Автор Тема: Куклев Николай Викторович. ИНТЕРВЬЮ 2011г. и 2017 г.  (Прочитано 20881 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Н. К.: Сердюков слетал в Саки, спустился там внутрь этого блока /НИТКА в Саках/, посмотрел, глаза расширились, перепугался:
- Нет, мы свой такой не построим. Будем его совместно использовать. 
Саки совместно использовать. Поэтому, что будет, я не знаю. Окончательно отказались, или это только слухи.

Г. В.: Ну, о многом важном уже поговорили. А о завершении Вашей военной карьеры говорить не хочется. Об этом много писали, а все мы знаем, каким образом принимаются такие решения. Насколько эти люди далеки от понимания ситуации, не будем говорить. Расскажите лучше, как Вы себя чувствуете сейчас, чем занимаетесь? Может быть, даже и хорошо, что всё так получилось? Ваше нынешнее положение и ситуация Вас радуют? Вы довольны? Вы на своём месте?

Н. К.: Однозначно ответить нельзя. Должность достаточно высокая - зам. генерального конструктора, тем более зам. по тематике ВМФ. Работа интересная, разрабатываем и создаём новую технику. Направленность, что мы делаем, в основном для Министерства Обороны. Ну и отдельные гражданские заказы. А в основном для Военно-Морского флота. Всё, что новое - это интересное. Это в принципе нормально. Очень жаль, что с переходом на эту работу я прекратил свою лётную деятельность и летать не буду уже. Это должность не лётная. Только лётчики - испытатели, мы создаём, а они испытывают. Школу лётчиков - испытателей я уже не закончу по возрасту. Как бы в 53 года не становятся лётчиками - испытателями.




Н. В. Куклев с посетителями Военно-Морского салона, Санкт-Петербург, 2011 г.


« Крайнее редактирование: 26 Марта 2017, 22:49 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Начальник Морской Авиации ВМФ генерал-майор Николай Викторович Куклев


Г. В.: Ну, может быть, и правильно. Когда-то всё равно пришлось бы закончить лётную карьеру.

Н. К.: Это понятно. Это с одной стороны. Если бы я не был связан с Морской Авиацией, я бы сказал: да, меня всё вполне устраивает, я доволен, я счастливый. У меня много свободного времени появилось, у меня жёсткий нормальный регламент, с 9-ти до 18-ти. Мне по вечерам никто не звонит и не беспокоит. У меня суббота и воскресенье - выходные дни. И никто меня в субботу не озадачит какой-то работой. И в воскресенье не озадачит. И никаких вводных нет, и всё по плану, всё красиво, всё замечательно, спокойно, и всё как бы хорошо. Но я 35 лет прослужил в Морской Авиации, и променять прежнюю мою работу на какую-то другую работу… я мыслями ещё там... У меня до сих пор всё это дело кипит. Я не могу это дело смотреть. Я до сих пор отслеживаю, что происходит на флотах, кто как летает, кто как руководит. Мне это уже не надо как бы, но я не могу это вычеркнуть у себя из души… ну, не могу это… Видимо, это навсегда.

Г. В.: Скажите, а должность командующего Морской Авиацией в нынешних условиях не упразднят? Сейчас и Морской Авиации-то не стало… Почти всё передали в ВВС, что оставалось (те и так крохи).

Н. К.: Функции Управления Морской Авиацией в Москве - они гораздо шире, чем на флотах. На флотах они обладают функцией решения задач в масштабе отдельного флота, скажем, Балтийского флота в операционной зоне, Северного флота, Тихоокеанского… Флот решает задачу, там участвует Морская Авиация. А здесь задачи гораздо шире. Здесь мы занимались развитием Морской Авиации, что будет завтра, какие самолёты, какие комплексы, какие приборы, какие нужны направления Морской Авиации, а какие нам нужны корабли? И это всё настолько сложно, хотя вроде бы в теории так легко.

Г. В.: Да сейчас вообще трудно себе представить хоть какое-нибудь разумное направление...

Если уж зашла речь, скажите, пожалуйста: как они всю вашу компанию /речь об уволенных за  погоревшую в прошлом году МТБ ВМФ/, раз решил Медведев (потому что надо ему кого-то наказать),  подставили? Подставили с целью конкретно Вас убрать? Или убрали, чтобы Министру Обороны не «досталось»? Хотя эта база, на ней же ничего толком не было, я читала, и все говорят. 

Н. К.: Эта база. Вот за Советское время сколько сокращено частей? И весь вот этот хлам, куда его девать? Весь этот хлам - туда на хранение и сваливали, и сваливали, и сваливали… Куда его девать? Оно не списывается. Эта часть находится в Коломенском лесу, там вооот «такие» сосны. Она после войны создавалась в условиях маскировки, никто ничего не думал. Какие там открытые площадки? Она просто в лесу находится.
Вот горит склад. Первый прибежал туда Булгаков, начальник тыла. Вместо того, чтобы руководить там тушением пожара… Хотя каким тушением? Пожарных машин нет. Сократили. Значит, гидранты взяли, у ворот отрезало электричество, они не работают. Бойцы пшикалками чего-то там…  Хорошо, что они там не погибли. Пшикалками лес не погасишь. Можно только с самолёта. Верховой огонь, ветер страшный! А он /Булгаков/ занялся не организацией тушения пожара, а писал доклад Министру Обороны и привлёк рук. состав к себе. Этот доклад всю ночь писал, и утром положил Министру Обороны. Для чего? Принцип один: чем больше я сдам, тем меньше мне достанется. За тушение пожара нас уволили, ему два миллиона - премия. А извините, товарищ Булгаков - номенклатура-то чья? Тыла. А почему ты-то не отвечаешь тогда? Почему ты не поборолся за пожарные расчёты? Почему ты не посмотрел? Два миллиона премия - это за что тебе? Вот подходы.

Г. В.: Ну, под эту базу, наверное, и что-нибудь нужное списали.

Н. К.: А то! Почему бы нет то?!

Г. В.: Сколько уже складов взорвалось, все смеются.

Н. К.: Да. Вот сейчас взорвались два арсенала - строгий выговор. А нас всех уволили. Это за что?! Меня, лётчика, уволили за что?! Выгорело столько деревень, десятки деревень. Сотни людей погибло. А почему тогда министра МЧС не сняли? Кто ответил за гибель людей? Кто? Назовите? Один я, что ли, вместе с Серёгой Рассказовым и Манаковым?
Меня официально назначили 8 мая, а 4 августа уволили…

Г. В.: …Понятно. Что случилось с Вами, то случилось и со всей Морской Авиацией. Но как Вы сказали, «время лечит». Теперь у Вас новая жизнь. И эта жизнь тоже связана с вертолётами и с Морской Авиацией. А мы будем следить за новостями из ОКБ Камова и надеяться, что с корабельных вертолётов потихонечку Морская Авиация начнёт «приходить в себя».  От всей души желаю этого и Вам удачи!




Н. В. Куклев у бюста Т. А. Апакидзе в фойе обновлённого музея Морской Авиации в Сафоново, 2016 г.


                Интервью взяла и подготовила к публикации Галина Вабищевич.

Использованы снимки: из личных фотоархивов Н. В. Куклева, автора очерка, а так же В. Н. Сокерина, П. П. Кретова, Ю.В. Клейна, из книг М.Ильенковой "Тимур. Прерванный полёт" и Л.Севериковой "Тимур и его небо".

« Крайнее редактирование: 27 Марта 2017, 22:52 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Генерал-полковник авиации В. П. Потапов, адмирал Н. М. Максимов, генерал-полковник В. Г. Дейнека, генерал-майор Н. В. Куклев во время военно-научной конференции, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, Военно-морская академия, фото 2015 г.



Участники военно-научной конференции, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, Военно-морская академия, фото 2015 г.


Интервью от 23.03.2017 г.

Дополнение № 1


Н. К.: Вы, наверно, помните 2000 год, когда ситуацию с «Курском» освещала вся мировая пресса, а по нашему телевидению только и говорили: «Курск! Курск! Курск!» Я расскажу ещё случай во время работ на подводной лодке «Курск».

В одном из отсеков сделали технологические отверстия, в лодку проникли водолазы, достали оттуда первые 6 тел подводников и подняли их на судно «Регалия». Был назначен день прощания с подводниками в Североморске, ожидалось прибытие военно-политического руководства страны, министра обороны, может быть, даже президента или председателя правительства, иностранных делегаций и СМИ. Прощание будет «завтра». Все смотрят прессу, подготовка широко освещается.

И вот утром мне звонит командующий ВВС СФ Николай Александрович Мордовалов:
- Срочно прибыть ко мне! Даю 10 минут.
Я быстренько собрался, прибываю к нему. Он меня встречает на улице: «Едем к командующему флотом, он будет ставить какую-то задачу». Северным флотом командовал Попов Вячеслав Алексеевич. Какую задачу ставят командиру авиационного полка? Значит надо куда-то лететь. Мы сели в машину Мордовалова и поехали к командующему флотом…

Кстати, я обоих этих людей хорошо знаю. Мордовалов – жёсткий, очень требовательный человек. Мне сначала казалось - так нельзя. Но он всегда поступал порядочно, всю ситуацию как лётчик понимал, и я до сих пор к нему очень уважительно отношусь, и он ко мне хорошо относится. Он никому спуску не давал, заставлял работать. Но когда он видел, что ты дело делаешь, он это отмечал. Но человек он очень требовательный и жёсткий.

Так же уважительно я отношусь и к Попову Вячеславу Алексеевичу. Он так авиацию любил, что иногда казалось, он её любит больше, чем подводников. Он на машине столько не ездил, а на вертолётах летать любил. С Североморска-1 на Североморск-3 на вертолёте летел. Вот пример, авианосец «Кузнецов» стоит в Росляково. Вы представляете, какое расстояние от Североморска до  Росляково?

Г. В.: Да, я там бывала, хорошо представляю. Это рядом.

Н. К.: От Североморска до Росляково, ну, минут, десять ехать. Нет, он едет на Североморск-1, садится в вертолёт и летит на «Кузнецов», там выходит на палубу.

Г. В.: Нередко приходилось слышать от подводников, что в юности они мечтали стать лётчиками, но по какой-то причине не сложилось. Из всех остальных родов сил флота к Морской Авиации ближе всех, наверно, именно подводный флот, да и подводные лодки в чём-то похожи на самолёты.

Н. К.: Да, да, да. Мы и дружим больше с подводниками. Вот и В. А. Попов очень любил авиацию, всегда с экипажем за руку здоровался, а это воскрыляет, когда командующий такое внимание проявляет. Вот такой он был «авиатор». Авиацию любил, на всех наших самолётах летал, и с В. П. Пугачёвым /лётчик-испытатель/ на авианосец садился. Даже на Су-27КУБ, который в серию не пошёл. Первый заход сделали – чух, не сели. Второй заход – чух, не сели. Третий - не сели. С четвёртого захода зацепились, сели. Такая волна была в море, качало, не могли зацепиться.




1-й - ком. ВВС СФ генерал-майор Н.А. Мордовалов, 2-й - НШ 7-й оп. эск. кораблей контр-адмирал В.Д. Верегин , 3-й - ком СФ адмирал О.А. Ерофеев, 4-й ком. 57-й СКАД Т. А. Апакидзе, 5-й - ком. ВВС ВМФ В. Г. Дейнека, 6-й - зам. ком. ВВС ВМФ Н. А. Рогов, 7-й - нач. ПО ВВС СФ Онищенко, фото 1994 или 1995 г.


« Крайнее редактирование: 26 Марта 2017, 23:13 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Полковник А. Алексеенко, генерал-полковник В. Дейнека, генерал-майор Н. Куклев, фото февраль 2016 г.


Г. В.: Можно в связи с этим такой вопрос. Мы знаем несколько громких катастроф, когда на борту находились представители высокого командования. Мог ли командующий приказывать командиру экипажа, например, в сложных метеоусловиях садиться любой ценой, даже когда это было крайне рискованно? Какими последствиями обернулся бы отказ?

Н. К.: Не мог. Командир экипажа имеет право сказать: «Нет, я садиться не буду». Но ведь как всё устроено? Такого командира не накажут, с должности не снимут, но на своей должности он будет сидеть «пожизненно», карьера для него закончится. Но в воздухе один командир – командир корабля, и никакой командующий приказать ему не может.

Г. В.: А встречались такие из флотоводцев, кто более взвешенно отнёсся бы к отказу, хотя бы из соображений своей безопасности?

Н. К.: Они не лётчики, много не понимают. Вот случай. «Кузнецов» готовился к выходу на боевую службу, стоял в Мотовском заливе - это под полуостровом Рыбачий. Погода сложнейшая, а надо было привезти туда Главкома и всё наше командование. Я взлетел с авианосца и полетел на Североморск-1, всех забираю, полетели на корабль. Погода просто никакая. А корабль стоит на якоре прямо под сопкой и крутится, как «флюгер». Он может кормой встать к сопкам, и тогда заходить на посадку придётся «с горы», она рядом, можно столкнуться. С моря заходить проще, препятствий на снижении нет.

Вот мы заходим на  корабль в сложнейших условиях, тут загорается табло «лёд» - начинается сильнейшее обледенение. Это видит Мордовалов и, хотя он вертолёт не знает, но отчётливо понимает, что такое «лёд». Он даёт команду через бортового техника: возвращаться. Борттехник ко мне обратился:
- Товарищ командир, командующий приказал - возврат.
Приказ есть приказ. Я докладываю на авианосец:
- Есть команда возвращаться назад.
Вернулись, Куроедов:
- Как? Что? Почему не сели?!
Мордовалов меня защитил:
- Нельзя, товарищ Главком, лететь. Обледенение. Можно упасть в любой момент на посадке.

Г. В.: И виноват был бы лётчик.

Н. К.: Виноват был бы лётчик. Но Мордовалов разобрался и вовремя команду дал. Когда погода улучшилась, Главком к тому времени уже улетел. А я на корабль прилетел, Челпанов Александр Владимирович /командир ТАКР «Адмирал Кузнецов» - прим./ прибежал меня встречать. Я из кабины выхожу, он меня обнимает:
- Николай Викторович, какое ты доброе дело сделал, что Главкома не привёз! У нас одно не готово, другое, третье не готово, нас бы Главком в щепки разнёс.
Получили бы они «дыню» и пошли бы на боевую службу. Так что и для корабля оно хорошо вышло…



Командующий ВВС КСФ Н. А. Мордовалов
« Крайнее редактирование: 26 Марта 2017, 23:16 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Н. К.:Но вернёмся к «Курску». Рано-рано, часов, наверно, в 7 утра или чуточку пораньше. Октябрь месяц. Приходим к командующему:
- Садитесь.
В. А. Попов всегда такой был рассудительный, молодец. Вот он нам говорит:
- Завтра прощание с первыми поднятыми подводниками. Собирается всё военно-политическое руководство страны. Средства массовой информации это будут освещать по всему миру. Собрались все военные. Семьи подводников уже в Североморске.

Он на меня смотрит. Я – ему:
- А мы тут при чём? Мы же лётчики.
- Проблема в том, что тела подводников находятся в море на судне «Регалия». 
- Как?!
- Да так… Я об этом никому не докладывал. В море шторм, наш корабль туда подойти не может, чтобы перегрузить, это задача невыполнимая. А судно «Регалия» над подводной лодкой стоит, его не сдвинешь. Всё море закрыто зарядами, погоды нет. Иного варианта доставить тела, кроме как вертолётом Ка-27ПС нет. 

Ситуация. Завтра прощание, а если тела не доставим, позор на весь мир будет неслыханный. 



Г. В.: Как же так вышло, что день объявили, а тела не доставили?

Н. К.: Не знаю, была ли у них возможность раньше доставить тела. Там же прокуратура и медики работали. Как можно сейчас судить? А теперь можно доставить только вертолётом. Мордовалов на меня смотрит. Я говорю:
- Ну, что, надо лететь.
- Ты полетишь?
- Я полечу. Но надо брать Ка-27ПС спарку, чтобы друг друга страховать.
 
Там шторм, там качает, надо чтобы кто-то отслеживал качку, пока второй другими делами занимается. Мордовалов:
- Кого на правое сиденье возьмёшь?
- Александра Михайловича Хистяева.

Он до меня был командиром полка, меня после него назначили, а он ушёл в инспектора. Звоню Хистяеву:
- Михалыч, такая вот задача. Полетим?
- Полетим.
- У тебя полчаса.

Он быстренько собирается, приезжает на Североморск-1. А мы ещё в приёмной у Попова. Мордовалов – мне:
- Давай, я тебя на аэродром отвезу.
Привёз меня на своей «Волге» на аэродром и говорит так по-отечески:
- Вы там смотрите как-нибудь. Ну, если лететь нельзя, так нельзя.
« Крайнее редактирование: 26 Марта 2017, 23:18 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Хистяев А. М. в рабочем кабинете.


Н. К.:Взлетели мы с Михалычем. Ещё над сушей шли более или менее, а над морем… В заряд войдёшь -  трясёт вверх, вниз, влево, вправо. Мы обходили, обходили, обходили, но долетели до «Регалии». Думаем, как они теперь будут нас грузить в такую качку? Нам дают добро на посадку: качка такая-то, ветер такой-то, просят быть поаккуратнее, там площадка скользкая.

Условия на «Регалии» полностью запредельные. Я заметил такое совпадение, как только спасательная операция, почему-то условия всегда запредельные. Как чёрт вредит. Но сели мы с Александром Михайловичем нормально. А с погрузкой подводников были проблемы. Всего погрузили в вертолёт 6 погибших.

Возвращаемся назад, а погода ещё хуже. Обходили мы эти заряды, виляли – виляли, виляли – виляли… Расход горючего выше расчётного. Запрашиваем Североморск-1, а он полностью накрыт. Североморск-3 тоже накрыт, видимость - ноль. Это Североморск. Там постоянно такие заряды, страшнейшие. Что делать? До Оленегорска нам топлива не хватит, а если и хватит, то «падать» придётся с первого захода, и всё.

Заходим на Североморск-1, первый раз не сели. Выполняем второй заход… Есть такой способ: разворачивать аэродромные прожектора на встречный курс. А обычно подсвечивают полосу. Вот руководитель полётов разворачивает прожектора. Мы увидели, откуда что светит там. Заходим, идём на курсе, на глиссаде:
- Курс. Глиссада.   
Высота 100 метров.
- Полосу видишь?
- Не вижу.
Высота 80 метров.
- Полосу видишь?
- Не вижу.
Высота 50 метров.
- Полосу видишь?
- Не вижу.
Высота 30 метров. Дальше снижаемся... И тут я увидел жёлтый фонарь. И мы с Михалычем тут же как-то возле него шлёпнулись. Так грубоватенько - шлёп! И сидим.
- Михалыч, мы где сидим?
- Хрен его знает.

Через некоторое время слышим такой осторожный запрос:
- Вы выполнили посадку?
Это руководитель полётов, и он нас не видит.
- Выполнили.
- Вы на полосе?
- Не знаем.
- К вам сейчас подойдут.
На шум пришёл какой-то техник, что-то показывает:
- Выключайтесь.
Мы выключились. Подъезжает Мордовалов:
- Ну, как вы? Чего?
- Вроде всё нормально. Вот тела.
- Поехали к командующему флотом.

Я прямо в морском спасательном костюме вместе с Николаем Александровичем Мордоваловым приехали к Вячеславу Алексеевичу Попову. А у него вот такие вот глаза вопросительные. Смотрит:
- Ну, что?!
- Товарищ командующий, всех подводников доставили. Они на аэродроме.
А у него ещё вопрос. Я-то тогда этому значения не придавал. А он вдруг спрашивает:
- СМИ там с вами были?
- Да нет, товарищ командующий. Какие там СМИ. Мы и сами себя там не видели.
- Ну, всё! Блестяще выполнена операция! Спасибо вам огромное! Я вам очень благодарен!
И мы с Мордоваловым уехали. Вот такой был случай.

Г. В.: Чуть что, всегда лётчиков ругают. А куда ни сунься, только лётчики и могут спасти.

<a href="https://www.youtube.com/v//61ijLUDXFrA&amp;list=PL3BF76A9FFF45DCAB&amp;index=5" target="_blank" rel="noopener noreferrer" class="bbc_link bbc_flash_disabled new_win">https://www.youtube.com/v//61ijLUDXFrA&amp;list=PL3BF76A9FFF45DCAB&amp;index=5</a>

<a href="https://www.youtube.com/v//yv_MOT3JAAE&amp;list=PL3BF76A9FFF45DCAB&amp;index=9" target="_blank" rel="noopener noreferrer" class="bbc_link bbc_flash_disabled new_win">https://www.youtube.com/v//yv_MOT3JAAE&amp;list=PL3BF76A9FFF45DCAB&amp;index=9</a>
« Крайнее редактирование: 26 Марта 2017, 23:49 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai





Интервью от 23.03.2017 г.

Дополнение № 2


Н. К.:  Чеберяченко Игорь Емельянович – это легендарный заместитель командира полка. Этот человек пришёл лейтенантом сразу в корабельную авиацию. Для нас, всех корабельных лётчиков, он был непревзойдённый авторитет. Он не один десяток боевых служб налетал со всех кораблей. Все дальние походы проходили под его руководством. Он не только в кабине как инструктор нас обучал, но ещё и руководил полётами. Когда человек не просто руководитель полётов, а опытный лётчик, он знает и понимает все ощущения пилотирующего лётчика на посадочном курсе. Он знает, где, в чём лётчик может ошибиться, то-то и то-то. Чеберяченко очень тонко руководил. Он знал, где падали палубные лётчики, на удалении 500-600 метров. Это ему было понятно и очевидно, я описал. Вот и в тот раз он меня вытащил. Он так кричал: «Не снижайся! Не снижайся! Не снижайся!»

Чеберяченко знал всех командиров 5-й (Средиземноморской) эскадры кораблей, она потом переименовывалась. А я тогда был молодой, на авианосце «Киев» проходил боевую службу. Приходим, нас встречает вице-адмирал Селиванов Валентин Егорович, он длительное время командовал эскадрой. Командир корабля докладывает командиру эскадры:
- Товарищ вице-адмирал, корабль прибыл для несения боевой службы.
Селиванов проходит вдоль строя, подходит к Чеберяченко, остановился, пожал ему руку, парой слов перекинулся, дальше пошёл. Такой авторитетный был Чеберяченко, его любили не только лётчики, но и флотоводцы. Вся его жизнь в море прошла. Столько лётчиков он подготовил, столько воспитал, что это просто была «школа Чеберяченко»!



Чеберяченко Игорь Емельянович


Г. В.: Он изначально окончил вертолётное училище, или переучивался с самолётов, как в те времена случалось?

Н. К.: Заканчивал он Сызранское вертолётное училище, но, боюсь ошибиться, ещё не по высшему профилю, наверное. Когда училище только начало обучать на вертолётах.
Был ещё такой вертолётчик генерал-майор Логачёв Николай Фёдорович, он окончил истребительное училище, но потом стал вертолётчиком, служил на севере, был назначен зам. командующего ВВС СФ по корабельной авиации. За всю историю у нас генералов вертолётчиков было всего три: Николай Фёдорович Логачёв, Александр Александрович Артамонов и я. Это неправильно. 



И. Е. Чеберяченко на крейсере "Киев", фото из газеты "Красная звезда"


Г. В.: За морской вертолётной авиацией большое будущее. Без неё просто никуда. 

Н. К.: Сейчас смотришь – маленький кораблик, а на нём вертолётная площадка. Вот служба ФСБ проводит мониторинг пограничной морской среды, кораблики водоизмещением всего лишь 620 тонн – на них площадочка.

Г. В.: Вообще пора бы подумать о разнообразии отечественных вертолётов. Вот эпопея с «Мистралями», я помню, туда собирались сажать вертолёты Ка-29, отремонтировать все пригодные. О возрождении этих вертолётов много писали в СМИ, потом программа «Мистралей» закрылась, и как-то дело заглохло. 

Н. К.: Нет, не заглохло. Вертолёты Ка-29 самые молодые, их начали строить, сделали около 40 штук, я точную цифру не помню. На вооружение они стали поступать с конца 1980-х гг., но не пролетали и 10 лет, как в середине 1990-х гг. их какие-то вредители сняли с вооружения. У нас есть большие десантные корабли, которые именно с этими вертолётами решают свои задачи. Эти корабли ведь не уничтожили, а где их авиационное вооружение? А вот оно. Теперь его возрождают и ремонтируют. Недавно в дальнем походе «Кузнецова» в Средиземное море /события в Сирии 2016-2017 гг./ было 2 Ка-29, и они успешно решали задачи: сопровождали Ка-27ПС, постоянно летали с корабля на базу Хмеймим.     

Г. В.: Как после отказа от «Мистралей» распорядились вертолётами, которые готовили для базирования на этих кораблях?

Н. К.: С ними всё в порядке. Эти вертолёты передали в другие части морской авиации, они там и находятся на вооружении.


« Крайнее редактирование: 26 Марта 2017, 23:50 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai



Г. В.: В связи с двумя авариями корабельных самолётов в Сирии вопрос. Там обрывались троса финишёров, это действительно некачественные троса, или были и другие причины?

Н. К.: Ещё один случай я вспомню. Дальний морской поход на авианосце «Кузнецов». 5 сентября 2005 г. выполняли полёты в районе Великобритании. Я был старшим авиационным начальником авиагруппы отряда кораблей. Командир 279-го корабельного полка – Рассказов Сергей Геннадьевич. Выполняются полёты истребителей. Погодные условия прекрасные. В воздух одновременно подняты 8 или 9 самолётов и уходят на выполнение задания в дальнюю зону. А зам. командира 279-го полка Юра Корнеев выполняет тренировочные посадки с зацепами на корабль, так называемый «двуал». Что это такое? Это посадка с зацепом на корабль и сразу же следующий взлёт. Т. е. после зацепа на стоянку не заруливают, а сразу же возвращаются на стартовую позицию и повторно взлетают. Два полёта подряд.

Первый полёт он делает замечательно, садится прекрасно, выруливает на стартовую позицию, взлетает… А перед его первым полётом, вот случается же такое в жизни (!)… Я стою на стартовом командном пункте. Палуба свободна, лишних людей нет. Все готовятся обеспечивать полёты. И вдруг с правого борта, откуда он взялся, чёрный кот. Поверите, нет?! Выползает чёрный кот и идёт с правого борта поперёк полосы вдоль тросов на левый борт. Чёрный кот на корабле, на полосе! Мама дорогая! Я – Рассказову:
- Серёга, смотри, смотри! Что там кот делает?!

Дежурному инженеру:
- Инженер! Инженер, убери кота!
Кричу ему, вот честное слово. Бывает же такое.
- Аааа?! Какого кота?
А он сидит там где-то в будке:
- Аааа?!
Пока там ходили, кот вальяжно прошёл через полосу вдоль тормозных тросов – на левый борт и спрятался.

Корнеев взлетает, первый заход – зацеп нормально. Выруливает на стартовую позицию, взлетает. Выполняет второй заход, цепляется за 4-й последний трос, полностью его вытаскивает. Скорость загасил где-то с 240 до 40, может даже меньше, километров, уже почти остановился. В этот момент трос обрывается. И он с палубы скатывается. Катапультируется. Юра Андреев, лётчик Ка-27ПС, мастерски его поднимает на лебёдке. Но лётчик в шоке, за ним тянется парашютная система, не сбросил. Парашют болтает. Думаю, если сейчас парашют запутается за винты, упадут все вместе. Борттехник – молодец, раз-раз-раз, потянул за фал и как-то загасил эти колебания.   

Г. В.: А парашют ещё и сырой, тяжёлый.

Н. К.: Да. Сели благополучно. Юра в шоке, но разговаривает. Всё нормально. Но ведь в воздухе ещё 8 самолётов. Я стою рядом с руководителем полётов:
- Никому не говори, что у нас тут произошло.

Разволнуются ещё, не дай бог. Вот заходит один – зацеп. Второй – зацеп. Третий. Четвёртый... Красиво садятся. А осталось три троса. Последним заходит лётчик Цукур и цепляет первый трос, а тот рвётся как струна. «Дзух!» - и трос улетел. Улетел так, что фала вместе с патроном, куда впаивается трос, летит рядом с самолётом, я это вижу. Ещё и самолёт обогнал этот трос. Более того, у самолёта гак болтается, он стал неуправляемым. Там его гидравлика прижимает обычно, а тут он просто так болтается.

Я обращаюсь к Рассказову:
- Серёга, что делать будем?
У нас один самолёт уже утонул. У второго гак неуправляемый. Что делать? Отправлять его в Норвегию, на какие-то немыслимые запасные аэродромы? Они не готовы, связи с ними нет. Да ещё и надо радиообмен вести, чтобы там где-то садиться. 

Г. В.: Да они ещё и «козью морду» могут сделать, а в это время топливо закончится.

Н. К.: Да. Ну, что? Принимаем решение: летать и делать попытки садиться, пока не зацепится. А осталось два троса из четырёх. Но чудеса случаются. Я как-то к Богу в душе обратился:
- Господи! Помоги ты ему!
И лётчик чудом цепляется за 2-й трос! Мы сбегаем с командного пункта, подбегаем к нему. А он даже не догадывается ни о чём, что у него гак болтается, и что оставались всего два троса. Он из кабины спускается:
- Что это тут столько народу собралось меня встречать?

Г. В.:  … «с цветами и с поросёнком».




Н. К.: Да. Мы с Рассказовым осмотрели самолёт, хвостовое оперение, а там дыры вот так вот. Сопло вывернуто. Видимо, когда гак первый раз зацепился за оборвавшийся трос, окончание троса с патроном ударило по самолёту. И по сути – это чудо, что Цукур выполнил удачную посадку. Конечно, мы были очень благодарны лётчикам, что они справились с такой ситуацией. Я Корнеева представил к ордену, ему потом этот орден вручили. Приехала к нам служба безопасности полётов, а начальником службы был Байнетов. Он и сейчас вернулся на эту должность. Он – однокашник Апакидзе по Академии Генерального штаба. Байнетов всё это дело посмотрел, а потом, когда ездил по полкам, ставил в пример чёткие правильные действия лётного состава, руководителя полётов и организацию полётов. Тут же и организация спасения лётчиков, всё было.

Г. В.: Так что проблема с тросами появилась не сегодня.

Н. К.: Потом начали проверять прочность тросов. К сожалению, заявленные технические характеристики не соответствовали действительным. После этого были выпущены новые серии тросов. 

Г. В.: Кто их изготовливал?

Н. К.: Это наши делали. Точно не могу сейчас сказать, какая-то Волгоградская фирма.

Г. В.: А сейчас кто изготавливает?

Н. К.: Не знаю. Возможно, те же.

Г. В.: То есть, Вы считаете, и в Сирии сложилась та же проблема с тросами.

Н. К.: Возможно, они изготавливались с нарушениями технологии.


« Крайнее редактирование: 26 Марта 2017, 23:47 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Командующие ВВС ВМФ Н. Куклев, Ю. Антипов, И. Федин, Фото январь 2016 г.

Интервью от 23.03.2017 г.

Дополнение № 3


Н. К.: Много было интересного. Вот ещё случай, рассказывать или не рассказывать?

Г. В.: Конечно, рассказывайте, раз мне такой случай опять представился!

Н. К.: Полетел я в Саки договариваться с НИТКА, это было в 2006 году. Жил вместе с Пугачёвым в домике Пугачёва. Он тоже в Саки полетел. Мы с ним вдвоём так там и жили. В то время на Черноморский флот прилетело всё руководство Военно-морского флота вместе с Главкомом Масориным для проведения учений по спасательной подготовке. Был там Владимир Васильевич Масорин, все командующие флотами, начальники штабов флотов, и практически всё руководство. Полетели на самолёте Ту-134, взлетели мы в Чкаловском, сели в Гвардейском. Они направились в Севастополь, а я – в Саки. Я определённую работу провёл, Пугачёв тоже. «Завтра» нам уже улетать. Сидим, пьём пиво. По телевизору показывают, как в Иркутске потерпел катастрофу самолёт А-310. Он слетел с полосы и врезался в гаражи, тяжёлая катастрофа.

/Авиалайнер Airbus А310-324 авиакомпании «Сибирь» 9 июля 2006 г. потерпел катастрофу на посадке в аэропорту Иркутска — выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, пробил бетонное ограждение аэродрома и врезался в гаражный комплекс. На его борту находилось 203 человека (195 пассажиров и 8 членов экипажа), 125 из них погибли, 63 получили ранения./

Н. К.: Мы с Пугачёвым сидим:
- Ёлки-палки! Вот попали мужики…
Обсудили. Ладно, завтра нам лететь. Легли спать. Утром проснулись, заказали машину. По-моему, вылет был на 10 час. Мы пожарили какую-то яичницу, позавтракали, и пораньше выехали. Отъехали, а через какое-то время мне Пугачёв говорит:
- Николай, я блокнот оставил на подоконнике. Надо вернуться.
- Виктор Георгиевич, это плохая примета.
- Да ерунда это всё. У меня там записаны разные данные, не хочу, чтобы их кто-то читал. Надо вернуться.

Возвращаемся, берём блокнот и едем на аэродром Гвардейское. Приехали мы вовремя, минут за 50 до вылета. Ждём Главкома. Вылет в 10, кажется, но я могу ошибиться, может, и в 11. Провожал нас командующий авиацией ЧФ Игорь Сапрыкин. Он приехал, настроение у нас прекрасное. Мы там ещё помидор купили, нам же на север лететь. Где-то в 12-30 приезжает Главком, он летел с женой. Всё, готовимся к вылету с Гвардейского в Москву, садимся в самолёт. На аэродроме жара, спрятаться негде, все уже заморённые, обувь поснимали, кто-то разделся. Сели в самолёт Ту-134: «Уффф!»

Запускаемся где-то в 13-15, выруливаем. Главком с женой вдвоём в первом салоне сидит, достал портфель с документами, изучает. Я сижу во втором салоне. Выруливаем. А полоса прогрелась. Вот мы по полосе бежим, бежим, бежим… Елки-палки, когда же мы взлетать будем?! А полоса там длинная, не менее 3 тыс. метров. Самолёт переднюю стойку поднял, слава богу, оторвались от полосы. Только пошли в набор, вдруг такой хлопок: «Пух!» Я глянул: правый двигатель горит. А какие у меня мысли-то сразу в голове: полоса-то уже, считай, кончилась.

Г. В.: Если самолёт уже оторвался от полосы, то надо продолжать взлёт.

Н. К.: Ээээээ. Пока не сгоришь? Он только-только начал отрываться. Экипаж принимает решение садиться. Шлёп! На торце полосы уже. Полоса закончилась, мы бежим по «пашне», впереди такая невысокая насыпь, и дорога, по которой машина едет. Мы наткнулись на насыпь, подломилась передняя стойка шасси, ползём на брюхе, а скорость ещё приличная. Впереди курсо-глиссадная система, мы всё-таки цепляем курсо-глиссадную систему правым полукрылком, а там топливо, оно взорвалось. Вот у меня видео на планшете имеется.


<a href="https://www.youtube.com/v//Py17AuaJsDA" target="_blank" rel="noopener noreferrer" class="bbc_link bbc_flash_disabled new_win">https://www.youtube.com/v//Py17AuaJsDA</a>


Г. В.: Так что же с двигателем случилось?

Н. К.: Птица попала, наверно, чайка. Со стороны очень страшное видео. Это хвост горит. Но, к счастью, в этой аварии никто не пострадал. Поскольку самолёт лежал на брюхе, мы из самолёта в переднюю открытую дверь с небольшой высоты на землю прыгали. Начальник морской авиации ВМФ Юрий Дмитриевич Антипов сидел за штурмана в кабине, не сидеть же ему, лётчику, в пассажирском салоне. Он выскочил одним из первых и стал нас пересчитывать. Нас было всего 29 человек, а он насчитал 28. Полез в горящий самолёт недостающего искать, опалился весь. Это он в стрессе не сразу сообразил, что 29-й – это он сам. В общем, порядочный смелый человек. Вот такая ужасная история со счастливым концом.


« Крайнее редактирование: 26 Марта 2017, 23:44 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн LakeVic

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 281
  • Пол: Мужской
Галина, спасибо за интересное интервью! Николая Викторовича до сих пор на флоте помнят и уважают как одного из самых лучших командиров.



1-й - ком. ВВС СФ Мордовалов, 2-й - НШ 7-й оп. эск. кораблей, 3-й - ком СФ Ерофеев, 4-й ком. 279-го ОКИАП Апакидзе

Т.А.Апакидзе 279-м полком не командовал. На фото, он, скорей всего, уже командир 57 СКАД. Полком в этот момент командовал И.И.Бохонко.
Кстати, N2 на фото очень похож на Сокерина.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Т.А.Апакидзе 279-м полком не командовал.

Кстати, N2 на фото очень похож на Сокерина.

Это я "придумала" случайно. А персон как раз В. Н. Сокерин опознавал.
В настоящий момент подпись к фото дополнена и исправлена.

Эх... Лет через 20, если доживу и не впаду в беспамятство, много, чего расскажу. Мои архивы абсолютно бесценны. Лежат ещё горы диктофонных записей, их надо расшифровывать. Со временем очень тяжело... Но я буду стараться.  %6
« Крайнее редактирование: 26 Марта 2017, 14:24 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн LakeVic

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 281
  • Пол: Мужской
Эх... Лет через 20, если доживу и не впаду в беспамятство

 :D %6 %6

Оффлайн РинаЧел

Re: Куклев Николай Викторович. ИНТЕРВЬЮ 2011г. и 2017 г.
« Ответ #22 : Сегодня в 02:35 »

Много раз пересматривал это видео, но не знал подробностей. Спасибо, Samurai , за детальный рассказ (комментарий) по данному факту, за работу .

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Я тут вспомнила, что у меня имеются замечательные фото, и решила их выше разместить дополнительно в текст интервью. 


Докладывает генерал-майор Н. В. Куклев, январь 2016 г.



Командующие ВВС ВМФ, январь 2016 г.: сидят - В. Дейнека, И. Кожин, В. Потапов; стоят - Ю. Антипов, И. Федин, Н. Куклев, В. Уваров. 
« Крайнее редактирование: 26 Марта 2017, 23:51 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Николай Викторович Куклев и Игорь Сергеевич Кожин, в Сафоново, 2016 г.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта