Автор Тема: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.  (Прочитано 279274 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

николай

  • Гость
В сети напоролся...
35-й полк уже перебрался на аэродром Гора-Валдай, который возле Гора-Валдайского озера, возле Шепелевского маяка, возле узкоколейной железной дороги. Это Ораниенбаумовский плацдарм. Он окружён был. И там был еще один аэродром, немцы про него знали, в Лебяжье, Борки. Там 7-й гвардейский полк стоял. А наш перебрался, и немцы его не знали, он вдоль железной дороги. А почему не знали, потому что маскировка была такая: как только самолеты взлетели, и если это было зимой, то сразу со стороны леса вытаскивают на салазках елки как новогодние, только без украшений. И ставят на взлетной полосе. И вроде лес. Прилетают самолеты, убрали елки, сели самолеты. Опять поставили назад.
- На озере Гора-Валдай базировалась 44-я эскадрилья на "МБР".
Совершенно точно.
- Вы ее застали там?
Нет.
- Ветеран, который был в роте обороны 44-й эскадрильи, рассказывал, что на этом озере зимой базировалась женская эскадрилья на "У-2". Вы что-нибудь слышали про это?
"У-2"? Нет. Не слышал. Но там было другое интересное дело. Там был выносной штаб авиации Балтийской. Там где аэродром, ближе к озеру...
http://www.iremember.ru/content/view/1027/4/1/5/lang,ru/

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Мемуары Батиевского я прочесала вдоль и поперёк. К сожалению, из им сказанного точно местоположение Гора- Валдайского сухопутного аэродрома не определишь точно. Будем искать.

А пока предлагаю вниманию старый, очень- очень старый, прямо дореволюционный ангар в Галерной гавани. Аккурат на этом месте и была гидроавиабаза. Да что там, где- то в этом месте испытывал Григорович первые летающие лодки. Но изначально ангар строился для Невского яхт- клуба. Дааавнооо, ещё до революции.





Передняя (жёлтая) стена сделана в начале 50-х годов, уже после войны. А старая основная часть- из красного кирпича. Наверху пулемётная вышка. Возможно, во времена яхт- клуба она была просто наблюдательной. А вот во времена военной гидроавиабазы тут стоял расчёт матросов и многоствольный пулемёт. Деревьев не было, всё пространство, даже акватория- как на ладони.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Шпиль кроншпица виднеется. А если присмотреться, то на площадке видно "Розу ветров", которая сохранилась ещё от яхт- клуба. По этой площадке, ПОДЛИННОЙ!!!, не только яхты таскали, но и самолёты! И она сохранилась, только потрескалась от времени! Вся площадка почти целиком сохранилась с тех дореволюционных времён. Хотя местами подливали бетоном, но это на спуске перед вторым ангаром, который покажу позже.

Это поразительно!

Товарищи моряки!
Не так уж и много осталось старинных вещей. И вот эта реликвия, сделанная прадедами и так хорошо сделанная, что до наших времён дожила! Чего только по ней не таскали! И корабли и самолёты. Тягачи по ней ползали и матросы "на пузе". А она, родная, вот выжила, пусть и растрескалась, но видно хорошо! Даже буковки, которые указывают стороны света!



Альбомчик  тут http://photofile.ru/users/oshma/115810148/
Продолжение будет! Да ещё какое продолжение!

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
В сети напоролся...
35-й полк уже перебрался на аэродром Гора-Валдай, который возле Гора-Валдайского озера, возле Шепелевского маяка, возле узкоколейной железной дороги.
... Но там было другое интересное дело. Там был выносной штаб авиации Балтийской. Там где аэродром, ближе к озеру...
http://www.iremember.ru/content/view/1027/4/1/5/lang,ru/
Галя, я как-то сразу пропустил эту цитату, а сейчас-вот зацепился взглядом.
Вот, все-таки "сердце вещует", что речь идеть о полосе земли между берегом озера и залива. Именно там узкоколейка и маяк...
Нужно еще искать свидетельства о его местоположении (не отметая, конечно те, что сделали поисковики).
Меня смущает, что в 1946г. ЦЕЛАЯ дивизия (19 мтад) из трех полков торпедоносцев "Бостон" (примерно 90-100 самолетов) сидела год на этом аэродроме, а так же ее штаб - и ничего не осталось, никаких строений???

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Павел, мы этот вопрос не закрыли. Потому что много нестыковок, согласна.

Но по поводу маяка скажу следующее, если открыть карту Лен.области, то крошечное Шепелевское озеро целиком находится как раз "около" Шепелевского маяка. Это по значению маяка для судоходства. Так что сидя в Питере ориентиры выглядят иначе, чем лазая по местности или подробной топокарте 250-метровке.

Но во всяком случае к западу, северо-западу от озера ещё можно куда- то "воткнуть" аэродром. А вот туда, где антенное поле- никак. Ни на местности, ни по карте 1943 года- не лезет. Болото там и вообще. Вот и Василич что- то плёл про какие- то "морские склады" за озером (по дороге на Сосновый Бор), причём у него как- то это с аэродромом связывалось, но сумеречно и туманно.  %7 %13  :D

Найдём, куда он от нас денется.  ;D



А это набережная Шкиперского канала. Виден ряд строений, принадлежавших яхт- клубу и пр. Вдалеке легендарный Кроншпиц, построен ещё при Петре. Левее (не видно) база водолазов МЧС. От Ленэкспо она, как на ладони. Между ангаром и Кроншпицем видны постройки. Перед ангаром тоже жёлтые одноэтажные "сараи" 1953 года, как выяснилось. Что там было, не ясно. Мастерские, наверное. Но возле Кроншпица постройки из красного кирпича, позже оштукатуренные и обросшие пристройками начала 50-х. Всё, что красного кирпича, принадлежало дореволюционному яхт- клубу.

К чему это я? А к тому, что нынешнего ковша яхт- клуба не было. Был Шкиперский канал. А Штаб гидроавиабригады и другие строения стояли на том месте, где сейчас стоит памятник- музей "Подводная лодка". И выглядели эти здания именно так, как этот старый ангар и постройки из кирпича возле него. Небольшие зданьица от 1 до 3 этажей с фигурной кладкой под карнизом. Задняя стена ангара великолепно сохранилась. Красавец!

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Это ангар с боку видна тыльная часть портала.



Дорожка булыжная... она всёёёёё помнит... и всех.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Очень живописный Шкиперский канал (не путать с протоком!). В правом верхнем углу виден мосток, некогда бывший разводным. За ним ковшик Гребного порта, где ещё Меньшиков на зиму ставил галеры. Слева за мостком (отсюда не виден) презанятный Пироксилиновый завод стоял, непосредственно связанный с нашими делами. Нет, в ковше самолётов не было. Место, как выяснилось, непригодное для базирования даже испытательной станции типа времён М-1 до М-5 Григоровича. Не говоря о том, что разлетаться там негде, но и под мостом буксировать самолёты ни к чему.

Зато на Пироксилиновый завод перевели опытную радиолабораторию из Кронштадта! Революция помешала развитию радиосвязи на флоте. Но ещё до неё в этой лаборатории велись совместные разработки по использованию (внимание!) бортовой связи на самолёте! Что и как, сказать не могу, но испытания проводились!

Впоследствии совместно с авиаторами проводили испытания радиоуправляемых торпедных катеров с самолётов. Это начало 30-х годов! Помните, Щербаков (выпускник 31 года) писал уже об испытаниях в строевых частях?! Пусть затея на несколько десятилетий опередила время. При той (начало 30-х годов) дальности связи ведущий самолёт вынужден был "влетать" в зону обстрела зенитных корабельных орудий противника, против которого направлялись (предположительно) катера. И погибал ранее, чем успевал выполнить задачу. Но ведь...!

Мало того, так этот Пироксилиновый (на тот момент уже бывший) завод внёс лепту и в ракетостроение. В начале 30- х годов там находилось одно из отделений, занимавшихся разработкой реактивного топлива для самолётов и ракетного оружия, под общим руководством Тухачевского. И если б эту компанию "контры" не уничтожили, кто знает, мы могли бы опередить немцев в разработке реактивных самолётов! И гораздо быстрее полететь в Космос!

Странные мы русские, очень странные... Где 30-е годы, и где Космос, а вот ведь...!

Сейчас на улице Шкиперский проток (не путать со Шкиперским каналом, что на фото, но это рядом же) расположен ООО ВНИИРА, входящий в концерн "Алмаз- Антей" и занимавшийся разработками в области навигации и радиосвязи в авиации, в том числе и морской. Подробнее можно посмотреть тут http://www.vniira.ru/about/history/

Так что можно сказать, что это святое место, эта колыбель МА, эта (не побоюсь сказать) Родина МА и посейчас не утратила отношения к теме нашего разговора. О как!  %6



Дождь. Просто дождь. Питерский летний ливень. Красиво и тихо.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


А это второй большой ангар со стороны канала, построенный уже в советское время специально для военной гидроавиабазы. Его каркас прекрасно сохранился! А последняя Каталина в свой последний путь отсюда ушла (всего лишь) 40 лет назад! Забытая, она пылилась в углу этого гигантского шатра, в котором грузовик кажется игрушечным. Ангар и спереди и сзади оборудован консолями для кран- балок.



Но об этом мы продолжим в следующий раз.

Альбом тут http://photofile.ru/users/oshma/115810403/
« Крайнее редактирование: 26 Июля 2010, 19:46 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
А это набережная Шкиперского канала. Виден ряд строений, принадлежавших яхт- клубу и пр. Вдалеке легендарный Кроншпиц, построен ещё при Петре. Левее (не видно) база водолазов МЧС. От Ленэкспо она, как на ладони. Между ангаром и Кроншпицем видны постройки. Перед ангаром тоже жёлтые одноэтажные "сараи" 1953 года, как выяснилось. Что там было, не ясно. Мастерские, наверное. Но возле Кроншпица постройки из красного кирпича, позже оштукатуренные и обросшие пристройками начала 50-х. Всё, что красного кирпича, принадлежало дореволюционному яхт- клубу.

Думаю, там размещалось то, что указано в этом документе:

WAR

  • Гость
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #84 : 09 Августа 2010, 21:10 »
Как была уничтожена истребительная авиация Балтийского флота.
http://kvatu.org.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=260&ac=0&Itemid=27

Вовик

  • Гость
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #85 : 11 Августа 2010, 09:44 »
     SAMURAI, ответ  #99 от 26 июля 2010 года.
     О Шкиперском протоке.
     Бывал там в начале 1970-х годов на ремонтном заводе морской авиации. Он занимался капитальным ремонтом самолетов. Там работали мои сослуживцы по 967 ОДРАП Северного флота.

Оффлайн Nazar млд.

  • Форумчанин
  • **
  • Сообщений: 63
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #86 : 11 Августа 2010, 16:10 »
    Там работали мои сослуживцы по 967 ОДРАП Северного флота.

У меня отец летал в 967 ОДРАП, с 75 и до конца.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #87 : 11 Августа 2010, 19:36 »
     SAMURAI, ответ  #99 от 26 июля 2010 года.
     О Шкиперском протоке.
     Бывал там в начале 1970-х годов на ремонтном заводе морской авиации. Он занимался капитальным ремонтом самолетов. Там работали мои сослуживцы по 967 ОДРАП Северного флота.

Так точно!
Ремонтный завод там был!
И в всю войну действовал! Например, дважды ГСС Раков В.И. вспоминал, как пригонял сюда самолёт в ремонт. Но я пока не знаю, какие конкретно помещения ему принадлежали, помимо ангаров.





Вот большой ангар с "парадного фасаду".  %56
К какому- то праздничку и приезду какого- то там "безмерно высокого гостя" (кажется, Чарльза) закрасили зелёной краской даже стёкла ангара. А то они выглядели, как на "изнанке" (см. предыдущие фото). Лампочки там в Ангаре крайний раз меняли, вероятно, ещё до войны.  %13
« Крайнее редактирование: 11 Августа 2010, 21:45 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #88 : 11 Августа 2010, 19:42 »
Фото сделаны с пирса в ковше Яхт- клуба ВМФ. Ковша этого во времена Морской Авиации не было. Выкопали позже при устройстве Ленэкспо. Вот Музей Подводная лодка, о которой я говорила. И в той стороне как раз и были расположены Штаб и другие строения, в которых размещались службы.



Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #89 : 11 Августа 2010, 21:43 »
        Бывал там в начале 1970-х годов на ремонтном заводе морской авиации. Он занимался капитальным ремонтом самолетов. Там работали мои сослуживцы по 967 ОДРАП Северного флота.

Вовик, ну что ж я из Вас должна тянуть всё?!  %7  %3 %3 %3
Ну не томите, рассказывайте, что видели, где, как и что?!
Мне очень интересно. Может и ещё кому- нибудь.  %56

А чтобы Вам было сподручнее, спешу продолжить размещать фотосессию.

Говорят в этом здании размещалось "заводоуправление". Это административное здание того авиаремонтного предприятия.  Так ли это?! Причём мне сказали, что довоенной постройки, хотя, возможно, в реконструированном виде, а возможно, что и нет. Надо порыться в фотках того времени.

Эти и другие фото тут
http://photofile.ru/users/oshma/115816887/
http://photofile.ru/users/oshma/115816886/
http://photofile.ru/users/oshma/115816888/



« Крайнее редактирование: 11 Августа 2010, 22:51 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта