Автор Тема: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.  (Прочитано 317848 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Морская авиация (ВВС) Северного Флота родилась значительно раньше, чем многие думают. Планы по её организации появились ещё весной 1917 года. Частично они осуществились во время Гражданской войны, хотя об этом почему- то "забывают". Но мы- то помним!  :)

Начало этой теме было положено на Архивном форуме Североморский аэроузел. О Славном прошлом и дне сегодняшнем. И "Туполев" и Морская Авиация (см. ссылки)

« Крайнее редактирование: 28 Марта 2021, 12:09 от Влaдимир »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #1 : 23 Января 2010, 21:20 »
Разговор о 279 ОКИАП, к которому выпускники ЕВВАУЛ имеют самое непосредственное отношение, выделен на форуме в отдельную тему http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=76.0
Там есть ссылка на соответствующую тему в Архиве.



А вот о корабельном вертолётном полку СФ:

830 ОТДЕЛЬНЫЙ КОРАБЕЛЬНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ ВЕРТОЛЁТНЫЙ КИРКЕНЕССКИЙ КРАСНОЗНАМЁННЫЙ ПОЛК http://www.barenz.ru/informatika/830_okplvp/index.htm

http://wiki.airforce.ru/index.php?title=830_%D0%BE%D0%BA%D0%BF%D0%BB%D0%B2%D0%BF
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
« Крайнее редактирование: 01 Февраля 2010, 00:53 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Kuv56

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 47
  • Пол: Мужской
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #3 : 06 Февраля 2010, 00:39 »
Июль 1978 год. Бухта Грязная в Кольском заливе.
Одна из первых посадок на воду МИ-14ПЛ.

Оффлайн Kuv56

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 47
  • Пол: Мужской
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #4 : 06 Февраля 2010, 00:44 »
п. Сафоново-1. Июль 1986 г. День ВМФ.
Под знамя "Смирно"


Торжественным маршем. Полк ведет командир - п-к Шкулев Леонид Павлович.


Инженерный отдел 830 полка (не в полном составе),
слева направо: к-н Туркин Н.И., к-н Котов, п/п-к Литвинцев В.А., к-н Русак А.У., м-р Халеев А.И., м-р Клейн Ю.В.

« Крайнее редактирование: 06 Февраля 2010, 00:52 от Kuv56 »

Оффлайн Kuv56

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 47
  • Пол: Мужской
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #5 : 06 Февраля 2010, 00:58 »
п. Сафоново-1, аллея Героев. 4 сентября 2009 год.
Торжественное построение 830 оплвп, посвященное 55-й годовщине со дня его образования.



У знамени 830 отдельного противолодочного вертолетного полка

слева направо: Серпиков, Лехнер В.А., ???, Рассанов В.Л., Клейн Ю.В.
« Крайнее редактирование: 06 Февраля 2010, 01:06 от Kuv56 »

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2418
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #6 : 08 Февраля 2010, 22:02 »
Еще имя с сайта училища ГСС. Бурматов Владимир Александрович.



Родился 15 Июля 1921 года в городе Ковров, ныне Владимирской области, в семье рабочего. Окончил 10 классов. Работал сменным диспетчером на заводе. С 1940 года в Военно - Морском Флоте.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. В 1942 году окончил лётную школу в Саранске. Воевал на Балтийском и Северном флотах. Дважды ранен.

До весны 1944 года штурман 255-го истребительного авиационного полка ( 5-я минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Северного флота ) Старший лейтенант В. А. Бурматов произвёл 191 боевой вылет, в 43 воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника и 1 в группе. 31 Мая 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, в 1952 году - Военно - Воздушную академию. С 1957 года Полковник В. А. Бурматов - в запасе. Работал инженером - технологом на заводе им. Дегтярёва в Коврове. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда", "За оборону Советского Заполярья" и 6 другими. Бюст Героя установлен на территории музея авиации Северного флота. Умер 27 Октября 1986 года.

* * *

Проста и мужественна военная биография лётчика - истребителя Владимира Александровича Бурматова. Родился он в 1921 году в семье ковровского рабочего. В Коврове прошли детство и юность Володи. Здесь он впервые переступил заводскую проходную, здесь же в учебной группе аэроклуба впервые поднялся в небо.

В Декабре 1940 года Владимир Бурматов был призван на флот. Но небо по-прежнему манило парня - и он добился направления в военную школу лётчиков.

Летом 1942 года Бурматов прибывает на Северный флот, а вскоре имя его гремело на всё Заполярье. Осенью на его боевом счету было уже 5 сбитых вражеских самолётов. Дважды его ранили, дважды покидал он с парашютом горящий истребитель.

За время военных действий на Кольском полуострове и над Баренцевым морем Бурматов совершил более 200 боевых вылетов, провёл 51 воздушный бой, лично сбил 12 фашистских самолётов.

Страна наградила его многими орденами и медалями. 31 Мая 1944 года В. А. Бурматову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Летом 1944 года Владимир Бурматов приезжал на побывку, домой. В цехах завода его принимали как дорогого и желанного гостя. Прямо у станков сходились люди на митинг и слушали выступления Героя. Они гордились тем, что из их среды вышел такой боевой парень. Слушали и давали обещания быть достойными своих славных фронтовиков.

* * *

Помнится, начало лета 1944 года в Заполярье выдалось жаркое. Ярко - красный диск солнца в течение суток медленно опускался к горизонту и, не коснувшись его, снова поднимался в зенит: начинались новые сутки.

На фронте шли упорные бои. Мы - лётчики 255-го Краснознамённого истребительного авиационного полка - днюем и ночуем в кабинах самолётов, чтобы по первому сигналу взмыть в небо.

В один из дней Июля личный состав 1-й эскадрильи выстроился около самолётов. Командир полка майор Александр Тульский зачитал приказ. Восьмёрке самолётов, которую поручили возглавить мне, предстояло прикрыть эскадрилью бомбардировщиков, вылетавшую для нанесения удара по порту, где базировались вражеские транспорты, и военным объектам в городе Киркенес.

И вот мы уже в воздухе. Летим над полуостровом Рыбачьим в сторону моря. Под нами родная земля: низкие колючие сопки со скудной растительностью, болота и озёра, огромные гранитные валуны.

Впереди движется строй бомбардировщиков, которые нам предстоит прикрывать. Ещё до полёта, на земле, командир полка уточнил наш боевой порядок. Справа и слева от бомбардировщиков - по паре истребителей. Это непосредственное прикрытие. А позади - ударная группа. Она идёт чуть выше основной.

Набрали нужную высоту. Позади осталась кромка берега. Под крылом - волны Баренцева моря и едва заметная дымка: в тундре горят торфяники.

Осматриваю боевой порядок - всё нормально. Настроение бодрое. И некстати нахлынули воспоминания. Вспомнился почему-то первый сбитый мною самолёт.

...Тогда, в середине Мая 1942 года, немцы совершили массированный воздушный налёт на Мурманск. Расчёт их был ясен - стереть с лица земли этот город и незамерзающий порт.

Самолеты полка парами уходили в небо. Поднялись и мы со Старшим лейтенантом Евгением Петренко - опытным и смелым воздушным бойцом. Истребители взяли курс на Мурманск, над которым уже разгорелся воздушный бой. При подходе к городу встретили большую группу вражеских бомбардировщиков, сопровождаемых истребителями. Завязалась схватка. Небо со всех сторон пронизывали огненные трассы пушечных и пулемётных очередей.

Мне, тогда ещё неопытному лётчику, трудно было разобраться в кутерьме завязавшейся схватки. Внимательно слежу за врагом и за сигнулом в атаку. Смотрю: от носа его истребителя потянулась к вражескому самолёту трассирующая нить. Потом Старший лейтенант сделал "горку" и снова атаковал врага. Я едва успевал выполнять головокружительные маневры и прикрывать своего товарища.

В небе - непрекращающийся треск пушек и пулемётов, вой моторов. В наушниках - голоса товарищей и чужая речь. Закручивались такие карусели, что в молниеносных перемещениях трудно было разобраться, где свой, где чужой самолёт.

Внезапно недалеко от меня появился "Юнкерс-88". Забыв обо всём, я ринулся за ним - так велико было моё желание сбить фашиста. Нажал на гашетку и не отнимал от неё пальцев до тех пор, пока не кончились патроны. "Юнкерс" задымил и, свалившись на крыло, рухнул на землю.

Увлекшись атакой, по неопытности я потерял из вида своего ведущего. А тут ещё в хвост пристроился "Мессер". Он посылал в меня очередь за очередью. Выручил кто-то из товарищей, сбив фашистский самолёт. Надолго запомнился этот бой.

...Между тем вдали, на горизонте, показалась полоска земли. Наша группа приближалась к цели. С высоты 6000 метров отлично видно игрушечные домики Киркенеса и такие же крохотные стоящие на рейде корабли врага. Мельком вижу, как вдали, с запада, нам наперерез мчатся фашистские истребители. Тонкие осиные их тела сверкают на солнце.

И сразу же навстречу врагу устремляется пара наших истребителей во главе с Лейтенантом Александром Горбачёвым. Впереди нас закружилась воздушная карусель. Лейтенант Горбачёв и его ведомый врезались в строй немецких истребителей. Через минуту фашистский "Мессер", оставляя густой шлейф дыма, рухнул на землю. Его сбил Александр.

Кто бы мог подумать, что этот мужественный воин, отважный лётчик и прекрасный товарищ, через несколько дней погибнет. В бою, правда, никто не застрахован от смерти, она в каждом полёте подстерегала нас. Но советские лётчики стремились дороже отдавать свою жизнь. Зенитный снаряд подбил самолёт Саши. Не желая садиться в расположении врага, Горбачёв направил горящий самолёт на немецкую зенитную батарею. Так он повторил подвиг легендарного Гастелло.

...Когда стали разворачиваться, чтобы взять курс на свой аэродром, внезапно тряхнуло мой самолёт. Стало тихо - перестал работать двигатель. Только за кабиной слышался гул авиационных моторов, треск пушечных и пулемётных очередей.

Решение созрело мгновенно: тянуть повреждённую машину к своему аэродрому со скольжением, пока хватит высоты. Самолёт с каждой минутой терял высоту. Под крылом однообразно темнели волны Баренцева моря. А надо мной кружил ведомый - Лейтенант А. Зайцев. Он прикрывал меня и показывал путь к аэродрому.

Совсем рядом сверкнула вода. Приготовился к приводнению. Истребитель брюхом коснулся водной глади и, как глиссер, вздрагивая и замедляя ход, заскользил по волнам. Успел отстегнуть ремни, приготовился к прыжку. И вот машина, клюнув носом, встала. Я стукнулся головой о приборную доску, рванул дверцу кабины и окунулся в морскую пучину. К счастью, спасательный жилет удержал меня на поверхности. Пока освобождался от парашюта, наглотался солёной воды. И всё же сумел сесть в аварийную лодку.

Надо мною, покачивая крыльями, будто подбадривая, сделал прощальный круг Саша Зайцев.

Вскоре истребитель скрылся за горизонтом, а я направил свою лодку в сторону берега. Крупные волны бросали её из стороны в сторону. Ледяная вода обжигала тело. Каменели руки и ноги, хотя высоко в небе стояло ярко - красное солнце.

Медленно тянулось время. И всё же надежда на благополучный закон не оставляла меня. Знал, что боевые товарищи придут на выручку, - таков девиз советских моряков.

Трижды меня выбрасывало из лодки, и трижды я оказывался в ледяной воде. Когда силы, кажется, иссякли, посмотрел с тревогой в сторону невидимого берега. На горизонте в этот миг появились 3 едва заметные точки. Это были катера. Меня заметили. Вскоре один из них приблизился. И вот я на палубе, благодарю своих спасителей. Катер развернулся и, разрезая волны, быстро пошёл в сторону родной земли...
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #7 : 11 Февраля 2010, 22:45 »




Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #8 : 12 Февраля 2010, 00:28 »


На Архипелаге Новая Земля некогда базировался, наверное, самый северный наш 641-й иап!

Рогачёво (Амдерма-2) — военный аэродром в Архангельской области, расположенный на полуострове Гусиная Земля архипелага Новая Земля. Обслуживает два населённых пункта — Рогачёво и Белушью Губу, находящуюся в 9 км юго-западнее аэродрома.

Название «Амдерма-2» было присвоено аэродрому в советский период в целях соблюдения режима секретности (в действительности от Рогачёво до посёлка Амдерма около 400 км).

С 1972 года на аэродроме базировался 641-й гвардейский ордена Кутузова III степени истребительный авиационный полк[1]. С 1964 до 1988 года полк был вооружён истребителями-перехватчиками Як-28П[2], с 1987 года началось перевооружение на новые истребители Су-27.[3][4] В 1993 году полк перебазирован на аэродром Африканда, где объединён с 431-м ИАП. На их базе был 1 сентября 1993 года образован 470-й гвардейский Виленский ордена Кутузова истребительно-авиационный полк.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/546976

470-му гвардейскому Виленскому ордена Кутузова истребительно-авиационному полку, который с 1993 года базировался в Мурманской области на аэродроме Африканда.
http://gv470iap.narod.ru/index.html

В этом полку воевали и после служили многие наши выпускники!
С Админом сайта Владимиром Беловым мы как- то общались. Этот парень проделал огромную работу. Это не единственный его сайт.

Фотоальбом с сайта, самолёты рядом с медведями и оленями   %6
http://gv470iap.narod.ru/albums/chern.html

Взлёт Ил-76 с аэродрома Рогачёво
http://video.mail.ru/mail/palpalyc/85/104.html 

« Крайнее редактирование: 12 Февраля 2010, 00:31 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #9 : 12 Февраля 2010, 12:54 »
На Архипелаге Новая Земля некогда базировался, наверное, самый северный наш 641-й иап!
Рогачёво (Амдерма-2) — военный аэродром в Архангельской области, расположенный на полуострове Гусиная Земля архипелага Новая Земля. Обслуживает два населённых пункта — Рогачёво и Белушью Губу, находящуюся в 9 км юго-западнее аэродрома.
Название «Амдерма-2» было присвоено аэродрому в советский период в целях соблюдения режима секретности (в действительности от Рогачёво до посёлка Амдерма около 400 км).
С 1972 года на аэродроме базировался 641-й гвардейский ордена Кутузова III степени истребительный авиационный полк[1]. С 1964 до 1988 года полк был вооружён истребителями-перехватчиками Як-28П[2], с 1987 года началось перевооружение на новые истребители Су-27.[3][4] В 1993 году полк перебазирован на аэродром Африканда, где объединён с 431-м ИАП. На их базе был 1 сентября 1993 года образован 470-й гвардейский Виленский ордена Кутузова истребительно-авиационный полк.
470-му гвардейскому Виленскому ордена Кутузова истребительно-авиационному полку, который с 1993 года базировался в Мурманской области на аэродроме Африканда.
Позволю себе дополнить:
После расформирования в 2001г. 470 гвардейского истребительного ордена Кутузова Виленского авиационного полка , его почетные наименования и орден передали 941 иап базирующемуся на Аэр. Килп-Явр. При этом 941 иап так же сменил номер, и стал именоваться 9-м гвардейским истребительным ордена Кутузова Виленским авиационным полком.
До 2009г. полк входил в состав 21 корпуса ПВО 6-й отдельной Ленинградской армии ВВС и ПВО и нес боевое дежурство на северном направлении Российской Федерации.
В октябре 2009г. в рамках так называемого «перевода ВС РФ на новый облик» в числе многих других частей и соединений 9-й гвардейский истребительный ордена Кутузова Виленский авиационный полк и 458 гвардейский истребительный ордена Суворова Полоцкий авиационный полк были переформированы в 6959 гвардейскую ордена Кутузова Виленскую авиационную базу .
С уважением, Павел.

Оффлайн Kuv56

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 47
  • Пол: Мужской
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #10 : 13 Февраля 2010, 01:20 »
Мой родной гарнизон - поселок Сафоново-1 (Малый) или Североморск-2 ВВС КСФ.




« Крайнее редактирование: 13 Февраля 2010, 23:14 от Kuv56 »

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #11 : 13 Февраля 2010, 12:24 »



Это Умба.
Тут мы вспоминали http://forum.evvaul.com/index.php?topic=1018.10




Это большой заброшенный запасной аэродром Хариусный южнее Умбы, к юго- западу от Умбозера в Мурманской области. Он находится к востоку от Апатит- Кировска (аэропорт Кировск) и к северу от Умбы (аэропорт Хибины).

Мы его уже вспоминали, В.Н.Сокерин даже рассказывал о полётах.

                                    Диаметр цели.

  В относительно стародавние времена, когда один полк, по количеству исправных самолётов и боеготовых экипажей был равен всей нынешней МА, существовала, весьма неоднозначно оцениваемая личным составом,  традиция сидений полков на оперативных аэродромах. Как правило, полным составом, с подвеской АКР, на две недели зимой (продлить сроки с уплотнённых снеговых ВПП, да вспомнить – как греть, капризные до морозу как мимозы, ядрёные боеприпасы) и на месяц летом (порадовать своим присутствием и свежей леДческой кровушкой несметные армии комарья и менее многочисленных, но имеемых в окрестных населённых пунктах,  дам – с.

По причинам неведомым, но доступным разумению, на всех оперативных аэродромах Крыма и поблизости от него, подавляющее количество, хоть и построенных в большей части хозспособом», инвентарных зданий  были возведены прапорщиками АТБ с применением кирпича и цемента; почти все на северах – на основе фанеры, стружки  и их производных,
что при Полярной ночи, асимптотически то приближающейся, то удаляющейся от 24 – х часовой продолжительности тёмного времени суток, весьма способствовало неспешным беседам жильцов, базирующихся в кажНой комнатёнке общаг на пяти спаренных (в смысле – двухъярусных), разноголосо постанывающих, (ровестниц русско – японской войны) , коек (если их  вообще можно было ими называть); а при отсутствии полётов на другой день, сопровождающимися умеренным (но - не всегда), употреблением спиртосодержащих  жидкостей различного (имеемого в наличии) ассортимента.

 Недалеко от одного из таких, родных сердцу личного состава всех полков ВВС СФ, сборно – щитовых расположений, местечка с многообещающим для непосвящённых названием  – Хариусный, был и свой полигон, на котором сами руководили, сами там  метали бомбы, сами и палили  ПРЛами, и по наземным целям. Данное занятие было абсолютно «безболезненным», потому как, при назначении РП на полигоне одного из КО или ЗК АЭ из своего же полка,
оценка № 4 неизменно выставлялась, если бомбометание или стрельба  производилась при наблюдении самолёта руководителем полётов, и тянула на полновесную «пятёрку» при попадании бомб или снарядов в местность,  в некоторой  близости от района цели.

Как таковое (за исключением нескольких, можно сказать - вовсе и нетипичных случаев), это занятие для ГРП на полигоне было безопасным (или - почти), но изнуряющим по причине сложности прибытия на место руководства и возврата к месту базирования из – за, в общем – то,  полного  отсутствия дороги туда, как таковой, которую, по нашей национальной традиции, и «направлением» – то можно было назвать с изрядной натяжкой. На бОльшем протяжении перемещения  на полигон, автомобиль типа «Урал», на скорости медленно - идущего (не вовсе пьяного) человека, одним из передних колёс робко влезал на очередной валун, затем, поскуливая движком, вторым, после чего, силясь всеми лошадиными силами, втягивал на валун задницу, после чего, также боязливо, поочерёдно опускал с валуна передние колёса, ещё более осторожно – задние, для того, чтобы аналогичным методом пытаться переползти  через очередной, хреново обтёсанный, как видно, изрядно просачковавшим в тех местах, ледником, валун. Несколько часов – туда, не меньше – обратно были сущей мукой. Так дотошно – жалостливо излагаю для лучшего понимания оконечности повествования.
 
Легенд и былин, проистекающих корнями именно из  результатов тех сидений зело как, и даже слишком, вспомнилась одна … «со штурманским уклоном».

Летней пятницей, а, может и субботой, находящийся непосредственно к югу, напротив своих квартир и жён, но через Хибинские тундры, где напрямки всего – то вёрст 80, а кругалём, через перевалы, в смысле – по дороге – в два раза поболе, личный состав, кружками по интересам,  употреблял и отдыхал или отдыхал, употребляя, что, в общем, было примерно одним и тем же, а, по – умному  – «тождественно».

Моск полка, в смысле, ну, тот, «самый – самый»,  то исть ст. шт. полка и просто штурманы полка,
как обычно, гуляли своей, невесть кем или с чьей подачи, названной – «конторой». А и то, чо им с лётчиками, у тех всё одно на уме, да и языке тоже – «полетать», да - «по бабам», большей частью, канешна, теоретиЦки, и лишь отдельные «везунчики»…. с практикой и риском, в деревне, высокопарно именуемой «посёлком» Октябрьское, в котором и до нас ещё задолго, по аналогии с  В.И. Ульяновым (Лениным) в Шушенском, беспощадно и неминуемо разлагали всех попадающих  в него лиц мужеского полу, нецензурные девицы, томившиеся в нём вынужденно  за чрезмерную сексуальность и доступность, за кои они туда на временное поселение из столичных городов и были принудительно  препровождены, без права выезда из сего села, в смысле – посёлка, а потому славившимися невероятной (неловко написать) злое….ю… , которая, скорее всего, была простым стремлением не потерять навыки и «спортивную форму» ввиду временного отлучения от привычного ремесла.

Именно по той причине, видно,  что, под водку,  лётчики - о бабах, а штурманы – тока о результатах бомбометания, путям, способам  и мерам повышения точности его, в разгар вечери и возник среди них раздор и брожение, выразившееся в сомнениях  о достоверности познаний  о диаметре цели, к слову сказать, просто выложенной белыми, то исть вовсе белыми, в смысле – берёзовыми брёвнами (красить не надо, да и некому, да и нах… их, итак – белые, малевать).

Разнос в познаниях достигал цельных  20 метров; одни твердили, что тот диаметр 100 метров, другие – 80 (или аж 120), потому как по разному откладывали длину тех брёвен, коими тот круг и был на поверхности Земли – матушки непосредственно «нарисован» (выкладен). На одно «ВО» эти 20 метров никак не тянули, но, всё одно, в случае ошибки, могли существенно влиять на оценки отдельных б/м, а через них и на всю оценку их, отродья, способностей и мастерство в метании твёрдых тел, именуемым загадочно и угрожающе «П - », и даже, страшно сказать - «ФАБ - ».

Пикантность ситуации состояла в том, что минёр полка посмел возражать (неслыханная дерзость) самому СТАРШЕМУ !  штурману, не какова там, а 924 гвардейского Киевского и т.д.
 Накал страстей спорщиков достиг того, что противные стороны напрочь отмели робкое предложение выдать рулетку РП на полигоне и перед очередной лётной сменой измерить, непременно 7 раз, тот диаметр на все четыре (или даже больше) стороны.

Дело было заполночь, но Полярный день сподвиг к тому, что «меряние» решено было провести сёдни, то исть немедленно, то исть по готовности, но с немедленным убытием к предмету раздора, то исть,  прямо  щас ! Во избежание подвоха и во исполнение объективности замеров и точности оглашения результата, вызвались немедля помчать «за результатом», не случайные люди (где их, с одной стороны, щас, ночью, найдёшь, ещё менее вероятных – трезвых), да и дело было вовсе уж безотлагательное, что, прыгнув в «Жигули» минёра, которые тот пригнал сюда, возвращаясь из увольнения на Высокий, «в семью», неделей ранее (куда попадало не более 30 % от численного количества во все времена)  и понеслись, в прямом смысле, «к цели».
Полк к утру утихомирился, в смысле, кто раньше, кто позже, но залёг в свои неподражаемые люли и забылся тяжёлым сном….

Поутру или ещё позже, но чота говорили, что, вроде, семеня по малой нужде в туалет типа сортир, кто – то видал (а, может, спьяну почудилось) какова – та мужика с посохом, который, обмахиваясь от комаров веником, и, попутно, смахивая на старшего штурмана, бойко прошагал в утреннем тумане по гарнизону к апартаментам штурманов, после чего  там, временно, было отмечено шевеление и даже перемещение и радостные (или – не очень ? не разобрал) возгласы отдельных лиц. А ещё потом чота доносилось, что, вроде, возвращаясь с рыбалки, кто – то видал какой – та «Жигуль», который, пропоров или всё, или тока частично, брюхо, висел на булыгане, оросив его маслом, как слезами, а храпевший в нём мужик тоже смахивал, но  на минёра полка, да откуда ему на том валуне оказаться … тем более,  на полпути к полигону …
   
Была и эта вот ссылка на Архивном  http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1673

Цитировать
Это действительно запасной полевой аэродром 987 Морского Ракетно Авиационного Полка (МРАП), который базируется в знаменитом Североморске-3. Аэродром носит гордое название Хариусный. Наверное, не надо рассказывать, чем там занимались в свободное от полетов время?! Этот асфальт принимал на себя 79 легендарных тонн ТУ-16.



Полк ныне, увы, расформирован...



Для кого- то такие знаки- просто цацки на продажу (http://aviafalerist.narod.ru/Russia/Voen/Polk/Mrap_1.html ), а для кого- то воспоминание о большой и красивой жизни в Авиации! 

Очень бы хотелось добавить снимков в нашу Галерею МА о 987 мрап!
В том числе и полётов с Хариусного.  %6 %3 %3 %3
« Крайнее редактирование: 13 Февраля 2010, 17:02 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Kuv56

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 47
  • Пол: Мужской
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #12 : 17 Февраля 2010, 10:41 »
--------------------------------------------------------------------------------

Сафоново-1 — военный гарнизон между Североморском и Мурманском

Раннее носил название Ваенга-2, позже — Североморск-2. В посёлке был расположен аэродром Североморск-2.

Историю нашего поселка нельзя рассматривать отдельно от истории всего Кольского полуострова.

Сведения о землях по Кольскому заливу, находит в «Писцовой книге» Алая Михалкова, имевшей целью налогообложение: «… в XVI веке угодья по Ваенге принадлежали саамам (лопарям) Кильдинского погоста, стоявшего при устье речки Росты. С середины 90х годов 19 века началось заселение побережья Кольского залива выходцами из Улеаборской губернии Великого княжества Финляндского, тогда входившего в состав России». А в «Книге большого чертежа» 1627г. читаем: «По обеим берегам Кольского залива есть несколько небольших бухт, хорошо закрытых от ветра и волнения. Здесь стали образовываться колонии, а именно Грязная, Ваенга, Рослякова, Варламова, Средняя, Платоновка, Тюва. За исключением Платоновки, где колонисты русские, все колонисты – финляндцы. С XVII века упоминаются селения: Губа Челнопустская, Губа Грязная, где были семужьи тони, поселенцы занимались рыболовным и зверобойным промыслом.

Селение Губа Грязная находилось в устье реки Грязной (в месте ее впадения в незамерзающий Кольский залив), а немного вверх по ее течению находилась фактория рыбаков-промысловиков.

От дней минувших переходим к дням нынешним. История нашего поселка неразрывно связана с историей авиации Северного Флота.

Обратимся к воспоминаниям старожила нашего поселка, Каратаевой Валентины Ивановны, которая с 1942 года служила в стрелковой роте. Строительство аэродрома Ваенга-2 вели военные. Люди жили в землянках, как рассказывает Валентина Ивановна, достаточно благоустроенных, обшитых деревом, с печным отоплением (сама она прожила в землянке 9 лет). Землянки строили по высоким берегам реки Р.Грязной, грунт в этих местах был мягкий и сейчас еще можно увидеть останки этих строений. Река Грязная, несмотря на свое название, была удивительно чистой, семужной.

Местность, где находится поселок, была очень заболоченной, даже при строительстве аэродрома пришлось засыпать озеро в конце взлетной полосы, а между домами прокладывались пешеходные деревянные мосточки.

Жилой фонд сначала располагался в районе за рекой Грязной, который так и называется до сих пор Заречка, и состоял в основном из одноэтажных так называемых финских домов на четырех хозяев, просуществовавших до середины 1980-х годов и двухэтажных деревянных восьмиквартирных домов с такими же удобствами. Сейчас от улицы Заречной не осталось ни одного функционирующего дома.

Первые каменные дома (двухэтажные) стали появляться в 1950-х годах — № 68, 69, 70, 71 . В них было паровое отопление, водопровод. Затем стали возводить четырехэтажные кирпичные дома № 75, 76 — в них были титаны. Перед домами стояли каменные сараи, где хранились дрова для титанов и домашняя утварь. С торца дома № 70, что на горке, был магазинчик, где продавали молоко из воинского подсобного хозяйства, поэтому горку назвали Молочной. Зимой с нее устраивали катания на санках, лыжах. Ниже, вдоль речки, находились одноэтажная санчасть и лазарет. В этой же части поселка располагались финские домики с подсобными хозяйствами.

За домами № 68 и 71 был ухоженный стадион, где к радости детей и взрослых, зимой заливался каток, освещаемый мощным прожектором, а летом на нем разгорались футбольные баталии, следить за которыми болельщики могли с высоких деревянных трибун.

С другой стороны дороги, ведущей к аэродрому, находилась 4-этажная офицерская гостиница, 2-этажный штаб авиационный части и строение в виде буквы «П», где размещалась офицерская столовая.

Дети учились в начальной 4-летней школе, которая располагалась в здании барачного типа без удобств. Рядом со школой, в однотипном здании, находился магазин со смешанными товарами. Таким образом, организовалась улица Центральная.

Посёлок расширялся, стали строить пятиэтажные каменные дома со всеми удобствами. В доме № 3, возведенном в 1970 году, впервые появились электрические звонки. Постепенно финские домики сносились, а на их месте возводились каменные многоэтажки. В 1973 году было закончено строительство средней школы № 5 (первый директор Ефимкина Мария Афанасьевна), до сегодняшнего дня в ней работает учитель-ветеран: Солодовникова Р. Н. Строительство поселка продолжалось и в 1976 году, улица Центральная была переименована в улицу Панина.

Поселок благоустраивался и в 1984 году появилась улица Елькина, а в 1990 году был сдан в эксплуатацию ясли-сад «Кораблик» — современное 3-этажное здание с обширным детским городком.

В посёлке имеется амбулатория для гражданских лиц, которая началась с двух кабинетов при воинской части, а сегодня, благодаря усилиям главного врача Литвиновой С. В., мы имеем современно оборудованное двухэтажное здание с высокопрофессиональным персоналом.

В 1980-е годы в поселке были открыты: музыкальная школа, фотоателье, химчистка, ателье по пошиву верхней одежды, аптечный пункт. В Сафоново-1 на сегодняшний день проживает примерно 3000 человек.

Посёлок городского типа

Сафоново-1

Страна Россия
Субъект федерации Мурманская область
Городской округ <ЗАТО Североморск
Координаты 69°01?22? с. ш. 33°17?43? в. д. (G) (Я) 69°01?22? с. ш. 33°17?43? в. д. (G) (Я)
Прежние названия Ваенга-2, Североморск-2
Часовой пояс UTC+3, летом UTC+4
Телефонный код +7 81537
Почтовый индекс 184621
Автомобильный код 51
Код ОКАТО 47 530



Школьный музей боевой славы.

Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Сегодня чувство патриотизма подвергается серьёзным испытаниям. Изменилось отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее. Так как же сохранить память о тех, кто отдал свою жизнь во имя светлого будущего, воспитать любовь к Родине и готовность отстаивать её любой ситуации. Это и процесс обучения, уроки истории, обществознания, литературы. Но одним из самых эффективных средств является воспитание на положительном примере, чтобы юные граждане прикасались своими сердцами к горячему биению сердец Ивана Сусанина и Сергея Лазо, Николая Гастелло, Дмитрия Карбышева и Александра Матросова; чтобы горячие страницы истории зажигали юные души, пробуждали стремление к подвигу, учили жить.

Решать эти задачи в нашей школе во многом помогает Музей боевой славы, который существует с 1973 года, сначала это была комната боевой Славы, а с 1983- Музей боевой славы. Его экспозиция посвящена истории создания и боевому пути 118 отдельного разведывательного авиационного полка, сформированного в 1939 году и стоявшего у истоков рождения авиации на Севере.

В Музее школы собрано много материалов о лётчиках, штурманах, техниках полка, рассказывающих об их подвигах. Именем одного из героев названа улица посёлка- улица имени Героя Советского Союза- Леонида Ильича Елькина. В музее имеются письма, присланные нам матерями Героев, их подлинные фотографии, а также письма ветеранов Великой Отечественной войны.



На каких улицах мы жили и живём.

Улица имени Панина П.А.

 

Панин Павел Алексеевич
1909 – 26 августа 1943
Герой Советского Союза

Дата указа

22.01.1944

Панин Павел Алексеевич - командир 255-го истребительного авиационного полка 5-й минно-торпедной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота, майор.

Родился в 1909 году в городе Царицыне (ныне Волгоград) в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1930 года.

В Красной Армии с 1932 года. Окончил военную школу лётчиков. Участник национально-революционной войны испанского народа в 1936-39 годах и советско-финляндской войны 1939-40 годов.

В боях Великой Отечественной войны с 1941 года.

Командир 255-го истребительного авиаполка (5-я минно-торпедная авиадивизия, ВВС Северного флота) майор Панин П.А. совершил 114 боевых вылетов, в 18 воздушных боях сбил 13 вражеских самолётов. 26 августа 1943 года отважный лётчик-истребитель пал смертью храбрых в воздушном бою с превосходящими силами противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за успешное командование авиаполком и совершённые боевые подвиги майору Панину Павлу Алексеевичу посмертно присвоено Звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 ст., Красной Звезды, а также иностранным орденом.

Бюст П.А. Панина, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области (автор Э.И. Китайчук). На родине Героя - в городе Волгограде в его честь установлена мемориальная доска. Фамилия Панина П.А. выбита на каменных плитах мемориала в числе 898 фамилий тех, чьих могил нет на земле, - в память лётчиков, штурманов, стрелков-радистов ВВС Краснознамённого Северного флота погибших в море в 1941 - 1945 годах, открытого 17 августа 1986 года на берегу Кольского залива в посёлке Сафоново (скульптор Э.И. Китайчук, архитектор В.В. Алексеев).



Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем

Улица имени Елькина Л.И.
 

Елькин Леонид Ильич
6 марта 1916 – 29 февраля 1944
Герой Советского Союза

Дата указа

22.01.1944 (медаль № 2647)

Елькин Леонид Ильич - командир эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка военно-воздушных сил (ВВС) Северного флота, капитан.

Родился 6 марта 1916 года в деревне Малый Завраг Вохомского района Костромской области. Русский.

В Военно-Морском Флоте с 1935 года. В 1939-40 годах принимал участие в советско-финляндской войне в составе 118-го авиационного полка Северного флота, произвёл 85 вылетов на разведку военно-морских баз и коммуникаций противника. Член ВКП(б) с 1939 года.

В начале Великой Отечественной войны Л.И. Елькин - командир звена 4-й эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка. За годы войны произвёл 254 боевых вылета, из них 129 ночью на бомбежку войск противника и 125 днём на дальнюю и ближнюю разведку коммуникаций и военно-морских баз врага. Все боевые вылеты Л.И. Елькина были успешными и отличались высокой эффективностью. По его разведывательным данным торпедоносная авиация Северного флота потопила большое количество вражеских кораблей и транспортов. Летал Л.И. Елькин и на выполнение заданий по перевозке раненых, по доставке боезапаса и продовольствия спецгруппам, находившимся в глубоком тылу противника. Лётчик неоднократно встречался в воздухе с самолётами противника и выходил из боевых столкновений победителем.

При выполнении задания командующего Северным Флотом по изысканию новых аэродромов в районе Новой Земли 27 июля 1942 года в губе Малые Кармакулы самолёт Л.И. Елькина был обстрелян немецкой подводной лодкой. Лётчик получил тяжёлые ранения в голову. После госпиталя он вернулся в свой полк и, несмотря на то, что был признан негодным к лётной службе, добился разрешения продолжать полёты. С марта 1943 года командовал авиационной эскадрильей 118-го отдельного разведывательного авиационного полка ВВС Северного флота.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за доблесть и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за умелое воспитание подчиненных и образцовое руководство эскадрильей, капитан Елькин Леонид Ильич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2647).

29 февраля 1944 года при выполнении боевого задания капитан Елькин Л.И. погиб...

Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Бюст Л.И. Елькина в числе 6-и лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов (малой), открытой 14 августа 1982 года на улице Панина в посёлке Сафоново-1 ЗАТО город Североморск Мурманской области (скульптор Э.И. Китайчук; архитектор В.В. Алексеев). Фамилия Елькина Л.И. выбита на каменных плитах мемориала в числе 898 фамилий тех, чьих могил нет на земле, - в память лётчиков, штурманов, стрелков-радистов ВВС Краснознамённого Северного флота погибших в море в 1941-1945 годах, открытого 17 августа 1986 года на берегу Кольского залива в посёлке Сафоново (скульптор Э.И. Китайчук, архитектор В.В. Алексеев).

http://safonovo1.ru/page/view/vill_histrory
« Крайнее редактирование: 17 Февраля 2010, 11:01 от Kuv56 »

sidestick

  • Гость
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #13 : 17 Февраля 2010, 11:30 »


На Архипелаге Новая Земля некогда базировался, наверное, самый северный наш 641-й иап!
 


У Килпов был еще на ЗФИ аэродром на о. Грем-Белл:



Типа аэродрома подскока. Мало интересной информации по нем, хотя истребители как-то там садились, наши выпускники, кстати.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #14 : 18 Февраля 2010, 00:44 »


Ту- 128 Амдермского полка ПВО на ледовом аэродроме острова Грэм- Бэлл.
http://www.aviaforum.ru/showthread.php?t=14155

Наших тоже туда заносило.  %56
Пугачёв, например, садился на Грэм- Бэлл в ходе испытательных полётов на Су- 27 с дозаправкой в воздухе. Эх, фотки бы найти!  %3 %3 %3

А сейчас там мишки белые бесчинствуют.
http://www.vremya.ru/2008/13/4/196570.html


Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта