Рассказ Цыганковой Майи Ивановны:
Вся моя юность связана с Ейским училищем. У меня и брат – лётчик, но он погиб в 1943 году…
Мой отец Иван Махно работал на аэродроме в Ейском лётном училище, он заправлял самолёты, а мама занималась детьми. Семья была большая, я, сестра и три брата, Михаил, Юрий и Владимир. А сейчас осталась я одна... Жили мы недалеко от Училища на улице Чапаева. Место хорошее, море рядом.
Брат Михаил Иванович был курсантом Училища. Когда они уезжали в летние лагеря в Кухаривку, мы его навещали, ходили туда за 18 км, встречались. Мне было 9 лет, когда Миша окончил Училище в 1939 году. Нас пригласили на выпускной бал. Я с папой и мамой стояла на балконе и смотрела на выпускников, младших лейтенантов, которые танцевали в зале внизу, такие красивые в морской форме с блестящими кортиками. Это запомнилось на всю жизнь.
Михаила отправили служить на Дальний Восток. Мне было 11 лет, когда началась война. А потом, в 1943 году, как-то иду из школы и слышу мамин крик на всю улицу. Я побежала бегом, чтобы узнать, что случилось.. А у неё в руках извещение: «Ваш сын, Михаил Иванович Махно, погиб при выполнении боевого задания…» - и больше ничего мы не знали. И до сих пор так и не знаем. Юрий Васильевич Храмов обещал узнать, как брат погиб, но ничего сделать так и не смог.
У меня от брата осталась одна маленькая фотокарточка, я из неё сделала большой портрет. Остальные фотографии и документы остались в Ейске. Мама хранила всё в железной коробке, где эта коробка теперь, я не знаю. Младший брат ездил на могилу, там такой скромный памятник стоит, но брат разбился в автокатастрофе, и спросить некого…
Потом война закончилась, я выросла и пошла работать в Училище официанткой. Несу как-то макароны, 10 порций, бегу быстро-быстро… и вдруг макароны по-флотски на одного курсанта летят. Я его макаронами обсыпала. А полк, чуть не хором:
- О, Юрка, всё! Захороводила она тебя.
А я такая девчонка была, худенькая, маленькая, ничего не понимаю.
Но мы начали встречаться. Так я потом вышла замуж за лётчика Мартынова Юрия Михайловича. Но это после выпуска в 1951 году. А тогда он ещё учился, летал на 5-м полигоне, и мы переписывались. Иногда он приезжал в увольнение. В Ейске многие девушки вышли замуж за лётчиков. Там был клуб моряков, куда ходили на танцы, а по субботам – в кино. Кубанские девушки симпатичные и видные. А я была маленькая, но шустрая.
В 51 году мы с мужем расписались в Ейске. Его направили в Пярну в Эстонию, и я с ним поехала. У нас родилась дочка. Как-то она заболела коклюшем, тогда врач мне посоветовал срочно вывезти ребёнка к морю. Я поехала в Ейск. Потом вернулась, но ему из армии пришлось уволиться, и мы переехали в Ленинград. Но жизнь у нас дальше не сложилась. В общем, у меня жизнь простая…
Потом я 34 года отработала в НИИ «Малахит» в буфете. Работы было много, а зарплата маленькая... Николай Петрович там работал ведущим конструктором, так и познакомились. К тому времени у него первая жена умерла, он один воспитывал дочку, а сына воспитывала бабушка. С тех пор мы вместе. Вот кручусь, как белка. Я ещё в хоре пою, два раза в неделю репетиция. Вчера мы с приятельницей в Капелле выступали, и скоро у нас ещё концерт будет. Я маленькая, но шустрая.
_________________________________________________
_____
Андрей Порохня, Николай и Майя Цыганковы, 8 мая 2012г., Борки.

В этом году Майе Ивановне будет 84 года, во что трудно поверить.
При подготовке материала по банку данных о погибших выяснилось, что Михаил Махно погиб 3 июля 1943 года в катастрофе самолёта. Он служил в 1-й эскадрилье 14-го истребительного полка ВВС ТОФ. Полк базировался на аэродроме Кневичи. Другие подробности неизвестны...
__________________________________
Михаил Махно, выпускник ЕВМАУ 1939г.: