Spasibo za otvet. O "predatel'stve" Berga mozhno chitat' v knige "Балтийская слава. Рассказы, очерки, воспоминания" (Калининградское книжное издательство, 1959 г. стр. 58-69.) O T?htel? i drygyh finnov-lechikov ja nedavno prochital korotkuju lektsiju. Vot perevod na russkij. Ja ne ochen' dovolen s perevodom, no nichego. Tut korotkaja versija lektsii. Tam naverno massa raznyh oshibok raznogo kalibera, tak chto ja rad poluchit izpravlenija i kommentarii. Ja publikoval stat'ju o T?htel? v sbornike god tomu nazad. Teper' planiruju pisat' knigu o nem i drugih finskih lechikov v oborone Petrograda v 1919 g. Takzhe ishu dokumenty o Berge potomu chto on vashnaja figura v sobitijah. Nado, naverno, idti v arhiv FSB i poprobovat' tam naiti materialy (esli dadut...). Ksati, gde nahoditsja arhiv Shkoly morskoi aviatsii im. Trotskogo? Ja dumal, chto v RGAVMF, no tam ne nashel.
Vot moja lektsija:
Микко Юликангас
Финские красные лётчики на службе у советской власти в 1917–1921
Российская Октябрьская революция и неудавшаяся революция в Финляндии вовлекли тысячи финнов в хаос Гражданской войны в России. У бежавших в Россию красных горела в душе одна идея – вернуться в Финляндию с мощной Красной Армией в революционные годы и разбить белых. Сотни если не тысячи финнов вступили по этой причине в ряды Красной Армии, не поворачивая штыков против Финляндии, а ступая по дорогам войны в неизвестные для них края – на Белое море, в Сибирь и на юг России. В этой статье я обращаю особое внимание на находившихся на службе в Красной Армии и морском флоте финских лётчиков, чья история до настоящего времени по большей части неизвестна как в Финляндии, так и в России. В период зарождения Советского Союза под триколором и красной звездой служили десятки лётчиков-финнов, но ограниченный объём статьи позволяет сконцентрироваться только на нескольких личностях оставивших свой след в истории и особенно петербургской в судьбоносных для города моментах 1917 – 1921 годов. Кто же они были, каков был их путь лётной службы в России и какова роль и судьба в борьбе на стороне советской власти?
Школа воздушных боёв
У всех финских беженцев в России было одинаковое положение: трудности с возвращением в Финляндию и необходимость строить жизнь заново, по кусочкам. Многие участвовали в политической деятельности, особенно после основания Финляндской коммунистической партии в Москве в 1918. После взрыва Гражданской войны в России и начала иностранной интервенции на её территорию, тысячи политических беженцев нашли своё место в рядах Красной Армии. Военная организация Финляндской коммунистической партии приступила к вербовке мужчин на финские курсы подготовки красных офицеров – в целях продвижения мировой революции и возвращения в Финляндию с помощью Красной Армии. Военные структуры Финкомпартии организовали также обучение финских лётчиков в России. Это оказалось возможно, так как Третий Интернационал начал подготовку лётчиков в лётной школе имени Троцкого на Балтийском флоте. Генерал Красной Армии Эйно Рахья, высоко оцененный Лениным и получивший лётное образование в России ещё в 1917 воодушевлял финнов присоединяться к воздушным силам. В мае 1919 лётчик Евгений Кузнецов получил задание сформировать лётный отдел из красных беженцев разных стран. В лётную школу пригласили 97 человек. На первых курсах из русских присутствовало только несколько учеников. Среди учащихся находилось много финнов; в общей сложности лётную школу посещали в 1919 – 1921 годах более двадцати финнов. Конечно, названая школа не являлась основным финским подразделением, но все национальности там были собраны вместе и обучение осуществлялось на русском языке. Несмотря на это, комиссаром первых курсов был петербургский финн Адольф Тайми, а после него его двоюродный брат Йоханнес Вастен. Владение финских красных беженцев русским языком было зачастую слабым и, к примеру, согласно Отто Колвитса обеспеченность информацией оставалась по этой причине неполной.
Лётная школа флота находилась с 1917 в Ораниенбауме (теперь Ломоносов) на берегу Финского залива к западу от Петергофа. Когда Финляндия провозгласила независимость, решался вопрос о переносе размещавшегося в Турку авиационного подразделения Балтийского флота в Нижний Новгород в марте 1918. Туда же переводилась вначале часть лётной школы Ораниенбаума, а летом 1919 – вся школа. На перемещение школы помимо военной обстановки повлияло и то, что погода в районе Петербурга не слишком подходила для лётной подготовки. В сентябре 1919 школа была переведена далее в Самару, куда в декабре того же года перемещалась также и вторая лётная школа флота, ранее начавшая деятельность в ноябре 1918 в Петербурге на Гутуевском острове. В июне 1920 они объединились в школу воздушных сил флота. Лётная школа флота, находившаяся в Баку, была вынуждена эвакуироваться в июле 1918 в Нижний Новгород.
Во флотской школе воздушных сил более двадцати финнов получили квалификацию лётчика, в том числе Мауно Линдел, братья Бергстрём, Вернери и Олави, братья Таскинен, Альфред и Константин, Кале Ряхкяс (Ренгас), Мауно Тюнюс, Калле Ненонен, Альфред Адамсон, Отто Калвитса и братья Лехтимяки, Ялмари и Вернер, Вилхо Ахола и Вилхо Юрянкё. По профессии финны были главным образом рабочие: металлисты, электрики, токари, механики и бывшие железнодорожники. Только один, Калле Тяхтеля был драматургом, поэтом и журналистом, принадлежа, таким образом, к интеллигенции. Некоторые из них, как, например, Юрянкё, в начале революции работали в России и, по-видимому, из склонности к авантюризму остались в России. Мауно Линдел был в группе опытным летчиком, потому что получил лётное образование ещё при царской власти в 1917. Большая часть лётчиков представляла собой красных, бежавших из концлагерей Финляндии весной 1918 или несколько позднее. В том числе Отто Колвитса, являвшийся комиссаром флота финляндской Красной гвардии, а ранее – организатором беспорядков среди моряков, и Олави Бергстрём бежали вместе из лагеря. Присоединившиеся к рядам армии и флота бывшие финские красногвардейцы продолжали вынашивать революционные идеи, но в команде были и оппортунисты, видевшие в армии возможность просто улучшить свою жизнь. Ведь лётчик оценивался всеми в качестве героя, которому открыты многие двери. Вернер Лехтимяки находил в службе в военно-воздушных силах и другие преимущества: «Сам хотел бы попасть в школу военных лётчиков, потому что служба в сухопутных войсках полна обременительных хлопот, не говоря о том, что с воздуха намного лучше поражать головы врагов пулями и бомбами, чем с земли».
Учащимся лётных курсов вначале приходилось принимать условие, что после месячного пребывания в школе они попадали на службу в морскую авиацию на три месяца. В принципе лётное обучение длилось три месяца и включало в себя теорию и непосредственно пилотирование. Теоретическая часть предполагала теорию воздухоплавания, навигацию, владение радиосвязью, а также теоретические аспекты стрельбы и бомбометания. Практическая часть подразумевала мастерство пилотажа и стрельбу. В дополнение существовали специальные курсы, прививавшие навыки полёта на всех основных типах самолётов военно-морских сил того времени и предоставлявшие сведения о тактике, специфике воздушного боя, о разведке и т. д. Курсанты в обязательном порядке сдавали как экзамен на пилотирование, так и тест на знание теории, прежде чем им присваивалось звание морского лётчика. При сдаче экзамена на лётное мастерство учащийся должен был, набрав на самолёте высоту 2200 метров лететь по прямой около получаса и затем, выключив мотор, дать машине опускаться по спирали. Посадка должна была осуществляться на расстоянии не более ста метров от назначенного места. Кроме того, курсант должен был пролететь 150 км и сделать за это время две промежуточные посадки в заранее намеченных пунктах. В мирное время прошедший испытание курсант мог продолжить своё образование. Однако, в сентябре ситуация на фронтах Гражданской войны стала сложной для Красной армии и обнаружилась вопиющая нехватка лётчиков и механиков. В военно-воздушной школе Нижнего Новгорода уже не могли ждать прохождения всеми учащимися планировавшегося трёхмесячного обучения. Командир курсов получил распоряжение отправить всех наиболее успешных курсантов-лётчиков на фронт, а звание морского лётчика стало присваиваться курсантам обычно сразу после сдачи экзамена по лётной подготовке. Экзамен по теории предполагалось организовать позже при более подходящем случае.
На фронте у Петрограда
Наступление белых на красный Петроград началось уже в мае 1919, осуществляемое так называемым добровольческим армейским Северным корпусом под командованием генерал-лейтенанта Александра Родзянко. После провала наступления Верховный Правитель белой России Александр Колчак в июле 1919 назначил пехотного генерала Николая Юденича главнокомандующим силами белых не северо-западе. Северо-западная армия была лучше обеспечена и организована, помимо прочего снабжена разнообразной английской помощью, а корабли таллиннских подразделений британского флота блокировали российский Балтийский флот в Кронштадте.
Для отражения готовящегося нападения войск Юденича на Петроград курсанты лётной школы Нижнего Новгорода командировались на защиту города. Калле Тяхтеля, который успел сдать как экзамен на пилотирование. Так и по теории, выехал из Нижнего Новгорода 30 августа. Его отправили в Ораниенбаум в первый дивизион лётной бригады Балтийского флота, куда он явился 9 сентября. Неделей позже Мауно Линдел и Олави Бергстрём также прибыли из Нижнего Новгорода в Ораниенбаум. Другие финны присоединились к своим подразделениям позднее.
Авиационная бригада Балтийского флота состояла из двух дивизионов. В первом дивизионе были гидроавиационные подразделения 1, 2 и 3, в которых служили 62 человека, а также 56 человек отряда истребительной авиации. Второй дивизион вмещал гидроавиационные подразделения 4 и 5 и истребительное подразделение. В каждом подразделении было четыре самолёта и пять лётчиков. Большая часть дивизионного персонала состояла из механиков, наблюдателей-пулемётчиков, прочих технических работников, охранников и командования. Пять гидроавиационных подразделений воздушных сил флота дополнили осенью на петербургском фронте 10 отрядов истребительной авиации военно-морских сил красных. Большая часть лётчиков-финнов служила всё-таки во флотской гидроавиации.
В оба дивизиона Балтийского флота входили как гидроавиационные подразделения, так и звенья истребителей, потому что неуклюжие гидросамолёты красных были не способны сопротивляться вражеским истребителям без маневренной поддержки собственных. Во время военных операций британцы использовали 55 самолётов. Из них истребители Sopwith 2F.1 и Sopwith 1 ? Strutter, торпедоносцы-гидросамолёты Short 184 и самолёты-разведчики Grain Griffin. Самолёты по большей части были не в лучшем состоянии и действовали зачастую неловко; лишь около десятка машин находились в приличном состоянии. Они действовали главным образом в Койвисто, где англичане в мае 1919 по договорённости с правительством Финляндии построили короткую взлётно-посадочную полосу. В октябре в начале горячих боёв у красных было 62 самолёта. Nieuport XVII и XX??? – истребители, Sopwith Camelit и Spad VII и X?? – истребители, действовавшие с аэродрома в Петергофе. Балтийская авиабригада использовала гидросамолёты типов М-9, М-15bis и М-20, база которых располагалась в Ораниенбауме.
На защите красного Петрограда
Воздушные бои у Петрограда концентрировались главным образом по оси Ораниенбаум – Красное село и в южной части захватывали Кронштадт. Британские самолёты летом и осенью совершили в общей сложности 60 атак на Кронштадт. Военно-воздушные силы красного Балтийского флота бомбили в том числе Сейскари, Койвисто (Приморск) и Терийоки, откуда бомбардировщики и торпедоносцы английского флота нанесли знаменитый удар по морской базе в Кронштадте 18 августа. 28 августа и затем 2, 7 и 20 сентября группировка красных в составе 17 боевых самолётов бомбила железнодорожную станцию в Терийоки, британскую базу миноносцев и укрепления в Ино. У красных существовал запрет на бомбардировку городов и деревень (гражданских объектов), но согласно командиру воздушных сил флота А. Онуфриеву в ряде случаев разгорячённые лётчики бомбили также и жилые дома. Британцы отчаянно бомбили Кронштадт и станции красных, и красные лётчики отвечали тем же.
Из финнов по-видимому только Вернер Лехтимяки, Альфред Таскинен, Мауно Линдел, Олави Бергстрём и Кале Тяхтиля участвовали в боях по обороне Петрограда в сентябре-ноябре 1919. Это заставляет думать, что существовала острая нехватка лётчиков и полуподготовленные ученики отправлялись в небо. Подобные действия определялись и тем, что не хватало также и самих самолётов, а безоружные машины, использовавшиеся в лётной школе, не могли принимать участие в воздушных сражениях. По этой причине многие отправленные на фронт курсанты-лётчики направлялись на в собранные из матросов Балтийского флота пехотные батальоны, получившие задание защищать стратегически важную артиллерийскую базу Красной горки в 22 км от Ораниенбаума. Таким образом Отто Калвитса, Ялмари Лехтимяки и многие другие финны приняли участие в боях в составе пехоты, выполняя обязанности пулемётчиков.
Красные лётчики служили в жёстких условиях. Вследствие нехватки продовольствия ежедневное питание в дивизионе предполагало только одно горячее блюдо, представлявшее собой лёгкий суп из крупы и лука. Ясно, что этого было недостаточно на столь тяжёлой работе. Механики падали в обморок от переутомления, охваченные голодом части не могли действовать. Командир первого дивизиона Берг стремился улучшить ситуацию, попросив у флота предоставить его людям шоколад, халву, какао и печенье. По просьбе Берга организовывалось снабжение сушёными яблоками и свежими фруктами осеннего урожая, которые отправлялись из Псковской губернии, где они находились в изобилии. Лётчики получали дополнительное питание в виде пары консервов после каждого боевого вылета. Но всё же согласно рапортам командования дивизиона состояние и здоровье лётчиков ухудшалось со дня на день независимо от питания. Лётчики продолжали страдать от малокровия, испытывали общую слабость, головную боль и головокружение. Болезненное состояние приводило к тому, что военнослужащие бежали с линии фронта. То же самое происходило и с контингентом военно-воздушных сил флота в течение трёх недель сентября и точно неизвестно, бежали ли они домой или переходили на сторону белых. В конце октября по крайней мере двое красных лётчиков служили у белых.
Полёты были опасным занятием. Конечно, требовались разведывательные вылеты, высота полётов была низкой, особенно при точных бомбардировках, а вражеские ПВО отличались бдительностью. Ситуацию не облегчало и то, что собственная ПВО красных усвоила принцип стрелять по любому самолёту, который пролетал достаточно близко. Это абсолютно противоречило приказу, но военнослужащие ПВО отвечали рассерженным офицерам, что они не могут отличить, летит ли свой самолёт или противника. ПВО активизировалась, после того как английская авиация нанесла серию ударов по Кронштадту в конце лета ив осенний период. Погодные условия ухудшились в октябре, что повлияло и на воздушные полёты. Моторные свечи зажигания сразу замерзали, что не позволяло двигателю достичь нужного эффекта. На старте гидросамолёта поднимающиеся брызги замерзали и стопорили управляющее усройство. В сентябре – октябре красные сделали 189 разведывательных вылетов, 46 с целью бомбардировок и 59 оборонительных, но не произошло ни одного воздушного боя. Северо-западная армия Юденича имела в распоряжении три звена истребительной авиации, но их старые машины находились в таком состоянии, что на них вообще не летали. Британские королевские ВВС совершили за пять месяцев 837 вылета. Британцы потеряли 33 самолёта из 55, причём только три были сбиты, остальные пострадали в результате несчастных случаев, что говорит о плохом состоянии машин. Всего четверо англичан погибли и двое получили травмы, прежде всего по причине несчастных случаев. Только три британских самолёта были сбиты, из них один из-за аэростата красных. Последние потеряли сбитыми 12 самолётов.
Последний полёт Калле Тяхтеля
В сражениях по обороне Петрограда погиб один финн – Калле Тяхтеля. Его судьба была настолько трагичной, что история о нём была жива ещё десятилетия спустя, интерпретируясь по-разному. Решающие бои за Петроград начались на рассвете утром 21 октября, когда седьмая армия красных при артиллерийской поддержке кораблей Балтийского флота предприняла массированное наступление на противника с целью окружить его и овладеть Красным Селом. Белые упорно сопротивлялись, но оказывая серьёзное противодействие, войска Юденича были вынуждены отступить на линию Ропша – Красное Село – Павловск. Тяжёлые бои продолжались пять дней и многие деревни переходили из рук в руки то красным то белым.
Тяхтеля 22.10 получил задание совершить полёт предназначенный для бомбардировки и разведки вражеских позиций в деревню Гостилицы расположенную в Ингерманландии в районе Серепетта. Деревня занимала важное положение, потому что находилась на перекрёстке, откуда начинались дороги на запад, на север – в сторону Петергофа, а также на юг и на восток – по направлению на Красное Село. Задание Тяхтеля включалось в общее крупное наступление красных, которому белые собирались сопротивляться до конца. Бомбёжками позиций белых красные хотели защитить свободное прохождение своих колонн из Петергофа на перекрёсток Гостилицы.
Погода в Ораниенбауме была скверной для подъёма в небо Тяхтеля и его товарищей Коровкина и Мельцера. Уже два дня продолжались моросящие дожди и держались холода. Гидросамолёт Тяхтеля М-20 достиг Гостилицы за неполные четверть часа. Лётчик выполнил бомбометание по находящимся в деревне белым войскам, и уже было повернул самолёт возвращаться на родной аэродром, когда вдруг заметил, что самолёты Коровкина и Мельцера наступают на движущихся белых. Тяхтеля решил вернуться и поддержать товарищей. Его пулемётчик Александр Бахланов выпустил последнюю очередь, когда вражеская пуля повредила шланг подачи топлива. Стало ясно, что самолёт не посадить на своей территории, и Тяхтеля вынужденно предпринял аварийную посадку на стороне контролируемой белыми. Друзьям удавалось скрываться пару дней под защитой кустарников и болот. Но при попытке пробиться к своим сквозь линию фронта они были схвачены белыми совсем рядом с расположением своих войск. Белые допросили лётчиков и быстро казнили после этого. Когда красные войска взяли деревню, то обнаружили трупы, а местные крестьяне рассказали о случившемся. Лётчиков расстреляли в Гостилицы или по другой версии в деревне Систо-Палкино недалеко от Копорья. Весьма вероятно, что в этом деле не участвовали русские войска Юденича, а расстрел был совершён эстонцами и интерманландцами, чьи позиции бомбил Тяхтеля и в чьих руках находились как Гостилицы, так и Систо-Палкино 22–24 октября. Красные отвезли тела Тяхтеля и Бахланова в Ораниенбаум, и дивизион организовал 2.11.1919 торжественные похороны.
На защите советской власти в борьбе против Кронштадта
История различными путями влекла товарищей Тяхтеля через перипетии Гражданской войны в России. Многих снова вовлекло в военные события ранней весной 1921, когда опора морского флота – Кронштадт поднял восстание против большевиков. Красная Армия получила приказ подавить мятеж. Назначенный командующим операцией командир седьмой армии Михаил Тухачевский потребовал и получил в своё распоряжение авиацию всего Петрограда и Петроградской губернии. Материальное положение воздушных сил Балтийского флота весной 1921 было неважным. Вся Петроградская губерния могла предоставить лишь 14 годных для полёта машин, что было явно недостаточно для борьбы с Кронштадтом. По требованию Петроградского военного округа для осуществления операции доставили из других губерний ещё 14 самолётов. Помимо нехватки авиации у Тухачевского имелась и другая серьёзная проблема. Дело заключалось в том, что кронштадтцы способствовали распространению бунтарских настроений и в среде Балтийской лётной бригады в Ораниенбауме. И не удивительно, ведь все они служили во флоте и на переднем крае обороны защищали пределы красного Петрограда всего 18 месяцев назад. Лётчики первого дивизиона лётной бригады на общем собрании вечером 3 марта приняли решение, запрещающее военные действия против мятежного Кронштадта. Ответных действий правительства долго ждать не потребовалось. На поезде прибыли войска ЧК, арестовали большую часть команды дивизиона и привезли в Петроград, где шесть человек были казнены. Первый дивизион был распущен, а его флаг передан главному командованию бригады. Примечательно, что девять лётчиков лётной бригады, в том числе Мауно Линдел, Отто Калвитса, Калле Рянкяс, братья Лехтимяки и Альфред Таскинен дружно вступили в большевистскую партию. Причиной возможно послужила свойственная финнам дисциплинированность или просто отсутствие ясного понимания всей сути вопроса из-за неважного знания русского языка. Часть финнов отправилась служить во второй дивизион, где у восставших не было поддержки. Всё-таки известно, что значительная часть лётчиков участвовавших в подавлении восстания в Кронштадте были финнами. Вернер Лехтимяки был первым лётчиком атаковавшим Кронштадт, так как его самолёт – истребитель Nieuport XVII оказался там уже 4 марта. В промежуток между 6 и 17 марта красные лётчики сбросили большую часть листовок восставшим и приступили к бомбометанию. Бомбардировки были крайне неэффективными, вероятно вследствие нежелания лётчиков воевать по принуждению со «своими». Лётчики выполнили 77 вылетов, но их влияние на защитников Кронштадта являлось в значительной степени психологическим. Авиационные бомбы были слишком малоэффективными, чтобы причинить ущерб боевым кораблям или фортификационным укреплениям. Из финских лётчиков вызывают интерес Альфред Таскинен и Мауно Линдел, которым удалось сбросить бомбы прямо на палубу крейсера «Петропавловск». Жизненный путь Ялмари Лехтимяки мог бы закончиться, когда в работе его самолёта Nieuport XXIII произошёл сбой, и он упал на землю примерно в километре от аэродрома на Гутуевском острове. Ялмари находился в самолёте, получил травмы черепа и перелом позвоночника, но чудом остался жив. Кронштадтская операция закончилась 18.3.1921 капитуляцией восставших. Финским лётчикам вынесли благодарность, а наиболее отличившиеся – Таскинен и Линдел получили ордена Красного Знамени и наградные часы. С Кронштадтским восстанием закончилась одна из исторических эпох российской авиации. Распоряжением, полученным 5 марта, на самолётах взамен круглого триколора вводилась в качестве опознавательного знака красная звезда, став символом нового времени.
Эпилог
Бывший родом из Луумяки Мауно Тюнюс достаточно познакомился с советской действительностью. Он продолжил службу во втором дивизионе Ораниенбаума и поступил в лётную школу в так называемой Новой Деревне, но перебежал в Финляндию в октябре 1920 во время своего двухдневного отпуска из дивизиона. Вилхо Юрянко окончил Московскую высшую лётную школу в 1921 и затем недолго заведовал лётной школой в Самаре. Оттуда он перевёлся вначале в Севастополь весной 1922 и осенью далее в Одессу. По какой-то причине он решил вернуться в Финляндию в 1923 вместе с некоторыми возвратившимися финнами. Калле Рянкяс перевёлся в гражданскую авиацию и погиб в авиационной катастрофе в 1932. Отто Калвитса, став позднее знаменитым полярным лётчиком, впоследствии погиб, разбившись в своём PS-3 при его падении в Сибири у посёлка Сангар в марте 1930. Его прежний товарищ по лагерю Вальтер Бергстрём осуществил блестящую карьеру, сделавшись командиром первой лётной бригады в Севастополе, а несколько позже – главнокомандующим всей гидроавиацией Красного флота. Подъём по служебной лестнице остановился в 1937, когда его арестовали в так называемые годы сталинских репрессий и позднее казнили. Аналогично и карьера Вернера Лехтимяки была на взлёте, правда уже не на авиационном поприще, когда он тоже стал жертвой террора в 1938. Его брат Ялмари умер тогда же от рака желудка. Мауно Линдел был опытным и стойким лётчиком. Он занялся обучением новых пилотов в Севастопольской авиашколе, проделав путь к 1924 до начальника её лётного отдела. Линдел скончался в августе1937, видимо по естественной причине. Финская страница истории военной авиации Советской России закрылась почти также быстро, как и открылась в своё время.