"ВЕСТИ" НЕДЕЛИ 24 Выпуск от 28.02.2010 http://vesti7.ru/news?id=17443 Авианосцы: вчера, сегодня, завтраАлександр Христенко
В конце февраля отмечалось 100-летие со дня рождения легендарного адмирала, дважды героя Советского Союза, Сергея Горшкова. Он был главкомом флота без малого 30 лет. Именно при Горшкове в СССР был заложен авианесущий флот. Но с распадом страны новая Россия фактически его утратила. Как в 1991-м чуть не попал под нож единственный на сегодня российский авианосец?
Это не просто самый большой российский надводный корабль длиной в три футбольных поля и высотой с 20-этажный дом. Становой хребет отечественного военно-морского флота. Зенитное, ракетное, торпедно-минное вооружение. Но главное - в ангарах и на палубе - более 30 истребителей. Адмирал Кузнецов решает сразу несколько задач - завоевание стратегического господства в море и прикрытие всей группировки кораблей. Единственный авианосец в составе ВМФ России.
Но и этот корабль мог так и не заступить на боевое дежурство, если бы не экипаж - моряки и летчики. Осенью 1991 года - незадолго до раздела флота с Украиной - авианосец скрытно покинул Севастополь и взял курс на Баренцево море.
"Накануне референдума на Украине мы снялись и ушли. И когда президент Украины объявил, что все что на территории – его, - мы уже были не его. Мы уже были российские", – вспоминает Виктор Ярыгин, в 1987-1992 гг. - командир тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов".
Останься Кузнецов в Черном море - его участь, скорее всего, была бы предрешена.
Вот так сейчас выглядят верфи в украинском городе Николаеве, где строились все советские корабли-гиганты. У причала ржавеет ракетный крейсер Украина, перешедший в собственность страны в 1993-м. Там же строился и самый перспективный атомный авианосец "Ульяновск". Сейчас сохранилась лишь его модель.
"Корпус корабля был готов в 1991 году на 70%. К сожалению, после распада Советского Союза был порезан на стапеле. Металл был отдан на "Азовсталь", которая поставила сталь для нескольких танкеров для Греции", - говорит генеральный директор Невского проектно-конструкторского бюро Александр Виглин.
Спасти "Ульяновск" пытались до последнего. В том числе и командир палубных летчиков легендарный Тимур Апакидзе.
"Вот он пишет в защиту последнего авианосца. "Несмотря на попытки спасти строящиеся корабли и обращения личного состава к президенту Кравчуку авианосец "Ульяновск" был распилен на металлолом. Как воин и офицер флота считаю уничтожение самого сильного корабля военно-морского флота преступлением", - вспоминает вдова героя России Тимура Апакидзе Лариса Северикова.В СССР авианосцы долгое время считались на официальном уровне оружием агрессии. Намек на США, которые в 1960-е годы обладали уже десятком таких кораблей. А потому советские разработки даже в секретной документации назывались "авианесущими крейсерами" и в действительности были гораздо меньше американских аналогов. Как, например, первый вертолетоносец Москва - он был спущен на воду в 1965-м. Но постепенно руководство страны осознало - за авианесущими группировками будущее флота. Так были разработаны корабли "Киев", "Минск", "Новороссийск" и "Баку", где размещались самолеты вертикального взлета и посадки Як-38 и вертолеты Камова.
"Американцы и англичане частично и частенько нарушали договоренности, существующие между нашими военно-морскими силами по поводу облетов кораблей, пролетов на ними и так далее. В конце концов, нашим надоело, и они тоже подняли вертолет. Очень близко прошли над кораблем, вертолет зависает на палубой, начинает винтами сдувать личный состав с палубы, все, что там находится. Англичане были просто ошарашены и больше, мы вместе плавали еще, наверное, месяца четыре, больше таких вещей над нами не допускали", - вспоминает Евгений Соломенцев, в 1986-1992 гг. - командир тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков".
Впрочем, палубный ЯК вертикального взлета оказался ненадежной и неэффективной машиной. Только традиционные истребители могли обеспечить превосходство в воздухе и на море. В итоге конструкторы разработали корабельный вариант знаменитого Су-27, за штурвалом которых сейчас элита ВВС - палубные летчики. Их в стране меньше, чем космонавтов.
"Сейчас в полку шесть героев России. Ни в каждом полку в годы Великой Отечественной войны было по шесть героев. Три командующих вышли их этого полка", - говорит Пётр Дейнекин, в 1992-1998 гг. - главнокомандующий ВВС России.
Строительство авианосца по сложности сравнимо с конструированием комической орбитальной станции. Сегодня российские инженеры уже работают над моделью нового авианесущего корабля. Известно, что он будет атомным, водоизмещением порядка 60 тысяч тонн.
"Девять государств имеют авианосный флот и еще 14 к 2014 году собираются его заполучить. Без господства в воздухе, в этом понимании в космосе, в водушно-космической сфере побед нет ни в одной среде", - убежден главнокомандующий ВМФ России Владимир Высоцкий.
При этом ставка делается на авианосные ударные группы. Флагман должны будут сопровождать современные корабли нового поколения. Такие, как фрегат Адмирал Горшков - его строительство сейчас заканчивается на "Северных вервях". Спуск на воду по плану - в 2011 году. В числе основных преимуществ - многофункциональность, большая походная дальность и малозаметность - технологии "стелс".
"После строительства таких фрегатов для флота нужны будут эсминцы, авианосцы. Эта перспектива, которую надо будет прорабатывать и готовиться к ней", - объясняет главный строитель проекта Олег Большаков.
Пока российские верфи готовятся к перспективным заказам,
Минобороны начинает закупку 24 новейших палубных истребителей Миг-29 К, которые должны значительно усилить корабельную авиагруппировку.
