на морском и сухопутном теат­рах, летал в любых метеоусловиях,  на   высотах   до   7000   м.   «В   воздухе  смел и решителен, всегда проявляет настойчивость, храбрость, му­жество и грамотную инициативу. Производя неоднократные заходы на объекты разведки, несмотря на... истребители противника и ЗА, доставлял командованию весьма ценные данные»*, — записано в наградном листе на присвоение Г. И. Чаговцу звания Героя Совет­ского Союза.

Всего за время участия в войне Г. И. Чаговец совершил 193 бое­вых вылета, из них 36 на дальнюю разведку, произвел 66 аэрофо­тосъемок различных важных объектов противника, лично сбил вра­жеский истребитель Ме-109. 16 сентября 1944 г. при аэрофото­съемке ВМБ Либава (Лиепая) истребитель Як-9 Г. И. Чаговца был атакован 6 истребителями ФВ-190 и сбит. Летчик погиб.

За мужество, отвагу и героизм, за успешные разведыватель­ные полеты лейтенанту Г. И. Чаговцу Указом Президиума Верхов­ного Совета СССР от 5 ноября 1944 г. присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Ранее он был награжден тремя орде­нами Красного Знамени.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2419
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #39 : 27 Марта 2010, 20:26 »
Выпускник Ейского училища 43 г., ГСС, Удальцов Ефим Григорьевич.



УДАЛЬЦОВ ЕФИМ ГРИГОРЬЕВИЧ (1922-1973) - Герой Советского Союза. Родился 28.09.1922 г. в с.Воскресеновка ныне Кировоканского р-на Армянской ССР в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. Работал токарем на заводе в г.Тбилиси Грузинской ССР. В Красной Армии с 1941 года. Окончил Ейское военное авиационное училище в 1943 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1943 года. Служил в 47 штурмовом авиационном полку 11 штурмовой авиационной дивизии ВВС Черноморского флота, старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи.

К концу войны Е.Г.Удальцов совершил 105 боевых вылетов на уничтожение живой силы и боевой техники противника на суше и в море. Звание Героя Советского Союза присвоено 06.03.1945 года.

С 1947 года Е.Г.Удальцов в запасе. Жил в г.Сыктывкаре. Работал пилотом, командиром корабля на различных самолетах в Сыктывкарском авиаотряде. В 1960 году перевелся в Грузинское управление гражданской авиации. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями.

Ефим Григорьевич Удальцов погиб в 1973 году в авиакатастрофе.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2419
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #40 : 27 Марта 2010, 21:22 »
Выпускник Ейского училища 41 г., ГСС, Щербаков Виктор Иванович.



Родился 1 Января 1922 года в селе Аграфеновка Ростовской области. Окончил 10 классов, учился в Ростовском аэроклубе. С 1939 года в ВМФ. В 1941 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище.

С Июня 1941 года по Октябрь 1942 года прикрывал от налётов вражеской авиации военно - морские базы Керчь, Новороссийск и Туапсе. К Февралю 1945 года, выполняя задания по прикрытию ВМБ бомбардировочной и штурмовой авиации, кораблей и наземных войск, командир звена 2-й авиационной эскадрильи 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 2-я Гвардейская минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота ) Гвардии Старший лейтенант В. И. Щербаков совершил 359 боевых вылетов, 5 успешных штурмовок, 10 вылетов на воздушную разведку территории противника, провёл 35 воздушных боёв, сбил лично 11 и в группе 7 самолётов противника. 6 Марта 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Погиб 21 Мая 1947 года при исполнении служебных обязанностей. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями.

* * *

Виктор Щербаков родился 1 Января 1922 года в маленьком селе Аграфеновка, ныне Родионово - Несветайского района Ростовской области. Окончил 10 классов средней школы, учился в Ростовском аэроклубе. В 1939 году был призван на службу в ВМФ, окончил Ейское военно - морское авиационное училище летчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 года. Сражаясь над Черным морем в составе 32-го истребительного авиаполка, одержал ряд блестящих побед. К осени 1943 года Виктор Щербаков был уже опытным лётчиком - истребителем, настоящим Асом.

...6 Ноября, в канун великого праздника, шла битва на Эльтигенском плацдарме. На позиции наших десантников с Керченского полуострова вылетела большая группа "Юнкерсов" под прикрытием Ме-109. Навстречу с аэродрома Анапа взмыла четвёрка истребителей во главе с прославленным черноморским асом Дмитрием Стариковым. "Юнкерсы" шли четырьмя группами, на порядочном удалении одна от другой. Истребители прикрывают их с задней полусферы. Стариков всей группой рнулся в лобовую атаку. Расчёт оказался верным. Пока "Мессеры" успели опомниться, два Ju-87 уже падали вниз, подожжённые метким огнём Старикова и Щербакова. Остальные рассыпались, стали поспешно освобождаться от бомб... В ходе этого боя враг потерял 3 бомбардировщика и один "Мессершмитт".

В 16 часов - второй вылет. И вновь наши лётчики, ведомые Дмитрием Стариковым, встретили 10 бомбардировщиков и 8 истребителей противника. Стариков опять повёл свою четвёрку в лоб. Но затем сманеврировал и ударил сзади. Атакованный им "Мессер" загорелся, вошёл в штопор. Остальные разделились, стали атаковать с разных сторон. На Старикова навалились двое. На выручку поспешил Старший лейтенант Виктор Щербаков. С ходу сбил одного...

Но главной целью были "Юнкерсы". Стариков оставил пару Щербакова связывать боем "Мессершмитты", а сам с Белоусовым устремился на бомберов. В считанные секунды свалил одного. Остальные начали сбрасывать бомбы в море. К группе вражеских истребителей подоспела ещё четвёрка "Мессеров", Стариков поспешил на помощь товарищам. В неравном бою отважное звено Гвардейцев уничтожило ещё один "Мессер".

Осенью 1943 года противник резко активизировал деятельность своей транспортной авиации в небе Крыма. Так, только 12 Ноября, враг перебросил по воздуху 121-й и 123-й пехотные полки 50-й пехотной дивизии, чуть позднее - 2-й батальон 192-й пехотной дивизии. Летали немецкие трёхмоторные транспортники Ju-52 обычно крупными группами - от 12 до 45 машин. Так что заняться нашим лётчикам - истребителям было чем...

"Охота" за транспортными "Юнкерсами" оказалась довольно удачной. Лишь за первые 3 месяца боевых действий в составе Скадовской авиационной группы пилоты 11-го Гвардейского полка сбили 25 самолётов противника, из них 16 Ju-52. Так, 22 Ноября 1943 года отличились Майор С. Е. Карасёв, Старший лейтенант В. И. Щербаков, Младшие лейтенанты П. В. Карпухин и В. А. Любимков. Действуя четвёркой, они перехватили две группы немецких самолётов, причем из состава первой сбили два Ju-52, а из второй - He-111 и Bu-133.

...Начало Января 1944 года. После многих ненастных дней выглянуло солнце. Можно было продолжать боевую работу. Разведчики сообщили: в порту Ак - Мечеть скопилось до 40 различных судов, среди которых два крупных транспорта. Для их уничтожения была создана мощная авиагруппа из штурмовиков и бомбардировщиков. В результате комбинированного удара были потоплены две быстроходные десантные баржи и лихтер, нескольким судам нанесены тяжёлые повреждения.

В момент отхода группы от цели на один из Пе-2 накинулись два вражеских истребителя FW-190. Немцы, видимо, не заметили прикрытия: ястребки находились выше. Опытный истребитель Виктор Щербаков, почти отвесно спикировав на одного из "Фоккеров", мгновенно расправился с ним...

...31 Января 1944 года - новые победы. В этот день Старший лейтенант В. И. Щербаков и Младший лейтенант П. В. Карпунин, действуя в паре, встретили несколько групп Ju-52 по 3 - 5 самолётов в каждой и сбили 2 транспортника...

К концу войны на боевом счету отважного воздушного бойца числилось 18 сбитых вражеских самолётов. 6 Марта 1945 года он был удостоен звания Героя Советского Союза.

После окончания войны Виктор Иванович продолжил службу в ВВС. 21 Мая 1947 года Гвардии Капитан В. И. Щербаков погиб при исполнении служебных обязанностей.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2419
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #41 : 27 Марта 2010, 21:33 »
Выпускник Ейского училища 43 г., ГСС, Шапкин Николай Васильевич.



    Шапкин Николай Васильевич - лётчик 43-й авиационной эскадрильи 15-го разведывательного Таллинского Краснознамённого ордена Ушакова II степени авиационного полка (ВВС Краснознамённого Балтийского флота), лейтенант.

    Родился 10 марта 1923 года в деревне Красная Пустынь ныне Сергачского района Нижегородской области. Из семьи крестьянина. Русский. Вскоре после рождения Николая семья переехала в город Шахты Ростовской области, где отец стал работать на одной из шахт. Окончил Шахтинскую среднюю школу № 30.

    С 1941 года - в Красной Армии. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище в 1943 году.

    В боях Великой Отечественной войны младший лейтенант Шапкин с 1943 года. Весь боевой путь лётчика прошел в составе 15-го разведывательного авиационного полка ВВС Балтийского флота. Принимал участие в Ленинградско-Новгородской, Выборгской, Прибалтийской и Восточно-Прусской наступательных операциях. Летал на самолётах Як-1, Як-7, Як-9.

    К февралю 1944 года совершил 120 успешных боевых вылетов на разведку военно-морских баз и морских коммуникаций врага. На основании полученных сведений врагу был нанесён большой ущерб.

    За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года лейтенанту Шапкину Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4009).

    После получения высшей награды Родины продолжал сражаться с врагом. С сентября 1944 года - командир звена. За время Великой Отечественной войны совершил 266 боевых вылетов на дальнюю и ближнюю разведку, произвел 30 аэрофотосъемок различных военных объектов, доставил командованию много важных сведений о противнике. В составе экипажа сбил 3 самолёта врага. Среди наиболее успешных достижений лётчика - выявление весной 1944 года расположения противолодочных сетей в Финском заливе, которыми немецкое командование блокировало советские подводные лодки в Ленинграде.

    5 марта 1945 года при выполнении боевого задания по разведке кораблей противника в Данцигской бухте старший лейтенант Н.В. Шапкин погиб в воздушном бою с истребителями врага. Похоронен на кладбище села Мурино Всеволожского района Ленинградской области.

    Награждён орденом Ленина (22.07.44), четырьмя орденами Красного Знамени (14.10.43; 17.02.44; 13.10.44; 10.02.45), орденом Отечественной войны 1-й степени (17.02.44).

    Имя Героя присвоено улице и средней школе в городе Шахты Ростовской области.

Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2419
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #42 : 27 Марта 2010, 21:59 »
Выпускник Ейского училища 44 г., ГСС, Янко Михаил Егорович.



Янко Михаил Егорович - командир звена 37-го штурмового авиационного полка (12-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Тихоокеанского флота), младший лейтенант.

Родился 18 августа 1922 год в селе Всеволодка ныне Володарского района Кокшетауской области Казахстана. Русский. Окончил 10 классов.

В 1940 году был призван в Красную Армию. В 1944 году окончил военно-морское авиационное училище и получил распределение на Тихоокеанский флот. Службу проходил в 37-м штурмовом авиационном полку на должностях: летчик, старший летчик. В мае 1945 года младший лейтенант Янко был назначен командиром звена. С августа 1945 года принимал активное участие в боевых действиях против японских милитаристов.

9 августа, в первом боевом вылете, в составе шестерки штурмовиков Ил-2 младший лейтенант Янко наносил удар по огневым средствам ПВО врага в порту Юкки (Унги, Северная Корея), уничтожил три зенитные установки. В повторном вылете от штурмового удара Янко загорелся сторожевой корабль .

10 августа младший лейтенант Янко совершил свой третий боевой вылет, ставший последним. Штурмовики наносили удар по порту Расин (Нанчжин, Северная Корея). Янко шел ведущим последней пары второй девятки. Первая девятка, с ходу прицельно сбросив бомбы, сделав залп РС-ами и обстреляв из пушек и пулеметов, на бреющем полете ушла в сторону моря. Вторая же девятка, образовав боевой порядок “Круг”, методично выполняла заход за заходом на транспорт. Янко, на первом заходе прицельно сбросив бомбы, вызвал пожар на вражеском транспорте, стоявшем на рейде. При выходе из атаки в мотор штурмовика попал зенитный снаряд, вызвавший пожар. Отважный летчик со своим воздушным стрелком Иваном Бабкиным направил горящий самолет в центр портовых сооружений, на огромное здание, помеченное на карте как военный объект в порту. Это бы последний «огненный таран» во второй мировой войне.

14 августа морские пехотинцы, занявшие порт, нашли останки экипажа и похоронили их на возвышенности у Русинской бухты. Над могилой был установлен покореженный трехлопастной воздушный винт с самолета Янко.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими империалистами, доблесть и отвагу младшему лейтенанту Янко Михаил Егорович присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Награжден орденом Ленина.

Именем Героя названы улицы во Владивостоке и в селе Володарское, морское судно. В селе Всеволодка был установлен обелиск. Пулемет с самолета Героя хранится в Центральном военно-морском музее.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #43 : 28 Марта 2010, 07:08 »
Выпускник Ейского училища 44 г., ГСС, Янко Михаил Егорович.



14 августа морские пехотинцы, занявшие порт, нашли останки экипажа и похоронили их на возвышенности у Русинской бухты. Над могилой был установлен покореженный трехлопастной воздушный винт с самолета Янко.

Именем Героя названы улицы во Владивостоке и в селе Володарское, морское судно. В селе Всеволодка был установлен обелиск. Пулемет с самолета Героя хранится в Центральном военно-морском музее.
Сережа, подобная публикация (в плане ее составителя) у меня вызвала недоумение.
По моим данным М. Е. Янко закончил 3-е ВМАУ в 1944г. (где и готовили, в основном летчиков-штурмовиков для МА).
Вот снимок из музея ТОФ с личными вещами Героя:


А вот снимок оттуда же с ЛОПАСТЬЮ винта и ПУЛЕМЕТОМ УБ с его самолета...


Эти экспонаты я знаю в музее ТОФ лет сорок, так, что подложить их к какой-либо годовщине не могли.

Ну, и наконец - в г. Владивостоке НЕТ улицы, носящей его имя! Это я так же заявляю со всей ответственностью (и переименовать ее никто бы не осмелился).
Все это не умаляет заслуг М. Янко, но истина в таком деле важна!
« Крайнее редактирование: 28 Марта 2010, 07:14 от Poul lev »

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Выпусники 1941- 1950г.г.выпуска
« Ответ #44 : 28 Марта 2010, 08:13 »
Выпускник Ейского училища 41 г., ГСС, Щербаков Виктор Иванович.




После окончания войны Виктор Иванович продолжил службу в ВВС. 21 Мая 1947 года Гвардии Капитан В. И. Щербаков погиб при исполнении служебных обязанностей.
Дополню к этому несколько слов:
Заместитель командира истребительной авиационной эскадрильи 50 гв. орап ВВС ТОФ ГСС капитан Щербаков Виктор Иванович погиб 21.05.1947г. в авиационной катастрофе самолета Р-63 «Кингкобра».
Существует две версии данного авиационного происшествия.
По официальной версии В. Щербаков выполнял испытательный полет с Аэр. Новороссия на недавно полученном в полк самолете Р-63. В районе с. Смоляниново Приморского края он попал в полосу тумана. Летчик потерял пространственную ориентировку, и самолет "выскочил" из тумана в районе горного хребта, столкнулся с одной из сопок на высоте около 200 м. и разрушился.
По другой версии, которую рассказал сослуживец Щербакова у испытуемого самолета Р-63 в полете отказал мотор, и летчик попытался посадить машину на подходящую площадку недалеко от Новоросии. К несчастью на ней были невыкорчеванные пни с которыми самолет столкнулся и разрушился. Пилот погиб.
Установить место захоронения Щербакова мне не удалось, но по сообщению того же ветерана рядом с местом его гибели был сооружен памятник (очевидно не сохранившийся до наших дней).

 


Статистика посещений Карты посещений сайта