Основной раздел > Мы помним всех

Лётные происшествия в СССР и РФ

(1/28) > >>

Maеstro:
Данные взяты из открытых источников и не являются секретными

Начало темы положено на Архивном форуме, где представлены все, найденные на тот момент материалы по ЛП: 
Лётные происшествия в СССР и РФ

Книга памяти погибших морских авиаторов размещена на Архивном форуме тут: Книга Памяти...
На этом форуме продолжение тут Книга Памяти...

Если у вас есть дополнения или коррективы, пишите нам лично или в любой подходящей теме на сайте.

(306)

Maestro:
                                                                                             1910г.

7 октября 1910г. катастрофа самолёта Фарман, лётчик к-н Мациевич Л.М.
        В начале октября в Санкт-Петербурге на Комендантском аэродроме проходил Всероссийский праздник воздухоплавания. Пилот пытался выполнить полёт на практический потолок самолёта. Самолёт столкнулся с землёй на глазах многочисленных зрителей, жены и дочери, сидевших на трибунах, пилот погиб.
        Причина: разрушение конструкции самолёта. В полете на высоте 385м (это удалось определить по уцелевшей барограмме) лопнула проволочная растяжка перед мотором, которая попала в винт, одна из его лопастей разлетелась на куски; проволока накрутилась на вал мотора, на остатки винта и натянулась. При этом лопнули остальные растяжки. Аэроплан потерял жесткость и опустил нос. Пилот, отклонив тело назад, чтобы выровнять машину, не будучи пристёгнутым, выпал из самолёта и разбился. Обломки самолёта упали в 20м от тела.
        Пилот Мациевич стоял у истоков воздухоплавания в царской России, получил у Фармана лицензию пилота № 176, а в России он стал тридцать первым летчиком по счету и в числе первых — по летному мастерству. Среди пассажиров, которых он катал, был премьер-министр Столыпин, Председатель Госдумы Гучков, начальник Главного морского штаба вице-адмирал Яковлев и другие уважаемые люди в России.
        В последний путь пилота провожал весь Санкт-Петербург, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Лейтенант Пиотровский довольно оригинально выразился на похоронах: «Авиация — это война. Как на войне гибель людей — неизбежная случайность, так и в авиации она случайна, но неизбежна».
        Смерть авиатора заставила популярного тогда артиста Котельникова Г.Е. задуматься над изобретением парашюта, который всегда находится на авиаторе. Патент на изобретение первого в мире ранцевого парашюта Котельников получил через год.
        Это была первая катастрофа в авиации России.


                                                                                                  1911г.

18 апреля 1911г. катастрофа самолёта Блерио, аэродром Кача (Севастополь), лётчик-инструктор штабс-капитан Матыевич-Мацеевич В.Б.
         При возвращении на аэродром вылета самолёт потерял управление и столкнулся с землёй южнее г.Рудольфа в районе хутора Воитковский, Крым, 2 человека погибли.
          Причина - ЛП произошло из-за сильного порыва ветра. Лётчик при заходе на посадку выключил двигатель, как было принято по методике, и планировал в точку выравнивания. Порыв ветра спровоцировал резкое увеличение угла атаки с последующим входом в штопор из-за потери скорости. Высота при этом была около 50м. Самолёт столкнулся с каменной стеной и разрушился. Лётчик-инструктор погиб на месте, ударившись головой о стену. Второй погибший - его родной брат, мичман с миноносца "Мощный", скончался через несколько часов по дороге в больницу.
          Это была первая катастрофа в Качинской авиашколе лётчиков и вторая в стране.


                                                                                                 1912г.

          В январе 1912г. (точная дата, тип самолёта и обстоятельства неизвестны) в ЛП погибли штабс-капитаны Леон Ф.Ф. и Яниш В.Н. В марте 1912г. погиб поручик Альбокринов В.А. с рядовым Сониным А..
          В 1912г. погиб лётчик Закуцкий А.В. (точная дата неизвестна).


                                                                                                    1913г.

23 ноября 1913г. катастрофа гидроаэроплана Сикорский-10, лётчик мичман Ваксмут П.П.       
         При выполнении посадки с высоты 30м потерял скорость, опустил нос и столкнулся с водной поверхностью Балтийского моря. Лётчик погиб на месте, его пассажир, инженер по авиачасти Шишков, травмирован и остался жив.


                                                                                                  1914г.

20 марта 1914г. катастрофа самолёта Ньюпор, аэродром Александро-Михайловский (Севастополь), лётчик штабс-капитан Андреади Д.Г. 
         Столкнулся с землёй при выполнении показательного полёта на аэродроме, лётчик погиб.
         Причина: при вводе в вираж с большим креном потерял скорость и свалился в штопор с высоты около 100м.
         Гибель Андреади, известного всем отвагою и опытом летчика, вызвала у многих недоумение и растерянность. Наблюдавший за последним полётом Андреади знаменитый лётчик Нестеров П.Н., на следующий день сделал в авиашколе обстоятельный доклад и дал методические рекомендации по технике пилотирования, т.к. лётчик стал жертвой неправильного пилотирования, привитого ему старой, отжившей школой. Нестеров неоднократно повторял свой доклад и при дальнейших посещениях авиационных частей в разных городах России. После его докладов там резко уменьшалась аварийность.
         Штабс-капитан Андреади был руководителем офицерской школы Отдела воздушного флота 51-го Литовского полка и лучшим лётчиком-инструктором.

30 апреля 1914г. катастрофа самолёта Ньюпор, лётчик унтер-офицер Семишкуров Д.Н.
         Столкнулся с землёй при выполнении тренировочного вылета близ Севастополя, лётчик погиб. Причину установить не удалось.
        Лётчик Семишкуров Д.Н. - первый русский лётчик из солдат, сдавший экзамен пилота-авиатора в Севастопольской школе авиаторов.

8 октября 1914г. катастрофа самолёта Моран, лётчик Нестеров М.Н.
          При выполнении тренировочного вылета потерял скорость, свалился в штопор и столкнулся с землёй близ г.Гатчина, лётчик погиб.
          Лётчик пытался выполнить фигуру пилотажа, похожую на современный боевой разворот.
           Нестеров М.Н. - младший брат известного русского лётчика Нестерова П.Н.

25 декабря 1914г. авария самолёта "Моран-Ж", лётчик Козаков А.А.
            За успешное окончание Гатчинской авиашколы (впоследствии ЕВВАУЛ) лётчик Козаков был награждён орденом Святой Анны 3-й степени. Хотел сразу отправиться на фронт, но не смог: в действующей армии не хватало самолётов. Вступив в войну с 224 аэропланами (самый мощный Воздушный Флот среди воюющих держав), российские ВВС потеряли в первые месяцы в боях и суровых полевых условиях из-за неприспособленности временных аэродромов много самолётов. Скромные мощности русских авиазаводов не могли восполнить потерь, а импорт моторов и аппаратов из Франции и Англии был осложнён. К тому же, союзникам самим нужны были самолёты, и они не торопились поделиться с Россией своей передовой техникой. В этих условиях молодые лётчики, оканчивающие авиашколы, ожидали новые аппараты прямо на заводе.         
        Козаков получил свой "Моран - Ж" (заводской номер №316) на московском авиазаводе "Дукс" только в конце ноября 1914г. Одновременно последовало распоряжение великого князя Александра Михайловича, шефа русской авиации, отправить Козакова в 4-й корпусный авиаотряд через Варшаву, где была авиабаза фронта. В первом же полёте 25 Декабря 1914 года загорелся мотор, и пилот сел на вынужденную. Самолёт удалось спасти, а мотор - нет.


                                                                                           1915г.

20 января 1915г. катастрофа самолёта Кёртисс-Д, лётчик мичман Светухин Б.Д.
        При выполнении полёта на высоте около 60м в результате сильного порыва ветра деформировалось одно из правых полукрыльев. Оно попало на пропеллер, который также разрушился. Потерявший управление самолёт столкнулся с землёй близ г.Севастополь, лётчик погиб.
 
7 мая 1915г. катастрофа летающей лодки ФБА (ЛМ-2), лётчик л-т Кульнев И.И.       
          Столкнулся с акваторией Балтийского моря близ г.Ревель, лётчик погиб.
          Предположительная причина - резкий порыв ветра, приведший к знакопеременным кренам, скольжению и последующей за этим потере скорости. Летающая лодка - двухместный разведчик без вооружения. Сведений о втором члене экипажа нет.   
          Кульнев И.И. - участник русско-японской войны, испытатель авиационной техники.


                                                                                    1916г.


5 марта 1916г. авария самолёта М-5, КК мичман Горяинов.
           Лётчик выполнял экзаменационный полёт (видимо, речь идёт о контрольном полёте для проверки техники пилотирования и допуске к выполнению тренировочных полётов, - прим. Maestro). Из первоисточника: "Делая слишком резкий подъём, он стал поворачивать вправо, отчего почувствовав, что скользит, и желая исправить создавшееся положение, мичман Горяинов нажал до отказа правою ногою руль поворота, одновременно взяв руль высоты на себя и влево до отказа, выключив мотор, после чего аппарат, при очень малом угле наклона, стал делать крутую спираль малого радиуса с продолжающимся всё время скольжением на то же правое крыло. Взятый на себя до отказа руль высоты сделал лишь то, что хвост аппарата всё время заносило по окружности и в общем получилось почти вертикальное падение спирально вращающегося аппарата с постоянным скольжением на правое крыло.
           Падение началось, когда Горяинов находился на высоте 1200м, что он успел заметить по барографу, около острова Нарген. В 20-30м над самой водой ему удалось выровнять самолёт почти в горизонтальное положение, и он, парашютируя, ударился о поверхность воды плашмя. Лётчик потерял сознание, очнулся в воде. Ему удалось выбраться на мотор, где его подобрал баркас "Святогор" через 10-15мин. Хотя лодка была совершенно разбита, но плоскости, верхние и нижние, целы. Это позволяло остаткам аппарата какое-то время  продержаться у поверхности, но затем аппарат перевернулся кверху килем и начал тонуть. При буксировке полузатонувшего гидроплана он почти совсем разрушился и был впоследствии списан за исключением двигателя и некоторых запчастей, которые годились в переборку. Пострадавший был доставлен на пароход "Генерал Куропаткин", где его осмотрел доктор, найдя при этом лишь ушибы и ссадины, более ничего серьёзного".
           Таким образом, "родившийся в рубашке" Горяинов после недолгого нахождения в госпитале был отправлен в отпуск, после чего вернулся в Школу (речь идёт о Школе подготовки пилотов, впоследствии ставшей ЕВВАУЛ, - прим. Maestro). Но, вероятно, потрясение от падения было слишком сильным, мичман так и не смог справиться с этим и был впоследствии списан из Школы по состоянию здоровья. Это произошло уже в Петрограде приказом №264 от 21 июня 1916г.
          Кроме него, были ещё двое серьёзно пострадавших: подпоручик Миккоев сломал руку рукояткой двигателя, а охотник 1-го разряда Антоненко при падении аппарата на крыло сломал ребро и получил небольшое внутреннее кровоизлияние. Оба после лечения продолжали обучение и смогли успешно сдать экзамены на звание морского лётчика.

27 апреля 1916г. катастрофа самолёта М-5, лётчик мичман Цывинский Н.Я.   
          При выполнении тренировочного полёта через 30мин после взлёта на высоте около 350м потерял управление и столкнулся с землёй, экипаж, 2 человека, погиб.
          Предполагаемой причиной ЛП явилась поломка коленвала двигателя, который разрушил картер. Осколки последнего повредили пропеллер и проводку управления, лишив лётчика возможности влиять на ситуацию.

30 апреля 1916г. катастрофа самолёта Фарман-22, лётчик штабс-капитан Пруссис Х.Ф.
          При выполнении тренировочного полёта столкнулся с землёй близ г.Гатчина, лётчик погиб.
          Причина неизвестна.

10 мая 1916г. авария самолёта С-16, лётчик корнет Гильшер Ю.В.
           Сорвался в штопор и столкнулся с землёй, лётчик тяжело травмирован. Причина - неисправность системы управления элеронами.
           В результате ЛП лётчику ампутировали левую ступню. Не желая расставаться с авиацией, он научился летать с протезом и впоследствии лично сбил 4 самолёта противника.

26 мая 1916г. авария гидроплана М-9, лётчик Петер Г.
            Во время перелета с Крестовского аэродрома на учебное судно «Орлица» при неблагоприятных атмосферных условиях на взлете упал на берег р.Малой Невки. При этом падении самолета лётчик получил обширную контузию и многочисленные ушибы и мелкие раны (данные из архива: "Ссадины, сломанная нижняя челюсть, выбиты два зуба, перелом малоберцовой кости правой ноги в области лодыжки, а также общее нервное возбуждение, дефекты памяти об обстоятельствах полета и обстоятельствах падения", - прим. Maestro).

20 июня 1916г. катастрофа самолёта М-5, лётчик пр-к Горячев А.А. 
           Выполнил несанкционированный взлёт и столкнулся с землёй на бульваре в г.Баку, экипаж, 2 человека, погиб.
           Причина - воздушное хулиганство.
           Как следует из рапорта содержателя школы (фактически - владелец школы, за счёт которого школа функционировала) Григорьева П.П. (орфография оригинала): "20 июня 1916 года прапорщик по Авиационной части А.Горячев, допущенный к самостоятельным полётам 27 апреля 1916 года, вместе с механиком своего аппарата рядовым Левченко опробовали мотор и спустили на воду лодку Щетинина М-5 с бортовым номером №1. Запустив мотор, они по воде направились к острову Нарген, повернули против ветра и попытались оторваться от воды, но это не удалось. Тогда они развернулись и сделали вторую попытку, взлетели с трудом почти в 500м от береговой линии, пролетев над берегом очень низко, около кинематографа Феномен сделали крутой вираж, скользнули на левое крыло и упали на бульвар около решётки, задев серединой за фонарный столб".
          Свидетелями всего этого, помимо содержателя Григорьева, были бухгалтер школы Седунов С. и строевой унтер-офицер Бугаев Л., наблюдавший всё это с левого борта шхуны Али-Абат, и оба дали одинаковые показания, что подтверждено проведённым Григорьевым дознанием: "Весь аппарат был совершенно разбит, Горячев скончался на месте, а Левченко усадили в фаэтон, но и он умер по дороге в Михайловскую больницу. Согласно актам вскрытия обоих, оба трупа были сильно переломаны, в том числе в области грудной клетки (буквально сплющена) и головы (лица разбиты практически в лепёшку) - следствие лобового столкновения".
          В медицинском заключении указано, что головы обоих трупов обгорели, особенно Горячев, а в рапорте о пожаре об этом ничего не упомянуто. Александр Андреевич Горячев и Константин Левченко погибли глупо, пренебрегнув здравым смыслом. Григорьев свидетельствует, что тогда дул свежий северный ветер и шёл мелкий дождь, мотор работал плохо и не давал достаточных оборотов, а лодка текла и набрала воды. И не было никакой необходимости лететь. По счастливой случайности, кроме пилотов, никто не погиб и не пострадал, хотя на бульваре собралась толпа зевак, которых разгонял Бугаев, выставляя оцепление вокруг обломков аппарата.

15 августа 1916г. катастрофа самолёта (тип неизвестен), лётчик л-т Кудрявцев В.М.             
           При выполнении посадки потерял скорость и сорвался в штопор. Самолёт упал на корму госпитального судна "Экватор". При этом сдетонировала малая авиабомба, разрушив носовую часть самолёта. Вытекший бензин загорелся. Экипаж, 2 человека, погиб.

16 августа 1916г. катастрофа самолёта (тип неизвестен), лётчик мичман Аликин И.И.
          Погиб близ г.Батуми. Другие подробности неизвестны.

13 сентября 1916г. катастрофа самолёта (тип неизвестен) лётчик штабс-капитан Лебедзь С.А.
           Погиб в групповом воздушном бою близ п.Торчин северо-восточнее п.Киселин (современная Западная Украина, недалеко от г.Луцк) в результате попадания разрывной пули в голову. За этот подвиг посмертно награждён тремя орденами (всего у лётчика было 7 орденов, 3 из них посмертно) - орденом Святого Георгия 4-й степени, орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом и орденом Святого Станислава 2-й степени с мечом.
           Из наградной записки: "... за то, что 13 Сентября 1916 года, летая в районе д.Хорохорина, что севернее Торчина, заметил группу в 10 - 12 самолётов противника, направлявшихся для бомбардировки гор. Луцка, атаковал их, чем внёс расстройство в ряды противника и дал время другим нашим аппаратам набрать высоту и отразить неприятельский налёт. В этом неравном бою, штабс - капитан С. А. Лебедзь запечатлел свой подвиг геройской смертью".
          В день своей смерти, буквально перед самым вылетом, штабс-капитан Лебедзь С.А. был назначен командиром Гренадёрского авиационного корпусного отряда.

15 сентября 1916г. (по другим данным 19 сентября 1916г.) катастрофа гидросамолёта М-5, лётчик унтер-офицер Петер Г.
           Столкнулся с водной поверхностью Финского залива при выполнении тренировочного полёта в Петрограде. В этот день было ветрено, волна около 3 баллов, что для гидропланов того времени представляло большую проблему. Когда Петер упал, к нему направился катер, нашёл в воде совершенно разбитый самолёт, на обломках которого лежал лётчик. Вскоре из Школы прилетел гидроплан и приводнился рядом, Петера погрузили на катер, доставили на берег и срочно выслали за доктором. Однако, когда врач подъехал, он лишь вынужден был констатировать смерть, и тело отвезли в прозекторскую Адмиралтейского госпиталя.
           Летающая лодка М-5 имела заводской № 666 и принадлежала Петроградской Школе морской авиации.

18 сентября 1916г. катастрофа самолёта М-5, лётчик Тимофеев К.
           Столкнулся с водной поверхностью Финского залива, лётчик погиб (как следует из рапорта о вскрытии: "Причина смерти - захлебнулся, - прим. Maestro).

20 сентября 1916г. катастрофа самолёта (тип неизвестен), лётчик Панкратов, летнаб л-нт французской армии Лоран А.
           В районе боевых действий 11-й русской армии происходили многочисленные воздушные бои между русскими и германскими лётчиками. Экипаж вылетел навстречу эскадрилье германских самолётов в районе Двинских позиций (близ нынешнего г.Даугавпилс, Латвия), они вступили в неравный бой и сбили один германский самолёт. После чего были атакованы сбоку германским лётчиком, смертельно ранившим Панкратова. Лоран, также дважды раненый, принял управление самолётом, смог выровнять его и повёл к своим позициям, однако через несколько минут скончался от потери крови, самолёт сорвался в штопор и столкнулся с землёй, экипаж погиб.

5 декабря 1916г. катастрофа самолёта (тип неизвестен), лётчик штабс-капитан Энгельс Е.Р.
           Потерял управление, разрушился в воздухе и столкнулся с водной поверхностью Балтийского моря во время выполнения 2-го испытательного полёта гидроплана собственной конструкции, лётчик погиб.
           Причина - разрушение аэроплана произошло в результате диверсии.
           Официальная комиссия, расследовавшая причины ЛП, посчитала, что главной причиной гибели явилась поломка заднего коробчатого лонжерона из-за ненадежного крепления плоскостей к раме. Руководству было доложено, что истребитель разбился по причине облегчения конструкции в ущерб прочности, однако версию о диверсии высказал Янович, который был тестем Энгельса. Этим он пытался выхлопотать дочери лучшее содержание после смерти её мужа. При этом Янович вместе с дочерью в момент ЛП находился в Петрограде и не был свидетелем катастрофы.

27 декабря 1916г. катастрофа гидросамолёта М-5, экипаж: курсант Головкин и лётчик-инструктор подпоручик Быков А.П.
          При выполнении полёта на высоте 40м попали в мощный порыв ветра, самолёт сделал полубочку и столкнулся с водной поверхностью Каспийского моря, лётчик-инструктор погиб на месте, курсант позже скончался от ран.

Maestro:
                                                                                             1917г.

16 апреля 1917г. катастрофа гидросамолёта М-16, лётчик мичман Любушкин С.М.
         При выполнении посадки на воду самолёт скапотировал и был повреждён, лётчик утонул, придавленный обломками самолёта, лежащего на мелководье. 

11 мая 1917г. (по другим данным 12 мая 1917г.) катастрофа самолёта Илья Муромец I, КВС л-т Лавров Г.И.       
          Столкнулся с землёй близ г.Микулиста под Тернополем, экипаж погиб.
          Причина - ЛП произошло в результате преднамеренного саботажа: в полёте произошло разрушение одной из стоек, которую предварительно подпилили.

26 августа 1917г. катастрофа гидросамолёта М-5, пилот прапорщик Иванов А.
          Пилот погиб при выполнении учебного полета в Петрограде. Других подробностей нет.


                                                                                               1918г.

10 июля 1918г. катастрофа самолёта (тип неизвестен), лётчик Медведь М.
          При наборе высоты свалился в штопор и столкнулся с землёй, лётчик погиб.
          ЛП произошло в Красносельской школе высшего пилотажа.

29 июля 1918г. катастрофа самолёта "Лебедь".
          При выполнении виража потерял скорость и свалился.
          ЛП произошло в Красносельской школе высшего пилотажа. Один из пилотов был инженер Соколов, проходивший переучивание. Самолёт имел бортовой №15. Других подробностей нет.

17 ноября 1918г. катастрофа самолёта "Илья Муромец", КК Алехнович Г.В.
          Погиб при крушении самолёта при невыясненных обстоятельствах. Похоронен в Петрограде на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
        Алехнович Г.В был единственным русским лётчиком, носившим очки. Закончил Качинскую авиашколу и получил диплом пилота авиатора за №30 от 29.07.1911г.

          В конце 1918г. или в начале 1919г. (точная дата неизвестна) произошла катастрофа самолёта Вуазен, лётчик Бригге.
          Самолёт столкнулся в тумане с церковной оградой, лётчик погиб.

                                                                                               1919г.

                                                                                                Информации нет.


                                                                                                1920г.

                                                                                                Информации нет.


                                                                                                 1921г.

                                                                                                 Информации нет.


                                                                                                  1922г.

                                                                                                 Информации нет.


                                                                                                 1923г.

В 1923г. (точная дата неизвестна) в Качинской авиашколе произошла катастрофа самолёта (тип неизвестен), в которой погиб лётчик-инструктор Паэль с курсантом.
           Причина - отказ авиатехники
                                         
                                                                                                 1924г.
 
                                                                                                 Информации нет.

 
                                                                                                  1925г.

22 марта 1925г. катастрофа самолёта Юнкерс-13, КВС Шпиль.
        Экипаж выполнял рейс Тифлис - Сухуми. На борту находилось 3 руководителя Закавказской СФСР, которые летели на съезд Советов Абхазии. Через полчаса после вылета самолёт неожиданно загорелся, столкнулся с землёй вблизи Дидубийского ипподрома и взорвался. 5 человек погибло.
        Причина: пожар на борту. Официально причину ЛП установить не удалось, двигатель и системы управления были работоспособны.
        Со слов очевидцев, при падении самолёта ещё в воздухе, с высоты около 20м, выпрыгнули и разбились при ударе о землю 2 человека - председатель Закавказской ЧК Соломон Могилевский и замнаркома Рабоче-крестьянской инспекции в Закавказье Георгий Атарбеков. На месте крушения самолета из-под обломков извлекли сильно обгоревшие трупы члена РВС СССР и Краснознаменной Кавказской армии (ККА) А.Ф. Мясникова и механика Сагарадзе. По всей видимости, первый пилот Шпиль сгорел заживо.
        На траурном митинге Л. Троцкий намекнул на то, что ЛП могло быть не случайным: "Мы потеряли товарищей, друзей, братьев. И особенно тяжко думать — повторяю снова, что они погибли в результате трагического случая, воздушной катастрофы. Вряд ли мы дознаемся когда-либо с точностью о действительных причинах их гибели. Ведь живых свидетелей того, что произошло, нет! Они погибли все: и три пассажира, и летчик Шпиль, и механик Сагарадзе. В телеграмме, которую здесь огласили от областного комитета, есть заключительная фраза: "Да будут прокляты те роковые законы, которые вызвали эту катастрофу! Эти роковые законы - суть законы человеческой слабости. Эта катастрофа, каковы бы ни были ее ближайшие причины, является показателем одновременно и силы человека, и слабости его. Сила в том, что человек научился летать, научился передвигаться не только по земле и воде, но и по воздуху. Но вместе с этим он и погибает не только на воде и на земле - он научился погибать и в воздухе".
         По неофициальной версии -  Сталин при помощи Берия избавлялся от старых большевиков, которые слишком многое помнили, к примеру, участвовали вместе с ним в экспроприации банков.
        Также имеет место быть версия о том, что кто-то из пассажиров закурил на борту, однако достоверно известно, что КВС перед вылетом подробно проинструктировал пассажиров о недопустимости курения на борту.


                                                                                                          1926г.

31 марта 1926г. катастрофа самолёта 2И-Н1, лётчик-испытатель Филиппов В.Н.
        Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.

19 октября 1926г. катастрофа самолёта МР-2, лётчик-испытатель Растегаев Ф. .
         Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.


                                                                                                       1927г.

27 марта 1927г. катастрофа гидросамолёта М-24, экипаж: пилот Горовенко Н.Д. и летнаб (лётчик-наблюдатель, - прим. Маestro) Дмитриев Н.П.
        Самолёт перешёл на пикирование и упал с высоты 150-200м на лёд Финского залива, экипаж погиб.
         Причина неизвестна.

23 июня 1927г. авария самолёта И-1, лётчик-испытатель Громов М.М.
          При выполнении испытательного полёта на штопор лётчик был вынужден покинуть неуправляемый самолёт.
          Лётчик-испытатель Громов М.М. - один из самых выдающихся испытателей Советского Союза, в будущем - Герой СССР, заслуженный лётчик-испытатель.
          Это был первый случай вынужденного покидания самолёта с парашютом в СССР.


                                                                                                   1928г.
                           
22 августа 1928г. был разрушен самолёт "Советский Север" Дорнье-Валь, КВС Волынский А.А.
            В 1928г. Волынский А.А. участвовал в трансарктической воздушной экспедиции Красинского Г.Д. по заданию Осоавиахима. Намечалось пролететь 14000км вдоль Северного морского пути. Экипаж самолета «Советский Север»: командир Волынский А.А., второй пилот Кошелев Е.М., летчик-наблюдатель Родзевич Н.Н. и старший механик Борисенко С.И. С 16 июля по 18 августа самолет пролетел 6000км из Владивостока через Охотское море и далее вдоль Камчатки и западных берегов Берингово моря к мысу Дежнева (Уэлен).
            После вынужденной посадки в Колючинской губе, утром 22 августа 1928 года самолет во время шторма был выброшен на берег и разрушился. За 26 дней экипаж пешком благополучно добрался до стоянки парохода «Ставрополь».

                                                                                                    1929г.

                                                                                                    Информации нет.


                                                                                                    1930г.

4 августа 1930г. катастрофа самолёта Д-2, КЭ Чекарев А.В.
         При выполнении испытательного полета экипаж, 2 человека, погиб.


                                                                                                     1931г.

3 июня 1931г. катастрофа самолёта С-16 бис.       

12 июля 1931г.  катастрофа самолёта АНТ-9, командир экипажа Рыбальчук С.Т.
         На борту находился замначальника штаба РККА, крупнейший военный теоретик и стратег Триандафиллов В., вылетевший в инспекционную поездку по стране. Самолёт в тумане зацепился за деревья (этап полёта неизвестен), столкнулся с землёй и разрушился. Все, находившиеся на борту, погибли.
         После этого ЛП Сталин запретил членам Политбюро и руководящим работникам высокого ранга летать на самолетах. Ослушавшимся грозило суровое партийное наказание.

9 сентября 1931г. катастрофа самолёта (тип неизвестен).
         В ЛП погиб инспектор ВВС РККА Межерауп П.Х. Другие подробности неизвестны.
         Межерауп П.Х. - активный участник Гражданской войны, кавалер нескольких орденов. В апреле 1920г. встретился в воздушном бою с начальником авиации Русской армии под командованием генерал-лейтенанта Врангеля генерал-майором Ткачёвым В.М. Это произошло неподалеку от Мелитополя. Ткачёв, возглавлявший группу из 6 DH-9, был атакован парой «Ньюпоров», один из которых пилотировал Межерауп. После воздушного боя, продолжавшегося в течение 45 минут (самолёт Ткачёва был повреждён в 5 местах), обе стороны вышли из боя и направились на свои базы.
         Это был единственный случай в мире, когда в воздушном бою лично встретились командиры двух авиационных армий.


                                                                                                       1932г.

26 марта 1932г. катастрофа самолёта И-5, лётчик-испытатель Альбинский В.И.
         Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.

29 июня 1932г. катастрофа самолёта ТБ-3.       

9 июля 1932г. катастрофа самолёта И-4. 

7 сентября 1932г. катастрофа самолёта Дорнье Валь, КВС Порцель Л.М.
          При выполнении полёта по разведке льдов и проводке судов в Карском море столкнулся с водной поверхностью. Все, находившиеся на борту, погибли (точное число неизвестно).

Maestro:
                                                                                                          1933г.

2 марта 1933г. катастрофа самолёта Р-6.
          Лётчик погиб.

9 мая 1933г. катастрофа самолёта Р-5, лётчик - заслуженный летчик СССР, лётчик-испытатель Волковойнов М.А..
          Летчик погиб при выполнении испытательного полета.

12 июля 1933г. катастрофа самолёта Савойя-55.
          Подробностей нет.   
   
11 октября 1933г. катастрофа самолёта И-5.
          Лётчик погиб.

5 сентября 1933г. катастрофа самолёта АНТ-7, КЭ Дорфман И.М.
          Экипаж выполнял перелёт в Крым. На борту находились высшие руководители авиапрома и ГВФ СССР. Через несколько минут после взлёта самолёт в условиях сильного тумана зацепился колесами за канат любительской антенны, укрепленной на высоких шестах, затем задел элероном левой плоскости за верхушку высокой ветлы. Левая консоль крыла отвалилась, самолет носовой частью ударился о землю южнее Подольска около ст.Лопасня и рассыпался. Погибло 8 человек.
          Предположительная причина: лётчик выполнял визуальный полёт в условиях недостаточной видимости и не справился с управлением.
          Это был единственный опытный экземпляр, переделанный из устаревшего разведчика Р-6. На самолёте убрали все вооружение, в фюзеляже разместили 8 кресел для пассажиров и установили дополнительные баки с бензином. Самолет не был оборудован приборами для полетов ночью и в СМУ.
          Сталин, отдыхавший в это время в Сочи, выдал свои рекомендации Кагановичу Л.: "Надо запретить под страхом исключения из партии полеты ответработников-нелетчиков, без разрешения ЦК. Надо строжайше проводить в жизнь запрещение и обязательно исключать провинившихся, невзирая на лица".
          Политбюро срочно составило и утвердило у Сталина список постов, обладатели которых лишались права свободного полета — от членов ЦК до начальников главных управлений наркоматов. Чуть позднее подготовили и обширный список мероприятий, которые должны были обеспечить безопасность полетов. Так, в СССР ввели ежегодную проверку квалификации летчиков, чего прежде не делалось. Авиапром обязали комплектовать каждый самолет всеми приборами, необходимыми для полетов в СМУ, а всем авиапредприятиям запретили переделывать cамолёты по собственным проектам. Тем же постановлением категорически запрещалось перевозить пассажиров на неиспытанных полностью самолетах, но главное - в стране появились навигационная, метеорологическая и штурманская службы, а также обязательное оснащение высоких объектов, таких как радиоантенны, сигнальными огнями. Произошедшая катастрофа также ускорила создание Воздушного кодекса.
                       
21 ноября 1933г. катастрофа самолёта "Калинин" К-7, КВС лётчик-испытатель Снегирёв М.А.
          Экипаж выполнял полёт по программе лётных испытаний. На борту находились 5 членов экипажа и 15 инженеров испытательной бригады. Задание предусматривало после взлета и набора высоты 1000м полет к мерному километру, над которым надо было снизиться до высоты 100м и трижды пройти расчетную базу с максимальной скоростью. При заходе за мерный километр КВС вывел обороты всех 7 двигателей на полный газ. Возникла вибрация хвостовых ферм, вследствие чего произошёл разрыв нижнего лонжерона левой хвостовой балки. Разошедшиеся концы лонжерона защемили управление рулем высоты, и самолёт из снижения уже не вышел, столкнувшись с землёй с углом пикирования 30-40° и нарастающим левым креном в районе г.Харькова. Погибло 4 члена экипажа и 11 инженеров, всего 15 человек.
         Для расследования причин ЛП было организовано несколько компетентных комиссий, в которых участвовали самые видные авиационные специалисты страны. Выводы предполагали, что источником вибрации являлись серворули при некоторых режимах работы седьмого двигателя. Но эту причину документально подтвердить не удалось. И только несколько лет спустя М. В. Келдыш нашел выход в борьбе с флаттером - необходима весовая балансировка pyлей. Но тогда этого еще не знали.
         Рассмотрев выводы, специалистам, не обнаруживших никаких ошибок в расчетах и конструкции самолета, решением начальника ГУАП Калинину поручили в срочном порядке приступить к строительству двух (пассажирский и военный) вариантов К-7 со сроком их вывода в 1935 году. А для их изготовления КБ А. Калинина получило новую производственную базу - Воронежский авиационный завод. Изменившиеся взгляды руководства отечественной авиации на строительство крупных самолетов не позволили коллективу завершить paботы над К-7. Самолеты были законсервированы, причем один из них был готов наполовину.
          Это был единственный построенный экземпляр. Самолет К-7 вошел в историю мировой авиации как смелый шаг, поскольку подобных самолетов в то время не существовало ни в одной стране мира.


                                                                                               1934г.      

30 января 1934г. катастрофа стратостата "Осоавиахим-1".
        Стратостат впервые в мире достиг высоты 22000м. Однако при спуске потерпел крушение.
        Комисия по разбору выяснила, что причиной ЛП стала повышенная Vy снижения вследствие излишнего выпуска закаченного газа и заедания клапана стравливания, что привело к разрыву строп, крепящих гондолу, из-за чрезмерных перегрузок. 3 члена экипажа погибли.

15 апреля 1934г. катастрофа самолёта МДР-4 (АНТ-27), лётчик-испытатель Волынский А.А.
         Экипаж, в состав которого вошли 3 ведущих инженера КБ Туполева, проводил испытания первого построенного образца летающей лодки. При выполнении взлёта и выхода на редан самолёт столкнулся с волной, взмыл, ударился о следующую волну, разрушился и затонул. 4 члена экипажа погибли.
          Из воспоминаний авиаконструктора Туполева А.Н.: "С моря шла небольшая накатная волна, но в нашей бухте она не чувствовалась. Мы на катере пошли вперед к месту отрыва, хотелось взглянуть, как машина будет выходить на редан. На МДР запустили двигатели, и лодка начала разгоняться. А надо сказать, в те годы многие пилоты летали на тяжелых морских самолетах «Дорнье-Валь». И была у них одна особенность - тяжело отрывались от воды. Чтобы облегчить взлет, морлеты придумали раскачивать машину, вроде она легче отрывается. Гляжу, они уже у выхода из бухты начали раскачивать и МДР. Я вскочил, кричу, руками размахиваю - прекратите! Да разве услышат? Когда машина с хорошей скоростью вышла из бухты, ее стало бить о волны. Ударившись о первую, она взмыла, а затем со страшной силой врезалась в следующую. Подкосы среднего мотора не выдержали чудовищного удара, переломились, он рухнул на кабину и убил обоих летчиков".

27 июля 1934г. катастрофа самолёта ТБ-3, КЭ Толков П.С.
         Экипаж, 10 человек, погиб.

4 сентября 1934г. катастрофа самолёта МБР-4, КЭ Андреев В.А.
          Экипаж, 3 человека, погиб.


                                                                                                            1935г.

1 февраля 1935г. катастрофа самолёта МБР-4.
          В катастрофе погиб лётчик-инструктор Журавлёв Н.Д. Других подробностей нет.

2 мая 1935г. катастрофа самолёта И-5, лётчик Скоробогатов.
           Лётчик погиб.

18 мая 1935г. катастрофа двух самолётов АНТ-20 «Максим Горький», КВС Михеев И., и И-5, лётчик-испытатель Благин Н.П.
         В районе Центрального аэродрома Москвы (посёлок Сокол) истребитель столкнулся с выполнявшим демонстрационный полёт с передовиками производства восьмимоторным АНТ-20. Погибло 11 членов экипажа и 50 пассажиров - ударников из инженеров, техников и рабочих ЦАГИ и членов их семей, всего 61 человек, а также лётчик самолёта И-5 и 2 человека на земле. Общее количество погибших - 64 человека.
        Причина: ошибка летчика-истребителя в технике пилотирования, выполнявшего фигуры сложного пилотажа вокруг АНТ-20.
        Благину Н.П. была поставлена задача руководством ЦАГИ выполнить пилотаж вокруг АНТ-20 для киносъёмки в рекламных целях, которую вёл кинооператор Щекутьев с борта самолёта Р-5 (лётчик - Рыбушкин В.В.). Благин решил выполнять не петли вокруг АНТ-20, как ему рекомендовал кинооператор, а бочки по типу "кадушки" с большим радиусом, как наименее опасную фигуру в задании на полёт. На третьей бочке самолёты столкнулись. Обломки упали в садовое товарищество п.Сокол (ныне - район метро Сокол г.Москвы).
         Это был единственный экземпляр АНТ-20.

26 июня 1935г. катастрофа гидросамолёта Савоя С-55П, КВС Светогоров А.П.
             Экипаж выполнял почтово-пассажирский рейс по маршруту Александр-Сахалинский - Хабаровск. На борту находились 3 члена экипажа и 9 пассажиров, из них один ребёнок. Через полтора часа после вылета самолёт столкнулся с горой в 67км от п.Лазарево Нижнеамурского района Нижнеамурской области Дальневосточного края (ныне Приморского края) и разрушился. Все находившиеся на борту погибли.
              Причина -

20 июля 1935г. катастрофа самолёта АНТ-37.       

25 июля 1935г. катастрофа самолёта И-5, лётчик Трусков В.А.
           Лётчик погиб. Самолёт находился в составе 9 ИАЭ ТОФ.

14 августа 1935г. катастрофа самолёта И-5. 
           Лётчик погиб.                 

2 сентября 1935г. катастрофа самолёта КР-6.
            В ЛП погиб штурман Петушков П.Г., других подробностей нет.

23 сентября 1935г. катастрофа самолёта АНТ-27БИС         

29 ноября 1935г. катастрофа самолёта ЗиГ-1 (ПС-89).

     
                                                                                                             1936г.

13 февраля 1936г. катастрофа самолёта И-16 тип 5.
            Лётчик погиб во время испытательного полёта.       

19 июня 1936г. катастрофа самолёта И-4.       
            Лётчик погиб во время испытательного полёта.       

17 июля 1936г. катастрофа самолёта УТИ-3.       
            Лётчик погиб во время испытательного полёта.       

5 августа 1936г. катастрофа самолёта АИР-14, лётчик-испытатель м-р Кириллов Н.И.
            Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.

13 ноября 1936г. в воздушном бою над Мадридом был сбит лётчик л-т Ковтун К.И. Тип самолёта неизвестен, предположительно И-16.
            Раненый летчик выбросился с парашютом, однако ветер снес его на позиции франкистов. 15 ноября 1936г. на аэродром, где базировалось подразделение Ковтуна, был сброшен на парашюте ящик с телом героя. В ящике лежала записка "Подарок от генерала Франко".
            Летчика-героя похоронили на сельском кладбище в 12км от Мадрида, указав на могильной плите испанский псевдоним Ковтуна - "Ян".

30 ноября 1936г. катастрофа самолёта Девуатин D.510R, лётчик-испытатель м-р Попов К.К.
            Лётчик погиб при выполнении испытательного полета. 
         
     
                                                                                                              1937г.

12 мая 1937г. катастрофа самолёта И-16, лётчик командир АЭ к-н Колесников К.И.
             Погиб при выполнении интернационального долга в Испании.

23 мая 1937г. катастрофа самолёта ЦАГИ А-12.

21 июня 1937г.  катастрофа самолёта «7211»
             Самолёт разбился во время испытательного полёта, экипаж погиб. 

14 июля 1937г.  катастрофа самолёта АРК-3-1
             Самолёт столкнулся с землёй во время испытательного полёта, экипаж погиб.

22 июля 1937г. катастрофа самолёта «7211», лётчик-испытатель ст. л-т Преман Э.Ю.           
             Лётчик погиб при выполнении испытательного полета на истребителе конструкции А.А. Боровкова и И.Ф. Фролова.
             Возможно, это ЛП могло произойти 21 июня 1937г.

31 июля 1937г. катастрофа самолёта  И-14.
             Столкнулся с землёй во время испытательного полёта, лётчик погиб. 

11 августа 1937г. катастрофа самолёта И-16.
             Самолёт разбился во время испытательного полёта, лётчик погиб.

13 августа 1937г. катастрофа самолета "СССР Н-209", КЭ Герой Советского Союза Леваневский С.
             После остановки одного двигателя из 4-х самолёт попал в зону обледенения и, предположительно, произвёл вынужденную посадку на арктический лёд. Экипаж и самолёт не найдены, причины ЛП не установлены. Погибло 6 человек, в т.ч. лётчик-испытатель Кастанаев Н.Г.   
     
13 августа 1937г. катастрофа самолёта ДБ-А
             Самолёт разбился при проведении испытаний, экипаж погиб.
     
24 декабря 1937г. катастрофа самолёта Р-10
              Самолёт разбился во время испытательного полёта, экипаж погиб.   
   

                                                                                                              1938г.

5 февраля 1938г. (по другим данным 6 февраля 1938г.) катастрофа дирижабля ЦАГИ «СССР В-6».
            Дирижбль выполнял полёт по спасению экспедиции СП-1 исследователя Папанина и 3-х его помощников с дрейфующей льдины. На борту находились большие запасы бензина, свыше 5 тонн, продукты, одежда и пиротехнические средства для поиска лагеря папанинцев в условиях полярной ночи. Полёт проходил на высоте 450 – 500м в СМУ. Экипаж пользовался картами выпуска 1906г., которые были крайне неточными. Считая, что летят над болотом, высоту не увеличивали. В разрывах облаков заметили гору, в связи с большой инертностью летательного аппарата избежать столкновения с ней не удалось. Дирижабль загорелся и взорвался в районе Кандалакши, Кольский полуостров. Все, кто находился в кабине, 13 человек, погибли. Спаслись только шестеро аэронавтов, находившихся в мотогондолах и в хвосте дирижабля.

15 февраля 1938г. катастрофа самолёта И-16, лётчик-испытатель к-н Шишкин Н.А..
           Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.

15 февраля 1938г. катастрофа самолёта И-16.
           Столкновение в воздухе с самолётом М-25В. Экипажи погибли.

8 марта 1938г. катастрофа самолёта (тип неустановлен), лётчик-инструктор Борисоглебской авиашколы Макеев М.И.
           Лётчик погиб. Другие подробности неизвестны.

11 марта 1938г. катастрофа самолёта PZ, лётчик-испытатель ст. л-т Соловьёв С.И. и штурман-испытатель л-т Рябов В.М.
           Экипаж погиб при выполнении испытательного полета.

21 апреля 1938г. авария самолёта УТ-2, лётчик Ильюшин С.В.
          При выполнении служебного перелёта из Москвы в Воронеж у самолета перегрелся и остановился мотор. При вынужденной посадке в темноте самолёт перевернулся. Ильюшин и его пассажир, конструктор Воронежского завода Жуков И.В., получили травмы.
          Ильюшин С.В. - выдающийся советский авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, единственный человек в СССР, 7 раз удостоенный Сталинской премии. Вскоре после этого ЛП вышел приказ - главным конструкторам летать самостоятельно запрещено.

3 июня 1938г. катастрофа самолёта Р-5.
           Экипаж погиб.
 
4 июля 1938г. катастрофа самолёта АНТ-51.
           Экипаж погиб.
         
14 июля 1938г. катастрофа самолёта АРК-3-2, летчик-испытатель ст. л-т Ершов А.В.
           Летчик погиб при выполнении испытательного полета.

10 сентября 1938г. катастрофа самолёта Кi-10 (по классификации СССР - Тип-95), лётчик-испытатель Вахрушев М.П.
           При выполнении демонстрационного боя столкнулся с землёй, лётчик погиб.

11 сентября 1938г. катастрофа самолёта СБ.
           Экипаж погиб.

27 сентября 1938г. авария самолёта АНТ-37 "Родина", КВС Гризодубова В.С.
           Экипаж выполнял полёт по установлению мирового рекорда на дальность полёта по маршруту Москва - Дальний Восток. Через 26ч полёта экипаж понял, что до конечной точки маршрута долететь не удастся, было принято решение о вынужденной посадке на пригодную площадку. Чтобы не подвергать опасности находящегося в носовой части штурмана, Гризодубова приказала штурману (Раскова М.М.) покинуть самолёт на парашюте. Экипаж благополучно произвёл посадку без шасси на берегу р.Аргунь в заболоченной местности. 3 октября было найдено место приземления с 2-мя членами экипажа (Гризодубова и Осипенко), на следующий день нашли Раскову.
           Экипажу удалось пролететь 6450км за 26ч, это был новый мировой рекорд. За этот подвиг все члены экипажа, первыми среди женщин в СССР, были удостоены звания Героя Советского Союза.

3 октября 1938г. 2 2 катастрофы самолётов Дуглас и ТБ-3.
            Столкнулись в воздухе при проведении поисково-спасательных работ по поиску пропавшего 27 сентября 1938г. самолёта АНТ-37 "Родина", выполнявшего беспосадочный авиаперелёт по маршруту Москва - Дальний Восток. 4 человека остались живы, количество погибших неизвестно.

4 октября 1938г. катастрофа самолёта DC-3.
            Экипаж погиб. 

15 октября 1938г. катастрофа самолёта И-16, лётчик-испытатель к-н Табаровский Я.А.
            Проводились летные исследования И-16 по " затягиванию" истребителя в пикирование. Происходило это в случае установки стабилизатора на положительные углы атаки. Несколько катастроф заставили провести исследование этого явления. Выяснилось, что И-16 чрезвычайно чуток к изменениям угла установки стабилизатора. В тоже время, при нейтральном положении стабилизатора и задней центровке, лётчики испытывали чрезвычайно большое давление на РУС. Тот факт, что раньше явление затягивания в пикирование не отмечалось, был связан с постепенным сдвиганием центровки самолета назад, от серии к серии, за счет установки аккумулятора, щитков, бронеспинки и радио.
             На некоторых самолётах центровка уже достигала значений 35% САХ. Дополнительный пикирующий момент создавали неубираемые лыжи. Проведенные в начале 1939г. испытания показали, что зона полной неустойчивости на пикировании начинается между 32-33% САХ при убранном шасси.
             Опасность явления была весьма велика, летчик-испытатель к-н Табаровский, занимающийся этими рискованными полетами, не смог вывести из пикирования и погиб.
             Самолёт столкнулся с землёй при значении САХ 33,6% и угле установки стабилизатора +2°. В результате, значение центровки для всех эксплуатируемых самолётов было ограничено 33%, а о неустойчивости И-16 в полете, наконец, было сказано как о недостатке.

2 декабря 1938г. катастрофа самолёта УТ-1.
             Экипаж погиб. 

15 декабря 1938г. катастрофа И-180-1, Центральный аэродром г. Москвы, летчик-испытатель Чкалов В.П.
             Причина - обстоятельства ЛП изложены в докладной записке дирекции Завода Опытных Конструкций №156 Сталину И.В. (орфография и пунктуация тех лет сохранена - прим. Maestro):
             "Закончив первый круг над аэродромом, самолет пошел на второй круг, растянув последний в сторону завода  № 22, после чего пошел на посадку. Не доходя до аэродрома одного-полутора километров, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада (Магистральная ул., д.13), возле Хорошевского шоссе. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе товарища Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Товарищ Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут".
           Интересная деталь - когда к месту ЛП подоспели члены государственной комиссии, работники КБ и завода, Чкалов лежал на снегу, затем неожиданно для всех поднялся, встал на ноги и, окровавленный, шатаясь, пошел навстречу К.Е. Ворошилову и Л.М. Кагановичу. Медленно передвигая непослушные ноги, повторял: «Летчик не виноват, крыло подвело. Это я говорю – Чкалов». Не дойдя нескольких шагов до членов Политбюро, он вновь рухнул на снег. «Скорая помощь» застала легендарного лётчика уже в бессознательном состоянии.
           И-180-1 - экспериментальный самолёт, разработанный авиаконструктором Поликарповым.

     
                                                                                                            1939г.

11 мая 1939г. катастрофа самолёта УТИ-4, экипаж: ГСС к-н Осипенко П.Д. и ГСС комбриг Серов А.К.
          На аэродроме близ Рязани проходили учебно-тренировочные сборы инспекторов. Экипаж отрабатывал полёт по приборам под шторкой. При выполнении полёта самолёт сорвался в штопор и столкнулся с землёй близ г.Рязань, 2 человека погибли.
          Предположительная причина - ошибка в технике пилотирования вследствие потери пространственного положения. В районе полётов стояла низкая облачность с моросящим дождём.
          Полина Осипенко - одна из первых женщин в СССР, удостоенная звания Героя Советского Союза (за беспосадочный авиаперелёт в сентябре 1938г. по маршруту Москва - Дальний Восток, первой была Гризодубова В.С.), установила 5 мировых рекордов.
          Прах Серова А.К. и Осипенко П.Д. помещён в урнах в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

26 июля 1939г. катастрофа самолёта И-16, лётчик-испытатель, м-р Алексеев М.Ю.
           Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.

15 августа 1939г. катастрофа самолёта И-16.
           Лётчик погиб. 

25 августа 1939г. катастрофа самолёта И-16, лётчик командир АП м-р Бурмистров М.Ф.
           Погиб в воздушном бою близ р.Халхин-Гол.

5 сентября 1939г. катастрофа самолёта И-180-2, лётчик-испытатель командир АЭ НИИ ВВС п/п-к Сузи Т.П..
           Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.
       
16 сентября 1939г. катастрофа самолёта (тип неизвестен, предположительно - И-15), аэродром Болбасово, лётчик дважды ГСС м-р Грицевец С.И.
           Лётчик погиб во время военных учений РККА на аэродроме Болбасово, рядом с Оршей. Возвращаясь с разведки аэродромов, на которые должны были перебазироваться во время боевых действий 31-й и 21-й ИАП к боевым действиям с поляками, командир 21 ИАП к-н Хара П.И. и м-р Грицевец С.И. зашли в сумерках на посадку с противоположными стартами, произвели посадку на встречных курсах, на пробеге столкнулись правыми бортами, в результате м-р Грицевец погиб (пропеллером ему отрубило голову, к-н Хара отделался ушибами). Похоронили Грицевца с почестями у Дома Красной Армии в гарнизоне Болбасово.
         Майор Грицевец С.И. - первый в стране дважды Герой Советского Союза, сбил в Испании и на Халхин-Голе 42 самолёта противника, и первый в мире лётчик, сбивший в одном бою 7 самолётов, из них 5 истребителей.

4 октября 1939г. 2 2 катастрофы самолётов И-15БИС и ГК.
          В результате столкновения в воздухе оба экипажа погибли. Других подробностей нет.

25 декабря 1939г. катастрофа самолёта (тип неизвестен), лётчик командир АЭ ст. л-т Борисов И.Д.
          Самолёт упал в воды Финского залива, лётчик погиб.
     
26 декабря 1939г. катастрофа самолёта И-16.
          Лётчик погиб.

      В ВВС СССР в 1936г. произошли 43 катастрофы и 237 аварий, в которых погибло 94 человека, в 1937г. - 62 катастрофы и 336 аварий, погибло 110 человек, в 1938г. только с 1 января по 1 августа произошли 75 катастроф и 217 аварий, в которых погибло 135 человек. Для командного состава особенно трагическими оказались 12 месяцев с октября 1938г. по сентябрь 1939г. В это время катастрофах, в основном из-за человеческих ошибок, погибли многие известные летчики, в том числе большая группа Героев Советского Союза: комдив В.С. Хользунов (28 июля 1939г.), комбриги А.К. Серов (11 мая 1939г.) и В.П. Чкалов (15 декабря 1938г.), полковник А.А. Губенко (31 марта 1939г.), майоры С.И. Грицевец (16 сентября 1939г.) и П.Д. Осипенко (11 мая 1939г.).
      Все эти ЛП явились следствием беспримерным по своему масштабу репрессиям командных кадров Красной Армии, когда погибло большинство высшего комначсостава советских Военно-воздушных сил. В эти страшные годы погибли многие опытные командиры военной авиации, среди них заместитель наркома обороны, начальник ВВС РККА командарм 2-го ранга Я.И. Алкснис, комкоры Ф.А. Ингаунис, А.Я. Лапин (помощники командующего Особой Краснознаменной Дальневосточной армией по ВВС), В.К. Лавров (начальник штаба ВВС РККА), В.В. Хрипин (командующий воздушной 1-й Армией особого назначения) и многие, многие другие, в том числе начальники ВВС округов и флота, командиры авиационных частей и соединений, начальники и преподаватели учебных заведений. Всего по ВВС за 1937-1939 гг. было уволено 5616 человек.

Maestro:
                                               1940г.

4 января 1940г. авария самолёта ПС-84.
          Самолёт ПС-84 (позднее переименован в Ли-2ВП) был построен на 84-м авиазаводе в Химках Московской области в декабре 1939г. Для проведения госиспытаний его необходимо было перегнать на аэродром НИИ ВВС, однако при взлёте в СМУ самолёт был разбит, экипаж не пострадал.

24 марта 1940г. катастрофа самолёта И-153.
         Лётчик погиб.

9 апреля 1940г. катастрофа самолёта И-153.
         Лётчик погиб.
     
27 апреля 1940г. катастрофа самолёта И-26 (Як-1), лётчик-испытатель Пионтковский Ю.И.
         Задание на полёт было связано с проверкой температурного режима мотора. После взлёта лётчик выполнил 2 круга над аэродромом на высоте около 2500м. Затем самолёт резко накренился, выполнил бочку, сорвался в штопор и столкнулся с землёй во дворе дома №116 по ул.Верхняя Масловка в Москве, лётчик погиб.
         Комиссия, расследовавшая ЛП, высказала предположение, что резкое кренение самолёта произошло из-за срыва с замков обеих ног шасси. Оказавшись свободными, они начали раскачиваться и наносить сильные удары по крылу. Обшивка крыла разрушилась, что сделало самолёт неустойчивым и неуправляемым.
          Всего с 13 января по 27 апреля Пионтковский совершил 43 полёта на И-26. Пятнадцать из них заканчивались вынужденной посадкой и, несмотря на это, не разобравшись в причинах, не устранив опасные для жизни испытателя дефекты и, в первую очередь, недостаточную прочность самолёта, о чём Генеральному конструктору Яковлеву было известно по результатам статических испытаний, лётчика заставили продолжать испытания.
     
27 апреля 1940г. катастрофа самолёта БПБ (по другим данным - СПБ), КЭ ГСС лётчик-испытатель п-к Головин П.Г.
         При выполнении полёта на устойчивость и управляемость через 30мин после взлёта самолёт столкнулся с землёй и разрушился. Экипаж, 3 человека, погиб.
         Причина - при выполнении виража самолёт попал в облака, одновременно с этим произошла остановка правого мотора, что привело к уменьшению скорости и последующему срыву в плоский штопор. Кроме того, по мнению ряда членов комиссии по расследованию причин ЛП, экипаж мог потерять пространственную ориентировку. 
         Взлёт был произведён с Центрального аэродрома имени Фрунзе в Москве. Экипаж выполнял полёт на экземпляре №1, накануне перегнанного в Москву с авиазавода. За полетом наблюдал сам авиаконструктор Поликарпов Н.Н., его заместитель Жемчужин, а также начальник техбюро завода Усаченко.
         Головин - энергичный и отважный полярный летчик, но недостаточно опытный и осторожный как испытатель - при вводе СПБ в вираж сразу начал с больших углов и сорвался в штопор. Очевидцы видели как самолет вывалился из облаков, вращаясь в плоском штопоре. Уже на небольшой высоте пилот попытался покинуть машину на парашюте, но высоты для спасения уже не было. Вместе с Головиным погибли ведущий инженер Александров К.И. и бортмеханик Добров Н.Г.
          Осмотрев обломки самолета и останки экипажа, комиссия под председательством начальника 8-го отдела ЦАГИ Ляпидевского А.В. пришла к выводу, что элероны и хвостовое оперение были в исправности, шасси находилось в убранном положении. Отсутствие в масляных фильтрах стружки как-будто свидетельствовало о нормальной работе моторов. Комиссия отмечала, что причиной ЛП является переход самолета в плоский штопор. Причиной срыва могло быть попадание самолета, обладавшего недостаточной продольной устойчивостью, в облачность. Срыв мог произойти также с виража из-за грубого пилотирования. Все эти версии не были доказаны объективными фактами и носят в значительной мере субъективный характер.
          Имелись некоторые обстоятельства, пропущенные комиссией. 26 апреля Головин перегнал самолет СПБ №2/1 с заводского на Центральный аэродром. На вопрос, как ведет себя машина и каковы его впечатления, Головин ответил, что машина в порядке, только правый мотор имеет температуру воды и масла на 150° больше левого. А Шишмарев в своих показаниях отмечал, что ранее случались заклинивания моторов М-105.
          Вывод о нормальной работе моторов был сделан на основании отсутствия в масляных фильтрах металлической стружки. Но из текста акта следует, что исследовался маслофильтр только левого мотора, так как правый обгорел. Значит, вывод об исправной работе обоих моторов не имел подтверждения. И самое интересное, в аварийном акте помещена фотография остатков разрушенного правого мотора, на которой очень четко видна целая лопасть винта! Такое могло произойти, если еще до падения самолета правый мотор заклинило. Почему комиссия не обратила внимание на это обстоятельство, непонятно. Безусловно, определенную роль в ЛП сыграли недостаточный опыт Головина в полетах на СПБ и малый запас продольной устойчивости самолета на критических режимах.
       
15 мая 1940г. катастрофа самолёта И-153.
         Лётчик погиб.
     
23 мая 1940г. катастрофа самолёта И-16.
         Лётчик погиб. 

14 июня 1940г. катастрофа самолёта Junkers Ju-52/3m, КВС шеф-пилот финской АК "Аэро" п-к Виллебрандт Б.
         Экипаж выполнял рейс по маршруту Таллин - Хельсинки (Мальми). На борту находились дипломаты США и Франции. Самолёт был атакован и сбит парой советских ДБ-3Т в нейтральных водах Финского залива. На борту находилось 9 человек, все погибли.
         Три сотрудника западных посольств с объемистым багажом покидали Эстонию в то время, когда в адрес правительств западных стран от имени Народного комиссариата иностранных дел отправлены требования закрыть свои посольства в Эстонии, Латвии и Литве в связи с вхождением этих стран в состав СССР.
         В акватории Финского залива было организовано патрулирование. Одна из советских подводных лодок, Щ-301, находилась на позиции точно под трассой пролета финского «Юнкерса». Моряки уже получили приказ о начале блокады Эстонии. В нем содержалось задание проверять все суда, покидающие Эстонию, а также всех пассажиров и весь груз на борту. Предполагалось, что эстонское правительство попытается покинуть страну и, возможно, будет находиться на каком-либо судне. В случае если некое судно не остановится или окажет сопротивление, разрешалось открывать по нему огонь, национальная принадлежность судна не имеет значения. То же относилось и к самолетам.
        Пара самолётов ДБ-3Т из состава 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС КБФ, ведущий - командир АП п-к Бедзинашвили Ш.Б. и ведомый к-н Бабушкин М.А., вылетела на разведку в северо-западную часть Балтийского моря. Заметив взлетевший с аэродрома Лагсберг (Таллин) Юнкерс, советские лётчики сблизились с ним. Правый пилот ведущего самолёта Хохлов П.И. (будущий генерал-лейтенант авиации, ГСС), открыв крышку астролюка, рукой показал пилоту Юнкерса на разворот в сторону аэродрома посадки. Пилот Юнкерса не повиновался и продолжал лететь с прежним курсом. После предупредительной стрельбы двумя очередями и последующим игнорированием команд, Юнкерс был сбит.
     
28 июня 1940г. катастрофа самолёта ДБ-3Ф (Ил-4).
         Экипаж погиб.

20 июля 1940г. катастрофа самолёта СПБ №1, летчик-испытатель м-р Липкин М.А.
         Летчик погиб при выполнении испытательного полета.

23 июля 1940г. катастрофа самолёта МДР-7.
         Экипаж погиб. 

1 сентября 1940г. катастрофа самолёта И-16.
         Лётчик погиб.

6 сентября 1940г. катастрофа самолёта И-15 бис, лётчик л-т Великохатько В.И.
         Столкнулся с землёй в Шкотовском районе Приморского края при выполнении тренировочного полёта, лётчик погиб.
         Причина неизвестна. Обломки самолёта и останки лётчика обнаружила поисковая группа ПОАСО "ВладПодземСпас" из Владивостока (начальник Ливанский Я.) 9 июня 2007г.
         Лётчик - выпускник Ейского ВМАУЛ 1939г.

4 октября 1940г. катастрофа самолёта СБ, лётчик-испытатель ст. л-т Савченко И.И.
         Лётчик погиб при выполнении испытательного полёта.
             
4 октября 1940г. катастрофа самолёта И-16.
         Лётчик погиб.
   
18 октября 1940г. катастрофа самолёта СБ.
         Экипаж погиб. 
     
27 октября 1940г. катастрофа самолёта ГСТ.
         Экипаж погиб.   
   
30 ноября 1940г. катастрофа самолёта ДБ-3.
         Экипаж погиб.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии