Автор Тема: Разрешите присутствовать? Я- Сергеев.  (Прочитано 35884 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Я же говорила: РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ!!!  ;)
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн М.М.Сергеев

  • Честь имею!
  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 9
  • Пол: Мужской
  • Начальник Школы морских лётчиков им. Троцкого
    • E-mail
  • Год выпуска: 1916
  • Скайп: Сергеев Михаил Михайлович
Вы правы, сударыня, рукописи не горят.

Разрешите присутствовать, господа офицеры?

Я - Сергеев.

И это почти не мистификация, потому что я собираюсь здесь опубликовать собственные рукописи, написанные, естественно, мною лично... при жизни.



Итак, рассказ первый.

Первое знакомство с авиацией и первый полет.

Осенью 1910 года в Петербурге на Комендантском аэродроме, вблизи Черной речки,
состоялся Всероссийский праздник воздухоплавания, на который мне удалось попасть,
будучи гардемарином Морского корпуса.

Человек в воздухе!
Это невероятно!

Ранее на Комендантском аэродроме проходили конные состязания и скачки, 
и в 1910 году он был еще обнесен забором. Масса народу окружала аэродром.
Благодаря военной форме мне удалось пройти внутрь и видеть полеты вблизи.

Помню полеты Ульянина, Руднева и Горшкова на бипланах, форманах.
Мациевича и моряка-лейтенанта Пиотровского. Очень похоже на летающую птицу.
Летали Ермаков и Уточкин. Полеты происходили на высоте 400 метров.

Гибель Мациевича произвела на всех нас тяжелое впечатление.
Ведь он был первой авиационной жертвой.


Это Лев Мациевич на своём Фармане.

Однако я не потерял интереса к авиации.
Правда, мне только через три года удалось впервые подняться в воздух,
и то в качестве пассажира. Мы полетели на моноплане, типа Моран-Ж.
Это учебный двухместный самолет, причем пассажир сидел «в затылок» к летчику.
Самолет вел командир авиационного отряда на станции Бельбек
штабс-капитан летчик Карачаев. Это было летом 1913 года.


Человек в воздухе!
Это невероятно!
И всё-таки мы летаем!

Оффлайн М.М.Сергеев

  • Честь имею!
  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 9
  • Пол: Мужской
  • Начальник Школы морских лётчиков им. Троцкого
    • E-mail
  • Год выпуска: 1916
  • Скайп: Сергеев Михаил Михайлович
Развлечения Морском корпусе

В те времена не было какой бы то ни было  планомерной «культработы», не было в корпусе и клуба. Гражданские клубы гардемарины не имели права посещать. Отпуска в город были только по воскресеньям. А  тем, кто имел родных в Петербурге, разрешалось у них оставаться ночевать с субботы на воскресенье по специальному разрешению ротного командира.

Многие в корпусе были из провинции и поэтому должны были являться в корпус к 12 часам ночи. Иногда мы имели возможность посещать спектакли в Мариинском или Михайловском театре, где обычно шла итальянская опера. В этих теарах Морской корпус имел свои ложи, куда обычно и давали билеты тем  гардемаринам, которые не имели в Петербурге родных.

В этих случаях в театре находился дежурный офицер от корпуса, в обязанность которого входило, между прочим, следить, чтобы гардемарины не общались с галеркой, особенно со студентами.  Конечно, можно было посещать театр в субботу или в воскресенье, купив билет в кассе, но не дальше 10 ряда – места, за которые плата была в то время достаточно высокая. А мы получали оклад – что-то около 5 рублей в месяц. Так что, особенно не растеатралишься.



М.М.Сергеев 1913г.

За время обучения в корпусе мне удалось сидеть в казенных ложах не так уж редко. Шаляпин, Нежданова, Собинов, Павлова, Кшесинская, Давыдов и Савинова в то время царствовали на сценах петербургских театров, и мы могли получать наивысшее эстетическое наслаждение. Ходили также в Рождественские каникулы, да и в другое время, на танцы в женские институты. Приглашений от институтов, конечно, никаких не было. Просто ротный командир на очередном разводе роты утром, обычно в субботу, объявлял что-нибудь вроде: «Завтра первый взвод идет на бал в Ксенинский институт. Второй взвод – в Смольный. Третий – в Патриотический. Четвертый – в Елизаветинский. Или в другие.

Последние два института, как я уже упоминал, были по обе стороны Морского корпуса на Васильевском острове. Так что, про нас бытовала поговорка: «Между двух роз вырос матрос». Конечно, морская форма очень импонировала девушкам. Да и теперь бескозырка с ленточкой волнует не одно девичье сердце, обычно с умением танцевать. А нас этому в корпусе обучали в обязательном порядке. Преподавателями были балетмейстеры Мариинского театра во главе с Гельцером, отцом известной балерины Екатерины Гельцер. Это был небольшого роста старичок, учивший нас манере подхода к даме, приглашения к танцу и тому подобное. Он часто нам рассказывал про успехи своей дочери. Она в то время была первой балериной московского Большого театра. Конечно, никаких дам у нас при обучении танцам не было, и приходилось по очереди выполнять роль «дамы». Помню, что вальс «за даму» у меня выходил очень хорошо. Конечно, я не плохо танцевал и «за мужчину». (Хотя мне сейчас более 75 лет, я очень люблю танцы и всегда танцую, если, конечно, меня пригласит дама. Теперь это ведь не считается неприличным, как было раньше). Так мы, добровольно-принудительно, как говорится, отправлялись на танцы – по наряду во главе с офицером.

Этикет требовал, чтобы каждый гардемарин подошел представиться начальнице института – обычно одной из фрейлин императрицы – важно восседавшей на кресле в зале. Начальница подавала  руку, которую мы обязаны были поцеловать. Только после этого разрешалось приглашать на танец институток, находившихся позади начальницы и стоявших вдоль одной из стен зала, ожидая приглашения.

Классные дамы строго следили, чтобы мы не танцевали все танцы с одними и теми же институтками.
« Крайнее редактирование: 31 Декабря 2018, 11:00 от Samurai »
Человек в воздухе!
Это невероятно!
И всё-таки мы летаем!

Оффлайн М.М.Сергеев

  • Честь имею!
  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 9
  • Пол: Мужской
  • Начальник Школы морских лётчиков им. Троцкого
    • E-mail
  • Год выпуска: 1916
  • Скайп: Сергеев Михаил Михайлович
Даже повторное подряд приглашение к танцу обычно отклонялось самой институткой, иногда, конечно, с явно выраженным сожалением.

Протанцевав какой-либо танец, вы обязаны были поставить свою даму на то же самое место, где ее пригласили. Представляться при этом по фамилии и имени считалось неприличным: танцы на балу не считались знакомством.

Танцевали обычно следующие танцы: мазурку, вальс, полонез, шаконь, польку, венгерку и кадриль. Дирижерами танца обычно назначались гардемарины или юнкера старших курсов, отлично танцующих и хорошо говорящих по-французски, так как все распоряжения дирижера подавались на французском языке.

Дирижер с белой повязкой на левой руке и с бантом в петлице выходил на середину зала и громко командовал по-французски: «Господа, приглашайте дам на полонез». Мы приглашали дам, кортеж выстраивался, дирижер подходил к начальнице института и, склоняя голову, приглашал ее к танцу. Получив вежливый отказ вместе с низменным «Merci», дирижер подходит к любой из институток и становится во главу кортежа. По поданному знаку оркестр играет «Полонез» Огинского или «Полонез» из «Жизни за царя», и бал начался!

По окончании всех танцев гости обычно приглашались в столовую, где был накрыт легкий ужин, конечно, без вина. Институтки обычно сидели по одну сторону стола, а кавалеры – под другую. Это  и то уже считалось вольностью и допускалось не во всех институтах.

Были ли у нас в то время  романы с институтками? Скорее всего, нет. Так как обстановка исключала какие-либо встречи. Если, конечно, знакомые не встречались домами.

Конечно, такая излишняя строгость не всегда давала положительные результаты. Многие из молодых людей были уже испорчены влиянием уличных женщин, а институтки покорно ждали своей судьбы.

О развлечениях пока закончим.
Человек в воздухе!
Это невероятно!
И всё-таки мы летаем!

Оффлайн М.М.Сергеев

  • Честь имею!
  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 9
  • Пол: Мужской
  • Начальник Школы морских лётчиков им. Троцкого
    • E-mail
  • Год выпуска: 1916
  • Скайп: Сергеев Михаил Михайлович


Бал в Морском корпусе.

Ежегодно 6 ноября был праздник Морского корпуса. Утром обычно состоялся парад, на котором присутствовал царь. В большом зале корпуса (самом большом зале в Петербурге в то время,  без единой колонны, потолок зала, что называется, был подвешен на цепях) выстраивались поротно шесть рот морского корпуса, и Николай II принимал парад.

О величине этого зала говорит еще и то, что все 6 рот – 600-700 человек проходили мимо царя, стоявшего с большой свитой у статуи Петра I церемониальным маршем с винтовками «на плечо». Сначала повзводно, а потом и поротно. Причем все перестроения происходили в самом зале.

Надо еще отметить, что в зале находился парусный бриг петровских времен в натуральную величину. Теперь этого брига, к сожалению, нет. Кто-то из начальников Военно-морского училища им. Фрунзе распорядился его убрать. Так как ни в одни двери бриг не проходил, то было приказано проломать стены в проеме окон. Но там бриг застрял. Тогда его разобрали и частично, в поломанном виде, вынесли из зала. Где бриг находится теперь, я не знаю.

Вечером, 6 ноября, обычно состоялся бал в Морском корпусе, открывавший сезон Зимних балов в Петербурге. Рассылалось около 10.000 приглашений. Это был самый большой и блестящий бал в Петербурге. Танцевали в трех залах корпуса под три оркестра. Блеск мундиров и нарядные платья дам производили ошеломляющие впечатление на нас, провинциалов. Тут были генералы, Великие князья, адмиралы, офицеры всех родов войск, кавалергарды в белых мундирах с огромными киверами, отороченными медвежьим мехом и с палашами. Кивера и палаши оставляли при входе. Гусары различных полков с ментиками в шпорах, драгуны, преображенцы, семёновцы, офицеры других частей петербургского гарнизона, не говоря уже о моряках Балтийского флота. Были также юнкера различных военных училищ. Артиллеристы из Михайловского и Константиновского, Павловского и Владимирского пехотных училищ (так называемые, «павлоны» и «владимирцы» с Петроградской стороны), юнкера Николаевского кавалеристского училища, воспитанники пажеского корпуса, училища правоведения и Императорского Царскосельского лицея.

Институтки приезжали в каретах под тщательным надзором своих воспитательниц. Гардемаринам разрешалась приглашать и своих знакомых девушек. Однако надо было иметь в виду, что девушке нельзя было одной прийти на этот бал, это считалось неприличном. Девушку должны были сопровождать кто-либо из родителей или брат.  Это был своего рода смотр всего высшего света Петербурга, смотр туалетов и невест.

Раньше на балу всегда присутствовал царь. Но при мне  Николай Второй на балу не появлялся. Говорят, что он боялся покушения на него, так как моряки уже тогда считались не особенно благонадежными. Передавали также и другое: что Алиса (императрица), мистически настроенная и увлеченная Распутиным, терпеть не могла балов и приемов и старалась избегать общества. А Николай Второй был равнодушен ко всему, кроме выпивки в узком кругу своих придворных.
Человек в воздухе!
Это невероятно!
И всё-таки мы летаем!

Оффлайн М.М.Сергеев

  • Честь имею!
  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 9
  • Пол: Мужской
  • Начальник Школы морских лётчиков им. Троцкого
    • E-mail
  • Год выпуска: 1916
  • Скайп: Сергеев Михаил Михайлович
На карауле в Зимнем дворце.

Гардемарины морского корпуса, как и юнкера других военных училищ иногда несли караул в Зимнем дворце Петербурга. К караулу заранее готовились и весьма тщательно отрабатывали знание караульного устава и строевой шаг, при том, заставляя безбожно печатать. Печатать – это значило идти строевым шагом, выбрасывая ногу прямо, без всяких изгибов с вытянутым носком и затем сильнейшим образом ударить по грунту, всей подошвой, подавая одновременно прямой корпус тела вперед. Так, примерно, ходила на парадах немецкая пехота.

У нас было несколько гардемарин, вполне постигших это искусство.
Караул в назначенное время, в 12 часов дня, входил во двор Зимнего дворца через главные ворота, со стороны Дворцовой площади, где его ожидал выстроившийся развернутым фронтом старый караул. Войдя во двор походной колонной по 4, новый караул должен был развернуться во фронт и фронтом подойти на определенную дистанцию к старому караулу и остановиться по команде «Караул, стой!» При этом фронт должен был представлять собой прямую вытянутую ниточку, что требовало очень долгой муштровки. За всеми перестроениями караулов обычно следил комендант Зимнего дворца генерал-адъютант Троцкий. Свирепый генерал с седыми усами, переходящими в бакенбарды, которые свисали на грудь.

Однажды нас как-то сменяли «павлоны»  – юнкера Павловского военного училища – где процветала особенно сильно строевая муштровка. После того как «павлоны»   подошли к нам развернутым фронтом, строго по ниточке, и караульные начальники обменялись паролями, началась смена часовых у поста № 1, который находился у будки с колоколом – прямо посередине между фронтом старого и нового караула. Это был главный пункт церемонии, за которым все следили особенно внимательно.

По особой команде с правого фланга «павлонов» отделился небольшого роста юнкер с винтовкой на плечо и стал самым страшным образом печатать, делая ряд шагов и поворачиваясь под углом 90 градусов. Я обратил внимание на его лицо, на котором не было никакого выражения. Оно будто застыло. Казалось, что с каждым ударом ноги юнкера отделялась и улетала какая-то часть мыслей из его мозга, до того его лицо было отупевшим. Это была уже какая-то почти бездушная машина.

Хотя обычно моряки не славились своей строевой выправкой среди других юнкерских училищ и считались увальнями, но на этот раз и наше начальство не ударило в грязь лицо. На посту № 1 у нас стоял гардемарин Кованько (в 1917 году он был адъютантом Керенского), который был здорово вымуштрован.  Своим удивительным печатаньем он совершенно затмил «павлона», сохраняя при этом довольно умное лицо, что свидетельствует о чрезвычайных способностях человеческого организма.

Громко звучат довольно-таки глупые слова «сдача поста». Под сдачей состоит: тулуп, будка, кеньги (это малые валяные галоши), плевательница и кнопка электрического звонка… А дело было зимой… После этого происходит смена часовых и на других постах внутри дворца и снаружи.

Во время несения караула в Зимнем дворце с нами происходили иногда забавные истории, которые могли закончится не совсем забавно для караульных. Например, один из гардемарин стоял на карауле в саду Зимнего дворца, против Адмиралтейства. Тогда этот сад был загорожен очень красивой оградой из чеканного железа с высокими воротами. Теперь этой ограды у сада нет – она переставлена к Кировскому заводу.

В обязанности часового в саду входило: никого не впускать в сад и никого не выпускать после двенадцати ночи без разрешения караульного начальника или разводящего. Примерно около часа ночи гардемарин нашей роты Пальчиков – он был высоченного роста – стоявший на посту, заметил, что из бокового подъезда Зимнего дворца, выходящего в сад, вышли два человека. Один высокого роста, одетый в штатскую шубу, и в сопровождении жандармского офицера. Пальчиков, как исполнительный часовой, остановил их и скомандовал: «Стой, кто идет!» Подошедший мужчина в штатском ответил: «Я председатель Совета министров Столыпин». Но так как Пальчиков в лицо его не знал, то он остановил Столыпина, приказав ему не двигаться с места, и в то же время подал длинные тревожные звонки в караульное помещение. Несмотря на возражение Столыпина и возмущение сопровождавшего его жандармского офицера, он их задержал до подхода караульного начальника.

По прибытии последнего дело разъяснилось. Но по приказанию Столыпина гардемарин Пальчиков с поста был снят и отправлен под арест, несмотря на то, что по Уставу он, Пальчиков, был прав.

Через год мичман Пальчиков плавал на Черном море на крейсере «Память Меркурия», когда к нам на корабль приехал Николай II, на вахте стоял Пальчиков, ему пришлось отдавать рапорт, после чего полагалась назвать свою фамилию. Когда Николай II услышал фамилию «Пальчиков», он совершенно неожиданно спросил: «Это не вы ли арестовали Столыпина в прошлом году?» Говорят, что у царя была очень хорошая память. Как передавали, Столыпин обо всем этом царю доложил.

Вообще же о случаях в караулах Зимнего дворца ходили иногда целые легенды, и они передавались порой не без прикрас. Например, мы очень боялись стоять в карауле в Портретной галерее у Георгиевского зала. Рассказывают, что однажды ночью с этого поста раздались протяжные и тревожные звонки. Прибывший караульный начальник увидел, что гардемарин находится в полуобморочном состоянии, зубы у него стучат, и сам он дрожит, как от лихорадки. Ни на какие вопросы он не может членораздельно ответить. Его немедленно заменили.

В караульном помещении он, успокоившись, рассказал, что ему вдруг почему-то сделалось очень страшно. Сказал, что портрет  императора Александра I как будто весь колышется, а за ним слышатся какие-то глухие стоны и звуки.

При обследовании караульного поста оказалось, что за портретом спал кто-то из внутренней охраны дворца и сильно храпел. Кроме того, он повернулся еще и возился во сне. С тех пор в этой галерее всегда ставили парный пост.
Человек в воздухе!
Это невероятно!
И всё-таки мы летаем!

Оффлайн М.М.Сергеев

  • Честь имею!
  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 9
  • Пол: Мужской
  • Начальник Школы морских лётчиков им. Троцкого
    • E-mail
  • Год выпуска: 1916
  • Скайп: Сергеев Михаил Михайлович
Плавания во время обучения

Практические плавания проводились на кораблях учебного отряда Морского корпуса, в которые в 1910 – 1913 годах входили:

1.   Парусная шхуна «Моряк».
На ней проходили первое плавание  кадеты младшей, 6-й роты. Здесь проводились первые морские крещения. Они изучали морское дело, учились гребле и хождению под парусом. Плавания проходили, в основном, в Финском заливе.

2.   Парусное моторное судно «Верный».
На нем плавали кадеты 5-й роты. «Верный» ходил больше под машиной, а паруса поднимал редко. Здесь изучали машинное дело, но гребля и хождение под парусами входили под строевые занятия.

3, 4  Канонерские лодки «Грозящий» и «Храбрый».
Это старые канонерки, строящиеся, в основном, для Дальнего Востока. Обе эти канонерки отличились в Первую мировую войну при обороне пролива Моонзунд  против превосходящих сил немецкого флота открытого моря в 1917 году. Они имели на вооружении по два орудия  152 мм, по одному орудию на баке и на корме и по 4 орудия 130 мм.

В мое время на «Грозящем» плавала 4-я рота, а на «Храбром» - 3-я.

5. Крейсер «Аврора».
Известный нам крейсер, участвовавший в Цусимском бое и входивший в состав отряда крейсеров Балтийского флота в Первую мировую войну. Этот прославленный крейсер, возвестивший в октябре 1917 года своим выстрелом по Зимнему дворцу о начале новой эры – Социалистической революции в России. Сейчас является музеем Революции.

6. Крейсер «Олег».
Тоже участвовал в Цусимском бою  и в Первой мировой войне. В мое время входил в состав учебных кораблей. На нем плавала первая, старшая рота гардемарин.

Во время плавания на «Авроре» в 1911 году, летом, мы посетили Копенгаген и Данциг, причем в Данцигской бухте стояли у стенки, рядом с одним из новейших немецких крейсеров – «Кельн».

К «Авроре» каждое утро приходили аккуратненько одетые немецкие школьники. У каждого через плечо была небольшая сумочка, из которой они вынимали какую-то книжку, делая отметки карандашом. Мы, конечно, не применули выяснить, что это были за книги. Оказалось, что это был «яхендбух» (jahandbuch) – известный немецкий справочник всех военных флотов мира.

Мальчики просматривали вооружение «Авроры», изучали данные корабля. Вот с каких юных лет немцев накачивали знаниями. Вместе с мальчиками к «Авроре» ежедневно приходила и маленькая белокурая девочка, лет 8. Она была без «яхендбуха» и нам всем очень мило улыбалась.  Мы не могли, конечно, не почувствовать к ней симпатии. Она оказалась дочкой командира крейсера «Кельн». Ей очень нравилась наша военно-морская форма, и мы, накануне отплытия, подарили ей – кто фуражку с ленточкой, кто фланельку, кто тельняшку и даже брюки с клешами.

На другой день мы уходили очень рано, что-то около 6 утра. И что же мы видим? На стенке причала стоит маленькая девочка с развивающимися кудрями, в полной нашей морской форме, конечно, прилаженной к ней по росту, и машет нам бескозыркой. Мы в полном умилении шлем ей прощальный привет.

Вот если бы молодежь всех наций так  чувствовала при прощании тепло друг к другу, может быть, не было таких ужасных войн.

Крейсер «Кельн» погиб во время Первой мировой войны. Как будто, со всей командой. Возможно, погиб и его командир – отец этой милой девочки. Жива ли она сама сейчас и помнит ли этот эпизод в ее безмятежной юности?..
Человек в воздухе!
Это невероятно!
И всё-таки мы летаем!

Оффлайн М.М.Сергеев

  • Честь имею!
  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 9
  • Пол: Мужской
  • Начальник Школы морских лётчиков им. Троцкого
    • E-mail
  • Год выпуска: 1916
  • Скайп: Сергеев Михаил Михайлович
Следующим летом, 1912 года,  мы плавали на крейсере «Олег», укомплектованном гвардейским экипажем. Матросы крейсера носили бескозырки с георгиевскими ленточками (черные с золотом), а офицеры имели на погонах красный просвет, в отличие от остальных офицеров флота, имевших на погонах черных просвет.

Командовал крейсером бывший Великий князь Кирилл Владимирович в чине свиты Ее Величества капитана II ранга. Все свитские носили аксельбанты, что означало близость к царю. На флоте ему обязаны поговоркой «говно не тонет», которую он блестяще подтвердил во время Русско-японской войны, когда на броненосце «Петропавловск», на котором держал флаг Адмирал Макаров… Как известно, во время гибели «Петропавловска» от мины, поставленной  накануне японцами, погиб весь экипаж вместе с Макаровым и знаменитым художником Вереащагиным, чьими картинами мы до сих пор восхищаемся в Третьяковской галерее. Единственный, кто спасся в этой ужасной катастрофе, был Великий князь Кирилл Владимирович, плавающий на поверхности моря. Он блестяще подтвердил известную русскую поговорку. Так все объяснили его чудесное спасение.

Это был выхоленный, высокого роста, худощавый, очень красивый аристократ, едва ли что понимавший в морском деле. Гардемарины в это плавание исполняли уже обязанности помощника штурмана, им нечасто приходилось на походах стоять на мостике и в рубке рядом с Кириллом Владимировичем и наблюдать за ним. Он изредка подходил к карте, на которой велась прокладка курса, и спрашивал о месте корабля.

Обычно во время походов командир корабля находился все время на мостике, не спускаясь вниз. Если только и спит, то в походной командирской рубке, не раздеваясь. Великий князь все походы спал беспробудным сном, да и вообще жизнью корабля интересовался мало, предоставляя все делать за себя своему старшему офицеру.

Хотя как преображался Великий князь во время приемов на корабле, было видно, что в этом деле он большой мастер. В 1912 году мы были в Стокгольме и присутствовали на открывшейся там спортивной олимпиаде.
Русская физкультура при царе была уделом немногих лиц и не имела того массового развития, как сейчас. Конечно, и успехи наши тогда были более чем скромны. В теннисной олимпиаде от России выступал ленинградец Сумароков-Эльстон, бывший убийца Распутина и два англичанина, живших в России – братья Макферсон. Теннисисты проиграли австралийцам. Наши успеха не имели. Насколько я сейчас помню, первое место в гребных гонках в одиночном разряде занял наш гребец Кузик из Эстонии, борцы России тоже заняли первое место.

Мы присутствовали на заключительных состязаниях по конному спорту (конкур эпик), проходивших на олимпийском стадионе. Наша конница только перед олимпиадой выиграла в Англии Кубок короля (Эдуарда или Георга), в Швеции выступила неудачно. В состав команды входили: бывший великий князь Дмитрий Павлович, соучастник убийства Распутина, капитан фон Эксе и поручик Плешков. Эксе выступил блестяще, взяв все препятствия и показав хорошее время. Плешков перед последним препятствием (грабен) упал вместе с лошадью и расшибся довольно сильно. Дмитрий Павлович выступил средне. Интересно, что среди германских конников выступал крон-принц сын Вильгельма Второго. Видно, что физкультура при царе была прерогативой богатых людей.

Во время пребывания в Стокгольме был устроен прием, на котором присутствовал шведский король Густав V со всей королевской семьей. С нашей стороны присутствовал Кирилл Владимирович с женой Викторией Федоровной, немкой. Брат его, Борис Владимирович, гусар, кутила и пошляк. Он имел испитой и очень помятый вид, был плешив, со следами кутежей на измятом лице. Он этим и был знаменит.  Даже будто бы за кутежи был уволен с фронта Куропаткина во время Русско-японской войны. В то время у нас со шведами были довольно натянутые отношения. В основном, из-за Аландских островов, которые царь укреплял. Так как предполагалось участие Швеции на стороне Германии в предстоящей войне.

Мы стояли на рейде одиноко и никаких посетителей у нас не было, кроме приема коронованных особ и последующего бала. Бал закончился сильной попойкой все коронованной братии. Причем многие из гостей, в том числе и шведский король (у которого, к тому же, был довольно красный нос, что говорило о его дружбе с Бахусом),  сходили с трапа с помощью матросов, а великого князя Бориса Владимировича просто вынесли под утро:  в 6 утра корабль снимался с якоря.
Человек в воздухе!
Это невероятно!
И всё-таки мы летаем!

Оффлайн М.М.Сергеев

  • Честь имею!
  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 9
  • Пол: Мужской
  • Начальник Школы морских лётчиков им. Троцкого
    • E-mail
  • Год выпуска: 1916
  • Скайп: Сергеев Михаил Михайлович
Морской корпус я закончил в 1913 году, тринадцатым из ста с лишним гардемарин. Нас произвели в корабельные гардемарины, которые при царе носили полуофицерскую форму, только погоны были такие, как сейчас носят старшины.

Я выбрал Черное море, на котором никогда не бывал. А на Балтике плавал 3 года  и имел о ней представление. Вообще морская выучка в корпусе была поставлена, по моему мнению, очень хорошо. Особенно для тех, кто начинал учиться  с младшей, шестой роты. Плавание на различных кораблях в течение трех месяцев ежегодно что-нибудь да значило. Но и мы, так называемые нигилисты, старались не отставать от плававших ранее в кадетских ротах.

Например, шестерка с «Храброго», где я был гребцом, заняла первое место среди всех других шестерок учебного отряда на осенних гребных гонках летом 1910 года. Этим командир корабля Непенин был очень доволен. А ведь мы только три месяца занимались греблей. Однако в плавании под парусами мы были несколько хуже. Оно и понятно, так как мы не плавали на парусных судах, как, например, 6-я рота, которая все лето плавала под парусом на шхуне «Моряк». Там они проходили полное парусное обучение, как во времена Станюковича.

Однако в Первую мировую войну мне, когда я стал уже морским летчиком, пришлось с авиационным механиком, не умевшим управлять парусом, пересечь в марте 1917 года Черное море на захваченной мной с воздуха турецкой шхуне. Выдержать в море сильнейший шторм и благополучно прийти к Крымскому побережью. Не получи мы достаточной выучки в корпусе – хождению под парусами – несомненно, погибли бы. Своей морской выучкой мы были, несомненно, обязаны отличнейшему моряку и артиллеристу Воину Петровичу Римскому-Корсакову. Он плавал на крейсере «Аврора» в 1911 году и заражал нас своей любовью к морю и, особенно, к парусному делу. Римский-Корсаков был отличнейшим артиллеристом и в советское время. Он редактировал мою первую книгу «Торпедоносная авиация», вышедшую в издании НТК ВВС в 1927 году, где впервые была разработана тактика торпедных атак с воздуха с применением дымовых завес и отражение атак торпедоносцев путем применения главной артиллерии корабля.

Когда я знакомился с обстоятельствами потопления английскими торпедоносцами германского линкора «Бисмарк» в 1942 году, я увидел, что эти атаки были выполнены, в основном, именно так, как это предлагалось мной в 1927 году и одобрено Римским-Корсаковым.
Человек в воздухе!
Это невероятно!
И всё-таки мы летаем!

Оффлайн М.М.Сергеев

  • Честь имею!
  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 9
  • Пол: Мужской
  • Начальник Школы морских лётчиков им. Троцкого
    • E-mail
  • Год выпуска: 1916
  • Скайп: Сергеев Михаил Михайлович
Re: Разрешите присутствовать? Я- Сергеев.
« Ответ #9 : 28 Августа 2015, 08:10 »
Адмирал Колчак.

Колчак был командующим Черноморским флотом, когда я, будучи летчиком, взял в плен в районе Босфора турецкую шхуну и пришел на ней под парусами в Севастополь. На другой же день меня вызвали к Колчаку в штаб Черноморского флота на линкор «Георгий Победоносец». Меня провели в каюту адмирала. Я увидел перед собой низкого роста брюнета с орлиным носом, короткой стрижкой, с очень энергичным и волевыми чертами лица – еще совсем молодого адмирала.  Он меня поздравил с захватом ( призы??) и заставил рассказать весь эпизод пленения  шхуны с самолета – о первом в истории авиации случае пленения морского судна.

Через неделю мне было вручено Георгиевское оружие.

Интересно, что в последствие, во время Гражданской войны, мне пришлось сражаться против Колчака на Восточном фронте в роли начальника Воздушных сил 3-й Армии в Екатеринбурге.



Встреча с Михаилом Васильевичем Фрунзе

С М.В. Фрунзе мне пришлось близко встречаться во время Гражданской войны на Южном фронте против Врангеля. По своей должности заместителя начальника военно-воздушного флота Южного фронта мне часто приходилось делать М.В. Фрунзе доклады, получать от него оперативные задания и докладывать ему о подготовке операции против Врангеля.

Интересна первая встреча с тов. Фрунзе. При вступлении в должность командующего Южным фронтом тов. Фрунзе потребовал личных докладов начальников управления и служб о положении дел на фронте. Моего начальника воздушных сил в этот момент не было, и пришлось доклад делать мне. Передо мной делал доклад начальник бронетанковых сил фронта.

При входе в кабинет Фрунзе я увидел сидящего за столом блондина в белой рубашке, с большими серыми глазами, с ясным открытым лицом, с небольшими усами и чуть заметной бородой. Волосы он носил ежиком, постриженным по-военному. Особенно запомнились его глаза, в которых были видны решительность, воля и упорство. Михаил Васильевич очень внимательно выслушал о состоянии воздушных сил на фронте. Надо сказать, что состояние дел на фронте было неважное. Это был конец сентября 1920 года, когда Врангель делал попытку наступления и дошел до Александровска.

Фрунзе потребовал немедленной разведки  районов Александровска, южнее до Геническа – до Крымского перешейка с целью выяснить линию наступления противника. Под рукой был только один разведывательный отряд, который стоял в Харькове при штабе, вооруженный «форманами» и «вуазенами», которые на дальности полета… а дальность полета превышала 400 км. Тем не менее, задание удалось выполнить. Но самолет должен был на обратном пути сесть несколько севернее, почти у линии фронта, куда было подвезено горючее.

Фрунзе работал очень оригинально. Он сам лично руководил подготовкой к операции против Врангеля, давая указания о сосредоточении войск. Его приемные часы были с 12 до 16 часов дня и с 12 ночи до 4 утра. При ночных докладах тов. Фрунзе обычно давал указания, что надо сделать на следующий день. После получения указаний я обычно шел к начальнику оперативного отдела штаба, с которым составлялся подробный план действий. Затем вызывались к проводам начальники воздушных сил армии, причем воздушным силам каждой армии ставилась определенная задача. Так что, приходилось ложиться спать в 6 утра, когда все приказания уже были сделаны.

К 10 или к 11 часам утра в штаб приходили донесения о выполнении разведок. Начальник штаба систематизировал, обрабатывал донесения: данные разведок, результаты бомбометания, сведения о воздушных боях и так далее. К 12 часам дня обычно приходилось ехать в оперативный отдел штаба фронта, где уточнялись позиции. Донесения воздушной разведки сравнивались и проверялись с данными других родов разведки. Затем  следовал  дневной доклад тов. Фрунзе о выполнении полученных заданий.

При подготовке операции по взятию Крыма Фрунзе потребовал  у всех начальников максимальной мобилизации сил в очень сжатые сроки. Операцию предполагалось начать 15 сентября. Фрунзе потребовал, чтобы к этому сроку все наличные силы авиации были бы полностью укомплектованы летчиками, личным составом, вооружением, боеприпасами и весь восстановительный ремонт был закончен.

Материальная часть – самолеты – стекались к нам со всех фронтов. Было стянуто все, что можно. Даже прибыл отряд "муромцев".
Человек в воздухе!
Это невероятно!
И всё-таки мы летаем!

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Разрешите присутствовать? Я- Сергеев.
« Ответ #10 : 28 Августа 2015, 10:17 »


КРАТКАЯ     БИОГРАФИЯ ПОДПОЛКОВНИКА АВИАЦИИ В   ОТСТАВКЕ СЕРГЕЕВА  МИХАИЛА   МИХАЙЛОВИЧА

Родился 3 (16) декабря 1891 года в селе Сретенском Котельнического уезда Вятской губернии (б. Вятка - теперь г. Киров обл.) в семье священника. По национальности - русский.

В 1910 году окончил Вятскую гимназию и поступил в Морской Корпус в Петрограде, который окончил в 1913 году (5 октября) и был произведен в мичманы. С 1913 по 1916 год служил на различных кораблях ЧФ ( в том числе на л/к "Синоп") в качестве артиллерийского офицера.

В 1916 году изъявил желание и поступил на учебу в Офицерскую Школу Морской Авиации на о-ве Гутуевском в Петрограде, окончил ее и в том же 1916 году был назначен летчиком 8-го корабельного отряда Воздушной дивизии Черноморского Флота. Участвовал в боевых полетах на города Варну, Констанцу, налетах на Босфор. При налете на г. Констанцу был ранен в воздушном бое и попал в плен, откуда бежал и вернулся в Россию в конце 1918 года.

Перешел на сторону Октябрьской революции и 2 января 1919 года зачислен в резерв авиаспециалистов при Московском окружном управлении Воздушного флота. С 11 февраля 1919 года по январь 1921 года занимал различные должности в руководстве авиации Восточного, Юго-Западного и Южного фронтов, где участвовал в боевых действиях против Колчака и Врангеля.

В январе 1921 года назначен начальником воздушного флота Черного и Азовского морей, а со 2 октября 1922 г. (по совместительству) и начальником военной школы морских летчиков (после ее прибытия из Самары в Севастополь).

С декабря 1923 года по март 1924 осваивал высший пилотаж в 1 Школе летчиков (на Каче), 17 марта 1924 года откомандирован в распоряжение учебного отдела Главвоздухфлота Республики. Приказом РВС СССР № 24 от 14 января 1926 года назначается заместителем начальника снабжения ВВС РККА, а с 22 сентября 1927 года преподавателем Военно-Воздушной Академии РККА им. Н.Е. Жуковского. Приказом РВС СССР№ 0101 от 3 апреля 1931 года  уволен в долгосрочный отпуск с категорией К-12 (комдив) и с  пенсией за выслугу 20 лет.

В 1933-1934 гг. являлся заместителем начальника научно-исследовательской Западно-Таймырской экспедиции по морской частя ГУ СМП на э/с «Белуха». Его именем назван один из группы островов (остров Пологий-Сергеева).

С 1931 по 1933 род являлся старшим преподавателем и зам. декана факультета в Московском авиационном институте (МАИ). С 1934 по 1938 г. - ст. инженер КБ завода № 8, где участвовал в разработке безоткатных динамо-реактивных авиапушек для истребителей. С 1938 по 1941 г. и с 1947 по 1962 г. - ст. преподаватель Московского Высшего Технического Училища им. Баумана по кафедре специального проектирования.

С I августа 1941 г. по 8 сентября 1943 г. - инспектор артиллерии и начальник артиллерийского отделения и отдела Управления Тыла Сталинградской ВМБ и Сталинградской ВМБ ВВФ ВМФ. Приказом Командира Сталинградской Базы ему было присвоено звание "лейтенант».

С 8 сентября 1943 г. по 3 февраля 1947 г. - районный инженер по авиационному вооружение Управления Тыла ГУ ВВС ВМФ. В 1947 г. уволен в запас в звании подполковника.

Член КПСС с 1954 года.

В 1917 году с воздуха взял в плен турецкую шхуну в районе Босфора и привел ее в Крым, что было отмечено в сводке Верховного Командования (Газета "Русское слово" за 22.03.1917 № 65. Война. Сообщения из ставки.). Летчик-лейтенант Сергеев был награжден золотым Георгиевским оружием, авиамеханик Тур— Георгиевским крестом 4-ой степени. Этот уникальный в истории нашего флота боевой эпизод неоднократно освещался в нашей печати (1955г., 17.02.1957 в газете "Советская авиация"; 23 августа 1976 г. в газете ЦК КПСС "Правда"; 2 марта 1966 г. в газете "Слава Севастополя"; в № 12 "Морского сборника" за 1973 год - статья "Старейший морской авиатор").

Имя М.Н.Сергеева, как одного из руководителей авиации РККА в период гражданской войны и после нее упоминается в книгах: В.С.Шумихин "Советская военная авиация 1917-1941 г.". АН -СССР. Институт военной истории МО СССР. Изд."Наука",1986 г. В.Л.Малько-вский (составитель), "Школа штурмующих небо" о Ейском авиаучилище» изд. Краснодарского книгоиздата, 1968 г., 1974 г., 1978 г.

Правительственные награды М.М.Сергеева:
1.   Орден "Красная Звезда" № 3717143 - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1967 года о награждении активных участников Великой Октябрьской Социалистической революции, наиболее отличившихся в борьбе за установление Советской власти в 1917-1922 гг.
2.   Орден "Красная Звезда" № 906296 (1944 г.)
3.   Медаль "За трудовое отличие"
4.   Юбилейная медаль "За доблестный труд" в ознаменование 100-летия со дня рождения 3.Л.Ленина.
5.   Медаль «За оборону Сталинграда"
6.   Медаль "За победу над Германией"
7.   Медаль "За победу над Японией"
8.   Медаль "XX лет победы в ВОВ 1941-1945 гг."
9.   Медаль "50 лет вооруженных Сил СССР"
10.   Медаль "В память 800-летия Москвы"
Почетные знаки :
1.   "За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне" - 25 лет Победы в ВОВ.
2.   Наградной знак Осоавиахима СССР "За активную работу"
3.   Знак "Ветеран Волжской военной флотилии"
4.   Знак "Советский комитет ветеранов войны"

Научные работы М.М. Сергеева {издано в в СССР):
1.   Торпедоносная авиация. 1927 г., изд. НК УВВС РККА. В книге проведено исследование возможной тактики воздушных атак торпедоносцев против линейних кораблей.
2.   Внутренняя баллистика динамо-реактивных пушек (ДРП). Издание АУ РККА, 1936 г. В книге изложена теория безоткатных орудий с описанием образцов. (Издание грифовано).
3.   Теории и расчет дульного тормоза. Оборониздат М.1939, стр.139. В книге изложены современные теории дульных тормозов. Основное назначение книги - помощь при проектировании дульных тормозов у артиллерийских систем.
4.   Авиационные взрыватели (в соавторстве с М. В. Малышевым). Издание НК ВМФ 1945 г. (издание грифовано).
5. Основания устройства боеприпасов (Конспект лекций). Литограф. издание 1940 г. (Наркомат боеприпасов).
6. Теория безоткатного орудия. Статья в бюллетене МВТУ им.Баумана №II за 1954 г.
Статьи в журналах:
"Вестник Воздушного флота", "Морской сборник", "Сборник МВТУ им. Баумана"№№ 3 и 4 за 1958 г.
Переводы:
1.   Даниэль и Сютерлен. "Закон Рейнольдса и его применение к расчету гидравлических тормозов". Перевод с французского из журнала «MEMORIAL DE Lartillerie fancause № 61 за 1937г.- Рукопись 330 с.
2.   Л.Жентиль. Расчет противооткатных устройств. Перевод с французского из журнала М.А.F. том ХУ 1936 г. 156 стр. (Лекции в высшей французской школе).
3.   П.Тавернье. «Нагрев ствола при выстреле». Рукопись 33 стр. Выдержка из работа П.Тавернье "Внутренняя баллистика", журнал М.А.F. № III, 109 и 113 за 1954 - 1955 гг. Перевод с французского.
4.   М.Л.Габо. "К теории противооткатных приспособлений». Перевод с французского из журнала М.А.F. № 41, т.XI за 1932 г. Рукопись 57 стр.
5.   Равелли. Теория дульного тормоза". Журнал М.А.F. за 1930 г. т. IX. Перевод с французского- Рукопись 37 стр.
6.   Хенфт. "Об уравновешивании стволов орудий". Журнал WEHRTECHNISHE MONOTSHEFTE за 1939 г. Перевод с немецкого. Рукопись 19 стр.
Изобретения:
1.   Бронебойный снаряд (авторское свидетельство от 1943 г.)
2.   Прибор для испытания противооткатных устройств (авторское свидетельство № 65217 от 31.08.43 г.)


Умер Сергеев М.М. 4 августа 1977 г. в возрасте 85 лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище г.Москвы.
На его могиле Авиацией ВМФ установлен памятник из камня, привезенный из Севастополя. Там же похоронена его жена (Сергеева Наталия Николаевна), умершая в 1983 г. 2 июля.

Биографию Составил Сергеев Константин Михайлович (сын Сергеева М.М.), капитан I ранга-инженер в отставке, участник Великой Отечественной войны (на Волжской военной флотилии в период битвы за Сталинград, затем с апреля 1943 г. до конца войны - Бригада подводных лодок СФ, Красно-знаменная ПЛ К-21).

Дети Сергеева М.М.:
- Сергеев Константин Михайлович
- Сергеева Ирина Михайловна (в замужестве - (1) Серебрякова, (2) Хильченко)
- Вирак Марина Михайловна (удочерена Вирак .М., вторым мужем матери, в замужестве - Бессеребрянникова)

Биографические материалы, фотографии и воспоминания собрал и предоставил к публикации Сергеев Андрей Константинович, капитан 1 ранга, внук Сергеева М.М., сын Сергеева К.М. 



Фото увеличиваются по клику.



Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Разрешите присутствовать? Я- Сергеев.
« Ответ #11 : 28 Августа 2015, 13:19 »


Михаил Григорьевич Сергиев - отец М.М.Сергеева.
 
В документах архивных фондов Вятской губернской ученой архивной комиссии (ф. 170), Вятской духовной консистории (ф. 237), Вятской городской управы (ф. 628) и справочно-информационном фонде архива выявлены следую¬щие сведения о М.Г. Сергиева и его семье.

Михаил Григорьевич Сергиев родился 3 февраля 1863 г., крещен 7 февраля 1863 г. в Христорождественской церкви с. Высокогорское Котельничского уезда. Родители - «Означеннаго села Высокогорскаго диакон Григорий Николаев Сергиев и законная жена его Александра Михайлова». Восприемник при крещении -«Вятской семинарии ученик нисшаго отделения Александр Василиев Ивановский». Крещение совершили - «Священник Василий Ивановский с дьячком Стефаном Зарницыным и пономарем Александром Мотрохиным».

Бракосочетание - 8 июля 1885 г. в Богословской церкви с. Богословское Котельничского уезда. Жених - «Учитель Богословскаго земскаго училища, окончивший курс учения В[ятской] д[уховной] семинарии Михаил Григорьев Сергиев православнаго исповедания первым браком», 22 года. Невеста — «Означеннаго села священническая дочь Александра Михайлова Агафоникова православнаго исповедания первым браком», 21 год. Поручители - «По женихе окончивший курс в Казанском Императорском университете по филологическому фокултету Григорий Григорьев Сергиев; а по невесте Слободского уезда села Волкова священник Иоанн Орлов и села Ацвежскаго священник Алексей Агафоников». Венчал «Яранскаго уезда села Пачинскаго священник Николай Агафоников с причтом».

24 июня 1884 г. М.Г. Сергиев «окончил курс в Вятской духовной семинарии с аттестатом перваго разряда». С 1 сентября 1884 г. по 13 января 1885 г. служил в Вятской губернской земской управе. С 13 января 1885 г. по 15 марта 1888 г. -учитель Богословской земской школы (в с. Богословское Котельничского уезда).
С 9 марта 1886 г. - диакон Богословской церкви с. Богословское Котельничского уезда (рукоположен в сан диакона епископом Вятским и Слободским Макарием).

С 26 декабря 1888 г. - иерей (священник) Троицкой церкви с. Высоково Котельничского уезда (рукоположен в сан иерея епископом Сарапульским Никоном).
С 9 апреля 1896 г. - священник Казанско-Богородицкой церкви с. Ацвеж Котельничского уезда (перемещен «по прошению»).
С 13 марта 1898 г. - священник Богословской церкви с. Богословское Котельничского уезда (перемещен «согласно желанию»).
С 19 октября 1901 г. - священник Сретенской церкви г. Вятка (перемещен «по усмотрению Преосвященнейшаго Алексия, Епископа Вятскаго и Слободского»).
С конца июня - начала июля 1914 г. - протоиерей Сретенской церкви г. Вятка.
Занимал должности «по назначению Епархиального Начальства»: законоучитель в Высоковском земском училище (1 февраля 1891 г. - 9 февраля 1896 г.), следователь по 4-му благочинническому округу Котельничского уезда (1 сентября 1892 г. - 9 апреля 1896 г.), законоучитель и заведующий Высоковской церковно¬приходской школой (1 сентября 1892 г. - 9 апреля 1896 г.), законоучитель Ацвежской мужской церковно-приходской школы (1 сентября 1891 г. - 13 марта 1898 г.) и Шмелевского земского училища (1 сентября 1897 г. - 13 марта 1898 г.), благочинный 3-го благочиннического округа Котельничского уезда (13 марта 1898 г. — 19 октября 1901 г.), заведующий Богословской двухклассной церковно¬приходской школой (1898-1901 гг.) и Спасо-Боровской церковно-приходской школой (1899-1901 гг.), член Вятской духовной консистории (с 19 октября 1901 г.), член правления епархиальной богадельни (2 февраля 1902 г. - 1903 г.), законоучитель 4-го женского земского училища г. Вятка (1 сентября 1903 г. — 1 сентября 1907 г.), женской прогимназии, а затем - 2-й женской гимназии в г. Вятка (с 14 августа 1907 г.).
Депутат на епархиальный и окружно-училищный съезды (1897-1901 гг.).
Законоучитель Миссионерской школы Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая в г. Вятка (1906-1908 гг.).
«По предложению господина попечителя учебнаго округа» исполнял обязанности председателя педагогического совета 2-й женской гимназии (1 июня - 1 августа 1908 г., 1 июля - 20 августа 1909 г., 1 июня 1910 г. - 28 ноября 1911 г.).
На выборах членов I, II, III и IV Государственной думы - выборщик в губернском избирательном собрании от г. Вятка.
Представитель от духовного ведомства на уездных и губернских земских собраниях (1905-1909 гг.).
Депутат Вятской городской думы с 1911 г.
Член Миссионерского общества с 1890 г.
Член Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая с 1892 г. Уполномоченный Вятского отдела Императорского Православного Палестинского общества (1901-1903 гг.).
23 марта 1898 г. Императорской Академией наук утвержден в звании корреспондента Николаевской главной физической обсерватории «за заслуги по изучению климата России».
В 1902 г. удостоен звания корреспондента сельского отдела Министерства земледелия и государственных имуществ.

С 28 ноября 1904 г. состоял действительным членом Вятской губернской ученой архивной комиссии. В качестве приложения к I выпуску «Трудов Вятской ученой архивной комиссии» был опубликован Указатель к «Сказаниям русских летописцев о Вятке», составленный М.Г. Сергеевым (Вятка, 1905. - 24 с.).

Награды: 23 октября 1891 г. награжден набедренником («за особую ревность в проповедании Слова Божия и ведении внебогослужебных собеседований»), 23 марта 1897 г. - скуфьей, 11 февраля 1901 г. - благословением Святейшего Синода с грамотой, 6 мая 1901 г. - камилавкой, 6 мая 1904 г. - наперсным крестом, 6 мая 1910 г. - орденом Св. Анны 3-й степени. В 1902 г. «удостоен знака для корреспондентов сельскаго отдела Министерства земледелия и государственных имуществ». «Удостоен Императорской Академией наук знака Николаевской главной физической обсерватории».
Под судом и следствием не состоял.
На 1913 г. «недвижимаго имения ни у него самого, ни у жены не имеется», получал содержание от казны 294 рубля в год.
Умер 28 ноября 1914 г. в возрасте 52 лет. Причина смерти - «от чахотки». Исповедывал и приобщал М.Г. Сергиева протоиерей Николай Серебреников. Отпет 4 декабря 1914 г. в Сретенской церкви г. Вятка. Погребение совершили «Преосвященный Никандр Епископ Вятский и Слободский соборне при местной церкви с заштатным священником Александром Селивановским и диаконом Иоанном Мышкиным».

Основание: ф. 170, оп. 2, д. 156, л. 13;
ф. 237, оп. 70, д. 381, л. 218об-221об; оп. 73, д. 272, л. 544об-545; оп. 226, д. 87, л. 131об-132;
д. 1353, л. 142, 164об-165;
Чудова Г.Ф., Колупаева В.Н. Указатель содержания «Трудов Вятской ученой архивной комиссии». 1905-1917 гт./Киров. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена. Киров, 1993. С. 21.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Разрешите присутствовать? Я- Сергеев.
« Ответ #12 : 28 Августа 2015, 13:27 »
Жена Михаила Григорьевича Сергиева Александра Михайловна, родилась 3 мая 1863 г., крещена 5 мая 1863 г. в Введенской Богородицкой церкви с. Макарьевское Котельничского уезда. Родители - «Означенной церкви священник Михаил Симеонов Агафоников и законная жена его Мария Петрова, оба православнаго исповедания». Восприемница при крещении - «Той же церкви диакона Александра Иванова Юферева жена Мария Алексиева». Крещение совершили - «Благочинный священник Иаков Юферев, с диаконом Александром Юферевым, и пономарем Чемодановым».
Имеются сведения о том, что Александра Михайловна «... 6 лет была учительницей Богословской женской церковно-приходской школы безвозмездно».
На 1915 г. - проживала в г. Вятка («пользуется безплатной квартирой в церковном доме»). Поведение - «очень скромная».
Основание: ф. 237, оп. 70, д. 381, л. 219;
д. 385, л. 207об-208; оп.73,д.272б,л.220об-221.



Фото Семья Сергеевых, 1913г., г. Вятка, увеличивается по клику.

Дети: Александра, Олег, Борис, Ольга, Михаил, Надежда, Владимир, Лев, Вера, Мария, Татьяна, Мстислав.

По отцовской и материнской линиям родословные Сергеевых прослеживаются до 5 колена, в основном по роду занятий это представители образованного русского священства.

Севдения о родственниках изложены на персональных страничках:
http://www.myheritage.com/photo-6000091_26250981_26250981/ми%D1аил-г%D1иго%D1%D1Cеви%D1-%D1е%D1гиев
« Крайнее редактирование: 28 Августа 2015, 21:49 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Разрешите присутствовать? Я- Сергеев.
« Ответ #13 : 28 Августа 2015, 18:06 »

Фото: М. М. Сергеев, около 1970г.

Судьба М.М.Сергеева, несомненно, заслуживает сценария и фильма от самых лучших режиссёров. Всякие "санта-барбары" отдыхают на обочине и нервно курят в пыли. Ниже будут опубликованы интервью с его сыном и племянницей, где много чрезвычайно интересных и насыщенных подробностями историй из жизни нашего начальника Школы М.М.Сергеева, его родственников, чад и домочадцев. А пока что немного из старенького:

Ранее я уже давала ссылку на интересную статью, автор: Коновалов М.В., с которой, собственно, начались поиски семьи Сергеева и информации о нём.
Вот она: http://www.russika.ru/ctatjajv.asp?index=369&pr=1

Вот интересная статья в блоге "Судьба офицера":
http://grey-croco.livejournal.com/347189.html

Здесь тоже имеется описание уникального эпизода о захвате турецкой шхуны:

Цитировать
У меня дома лежит подарок деда, капитана I ранга РККФ. Книга издания 1953 года, называется "Рассказы о боевых кораблях". В ней приводился один эпизод Первой Мировой на Черном море, который я запомнил с детства.

Что бы не получилось "испорченного телефона", просто процитирую его дословно.

26 марта с кораблей русского флота было спущено на воду несколько гидросамолетов; они вылетели на разведку над турецкой территорией. Вскоре вернулись все машины, кроме одной. Решили, что невернувшийся самолет сбит противником. Поэтому корабли ушли в Севастополь.

Прошло шесть дней. С борта русского миноносца, крейсировавшего у крымского побережья, заметили небольшую шхуну, шедшую курсом на Севастополь. Велика была радость наших моряков, когда выяснилось, что коанда шхуны состоит из членов экипажа русского гидросамолета, считавшегося погибшим.

Оказалось, что гидросамолет (командиром его был летчик лейтенант Михаил Сергеев, а наблюдателе - унтер-офицер Феликс Тур) действительно был обстрелян турками, пули пробили бак с горючим, почти весь бензин вытек, и пришлось садиться на воду под берегом настолько далеко от русских кораблей, что их сигнальщики не заметили этого.

Вскоре турки обнаружили гидросамолет и поняли, что машина лишена подвижности, что это верная, легкая добыча. Чтобы захватить русский гидросамолет, турецкое командование послало военную шхуну. И тогда случилось невероятное.

Сергеев и Тур, русские воины, свято хранили в сердцах боевой завет поколений русских моряков - лучше гибель, чем позорная сдача врагу. В отчаянно, казалось, положении, они думали не о сдаче, не о поражении, а о победе, о том, чтобы не уронить воинской славы родного флота, чтобы сохранить для Родины доверенное им оружие. Они отлично знали технику своего оружия и поэтоу нашли путь к победе.

Горючего не хватило для продолжеия полета, но остатков его было достаточно, чтобы дать гидросамолету ход по воде. Турки на шхуне, не ожидавшие сколько-нибудь серезного сопротивления, не поверили своим глазам, когда увидели, что русский гидросамолет пришел в движение, завертелся его винт; крылатая лодка, набирая скорость двинулась им навстречу, в стремительную лобовую атаку. Еще несколько минут, и уже на короткой дистанции заговорил ее пулемет. Меткие пулеметные очереди навели панику на не ждавшую такой встречи команду шхуны. Турки стали уходить. Но Сергееву и Туру этого было мало. Они стали нагонять вражеский корабль, продолжая осыпать его пулями. Турки не выдержали, спустили шлюпку и удрали к берегу, оставив шхуну русским летчикам. Сергеев и Тур сняли с гидросамолета все ценные части, приборы, оружие, и затем уничтожили свою машину.

Славные моряки-летчики на время превратились в матросов, подняли паруса на своем трофейном корабле и успешно довели его до родных берегов.

К сожалению, не удалось найти документы, подтверждающие награждение Сергеева именным Георгиевским оружием. Возможно, виной тому Февральская революция, в то время документы терялись очень легко, увы. Но нет оснований не верить М.М.Сергееву, он никогда не говорил "лишнего", особенно о службе в Царской армии. Так что зря хвалиться бы не стал встречей с Колчаком и наградой. 

У нас на сайте есть и ещё одна статья, автор: Капитан лейтенант А. ГРИГОРЬЕВ 
Вот текст статьи Григорьева: http://evvaul.com/index.php?option=com_content&view=article&id=241&Itemid=53

В этой статье был такой снимок, по которому мы на старом форуме ломали копья:



Напомню, какова подпись к снимку, которая нашлась у меня в музее:

"Высшая Военная Школа лётчиков- наблюдателей. Ленинград, 1924 год.
Самолёт М-24 на Крестовском острове."

Перечислены и персоны:

- Впереди в центре облокотился левой рукой на фюзеляж М.М.Сергеев,
- слева от него (тот самый высокий) скрестил руки на груди Вандель,
- крайний слева стоит некий инструктор летнаб (без указания фамилии),
- между Ванделем и неизвестным летнабом сзади выше сидит А.М.Вирак, с которым Сергеева связывали наиудивительнейшие связи. Он был не только его товарищем во время Гражданской, но и в каком- то смысле родственником. Скоро вы всё узнаете!
- между Ванделем и Сергеевым сзади сидит на лодке В.Михайлов (в белом),
- правее от него (по свидетельству Сергеева) сзади в галстуке (смотрит в сторону)  Б.Б.Лобач- Жученко.
- крайний справа вольно облокотился правой рукой на лодку (с усами) Свободин,
- между ним и Сергеевым (видна голова из- за лодки)- Полляк В.Ю.

Товарищи выпускники Оренбургского училища!
Обращаю ваше внимание на то, что эта Школа лётчиков-наблюдателей в Петрограде - Ленинграде стала одной из составляющих, как Ейского, так и Оренбургского училищ!
По моим данным в 1927 - 1928 гг. морской и сухопутный отряды лётчиков - наблюдателей, соответственно, были перебазированы в Севастополь и в Оренбург. В Севастополе появился учебный отряд лётчиков-наблюдателей. А в Оренбурге школу наблюдателей объединили со школой лётчиков.

Таким образом школа лётчиков-наблюдателей им. Ворошилова является родственницей (одной из прародительниц) учебных частей в обоих училищах.
Ейское и Оренбургское училища - братья! 
  %3 %3 %3

Подробнее описано в книге к 100-летию ЕВВАУЛ.  %56

Так вот М.М.Сергеев с 01.02.1924г. по 29.01.1925г. был помощником начальника морского учебного отряда на летающих лодках в этой самой высшей школе лётчиков - наблюдателей им. Ворошилова!  %6

_________________________________________________ ___
Да... вот по поводу Вангеля, терзают меня смутные сомнения...

В книге о Г.Э. Лангемаке имеются сведения, что его тесть В.Н. Петерс (Камнев) был преподавателем "общетактического плана" высшей школы лётчиков - наблюдателей.
http://modernlib.ru/books/aleksandr_glushko/neizvestniy_langemak_konstruktor_katyush/read_4/

Цитировать
В 1929 г. после перевода школы в другой город, уволен из рядов РККА по возрасту. Некоторое время перед арестом работал заведующим учебной частью средней школы для взрослых № 6 при Артиллерийской академии г. Ленинграда. 1 ноября 1937 г. арестован органами НКВД г. Ленинграда и зачислен за 9-м отделением III отдела... 29 ноября 1937 г. В.Н. Камневым был подписан протокол допроса, в котором он признавал, что действительно является участником контрреволюционной офицерской организации Российского общевоинского союза (РОВС). Кроме этого, он дал показания о том, что, кроме него, в РОВС входили:

частником контрреволюционной офицерской организации Российского общевоинского союза (РОВС). Кроме этого, он дал показания о том, что, кроме него, в РОВС входили:

...

И с  деда Петерса вытрясли показания на ряд его сослуживцев, среди них оказался и "Вандель б. офицер. В школе работал по аэро-фото-с”емкам".

Тов. Петерс расстрелян 8 января 1938 г. без суда, на основании отношения наркома госбезопасности Н.И. Ежова № 450118 от 6 января 1938 г. (см. ссылку выше). За собой утянул целый ряд бывших сотрудников и в т.ч. этого Ванделя...

Вандель Герман Николаевич (1894,Лен. обл.,Гдов---1937.12.20) русский, б/п, конструктор НИИ № 8, житель: г.Ленинград, Петроградская ул.,д.3б, кв. 1. Арест: 1937.11.03 Осужд. 1937.12.11 Комиссия НКВД и прокуратуры СССР. Обв. 58-6-8-11 УК РСФСР Расстр. 1937.12.20 [Ленинградский мартиролог: 1937-1938]
http://rosgenea.ru/?alf=3&serchcatal=%C2%E0%ED%E4%E5%EB%FC&r=4

Инженер Вандель Герман Николаевич после увольнения из школы продолжал работать в области оптики и даже оказался в числе авторов книги справочника: «Справочная книга оптико-механика»

Может быть он, вполне может быть...
« Крайнее редактирование: 29 Августа 2015, 00:12 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Разрешите присутствовать? Я- Сергеев.
« Ответ #14 : 28 Августа 2015, 23:08 »
В упомянутой статье Григорьева крайнее фото было подписано иначе:
"Участники перелета Ленинград —Петрозаводск у самолета М-24. В первом ряду в центре М.М. Сергеев".
Хотя, как мы выяснили, место и время фото иное, но сам факт был, да и участники события, как-будто, те же.  %56

Читаем тут:
http://gtn-city.ru/gatchina1/ludy-gatchina/boris-grigorevich-chuhnovskii.html

Цитировать
Теперь у  Чухновского  не было ни малейших сомнений в возможности и необходимости использования авиации в Арктике. На 1925 год был запланирован дальний арктический  перелет  по маршруту: Ленинград -  Петрозаводск  - Архангельск -  Новая   Земля . Он требовал от летчиков самоотверженности, героизма и умения выходить из сложнейших ситуаций, которые постоянно возникают в Арктике. Лететь пришлось без радиосвязи, без знания метеообстановки на трассе, без аэродромов и какого-либо наземного обеспечения, и даже без приборов слепого полета. Авиаотряд возглавил  Чухновский , второй самолет вел летчик О. А. Кальвиц.  Перелет  прошел успешно и открыл целую серию знаменитых полярных рейсов. Экспедиции 1924 и 1925 годов обогатили  Чухновского  бесценным арктическим опытом, сделав его настоящим полярным летчиком. А страна в это время накапливала силы и готовилась к предстоящему штурму Арктики.

Вот в этом перелёте участвовал и М.М.Сергеев, а также и А.М.Вирак, присутствующий на снимке.
В интервью будет упомянут этот полёт, во время которого была остановка в Петрозаводске. Там участникам экспедиции подарили "финки" - так называются местные охотничьи ножички. Вот нож Сергеева:





Сергеев участвовал и в другой полярной экспедиции на шхуне "Белуха"!
Дам ссылку на "Полярную почту" вот:
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=5694

Цитировать
Западно-Таймырская экспедиция Главного управления Севморпути 1933 г. была организована Сектором полярных авиаизысканий ГУСМП. По плану, утвержденному Коллегией ГУСМП, главным районом работ экспедиции являлся участок Северного морского пути от о-ва Диксон до мыса Челюскина. Экспедиция носила комплексный характер и включала в себя следующие партии: а) Гидрологическую – состоявшую из научных сотрудников Арктического инст-та под руководством С.К.Добронравова, б) Гидрографическую – в составе сотрудников Сибирского Гидрографического упр-я под общим руководством гидрографа А.В.Лютостанского, а также гидрографа А.В.Эверлинга; астрономические работы велись С.Н.Кравковым и Г.И.Авсюком, в) Авиаизыскательскую – в составе сотрудников Сектора полярных авиаизысканий ГУСМП, под общим руководством И.А.Ландина.
Экспедицию возглавлял начальник Сектора полярных авиаизысканий ГУСМП И.А.Ландин. Заместителем начальника экспедиции и руководителем работ на э/с «Белуха» был М.М.Сергеев.

И т.д. по ссылке...

Но самое интересное, товарищи с "Полярной почты" опубликовали отчёт!

М. СЕРГЕЕВ
Таймырская экспедиция
(предварительные итоги)


Вот он: http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=6056

Цитировать
Летом 1933 года мне пришлось принять участие в организованной Сектором полярных авио-изысканий ГУСМП комплексной экспедиции в восточную часть Карского моря...

30.VIII снялись с якоря в виду передвижки льдов, грозящих закрыть щель, в которой мы стояли, и взяли курс к северу к островам „Известий ЦИК“. Эти острова впервые были замечены в 1932 году экспедицией на „Сибирякове", но точное их местоположение и конфигурация определены не были, так как высадки на них не было.
Экспедицией на „Белухе" была произведена рекогносцировка островов, частичная топографическая и морская съемки и построены два навигационных знака.
В результате работ у островов „Известий ЦИК“ выяснено наличие шести островов (вместо 3, имевшихся на карте), расположение которых дает судну укрытие от ветра и волны с любых направлений. Один из наиболее крупных островов этой группы назван нами "островом Гронского".
Работы здесь чрезвычайно затруднялись наличием берегового торосистого припая и частыми туманами. На островах много медведей, есть песец. Кроме того замечены моржи...

И т.д. по ссылке... весьма рекомендую почитать!

Так вот один из островов архипелага „Известий ЦИК“ назван именем М.М.Сергеева!
Вот он остров "Пологий-Сергеева:

http://wikimapia.org/search/?q=%E2%80%9E%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B9%20%D1%86%D0%B8%D0%BA%E2%80%9C#lang=ru&lat=75.908167&lon=82.413940&z=10&m=b


Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта