2. Сражения в ленинградском небе
Летчики полка выполняли различные сложные боевые задания командования. Это – сопровождение торпедоносцев, бомбардировщиков и штурмовиков, барражирование над городом ЛЕНИНА и крепостью КРОНШТАДТОМ, «дорогой жизни», осуществляли воздушную защиту кораблей на переходе и в портах, а также вели довольно активную воздушную разведку. По распоряжению командования Ленинградским фронтом били штурмовки танковых колон и по живой силе противника.
Летчики полка образцово выполняли боевые задания, проявляли при этом мужество и летное мастерство. И вот, 9 июля 1942 года опытный летчик истребитель нашего полка Павел Ильич Павлов в неравном воздушном бою сбил первого фашистского стервятника, открыв боевой счет полка.
Еще в начале войны этот 22-летний летчик уже участвовал в воздушных боях и лично сбил трех истребителей противника, а в группе с товарищами еще и бомбардировщика, за что был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Так что его пример для летчиков полка был заразителен и исторически важен.
Эта первая победа стала полковым праздником всего личного состава полка, тем более, что сбитый фашист упал на нашу территорию, на Лисьем Носу.
В последующий период боевой работы полка можно привести немало примеров мужества и отваги наших летчиков.
К этому времени, в начале августа 1942 года в состав полка вошла 3-я эскадрилья на самолетах И-16 под командование К.Г.ТЕПЛИНСКОГО, располагающая опытными просто неустрашимыми летчиками истребителями.
И-16 – истребитель смешанной конструкции ПОЛИКАРПОВА (в основном деревянной конструкции, обшитой тканевой перколью) весом 1715 кг, развивал скорость до 460 км/час, мог подниматься до высоты полета 9100 м с дальностью полета до 625 км.
На нем установлен двигатель М-25 звездообразной формы из девяти цилиндров с воздушным охлаждением. Воздушный винт двухлопастной металлический.
И-16, как многоцелевой, имеет преимущественные качества в том, что по горизонтали он короче и размах крыльев тоже небольшой, мощности двигателя хватает, он легкий и виртуозный в полете, следовательно мало уязвим. Его назвали «Ястребком», но закрепилось за ним название «ИШАКА», видимо за его выносливость в боях.
На не были установлены самые скорострельные пулеметы ШКАС-2600 выстрелом в минуту, правда далеко размещенные друг от друга в крыльях. Была установлена и пушка 20 миллиметрового калибра марки «»ШВАК».
И-16 мог брать шесть РС (реактивных снарядов) или две бомбы по 100 кг.
Известно в истории войны на Черноморском флоте как два И-16 были подвешены с бомбами под самолет авиаматку ТБ-3 (4-х моторный бомбардировщик) и экспортировались к берегам РУМЫНИИ, чтобы разбомбить стратегический важный мост.
Там на подходе к цели истребители И-16 были сброшены с бомбардировщика в свободный полет и нанесли неотражающий удар по мосту. Выполнив задание, истребители, имея запас топлива, приземлились на своих базах. Это тоже страница из чудес авиации, аналогов которой нет в истории мировой авиации.
Таким образом прибытие самолетов И-16 в наш полк еще более увеличило боевую мощь истребительного полка. Только на первых порах подстраховали наших летчиков верные соседи из других авиаполков.
Вот так, например, шестерка истребителей И-16, ведомая А.ЛОМАКИНЫМ подверглась нападению более десятка вражеских самолетов, но тут подошла на помощь восьмерка Ла-5 под командованием Е.ЦЫГАНОВА (потом стал Героем Советского Союза и даже заместителем командира нашего полка), лаги находились выше противника. Фашисты рассчитывали легко расправиться с «ишачками», но из 14-ти «мессеров» и «фиатов» враг недосчитался восьми своих самолетов. Один из них сбил помполит Ю.В.ХРАМОВ (в будущем начальника штаба и командир полка).
А 31 августа 1942 года группа Як-1 и ЛаГГ-3 сопровождала пикировщиков Пе-2 на бомбометание по Волосову. У намеченной цели летчики заметили фашистский бомбардировщик Ю-88 и шесть самолетов сопровождении Ме-109. Командир полка СЛЕПЕНКОВ стремительно обрушился на вражеский бомбардировщик и срезал его с первой очереди своей пушки, а затем сбил еще одного Ме-109. Остальные «мессеры» подались на утек.
Тоже в августе, когда восемь фашистских бомбардировщиков под прикрытием восьми Ме-109 пытались нанести бомбовый удар по объектам Балтфлота. На перехват поднялось два звена истребителей под командованием СЛЕПЕНКОВА, одна пара начала атаку со стороны солнца и СЛЕПЕНКОВ сбил ведущего Ю-88, остальные подчиненные командира уложили еще два Ме-109. Атака врага была сорвана.
Немного позднее произошел еще один характерный воздушный бой, когда 29 сентября 1942 года группа самолетов-истребителей в составе 4-х Як-1 и 6-ки И-16 вылетела на прикрытие наземных войск в районе Анненское-Арбузово-Московское-Дубровка. На высоте 4 тыс.метров вступила в бой с двадцатью Ме-109. После первых же атак наших летчиков, два Ме-109 задымили и врезались в землю, в этом отличились СЛЕПЕНКОВ и его ведомый.
Бывали и совершенно неожиданные встречи с противником, так однажды, наши истребители уже возвращались с боевого задания и встретили трех Ю-88, завязали воздушный бой, одного фашистского бомбардировщика удалось сбить, остальные сбросили бомбы на головы своих войск и поспешно ушли.
Это говорит о летном мастерстве летного состава и снайперских ударов по врагу, о стремительности атак командира полка и его питомцев, надежности нашей авиационной техники и оружия.
В самый сложный период боев в ленинградском небе и успешную работу 21 иап за личное мужество и героизм в феврале 1943 года командиру полка Якову Захаровичу СЛЕПЕНКОВУ было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, который за все время боевых действий одержал 18 побед, проведя 20 воздушных боев. Кстати в первых месяцах войны он на Южном фронте сбил два Ме-109.
Многие летчики-истребители полка была награждены орденами Красного Знамени: это оба Павлова П.Ив. и П.Иль, Ю.В.ХРАМОВ, А.Г.ЛОМАКИН, В.П.МЕРКУЛОВ, Д.И.ЗОСИМОВ, Д.А.КУДЫМОВ, Б.М.СУШКИН, Л.П.КАЗАКЕВИЧ, И.Н.ЕМЕЛЬЯНЕНКО и другие.
Эти высокие награды вызвали новый порыв летчиков полка к новым победным боям в воздухе.
20 марта 1943 года группа из шести самолетов Як, ведомая первым Героем СЛЕПЕНКОВЫМ, прикрывала штурмовиков Ил-2 на штурмовку аэродрома Котлы. Ильюшины образцово выполнили задание: сожгли восемь бомбардировщиков противника и еще шесть вывели из строя. Казалось, что задача решена и самолеты ложились на обратный курс. Но на отходе от цели четыре вражеских ФВ-190 атаковали нашего ведущего истребителя. Летчик П.Иль Павлов немедленно бросился на помощь командиру и поджег одного стервятника и в районе Котлов он врезался в землю. Остальные от мастерской атаки подались в бегство. А на другой день при сопровождении пикировщиков П.Иль Павлов вогнал в землю еще одного стервятника, несмотря на их численное превосходство.
Вместе с боевыми успехами полк понес и невосполнимые потери, в ожесточенных боях героически погибли такие прекрасные летчики, как: И.И.ГОРБАЧЕВ, М.С.КОРОЛЕВ, Д.В.ПИМАКИН, Я.Е.ЕРЕМЯНЦ, И.А.ЧЕРНЫШЕНКО, П.Д.ЖУРАВЛЕВ. Их имена теперь занесены навечно на памятных плитах материалов на местах кровопролитных боев и останутся навсегда в нашей памяти.
С Максимом Королевым нас в одной из частей Черноморского флота война, он был моим командиром звена и был исключительным летчиком-истребителем
Личный состав полка, особенно летчики болезненно переживали о том, что командир полка Я.З.СЛЕПЕНКОВ попал на больничную койку и признан негодным к летной работе. Но радует то, что он воспитал и выпестовал десятки подобных себе бесстрашных ассов летчиков-истребителей.
Ему на смену в начале ноября 1943 года заступил в должность командира полка его заместитель по летной подготовке, замечательный летчик, отличный организатор и любимец полка Павел Иванович ПАВЛОВ, который еще ранее в Финские события отличился в боях и награжден орденом Красного Знамени. Будучи заместителем СЛЕПЕНКОВА ПАВЛОВ не раз водил в бой питомцев полка и с честью выполнял боевые задания командования. Его имя, как отважного летчика, уже было известно балтийской авиации.
Убедительную характеристику его личным качествам в своей книге «С крылатыми героями Балтики» дает В.Г.МИТРОФАНОВ (стр.26-27).
… «ПАВЛОВ на два года старше СЛЕПЕНКОВА. Он выделялся избытком юношеской энергии, жизнерадостностью и веселым остроумием. Родился в рабочей московской семье. Рано увлекся авиамоделизмом. После окончания московской планерной школы ОСОАВИАХИМА в 1928 году по комсомольскому набору поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. А уже в 1933 году успешно закончил Ейское училище летчиков и был оставлен в нем летчиком-инструктором.
Через 5 лет, в 1938 году, опытного пилота и методиста летного дела перевели в ВВС КБФ. Отечественную войну он встретил командиром эскадрильи. В первые месяцы войны, в августе 1941 года он лично сбил 4 истребителя противника и 3 в группе.
Как и СЛЕПЕНКОВ он отличался не только летным мастерством, высокой личной организованностью, но и справедливой требовательностью и заботой о людях. В нему удачно сочетались качества опытного боевого командира и простого товарища»…
Тут нельзя не вспомнить незабываемый воздушный бой Павла Ивановича ПАВЛОВА весной 1943 года, когда он обкатывал новый двигатель в полете с ограниченным наддувом, т.е. с ограниченным двигателя. И тогда в его зоне технического полета в Ленинградском небе оказалось два истребителя противника. П.И.ПАВЛОВ вместо того, чтобы уйти от греха, сам навязал воздушный бой и сбил одного «фиата», другого не удалось догнать на ограниченной мощности двигателя.
Еще один пример..тогда сопровождали на боевое задание пикировщиков Пе-2 12 ПАП над Финским заливом наши Яки совместно с Ла-5 соседнего авиаполка, в ожесточенной схватке с двадцатью фашистскими стервятниками сбили 6 самолетов противника, не имея своих потерь. А пикировщики успешно выполнили свою задачу. В этом бою молодой летчик Иван Борзой сбил ФВ-190, один из новых конструкций истребительной авиации Германии.
Наши летчики побеждали не числом, а умением, мастерством и смелостью, решительностью в воздушном бою.