Автор Тема: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.  (Прочитано 354921 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #360 : 22 Августа 2013, 06:11 »
  А по 72 САП вы это читали ?! Сформирован как смешанный авиаполк на аэродроме Бессовец под Петрозаводском.
  Начало формирования - февраль 1939 г. Летные части включены в состав полка в сентябре 1939 г.

     >>>>   http://sk16.ru/forum/viewtopic.php?t=1066

 
Слай, ради бога не пугайте так! Я грешным делом подумал, что упустил в истории Сафоновского полка такой важный момент!, Но, слава богу, речь идет совсем о другой авиационной части:
http://ru.wikipedia.org/wiki/72-%D0%B9_%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA
К ВВС СФ этот полк не имеет никакого отношения.
С уважением, Павел.

Оффлайн Слай

  • Spe Fretus
  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2958
  • Пол: Мужской
  • Fuimus
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #361 : 22 Августа 2013, 06:37 »
Слай, ради бога не пугайте так! Я грешным делом подумал, что упустил в истории Сафоновского полка такой важный момент!, Но, слава богу, речь идет совсем о другой авиационной части:
http://ru.wikipedia.org/wiki/72-%D0%B9_%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA
К ВВС СФ этот полк не имеет никакого отношения.
С уважением, Павел.

  Да, вижу вынесено вверху красным по белому: Не следует путать с 72-м смешанным авиационным полком Северного Флота.

 Но, как говорится: - "Оповещён, значит вооружён..." -  "он же 72-й смешанный авиационный полк" - тоже легенда ВОВ.

Оффлайн Vitaliy

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 8
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #362 : 22 Августа 2013, 14:04 »

Поэтому, к сожалению, однозначно утверждать, откуда вылетел ком. полка в свой последний полёт, я не могу. 


Жаль. Для жителей государства вопрос с какой Ваенги вылетел Сафонов не имеет особого значения, но для жителей Малого или Большого это вопрос "государственной важности". :)
Жил на Малом когда-то

Оффлайн Vitaliy

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 8
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #363 : 22 Августа 2013, 14:31 »
Дело в том, что есть много разных источников по истории этого полка (а так же тех полков, которые вы упомянули выше), часть из них увы, труднодоступна (архивы), часть из них на виду (мемуары), но к первым еще нужно добраться, а вторые, к сожалению, грешат неточностями.

Архивы тоже грешат неточностями. По моим наблюдениям, в воспоминаниях лётчиков и техников (да и вообще людей с передовой, не только в авиации) гораздо больше правды, чем в воспоминаниях штабников, которые как-раз составляли донесения на которых базируются архивные данные.
Вот, например, в том документе который Вы привели в первых строчках в 1941 году 72 САП числится за Ваенгой-1, а англичане-то его там не застали. А они были там два месяца из шести военных 41-го года.
Жил на Малом когда-то

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #364 : 22 Августа 2013, 14:44 »
Архивы тоже грешат неточностями. По моим наблюдениям, в воспоминаниях лётчиков и техников (да и вообще людей с передовой, не только в авиации) гораздо больше правды, чем в воспоминаниях штабников, которые как-раз составляли донесения на которых базируются архивные данные.
Вот, например, в том документе который Вы привели в первых строчках в 1941 году 72 САП числится за Ваенгой-1, а англичане-то его там не застали. А они были там два месяца из шести военных 41-го года.
Уважаемый  Vitaliy, я и не собираюсь доказывать, что эти данные  - истина в последней инстанции. Я их собирал по крупицам из архивных материалов, приказов и мемуарной литературы. Так уж получается, что составители донесений не всегда точно указывали места дислокации, ветеранов , особенно чьи книги изданы после 90-х годов часто стала  подводить память и они сами стали верить в то, что рассказывают, а в приказах даны те места, куда было предписано перебазироваться, но нет данных, выполнено ли это...
Есть еще исторические формуляры частей, но беда в том, что их стали вести только после войны с конца 50-х годов, и заполняли задним числом, то есть с теми же ошибками.
Так, что если у Вас есть более точные данные по дислокации частей ВВС СФ, то милости просим, поделитесь., чтобы можно было исправить "огрехи". Мы все работаем над увековечиванием памяти наших отцов и дедов!

Оффлайн Слай

  • Spe Fretus
  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2958
  • Пол: Мужской
  • Fuimus
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #365 : 22 Августа 2013, 16:22 »
  Кроме приказов по дислокации, наверно ещё есть прод.аттестаты, вещевое и денежное содержание л/с.

  На страничке Лидии Ивановны коммент интересный Фатова Вячеслава. --->  http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7622

 Судя по всему ему тогда было лет 14-15...  Мог бы что полезного вспомнить.
 25 августа юбилей.  http://badoo.com/ru/0223769467/

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #366 : 22 Августа 2013, 20:19 »
  На страничке Лидии Ивановны коммент интересный Фатова Вячеслава. --->  http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7622

Интересно, вот пример как раз немножко разных описаний биографии Лидочки Шулайкиной.

Для меня она - Лидочка, потому что я её никогда не видела вживую, но я видела её фотографии, молодой и красивой девушки, единственной лётчицы, воевавшей в рядах Морской Авиации. Я отношусь к ней по-особенному, и не могу иначе.  :)

Было много девушек лётчиц, но в ВВС. А в МА она одна. Причём Лидочка была активным лётчиком, отличившимся в боях. Сохранилась вырезка из газеты 1945 года, где о ней писали. В те времена было, о ком писать, значит Шулайкина хорошо себя показала как боевой лётчик, если о ней писали в то время.

Но есть и поздние публикации о ней. И.М.Корзун вспоминал, что Шулайкина до войны не просто работала в Гражданском флоте Грузии, а летала на линиях вместе с мужем, в качестве кого, не сказано, но была членом экипажа. А вот инструктором в аэроклубе была ещё до этого.

Муж её ушёл на фронт. Она забрала дочь и уехала в г. Сарапул в Удмуртии в 1942г., где поступила в 3-ю Школу лётчиков перевоначального обучения. Здесь осенью она получила похоронку на мужа, погибшего в боях под Сталинградом. А через год погиб и её брат. Тогда Лидия Шулайкина решила добиваться отправки на фронт.

Как пишет Корзун, она получила направление в Саранск, где прошла переучивание на штурмовик Ил-2. После чего её направляют в 7-й Гв. ШАП. Полком командовал наш Герой А.Е.Мазуренко. В том же 1944  году он получил вторую Звезду. Так вот Мазуренко сомневался, справится ли Шулайкина, и не давал ей участвовать в боевых вылетах.

А поскольку Лидочка была инструктором и хорошо летала, она в полку летала на связном самолёте УТ-2, и на нём подтягивала доучивала вновь прибывшее пополнение, вчерашних курсантов училищ. Вдруг в одном из полётов по связи ей передали, чтобы немедленно возвращалась на аэродром. Было подготовлено 6 самолётов, экипажам предстояло лететь на штурмовку 15 десантных барж в заливе Кунда, недавно обнаруженных разведкой.  Группу вёл Василий Павлов, а Лидочке предписано было лететь в строю третьей. У немцев здесь был мощный укрепрайон, так что наши самолёты встречали огнём зенитной артиллерии. Но группа благополучно отштурмовала баржи, ещё и обстреляла их из пулемётов. Лидочка шла за ведущим, как привязанная, выполнила пикирование, сбросила бомбы, открыла огонь, а затем невредимой вышла из боя в группе. Таким было её боевое крещение. Говорят, в том бою были отмечены попадания по пирсу и потоплены две баржи, и в этом есть и её заслуга.

В один из декабрьских дней 1944 года они также вылетели на боевое задание. Павлов был сбит заградительным огнём с кораблей на глазах у Шулайкиной. Она очень переживала и эту гибель, и гибель других товарищей, но продолжала воевать, совершив 38 боевых вылетов.

На Лидию Шулайкину не раз подавались представления к присвоению ей звания Героя Советского Союза и награждению  медалью "Золотая Звезда". Но потопленные ею 3 транспорта, 1 сторожевой корабль и 1 шаланда были недостаточными для присвоения высокого звания Героя... по мужским "нормам". И только в 1993 году Лидии Ивановне Шулайкиной абсолютно справедливо было присвоено звание Героя России.

На сайте Героев имеется другая информация о том, где обучалась Шулайкина на лётчика. Хотелось бы этот вопрос уточнить.

А вот победы её подтверждаются, в них нету сомнений. Я думаю, что "женские нормы" по уничтожению вражеских плавсредств всё-таки могут быть немного пониже, чем мужские. И надо было бы Звание Героя Советского Союза этой отважной женщине присваивать вовремя. И хорошо, что хотя бы в 1993 году её наградили.  %3

Мне бы очень хотелось узнать побольше и о самоё Лидии Шулайкиной, и о её родственниках. Может быть кто-то откликнется.  %56

Шулайкина воевала на Балт. флоте, но чтобы не отрывать сообщение, пусть уж будет тут.


Архивы тоже грешат неточностями. По моим наблюдениям, в воспоминаниях лётчиков и техников (да и вообще людей с передовой, не только в авиации) гораздо больше правды, чем в воспоминаниях штабников, которые как-раз составляли донесения на которых базируются архивные данные.
Вот, например, в том документе который Вы привели в первых строчках в 1941 году 72 САП числится за Ваенгой-1, а англичане-то его там не застали. А они были там два месяца из шести военных 41-го года.

Нет, дело не в том, у кого больше, или меньше правды. Офицеры из Штаба полка уж явно не могли бы написать ерунду относительно базирования своего полка. Согласитесь, этого не может быть. Ошибки же  чаще всего вылазят из-за того, что либо сохранность документов неполная, либо историкам не хватило времени, чтобы тщательно изучить документы. Либо использовались не документы части, а уже сводки вышестоящих штабов. А там информация содерджится самая общая.

Если, допустим, в Вашем примере техник самолёта отлично помнит, что он в такое-то время обслуживал самолёт на таком-то аэродроме, то это не значит, что там и стоял весь полк. А если в штабных документах значится, что полк дислоцируется на каком-то аэродроме, это не значит, что звено самолётов, а то и эскадрилья, а то и не одна, не могут находиться в другом месте.

  Кроме приказов по дислокации, наверно ещё есть прод.аттестаты, вещевое и денежное содержание л/с.

Такие источники считаются малоценными. Многие из них уже уничтожены. И такие ведомости обычно уничтожаются в первую очередь. Но иногда они действительно могли бы помочь, когда других документов нету. Например, я из таких ведомостей выудила ценнейшую информацию по ОШМА! Она частично сохранилась.

Но по дислокации там найдёшь не больше, чем в приказах. Когда наши наступали, на полевые аэродромы бомбы и даже торпеды могли доставлять самолётами по устным распоряжениям. А что там стоило прихватить на Дугласе 5-10 ящиков мыла, или тушёнки.

Многое, конечно, было такого, что не вписывалось в уставы, и не писалось в отчётах. Разные источники информации иногда хорошо дополняют друг друга.  %56
« Крайнее редактирование: 22 Августа 2013, 21:02 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #367 : 23 Августа 2013, 01:16 »
  Кроме приказов по дислокации, наверно ещё есть прод.аттестаты, вещевое и денежное содержание л/с.

  На страничке Лидии Ивановны коммент интересный Фатова Вячеслава. --->  http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7622

 Судя по всему ему тогда было лет 14-15...  Мог бы что полезного вспомнить.
 25 августа юбилей.  http://badoo.com/ru/0223769467/
Естественно! И эти документы были подспорьем в поиске информации, только надо отдавать отчет, что они очень отрывочны. Более того, в таких документах все дается условными наименованиями частей, а информация по соответствию таких наименований конкретным боевым частям и сейчас еще весьма скудная. Кроме того, нельзя забывать, что в документах такого рода указываются части тыла, на различных видах довольствия в которых состояли военнослужащие, а части тыла и боевые части могли базироваться в разных местах...
Так, что игнорировать такие документы, конечно, нельзя, но к ним нужно подходить очень осторожно. С уважением, Павел.

Оффлайн Слай

  • Spe Fretus
  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2958
  • Пол: Мужской
  • Fuimus
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #368 : 23 Августа 2013, 05:30 »
   ПодЪём сбитого Focke-Wulf Fw 190 со дна Норвежского моря... 

                         

 все слайды --->   http://www.luftwaffe.no/wreck/index.htm

Оффлайн В. Елисеев

  • Форумчанин
  • **
  • Сообщений: 92
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1954
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #369 : 23 Августа 2013, 11:22 »
     Но откуда у Вас информация, что основным местом базирования 72 САП (он же 2 ГвСАП, 2 ГвИАП) чаще всего был Ваенга-1? Сафоновским можно назвать кроме 2 ГвСАП также 78 ИАП, этот полк точно стоял в Ваенге-1. Вот ссылка на интервью, где Юрий Рыбин говорит, что англичане из 151 авиакрыла 7 сентября 1941 года "прибыли на пустой аэродром Ваенга-1, самолеты сафоновского полка базировались на другом, на Ваенге-2, в нынешнем Малом Сафонове…" http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201006252353.
     Я думаю, что все самолёты 72 САП перевели в Ваенгу-2 из следующих соображений: первое, Ваенга-2 находится между Ваенгой-1 и Мурманском (в случае неожиданных изменений в отношениях СССР и Англии это было бы прикрытием от иностранных воздушных сил);
     О месте базирования 72 САП достаточную информацию дал Павел Левшов, а за его словами и словами Галины Эдуардовны - горы перелопеченных документов. Что полк базировался в Ваенге, можно прочитать в Википедии, набрав 72 САП СФ. На 22 июня 1941 года в его составе были: 4 И-16, 17 И-153, 15 И-15бис и 11 СБ. Так что эти СБ уж точно базировались в Ваенге, думаю и не только они. Полагаю, что в то время Ваенга была одна, аэродромов было два - Большой и Малый.
Так было даже тогда, когда я начал служить на Большом в 1954 году. А сама Ваенга делилась на три части: просто Ваенга (аэродром), Верхняя Ваенга (поселок на горке) и Нижняя Ваега (причалы и дома для плавсостава). Номера появились во второй половине 50-годов, когда больше стали употреблять слово "Североморск".
     Слова Юрия Рыбина о пустом аэродроме можно расценить как недоразумение: не мог лучший аэродром Заполярья быть пустым.
     Насчет соображений по поводу перевода 72 САП на Малый. Никаких выгод для самолетов, находящихся на Большом или Малом не было, потому что расстояние между ними по прямом 5 км или лететь полминуты. В это время никаких изменений в отношениях между СССР и Англией быть не могло. Англия вела войну с Германией с 3 сентября 1939 года. Ей только не хватало начать войну с СССР. Кроме того, у них не было бомбардировщика, который из Англии мог долететь до Мурманска. Имеющийся 4-х моторный "Галифакс" имел дальность 3200 км, а до Мурманска и обратно было 4000 км. "Авро Ланкастера " еще не было на вооружении. В довершение ко всему, Черчиль уже 22 июня предложил помощь и началось формирование 151 авиакрыла, которое было перебазировано в Ваенгу: 7 сентября 24  "Харрикейна" своим ходом с авианосца "Аргус" и еще 15 "Харрикейнов", которые доставил конвой "Дервиш", после сборки в Архангельске через Африканду 12 и 15 сентября тоже в Ваенгу. Эти самолеты образовали 78 ИАП, которым стал командовать Сафонов.
« Крайнее редактирование: 23 Августа 2013, 11:28 от В. Елисеев »
Возраст - это число оборотов, которое ты совершил вокруг Солнца.

Оффлайн В. Елисеев

  • Форумчанин
  • **
  • Сообщений: 92
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1954
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #370 : 23 Августа 2013, 12:15 »
     
     Привожу несколько фотографий того времени.
     Летчик 78-го истребительного авиаполка ВВС Северного флота командир звена лейтенант Петр Леонтьевич Коломиец на аэродроме у британского истребителя «Харрикейн» (Hawker Hurricane Mk.II), поставлявшегося в СССР по программе ленд-лиза.
     Петр Леонтьевич Коломиец на службе в ВМФ с 1936 г. Окончил Ейское ВМАУЛ. С января 1942 г. в действующей армии, в составе 78-го ИАП, летчик, затем – командир звена. В октябре 1942 г. переведен во 2-й гвардейский истребительный авиаполк ВВС Северного флота, где прошел путь от летчика до командира 1-й эскадрильи. Всего за годы войны выполнил около 120 успешных боевых вылетов. Проведя около 40 воздушных боёв, лично сбил 13 самолетов противника, участвовал в штурмовках и бомбардировках войск и кораблей противника. 5 ноября 1944 г. был удостоен звания Героя Советского Союза.
     Первая фотография 78 ИАП, 1942 год, вторая - 1944 год (к наградному листу ГСС).
     http://waralbum.ru/163315/
     Третья фотография:
     Летчики 2-го Гвардейского истребительного авиаполка ВВС Северного флота Иван Грудаков (слева) и Николай Диденко у самолета Р-39 «Аэрокобра» (Bell P-39 Airacobra), поставлявшегося в СССР по программе ленд-лиза, перед вылетом на боевое задание.
     Диденко Николай Матвеевич — участник Великой Отечественной войны с осени 1941 г. За годы войны сбил лично 18 вражеских самолетов (из них 3 предположительно). В ноябре 1944 г. заместителю командира эскадрильи 2-го ГИАП гвардии старшему лейтенанту Н.М. Диденко было присвоено звание Героя Советского Союза.
     Иван Степанович Грудаков – участник Великой Отечественной войны с осени 1941 г. До момента своей гибели в авиакатастрофе в феврале 1944 г. гвардии младший лейтенант И.С. Грудаков имел на своем боевом счету 5 лично сбитых самолетов противника (из них 1 предположительно).
     Четвертая фотография - 4-х моторный бомбардировщик "Авро Ланкастер" с призывом на борту "Голосуй за Сталина!"
     Посмотрите ссылку, есть интересные фото http://owl-99.livejournal.com
« Крайнее редактирование: 23 Августа 2013, 20:23 от В. Елисеев »
Возраст - это число оборотов, которое ты совершил вокруг Солнца.

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2419
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #371 : 23 Августа 2013, 13:02 »
Мои интересы больше связаны с историей МА ТОФ и БФ, но есть конечно связи и с МА СФ, первый командир 41-го иап ТОФ, Дижевский А.Я.( выпускник ЕВМУ 40-г.), его боевая биография началась на СФ.

http://airaces.narod.ru/all9/dizhevsk.htm
« Крайнее редактирование: 23 Августа 2013, 13:07 от Сергей »
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #372 : 23 Августа 2013, 22:27 »
  Полагаю, что в то время Ваенга была одна, аэродромов было два - Большой и Малый.

Думаю, что Вы очень-очень удивитесь.  :o
А может, как раз Вы-то и вспомните и нам расскажете.

А на немецких аэрофотосъёмках всех Ваенг написано: Варламово-1, Варламово-2 и Варламово-3. От оно как!  ;D

И вот, спросите, это-то откудова.  ::) А вот так!
Может, кто уже понял, с чего немцы вдруг "придумали" это Варламово - Warlamovo?
То ли какое кратковременное переименование было, а они секретную карту спёрли?
Может, это секретные позывные аэродромов на год, этак, 1939-40-й? Ведь у каждого аэродрома  есть свой позывной. Они как спёрли, так и думали.

Вроде, старожили припоминали, что в те мохнатые времена были какие-то выселки возле Североморска к северу на пригорке, назывались Варламово. Теперь в черте города. Но у меня пока точной информации нет, откуда они выкопали Варламово. Но если так, то в сводках у них будут "налёты на Варламово" - и чеши репу. Хорошо, что знаем.  %56

А что касается информации, так я вчера нашла инфу о самолётах в описи реквизированного имущества в уголовном деле. Вот уж где точные данные, так у следаков.  %3
А уж дельце такое, пальчики оближешь, 1920 года. Рукописи-то не горят!  :D :D :D :D :D
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн В. Елисеев

  • Форумчанин
  • **
  • Сообщений: 92
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1954
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #373 : 24 Августа 2013, 09:22 »
Думаю, что Вы очень-очень удивитесь.  :o
А может, как раз Вы-то и вспомните и нам расскажете.

А на немецких аэрофотосъёмках всех Ваенг написано: Варламово-1, Варламово-2 и Варламово-3. От оно как!  ;D

И вот, спросите, это-то откудова.  ::) А вот так!
       Галина Эдуардовна!
     Очень хорошо помню немецкую карту с Варламово 1, 2, 3, которую приводили около года тому назад. Постараюсь рассказать всё, как на духу. За 60 лет ничего не изменилось, объяснять буду по современной карте. Вот адрес карты Мурманск-Североморск.
http://www.hibiny.com/map/severomorsk#&ll=33.391492,69.061533&spn=0.088406,0.036839
     От Мурманска вправо уходит Североморское шоссе, на полпути до Североморска находится Сафоново. Проехав километра три слева увидите селение Кортик, а под ним (справа от шоссе) есть надпись Нижнее. Это Нижнее Варламово. Еще проезжаете полкилометра и налево уходит дорога в Верхнее Варламово. Автобус Мурманск-Североморск здесь делал две остановки: Кортик и Верхнее Варламово. Всё здесь очень просто. Затем через 2 километра влево уходит Заводская улица. Это начинается теперешний Североморск. Как видите, Варламово и Североморск не одно и то же, они разделены заливом (губой). Немцам, вероятно, попала карта, где Варламово было, а Ваенги не было. Скрывали, потому что в Ваенге был аэродром и причалы для кораблей, хотя основным местом их базирования был Полярный со штабом флота.
   
« Крайнее редактирование: 24 Августа 2013, 09:27 от В. Елисеев »
Возраст - это число оборотов, которое ты совершил вокруг Солнца.

Оффлайн Vitaliy

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 8
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #374 : 13 Сентября 2013, 16:01 »
1962 год. Авиаторы перед въездом в авиагородок Североморск-1 готовятся к встрече Хрущёва.
Жил на Малом когда-то

 


Статистика посещений Карты посещений сайта