Моя (Г.В.) беседа с полковником в отставке В. Д. Чередниченко (В. Ч.) произошла в аэропорту г. Мурманск и в самолёте на Питер.
В разговоре участвовал генерал-лейтенант запаса В. Н. Сокерин (В. С.).
Чередниченко Валерий Демьянович
выпускник Ейского училища 1960 года
легендарный командир 924-го гвардейского морского ракетоносного полка
Авиации КСФ, аэродром Оленья
Г. В.: Валерий Демьянович, давайте мы с Вами немножко поговорим. В каком году и где Вы родились?
В. Ч.: В 1939 году. Город Васильков под Киевом – 30 км.
Г. В.: В каком году Вы поступили в Ейское училище?
В. Ч.: В 1958 году. Я окончил 8-ю ВАШ ПОЛ (военно-авиационная школа первоначального обучения) в Павлограде, под Днепропетровском. Мы там отлетали на Як-18 девяносто часов. Хороший налёт. Летали мы там очень много. Но там была такая система…
Вы же помните, что тогда лётчики в училищах по 5-7 лет сидели. Нет выпуска и нет. Нет выпуска и нет. А когда начался Египетский кризис, в Египте началась война…
Г. В.: Арабо-израильская. [Конфликт 1956-1957 гг. из-за Суэцкого канала]
В. Ч.: Это 1956 год, по-моему. И тогда срочно повыпускали лётчиков. И нам…
Ну, там уже закончилось немножко, а они на Ил-28 воевали…
Их выпустили. И у нас эти инструктора молодые были, лейтенантики. Я помню, Коля Закора, такой небольшой. Он ещё сам учился и нас учил летать. А командиры звеньев и командир эскадрильи – это были ещё лётчики военные (после [Великой Отечественной] войны). Закончилась война, их поувольняли. А потом начали училища, открывать вот эти училища, и их опять призвали на Як-18. Ну, они – истребители все. Я помню, Набойченко – командир звена был у нас. Тех я не помню, а этого – хорошо. И он такой спокойный всегда был. Если что-то не так, он так повернётся: «Лапша». И всё. Это у него было самое ругательное слово – «лапша».
Закончили мы. И тут приходит приказ ещё на год оставлять. То есть будем ночью летать, там уже ночные полёты. Боже мой! Ну, всё. Труба! А потом раз! Одну эскадрилью выпускают. И я попал как раз в эту эскадрилью. Отобрали нас, наверное, лучших, я не знаю. И нас – в Ейск. Значит, в Балашов, в Ейск. Я всё боялся в Балашов, там тяжёлая авиация была. А в Ейск попал. Я почему туда так стремился и хотел. Тогда такой фильм был «Звёзды на крыльях» назывался. 