Автор Тема: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота  (Прочитано 311223 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
По случаю 80-летия Морской Авиации ТОФ был сделан прекрасный ролик!

<a href="http://www.youtube.com/v/_7SsyxwG96U?version=3&amp;amp;hl=ru_RU&quot; type=&quot;application/x-shockwave-flash&quot; width=&quot;960&quot; height=&quot;720&quot; allowscriptaccess=&quot;always&quot; allowfullscreen=&quot;true&quot;" target="_blank" rel="noopener noreferrer" class="bbc_link bbc_flash_disabled new_win">http://www.youtube.com/v/_7SsyxwG96U?version=3&amp;amp;hl=ru_RU&quot; type=&quot;application/x-shockwave-flash&quot; width=&quot;960&quot; height=&quot;720&quot; allowscriptaccess=&quot;always&quot; allowfullscreen=&quot;true&quot;</a>

Обращение начальника МА ТОФ полковника П.А. Киселёва к ГСС генерал-майору Минакову В.И.
по случаю Юбилея ВВС ТОФ и Дня Победы. 2012г.

<a href="http://www.youtube.com/v/tISB3NKPkAE?version=3&amp;amp;hl=ru_RU&quot; type=&quot;application/x-shockwave-flash&quot; width=&quot;960&quot; height=&quot;720&quot; allowscriptaccess=&quot;always&quot; allowfullscreen=&quot;true&quot;" target="_blank" rel="noopener noreferrer" class="bbc_link bbc_flash_disabled new_win">http://www.youtube.com/v/tISB3NKPkAE?version=3&amp;amp;hl=ru_RU&quot; type=&quot;application/x-shockwave-flash&quot; width=&quot;960&quot; height=&quot;720&quot; allowscriptaccess=&quot;always&quot; allowfullscreen=&quot;true&quot;</a>
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Дорогой Павел!

Хочу Вас уполномочить сообщить командованию ВВС Тихоокеанского флота, что все поздравления и подарки переданы Василию Ивановичу в лучшем виде!  %6
Поскольку вручение произошло в неформальной обстановке, то предоставляю такую фотофиксацию.   ;D



Передана памятная медаль к 80-летию ВВС ТОФ с книжкой. Передан вымпел и подписанная Вами как автором книга об истории соединений и частей МА.
Кроме того, я записала на диск оба ролика и так же передала этот диск. На компьютере Василию Ивановичу показали приветствие Начальника МА ТОФ полковника П.А.Киселёва.
Наш дорогой ветеран посмотрел ролик до конца с радостью, увидел знакомые места и самолёты и вертолёты, в создании которых он лично принимал участие во время работы в 30 НИИ.

Так что передайте, пожалуйста, полковнику Киселёву, что его поручение ветераны и примкнувшая к ним я выполнили!  %3 %3 %3

От Василия Ивановича - привет и большущее спасибо, что не забывают ветеранов!
Он надеется, что МА ТОФ Родине послужит с честью, как это было всегда, и в те времена, когда там служил сам Минаков!

Много сегодня рассказал. Мы кое-какие вопросы уточняли.  Он мне передал огромное (реально огромное) количество старых статей в газетах, которые он писал в разное время. Там есть воспоминания о службе и людях на разных флотах. Хотя, больше, конечно, за ВОВ. Но с этим разбираться и разбираться.

По поводу конкретных двух персон, по которым были вопросы, отпишусь в личку.  %56
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 6036
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
...Он мне передал огромное (реально огромное) количество старых статей в газетах, которые он писал в разное время. Там есть воспоминания о службе и людях на разных флотах.
       Галя, если там есть ЛП с датами, то прошу в архив не запихивать! ;D
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2419
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #273 : 18 Августа 2012, 20:13 »
Наверно так следует поступать, если для тебя дорога История Родины. Я взял, правда не спросил разрешения из одноклассников, фото из альбома нашего с Павлом Левшовым друга, Александра Сесёлкина, краеведа г. Советская Гавань, моей родины.

Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Split

Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #274 : 18 Августа 2012, 21:14 »
Наверно так следует поступать....
Да, собственно, так и поступают... Хотя, конечно не всегда, но обычно то крест, то просто знак, то фрагмент самолёта (крыло, хв.оперение, винт) - как здесь на мысе Кибера 89 год.

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2419
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #275 : 07 Сентября 2012, 23:02 »
Тут подготовил по 41-му иап ТОФ:


Некоторые материалы об истории 41-го иап с 1 февраля 1957 г., взятые из справочника «Век в строю ВМФ авиация военно-морского флота России (1910-2010).
(с одним из авторов этого справочника, морским летчиком полковником Павлом Владимировичем Левшовым, я знаком лично, он во многом помогает мне в попытках поднять историю некоторых полков истребительной авиации, в том числе и историю 41-го иап.)

   1 февраля 1957 г. 41-й ИАП, в соответствии с директивой ГШ ВМФ №ОМУ/4/30022от 22.01.1957 г.,существующий по штату №98/517-В и вооруженный самолетами МиГ-17, без одной эскадрильи, на аэр. Постовая былпередан из ВВС ТОФ в состав Советскогаванской дивизии ПВО отдельной Дальневосточной армии ПВО страны (приказ командира Советскогавнской ВМБ №002 от 08.01.1957 г.) На базе 41-го ИАП была сформирована 175-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья  по штату №98/701.( мои прим. Командиром этой оиаэ стал капитан Ставропольцев Иван Алексеевич, эта эскадрилья непосредственно была подчинена командиру 58-го иап ТОФ, она после августа 1957 г., была перебазирована на о. Итуруп, но не сделав там ни одного вылета из-за погодных условий, была возвращена на Постовую. 25 сентября 1957 г.,на основании директивы ГК ВМФ№ОМУ/4/30266 от 25.07.1957г., 175-я ОИАЭ была расформирована).
   В середине 1960-х гг. 41-й ИАП был перевооружен на самолеты-перехватчики Су-9.
   В начале 1970-х гг. полк получает на вооружение истребители Миг-21, а во второй половине-самолеты Миг-23мл.
   В январе 1980 г., при проведении очередной реформы ПВО, когда из 11-й ОА ПВО были изъяты истребительные полки, 41-й ИАП был передан в состав вновь сформированной 40-й истребительной авиационной дивизии ВВС ДВО. Штаб дивизии базировался на аэр. Сокол (о. Сахалин). Кроме 41-го ИАП, в состав дивизии вошли: 528-й ИАП (аэр. Смирных), 777-й ИАП (аэр. Сокол) и 308-й ИАП (аэр. Буревестник).
   До 1983 г., 41-й ИАП вооруженный самолетами МиГ-23мл, базировался на аэр. Постовая в районе Советская Гавань (мое прим., п. Заветы Ильича).
   В августе 1983 г. (мое прим., если есть более точные данные, подскажите) 41-й ИАП с азр. Постовая был перебазирован к новому месту дислокации-на аэр. Буревестник на о. Итуруп. Там он сменил 308-й ИАП, вооруженный самолетами МиГ-21. Данная рокировка была вызвана осложнившейся к весне того же года военно-политической обстановкой в районе Курильских о-вов и участившимся провокациями со стороны палубной авиации ВМС США. Самолеты МиГ-21 были не в состоянии противостоять современным палубным истребителям F-14 «Томкет», которыми были вооружены амереканские авианосцы. Назревающий нарыв прорвался 1 сентября 1983 г. инцидентом  с южнокорейским самолетом «Боинг-747», который был сбит летчиком 777-го ИАП 11-й ОА ПВО подполковником Г. Осиповичем.
   В 1986 г. в 11-ю ОА ПВО вновь передали части истребительной авиации, и 41-й ИАП из расформированной 40-й ИАД ВВС ДВО перешел в состав 24-й дивизии ПВО 11-й ОА ПВО. Управление дивизии дислоцировалось в п. Хомутово на Сахалине.
   В октябре 1986 г. решительными действиями летчиков 41-го ИАП подполковника С. Лоскутникова и майора А. Кобзева были предотвращены попытки нарушения нашей границы в районе Южных Курил палубной авиацией с авианосца ВМФ США «Рейнджер».
   В конце 1980-х гг. в полку было сформировано вертолетное звено ПСО (3 Ми-8т, которые вскоре заменили более новыми Ми-8мтв).
   Летом 1994 г.. под предлогом снятия с вооружения ВВС самолетов с одной двигательной установкой, 41-й ИАП 11-й ОА ПВО, вооруженный МиГ-23мл, базирующийся на аэр. Буревестник, был расформирован.
   Что, на сегодняшний день известно о командирах 41-го ИАП:
- А.Я. Дижевский август 1945 г.;
- И.С. Яковлев до 1949 г.;
- И.А Карпиков 1949-1952 гг.;
- Долматеня 1952-1953 гг.;
- В.А. Литвинов 1953-1954 гг.;
- ГСС В.П. Покровский сентябрь-декабрь 1954 г.;
- В.Л. Петренко 1955-1957 гг.;
- Л. Питерский 1957-1959 гг.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #276 : 21 Октября 2012, 00:18 »
Поскольку Марк написал о том, что было во время службы на ТОФ, то и размещу в этой теме!  %6

ПАРАШЮТНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

Я любителем был прыгать с парашютом с первого курса, что в дальнейшем и сыграло свою роль. К окончанию училища у меня было пять или шесть прыжков. И в полку так-же продолжалось, лез во все прыжки.

 В 1955-м году создалась у меня в полку невыносимая обстановка. Причиной всему был конфликт с замполитом эскадрильи старлеем Мельниковым, что само собой привело и к конфликту с замполитом полка. Надо сказать, Мельников был рядовым летчиком и общим любимцем в эскадре: весельчак, анекдоты из него сыпались, как из решета, душа компании! А потом для повышения политико-морального….., коммунистического… и еще чего-то была введена должность замполита эскадрильи, неосвобожденного, вот его и назначили на эту сучью должность. И почти мгновенно он стал совершенно другим человеком, стал соответствовать…

 Не удивляйтесь, что я, как может показаться, отошел от основной темы, мне кажется, что воспоминания о службе и обстановке в полку в те далекие годы могут быть интересными. Вспоминается, какую «козу» он мне подстроил, правда, я сам почти напросился по глупости, так получилось. Сидим мы на комсомольском собрании. Повестка дня стандартная: дисциплина, повышение уровня боевой и политической подготовки, еще какая-то херня. Потом, как обычно, проект решения собрания: поднять…, повысить, укрепить.., и последний пункт: Провести читательскую конференцию по роману Ажаева «Далеко от Москвы». Слава Богу, что вы не слышали об этом писателе и об этом его творении. Это был роман о том, как энтузиасты комсомольцы строили авиационный завод в Комсомольске на Амуре. Не смейтесь, а тогда о нем писала вся пресса, много шума было.

 Кто за это решение? Кто против? И тут черт меня дернул, впервые я проявил активность:
- Какая, - говорю, - читательская конференция?! Поднимите руку, кто читал этот роман? Три человека, а нас тут пятьдесят. Клеточку что-ли закрасить?
-А что Вы предлагаете? – это замполит.
- Ну, мало-ли интересных тем, о которых можно поговорить.
-...Ну, какая тема, например?
-Мало ли интересных для всех тем? Вот, например: Есть ли жизнь на Марсе?
-Прекрасно, так и запишем в Решении: комсомольцу Эдельштейну подготовить доклад на эту тему, и через две недели……

…Твою мать, тут я понял, в какой капкан я попал!!! Две недели я безуспешно искал хоть какую-то информацию, ну, Н_И_Ч_Е_Г_О!!! Катастрофа! Представьте себе ситуацию! Но есть на свете БОГ! В последний вечер перед собранием я в самом мрачнейшем настроении зашел в клуб, в библиотеку, взял газету «Боевая Вахта», и вдруг вижу: громадная статья, два полных листа, «Есть ли жизнь на Марсе»!!!!!!!!!!! Ребята, честное слово: я ничего не выдумал!

Тут еще одно «ответвление», правда, имеющее прямое отношение к парашютам, раз уж вспомнил об этом флотском «органе». Появился как-то в этой газете очерк одного из ведущих журналистов о парашютных прыжках, и там была такая фраза, дословно (прыжки были с ЛИ-2): «Он вылез на фюзеляж, и ветер дико засвистел в расчалках и стропах!» Ни хрена себе!

 Да, так вот за ночь, до самого утра, я переписал эту статью слово в слово в тетрадь, три раза прочитал и на память выучил. Под вечер еще раз прочитал, и вечером перед почтенной эскадрильской публикой я "минут на сорок" такую лекцию закатил, не глядя в конспект, что Филиппов в своей «Карнавальной ночи» рядом не стоял.

Да, так вот за ночь, до самого утра я переписал эту статью слово в слово в тетрадь, три раза прочитал и не память выучил. Под вечер еще раз прочитал, и вечером перед почтенной эскадрильской публикой я минут на сорок такую лекцию закатил, не глядя в конспект, что Филипов, в своей «Карнавальной ночи», рядом не стоял.

 Ну, это ладно, а конфликт разрастался. Я это хорошо чувствовал. А что делать? И помощь пришла с совершенно неожиданной стороны. Мы всегда знали, что кадровики- это люди такие вот... очень серьезные, народ такой, как говорил Райкин, "специфитский". Но вот майор Данилов, начальник О.К. дивизии, его я до сегодняшнего дня вспоминаю с благодарностью. Приехал он из Николаевки к нам в Сергеевку, вызвал меня и сказал:
- Вам надо уходить, они не дадут Вам спокойно жить. Я уже поговорил с Минаковым, - это командир полка, недавно Галя выложила в Форум большое интервью с ним, - он отпустит вас во Владивосток, в Штаб, на два дня, а я позвоню в кадры.

А там мне предложили на Океанскую Нач. ПДС – штурманом корабля, на что я с восторгом согласился. Ребята, это только дальневосточники могут понять разницу между Сергеевкой и Океанской! Да еще тяжелые машины, более длительные полеты, парашюты, рестораны «Золотой рог» и «Челюскин» недалеко, что еще надо?!

 Позвонил кадровик капитану Бутову (потом-майору), нач.ПДС ВВС,:
- Есть кандидатура тебе, побеседуй с ним.
Тот говорит:
- Я его знаю, любитель, оформляй.

Так я стал Начальником парашютной и аварийно-спасательной службы. Улетел в отпуск, и сразу после Нового Года вернулся с молодой женой в новую часть, на Океанскую. Почти вся эскадрилья в отпуске. Это специфика лодочной авиации – зимние отпуска, пока бухта закрыта льдом. Месяц я потратил на практику укладки парашюта. Вначале я помогал своему укладчику, ст. матросу Муртазину, потом много - много раз сам укладывал, а он мне помогал. Потом приехал Бутов со старым укладчиком-сверхсрочником, проверил меня:
– Давай, - говорит, -работай, и через две недели у тебя Ли-2 будет, готовь прыжки. День уточню.

Вот так началась моя новая служба. В тех первых прыжках участвовали только матросы. У нас ведь в каждом экипаже было четыре офицера и четыре матроса: радист, оператор, и два стрелка. Эти ребята прыгали с удовольствием, тем более, что и платили за каждый прыжок: за первый – пятьдесят рублей, потом чуть больше, больше, и с двадцать пятого – двести пятьдесят рублей за каждый прыжок. Это уже вообще была солидная сумма по тем временам. Много с тех пор воды утекло, много было разных денежных реформ, но, чтобы представляли себе, скажу для сравнения, что две лейтенантские звездочки стоили тогда пятьсот рублей. Не знаю, надолго-ли сохранилась эта система - плата за прыжки. А офицеры, за исключением молодых, после училища, сразу посылали куда подальше: "Отвали, когда на самолете страшней будет, чем на твоем зонтике, сам прыгну".
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #277 : 21 Октября 2012, 00:39 »
Раз уж зашла речь о деньгах, то вспомню об одном, сейчас уже очень мало-известном факте. Сталин как-то, где-то сказал, что сверхсрочники, это наш "золотой фонд". И этого было достаточно для того, чтобы им так резко увеличили плату, что они стали получать больше летчиков. Сверхсрочник с солидным стажем получал порядка трех тысяч, а лейтенант, штурман на Ил-28, получал пятьсот плюс тысяча триста. Не знаю, долго-ли это продержалось, но в 1951-м было точно.

Ну, вернемся к нашим "баранам". Утром я сказал своей молодой и любимой, что будут парашютные прыжки, если хочешь посмотреть – приходи на берег. Сказал, что я буду прыгать во втором заходе последним. Все прошло нормально, я вышел последним, затянул секунд пять-шесть чтобы первым приземлиться. Приехали на берег, к штабу, и тут мне рассказывают какого шороху наделала моя Ниночка. Ее уже не было, когда мы приехали, но мне рассказали, что когда она увидела, что у всех парашюты сразу раскрылись (а прыгали все с фалами), а последний падал, как ей показалось, очень долго, она в ужасе решила, что все – вдова!!! Она прыгала в лодке, что-то кричала, еле ее успокоили. Мне с ехидством говорили, что крепко вмерзшая до того в лед лодка, вдруг начала слегка покачиваться.

 Летали мы с парашютами «ПН-5» (или «ПЛ 5», подзабыл). Это нагрудный парашют, пристегивался на подвесную систему с помощью карабинов на грудь. Подвесную систему на себя не одевали, она лежала где-то рядом, около парашюта. Прыжки организовывались только зимой, на лед. На воду - слишком сложно было бы отмывать парашюты от соли. Только себе я это дозволял, ведь должность не давала мне ничего ни в звании, ни в окладе, так хоть удовольствие получить! В день, когда я не летал, с разрешения командира АЭ залезал в улетающий самолет, делал он для меня круг, и я прыгал прямо перед нашим штабом и стоянкой.
 




 В один прекрасный день поступил Приказ Командующнго ВВС (кажется был тогда Житинский) подготовить экипаж и машину для дежурства в аварийно-спасательном варианте. Срок – трое суток. Все сводилось к укомплектованию и укладке двух грузовых парашютов. Там должна быть лодка ЛАС-3, теплая одежда, ракетница, сухой спирт и специальные спички, не боящиеся влаги, еще много чего. Я уже все не помню. Ну, и набор продуктов, т.е. галеты, консервы, сгущенка, вода, и еще три литра спирта во флягах. Все, что требовалось, я быстро получил, грузовые парашюты у меня были, но возникли две серьезные проблемы. Первая заключалась в том, что я понятия не имел, как укладывать грузовые парашюты. Я узнал, что в ШМАСе, недалеко от нас, есть старшина-сверхсрочник, опытнейший укладчик, когда-то служивший у нас в части. Я пошел к нему с поклоном и парой бутылок, и вопрос был решен.

А вот со второй проблемой была целая история. Спирт! Нет, по-началу все было осень просто. Я пришел с заявкой к Начальнику базы, он тут же подписал: выдать три литра. Я с флягами пошел на склад, но по дороге прочитал полностью: выдать три литра ТЕХНИЧЕСКОГО спирта. Я – обратно:
- Что же Вы мне написали, мне же питьевой нужен!
- А у меня только технический, я не имею права написать питьевой…
- Но вы-же знаете прекрасно…..
- Все правильно. Я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что спирт чистейший. Неоднократно проверено, но я то его получал, как технический.

И оба мы все понимаем, а что делать? Пошел к доктору, а у него на граммы счет идет. В общем, подключилась мед. служба ВВС, НАЧ.ПДС ВВС, база ВВС, и на третий день мне привезли трехлитровую опечатанную бутыль со спиртом и соответствующую бумагу. Вот я не могу вспомнить, что с этим спиртом было дальше, когда дежурство закончилось. Но это не имело существенного значения, потому как при любом маршрутном полете, как только берег скрывался за горизонтом, кто-нибудь из экипажа обязательно напоминал: "Марк, вошли в облака". А когда отмечать в борт. журнале выход из облаков – подсказывала мне моя гражданская совесть.

Но самым интересным за все четыре года моей парашютной службы были сборы Начальников ПДС ВВС в Новонежино в 1958-м году. Меня отпустили туда с большим трудом, но все-таки отпустили. Собрались там парашютисты полковые и дивизионные. Все профессионалы, у всех прыжков гораздо больше, чем у меня, все гораздо старше меня. Но я старался, как мог, и отставал только в результатах соревнований в конце сборов, когда оценивались точность времени задержки, выполнения разворотов, фигур, точность приземления.

 Каждый день по два-три прыжка. Руководил сборами Нач. ПДС МА Петров. После первого простого прыжка говорит:
- А теперь задержка десять секунд. А потом, двадцать, тридцать и, наконец – сорок секунд.

Это два километра свободного падения. Первые затяжные мне, конечно, было не до управления телом, крутило меня, как угодно, а мысль только о том, чтобы время выдержать. Считал секунды и старался по возможности не спускать глаз с секундомера, закрепленного на запасном парашюте перед глазами. Потом стал пытаться останавливать беспорядочное падение. И в какой-то момент однажды почувствовал, что несколько секунд лечу стабильно лицом вниз. Это было, как сейчас помню, удивительное чувство!

 Прыгали ночью, тоже с задержкой до сорока секунд, прыгали в море в капке и с открытием МЛАС-1. Было соревнование, в котором я получал очки только за время открытия, а за остальное…..- пытался конечно, но опыта и умения явно не хватало. Все это было для меня неимоверно интересно!
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #278 : 21 Октября 2012, 00:55 »
А потом наступило самое удивительное: катапультирование с МИГ-15. Правда мне Петров сказал, что раз на БЕ-6 нет катапульты, то мне это не обязательно, но разве я мог отказаться?! И тут я должен углубиться в некоторые подробности, чтобы было понятно, что произошло потом. В передней и задней кабинах стояли два пульта с кнопками и лампочками. Летчик говорит: "Приготовиться!" - и нажимает кнопку. У меня загорается лампочка «Приготовится!». Я нажимаю кнопку «Готов!», и у него загорается соответствующая лампочка. Точно так же поступает команда: «Внимание!» И, наконец, «Пошел!" - НАЖИМАЕТСЯ кнопка «Пошел!», у меня загорается лампочка «ПОШЕЛ!» И только при загорании этой лампочки я катапультируюсь. То есть лампочка - это основная команда, а не голос. Нас даже в кабине специально тренировали - выполнять только эту команду. И это совершенно правильно. Не мне вам рассказывать, какой бардак бывает в эфире, и как можно спутать слово "пошел" со словом, скажем, «прошел…».

 Подошла моя очередь. Залез я в кабину, а она тесная - тесная, еще запасной впереди. Сидишь, как на жердочке: слева-справа земля, крылья где-то сзади, непривычно как-то. Меня катапультировал командир полка. Взлетели. Все вначале шло нормально: первая команда, вторая, а вот последняя... ну, забыл он про кнопку! И слышу: "Пошел!, пошел!" - а лампочка –то не горит!!! Надо себе представить: 58-ой год, мало еще кто катапультировался, напряжение, конечно, сильное. Уперся глазами в лампочку, правая рука на рычаге, жду, а она не загорается! Спохватился он через несколько секунд, и я вылетел из кабины. Перегрузки не почувствовал, настолько она кратковременна.

Когда открыл глаза, передо мной промелькнула черная дырка – пустая кабина моего МИГа. Дернул за красный шарик, чтобы открыть замок привязных ремней, а он, проклятый, не срабатывает! Через три секунды слышу – щелкнул автомат, а замок не срабатывает! Дергаюсь, стараюсь руками что-то сделать, ничего не помогает: лечу привязанный к креслу, и зажимами ноги к педалям притянуты. Продолжалось это, как мне потом сказали, семь-восемь секунд. … А потом вдруг замок (а я все время дергал его) сработал, ремни разошлись, кресло уходит, а меня вдруг резко развернуло вертикально головой вниз, и что-то сильно тянет за ноги. А произошло вот что: к спинке кресла сзади прикреплен его парашют, чтобы при каждом тренировочном катапультировании не разбивать его. Свободный конец вытяжного тросика привязывался к плечевой лямке подвесной системы, так что при отделении от кресла я открывал его парашют. А тут получилось, что я борясь с креслом, ухитрился так отклониться от спинки, что раньше времени парашютик стал открываться, и при моем отделении от кресла стропы его обмотались вокруг моих ног.

 Вот ситуация: я лечу вниз головой, за мной валится кресло на частично распущенном куполе, а ноги мои связаны стропами - "картина маслом". Я начал сучить ногами, пытаясь освободить их, не получается. Появилась мысль - достать нож и обрезать стропы, но это только на мгновение. Я тут опять должен прерваться. Я хочу вот что сказать: это все происходило пятьдесят семь лет назад, мне скоро (в ноябре) будет восемьдесят два года, и поэтому могут у вас возникнуть всякие нехорошие мысли о подробностях, о которых я рассказываю. Но любой человек, побывавший в подобной ультра экстремальной ситуации, может подтвердить, что, во-первых, секунды в таких случаях тянутся неимоверно долго, и во-вторых, что при этом голова начинает работать настолько быстро и четко, что если бы это было всегда, то мы все были бы гениями. Описывая эту историю, я не придумываю ни одного слова. И я и сейчас помню каждую секунду этого падения!

Не знаю, мои ли старания помогли, или стропы сами раскрутились, но ноги через те же семь-восемь секунд (с земли следили за моими приключениями) освободились. Но парашют сразу открывать побоялся, как бы кресло на него не упало. Затянул десять секунд, и тогда только открыл парашют, уже на небольшой высоте. Смотрю: я - над сопками, аэродром - в стороне, меня явно до него не донесет. А деревья уже - вот они, подо мной! Я прикрыл голову руками, закрыл глаза. Меня сильно продрало через ветки, и вдруг наступила полнейшая тишина, и я чувствую, что повис на чем-то. Открываю глаза и вижу: склон высокой сопки, метров двести, на склоне кусты, небольшие деревца. А метров пятнадцать от верха - одно единственное большое толстое дерево, всю крону которого закрыл купол моего парашюта. Дерево стоит с большим наклоном. Я убедился, что купол повис крепко, не сорвется, и начал раскачиваться, пока не ухватился за ствол, и не перебрался на него. Достал нож, обрезал стропы.

И вот тут я представил себе, что было бы: если бы я не отделился от кресла и врезался бы в землю вместе с ним! А если бы я ноги не освободил и вошел бы в землю как гвоздь, забитый сверху креслом! А если бы я прошел на метр-два выше, и купол лег бы не на всю крону, а зацепился бы только за ветки и сорвался, и я бы загремел по склону вниз! И вот тут меня охватил такой лютый страх! Я ухватился за ствол руками, ногами, зубами, я увидел, как на груди, на комбинезоне, появились мокрые пятна, которые на глазах увеличивались, и через несколько секунд я был весь мокрый.

Постепенно пришел в себя, и уже совершенно спокойно ждал пока ребята доберутся до меня. Это мне казалось, что совершенно спокойно. Я достал новую пачку сигарет, прикурил, и коробка спичек у меня из рук выскользнула и упала вниз, а когда меня часа через полтора-два вытащили на веревках вверх, и я полез за сигаретами, то в пачке было их только три штуки. Двадцать две сигареты одну от одной за два часа, вот тебе и спокойно!! Ну, так или иначе, все кончилось благополучно, хотя шансов на это было немного. На другой день были простые прыжки с шестисот метров на точность приземления. При первом прыжке я до последнего тянул в круг, не успел развернуться по ветру и здорово ушиб правое бедро. Боли я сразу не почувствовал и, схватив парашют, пошел было к севшему самолету для второго прыжка, но меня остановил доктор. Я возмутился:
- У меня же все в порядке! - а он говорит:
- подожди немного, со следующим заходом прыгнешь.
А к следующему заходу я уже от сильной боли не мог шевелиться и оказался в местном лазарете.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #279 : 21 Октября 2012, 01:08 »



На другой день лежу я, боль такая, что шевелить могу только глазами и пальцами на ноге. Открывается дверь, и вваливается вся компания во главе с Петровым. Он торжественно достает большой патрон от моей катапульты и вручает мне с пожеланием хранить его до конца жизни.
- А теперь, - говорит, - будем тебя лечить хорошим болеутоляющим.
Наливают полный стакан коньяка. Двое нежненько приподнимают меня за плечи, третий вливает в меня коньяк, дает какую-то закусь, а потом сигарету. Патрон этот и сегодня стоит у меня на почетном месте.

 Мир тесен. Два раза мне потом, уже на гражданке, рассказывали, что сами видели, как в Новонежино парашютист разбился, а кресло его висело на дереве на склоне сопки. Первый раз я услышал это где-то на Севере от летчика с АН-2. А второй раз, через много лет, от своего второго пилота на ИЛ-62. Он только пришел в наш экипаж. Мы как то разговорились, он тоже служил на ТОФ, в Новонежино. Как-то зашел разговор о прыжках, и вдруг он говорит, что, мол, заставляли они прыгать нас, но вот одного за это Бог наказал. И рассказывает нам, что вот один такой катапультировался, парашют у него не открылся, и он упал где-то в сопках. А кресло его долго болталось на дереве. Ну, тут уж я воспользовался случаем, поиздевался над ним:
- Врешь ты, Альбертик, знаю я этот случай. Это парашютист сидел на дереве, а кресло где-то в сопках потом нашли.
- Что ты мне рассказываешь, мы на аэродроме были, своими глазами все видели!!
А я спокойно так:
- Да брешешь ты, Альберт, не мог ты этого видеть, выдумываешь все…., - а ребята наблюдают за нами, они слышали от меня эту историю. В общем довел я его до белого каления, а потом рассказал все. "Картина маслом".
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #280 : 21 Октября 2012, 01:10 »


 Вопрос: зачем я сунул сюда это удостоверение? Мало ли вы всяких удостоверений видели? Не догадаетесь. Напоминаю: я был демобилизован по «Указу о новом значительном сокращении Вооруженных Сил» в августе 1960-го года. А подписано это удостоверение, как вы видите, 2 декабря того же года. А получил я его еще позже. Где-то, наверно, через полгода после начала моей гражданской жизни. Зашел я, совершенно не помню по какой причине, в Штаб МА и, конечно, захотел увидеть Нач.ПДС подполковника Петрова. Зашел к нему, поговорили, а потом он мне вдруг говорит: "Ты знаешь, мне кажется, что для тебя что-то у меня было!" Порылся он в ящиках своего стола и находит там это Удостоверение. Вот такая история.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Воробей

  • Гость
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #281 : 21 Октября 2012, 04:02 »
Класс! Марку Соломоновичу пламенный привет!

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #282 : 21 Октября 2012, 06:05 »
Класс! Марку Соломоновичу пламенный привет!
Через пять дней мне представится такая возможность воочую передать Марку наш всеобщий привет у него дома!
С уважением, Павел.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Последние из ракетоносцев ТОФ.
Подполковник Александр Ермаков.

Дай Бог всем, кто выдержал, чистого неба и удачи в составе Дальней Авиации!  %6


<a href="http://www.youtube.com/v/-dgBmHu2XXg?version=3&amp;amp;hl=ru_RU&quot; type=&quot;application/x-shockwave-flash&quot; width=&quot;960&quot; height=&quot;720&quot; allowscriptaccess=&quot;always&quot; allowfullscreen=&quot;true&quot;" target="_blank" rel="noopener noreferrer" class="bbc_link bbc_flash_disabled new_win">http://www.youtube.com/v/-dgBmHu2XXg?version=3&amp;amp;hl=ru_RU&quot; type=&quot;application/x-shockwave-flash&quot; width=&quot;960&quot; height=&quot;720&quot; allowscriptaccess=&quot;always&quot; allowfullscreen=&quot;true&quot;</a>
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Орел

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2846
  • Пол: Мужской
  • Per aspera ad astra
    • E-mail
  • Год выпуска: 1985
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #284 : 17 Декабря 2012, 17:47 »
Интенсивность полетов морской авиацией ТОФ возросла на 15%...
http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=11532727@egNews

 


Статистика посещений Карты посещений сайта