РГВА. Ф. 10. Оп. 3. Д. 114
Л. 4. Копия
Главному Инспектору Военной и Морской Инспекции
Военного Руководителя Комиссии № 31
ДОКЛАД
Согласно предписания Вашего за № 1469 Комиссия № 31 выехала в гор. Самару куда прибыла для обследования Школы Морской Авиации.
Время перевода Школа
школы и начало ея морской
деятельности в Са- авиации была
маре переведена в г.
Самара в сентябре месяце 1919 г. из Н. Новогорода где условия воднаго района и тесноты рейда не соответствовали действительным нуждам морской школы авиации.
В октябре 1919 г. она начала свою деятельность на новом месте. В декабре м-це того же года была эвакуирована из Петрограда в Самару же другая же школа морской авиации “имени Троцкого” и слита с первой. Начальником школы в настоящее время состоит морской летчик Земан и Комиссаром Королев.
Продуктивность Учитывая наличие
школы недостаточныйх
технических средств школы и разных условий, связанных с неудобством производства обучения искусству летания - на реках, на основании данных, предоставленных Начальником школы, можно сказать, что школа работает вполне удовлетвооительно и, если принять во внимание среднее количество налетанных часов, приходящегося на каждого выпущенного ученика и расход аппаратов, то ясно видно, что школа работала напрягая все свои силы, давая максммум готовых летчиков при наличии имеемых и затрачиваемых средствах.
Оборудование шко- Но
лы и ея снабжение оборудование
аппаратами школы отгюдь
не может удовлетворять того количества учеников каковое имеется в данное время, в особенности после слияния двух школ (из Н. Новгорода и Петрограда) в одну.
Если сейчас школа располагает достаточным количеством аппаратов к открытию летнаго летняго сезона, то с началом последняго и следовательно с неминуемыми поломками и авариями, каждая из групп рискует остаться без учебнаго аппарата и школа не имея запаснаго самолета, принуждена будет обречь группу на бездеятельность вплоть до прибытия новаго аппарата из Петроградскаго завода - (конечно если сломанныя не удастся починить своими средствами) - что при настоящих условиях транспорта продлится весьма долго, в перспективе следовательно - данная группа в обучении не успеет.
Такие факты, надо полагать, будут еще потому, что имеемыя в школе аппараты достаточно уже истрепаны и из всех аппаратов (9.) только два самолета новыя, тогда как все остальныя уже бывали в поломках и выпустили не одного ученика в число летчиков.
Необходимо дослать еще два новых аппрата.
Для спуска аппаратов на воду перед полетом школой приспособлена приставная баржа со спуском, на котором устанавливается максимум 1 ? аппарата. Такой спуск мог удовлетворить максимум 3 полетных группы при предполагающемся же открытии летнаго сезона с 7-группами естественно такой спуск не может быть пригодным и в этом направлении будет заметно торможение которое сильно отзовется на результате работы школы и, кроме того такой недостаток повлечет за собой всевозможныя осложнения, которыя в конечном итоге выразятся в лишней порче аппаратов и затрате средств.
Для устранения этого, необходимо теперь же отдать в распоряжение школы одну наливную баржу, чтобы последняя могла бы быть приспособлена под спуск и под площадку для опробывания моторов перед полетом - что теперь сделать совершенно невозможно при наличии одной баржи.
Кроме этого, школе необходимо получить хотя бы один быстроходный моторный катер - для подачи помощи при авариях. Имеется всего один и тот тихоходный - способный лишь буксировать поврежденные аппараты, но не способный быстро подойти и подать скоро необходимую помощь, что конечно должно влиять морально как на инструктора так и на ученика.
Что же касается остального оборудования школы, то таковое поставлено вполне удовлетворительно и все мастерския удовлетворяют могущим быть предъявленным им требованиям.
Горючее и сма- Наличие горючаго
зочныя масла. и смазочнаго в
школе хотя и имеется, но может хватить при нормальной работе школы всего на 1 месяц, - учитывая же опять таки современный транспорт, необходимо чтобы школа постоянно имела еще половину месячного расхода и с последующими регулярными пополнениями. Поэтому в снабжении школы в будущем, с начала сезона, не должно быть задержек и требования школы должны выполняться скоро т.к. в противном случае неизбежно нарушение нормальной ея деятельности в ходе учебных и практических полетов.
Командный состав Командный
и инструкторы: состав школы
являясь вместе с тем и инструкторами школы в полетах, почти все из числа бывших офицеров с достаточным стажем и опытом, видимо вполне соответствует своему назначению и деятельно участвуют в авиационном развитии учеников, пользуясь зимним периодом времени для теоретической их подготовки. На организованных при них курсах игструктора читают лекции по различным предметам, связанным с авиацией по программе предложеной УМА, делаются репетиции по проверке знаний и в конце зимы будет экзамен на звание морского летчика. По некоторым предметам, как напр. Фотограмметрии, читал лекции специально приглашенный из Петрограда морской летчик Куркевич. Но нужно отметить слабую политическую подготовку учеников и отсутствие лекций по политическим вопросам и политической грамоте, а также необходимо пересмотреть и дополнить согласно текущего момента всю программу занятий с учениками.
Число учеников: Всех учеников в
школе числится 70 человек включая в это число и учеников школы имени Троцкого. Большинство из них было прислано из отрядов где они работали в качестве авиамехаников на аппаратах и достаточно уже напрактикованных по своей специальности. Но среди всех, есть и ученики присланные из УМА, которые абсолютно не знакомы с авиацией и вот подобные ученики сильно тормозят как теоретические курсы так и практическое обучение полетам. Дабы не было впредь таких фактов необходимо: 1) посылать из Центра людей действительно уже немного знакомых с авиацией хотя бы после легкаго экзамена и 2) дать Начальнику школы большие права самому принимать в школу людей действительно инте-
Л. 5
сующихся авиацией, дабы он имел возможность делать подбор подходящих людей имеющих уже определенныя знания и имеющих желание их увеличить.
Отношение с Турк- Общая
фронтом. организаци-
Вопрос о помещении. онная рабо-
та школы несколько тормозится благодаря невыясненным до сего времени определенно ея взаимоотношениям с Туркфронтом, Штаб котораго находится в Самаре и в руках котораго фактически находится полнота власти. Последний повидимому, как одна из сухопутных единиц, естественно не совсем знаком с морскими организациями и в частности с морской авиацией. Имея почти все под своим ведением и привыкнув все работы вести по сухопутным образцам, Штаб фронта повидимому недоволен структурой школы. Такая натянутость взаимоотношений конечно не остается без последствий и очень болезненно отзывается на слабейшей т.е. на школе. Одно из таких недоразумений выразилось по отношению к занятию школой помещения и Штатуркфронт настолько стеснил школу, что последняя вынуждена была расселиться в нескольких зданиях, занимая по несколько помещений в каждом. Ясно, что такое помещение школы весьма ненормально и не можетспособствовать успешной ея деятельности и особенно это будет чувствоваться с началом навигации и открытия летнаго сезона. Дальность расстояния до ангара и разбросанность помещений будет стоять преградой для развития правильной внутренней жизни школы и будет способствовать антидисциплинированию учеников и команды школы. Необходимо отвести один большой дом способный вместить всю школу. Таковые дома в Самаре очевидно имеются.
Общий вывод. Таким образом,
разсмотрев общую деятельность школы за прошлые месяцы и работу ея в настоящее время, можно с уверенностью сказать, что школа представляет из себя вполне организованную морскую единицу и работает достаточно продуктивно постольку, поскольку она располагает техническими и материальными средствами, доставляемыми Центром т.е. УМА. С увеличением же количества обучающихся, как это получилось в настоящее время, необходимо увеличить и те средства, какими она пользовалась до сего времени, т.е. УМА необходимо срочно удовлетворять все требования школы в этом отношении, дабы школа могла бы также успешно провести и предстоящий летный сезон в получении максимума летчиков и тем удовлетворить все требования с флотилий и с отрядов на обученных летчиков.
Меры, которые необ- Таким
предпринять образом, на
Центру: основании
вышеизло-
женнаго, для увеличения продуктивности школы и полностью использовать уже налаженныя ею аппараты, необходимо
1) ускорить проведение штатов школы после слияния 2-х школ в одну.
2) Высылка 2-х новых учебных аппаратов типа М/5.
3) Дать распоряжение Главводу предоставить в расолряжение школы одну большую наливную баржу.
4) Предоставить в распоряжение школы минимум 1 быстроходный катер.
5) Распоряжение о своевременном переводе кредитов на содержание школы.
6) Распоряжение о своевременном ежемесячном отпуске школе: газолина 450-500 пуд., масла 70-80 пуд., эфира сернаго 40-50 пуд.
7) Моторов Гнома 6 шт.
8 ) Поторопить УМА отпустить предметы по рапорту школы от 25/II за № 288.
9) Распоряжение УМА об отпуске неполученнаго авиационнаго обмундирования.
10) Определенно раз’яснить Нач-ку школы и Штабу Туркфронта порядок их взаимоотношений и порядок подчиненности.
11) Распоряжение УМА пересмотреть и дополнить программу обучения учеников и срочно выслать ее в школу для руководства.
12) Распоряжение УМА выработать точные правила приема учеников в школу, права Начальника школы и комиссара. Правила выслать в школу для точнаго руководства.
Что же касается случая с семьей тов. Куйбышева, то комиссия полагает, одинаково как и Штатуркмфронт, что инцидент этот можно считать исчерпанным и уже пережитым т.к. как сам Куйбышев, так и его семья давно уже перехали в Ташкент и помещения в школе давно уже не занимает.
При сем прилагается доклад по этому делу Комиссара школы тов. Королева.
Обзор школы в по- Прилагается
литическом отноше- доклад
нии. Комиссара
Комиссии № 31 тов. Гольцова.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1) № 1 - доклад Начальника школы о состоянии ея и организации школы.
2) № 2 - выписка из полетнаго журнала школы за кампанию 1919 года.
3) № 3 - копия аттестата, выдаваемого ученику по окончании школы.
4) № 4 - проэкт штатов школы после слияния ея со школой “имени Троцкаго”.
5) № 5 - список личного состава школы.
6) № 6 - копия с доклада Управления Военно-Учебных заведений Туркфронта от 8/III за № 788.
7) № 7 - Отношение Начальника Штаба Туркфронта на мое имя от 7/III за № 3029.
8 ) № 8 - доклад Комиссара Комиссии тов. Гольцова.
9) № 9 - доклад Комиссара школы тов. Королева об случае с семьей тов. Куйбышева.
Подлинный подписали:
Военный Руководитель Комиссии № 31
Военный Моряк Пилсудский
Комиссар Комиссии И. Гольцов
С подлинны верно:
п/п
Москва, “26” Марта 1920 года
Письмоводитель Мих. В….
Обзор Школы Морской Авиации Д.1
с политической стороны 20
Школа состоит в ведении Политотдела Балтфлота с которым связи, ввиду удаленности, нет и таким образом она не имеет руководящего Военно-Морского политическаго центра, не получает политической литературы, не имеет кредитов и является и является совершенно оторванной.
Комячейка школы имеет около 100 членов Р. К. партии, поддерживает связь с районным комитетом партии, откуда получает газетную литературу. Литературная библиотека не достаточна полна и отсутствует политическая литература.
Взаимоотношения комиссара с комсоставом в деле обучения учеников не имели за собой случаев резких взаимоотношений и конфликтов, есть общее желание работать, но существует некоторая непонимаемость комиссаром своих обязанностей, что в некоторых случаях создает некоторую недоговоренность в разрешении вопроса.
Необходимые, ввиду месторасположения школы в районе Волжско-Каспийской флотилии, подчинить ее в политическом отношении Политотделу Северного Отряда судов Волжско-Каспийской флотилии, имеющему базу в Н. Новгороде, что дает возможность школе непрерывно поддерживать связь, получать литературу, инструктирование и лекторов, также Комиссар школы может получать инструктирование своей политической деятельности.
Ввести в программу школы обязательным преподавание политической грамоты, на что необходим отпуск кредитов.
“26” Марта 1920 года.