Впервые в космос полетел "гражданский" космонавт - Константин Петрович Феоктистов... Что примечательно, - он был первым и последним
времён СССР - беспартийным космонавтом.... С очень интересной и непростой судьбой ветерана ВОВ...
http://www.rian.ru/photolents/20091122/194989550.html
Коли разговор зашел о Феоктистове, есть смысл сказать о нем побольше. Сейчас всех космонавтов представляют стандартными фразами, отработанными еще в советское время, поэтому все они - на одно лицо.
Итак, о профессиональной деятельности Феоктистова, постараюсь без дежурных фраз. Окончив МВТУ имени Н.Э. Баумана в 1949 году, был направлен в КБ в Златоусте. В 1950 году проходит полугодичную стажировку в СКБ-1 Королева, в Подлипках. Здесь он узнает, что существует военная организация НИИ-4, подчиненная академии Артиллерийских наук. Заместитель начальника института полковник Тихонравов Михаил Клавдиевич занимается баллистическими ракетами и набирает аспирантов. Феоктистова принимают в эту группу и он защищает кандидатскую диссертацию и почти сразу же переводится на работу в НИИ-4. Но артиллеристам не нужны баллистические ракеты, потому Тихонравова снимают с должности Заместителя.
Благодаря содействию Королева, работавшего с Тихонравовым еще в 1930-х годах, он переходит к Королеву в его СКБ-1 начальником отдела №9. Вскоре к нему в отдел переходит Феоктистов.
Мне эти фамилии стали известны, когда я перешел на работу в радиоотдел Первого испытательного управления полигона Байконур. До этого был достаточно хорошо знаком с боевыми ракетами, так как несколько лет преподавал в Учебном центре Ракетных войск на полигоне систему радиоуправления, а потом автоматизитованную систему подготовки и пуска ракет.
Мой новый начальник сказал, что начинать надо с эскизного проекта корабля "Восток". Взяв в сектетной части книгу - темносиний увесистый фолиант, довольно потрепанный, открыл первую страницу. Внизу - год рождения: 1958, выше четыре подписи, которые врезались в память на всю жизнь:
Королев С.П. - Главный конструктор ОКБ-1,
Бушуев К.Д. - заместитель Главного конструктора,
Тихонравов М.К. - начальник отдела №9,
Феоктистов К.П - заведующий сектора.
Итак, Феоктистов был одним из создателей корабля "Восток". Когда по результатам летно-конструкторских испытаний этого корабля встал вопрос о возможности полета человека на таком корабле, Феоктистов предложил Королеву свою кондидатуру для полета на "Востоке-1". А основания для сомнений были. Из семи испытанных кораблей, два сгорели из-за аварии ракеты-носителя, два неполностью выполнили программу и только три считались успешными. Вероятность удачного полета менее 50%. Летчики могли этого не понимать, но создатель аппарата знал вероятный исход и тем не менее...
Но эта территория была уже "захвачена" ВВС и они отстаивали своего кандидата - летчика, тем более, что 20 человек были набраны еще в 1960 году, а 6 из них прошли полный курс тренировок. Но Королев пообещал включить Феоктистова в следующую программу полетов. Это был "Восход-1". А ведь командиром основного экипажа был Борис Волынов, а инженером - Георгий Катыс.
Но Королев сдержал свое слово и в космос полетели Комаров, Феоктистов и Егоров.
Тем, кто хочет более подробно прочитать об этом, рекомендую книгу: Феоктистов К.П. Траектория жизни. Между вчера и завтра.
http://militera.lib.ru/feoktistov_kp/index.html