5 октября 2016 г. скончался выпускник ЕВМУ 1943 г. выпуска, Юрий Николаевич Протогенов.
В 1940 поступил и в 1941 году окончил, параллельно со школой, Таганрогский аэроклуб. В аэроклубе налетал 30 часов и совершил «115 посадок»-так раньше писали в документах.
В 1941 году после окончания аэроклуба добровольно был зачислен курсантом во ВМАУ им.Сталина.
Зимой 1941-1942гг. с училищем перебазировался из г.Ейска в г.Моздок.
В августе 1942 года перебазировался вместе с училищем в с.Борское Куйбышевской области. В училище совершил «учебно-тренировочные 84 вылетов, налет 17.25 и курсантские 530 вылетов, налет 95 часов».
11 сентября 1943 года прибыл на фронт и был направлен в 30-й РАП, а 24 сентября из 30 РАП был направлен в распоряжение командира 4 ИАД. Из штаба дивизии был направлен в 62 ИАП.
С 28 сентября 1943 года проходил службу в 62 ИАП.
Летчики полка осуществляли охрану ВМБ, прикрытие кораблей, перехваты самолетов-разведчиков, «поиск и уничтожение пл пл», выполняли спец.задания.
За период с 01.01.44 по 19.11.44 год совершил 62 боевых вылета, проведя в воздухе 80 часов 05 минут.
9 апреля 1944 году летчик Протогенов Ю.Н. в группе сбил самолет-разведчик Ю-88.
10.1954-11.1957 слушатель, майор ВМА им.Ворошилова, г. Ленинград.
После окончания Академии - 12.1957-05.1958 зам.командира полка, подполковник ВВС ТОФ аэродром Сухая Речка г. Ворошилов-Уссурийск.
05.1958-05.1960 командир полка (58-й иап ТОФ), подполковник ВВС ТОФ аэродром Постовая Советская Гавань.
05.1960-05.1961 - командир полка, подполковник 11 ОА ПВО Сахалин.
05.1961-08.1964 зам.командира дивизии, полковник 11 ОА ПВО Сахалин.
08.1964-10.1965 зам.командира корпуса, полковник 10 ОА ПВО Урал
По болезни в октябре 1965 года уволен в запас.
За свою летную жизнь Протогенов Юрий Николаевич совершил 3 720 полетов, проведя в воздухе 1 906 часов 16 минут.
Поистине удивителен и список самолетов, на которых он летал:
- По -2;
- Ут-1; Ут- 2;
- Ути – 4;
- И – 16;
- Як – 1; Як – 7б; Як – 11; Як – 12;
- Р – 40;
- Р – 39;
- ЛаГГ – 3;
- МиГ – 15; МиГ – 17; МиГ – 19.
Это – ЕГО история в истории АВИАЦИИ!
От поршневого По-2 - до сверхзвукового истребителя Миг – 19!