Автор Тема: "Забытый дивизион" или жизнь и судьбы Корвин- Керберов.  (Прочитано 51555 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Sibor

  • Форумчанин
  • **
  • Сообщений: 68
  • Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все.
    • E-mail
Начальники отряда:   Б. А. Щепотьев (август 1918г. -  февраль 1919г.),

В РККФ с 24 августа 1918 года по  1 февраля 1919 года Щепотьев Борис Александрович командовал  2-м морским истребительным авиаотрядом "Истра", воевавшим на Северном фронте под Пли(е)сецком.
С расформированием авиаотряда Щепотьев был переведен в Главный Морской штаб в Москву на должность помощника начальника тактико-технического отдела по авиационной части.
В период второго наступления белых войск на Петроград с августа 1919 года Щепотьев служил лётчиком 3-го авиаотряда на Северо-Западном фронте.
Не можешь летать, не мучай метлу!

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
В РККФ с 24 августа 1918 года по  1 февраля 1919 года Щепотьев Борис Александрович командовал  2-м морским истребительным авиаотрядом "Истра", воевавшим на Северном фронте под Пли(е)сецком.
С расформированием авиаотряда Щепотьев был переведен в Главный Морской штаб в Москву на должность помощника начальника тактико-технического отдела по авиационной части.
В период второго наступления белых войск на Петроград с августа 1919 года Щепотьев служил лётчиком 3-го авиаотряда на Северо-Западном фронте.
Ну, тогда следует упомянуть, что его судьба в чем-то схожа с судьбой военморлета  Берсеневича, о котором упоминалось в предыдущем посте:
По некоторым сведениям Щепотьев состоял в подпольной офицерской организации и, имея при себе секретные бумаги для контр-адмирала В.К. Пилкина (1869 – 1950), в районе Гатчины 28.09.1919г перелетел к белым.
Зачислен в 3-й авиаотряд 1-го армейского корпуса Северо-западной армии генерала Юденича, и в дальнейшем «за военные отличия» произведен в лейтенанты.
После поражения белых войск с 19 января 1920 года на службе в Эстонской авиации.
Ст. офицер-инструктор Морского авиаотряда (с 08.06.1921), затем начальник учебного курса школы летчиков-наблюдателей (10.10.1925 – 01.04.1927).
В октябре 1927 года по состоянию здоровья перешел в Топогидрографический отдел Генерального штаба.
С присоединением Эстонии к СССР в чине капитан-майора отчислен в резерв.
Арестован 26 июня 1941 года. Судебной коллегией по уголовным делам Кировского областного суда приговорен к десяти годам ИТЛ (17.09.1941).
Срок отбыл полностью.
Освобождён 12 сентября 1951 года.
Умер после 1964 года.
« Крайнее редактирование: 16 Апреля 2010, 08:45 от Poul lev »

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Аэродром Школы воздушного боя в Скачках

Это место, где был расположен аэродром Школы воздушного боя возле станции Скачки на севере Красного Села.



За железнодорожные пути проехать нельзя. Пришлось оставить машину и подняться по такой вот каменистой тропке до заветной "Поляны". Когда уложили тропку камнем, не известно. Может, она и с тех времён сохранилась.

Правда теперь поляна гораздо больше, чем бывший ипподром, который переоборудовали для нужд Школы.





Он простирался в направлении север- юг вдоль железной дороги. И Южная его часть находилась как раз напротив станции Скачки, к которой от шоссе ведёт Авиационная улица. Примерно напротив этих вот домиков. Это вид на юг.



А ниже фото- вид на север. Вот это и есть бывший ипподром, а затем аэродром.  %3 %3 %3



Именно тут учили сложному пилотажу и приёмам воздушного боя будущих морских лётчиков- истребителей! Теперь тут просто зелёная густая трава...
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Вот ребята с Бакинского сделали подарок, подкинули ссылки!  %3 %3 %3  %6


Ученик Бакинской школы морской авиации мичман А.И.Гребенев. Баку, август 1917 г.


Слушатель теоретического курса морской авиации гардемарин флота А.И.Гребенев со старшим братом Александром. Петроград, февраль 1917 г.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai

Начальник технической части Московской школы авиации А.И.Гребенев. 1922–1925 гг.


Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы А.И.Гребенев. 2 июля 1954 г.

Фото взяты отсюда http://soldaty-pobedy.ru/soldiers.aspx?SoldierID=205
Там же Биография!
  %6 %6 %6
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Фото из книги "Униформа Российского Военного Воздушного флота".
http://community.livejournal.com/foto_history/640352.html

Как гласит подпись "Ученики Бакинской школы морской авиации."
Хотя у левого уже есть знак морского лётчика. Может, выпускники? :)

Тоже ссылочкой поделились бакинцы.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail


Фото из книги "Униформа Российского Военного Воздушного флота".
http://community.livejournal.com/foto_history/640352.html

Как гласит подпись "Ученики Бакинской школы морской авиации."
Хотя у левого уже есть знак морского лётчика. Может, выпускники? :)

Тоже ссылочкой поделились бакинцы.
А в центре случайно не Гребенев???!!!

Оффлайн Слай

  • Spe Fretus
  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2958
  • Пол: Мужской
  • Fuimus
 
А в центре случайно не Гребенев???!!!

 Похож, Павел, тоже самое подумал ... Точно может сказать военный историк

                                         Кибовский Александр Владимирович.

                         

 Досье : http://www.kadis.ru/person.phtml?id=12162

             http://www.trimifuntsky.ru/index.php?/orthodoxnews/2010-01-18-14-23-18.html

Вовик

  • Гость
     Есть предложение к автору темы, вторая часть названия которой звучит так: "...или жизнь и судьба Корвин-Керберов". Кажется, этой части не уделено достаточо внимания. Есть три брата: о старшем рассказано, о двух других - почти ничего.
     Очень симпатична, например, личность Леонида Львовича Кербера. Рассказ о нем, обычно, начинают фразой: "Этот человек с четырехклассным кадетским образованием стал впоследствии заместителем Туполева А.Н. по приборам". Да, стал, но до этого работал в знаменитой "Туполевской шараге" или ЦКБ-29 НКВД. К тому же, обладая незаурядным литературным талантом, он очень образно описал всё там происходившее. В суровые времена его творчество разошлось в самиздате и лишь в 1970-х годах появилось в издательстве "Посев" без ведома автора под другой фамилией.
     И ещё одна деталь: перед войной в "шараге" собрались знаковые фигуры. Из хорошо известных - Туполев А.Н. и Королев С.П., из неизвестных -  Бартини Р.Л., о котором немного говорили на форуме, но в другом контексте. Леонид Львович пишет о Бартини более подробно в своей "Туполевской шараге". Пару фраз для характеристики Бартини.
     Когда Королева спросили, кто ваши учителя, он назвал имена Туполева и Бартини, добавив: "Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника".
     Как-то в министерстве авиапромышленности шли дебаты по сложной технической пароблеме. Когда спор зашел в тупик, встал Александр Сергеевич Яковлев и сказал: "У нас же есть Бартини, вот и поручим проблему ему. Уж если он не решит, значит она принципиально нерешаема".
     Вот так переплетались судьбы.

николай

  • Гость
Вовику:
Предложение Ваше правильное, но надо учитывать и человеческий фактор.
На многих ветках Галиной выложена буквально лавина исторического материала.
В общем случае сбор информации по любому историческому эпизоду происходит по одной схеме-сначала подымаем пласты, потом ковыряем кочки и в дальнейшем начинаем просеивать землю.
Так вот, на третьем и самом трудоёмком по времени нудном этапе большинство останавливается, и только единицы как  Галина, Сергей, Андрей, Павел… не бросают начатое  (думаю Вы их сами заметили на исторических ветках.) не считаясь с затрачиваемым временем.
Раз Вы располагаете информацией о Льве Львовиче Кербере-окажите  помощь, входите на форум с ней равноправным участником. Это всем будет интересно.
И его книга о «Шарашке», как написанная от первого лица, конечно вызывает большой интерес.
Где её найти?

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
     Есть предложение к автору темы, вторая часть названия которой звучит так: "...или жизнь и судьба Корвин-Керберов". Кажется, этой части не уделено достаточо внимания. Есть три брата: о старшем рассказано, о двух других - почти ничего.
     Очень симпатична, например, личность Леонида Львовича Кербера.
    ...    Вот так переплетались судьбы.

Уважаемый Вовик!
Ник у Вас, конечно, занятный.  ;D %6
А вот предложение замечательное!  %3 %3 %3

Но Коля правильно говорит, совершенно не хватает времени даже размещать материалы, а не только их как- то обрабатывать и систематизировать. Хотя я по- возможности это делаю. А материалов у меня хватит не то, что на этот раздел, а на несколько полновесных книг и сайтов. Только не гоже, когда на форуме один человек сам с собой разговаривает. Не понятно, интересно это? Читают ли? Хочется обратной связи.

Если Вы готовы поддержать тему, я со своей стороны, всегда... поддержу огнём и манёвром! Только уж, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Не надо быть гостем, будьте, как дома. У меня есть что сказать и о Леониде Львовиче, и о Борисе Львовиче вспомнить можно. Да про всю семью надо бы обязательно рассказать поподробнее.

Ссылку на книгу Л.Л.Кербера "Туполев" я давала (на старом форуме). И у меня она, конечно же есть в закачке. В сети можно поискать. И в сети есть интереснейшие письма Л.Л.Кербера к Конецкому. Я на старом форуме так же давала. Правда хочу предупредить, что Л.Л. не всегда точен в своих мемуарах. Поэтому некоторые данные (включая даты) нуждаются в проверке. Ну и как мне кажется, иногда Л.Л. ради красного словца, т.с., впрочем, посмотрите старый форум, я об этом рассказывала.

Что касается приоритетов, то естественно мы освещали в первую очередь малоизвестные, иногда, в каком- то смысле сенсационные и эксклюзивные материалы о нашей Офицерской Школе Морской Авиации. А Виктор Львович её окончил, был морским лётчиком. А именно его жизнь менее известна, чем жизнь Леонида Львовича. Потому начали с него. Но! Представьте, что и тут у меня лежит ещё огромное количество абсолютно уникальных (!!!) материалов, которые ещё просто не успела опубликовать.

Но раз заговорили о Леониде Львовиче, пожалуйте, с удовольствием поддержу!
Тем более, что Туполев много занимался и самолётами Морской Авиации, не говоря о том, что в его шараге работали такие люди как Бартини!!!



Вот фото трёх братьев, Леонид, Виктор и Борис, в неформальной обстановке из архива В.Л.Корвин- Кербера. Не так часто выдавались моменты таких встреч. Вероятнее всего фото публикуется впервые.

Напоминаю: при копировании материалов с нашего форума ссылки на него и на источник материалов (архив В.Л.Корвин- Кербера) обязательны!

« Крайнее редактирование: 09 Июля 2010, 18:33 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Вовик

  • Гость
     SAMURAI:
     Полностью поддерживаю Николая, вставшего на Вашу защиту. Такой мужчина достоин уважения. Со своей стороны присоединяюсь к стройному хору, певших дифирамбы по поводу Ваших публикаций. То что сделано, трудно переоценить. Всё что смогу, сделаю, скажите только, что нужно. И спасибо за последний материал.
     Относительно регистрации. Пока нахожусь в состоянии, что пришел в чужой монастырь со своим уставом, ведь Ейское училище не кончал. Правда, есть смягчающее вину обстоятельство: в 1952 году поступал в училище, но не прошел по зрению. Почти три месяца был курс молодого матроса на старом аэродроме гидросамолетов. Был свидетелем страшной трагедии, происшедшей в июле, когда при взрыве погибли и пострадали молодые ребята из Одесской спецшколы ВВС, которых привезли искупаться. Такое не забывается.
     О воспоминаниях Кербера Львовича, как его называл Туполев, отзываюсь только положительно. Неточности сделаны не преднамеренно и при переиздании он стремился их исправить. О Бартини я узнал из его "Туполевской шараги". Это уже ценно, ведь многое просто забыто.
     Приведу в пример один парадокс с забытыми именами. Когда учился в академии имени Можайского, её забрали у ВВС. Без нашего согласия всех передали из морской авиации в Ракетные войска. С РВ был связан 20 лет, из них 10 лет служил на Байконуре. Вроде бы долго тёрся о ракеты, но не знал фамилий истинных создателей знаменитых реактивных минометов. Королёв С.П. был провидцем, когда говорил: "Хлопнут без некролога". Так и "хлопнули" Клеймёнова И.Т. и Лангемарка Г.Э. в 1938 году. Хорошо, что успели изобрести "Катюшу", а признание получили только в 1991 году, когда им присвоили звания Героев социалистического труда. Это сведения из другой книги, подобной воспоминаниям Леонида Львовича. Автор - заместитель Королёва по системам управления Борис Евсеевич Черток (книга: Б.Е.Черток. Ракеты и люди). Он жив, ему 98 лет. В прошлом году делал доклад на 23-х Королёвских чтениях. Таким людям можно и нужно верить, а ещё лучше - их читать. Простите за пространные рассуждения.

 

Вовик

  • Гость
     Николаю.
     Рассматривайте моё замечание как предложение и никоим образом, как претензию. Собрать, обработать и изложить информацию - колоссальный труд. Галя достойна только похвалы, причем высшей степени.
     На интернете много материалов о Кербере Л.Л. и кроме "Туполевской шараги" есть много других. Не буду давать все ссылки, проще выйти на Яндекс, затем поиск: Кербер Л.Л. А дальше выбирайте то, что нужно. Пишет Леонид Львович очень хорошо.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Георгий Копытов, внук В.Л.Корвин- Кербера, хранитель и исследователь Истории своей семьи. Соответственно и Л.Л.Керберу он приходится внучатым племянником и поддерживает отношения со своими родственниками по этой линии. В архиве Леонида Львовича есть бесценные свидетельства жизни семьи, а главное, старинные фотографии из БОШМА! Этими снимками Георгий поделился с нами. Они будут опубликованы в соответствующей теме.



Слева книга Л.Л.Кербера, о которой шла речь. Книга в таком издании вышла в свет в 1999 году. Очевидно, остатки этого издания ещё можно приобрести, это я увидела на выставке ИНТЕРАЭРОКОМ, репортаж с которой публикую тут
http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=178.msg19783#msg19783
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Георгий на Смоленском Лютеранском кладбище.
Он разыскал там могилы своих предков по материнской линии и установил плиту памяти своего многочисленного и славного семейства. Репортаж об этом был размещён у нас тут
http://forum.evvaul.com/index.php?topic=1087.110

Напомню, что похороненный тут Евгений Гарф был почётным гражданином города Ейска!
К сожалению, в памятной Галерее почётных граждан Ейска у парка Горького я не нашла его портрета. Но надеюсь, что мы как- то сможем связаться с Ейскими краеведами и передать портрет Евгения Гарфа, чтобы память о нём сохранилась.



Как выглядит Смоленское Лютеранское кладбище
http://photofile.ru/users/oshma/115817832/
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта