2010 г.
2 января 2010г. авария вертолёта Robinson R44, пилот Кухарчук В.Г.
Вертолет упал на лед реки Камы в Частинском районе Пермского края в 50км от с.Частые. При падении вертолёт загорелся и полностью разрушился, пострадавший пилот был извлечен из обломков местными рыбаками. С ожогами и переломами он госпитализирован в краевую клиническую больницу Перми.
Вертолёт взлетал со льда, на высоте нескольких метров внезапно потерял управление и упал. Вертолет принадлежал ЗАО "Электротехническая корпорация "Кама", пилот является её председателем правления. Разрешительных документов на вылет у пилота не было. Цель вылета - рыбалка.
14 января 2010г. катастрофа самолёта Су-27СМ, аэродром Дземга, лётчик замкомандира АП по лётной подготовке п-к Соболев В.О.
Лётчик выполнял полёт с элементами воздушного боя на малой высоте. Подыгрывающий самолёт - командир АП на спарке. После окончания задания и роспуска самолёт командира АП ушёл на точку, а п-к Соболев продолжал выполнять задание, отрабатывая фигуры сложного пилотажа на малой высоте. Самолёт столкнулся с землёй в 20км севернее г.Комсомольск-на-Амуре и в 3км юго-западнее п.Хурмули Солнечного района Амурской области. Лётчик средствами спасения не воспользовался и погиб.
В зоне лётчик выполнил форсированный вираж с бочками, переворот на горке, две петли с поворотом по крену на 90° на нисходящей части при крене 90°. Все это было сделано в течение 2,5мин с практически постоянной перегрузкой 5 - 5,5g. На выводе из второй петли при угле тангажа -20° и высоте 1700м летчик слабым движением РУС по крену создал небольшое угловое вращение с темпом 30° за 10с, при этом по тангажу РУС вернул в нейтральное положение, сбросив перегрузку с 5 до 1g. Было также небольшое движение вперед РУДами из положения ПМГ, не приведшее к увеличению оборотов.
В результате всего этого самолет, плавно вращаясь по крену, практически до перевернутого положения, не изменяя угла тангажа с Vy 170м/с и разгоном скорости, снижался к земле. На высоте 670м летчик резким движением РУС по крену начал вывод из перевернутого положения. Не докрутив до конца и, видя приближение земли, при крене 60° потянул РУС на себя, увеличивая перегрузку до 10g, продолжая устранять крен. На скорости 900км/ч с креном 45° и углом тангажа -10° по касательной к склону сопки (Н около 300м) зацепил деревья.
При падении самолёт с дальнейшей просадкой, прорубив просеку, столкнулся с землёй. Обломки самолёта были раскиданы на значительном удалении друг от друга. Тело лётчика искали двое суток из-за наличия высокого снежного покрова и труднопроходимой тайги.
17 февраля 2010г. произошёл инцидент с самолетом Су-24 на аэродроме Пушкин.
Самолёт загорелся при рулении, экипаж покинул самолёт, после чего он полностью сгорел. Самолёт имел собственное имя Валентин Соколов.
7 марта 2010г. катастрофа самодельного самолёта, пилот Морозов А.
Столкнулся с землёй в прибрежной части р.Сылва в районе п.Старые Ляды и п.Сылва Пермского края. Пилот и пассажир, 22-летняя девушка, были госпитализированы в больницу Перми с тяжелейшими травмами. Позже она скончалась в Пермской краевой клинической больнице.
Причина неизвестна. В Уральском следственном управлении на транспорте уточняют, что самолет кустарного производства принадлежал тренеру-преподавателю ДЮСТШ "Нортон-Орион" Алексею Морозову. Вылет состоялся в рамках проведения учебно-тренировочных полетов с участием членов клуба ДЮСТШ. В качестве основных версий ЛП следствием рассматриваются ошибка пилотирования (самолет задел хвостом ветки дерева) и техническая неисправность воздушного судна.
10 марта 2010г. авария самолёта МиГ-31, аэродром Котлас, КК л-т Егоров, ШК к-н Воробьёв.
Экипаж выполнял посадку в условиях ограниченной видимости (в снежном заряде), не превышавшей 300м. Посадка была произведена на левую сторону ВПП. На пробеге самолёт сошёл на грунт, зацепился законцовкой крыла за снежный бруствер и перевернулся через левое крыло. Штурман покинул борт самостоятельно, через приоткрытый фонарь, командира корабля смогли достать, лишь разрезав фонарь бензопилой. Лётчики получили травмы, в том числе ожоги, и были госпитализированы.
На пробеге КК не воспользовался тормозными парашютами. После опрокидывания сработали пиромеханизмы К-36Д. У командира корабля был допуск к полётам в СМУ 400х4, полученный в данную лётную смену. 2 борта были отправлены на запасной аэродром.
10 марта 2010г. катастрофа вертолёта Robinson R-44, пилот Мартынов Д.А.
Пилот выполнял полёт по маршруту Архангельск - Москва (с двумя промежуточными посадками для дозаправки). Вертолёт упал на лёд Онежского озера в 7км от береговой черты, в 30км северо-западней г.Петрозаводска, не долетев до первой посадочной площадки Суйсарь несколько километров. 2 человека погибли.
Причина неизвестна. Основная версия - попадание в метеоусловия, к которым пилот не был готов. Также есть мнение, что на вертолёте закончилось топливо.
Пилот находился в вертолёте вместе с супругой. Мартынов Д.А. - кандидат физико-математических наук, несколько лет занимал пост вице-президента Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан владельцев воздушных судов, неоднократно выступал за упрощение правил полетов авиации общего назначения и регистрации частных самолетов и вертолетов. В частности, был одним из организаторов прошедшей 18 декабря 2008г. у здания Росавиации акции под лозунгами "Хотим летать законно", на которую пришли несколько сотен человек.
19 марта 2010г. авария вертолёта Ми-8.
Экипаж выполнял рейс от аэродромной площадки «Авачинский» близ Нижнеквакчинского газового месторождения к поселку Крутогоровский в Соболевском районе Камчатского края. На борту находились 20 рабочих-вахтовиков компании "Бургаз" и три члена экипажа. В районе п.Крутогоровский экипаж совершил аварийную посадку, при которой вертолёт опрокинулся на левый борт.
Причина: экипаж попал в снежный вихрь, посадка была произведена в условиях ограниченной видимости с сильным боковым ветром. В результате ЛП вертолет получил значительные повреждения, 4 человека травмированы и в состоянии средней степени тяжести доставлены в районную больницу п.Соболево.
22 марта 2010г. авария самолёта Ту-204-100, КВС Косяков А.
НСМУ. Экипаж выполнял технический рейс из Хургады в аэропорт Домодедово без пассажиров, на борту находилось 8 членов экипажа. При заходе на посадку, приблизительно в 2км до ВПП, с самолетом пропала связь и он исчез с экранов радиолокаторов. В результате поисков борт был обнаружен разрушенным в лесной просеке перед ближним приводом на удалении 1,7км от ВПП. Возгорания и пожара не было. Четверо членов экипажа были госпитализированы в ЦРБ г.Домодедово, трое – с тяжелыми травмами.
Нижний край облачности в момент посадки был 60м, видимость на ВПП не превышала 300-400м, туман, моросящий дождь. Со слов руководителя пресс-службы аэропорта, радиотехнические и светотехнические средства посадки работали без замечаний, экипаж самолета не сообщал о намерении совершить аварийную посадку или об отказах и неисправностях на борту. В момент касания земли ПК отличался от ПК аэродрома на 35° в сторону увеличения.
Выводы комиссии по расследованию: причиной ЛП при выполнении захода на посадку в условиях хуже метеорологического минимума ВС при фактически имевшемся на борту и задействованном экипажем исправном оборудовании, явилось непринятие экипажем решения об уходе на второй круг с высоты принятия решения и продолжение снижения при отсутствии визуального контакта с наземными ориентирами, что привело к столкновению самолета с деревьями и землей в управляемом полете. ЛП явилось следствием сочетания следующих неблагоприятных факторов:
- недостаточный уровень профессиональной подготовки экипажа для выполнения заходов на посадку при предельных минимумах;
- недостаточный контроль за деятельностью экипажа со стороны командно-летного состава, что привело к неудовлетворительному управлению ресурсами со стороны КВС;
- отказ вычислительной системы управления полетом, что привело к повышению минимума ВС;
- непринятие КВС решения об уходе на другой аэродром после повышения метеорологического минимума ВС;
- непринятие КВС решения об уходе на второй круг при отсутствии на ВПР визуального контакта с огнями приближения;
- невыполнение вторым пилотом ухода на второй круг с ВПР в соответствии с п.4.6.3. РЛЭ самолета Ту-204;
- неудовлетворительное взаимодействие в экипаже, следствием чего вне контроля членов экипажа стало снижение самолета до высоты ниже безопасной.
Отказ ВСУП в полете (наиболее вероятно, вследствие нестабильной работы радиовысотомеров на высотах, превышающих их рабочий диапазон) и невозможность «снятия» отказа на данном самолете из-за отсутствия кнопки имитации обжатия шасси, при недостаточном уровне подготовки экипажа и возможной усталости, привели к значительному повышению у него психоэмоционального напряжения, что не позволило принять оптимальное решение для благополучного завершения полета.
3 апреля 2010г. авария самолёта Цесна-182, аэропорт Быково, пилот Шевченко В.
Взлёт был выполнен с сильным, более 7м/с, порывистым попутно-боковым ветром. После отрыва от ВПП на высоте 3-4м неожиданно потерял управление и произвёл грубую посадку с опережением на переднюю стойку шасси и с последующим опрокидыванием на левое полукрыло. Самолёт получил серьёзные повреждения фюзеляжа, крыла и шасси. Находившиеся на борту 2 человека, пилот и пассажир, владелец самолёта, отделались ушибами.
Причина: ошибка в технике пилотирования. Пилот имел небольшую лётную практику и управлял самолётом после полугодичного перерыва.
10 апреля 2010г. катастрофа самолёта Ту-154, аэродром Смоленск (Северный), КВС Протасюк А.
ДСМУ, нижний край 600м, видимость не более 100м, густой туман. Борт выполнял полёт по маршруту Варшава - Смоленск. После входа в зону ответственности диспетчера Смоленска экипаж доложил о выполнении пробного захода на посадку до высоты принятия решения - 100м. Диспетчер проинформировал экипаж, что с высоты 100м необходимо быть готовым к уходу на второй круг. Однако на высоте 80-100м и дальности 1500м от ВПП КВС увеличил вертикальную скорость снижения с 4 до 8м/с. РП неоднократно давал команды для перевода в ГП и ухода на второй круг, но КВС эти команды проигнорировал. Самолёт зацепился за деревья и столкнулся с землёй в 150м левее оси ВПП на удалении около 1км. Все, находившиеся на борту, 88 пассажиров и 8 членов экипажа, погибли, всего - 96 человек.
Причины: неучёт метеоусловий, ошибка в технике пилотирования, вмешательство третьих лиц в действия экипажа, а также несогласованность действий экипажа с лицами ГРП по вине самого экипажа.
В самолёте находилась официальная делегация Польши, включая Президента страны Леха Качиньского с супругой, председателя Национального Банка, начальника Генштаба, командующих ВВС, Сухопутных войск, ВМФ и войск спецназа, а также около 50 депутатов Сейма и других высших должностных лиц, направлявшаяся в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях, посвящённых семидесятилетней годовщине со дня трагических событий - расстрела польских военнопленных офицеров сотрудниками НКВД.
КВС при подходе к Смоленску информировал диспетчерские службы о возможной посадке в Минске, но позже принял решение о продолжении полёта и посадке на аэродром Смоленск (Северный). После выхода на связь с диспетчером Смоленска экипаж дважды получал информацию о тумане с видимостью 400м и невозможности приёма самолёта, в связи с чем ему было рекомендовано уйти на запасной аэродром. Однако КВС принял решение о выполнении захода и посадки на аэродром Северный. За 11 минут до посадки КВС получил информацию от экипажа польского Як-40, приземлившегося за полтора часа до расчётного времени прибытия польского борта №1, что на аэродром дважды заходил российский Ил-76 с группой сотрудников ФСО РФ, но по метеоусловиям был вынужден вернуться во Внуково. За 4 минуты до ЛП экипаж Як-40 проинформировал КВСа Ту-154 о том, что видимость не превышает 200м.
Особенность аэродрома Северный заключается в том, что ДПРС находится на 20м ниже БПРС относительно уровня моря. Средств для выполнения автоматического или директорного захода на посадку аэродром не имеет. Таблица установленных минимумов погоды на аэродроме с ПК = 259° для данного типа предусматривает заход при минимуме погоды 100х1000м. Светотехническое оборудование аэродрома было исправно и работоспособно.
Налёт штурмана экипажа на данном типе - около 25 часов. В момент столкновения самолёта с землёй в кабине экипажа находились двое посторонних - командующий ВВС генерал Бласик А. и руководитель Службы протокола президента Польши. По результатам медицинской экспертизы, в крови главнокомандующего ВВС Польши обнаружен этиловый алкоголь в концентрации 0,6 промилле. Достоверно известно, что перед самым вылетом между Главкомом и КВСом произошёл конфликт, в результате которого встречать президента перед полётом вышел Главком, а не КВС, как это принято по протоколу. Суть конфликта: КВС сомневался в правильности принятого решения на полёт в условиях, в которых он был слабо подготовлен.
Председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина на пресс-конференции по итоговому отчету о расследовании причин ЛП заявила: "Присутствие в кабине экипажа высокопоставленных посторонних лиц: главнокомандующего ВВС Республики Польша и директора протокола и ожидаемая командиром негативная реакция главного пассажира, по заключению летных экспертов и авиационных психологов, оказывали психологическое давление на членов экипажа и повлияли на принятие решения о продолжении посадки в любых условиях. И именно, хочу подчеркнуть, в небезопасных условиях для посадки, условиях неоправданного риска".
Председатель технической комиссии МАК Морозов А. на этой же пресс-конференции отметил: "Учитывая, что командир воздушного судна длительное время - более пяти месяцев - не выполнял заходы на посадку в метеоусловиях, соответствующих его минимуму, подтверждение самого минимума было просрочено, неуверенность командира воздушного судна в возможностях производства посадки, связанные с ухудшением метеоусловий, потребовало от него мобилизации психологических резервов. С этого момента времени командир воздушного судна и весь экипаж находились в состоянии повышенного психоэмоционального напряжения".
10 апреля 2010г. катастрофа вертолёта Ми-8, КВ Астротин А.
Экипаж выполнял перевозку 12 туристов из Германии и 2 россиян для катания на сноубордах с заснеженных склонов в Камчатском крае. Совершив посадку на перевале Дукуп, в 67км юго-западнее г.Елизово, экипаж выполнил перелёт к подножью горы, где дожидался спускавшихся с перевала туристов. Лавина, спровоцированная катающимися сноубордистами, накрыла вертолёт и протащила его около 200м. Погибли 2 члена экипажа и внук командира вертолёта, находившийся в этот момент в кабине, а также 7 туристов, всего 10 человек. Командир вертолёта с травмами и переохлаждением доставлен в РБ г.Елизово.
16 апреля 2010г. авария самолёта Ан-2.
Экипаж выполнял перелёт из с.Янкуль в с.Пелагиада, Ставропольский край. При выполнении посадки в поле столкнулся с трактором, задев за его крышу колесом. Элементы конструкции шасси были сломаны, приземление произошло на фюзеляж. Степень повреждения самолёта неизвестна. Тракторист в момент столкновения успел выскочить из кабины и отделался лёгким испугом.
Предположительная причина - воздушное хулиганство. Командир воздушного судна причину происшествия объяснил так: "Сбился с курса, хотел уточнить дальнейший маршрут у тракториста". Расстояние между сёлами - около 60км. Самолет принадлежит авиакомпании "Ставрополье", которая базируется в с.Пелагиада.
19 апреля 2010г. авария вертолёта "Еврокоптер AS-350" .
При выполнении учебно-тренировочного полёта вертолёт зацепился за провода ЛЭП, потерял управление, столкнулся с землёй и развалился на части недалеко от п.Лыткарино, в 10км от г.Дзержинска, Московская область. На борту находился пилот-инструктор и 2 курсанта. Все получили множественные травмы и переломы и были доставлены в 15-ю горбольницу Москвы.
Перед падением пилот успел включить сигнал "Бедствие". Упавший вертолёт вскоре был замечен с воздуха экипажем вертолёта Ми-8 авиаотряда спецназа ГУВД Москвы, который и транспортировал пострадавших в больницу, приспособленную для принятия вертолётов.
6 мая 2010г. авария самолёта Ан-2.
При выполнении полёта на обработку лесного массива биологическим препаратом против непарного шелкопряда столкнулся с землёй близ г.Горячий Ключ Краснодарского края. Экипаж, 2 человека, не пострадал.
13 мая 2010г. авария самолёта Ан-2.
Экипаж выполнял полёт на десантирование парашютистов. Через несколько минут после взлёта произошло резкое падение оборотов двигателя. Экипаж принял решение на вынужденную посадку в районе полевого аэродрома на окраине Астрахани. После посадки самолёт сгорел. На борту находился экипаж и 11 парашютистов, никто не пострадал.
29 мая 2010г. авария самолёта Як-130, аэродром Липецк, лётчик-снайпер п-к Котов А. и ст-л-т Гостев Е.
При выполнении взлёта после уборки шасси началась продольная раскачка, которую принятыми мерами устранить не удалось. При выходе на режим сваливания экипаж катапультировался. П-к Котов в результате неудачного приземления получил серьёзные травмы головы и позвоночника.
Предположительная причина - отказ системы управления.
31 мая 2010г. катастрофа самолёта ФЛА С-1 "Синтал".
Зацепился в развороте крылом за дерево и столкнулся с землёй в 500м восточнее д.Малинки Михайловского района Рязанской области. Пилот погиб.
Полёт выполнялся ночью. Наземные строения не пострадали.
7 июня 2010г. катастрофа самолёта Як-52, пилот Буторин В.А.
Столкнулся с землёй при заходе на посадку в Тюменской области, 2 человека погибли. Пилот - начальник аэроклуба ДОСААФ в Тюменской области, выпускник АВВАКУЛ 1982г.
10 июня 2010г. катастрофа самолёта Як-52, пилот Короленко А.
При заходе на посадку на высоте 100-120м самолёт неожиданно свалился на крыло и столкнулся с землёй в районе с.Тамбовка Амурской области, не долетев до ВПП около 200м. 2 человека погибли.
Самолёт принадлежал областному клубу РОСТО. Второй погибший - заместитель начальника благовещенского аэроклуба Котков С.Д.
10 июня 2010г. поломка самолёта Су-27, аэродром Кубинка.
На пробеге не вышел тормозной парашют. Самолёт выкатился за пределы мокрой от дождя ВПП, пробив ограждение лётного поля, и остановился в канаве рядом с автодорогой. Повреждён носовой обтекатель и сложилась передняя стойка шасси, лётчик не пострадал.
11 июня 2010г. авария самолёта ФЛА СВ-32.
Пилот выполнял рейс по маршруту ст.Мечётинская - п.Экспериментальный для выполнения химобработки посевов. В полёте произошло разрушение винта. Самолет совершил аварийную посадку в районе п.Экспериментальный Зерноградского района Ростовской области, пилот госпитализирован с травмами различной степени тяжести.
12 июня 2010г. авария вертолёта Ми-2.
При проведении авиахимических работ совершил грубую вынужденную посадку близ ст.Советская Кировского района Ставропольского края, пилот госпитализирован с тяжёлыми травмами.
Предположительная причина - попадание птицы в турбину двигателя. Вертолёт не был зарегистрирован, отсутствовал в реестре летательных аппаратов и не имел разрешения на выполнение полётов.
Вертолёт восстановлению не подлежит.
13 июня 2010г. катастрофа самолёта ФЛА Л-44, пилот Соколов В.
При выполнении взлёта на высоте 70м самолет перешел на снижение и с углом тангажа на пикирование около 30° и левым креном примерно 5 - 10° столкнулся с землей, разрушился и сгорел близ Павленского озера рядом с д.Большое Грызлово Серпуховского района Московской области, 3 человека погибли.
Причина - потеря скорости и сваливание, а также неучёт метеоусловий в момент взлёта был сильный порыв ветра, превышающий 25м/с.
Л-44 - гидросамолёт, взлёт производился с водной поверхности Цимлянского карьера в направлении берега, самолёт пролетел около 500м, при выполнении разворота гидроплан зацепил крылом землю, взорвался и полностью сгорел. Как было установлено, гидроплан поднимался над водой Цимлянского карьера дважды. Первый взлет оказался удачным. После круга над водохранилищем гидроплан благополучно приводнился. Потом пилот, демонстрируя возможности гидроплана, добавил обороты двигателям, потянул штурвал на себя, произошёл "подрыв" самолета на скорости, меньшей скорости отрыва, самолёт с повышенной вертикальной скоростью ударился о воду. При этом в днище получился "пробой", т.к. фюзеляж выполнен из композитных материалов. Взлёт был продолжен, вода в днище лодки переместилась назад, вызвав смещение задней центровки более разрешённой. Также есть версия, что во время второго взлета пилот мог передать штурвал кому-то из своих пассажиров, чтобы показать легкость управления ВС.
ЛП обусловлено сочетанием следующих неблагоприятных факторов:
- отрывом самолета при выполнении взлета на скорости менее рекомендованной с последующим грубым приводнением, что привело к пробоине днища фюзеляжа элементами крепления кресла, поступлению воды в салон и смещению центровки самолета назад. Разрушение конструкции могло произойти вследствие снижения прочности материала обшивки и недостаточной жесткости конструкции кресла в месте его крепления к корпусу ВС;
- непрекращением КВС взлета после повреждения конструкции фюзеляжа гидросамолета;
- отсутствием контроля за скоростью полета вследствие отказа указателей скорости из-за повреждения магистрали питания анероидно-мембранных приборов разрушившимися элементами конструкции ВС;
- неуборкой закрылков после взлета на высоте, предписанной РЛЭ самолета, что способствовало потере скорости при наборе высоты с одновременным уменьшением работы двигателей со взлётного до номинального режима;
- отсутствием на ВС сигнализации, предупреждающей о приближении к режиму сваливания;
- ухудшением эргономических характеристик рабочего места КВС вследствие смещения со штатного места кресла КВС из-за разрушения его крепления, что затруднило пилотирование самолета;
Выводы комиссии по расследованию: повышенное психофизиологическое напряжение КВС, имеющего незначительный опыт полетов, при возникновении нескольких неисправностей на борту самолета, способствовало ошибочным действиям при выполнении взлета.
23 июня 2010г. авария вертолёта Ка-60 "Касатка" , КВ заслуженный лётчик-испытатель РФ Папай А.С.
Экипаж в составе двух лётчиков-испытателей выполнял полёт с завода имени Камова на испытательный стендовый полигон в Жулебино, Московская область, для проведения испытаний. При подлёте к полигону вертолёт неожиданно потерял управление и столкнулся с землёй в 300м от жилого дома в г.Котельники на улице Угрешская в районе карьера силикатного завода близ г.Дзержинский Московской области. В результате падения лётчики получили тяжёлые травмы и были госпитализированы в 36-ю горбольницу г.Москвы.
Предположительная причина - неисправность рулевого винта.
26 июня 2010г. авария вертолёта Ми-8.
Экипаж выполнял взлёт с площадки, расположенной в районе геологического поста «Перевальный» Аяно-Майского района Хабаровского края. На борту находилось четверо пассажиров-геологов и три члена экипажа. При взлете отказал хвостовой винт вертолета, что спровоцировало его опрокидывание на бок. Бортмеханик получил травмы средней тяжести.
Вертолёт принадлежал ЗАО «Артель старателей «Амур».
27 июня 2010г. авария самолёта Ан-2.
Экипаж в составе 2-х человек совершил вынужденную посадку на р.Варнавка в Воскресенском районе Нижегородской области, пострадавших нет.
Причина - отказ двигателя. Самолёт принадлежал владимирскому звену Авиалесохраны.