2) Бочаров - это Бочаров, а Джибелли - это Джибелли. Два разных человека. Споры о том, кого именно скинули в ящике, не затихают с 1960-х годов. Внук Джибелли утверждает, что деда опознали по переломанной ещё в 1920-х ноге, сторонники версии с Бочаровым утверждают, что Бочарова опознали по родимому пятну. Мы выбрали для фильма версию с Джибелли. Было желание рассказать про сомнения и про версию с Бочаровым, но ни один хронометраж фильма этого не выдержал бы.
Правдолюб:
В принципе походив по материалам выложенным в и-нете, ... Оставил более-менее
пару вышеизложенных ссылок - отвечающих за то, что в ящике был В.Бочаров...
И разницу в суждении, что большое родимое пятно более характерно Хосе Галарс, чем
доводы родственницы о "характерном переломе ноги", тем более (как ты говоришь)
по опознанию фото, и после того изуверства ... Полагаю, фото родственникам оставили
по их просьбе ... Это редкость, но так иногда бывает... Но, думаю "гордиться" внуку
в данном случае более чем странно... Я бы предпочитал, чтобы мой роственник уж лучше
считался погибшим... или пропавшим безвести... Возможно всё упирается в формулировку
на которую тогда обращали внимание - имея ввиду почести, льготы, пособие семье погибшего...
Только так можно обьяснить желание ближайших родственников утверждать факт принадлежности. Это скорее был "вынужденный ход"...
Не мне судить, но на самом деле, всё обстояло видимо так... как описывает это в своей
книге Литвин Георгий Афанасьевич ...
...Рассказал командир и о том, как в ноябре 1936 года над аэродромом пронесся трехмоторный "юнкерс". С самолета на парашюте был сброшен ящик. К нему не решались подходить: а вдруг там бомба с часовым механизмом? Через пару часов смельчаки все же подошли и вскрыли ящик.
Внутри, в завязанной простыне, лежали останки изрубленного человека, обрывки одежды, а сверху записка на испанском: "Этот подарок посылается командующему воздушными силами красных, чтобы знал, какая судьба ожидает его и всех большевиков".
Погибшим был командир отряда республиканской авиации Хосе Галарс, он же Владимир Бочаров из эскадрильи капитана Антонио (псевдоним Сергея Тархова).
Летчики, участвовавшие в воздушном бою, рассказывали, что Владимир Бочаров смело вступил в схватку с пятью немецкими истребителями "Хенкель-51" и сбил одного. Как потом стало известно, самолет Бочарова был поврежден, сам он ранен. Произвел вынужденную посадку на территории, занятой фашистами, близь города Сеговия...
Мы слушали командира затаив дыхание.
http://militera.lib.ru/memo/russian/litvin_ga2/05.html "Меняю курс" Игнасио Идальго де Сиснерос... Тоже описывается этот эпизод...
http://militera.lib.ru/memo/other/cisneros_ih/index.html Небольшое отступление... Об отношении Мадрида к Советскому Союзу...
Хочу сказать (без какого-либо намерения заниматься пропагандой) несколько слов о позиции Советского Союза в отношении законного правительства Испании в то время, когда другие страны, даже так называемые демократические, предали республику.
Монархическая Испания никогда не признавала Советский Союз. После провозглашения республики ее руководители продолжали политику игнорирования СССР. Поэтому, когда начался мятеж, Испанская республика не имела с ним дипломатических отношений. Однако, как только республиканское правительство поставило этот вопрос, Советский Союз тотчас пошел ему навстречу. С этого момента он защищал республиканскую Испанию на всех международных конференциях, требуя от представителей капиталистических стран соблюдения принятых по отношению к ней обязательств.
Советский Союз сорвал маску лицемерия с тех, кто проводил политику «невмешательства». Когда стало очевидно, что она играет на руку франкизму, СССР решительно заявил, что выходит из Комитета по невмешательству и будет оказывать республике всестороннюю помощь. Она не заставила себя ждать. Испанский народ чувствовал ее и в тылу, и на фронте.
В самые напряженные дни конца октября 1936 года в порт Картахену прибыли первые советские летчики и самолеты.
Трудно передать волнение и радость, которые мы испытали: технические достоинства самолетов, присланных русскими, во многом превосходили самые оптимистические расчеты.
* * *
6 ноября 1936 года правительство переехало в Валенсию. В Мадриде была образована Хунта обороны во главе с генералом Миаха, в которой два наиболее ответственных поста — военного советника и советника общественного порядка — заняли коммунисты: член Политбюро Антонио Михе и генеральный секретарь Союза объединенной социалистической молодежи Сантьяго Карильо.
Хотя ожесточенные бои за Мадрид продолжались в течение всего ноября, а на отдельных участках они длились еще дольше, судьбу Мадрида решили первые десять дней. До конца войны Мадрид оставался в руках республиканцев.
Наша авиация сыграла весьма важную роль в тех исторических боях.
5 ноября, если не ошибаюсь, первые эскадрильи истребителей, присланные нам СССР, совершили перелет из Альбасете в Алькала-де-Энарес. Они прибыли вечером и тотчас начали подготовку к боевым вылетам на следующий день.
6 ноября утром появились немецкие бомбардировщики «Юнкерс» в сопровождении итальянских истребителей «Фиат». Они, как обычно, рассредоточились, приготовившись безнаказанно бомбить и обстреливать боевые позиции и город. В тот момент, когда сирены еще продолжали оповещать население о воздушной тревоге, самолеты с красными эмблемами республиканской авиации появились в небе Мадрида и бросились в атаку на фашистских воздушных разбойников.
Должен признаться, мне до сих пор трудно передать впечатление о том незабываемом моменте. От сильного волнения мое сердце готово было разорваться.
Зрелище, увиденное в то утро мадридцами, было грандиозным и незабываемым. В небе слышался беспрерывный рев моторов. Лётчики почти в вертикальном пике бросались на «Юнкерсы» и не давали им сбросить смертоносный груз. Мадридцы поняли: произошло что-то новое и необычное.
Люди бросились из бомбоубежищ на улицы, не думая об опасности. Народ, в течение многих дней страдавший от страшных бомбардировок противника, от которых у него не было возможности защититься, с невыразимым волнением наблюдал за первым воздушным боем над осажденным городом.
Мадридцы видели, как республиканские летчики сбили один за другим девять самолетов противника, остальные обратились в паническое бегство, преследуемые нашими истребителями.
Обезумевшие от радости мадридцы, со слезами на глазах, приветствовали республиканскую авиацию и Советский Союз, хотя прибытие советских самолетов держалось в глубочайшей тайне.
С этого дня соотношение сил в воздухе на какое-то время изменилось. Фашисты уже не могли безнаказанно совершать свои разбойничьи налеты. В дальнейшем они летали под сильным прикрытием истребителей и приняли ряд других мер предосторожности.
Народ Мадрида стал называть советские истребители («И-15») «чато» — «курносые».
Через несколько дней произошло событие, о котором мало кто знает (в то время мы не могли говорить открыто об участии советских летчиков в нашей борьбе против фашистов). Мне, как испанцу, стыдно о нем рассказывать, но я считаю себя обязанным сделать это, чтобы еще раз напомнить о том, что такое фашизм.
Как-то вечером фашистский самолет сбросил над Мадридом на парашюте ящик, в котором оказался труп советского летчика, разрубленный на части. Летчик по ошибке произвел посадку на территории противника, вблизи города Сеговия. В ящике лежала записка следующего содержания: «Это подарок командующему воздушными силами красных, пусть знает, что ждет его самого и его большевиков!»
Позже я узнал, что фашисты таскали советского летчика по улицам Сеговии, а затем убили его.
Мне стыдно, что в Испании могли родиться чудовища, способные на подобные поступки.
фото: "Курск" с военными материалами в порту Аликанте. 28 декабря 1936 г.
Командный состав 14 интербригады.