Биография
Иван Михайлович родился в крестьянской семье, в которой было 5 детей: Василий, Иван, Мария, Леонид, Владимир.
В 1938 году Иван окончил 10 классов Усушской средней школы Чаушского района Могилёвской области. Уехал в г.Могилев, устроился на работу и учился в аэроклубе.
Когда учился в аэроклубе, то приезжая домой, рассказывал о том, как красиво в небе, радовался, что учится на летчика.
Когда мать удивлялась и ему говорила, что как он такой высокий может вместиться в таком маленьком самолёте.
Он всегда отшучивался и говорил, что когда-нибудь и её прокатит на самолете и что самолёт только кажется таким маленьким в небе.
Война перечеркнула всё.
В 1941 году поступил в авиашколу в г.Ейск Краснодарского края. Из Ейска он прислал семье всего одно письмо, в котором сообщил, что учится на летчика. Больше семья ничего не знала.
Родители во время войны умерли.
Второй брат Василий во время войны был в партизанах.
В ноябре месяце 1943 г., когда освободили Славгород (до войны Пропойск), партизаны соединились действующей армией и та во время боев Василий попал в плен. В 1945 после освобождения служил в Германии. В 1947 году его комиссовали по болезни, а в1959 году он умер.
Марию и младших братьев в 1945 г. забрал дядя по материнской линии и определил в Опсовский спецдетдом. Мария стала работать бухгалтером, а братья были воспитанниками.
Прислала Чуешова Мария Михайловна
Командир звена 13 КИАП, мл.лейтенант Иван Михайлович Чуяшов в начале апреля, закончив учебу на Высших офицерских курсах с Лашкевичем Анатолием Ивановичем прибыли в родной полк, который в мае перебазировался в Котлы. На 16-19 мая 1944 года намечалась операция по уничтожению отряда кораблей противника в Нарвском заливе. Чуяшов Иван Михайлович на Як-9 16.05.1944г. вылетел на задание и не вернулся. Сбит в воздушном бою над Нарвским заливом.
Его имя увековечено в Борках, Ленинградской области.
"...Из этого полета не вернулись три экипажа штурмовиков: лейтенанта Василия Лебедева, младших лейтенантов Алексея Махнова и Василия Максюты. Наш полк тоже потерял троих летчиков: старшего лейтенанта Василия Самохвалова, младших лейтенантов Ивана Чуяшова и Николая Гладкевича. С Чуяшовым я учился на Высших офицерских курсах, а Вася Лебедев и Алексей Махнов были моими земляками-новгородцами.
После посадки была одна мысль: наши ребята, сбитые в бою, плавают на капках (спасательных поясах) в заливе, и им нужна помощь. У нас на аэродроме стояла летающая лодка Ш-21, мы ее называли «Ша-2». Единственным летчиком в нашем соединении, летающим на ней, был заместитель командира дивизии Герой Советского Союза подполковник В.И. Раков2. Он как раз оказался неподалеку. Набравшись смелости, я обратился к подполковнику с просьбой слетать в район кораблей и оказать помощь нашим летчикам, терпящим бедствие. Раков, немного подумав, согласился на этот полет и только спросил меня:
— Кто пойдет прикрывать мой самолет?
— Товарищ подполковник! Вас прикрывать будем парой я с Соловьевым. Мы сделаем все, но ваш самолет сбить не дадим!
— Хорошо, — сказал Раков, и через несколько минут мы были в воздухе.
До района, где только что был бой, Ш-2 нужно было идти 40—50 минут. Лодка давала 110—120 километров в час, а мы шли на скорости 400 — 450 километров. Мы крутились над лодкой виражами, вытянутыми в сторону, где были корабли противника. Раков шел на бреющем полете, а мы на 200 метров выше его. Когда мы прошли Курголовский полуостров, все наше внимание было сосредоточено на наблюдении за морем и воздухом. Мы смотрели во все стороны и никаких следов от наших летчиков не обнаруживали. Наши капки были ярко-оранжевого цвета, и их можно было обнаружить на большом расстоянии.
Впереди, в южной части Нарвского залива, показалось что-то черное. Я подошел поближе — это оказалась стайка диких уток. Впереди нас хорошо были видны вражеские корабли, около которых мы только что были. Но нигде никаких признаков наших товарищей. И тогда мне показалось, что мы или пришли поздно, или наших летчиков подняли немцы. Если бы наши летчики были мертвые, их все равно бы держали капки на воде. А может, утонули вместе с самолетами, как Вася Лебедев?
Между нашими самолетами и самолетом Ш-2 радиосвязь отсутствовала. Связь только эволюциями самолета. Снизившись к Ракову, я показал эволюциями, что надо поворачивать обратно. Раков меня не понял и продолжал полет к кораблям. Ему, находящемуся на бреющем полете, не была видна окружающая акватория, а мы с высоты 200 метров обследовали всю округу. Я прошел еще раз около носа Ш-2 и повторил эволюциями, чтобы он повернул на обратный маршрут. Теперь Раков меня понял и развернул машину в сторону нашего берега. Так мы и пришли домой, не обнаружив наших товарищей. Прошло более 40 лет, как был этот бой, а товарищи так и не вернулись...
В период с 19 по 29 мая 1944 г. летчиками нашей дивизии было проведено 4 операции: две по подрыву минных заграждений противника в центральной и восточной частях Нарвского залива и две по уничтожению кораблей и транспортов в южной части Финского залива."...
Отрывок из книги Анатолия Ивановича Лашкевича
"В воздушных боях Балтийское небо"
Может кому-то известно еще что-то об этом лётчике, когда он точно окончил Ейское училище. К сожалению семья практически ничего не знала о Чуяшове И.М.