В продолжение общей темы
Двумя днями позже поездом Мурманск – Москва на ст. Обозерская прибыл инженерно - технический состав полка. Прежде всего, нас позабавила долголетняя достопримечательность ст. Обозерская - бревно диаметром около метра уложенное вдоль одноэтажного щитового здания буфета под условным наименованием ресторан «Голубой Дунай». Много лет это бревно служило местом отдыха посетителей заведения.
Как и следовало ожидать, возникла проблема размещения прибывшего личного состава. Даже при отсутствии семей разместить лётный и инженерно - технический состав было просто негде, т.к. семьи военно- служащих расформированной дивизии фронтовых бомбардировщиков оставались жить в офицерском гарнизоне, именуемом "Обозерская-1" для почтовых отправлений, "тарзановкой" в лексиконе местных жителей ст. Обозерская и, в конечном итоге, посёлке имени дважды Героя Советского Союза генерала Ивана Семёновича Полбина.
Для размещения лётного состава при максимальном уплотнении было использовано здание единственной офицерской гостиницы. Инженерно-технический состав разместили в казармах солдатского городка, нескольких освободившихся комнатах в домах офицерского гарнизона и даже у частников ст. Обозерская. Нам трём лейтенантам досталась комната в не отапливаемом щитовом одноэтажном домике бывшей местной конторы ЖЭУ. Мы отыскали ранее прибывшее эшелоном моё "приданое" (в нашей компании я один был уже женат), состоящее из двуспальной металлической кровати с матрасом и большого фанерного ящика с домашним скарбом, и вполне удовлетворительно обжились в этом домике, тем более, что единственное удобство в виде водяной колонки находилось рядом с домом. Спали мы вдвоём под одним ватным одеялом, третий квартирант располагался на выданном мне в 66-м ВАТУ односпальном тюфяке.
Местом сбора проживающих в гарнизоне военнослужащих полка было определено у здания лётно-технической столовой, т.к. отныне, питание инженерно-технического состава обеспечивалось в столовой. После построения и обязательной переклички, автомобильным транспортом ОБАТО (отдельный батальон аэродромного технического обслуживания) нас вывозили на аэродром Летнеозерский, располагавшийся в 5 км по дороге от гарнизона.
Знакомство с аэродромом Летнеозерский.
Действительно, ВПП (взлётно-посадочная полоса) аэродрома была
длинная и прямая. По сравнению с аэродромом Североморск – 2 , распо-
ложенного между каменистыми сопками при длине ВПП 1950 метров ,
аэродром Летнеозерский , построенный в 1951 году для базирования
фронтовых бомбардировщиков Ил-28, при длине ВПП 2500 метров не имел
видимых превышений местности кроме лесного массива.
Официально аэродром Летнеозерский считался введённым в строй
ещё в 1951 году , фактически, ко времени прибытия на него 524-го ИАП
работы по оборудованию рулёжных дорожек продолжались строитель-
ным батальоном. Сам аэродром использовался, как отстойник списанной
авиационной техники. На отдельных стоянках располагались самолёты
Ил-28 и на грунте один Ту-4.
Капитальными строениями были два СКП (самолётный командный
пункт) и два маленьких бесхозных домика под наименованием
«Агрегатная», в которых располагались стационарные источники
электроэнергии для самолетов, но уже разукомплектованные. Все иные
постройки были выполнены из местных, т.е. древесных материалов.
Что касается природы, то у нас, привыкших к голым холодным
сопкам Заполярья, восторгу не было границ: кругом заповедный лес,
а это – грибы, ягоды, охота. Под боком озеро, а это - рыбалка, купание,
катание на лодках, охота на утку! Но всё это будет потом.
Прежде всего, на общем собрании офицерского состава полка
командованием 23-й дивизии было доведено следующее:
- посёлок Летнеозерский расположен на всем известном 1001 километре
от Москвы, куда в годы коллективизации были сосланы
«деклассированные элементы» и до сего времени они, их потомки
проживают здесь и на дальних лесных хуторах. Среди них не мало
недоброжелателей существующей власти. По этой причине увольнение
военнослужащих срочной службы в посёлок. Летнеозерский было запрещено; - в Плесецком районе, в котором расположен аэродром Летнеозерский,
имеются зоны содержания осужденных. В случае побега из зоны
заключённых они опасны тем, что обязательно выходят на проходящюю
рядом железную дорогу – единственную ниточку к их свободе.
Ко всему этому можно было добавить, что в единственном магазине
офицерского городка кроме консервов, крупы и хлеба, привозимого из
пекарни ж/д. ст. Обозерская, ничего не продавалось. После получаемого
в Заполярьи продовольственного пайка, которого хватало для пропи-
тания семьи почти в течении месяца, условия снабжения гарнизона
вызывали крайнее неудовольствие и раздражение людей, что
отрицательно влияло на служебную деятельность личного состава
полка.
С уважением Б.И.