Хотелось бы ещё показать
ролик об экспедиции АмудсенаЯ наткнулась на него, когда просматривала материалы по самолёту Дорнье "Валь".
1925 FIRST ATTEMPT TO REACH N. POLE BY AIR REEL 1
http://www.youtube.com/watch?v=b43lP61BSXw О самолёте Дорнье "Валь", в том числе его "работе" на Севере.
http://www.navylabs.ru/avia/wal/wal-2.php Другой ролик DORNIER Do24 in Bremen O-TON
http://www.youtube.com/watch?v=mqoB1x0k52k&feature=related Это реконструкция самолёта Дорнье "Do24", хотя в Заполярье он использовался мало. Но всё же успел немного послужить немцам в Норвегии для спасения лётчиков.
Выглядит самолёт, как доисторический ящер. И рёв его моторов совершенно особенный. Может, оттого, что так распространяется этот звук над водой? Но непременно посмотрите на это прекрасное "чудовище"!
О самолёте Do.24
http://www.airwar.ru/enc/sww2/do24.html Умеют немцы делать технику.
Немецкая хроника. Do.24 в морях высоких широт
http://www.youtube.com/watch?v=nU8JMbe9ljU&feature=related Сайт "Диксон"
http://dikson21.narod.ru/index.htmlДиксон по другую сторону на западе п-ва Таймыр.
Довольно часто возникает вопрос о "разрухе" современного Диксона и ее причинах
С моей точки зрения не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.
Процесс сокращения количества людей на всем Севере процесс объективный, вызванный их переизбытком в предыдущие годы, как результат неверного государственного планирования.
Ориентация на постоянную жизнь населения в этих условиях себя не оправдала и не имеет под собой экономической основы. Поэтому как Диксон, так и другие подобные поселки сокращаются, ужимаются до естественных размеров, но процесс этот, как и любой процесс сокращения оставляет после себя некоторое количество проблем, которые ярко видны на фоне предыдущего состояния. Однако они в большей части неизбежны...
КОНЮШКО В.К.
АРКТИКА.
Документальный исторический очерк.
Полярникам о. Преображения на память
http://ponti59.narod.ru/text/arctik.html
Комсомольцы Игарки однажды пригласили меня на встречу с ними, а потом и на собрание, на котором я не удержался и выступил. А дело было в том, что рассматривалось персональное дело комсомольца, купившего на рынке патефон у женщины, муж которой был репрессирован. Комсомольское собрание единодушно исключило его из комсомола за потерю классовой бдительности.
Оказывается в годы нашего пребывания в Арктике по стране шел беспощадный террор против "врагов народа". Находясь оторванными от общения с людьми, мы не могли знать об этом. Я выступил и сказал, что обвинение парня в потере бдительности не правильное, т.к. откуда он мог знать, что женщина у которой он покупал патефон жена врага народа? Мое выступление в защиту парня не обсуждалось т.к. внутренне, по видимому, все были такого же мнения, но боялись его высказать. Когда я рассказал своим товарищам о выступлении на собрании они заметили, что сделал я это не обдуманно, они боялись также, что кто нибудь может на меня донести органам.
В Игарке томительно медленно шло время. Каждый день мы получали неутешительные вести о самолете. Мы часто ходили в клуб, я долго стоял у бильярдного стола и смотрел на игру заворожено, хотя сам я не умел тогда играть в биллиард. Но когда я уже в 50-х годах научился этому великому искусству, я вспоминал Игарку т.к, там играли тогда мастера высочайшего класса.
Наконец 25 января прилетел самолет и Сергей Иванович сообщил нам, что мы включены в число пассажиров самолета. А два дня назад случилось большое несчастье. Наш знакомый полярник Новожилов приревновал свою жену Раю к врачу, поднялся скандал и она, в порыве отчаяния, выпила флакон уксусной эссенции, или, во всяком случае, такое количество, что оно оказалось смертельным. Рая работала медсестрой в больнице и врачи принимали все меры, чтобы ее спасти. Она в диких муках и страхе за потерянную жизнь, она скончалась. В похоронах мы участвовать не могли, т.к. вылетал самолет.
И вот мы в воздухе. Покидаем город в котором прожили почти месяц. Город на широте 67.5 северной, морской порт, отстоящий на 675 км от моря и на 1779 км от Красноярска, куда летим. Я вглядываюсь в маленькое окошко бомбардировщика ТБ-3, но кроме зазимовавшего у причала порта корабля , ничего не вижу. Но нам казалось, что именно сейчас должна идти похоронная процессия на кладбище с усопшей Раей. Мы мысленно прощаемся с ней. Самолет не приспособлен для пассажирских перевозок. Я сижу на поперечной балке, а ноги спущены вниз, рядом с которыми находятся троса управления самолетом. Летчик предупредил, чтобы я был осторожен и не сунул в них болтающуюся ногу. Другие пассажиры также расселись где кто мог, а всего нас било 12 человек. Летим над Енисеем на высоте около полутора километров. Внизу справа и слева от реки дремучая тайга Через три часа полета садимся в Подкаменной Тунгуске прямо на лед реки. Перебираемся в большой рубленый пятистенный дом. Комнаты просторные, стоит большой: стол и несколько скамеек. Это есть служебное здание, где летчики могут отдохнуть. Пассажиры же устроились кое-как, окружив большой стол и ведут беседы. Наиболее активным был худощавый инженер-геолог, как он представился, завороживший нас своими рассказами про полеты.
Всего год назад полярный летчик Линдель поднялся на своем самолете с площадки Волочанки. Альтиметр не дошел еще до 1000 метров, как летчик опустил голову на баранку управления и резко пошел вниз. Приземлился удачно и мы услышали как он слабым голосом произносит: -водки, водки. Прибежавший к самолету начальник посадочной площадки организовал носилки и летчика понесли в дом. Он по-прежнему просил водки. Вскоре ЛИНДЕЛЬ умер при страшных муках. Поскольку умер знаменитый летчик, его товарищи немедленно прилетели за ним из, Москвы и привезли с собой профессора, большого специалиста по сердечно-сосудистым заболеваниям. Осмотрев умершего, профессор сокрушенно сказал: - "ему нужно было дать всего 50 граммов водки и он был бы жив. У него был кризис, который можно было преодолеть только этим путем. Дело в том, что ЛИНДЕЛЬ, как и многие летчики того времени, неравнодушен был к спиртному и этим злоупотреблял. В результате стал алкоголиком. Врачи категорически потребовали от него бросить пить и он это сделал, будучи человеком сильной воли, но переломного момента ему не помогли перенести.
Второй пожилой мужчина рассказал как разбился в Красноярске самолет на его глазах, задевший при взлете за высоковольтную опору. Кое-как перемаялись мы у стола, положив голову на него, и утром снова в самолете и набираем высоту. Из головы не уходят вечерние рассказы .Сидим на тех же местах. Через три часа полета самолет сел в Енисейске, но тут он только заправился и вскоре полетели дальше. Я смотрю на двигающиеся троса и крепко держусь за свою балку. Вдруг самолет стал падать вниз, захватило дыхание. Но летчик сидит спокойно, оказывается мы попали в воздушную яму. После этого еще несколько раз самолет, таким образом падал ,но я уже имел опыт и переносил это без переживаний. Самолет снижается, летим над городом, видны уже куда-то спешащие люди. Сел самолет благополучно. Закончилось наше путешествие. Дальше будет путь до Москвы, но об этом уже другой разговор...