Автор Тема: Переверзев Иван Митрофанович  (Прочитано 3444 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11160
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Переверзев Иван Митрофанович

И. М. Переверзев был призван в армию в 1944 г., окончил авиатехническое училище в Киеве,
долгие годы служил на авиатехнических, а затем инженерных должностях в 4-м гвардейском
бомбардировочном авиационном Новгородском полку и других авиационных частях,
а затем в дивизионных авиаремонтных мастерских 132 й бомбардировочной Севастопольской
авиационной дивизии, которая в 1968 г. была выведена из ГДР на территорию Прибалтийского ВО.
В декабре 1989 г. 132-я БАД была передана в Авиацию Балтийского флота и переименована
в 132-ю морскую штурмовую авиационную дивизию. В это время И. М. Переверзев уволился
в отставку и вышел на пенсию с должности заместителя начальника ДАРМ. Долгие годы ветеран
проживал в Черняховске, где и было записано это короткое, получасовое интервью.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11160
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Переверзев Иван Митрофанович
« Ответ #1 : 24 Май 2020, 13:27 »
                                                            Интервью с Галиной Вабищевич 5 мая 2011 года


Г. В.: Пожалуйста, расскажите о себе, прямо с самого начала, как Вас зовут, как Вы попали в авиацию, как Вы стали техником, о войне, ну, и дальше…

И. П.: Всё понятно. Значит, так: Иван Митрофанович Переверзев, 1927 года рождения. Родился в Воронежской области, село Нагольное. Закончил 7 классов…

Началась Отечественная война. В 1942 году, в июне месяце, наша область была оккупирована немецкими войсками. В декабре 1943 года Донской фронт был прорван, и нас освободили. Я закончил 8 классов и был призван в ряды Вооружённых Сил в 1944 году осенью. Был кандидатом в лётное училище по призывной комиссии – в Борисоглебское лётное истребительное училище. Приехали туда, карантин прошли там. На нас посмотрели.

Война идёт к концу, и нас отправили в пехоту, в 100-й запасной стрелковый полк. Подготовили нас. Я – пулемётчик пулемёта Максима 1 й номер. Уже подготовили к отправке на фронт. И вдруг прибегает посыльный из штаба полка:
– Переверзева в штаб полка!

Я прибегаю туда. Мне говорят:
– Пришёл приказ: кто был раньше назначен в авиацию – отбор в авиацию. Завтра будет приёмная комиссия.

Ну, приёмная комиссия прошла. Я пришёл туда, спрашивают знания за 8-й класс… А были же такие люди, лишь бы из этой пехоты убраться куда-нибудь. Там такие условия были невыносимые… Я пришёл. Мне попались вопросы: квадратное уравнение, равенство треугольников, какие-то писатели, какие в 8-м классе изучались. Я в один присест, раз-раз, и всё!

И вечером сдал полотенце и поехал в Киев, уже не в истребительное училище, а в авиационно-техническое. Раньше у нас был Киевский институт гражданского воздушного флота. А во время войны инженеров не выпускали, а выпускали техников самолётов. Мы приехали, на нас посмотрели. Всё прошло. Всё нормально.

И где-то в середине курса срочно нас поднимают по тревоге. В Западной Украине бандеровцы начали свирепствовать, и нас из учебного подразделения туда послали. Пробыли мы там месяц, вернулись обратно…

Мы не знали в лесах, что и война окончилась. Вдруг приезжает наше командование:
– Война окончилась!

Забрали нас в институт. К концу года мы сдали экзамены, получил я диплом «техник самолёта 3-го класса». И направили меня служить в Уральский военный округ.

Приехали туда, в 3-й транспортный отряд гражданского воздушного флота. Эксплуатировали самолёты Си-47 – это американский (авиатранспортный самолёт Douglas C-47 Skytrain – прим.), наших отечественных Ил-12, Ли-2, По-2… Все эти самолёты мы изучили хорошо, дело было поставлено в институте на широкую ногу. Кроме изучения самолётов, мы ничего не делали, никаких строевых у нас не было, одно единственное – марксистко-ленинская подготовка… У нас были и американские самолёты Си 47, и немецкие самолёты Ю-52 (авиатранспортный и пассажирский самолёт Junkers Ju.52 – прим.), ну, и наши разные были – широкий профиль. И я уже в 19 лет выпускал самолёты с пассажирами, по 23–24 самолёта, был кандидатом в борттехники самолёта – лётный состав.

А потом ГВФ начали отделять от ВВС и нас направили туда. Раньше была гражданская авиация и военная, а военные командовали и гражданской авиацией. А потом разделились. И нас, военных техников и лётчиков, которые были военные – сержантский состав, отправили в ВВС, а офицерский состав лётчиков оставили на месте службы сроком на 3 года, чтобы не было разрыва в эксплуатации самолётов. 
 
И мы приехали сюда, в 4-й авиаполк в 1946 году (в то время 4-й Гв. БАП 6-й Гв. БАД на самолётах Пе-2 – прим.). Это уже боевая авиация, а мы были из гражданской авиации. Те лётчики, которые были сержантами и старшинами, их сделали мотористами. А я был техником самолёта, и остался техником самолёта, и стал командовать уже этими мотористами. Такая неразбериха была страшная. Попал я в экипаж командира эскадрильи. Технику я быстро освоил. Отношения с командиром были отличные. Ну, и всё.

Прошло время. Начали готовиться к переучиванию на реактивную технику, в классах посидели. Но я хорошо всё это освоил. Первый реактивный самолёт, который пригнали для полка, принял я. Я – первый техник из дивизии, который самостоятельно освоил и вывез два полка лётного состава…

А тогда пришло указание, чтобы техники прошли стажировку на заводах. Я же подготовлен был полностью и попросился:
– Отправьте меня.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11160
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Переверзев Иван Митрофанович
« Ответ #2 : 24 Май 2020, 13:30 »
В музее 4-го гвардейского морского штурмового авиационного полка Морской Авиации Балтийского флота (до 1989 г. бомбардировочный полк ВВС). Все фото в статье увеличиваются по клику.



Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11160
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Переверзев Иван Митрофанович
« Ответ #3 : 24 Май 2020, 13:32 »
Г. В.: Какие это были самолёты?

И. П.: Ил-28.

Г. В.: В каком году?

И. П.: В 1951 году, в апреле месяце.

Г. В.: То есть в этом году полк перевооружали на Ил-28. (В 1951 г. 4-й Гв. БАП начал переучивание на Ил-28, с 1952 г. полк постоянно базировался на аэродроме Черняховск, Калининградской обл. – прим.)


Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11160
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Переверзев Иван Митрофанович
« Ответ #4 : 24 Май 2020, 13:35 »
И. П.: Да, на реактивную технику. И где-то в августе месяце меня отправили в командировку на заводы в Москву и в Воронеж. Московский авиационный завод, где делали двигатели, а в Воронеже делали самолёты. Эти военпреды, когда узнали, что я уже работал на этих самолётах, от меня уже не отставали. Открывают схему:
– Покажи, где какие неисправности бывают?

Всё такое. Им же тоже интересно – первый человек приехал, который уже работал на этих самолётах. Получил я эти бумаги, допуски, что прошёл, с какой оценкой. Ну, приехал, стал техником звена.

Прошло время, убыл за границу, в Германию… (Предположительно, в это время его перевели в 668-й БАП той же 132-й БАД – прим.) Здесь у нас подготовка была солидная на этих самолётах, выполняли все законные требования. Приехал в Германию, в первый же лётный день сталкиваюсь – всё наоборот делают. Я технику самолёта говорю:
– Зарулит самолёт, ставь колодки, лестницу, пока лётчик не выключит двигатели, к самолёту не подходи.

Тот всё сделал. Вылезает… А инструктором был командир полка, Герой Советского Союза Николай Семёнович Гуляев. Вылез, расписался там, в документации.

Приезжает старший инженер полка и на меня:
– Ты что приехал сюда свои порядки устанавливать?!   
– Никаких порядков я не устанавливаю. Злостные нарушители лётной дисциплины. Если я что-то не так делаю, убирайте из моей эскадрильи этот самолёт, я за этот самолёт отвечать не буду.
– Мы тебя отсюда отправим!
– Хорошо, отправляйте. У меня Главком ВВС – командир экипажа, Главный Маршал Авиации Ефимов Александр Николаевич (дважды Герой Советского Союза А. Н. Ефимов тогда, конечно, не был маршалом, а командовал дивизией  – прим.). Я с ним побеседую и расскажу, чем вы занимаетесь.

Обращаюсь к командиру полка:
– Как же так получается, Вы – полковник, инструктор, Вы должны проверить, как лётчик сел, как лётчик со связью работает, как он запускает двигатель. А Вы же этого не знаете! Он у Вас, как обезьяна, прыгнул, дал по газам и пошёл. А завтра он будет каким-нибудь командиром и тоже будет так делать?! К чему мы придём?
Я говорю:
– С завтрашнего дня я снимаю противовесы, всё, как положено, проверю на этом учебном самолёте, какая заправка там… Будет всё по инструкции. Все недоделки на этом самолёте я сниму.

Они посидели, уехали, ни слова не сказали. На этом всё кончилось. А я снял всё оборудование, что наносное было… А там на перегон была такая-то подвеска, другое там лишнее… Это дело я поснимал.
« Крайнее редактирование: 24 Май 2020, 14:53 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11160
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Переверзев Иван Митрофанович
« Ответ #5 : 24 Май 2020, 13:40 »
В музее 4-го Гв. ОМШАП в Черняховске







И.М. Переверзев с С. Ю. Дягилевым в музее полка. 2011 г.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11160
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Переверзев Иван Митрофанович
« Ответ #6 : 24 Май 2020, 13:43 »
И. П. (продолжение): А через месяц этот самолёт терпит катастрофу. Разбивается экипаж. Приехала комиссия от командования Армией. Замечаний по технической документации ни одной запятой нет. После этого командир подходит, говорит:
– Спасибо, что ты настоял. Было бы у нас много неприятностей.

Неподготовленный инструктор и неподготовленный лётчик потерпели катастрофу. При посадке инструктор отключает двигатель. Выпущены шасси. Выпущены закрылки. Лётчик не справляется и падает на лес. На этом всё закончилось…

Потом меня назначили инженером эскадрильи. После этого я летал принимать самолёты Як-28, мы уже на них перешли (в 1964 г. – прим.). Два раза в Иркутск летал. Это истребители для Германии, в Цербст. Там стояли наши истребители – для них. А потом, когда по договорам правительства начали выводить войска из Германии, истребители оставили, а бомбардировочную авиацию вывели. Полк наш перелетел в Тукумс, в Латвию.

(В июле 1968 г. 4-й Гв. БАП вошёл в состав 132-й бомбардировочной Севастопольской авиационной дивизии 15-й ВА, которая была выведена из ГДР на территорию Прибалтийского ВО - прим.)
 
А перед тем, как перелетать сюда, в Россию, я с командиром дивизии генералом Кривощаповым (ком. 132-й БАД генерал-майор авиации Михаил Петрович Кривощапов – прим.) переговорил:
¬– У меня в Черняховске забронирована квартира. Вы меня переведите в другой полк, который садится в Черняховск, там у меня семья.
– Хорошо. Всё будет.

Директива пришла туда перелетать. Я семью отправляю, двое детей у меня уже было, жена… А старший инженер дивизии воспротивился.
– Когда прилетим туда, ты как инженер эскадрильи личный состав не знаешь…

Прилетаем сюда. Командир дивизии прилетает на ночные полёты. Командир полка говорит:
– Митрофаныч, иди к нему.
Подошёл, говорю так и так. Командир дивизии – мне:
– Ты знаешь, я в этой дивизии от подполковника до генерала вырос. По этим законам я ничего не знаю, какие-то там подъёмные…

А дело в том, что в Германии самолёт прилетел, сел, перелетел на другой аэродром, вот и всё. Там же у нас ничего не было, никаких хозяйств, всё на чемоданах. Сел, перелетел, дали квартиру, и живи. Ну, что ж…
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11160
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Переверзев Иван Митрофанович
« Ответ #7 : 24 Май 2020, 13:48 »
И. П. (продолжение): Дают команду в Чугуевское училище лететь, принимать самолёты Як 28, такие вот, как этот на подставе здесь стоит. Я полетел, посмотрел. Если всё делать, как положено, я отсюда не улечу с этими самолётами. Я всё осмотрел, необходимое для полёта, нормально. Даю команду высылать лётный состав. 6 экипажей они прислали. Самолёты перегнали сюда…

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11160
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Переверзев Иван Митрофанович
« Ответ #8 : 24 Май 2020, 13:50 »
И. П. (продолжение): Партийная конференция. Командующий Армией (132-я БАД входила тогда в состав 15-й ВА Прибалтийского ВО – прим.) прибыл и командир дивизии тоже. В Черняховск мы перелетели из Тукумса. Командир полка говорит:
– Митрофаныч, иди к командующему.
Командующий – мне:
– Ну, что? А ты знаешь, что твоё письмо у меня лежит?
– Я не писал, писала жена.
   
Командующий спрашивает командира дивизии:
– Там хоть доля правды есть?
– Ни одного лишнего слова. Только много не дописано…
– Какой же ты генерал?! – и матом на него. – Нас в Армии 5 генералов, а если каждый офицер будет обращаться к командующему?! Ты пообещал, и ты не можешь выполнить своё обещание. Какой же ты командир?
Командир дивизии – мне:
– Переверзев, иди, иди…

Я ушёл… Ночные полёты. Командир полка:
– Переверзев, зайди на КП.
Я зашёл, он говорит:
– Звонил командир дивизии. Если ты согласен перевестись с понижением в должности в Черняховск, то готовь ответ.
– Конечно!

А там разница в окладе на 10 рублей. У меня же семья там, чего ж я думать буду. Я дал согласие. Меня сюда переводят, в Черняховск, начальником производства дивизионных авиационных мастерских. И все самолёты Як-28, Ил-28, Су-24, всё своими руками принимал и выпускал. Заводские бригады дорабатывали всё. Я всё изучил и перепробовал всё перед облётами, только мои подписи стоят в формулярах. И лётчиков-инструкторов, которые испытывали самолёты… Их облётывали специальные лётчики, назначенные приказом по дивизии.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11160
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Переверзев Иван Митрофанович
« Ответ #9 : 24 Май 2020, 13:52 »


Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11160
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Переверзев Иван Митрофанович
« Ответ #10 : 24 Май 2020, 13:53 »
Г. В.: Получается, Вы не в одном полку служили всё время?

И. П.: Я был в 4-м полку, потом в 668-м, потом возвратился, но уже в дивизию, а 4-й полк относился к дивизии. И эти самолёты 4-го бомбардировочного полка я своими руками делал. Руководящий состав я весь знал, и Армии, и ВВС.

Г. В.: В общем вся техника дивизии была на Вас. Вспомните что-нибудь интересное из своей службы.

И. П.: Вот какой был случай. Перелетели мы в Шауляй, когда здесь ремонтировали аэродром. У меня солдаты, техника, и я выполняю план наземной подготовки. Нужно было, чтобы солдаты отстрелялись. Хотя можно было и не стрелять с ними, но раз положено, значит, надо. Отстрелялись, как положено.

А я за начальника ДАРМа (дивизионные авиаремонтные мастерские – прим.) постоянно оставался. Прибегает посыльный:
– Товарищ капитан!..
Меня вызывает командир батальона. Прихожу:
– Что такое?
– Езжай к командиру истребительной дивизии. В воздухе прострелили самолёт.

А я как раз в это время стрелял. Приезжаю туда к командиру, он мне говорит:
– Я ничего не знаю. Иди к лётчику, которому самолёт прострелили, с ним и беседуй.
Пошёл к лётчику, а он:
– Я ночью 2 полёта сделал, а утром, когда рассвело, стали осматривать самолёт, нашли пробоину. Раз ты стрелял, значит, твоя пробоина.
И мне за это вынесли неполное служебное соответствие.

Г. В.: Так действительно Ваши подопечные «постарались»?

И. П.: Нет. Потом уже разобрались, приказ же пришёл разобраться.

Г. В.: Так что случилось?

И. П.: А было вот что. Пришла караульная рота, которая охраняла самолёты, начали разряжать оружие и случайно выстрелили, и прострелили киль самолёта. А никто же не знал об этом, нигде не зафиксировано.

Г. В.: Это в каком году было?

И. П.: Где-то в 1984-м году, где-то так.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11160
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Переверзев Иван Митрофанович
« Ответ #11 : 24 Май 2020, 14:00 »
На кладбище в Черняховске - ветераны 4-го Гв. ОМШАП (БАП)



Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11160
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Переверзев Иван Митрофанович
« Ответ #12 : 24 Май 2020, 14:03 »
Г. В.: А что ещё интересного случалось за долгую службу?

И. П.: Интересного много было, но неохота вспоминать это.
 
Такое было, что молодых офицеров–техников не хватало, и к нам прислали их с другого типа самолёта – с Ту-4. Выполняли они работы… А у нас в полку убили солдата. Я был техником звена тогда, и мне командир говорит:
– Занимайся его похоронами.

Ну, пока всё это дело организовали, меня целую неделю не было на аэродроме. Прихожу, а сегодня полёты. Самолёт взлетает, одно шасси выпускается, а два убираются. А была такая конструкция системы выпуска шасси, там два шланга одинаковой длины, и техник самолёта перепутал, какой на выпуск, а какой на подъём. Иду на КП, а меня не пускают. Я конструкцию хорошо знал, хотел сказать, что надо сделать. А там «сырые» были ещё инженеры, лётчики…

Командир эскадрильи майор Ермаков был в воздухе, и тому лётчику передаёт:
– Иди ко мне.
А руководитель полётов командует:
– Не мешайте. 

Но всё это закончилось благополучно.

Г. В.: А как же он сел-то?

И. П.: Стравили воздух. При аварийной ситуации это можно сделать. Он основные шасси выпустил, стравил воздух, а переднее шасси аварийно выпустил и сел. Ну, кто в этом виноват? Подпись моя, я выпускал самолёт. Командующий Армией опять меня наказал, назначил с понижением начальником группы. И вот я начальником группы больше года, наверно, был.

А я был членом парткома и ещё раньше ставил вопрос, что в регламент внесены такие работы, что их надо обязательно проверить на земле. А инженер полка был лётчиком и только недавно закончил инженерную академию, приехал, в этих вопросах ещё не разобрался. Говорит:
– Да, ну, всё будет нормально.
– Но мы же разбираем пол самолёта!

А когда произошла со мной эта ситуация, кинулись:
– Не беспокойся. Ты ж говорил, что надо проверять. Мы сами виноваты, что не проверили…

И вот прошло около года, это взыскание было снято. И я был назначен опять с повышением инженером эскадрильи.

Г. В.: Крайнего нашли?

И. П.: Крайнего надо было. А получилось, что у нас в Воздушной армии было много происшествий с гибелью людей, но по какой причине, доказательств не было. А тут вот тебе – на.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11160
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Переверзев Иван Митрофанович
« Ответ #13 : 24 Май 2020, 14:04 »


Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11160
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Переверзев Иван Митрофанович
« Ответ #14 : 24 Май 2020, 14:05 »
Г. В.: Из тех самолётов, которые Вам пришлось обслуживать, какие были наиболее аварийными, неудачными?

И. П.: Наиболее неудачными в обслуживании для технического состава были Як-28. Для лётчиков и штурманов это отличный самолёт был. А для техсостава он такой сырой был, 12 комплексов только доработок на нём прошли, меняли трубы там, топливные системы, топливные баки меняли…

Г. В.: А какие самолёты самыми опасными, самыми аварийными были?

И. П.: Самые последние Пе-2 в 1949–1950-м годах, они были уже изношенные.

Г. В.: И было много катастроф?

И. П.: Да, было много катастроф…

Г. В.: С какой должности Вы уволились?

И. П.: Я уволился с должности заместитель начальника дивизионных мастерских. Вот четыре полка было в дивизии, все самолёты проходили через нас.

Г. В.: А кто был начальником ДАРМ?

И. П.: Начальником был майор С… (не разб. – прим.), он там около года пробыл. А так я всё время за начальника работал. То кто-то болеет…

Г. В.: В общем Вам всех пришлось «нянчить».

И. П.: Не то, что нянчил, но я принципиально относился к своему делу.

Вот когда командиром дивизии был дважды Герой Советского Союза Ефимов, у нас такой дружный экипаж был. Он иной раз даже на нарушение шёл. Когда летели на другой аэродром, он стрелку-радисту говорил:
– Возьми запасной парашют, возьмём Ивана с собой.
Он сажал меня на катапультное сиденье, а штурман – на рабочем сиденье. На разведку там или куда летели.

Г. В.: Вас брали просто полетать или на случай нештатной ситуации?

И. П.: Не то, что полетать. Он знал, что кроме меня никто так не обслужит самолёт. Он мне прислал недавно книгу своих мемуаров, такое хорошее письмо со словами:
– Может, благодаря Вашей внимательности и я остался живой.
И перезваниваемся мы.

Г. В.: Большое Вам спасибо за беседу!

К сожалению, разговор пришлось завершить, поскольку ветераны 4-го Гв. ОШМАП собирались отметить свою встречу, на которой почётным гостем был уважаемый И. М. Переверзев.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта