Г.В.: Тогда уж ещё вопрос. Вот если вылетали при хорошей погоде, а возвращались в тумане, как же Вы садились?Н.Ц.: Было такое сколько раз! И в сильный снегопад садились.
Когда курсантами были, мы на посадке и по 100, и по 200 метров промазывали, хоть бы хны. А вот когда зимой мы, молодые, прибыли на озеро Гора-Валдай, нам какое-то время летать не давали. Мы, четверо, сидели в «запасе». Я командиру полка говорю:
- Мы же совсем разучимся летать!
- Нету самолётов.
- А мы будем по очереди.
На следующий день дали «Кольке» два вылета на спарке, и «Колька» залетал
/Колька - это сам Н.П.Ц. - прим./. Те трое не просились, они долго и не летали. А я вот так в боевом полку начал летать. И к чему я это говорю, что в Училище правила соблюдали - взлетать и садиться по ветру. А когда прибыли на Гора-Валдай, с направлением ветра не считались. А там ещё какая-то церквушка мешала, того и гляди - колёсами зацепишь. Костёл что ли какой-то?
Г.В.: Нет, это православная церковь. Она сохранилась. Её даже реставрируют. Н.Ц.: Вот она мешала взлетать. А садиться мешали сосны. И приходилось хитрить, перелетаешь их, потом убираешь газ и проваливаешься, а потом опять прибавляешь газ и садишься. Всё это, чтобы перевалить сосны и точно впритык около «Т» сесть.
Г.В.: Многие бились на посадке?Н.Ц.: Не было ни одного! На посадке – ни одной поломки. Ну, а по-другому бились, бывало.
Г.В.: А если уже озеро подмерзает, но лёд ещё тонкий? Или весной, когда уже шуга пошла?Н.Ц.: А в то время некуда летать было. Не было таких случаев, чтобы летали.
Г.В.: Из-за снегопадов перерывы в полётах были? Н.Ц.: Нет, не было. Если шёл снег, ночью перед полётами его счищали. Мы встаём рано, приходим на аэродром к своим самолётам И-16, а механики уже там, греют моторы. Бедные, когда они спали? Были такие тёплые чехлы, а внутри буржуйки. Вот так они греют моторы, чтобы запустить. Было жутко! Самое главное – морозы под 30 градусов.
Г.В.: Где вы жили на аэродроме Гора-Валдай?Н.Ц.: В бараке. Там барак большой был, и мы в одной комнате жили.
Г.В.: Это лётчики. А техники? Н.Ц.: Там же и жили.
Г.В.: Где вы мылись? Баня была? Н.Ц.: Я не помню, чтобы мы там мылись. Честно, не помню. Вот на Гражданке, я помню, мы мылись. Если «Круглая баня» не работала, то у частников. Заплатишь ему, и хорошо. «Круглая баня» заработала, кажется, в 1943 году. Она и сейчас там есть.
Г.В.: А как кормили? Н.Ц.: Ой… Вот на Гражданке в 1943 году стали кормить нормально. А до этого плохо, очень плохо. В столовой какой-то суп дают, я выхожу, смотрю на ёлки, думаю - вот с этих ёлок суп и варят. Особенно, как раз, на Гора-Валдай. Ну, там двойная блокада была. Хлеб грызли зубами.
Г.В.: То есть ни о мясе, ни о шоколаде разговора не было… Ну, а что-то интересное, что-то хорошее весёлое, или даже смешное было? Что-нибудь, кроме боёв, запомнилось? Н.Ц.: Любовь. Были официантки, мы дружили. И вот как-то этот Дёмин нас «поймал» с официанткой, а мы в «дурака» в карты играем. Мы тогда ещё даже не целовались. Он говорит: «Тебе завтра надо на аэродром». А мне как раз отпуск дали. Командир эскадрильи сказал: «Отдыхай», - ну я и отдыхал. До деревни было далеко, я пошёл в землянку эскадрильи, лёг, и сплю там. И что он, паразит, сделал. Если надо, в таких случаях они обычно за нами в землянку заходили. Но тут Дёмин всех построил на аэродроме:
- А где Цыганков?
- Я ему отпуск дал, - командир эскадрильи отвечает.
- Как дал?! Я ему приказал быть на аэродроме! – это уже Рассудков.
И вот за это меня на губу на 5 суток посадили и пистолет отобрали. Сижу, сижу… Вызывают на комсомольское собрание, там этот комиссар Дёмин настаивает, чтобы меня исключить из Комсомола.
Г.В.: Это за такую-то ерунду? Н.Ц.: Это уже понятно, к чему дело клонится. Невыполнение приказа Рассудкова – из Комсомола выгнать и в штрафную роту. Но все были против исключения! Значит, суда не будет. Выговор дали.
Дальше сижу на губе, приходит Дёмин, паразит, и говорит:
- Вот зайдёт к тебе комиссар дивизии, будет спрашивать… - что он там говорил, я не помню слова, но он не хотел, чтобы я распространялся, как дело было.
Полковник (комиссар) пришёл, выслушал меня. Я ему объясняю. Он говорит:
- Не расстраивайся, все будет в порядке, - и меня в этот же день отпускают.
Г.В.: И почему же они к Вам так привязались?!Н.Ц.: Ну, вот как-то я сижу, Дёмин ко мне подходит:
- Брось эту официантку. Я тебе лучше найду.
Я – мальчишка тогда был. А надо было послать его, куда подальше… Вот из-за всякой ерунды эта тройка, ком.полка, комиссар и «особняк»
/офицер из особого отдела – прим./, мучили нас очень долго, просто искали, до чего бы доцепиться. И одного так довели, что он застрелился.
Г.В.: А фамилия?Н.Ц.: Не помню теперь уже… Когда нам сказали, что нас переводят в другой полк, я «перекрестился» и очень обрадовался. В 21-м полку у нас был командиром ГСС Слепенков Я.З. , он был самым лучшим командиром полка! После него был ГСС Павлов П.И.. Но он лётчикам ни одного звания "героя" не дал. Сам получил и это звание, и орден Адмирала Ушакова. У нас в полку много результативных лётчиков было, не только я, и Казакевич, и другие. Но нас к званию не представляли. Когда я рассказал это ГСС Романенко И.Г., будучи у него на даче, он удивился: «Тебе и героя не дали?!»
Вот у нас лётчик Казакевич сделал 150-180 вылетов на разведку и очень много вылетал на прикрытие бомбардировщиков, и сбитые самолеты врага у него есть. А ему Павлов героя не дал. Якобы, Казакевич выпить любил. Но пьяный ведь не летал. Лётчик Емельяненко, он таран над Ригой совершил, но и ему не дали звание героя, только орден Ленина. Павлов вообще никому не дал звание героя. Отчего же у самого командира полка Павлова П.И. столько наград было?!
Мы в 1944 году стояли на аэродроме Паневежис. Там с нами дивизия Василия Сталина базировалась. Вот тогда наш командир Павлов и подружился с младшим Сталиным. Ну такой говорун, такой любитель потравить анекдоты, ну, свой в доску. Там ещё был командир 1-го Гв. МТАП ГСС И.И. Борзов. Вот они подружились с Василием Сталиным, и вместе «гуляли".
Меня как то вызвал командир дивизии и говорит:
– 6 «Бостонов» во главе с командиром полка Борзовым не вернулись, - а на Паневежисе связь тогда была плохая, - Ищи их, Николай.
И я их искал по всем аэродромам, вдоль линии фронта летал, никак не мог найти. Но в итоге нашёл на Шауляе, они заблудились и оказались там. Смотрю, на аэродроме «Бостоны» стоят, сел, подрулил и спрашиваю:
– Где командир?
- В столовой они.
Иду в столовую, а Борзов Иван Иванович там уже с Василием Сталиным сидит… Я подхожу к Борзову и говорю, что меня командир дивизии Суханов отправил их искать. А он мне:
- Передай ему, что мы завтра прилетим, сегодня не можем.
Наш командир дивизии Суханов, «папочкой» мы его звали, он в годах был, не летал, но был душа - человек. Ему как то звонит Василий Сталин и говорит:
- Дай «Бостон», надо сфотографировать линию фронта.
- Это такую махину в разведку? Это только истребители такое делают, а Бостон большой и его собьют! – возразил Суханов.
- Не переживай, я ему восьмерку своих истребителей в прикрытие дам, - уговаривает Сталин. - Ты от истребителей прикроешь, а снизу зенитки его собьют, - в итоге Суханов не дал «Бостон».
И Сталин устроил так, чтобы нашего командира дивизии сняли.
Г.В.: Василий Сталин Суханова «убрал» за это? Н.Ц.: Это произошло, когда меня ранили. В сентябре 1944 меня везли самолётом в госпиталь в Ленинград, и Суханов тогда летел, ещё меня яблочками кормил. Хороший он мужик был. Тогда уже сняли его.
Г.В.: Сняли именно за то, что «Бостон» Василию не дал? Н.Ц.: Точно абсолютно! Ещё нашлись «штрейкбрехеры». Суханов Василия Сталина мальчишкой назвал, а это потом Василию передали. Он не одного Суханова снял. Я потом, когда получал путевку в санаторий, Суханова встретил. Мы с ним обнялись:
- Ну как, что, Николай?! А я полтора года живу в гостиницах. Причём каждые месяц - два переселяют из одной в другую. Полтора месяца я без дела. Жду направления. Вот сейчас меня должны направить к финнам полпредом.
Такой человек полтора года мучился. А всё из-за Василия Сталина.
_________________________________________________
_
Платонов Ваня и Николай Цыганков
Ещё немного справок по ходу интервью:
23. Тихомиров Владимир Алексеевич, 1918 г. рожд., прошёл лётную подготовку в Новоторжковском аэроклубе в 1940г. и курсы командиров звеньев в ЕВМАУ в 1943г., воевал в 12-й ИАЭ (12-м ИАП) ВВС КБФ, сбил 11 самолётов противника лично и 3 в группе.
24. Порохня Андрей Архипович - родной брат лётчика – торпедоносца Порохня Павла Архиповича, воевавшего в 1-м Гв. МТАП, погибшего 27.08.1944г. под Либавой и увековеченного на мемориале Борки.
25. "Круглая баня" - Общественная баня, дом круглой формы № 29 по улице Карбышева, возле площади Мужества, является местной достопримечательностью, построена в 1927–1929 годах по проекту А.С. Никольского. С перерывом (на зиму 1941-42г.г.) работала и в Блокаду.
26. Раков Василий Иванович, 1909 г. род., окончил ВАШЛ им. Сталина, 2 ГСС, на момент описываемых событий - командир 12-го Гв. ПБАП 9-й ШАД. Награждён орденами 2 ОЛ, 3 БКЗ, ОВ 1 ст., КЗ, медалями и иностранными наградами.
27. Слепенков Яков Захарович, 1910 г. рожд., окончил 1-ю ВШЛ на Каче, ГСС, воевал в 21-м ИАП ВВС КБФ. За время ВОВ сбил 13 самолётов лично и 5 вгруппе (по официальным данным). Награждён орденами 2 ОЛ, 6 БКЗ, орденом Суворова 3 ст., КЗ, медалями.