Автор Тема: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.  (Прочитано 277121 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Считаю целесообразным съездить ещё раз в Хаболово и поговорить с Иванычем. У него светлая голова и хорошая память. Он и по жизни может рассказать много интересного, ну и об аэродромах, наверное, сможет развести "облака".

Вот, например, он сказал, что самолёты из Хаболова (основной базы) иногда садились и на соседнее озеро Бабинское. Якобы, там была даже какая- то примитивная инфраструктура, типа пристани для гидропланов.  Но это всё, как и наличие сухопутных Хаболова и  Красного посёлка, необходимо дополнительно выяснить и уточнить.

Зато о существовании ещё одной авиагидростанции мы знаем доподлинно. На северо- восток от Хаболова есть большое Копанское озеро. В северной его части и были устроены спуски, а на берегу соответствующие структуры. Ничего теперь от этого не осталось... хотя осталось само место.

Площадку теперь занимает санаторий- профилакторий ЛАЭС Соснового Бора "Озеро Копанское". К пирсам ведут те самые дорожки, которые некогда были рулёжными и вели к спускам. Не уверена, что хотя бы камушки те самые. Насыпка пирсов современная постройке тур.базы. Но дорожки несомненно на месте старых.



« Крайнее редактирование: 02 Июля 2010, 10:13 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Вот место бывшей авиагидростанции ПЕЙПИЯ



Озеро Копанское.

Ветра в этих местах бывают сильные, особенно над открытыми водными пространствами. В Хаболово свистело так, что сносило с ног! Притом, что в ста метрах от берега ветер совершенно не чувствовался. Так что и в "стакане" бывают бури и шторма.


Останки второго пирса, тоже современного, хоть не исключено, что на старой насыпи.
« Крайнее редактирование: 01 Июля 2010, 22:08 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
На "КПП" тур. базы стоял охранник, по возрасту которого очень трудно было ожидать воспоминаний о военной Истории Пейпии. Но оказалось, что он как раз многое знает, его тут чуть ли не в пионеры принимали. В Пейпии был Музей Славы, где рассказывали о военно- морской Авиации. В озере находили разные артефакты, даже целый самолёт, который, к сожалению, оказался слишком разрушенным, чтобы стать экспонатом, рассыпался буквально в руках.

И хотя в рассказе молодого ещё совсем человека было больше эмоций, чем фактов, ну просто мал был ещё, чтоб запомнить хорошенько, что было в Музее. Но глаза его блестели, по всему было видно, что эта История его сильно трогает. Увы, рассказать, куда подевались экспонаты после "вселенской разрухи" 1990-х годов и исчезновения Музея, парень не смог...



Тут и были спуски...

Весь фотоальбом здесь http://photofile.ru/users/oshma/115799776/

« Крайнее редактирование: 01 Июля 2010, 22:11 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
При постройке Промышленного порта в Усть- Луге местные дороги были доведены практически до непроезжего состояния. Туда соваться на легковушке надо осторожно. Эти дороги, особенно в районе Пейпии, здорово убавили наш пыл. Уж даже и не знаю, когда решимся посетить оставшиеся в этой части аэродромы. Тем более, что до самих аэродромов путь лежит заброшенными ныне "тропами".

К юго- западу от Копанского озера есть местечко Купля. Там был военный аэродром. Присутствующая у нас на форуме Галина Сванидзе знает Историю этих мест. Даю ссылку на её ресурс. http://gal-svanidze.narod.ru/Galina/Galina71.htm


Памятник лётчикам- балтийцам в Купле до реставрации.

Как это выглядит после того, как привели в порядок, можно посмотреть тут
http://krasnaya-gorka.sbor.ru/aerodrom/kuplya/kuplya.htm
http://krasnaya-gorka.sbor.ru/aerodrom/lipovo/lipovo.htm

На месте аэродрома теперь дачный кооператив. КУПЛЯ

Я планирую поездку в Кингисепп и надеюсь встретиться с Галиной. Очень хотелось бы добраться и до Курголовского полуострова, на котором так же есть авиационные достопримечательности- с/а Липовской и г/а Вейно. Там существует памятник лётчикам, погибшим во время войны, к которому 9 мая ежегодно собираются местные жители.

С главного шоссе на Курголово к аэродрому Липовское ведёт булыжная дорога, как и в Борках.  Липовской и Вейно

Фоторепортаж из этих мест смотрим тут
http://krasnaya-gorka.sbor.ru/aerodrom/veino/veino.htm

Поисковики сумели запечатлеть руины комплекса аэродромов. Хотелось бы добраться и туда, но местные говорят, это сложно. Дорога на Вейно перекрыта шлагбаумом. Там стоят на берегу богатенькие дачи. А Липовской сильно зарос, и проехать к нему можно только на внедорожнике.

Странно сказать, но в море, именно в открытом море на островах Лавенсаари и Сескар расположены ещё два аэродрома времён войны. Они прямо напротив Курголовского полуострова к северу. Но про них сказ отдельный.

А мы пошкандыбаемся обратно вдоль побережья, чертыхаясь на каждой незамеченной яме, поминая свою подвеску... и российских дураков и дороги. Горько шутить в таких местах, зная о своей миссии. Но пришло в голову: может, и правильно, что в России такие поганые дороги. Ни один "рафинированный" враг не пройдёт. По хорошей Гитлер бы добрался до Ленинграда быстро. А по нашим буеракам- шиш!


Русские не сдаются!
Чем ближе к Сосновому Бору, тем дорога становилась лучше. Можно было вздохнуть с облегчением. Но "тропа войны" не закончилась...
« Крайнее редактирование: 02 Июля 2010, 10:14 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Проехать мимо этого места нельзя!
Мемориал "Берег Мужественных" на подъезде к Сосновому Бору с запада. Тут на берегу залива у реки Воронки остановили фашистов. Даже представить страшно, чего это стоило.



От залива шоссе отделяет не широкая полоса красивого соснового леса. Чистый жёлтый песок и "город камней"...

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Глядя на снимки из "космоса" в Викимапии, можно подумать, что полоса сосняка гораздо шире. Сама сейчас удивилась, сравнивая свои впечатления. И до самого берега я не дошла, не смогла перебраться через канаву, прокопанную для каких- то коммуникаций. Но и не только. При приближении к морю ветер разгуливался до такой силы, что буквально срывал одежду, даже фотоаппарат было удерживать трудно, вырывало из рук.
Альбом снимков тут http://photofile.ru/users/oshma/115800271/




Не прошли они! Не прошли!!!
Тут начался Ораниенбаумский плацдарм.
Вечная память... Вечная Слава Героям!

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
К юго- западу от Копанского озера есть местечко Купля. Там был военный аэродром.
Как это выглядит после того, как привели в порядок, можно посмотреть тут
http://krasnaya-gorka.sbor.ru/aerodrom/kuplya/kuplya.htm
На месте аэродрома теперь дачный кооператив. КУПЛЯ
Фоторепортаж из этих мест смотрим тут
http://krasnaya-gorka.sbor.ru/aerodrom/veino/veino.htm
Поисковики сумели запечатлеть руины комплекса аэродромов. Хотелось бы добраться и туда, но местные говорят, это сложно. Дорога на Вейно перекрыта шлагбаумом. Там стоят на берегу богатенькие дачи. А Липовской сильно зарос, и проехать к нему можно только на внедорожнике.
Галя, я еще раз хочу вернуться к нашему спору на счет дислокации сухопутного аэродрома Гара-Валдай.
На вышеуказанном сайте есть такое фото:
http://krasnaya-gorka.sbor.ru/aerodrom/gv/gv_2.htm
Обратите внимание на подпись - "за лесом железная дорога". Это может быть только в случае расположении аэродрома СЕВЕРНЕЕ озера (как утверждал я), а не южнее, как настаиваете Вы (там нет железной дороги). Ждем третейского судью!

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Галя, я еще раз хочу вернуться к нашему спору на счет дислокации сухопутного аэродрома Гара-Валдай.
На вышеуказанном сайте есть такое фото:
http://krasnaya-gorka.sbor.ru/aerodrom/gv/gv_2.htm
Обратите внимание на подпись - "за лесом железная дорога". Это может быть только в случае расположении аэродрома СЕВЕРНЕЕ озера (как утверждал я), а не южнее, как настаиваете Вы (там нет железной дороги). Ждем третейского судью!

Третейского судью ждать нельзя, надо "брать", пока жив. Дедунюшки наши славные, кто с Валдая летал, ещё живы.

НО!
Павел, Вас жестоко обманула наша Ленобласть. ;) Если открыть Атлас железных дорог и рассмотреть его хорошенько, то можно увидеть, что перегон между указанными платформами находится не там, где Вы его "нашли". По северу озера Шепелево идёт тупиковая ветка. А перегон находится по другой, основной дороге на Сосновый Бор, идущей гораздо южнее, как бы срезающей полуостров. Развилка ж.дорог за Лебяжьим.

Платформа 68 км находится перед пересечением с автомобильной дорогой Краснофлотск- Коваши. А платформа 75 км находится почти строго на юг от посёлка Гора Валдай у западной оконечности объекта, обозначенного в Викимапии, как болото Сюрьевское. Если взять побольше масштаб, то обе платформы можно найти. Они там обозначены. 

Но это если верить этим ребятам. Хотя мне странно, что они там ничего не нашли, кроме землянок. А Вы говорили, что аэродром какое- то время использовался и после войны. Что- то там должно было сохраниться. То, что на их фотографиях, может принадлежать любой военной части (зенитчики при ж/д, например, там рядом бывшая платформа Кандикюля) . А за останки капониров они могли принять останки большой землянки. Они ж там сами удивляются, что капониры слишком маленькие, разве что истребитель того времени туда бы с трудом поместился.

Есть там вдоль дороги странный объектик, обозначенный как ложная позиция ЗРК ПВО. От него вдоль дороги и идёт вытянутая полоса. Надо думать, вот это и есть то, что ребята обфотографировали. Но не понятно тогда его отношение к Гора Валдай. По воспоминаниям, аэродром находился буквально рядом с посёлком. Хотя, конечно, рядом могло быть поле и пр., как в Борках, а взлётка- там, где указывают поисковики.
http://wikimapia.org/#lat=59.9485206&lon=29.2660332&z=14&l=1&m=b&v=8
Вот это место.

Сумлеваюсь я чего- то... Но в любом случае, аэродром южнее и, получается, к востоку от посёлка гора Валдай и Шепелево озера.  %7  %56

Вопрос с Низино я тоже не закрываю. Исходя из моих сегодняшних познаний в области аэродромного устройства тех времён, думается, что в Низино и не было чёткой взлётки, как и в Котлах, Кёрстово и Клопицах. Надо там искать поле, причём довольно большое. Расположено оно юго- западнее Низино, где- то там, в районе Низино- Владимировка, но искать надо с учётом наличия болот в 30-е годы... Вопросы остаются. А вот расположение самой части было именно там, где сейчас Училище, не сомневаюсь.
« Крайнее редактирование: 02 Июля 2010, 11:44 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Если открыть Атлас железных дорог и рассмотреть его хорошенько, то можно увидеть, что перегон между указанными платформами находится не там, где Вы его "нашли". По северу озера Шепелево идёт тупиковая ветка.
Ну, все мы тупиковая ветвь в ризвитии человечества! (Шутка). А если серьезно, то эта тупиковая ветка в войну была оооочень не тупиковой! Сами упоминали железнодорожные батареи курсирующие по ней. А основная ветка, если я не ошибаюсь идет прямо по берегу залива!
Цитировать
А перегон находится по другой, основной дороге на Сосновый Бор, идущей гораздо южнее, как бы срезающей полуостров. Развилка ж.дорог за Лебяжьим.
Платформа 68 км находится перед пересечением с автомобильной дорогой Краснофлотск- Коваши. А платформа 75 км находится почти строго на юг от посёлка Гора Валдай у западной оконечности объекта, обозначенного в Викимапии, как болото Сюрьевское. Если взять побольше масштаб, то обе платформы можно найти. Они там обозначены. 
Ветка после развилки идет гораздо южнее, и ее считать рядом с аэродромом никак не стоит.
Цитировать
Но это если верить этим ребятам. Хотя мне странно, что они там ничего не нашли, кроме землянок. А Вы говорили, что аэродром какое- то время использовался и после войны. Что- то там должно было сохраниться. То, что на их фотографиях, может принадлежать любой военной части (зенитчики при ж/д, например, там рядом бывшая платформа Кандикюля) . А за останки капониров они могли принять останки большой землянки. Они ж там сами удивляются, что капониры слишком маленькие, разве что истребитель того времени туда бы с трудом поместился.
Галя! вы тут повторяете мои слова к Вам! Я Вам писал, что должно хоть что-то сохраниться, а на южном побережье озера никаких признаков существования крупного аэродрома.
Цитировать
http://wikimapia.org/#lat=59.9485206&lon=29.2660332&z=14&l=1&m=b&v=8
Вот это место.
Ну, на этом месте я взял бы расположение в/ч 45618 и его окрестности. Но ни как не юг озера.
Давайте искать дальше. Не убедили! С уважением, Павел.


Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
В том и дело, что основная ветка уходит за Лебяжьим на юго- запад, на Сосновый Бор. А идущая к В/Ч и есть тупиковая. Хотя в войну она ого-го, как пригодилась! Там нету указанных  платформ. Отросток, где было "гнездо" железнодорожной артиллерии, я в расчёт вовсе не беру.

Цитировать
Ветка после развилки идет гораздо южнее, и ее считать рядом с аэродромом никак не стоит.

Вот именно!
Это и есть основная ветка, на которой платформы, указанные поисковиками.
Тем не менее найденный поисковиками "аэродром" именно вдоль неё. Тут у меня возникла мысль: первое, там указана ложная позиция ПВО ЗРК, что меня навело на мысль, что и аэродром может быть ложным (обычная практика военного времени), потому там ничего и нету. Кроме макетов из дерева и пр., там ничего не было, всё и сгнило давно. А второе, это может быть любой другой аэродром или полигон, хотя я склоняюсь к первому.


Цитировать
а на южном побережье озера никаких признаков существования крупного аэродрома
Если этого никто не описал, то это не значит, что его там нету. Василич в начале 1980-х был в районе Валдай, вроде возле аэродрома, там какие- то склады ВМФ оставались. Но он ни черта не помнит, где это место, везли на машине, а уж 30 лет прошло почти. От себя добавлю, может, он, конечно, и не "то" помнит. А по Викимапии сараи и развалины в лесу можно и не заметить, если точно не знать, где они.

Я не буду спорить по расположению Валдайского аэродрома. Но и соглашаться не буду, Вы меня тоже не убедили. Там военных частей самых разных было просто не меряно! Надо искать.  Поисковики нас только запутали. Я показала "их место", и согласна, что это не то место, что мы ищем.

По поводу ложных аэродромов. На западе Курголовского полуострова есть урочище "аэродром", где настоящего аэродрома не было. Не исключаю, что из той же оперы: Бомбите, господа фашисты, нам не жалко.  ;D  %6
« Крайнее редактирование: 02 Июля 2010, 13:05 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Я не буду спорить по расположению Валдайского аэродрома. Но и соглашаться не буду, Вы меня тоже не убедили. Там военных частей самых разных было просто не меряно! Надо искать.  Поисковики нас только запутали. Я показала "их место", и согласна, что это не то место, что мы ищем.
Итак, резюме: из всех обследованных Вами аэродромов ВВС Балтийского флота сухопутный аэродром Гора-Валдай пока не нашел своего законного успокоения в памяти историков. Еще остается фронт поисковой работы. Продолжим совместные поиски.
P.S. я понял одну из причин нестыковок. Подпись под фото, где говорится про 68 и 75 км у меня по какой-то причине не читается (вместо букв символы), и я совершенно не рассматривал площадки ТАК южнее от озера.
В этом смысле площадка с координатами 59.56.49 и 029.14.39 вполне может подходить под бывший аэродром. Но, продолжим поиски.
« Крайнее редактирование: 02 Июля 2010, 15:14 от Poul lev »

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Может, Павел, действительно, может. Но надо проверять. Напрягла Василича, чтобы звонил по старикам, тряс их. Он считает, что они по дачам все теперь попрятались.

Тихомиров в интервью сказал, что с аэродрома на гулянки их возили сначала в Гора Валдай, когда стоял иап на озере, потом в Лебяжье на автобусе (танцы и пр.), когда в 1943 появился с/а в лесу... Косвенно инфа сгодится нам для ориентировки.

А один дедушка, Колоколов Николай Петрович, из рядовых- строителей, начал службу в роте охраны 44 омраэ, базировавшейся на Горавалдайском (Шепелево) озере, в которой было более 7 гидросамолётов МБР-2. Причём в местечке, называемом "Палец". Догадываюсь, где. Гляньте на карту. Призвали Колоколова в сентябре 1942 года.  ;)  %6
Наверное, во время войны туда перегнали с довоенной станции в целях маскировки.

У Вас 44 омбаэ числится за Вейно.

http://www.iremember.ru/content/view/973/86/1/2/lang,ru/

А на следующей странице:
Цитировать
Были еще "Мессершмидты" - нахалы, они искали озеро, на котором базировались наши самолеты. Они не знали, откуда наши поднимаются. Они обстреливали в бухте на озере, но никого не убили. А наши 44-й эскадрильи стояли на озере в таком местечке, "палец" назывался...

А зимой к нам еще добавили женскую эскадрилью, девчонки на "У-2" летали. Знаете такой самолет? Вот они работали! Заберут боезапас - бомбы, зажигалки, идут на залив, разворот там делают, выключают мотор и на бреющем полете через нас, и почти без звука только "ш-ш-ш" и проскочили. Скидывают бомбы в окопы к немцам на передний край и обратно возвращаются.

Занятно, что МБР-2 перед нашим наступлением наши же и сожгли, по словам Колоколова. По выработке ресурса. О как!

А вот Привет с озера Копанского:

Цитировать
В первые дни войны авиаотряд, размещавшийся на озере Копанском, стал 58-й эскадрильей 15 разведывательного авиаполка ВМФ, защищавшей небо над Балтикой в самый тяжелый период обороны г. Ленинграда в августе 1941 года. Сохранившиеся документы (журнал боевых действий) свидетельствуют: «…22 июня 1941 года. 00 часов 02 минуты. Получен приказ: привести в боевую готовность береговую оборону на озере Копанское… Самолеты опустили на воду. Объявлен сбор личного состава… 04-30. Объявлено о начале военных действий против нашей страны. 15-42. На командный пункт доложили, что в море обнаружена подводная лодка противника. 20-37. Самолеты врага замечены в районе Шепелевского маяка, атака на Кронштадт… 23 июня. Шесть самолетов эскадрильи вылетели на уничтожение подлодки врага. Цель уничтожена… 28 июня. На озере К. произвели посадку 11 самолетов 43 эскадрильи. Самолеты рассредоточены по озеру, приняты меры по маскировке… 30 июня. Два МБР-2 сбиты в районе острова Гогланд. …3 июля. Погиб командир 43 эскадрильи капитан И. Я. Вахтерман. …6 августа. 09-53. Объявлена воздушная тревога. Группа «МЕ-110» противника прошла над озером. Из боевого донесения командира 43-й эскадрильи капитана Кичигина: «По аэродрому нанесен удар 20-ю самолетами врага. Налет продолжался 28 минут. Сожжены 7 МБР-2. Два подбитых самолета затонули. Один подлежит ремонту». 29 августа. Получен приказ: прикрыть с воздуха караван судов, идущих из Таллина в Кронштадт. 31 августа. 02-40. Противник открыл огонь по северному берегу озера. Началось перебазирование эскадрильи на Горавалдайское озеро. 05-30. выключен коммутатор. Особая группа приступила к уничтожению аэродромных сооружений…».

http://www.terastudio.com/index.php?page=ar&n=325
« Крайнее редактирование: 02 Июля 2010, 20:55 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Читаю всякое разное по Истории Ораниенбаумского плацдарма, вот и попадается.  O:-)

Нашла интересный ресурс "Берег Мужественных"
http://www.bereg-sbor.ru/ourhistory.php?fn_mode=comments&fn_id=8
В частности там местные краеведы "пересчитали" каждый окоп, дот и дзот!
Ижорский (Красногорский) укрепрайон - 1942 год. А.И. Сенотрусов
http://www.bereg-sbor.ru/lebyaje.php?fn_mode=comments&fn_id=46

Жаль, про авиацию тут ничего не сказано, тема иная.
Но этот ресурс и тот, на котором публиковались снимки и описания в том числе аэродромов Гора Валдай http://www.krasnaya-gorka.sbor.ru/ , тесно взаимодействуют. Видя тщательность исследований (это ж надо, пересчитан каждый окопчик!), заключаю, что указанное местонахождение площадки с/а Гора Валдай может быть именно тем, что мы ищем.

Отметим, что лесной с/а Гора Валдай был временным. Вспомнилось, что Батиевский рассказывал о том, что самолёты располагались на деревянных настилах... Вообще в военное время почти все постройки в этих местах делались из дерева, оттого и не сохранились. Не было ни кирпича, ни цемента.

А вот командования сменявших друг друга авиа частей преемственно располагались в посёлке Гора Валдай, потому собственно и аэродром на таком удалении назывался Гора Валдай. И до 1948 года (а может, и дольше) просуществовала не взлётка в лесу, а какие- то подразделения, склады, техника и пр. в самом посёлке Гора Валдай, относящиеся, как к сухопутным, так и к гидрочастям. Там с довоенных времён была база. И место это никогда не было занято немцами.

Кроме того, может сбивать с толку одинаковое наименование гидроаэродрома, который, как оказалось, действовал до самого наступления, т.е. до 1944 года, и сухопутного Гора Валдай. А уж "гидра"- то точно была на озере. Лесная взлётка же действовала только до того времени, пока части нашей Армии не ушли дальше на запад, занимая старые более удобные и приспособленные аэродромы, в том числе Котлы, о котором уже рассказывала. А взлётка в лесу была заброшена за ненадобностью.

Есть только одно неприятное "но"! На немецкой карте 1943 года именно на этом месте обозначены карьеры... Да и поисковики писали о каких- то неровностях... Вот.

Чтобы поставить точку в этом вопросе, всё же до ветеранов мы доберёмся обязательно!
Но мне кажется, написанные мною выше резоны вполне объясняют "нестыковки" утром.  %56

Между прочим: как только что удалось выяснить, по воспоминаниям маршала Авиации А.А.Новикова всем аэродромным строительством с 1939 года занимались части НКВД.

А это вот Виртуальный Музей 13 окиаэ ВВС КБФ, созданный Школой №3 в г.Кингисепп.
Как раз той Школы, где работает Г.Сванидзе. Просто снимаю шляпу перед учителями и ребятами этой Школы, собравшими такой богатый материал по крылатым балтийцам!
http://sites.google.com/site/pilotsbaltic/

А вот интересные воспоминания Митрофанова Василия Георгиевича, военного врача 21 иап КБФ. Там масса подробностей из жизни, устройства быта и профиллактики и лечения профессиональных болезней лётчиков во время войны.
http://www.victory.mil.ru/lib/books/memo/mitrofanov/01.html

Образец изящного обхода цензуры  ;D
Письмо В.Г.Митрофанову с фронта от П.И.Павлова.

Цитировать
«17 апреля 1944 года. Здравствуй, Вася!

Твое письмо получил, за что большое, большое спасибо. Сообщаю тебе все новое, что имеем за твое отсутствие.

Прежде всего, колхоз нашего хозяина уже стал ордена Красного Знамени, и теперь наш председатель колхоза Суханов ходит нос кверху, ну а раз наградили наш колхоз, то в нем отметили и лучших колхозников-ударников, трактористов-бригадиров: Казакевича, Ткачева, Дорохова, Лосинского, Мелешко, Лощенкова, Емельяненко, Цыганкова, Щербину, Антонова, Брыжко, Соболевского, Носкова Михаила, Занкина. Думаю, что к Первому мая, т. е. к посевной, за хорошую обработку земли будем награждать и других наших колхозников.

На учебу к Ломакину никого не отправляли. Наша работа идет по-прежнему в районе деревень Кунда и Азери, выезжаем туда нечасто только лишь потому, что трудно проехать по нашим полям: растаявший снег размочил нашу землю. По этому случаю немного отдыхаем, но на это мало надежды, потому что дни стали большими, приближаются белые ночи.

Недавно из деревни Фиников приезжал Юрка-бузотер в ночное время, по пьяной лавочке поднял хай в нашей деревне Борки, покалечил нам трактора и комбайны: тракторов — 8, а комбайнов — 2; кольями поуродовал 4 человека, а двоих, зараза, убил — это люди бригадира Курочкина.

Ну вот, дорогой Вася, и все, что есть нового... Сообщай о своих делах, учебе. Думаем, что ты, наш лучший колхозник, хорошо будешь разбираться в тракторах. В этом я уверен.

Привет от бригадиров Селиванова, Плитко, Данилюка, Емельянова и других, от колхозников-чернорабочих [189] Казакевича, Храмова, Павлова, Сушкина, Свешникова и других. Желаю успеха.

Председатель колхоза П. И. Павлов».


« Крайнее редактирование: 03 Июля 2010, 00:34 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
А один дедушка, Колоколов Николай Петрович, из рядовых- строителей, начал службу в роте охраны 44 омраэ, базировавшейся на Горавалдайском (Шепелево) озере, в которой было более 7 гидросамолётов МБР-2. Причём в местечке, называемом "Палец". Догадываюсь, где. Гляньте на карту. Призвали Колоколова в сентябре 1942 года.  ;)  %6
Наверное, во время войны туда перегнали с довоенной станции в целях маскировки.
У Вас 44 омбаэ числится за Вейно.
http://www.iremember.ru/content/view/973/86/1/2/lang,ru/
А на следующей странице:
Занятно, что МБР-2 перед нашим наступлением наши же и сожгли, по словам Колоколова. По выработке ресурса. О как!
Галя, в том перечне аэродромов, что я Вам давал 44 омраэ числится не только на Вейно, но и на Юлемистэ и на Гара-Валдай. Просто все это было в разное время.
На счет "сожгли самолеты", думаю не стоит заострять внимание. В марте 1943г. 44 омраэ была расформирована, а самолеты, скорее всего, как выработавшие свой ресурс разделали прямо на месте. То есть Колоколов не знает те детали, которые мы сейчас можем знать, а описывает так, как это воспринималось на уровне простого краснофлотца из части обеспечения.
Что касается "Пальца", то пожалуйста поясните, где это на озере (мне за 9 000 км плохо видно).

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Галя, в том перечне аэродромов, что я Вам давал 44 омраэ числится не только на Вейно, но и на Юлемистэ и на Гара-Валдай. Просто все это было в разное время.

Сорьки...  %13 Это мне под руку попалась старая распечатка. В новой на самом деле всё есть!  %6

Я именно акцентировалась, желая показать, что старушки МБРки долетались до полного материального, да и морального (произошёл ещё раньше) износа. Не смотря на то, что многие были бездарно утеряны в самые первые дни войны, но эти с Горы Валдай внесли свою лепту в нашу Победу! Ну все ж знают, как я люблю гидры.  O:-)  ;D

А про расформирование 44 омраэ Колоколов говорит. Вообще- то иногда полезно рассмотреть Историю на тонких срезах разного уровня. Я вот привела очерк военврача Митрофанова, его взгляд на беспримерное напряжение лётной работы тех дней и способы решения проблем, которых с такими подробностями в воспоминаниях лётчиков и не встретишь.  %8

Я думаю, что "Палец"- изгибающийся мысок, создающий бухточку 120х150 м кв. к западу от станции. А это то, что от неё оставалось (из  Викимапии) ГОРА ВАЛДАЙ Мы добрались только до церкви, а к станции не дошли, поскольку устали, из Борков ехали полумёртвые. Надо обязательно в другой раз зайти. Не уверена, что сгоревший ангар ещё цел.

А вот пронзительный ролик о войне. Просто русские и немцы, просто солдаты... и люди... Такие кадры можно было вполне снять и в этих местах. Этого не должно повториться...
http://www.youtube.com/watch?v=vl4MUg5dgQ0&feature=related

И оттуда комментарий, перевод слов песни, тут
http://perevodika.ru/forum/index.php?showtopic=265&pid=24399&st=20&

Я стою в темноте
С думами о прошлом уносится мой последний вздох, воздух холоден как лед
Нет никого рядом, чтобы услышать мой голос
Выбора нет. Небо, дождешься ли ты меня.

Найдется ли мне путь, найдется ли мне место
Отпустишь ли ты меня с миром
Найду ли я дорогу на ту сторону...

Грусть в моих воспоминаниях о жизни
не проходит, пути вперед нет
Все должно окончится здесь
За все то, что я совершил
Женщины которых я завоевал и потерял
Дайте мне покоится с миром наконец

Найдется ли мне путь, найдется ли мне место
Отпустишь ли ты меня с миром
Найду ли я дорогу на ту сторону...
Оставив позади эти черные дни
Я спрашиваю снова: услышишь ли ты мой крик?
Ведь тогда ты поймешь почему
Мне нужно найти дорогу на ту сторону

Слышу как они шепчут мое имя
Приговор вынесен. молот ударил
Я заплатил цену
Грустно, что я слишком поздно понял - смерть была моей судьбой
И вся эта боль уйдет со мной

Найдется ли мне путь, найдется ли мне место...


Ораниенбаумский плацдарм- крошечный кусочек суши, на котором удалось закрепиться и держать оборону более 1000 дней! Только благодаря этому Ленинград жив. А первые дни войны были трагическими. О тяжелейшем опыте нашей Авиации в Прибалтике в конце июня 1941 года, повторю ссылку Мирослав МОРОЗОВ Вошедшие в бессмертие.- Авиамастер, №2, 2002 г.

Цитировать
Не вызывает сомнения то, что главной причиной трагедии, произошедшей над Двинском, стали ошибки, допущенные высшими флотскими и армейскими инстанциями еще до войны. К ним необходимо отнести неудовлетворительную организацию боевого управления, отсутствие запасных вариантов боевых действий и аэродромов, с которых их можно было осуществлять, отсутствие средств радиосвязи, техническое несовершенство самих самолетов, «падавших как кометы», недостатки в боевой подготовке и многое другое, что так неожиданно вскрылось в грозном июне 41 -го.

Чтобы избежать всего этого, наши Вооруженные силы, и в особенности такие их наукоемкие области, как авиация и флот, должны иметь нормальное финансирование, обеспечивающее проведение НИОКР, закупки вооружения и полноценную боевую подготовку. В общем, - все то, чего у российской армии сейчас фактически нет. И неужто «если завтра война», то наши бойцы снова будут обречены на массовый героизм и самопожертвование, подобно тому, как это было 30 июня 1941 г в небе над Двинском?


Собственно эти же выводы я сделала по результатам наших поездок на заброшенные аэродромы. И даже их уже озвучила. Учит ли чему- нибудь История? Нет. Она повторяется.

Продолжение следует.   %56
« Крайнее редактирование: 03 Июля 2010, 11:01 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта