Статья, посвящённая Вячеславу Ивановичу Пентковскому, была подготовлена его правнуком Кириллом Паниным-Пентковским и опубликована в Вестнике института Востоковедения в 2015 году.
Автор статьи с детства слышал от матери рассказы о легендарном дедушке, жизнь которого была окутана тайной. Долгие годы он искал документальные свидетельства о деятельности прадеда, о котором не было никаких известий с тех пор, как он внезапно исчез из Москвы. Но, как мы знаем, всё тайное рано или поздно становится явным.
А нам же остаётся радоваться, что благодаря нашему форуму нашлось столько всего интересного о человеке, чья судьба оказалась связана с нашей Школой Морской Авиации.
Есть четыре великих сферы:
Путь, Небо, Земля, Человек, —
и Человек занимает среди сфер первое место.
Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным,
совершает заслуги, но не признает их,
потому что он не желает обнаружить свою мудрость
Лао-цзы
Время подобно океану - ибо оно стирает следы. Следы человеческих судеб и событий. Время подобно океану - ибо оно, поднимает из своих глубин и отдает в наши руки свидетельства событий и судеб, которые мы считали давно утерянными.
Бурный двадцатый век отмечен целой плеядой русских исследователей и ученых, чей вклад в науку был и бесценен и трагически утрачен одновременно. Революция и Эмиграция, Великая Отечественная война и послевоенное противостояние - эти «приливы и отливы» разделили русский мир на тех, кто остался в России и на тех, кто стал «русской эмиграцией».
Отдавая дань всем тем, кто создавал и развивал российскую науку, мы не можем не обращаться к памяти и наследию тех, кто, будучи оторванным от Родины, не только сохранили наследие русской культуры и научной мысли, но и внесли свой, зачастую недооцененный, вклад в нашу науку и культуру.
Одним из таких людей, людей бесконечно преданных России и без преувеличения - «положившим жизнь на благо Родины», является
Вячеслав Иванович Пентковский.
Биография:Вячеслав Иванович Пентковский родился 24 мая (11 мая по старому стилю) 1886 года в г. Севастополе в семье, принадлежавшей к старинному польскому роду Пентковских (Pеtkowski).
Рано оставшись без родителей, он воспитывался Крестной матерью - Гофштеттер О.Т.
С детства Вячеслава Ивановича манило море и романтика морских путешествий и в 1893 году, в возрасте 7 лет он сбегает из дома юнгой на парусном судне.
Море полностью завладело его душой и 11 лет, до окончания гимназии в г. Орел в 1904 году, он постоянно уходил в море юнгой (учеником матроса) на различных парусных и паровых судах Российского флота.
В 1904 году он поступает в Петербургское училище Дальнего плавания Императора Петра Первого, которое блестяще оканчивает в 1909 году со званием капитана судна (командира судна).
За годы обучения Вячеслав Иванович побывал практически во всех морях и океанах. Совершил несколько кругосветных путешествий, в совершенстве овладел английским и французским языками и буквально влюбился, «заболел» Китаем и его культурой и историей. Стал самостоятельно изучать китайский язык.
Китайская культура настолько захватывает его, что сразу после окончания Училища дальнего плавания он успешно сдает вступительные экзамены и поступает в Практическую Восточную академию Императорского общества востоковедения. (Президент - акад. Н. К. Шведов, г. С.-Петербург).
Практическая восточная академия Общества востоковедения была ориентирована на подготовку (с трехгодичным курсом обучения) специалистов с практическим знанием восточных языков и стран для административной, консульской и торгово-промышленной службы и деятельности в восточных окраинах Российской империи и сопредельных с ними странах.
Преддипломную практику В.И. Пентковский проходил в 1910-1911 годах в Российском генеральном консульстве Российской империи в г. Тяньцзине.
Имеющиеся архивные документы не позволяют с полной точностью установить причины и основания поворота в судьбе и карьере Вячеслава Ивановича, однако, обучение его в качестве «восточника-китаиста» и прохождение практики при консульстве Российской империи, позволяет сделать предположение, что его способности к языкам и освоению сложной культуры юго-восточного региона, его умение мобилизовывать все свои силы и знания для достижения поставленных целей и остальные его личностные качества, были замечены службами царского правительства, которое было озабочено ситуацией на дальневосточных территориях Российской империи после поражения в Русско-Японской войне 1904-1905 годов.
С потерей Квантуна и части Сахалина, утратой позиций в Маньчжурии, остро встал вопрос об интенсивном изучении и хозяйственном освоении дальневосточных рубежей Российской империи, а также о надежной их защите. Этим задачам были подчинены действия по обеспечению соответствующих исследований, практического и военного освоения Дальневосточного региона и сопредельных с Китаем территорий и подбора кадров для такой работы.