А перед этим "делом авиаторов"... Вспомните "дело Валерия Чкалова".....
По легенде, один раз Чкалов даже пролетел под Кировским мостом в Ленинграде. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полет повторил летчик Евгений Борисенко.
Евгений Борисенко - кто был этот лётчик, его судьба?!
Как известно, Героев не судят..но мы о другом..
Что нам известно о Чкалове?
В энциклопедии можно найти следующую информацию:
Чкалов Валерий Павлович (1904 - 1938), лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936), разработал ряд новых фигур высшего пилотажа. В 1936 - 37 годах совершил беспересадочные перелёты Москва - о. Удд и Москва - Северный полюс - Ванкувер. Погиб при испытании нового истребителя.
Однако, это тоже часть легенды. На самом деле период до службы в армии и его автобиография в военном личном деле отсутствуют. Зато есть множество документов("Свидетельство о болезни №716 от 10 апреля 1928 г. Комиссия при Брянском Военном госпитале засвидетельствовала:
"Рост - 168 см. Вес тела - 66,6 кг. Субъективные жалобы: на плохое зрение. Объективные признаки болезни: острота зрения правого глаза 0,7, левого глаза 0,8...") о пьянстве, дисциплинарных взысканиях и судебных приговоров Военного трибунала. Если за пьяные дебоши в СССР сажали на гауптвахту или давали 15 суток, то Чкалов получил 6 месяцев тюрьмы. Остаётся только догадываться, сколь выдающимися были попойки Чкалова. После отсидки, Чкалов второй раз попадает в Ленинград в 1926 году, затем снова тюрьма и досрочное освобождение, несколько месяцев безработицы. Затем Чкалова восстановили в ВВС РККА. Но он продолжал "неумеренно потреблять спиртные напитки", от чего у лётчика слабеет зрение.
3 января 1929 года Чкалов был арестован и по приговору "суда в закрытом заседании" осуждён на один год лишения свободы. Из РККА Чкалов был демобилизован окончательно. Однако после освобождения Чкалов становится... сотрудником ОГПУ (то есть КГБ!) и его направляют в ОСОАВИАХИМ выявлять "врагов народа". Но уже в 1933 году в его характеристике записано: "дисциплину Красной армии не переваривает, внутренне разболтанный и разложившийся командир. По всем данным подлежит изъятию из ВВС РККА". В этом же году Чкалов был переведён в резерв и снова демобилизован из армии.
Вся последующая жизнь Чкалова, за исключением его участия в знаменитом перелёте через Северный полюс и испытаний самолётов-истребителей достоверно неизвестна. Его личное дело сотрудника НКВД доступно только его родным, к нему не допускают историков. Но в 1938 году Чкалов - уже комбриг! Но как мог получить столь высокое звание человек, в Красной армии не служащий, к тому же комиссованный за профнепригодность, подслеповатый? Ответ на этот вопрос находится, когда выясняется, как полностью звучало звание Чкалова: "комбриг войск НКВД". Это звание соответствовало общевойсковому званию "генерал-полковник". Чем был обусловлен столь высокий карьерный рост сильно пьющего сотрудника ОГПУ-НКВД, остаётся только догадываться.../ЦАМО, личное дело №268818/
Такая же легенда и "пролёт под мостом". В ряде источников утверждается, что Чкалов будто бы пролетел под мостом то ли в 1928, то ли в 1927 году, на самолёте-истребителе Фоккер D-XI, на глазах у будущей жены Ольги Эразмовны. Однако вторая жена Чкалова во всех своих интервью на все вопросы отвечала, что при ней не летал. Как следует из военного личного дела Чкалова, в 1928 году он проходил службу в Брянске и в Ленинград ни разу не прилетал. А в 1927 году он проходил обучение в Липецке. А в 1926 году - отбывал уголовное наказание. Под мостом можно пролететь только днём, но в это время на набережных всегда полно народа, поэтому должно быть много очевидцев. Но их нет. Ни одного! Ни одна газета того периода о таком пролёте под мостом не писала. А вот в 1940 году газеты с восторгом писали о пролётах под Кировским мостом Евгения Борисенко во время съёмок фильма "Валерий Чкалов".
По материалам "Петербургского дневника" от 3.9.2007 г.
С форума http://flurri.3bb.ru/...................
А это из другого источника, но тоже интересно... Личное дело В.П. Чкалова /ЦАМО, личное дело №268818/ было опубликовано Николаем Добрюха ещё шесть лет назад /газета "Версия" №27 (151) 24-30 июля 2001 г./.
Как В.П. Чкалова сделали пьяницей в 1-й Краснознамённой истребительной эскадрилье, что базировалась сначала на Корпусном аэродроме, а с 1926 года - на аэродроме в Гатчине, описано в книге его дочери:В.В. Чкалова "Валерий Чкалов. Легенда авиации" - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005, тираж 7000 экз., стр. 26-27.
Чкалов никогда не летал под мостом в Ленинграде. Этого не могло быть даже теоретически.
Со слов Байдукова, повторяемых из книги в книгу, это произошло в 1928 году.
В 1924 году СССР подписал международную конвенцию о правилах полётов. В соответствии с пописанным документом были отредактированы и правила полётов над территорией СССР - был создан новый воздушный Кодекс. Все эти документы были своевременно опубликованы в "Сборниках действующих руководящих приказов по ГВФ и ГУ ГВФ" за соответсвующие годы и доступны любому любопытному взгляду.
Полёты над городами с этого момента были строжайше запрещены.
Любой самолёт пролетевший над Ленинградом без соответсвующего предварительного разрешения был грубейшим нарушителем правил проведения полётов и был бы наказан. В личном деле В.П. Чкалова отмечено много наказаний и описано за какие проступки. Полёт над Ленинградом там не значится.
Чтобы попасть в пролёт под Николаевским мостом Чкалову надо было крутиться над Большим домом и Смольным. Как бы на это среагировали товарищи из НКВД? Но они почему-то не прореагировали.
В.П. Чкалов пролетел под мостом якобы для своей невесты. Но когда он служил на Корпусном аэродроме, у него уже была жена - другая - Лида Крылова (см. указанную книгу, стр. 16; или личное дело №268818). И для неё он под мостом не летал.
Вторая его жена, Ольга Эразмовна, всегда на этот вопрос отвечала, что при ней он под мостом не летал /см. многочисленные интервью Ольги Эразмовны/.
В 1928 году Чкалова ни в Ленинграде, ни в Гатчине не было. Его учиться в Липецк отправили в июне 1927 года, а в апреле 1928 его направляют в 15-ю истребительную авиабригаду в Брянск. Там он и проходил медкомиссию, признавшую его негодным к лётной службе.
Прилететь в 1928 году из Брянска в Ленинград, пролететь под мостом на "Фоккере Д-11" и улететь обратно невозможно!
3 января 1929 В.П. Чкалова, демобилизованного из ВВС в октябре 1928 года, в очередной раз сажают в тюрьму, на сей раз за разбитый самолёт (ещё до демобилизации, см в книге дочери на стр. 42).
В.П. Чкалов, перегоняя самолёты своего звена из Гомеля в Брянск врезался в провода (зрение подвело - дочь Чкалова приводит в своей книге выписку из его дневника на стр. 52).
Так что и 1928 и 1929 годы выпадают.
А после демобилизации Чкалов в кабине истребителя уже оказаться не мог. Он стал лётчиком Ленинградского "АЭРОМУЗЕЯ-АЭРОКЛУБА" - в то время это был крупнейший авиационный музей мира, уступавший по объёму своих фондов только Берлинскому музею авиации. Катал экскурсантов музея на Юнкерсе F-13 над пригородами Лениграда. Да обучал курсантов ленинградского аэроклуба ОСОАВИАХИМА.
Таким образом, из биографии В.П. Чкалова следует, что совершить грубейшее нарушение Воздушного кодекса, полететь в город и пролететь под мостом на истребителе он мог только в период с 14 августа 1924 года по июнь 1927 года включительно.
Пролетел среди бела дня и как пишет в своей книге Г.Ф. Байдуков (Жизнь замечательных людей "Чкалов" - М.: "Молодая гвардия", 1986, стр. 150000 экз., стр.45-46), Чкалов долго летал около моста, примериваясь...
Происходило это среди бела дня, в центре города у Петропавловки и решётки Летнего сада где всегда народа полным-полно. Должно было быть много очевидцев. И такой полёт не мог пройти мимо городских журналюг, вечно ищущих сенсации. Должно было всё это попасть в газеты или под рубрикой "Воздушное хулиганство" или под рубрикой "Выдающееся достижение советских авиаторов".
.................
В 1940 году кинематографисты, снимая фильм «Валерий Чкалов», долго искали авиатора, который мог бы повторить полёт под мостом. Наконец такой лётчик нашелся. Евгений Иванович Борисенко с кинооператором Александром Гинцбургом на борту повторил его четырежды! Под овации облепившей парапет набережной толпы он нырнул под арку моста, благополучно проскочил и, обретя, так сказать, простор, пошёл на разворот, с тем чтобы следовать на посадку. Но Гинцбург, увлечённый своим искусством, ничтоже сумняшеся, попросил его сделать маневр ещё раз, дабы отснять дубль. Лётчик обругал оператора, но в просьбе не отказал. Теперь решили войти под арку в обратном направлении. Навстречу ветру - Борисенко, видно, задумал усложнённый вариант чкаловского полёта. У самого моста самолёт повело в сторону, но лётчик удержал машину и, накренив её на крыло, благополучно провёл под аркой.
Дело, однако, на этом не кончилось. Ночью на квартире Борисенко раздался телефонный звонок. Оператор сообщил, что плёнка забракована и придётся лететь еще раз. Утром другого дня снова сделали два дубля, и оба раза лётчик проскочил под мостом так, словно прошёл через дверь собственного дома. Позднее, когда его поздравляли, Евгений Иванович пошутил:
- А что тут особенного? Я думаю, целесообразно будет вообще узаконить воздушную трассу под Троицким мостом, чтобы лётчики не скучали во время полёта. Это вам не грузовик неуклюжий, а самолёт - юркая птичка! Как захотела, так и полетела...
В глазах Борисенко маневр этот и впрямь становился будничным с каждым следующим пролётом. Да и с самого начала та воображаемая, преувеличенная подсознанием степень риска значительно снизилась - глаза у его страха были не так велики, ибо был пример - он, Борисенко, не первый.