70-летию снятия
Блокады Ленинграда
посвящается...
(http://oshma.fotoplenka.users.photofile.ru/photo/oshma.fotoplenka/151231332/xlarge/179051610.jpg)
Цыганков Николай Петрович
ветеран ВОВ, морской лётчик
21-го Краснознамённого истребительного полка
Дважды Краснознамённого Балтийского флота.
выпускник Ейского училища 1941 года...
Справка: Цыганков Николай Петрович, родился 22.05.1922 г., окончил Ейское военно-морское авиационное училище (ускоренный курс) в декабре 1941 г. На 01.01.1942 г. служил в 11-м ИАП, который был направлен на Балтийский флот. В августе 1942 в составе 3 - й эскадрильи переведён в 21-й ИАП. К концу ВОВ - старший лейтенант, командир звена Цыганков Н.П. совершил 502 боевых вылета, провел 40 воздушных боёв, в которых сбил 2 самолёта лично и 12 в составе группы. Награждён 4 орденами БКЗ (21.10.1944, 01.04.1944, 10.04.1944, 19.04.1945). В боях дважды ранен. В настоящее время проживает в г. Санкт – Петербурге.
Интервью на интернет - ресурсе «Я помню»
http://iremember.ru/letchiki-istrebiteli/tsigankov-nikolay-petrovich.html
ИНТЕРВЬЮ от 06 мая 2012 года с дополнением от 10 января 2014 года
Г.В.: Здравствуйте, Николай Петрович.
Н.Ц.: Здравствуйте, вы корреспондент?
Г.В.: Нет. Я - научный сотрудник Военно-Морской Академии, заведую там музеем Морской Авиации. У меня есть на Вас «досье», но хотелось бы расспросить поподробнее и уточнить некоторые вопросы.
Вы закончили Ейское ВМАУ в 1941 году? Правильно?
Н.Ц.: Да.
Г.В.: Поступали в г. Ейске. Когда началась война, и немцы подобрались к Ейску, Училище поменяло место базирования, и пришлось переезжать в г. Моздок?
Н.Ц.: Я заканчивал училище, когда мы были уже в Моздоке.
Г.В.: Как происходил переезд, самолетами или эшелонами?
Н.Ц.: Кому хватило самолётов, летели самолётами. Но курсантов мало летело. Мы ехали эшелоном.
Г.В.: А долго ехали?
Н.Ц.: Не помню, был ли взят Ростов или нет, а Таганрог уже был взят немцами. Мы, курсанты, сами загружались в товарные вагоны в порту и поехали эшелоном. Когда приехали в Моздок, нас распределили по станицам. Наш отряд поселили в станице Галюгаевская (в самом Моздоке мало, кто стоял). Эшелон прямо на место пришёл. Нас поселили в станичной школе, там поставили нары двухэтажные и сделали кровати, где мы и разместились.
Г.В.: Скажите, а в станице Галюгаевской, кроме вашего отряда, кто-то ещё был? Может, весь полк учебный стоял?
Н.Ц.: Нет, только наш отряд.
Г.В.: Так что вас всех рассредоточили по Моздокскому району.
Н.Ц.: Да, бомбардировщики в одном месте, мы - в другом…
Г.В.: Что из себя представлял аэродром? Его срочно сделали для вас?
Н.Ц. Нет. Было обычное ровное поле.
Г.В.: На каких самолётах Вы начинали летать в Училище? Какой был Ваш первый учебный самолёт?
Н.Ц.: Мой первый учебный самолёт был в аэроклубе – По-2 (У-2). Я учился в Орджоникидзе в техникуме и закончил аэроклуб. К нам приехали из Ейского училища два капитана, отобрали более 50 человек из аэроклуба. Но это не только из нашего выпуска.
Г.В.: Большой был аэроклуб?
Н.Ц.: Да. Набрался полный вагон для отправки в Ейск, более 50 человек. Направляли и в другие училища.
В Ейске мы вступительные экзамены сдавали. Очень многих отсеяли. Отсеивали и по медицине, строгая комиссия была, потом ещё проверяли мандатные комиссии, кто откуда. Даже теоретические дисциплины сдавали, математику, русский язык. В общем, половина из нас не прошла.
Г.В.: У Вас было большое желание летать или, как многие в те года, Вы пошли в авиацию, под общие лозунги «Комсомолец - на самолёт»?
Н.Ц.: Я после школы мечтал стать моряком, хотел быть штурманом дальнего плавания. Направил запрос в училище штурманов на Чёрном море. Пришёл ответ, мол, высылайте документы. Но я подумал: так далеко ехать, сдам – не сдам, а у родителей с деньгами не особенно было. И я решил идти в военное училище. Пошел в райвоенкомат, сдал документы. Там сделали запрос в авиационно-техническое училище. Пришёл ответ, что мест нет. Мне говорят: «Вот есть в Грузии кавалерийское училище».
Я очень любил и жалел лошадей. Я еще ходить не умел, а уже скакал на лошади, так мать говорила. Отец идёт лошадей поить и меня верхом на лошадь сажает. На каникулах, когда я учился в школе, уезжал к деду с бабушкой и там постоянно пропадал в конюшне. Ну, любил лошадей, но сказал, что в кавалерийское училище не пойду.
В итоге забрал я документы из военкомата, выхожу на улицу, а там девчата знакомые идут:
- Как, Николай?! - я рассказал. Они говорят:
- Поехали с нами учиться в Оржоникидзе, в горно-металлургический техникум.
- Ёлки-палки!
Я согласился. Приехал туда, сдал документы и поступил в техникум. Богатый был техникум, кормили нас хорошо, и стипендия была.
Г.В.: Сколько было учлётов в Орджоникидзевском аэроклубе и много ли самолётов?
Н.Ц.: Сколько самолётов, не помню. Но не много их было. Поэтому летали в две смены, утром и после обеда. А народу было много, две группы, наша и другая. В группе человек 6 - 7. Помню, на старт выходим, и два По-2 летают. Очередь на полёты выстраивалась.
Г.В.: В аэроклубе почувствовали вкус полётов? Понравилось летать?
Н.Ц.: Да, наверное.
Мы в студгородке жили. Приходит из аэроклуба инструктор: «Кто хочет летать?» Все будем летать! Набрали 50 человек, а после медкомиссии осталось 22. Прошёл месяц, мы остались вчетвером. Это кого набрали из техникума (там и другие были). Совмещать учёбу и там, и там - тяжело. Пообедать не успевали, времени не хватало. Многие бросили аэроклуб. А мы, четверо из техникума, закончили.
(http://oshma.fotoplenka.users.photofile.ru/photo/oshma.fotoplenka/151231332/xlarge/179051716.jpg)
Г.В.: После аэроклуба Училище сильное впечатление произвело?
Н.Ц.: Конечно! Мы первый раз там увидели самолёты, которые с большой скоростью летают. Истребители – «Ишаки», И-16, бомбардировщики - СБ. Летит бомбардировщик, думаю, как же на такой скорости летать, сумеем ли мы?!
Разобрали нас по отделениям, кого приняли. Из аэроклуба нас четверо приехало , но одного не приняли, у него что-то с сердцем было. Его медицинская комиссия отчислила, но я слышал, что потом он попал в другое военное училище. А мы, трое, поступили. С одним даже в одном учебном отряде были.
Г.В.: А фамилию его помните?
Н.Ц.: Конечно. Парфёнов Витька, друг мой.
_______________________
Виктор Парфёнов друг из техникума, аэроклуба и ЕВМАУ:
(http://oshma.fotoplenka.users.photofile.ru/photo/oshma.fotoplenka/151231332/xlarge/179051718.jpg)
Цыганков Николай Петрович
ветеран ВОВ, морской лётчик
21-го Краснознамённого истребительного полка
Дважды Краснознамённого Балтийского флота.
выпускник Ейского училища 1941 года...
Галина Эдуардовна, спасибо за интереснейшее интервью с Цыганковым. Прочитал два раза и мне оно понравилось даже больше, чем интервью с Минаковым, хотя у того богатый литературный опыт. Молодец Николай Петрович, дай бог ему здоровья и исполнения последнего его желания. Оказалось, что мылись в одной "круглой бане". Я работал на противоположной стороне площади Мужества - в НИИ Телевидения, так что эти места хорошо знаю.
И Вам всех благ!