Счастливый отец А. Аникин с сыновьями, Николаев, 1957 г.
О.К.: Среди сотрудников Вашего училища были участники Великой Отечественной войны, войны 1945 г. с Японией и последовавшей за ней Корейской войны?
А.А.: Инструктора все были молодые. Они либо становятся командирами звена, либо скоро уходят в строевую часть, либо списываются. А среди руководства ветераны были. Вот штурман полка Ованесов, который ко мне благоволил, летал в одном экипаже с зам. по лётной, который меня зарубил, и садился с ним на горящем Пе-2 на мотогондолы на вынужденную. Сбили их немцы.
А в Корейской войне участвовали в основном истребители. Вот Ил-12 там сбили из морской авиации, у членов экипажа были знакомые фамилии. Но в нашем училище никто из них не служил.
Г.В.: Когда Вы закончили службу в Николаевском училище?
А.А.: В 1957 г. я поступил в Военно-воздушную академию (в Монино) и в 1960 г. её окончил. Учился я заочно, на штурманском отделении заочного факультета. Меня назначили штурманом эскадрильи в учебный полк 33-го центра боевого применения на Ил-28.
Г.В.: При обучении как-то учитывалась Ваша морская специализация?
А.А.: В Монино нам давали сведения по оружию и тактике Морской Авиации, но всем чохом. Специальных групп подготовки штурманов Морской Авиации не было. Так что вполне логично, что подготовку штурманов потом организовали при Военно-морской академии. Нелепо готовить лётчиков в ВМА, а штурманов в ВВА.
Г.В.: Как Вы считаете, заочная подготовка достаточно полноценна? Это же тяжело – учиться без отрыва от службы, и не каждому дано.
А.А.: Это зависело от слушателя. Для меня она оказалась качественной. Программа Военно-воздушной академии хорошая и насыщенная. Она даёт возможность получить качественную оперативно-тактическую подготовку. Точно так же, как и программа Военно-морской академии. Но насколько ты в состоянии эту программу освоить, зависело только от каждого лично. Я старался учиться очень хорошо. Я прекрасно знал, что если я не закончу академию, мне штурманом эскадрильи не стать. А у меня уже было 2 сына.
Когда меня из курсантов-пилотов перевели в курсанты-штурманы, я сразу сказал, что дальше буду служить только ради семьи. Но семья – это и Родина. Дальше я служил на штурманских должностях только ради семьи, и остальное мне было до лампочки. Я служил честно, добросовестно, поэтому меня продвигали по службе. Я ни перед кем не пресмыкался, не лебезил, я всегда старался служить качественно.
Г.В.: Это понятно. Если полученная специальность кормит, то и нужно в ней добиваться максимально хорошего результата.
А.А.: Да. И как ни говорите, а служба офицера – это карьера. Если подошёл срок получения очередного звания, а нет для этого оснований, значит, я дошёл до какого-то предела. Не все становятся генералами и даже полковниками. Рядом со мной было много хороших парней, они доходили до званий капитана, майора, и всё. Приходило время, они увольнялись. Просто всем нет места.
О.К.: Западная литература, особенно в последнее время, изобилует утверждениями, что наш средний и высший командный состав армии и флота, мягко говоря, слабоват. Отсутствие свободы действий, шаблонная тактика, не качественная подготовка на оперативно-тактическом уровне.
А.А.: В авиации многое зависит от командира полка. Как говорится, каков поп, таков и приход. Командир полка фактически формирует полк под себя. Если командир полка боевой, грамотный и инициативный, то у него такие же командиры эскадрилий, отрядов и звеньев. Все на своём месте. Если командир полка ловчила и карьерист (такие люди тоже проникают на должности командиров полка, когда в высоких штабах имеют некую поддержку), то и полк будет слабоват. Так что нельзя сказать, что все плохие или все хорошие, как в любой армии.
Я давно не служил в строевых частях. Тогда, когда я закончил лётную работу, я служил в полку, как тогда говорили, «первой линии», т. е. полностью боеготовом. Наш минно-торпедный полк был готов к боевым действиям в любых метеорологических условиях. Я считаю, что этот полк показал бы себя достойно в условиях войны.
К.А.: У тебя спрашивают об уровне владения оперативно-тактическим искусством твоих командиров.
Г.В.: В 1941 г. боевая подготовка в морских авиационных частях была на высоте, я это знаю по документам: ПМУ, СМУ, метеоминимум, летали в любую погоду. А пришла война, оп, все командиры дожидались, пока Ворошилов, Кузнецов и Жаворонков что-то прикажут.
А.А.: Пишут, что на приграничных аэродромах в Белорусском военном округе немецкая авиация бомбила аэродромы, где стояли наши бомбардировщики, а рядом стоял полк истребителей и их не защитил.
Г.В.: Так не было приказа.
А.А.: Да не только приказа. Они не знали, что делается в 30-40 км.
О.К.: Когда 22 июня 1941 г. в авиационных полках получили, наконец, приказ отражать нападение врага, в некоторых из них лететь было не на чем. 2-3 исправных самолёта, остальные находились на регламентных работах или в ремонте.
А.А.: Я служил в авиации Черноморского флота, в наше время такого не могло быть. У нас всегда были боеготовые самолёты. Когда случился Карибский кризис, и была объявлена общая боеготовность, мы все сидели в самолётах. Весь полк был готов к вылету.