17 октября 2013 года, на 87 году, ушёл из жизни выпускник ЕВВАУЛ 1949 года, Заслуженный пилот СССР,кавалер орденов Ленина и Трудового Красного знамени Энгельс Виктор Францевич.
Рождённый летать и строитьЗаслуженный пилот СССР, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Виктор Францевич Энгельс — личность, без преувеличения, уникальная. Именно он создал в Чувашии Чебоксарское авиапредприятие, более 30 лет руководил им и, уйдя на пенсию, оставил республике процветающую организацию, успешно выполняющую авиаперевозки пассажиров, почты, грузов, авиационно-химические работы.
Грунтовая взлётная полоса и деревянный домик в три окошка в чистом поле – такую картину увидел Виктор Энгельс, когда в 1960 году приехал работать в столицу Чувашии командиром объединённой авиаэскадрильи, выполняющей внутренние рейсы на Ан-2. Опытный лётчик, прирожденный организатор, он тут же начал действовать. Особо в этом ему помог полёт в космос уроженца Чувашии Андрияна Николаева. Дело в том, что после этого события заезжий американский журналист написал в своей газете, что на родине космонавта-3 даже аэропорта нет. Энгельс отметил тогда это обидное обстоятельство в разговоре с первым секретарём Чувашского обкома КПСС С. Ислюковым. Тот сам уже подумывал о необходимости аэропорта в «космической республике». Так что дело стремительно завертелось. К нему подключились и в Москве, на правительственном уровне, и предприятия республики.
Построили бетонную взлётно-посадочную полосу протяжённостью 1500 метров – третью такую в Приволжском управлении гражданской авиации (после Куйбышева и Уфы). В управлении Энгельсу, кстати, пообещали – появится полоса, дадим Ан-24. А это уже комфортабельный лайнер, двухдвигательный, турбовинтовой. Обещание выполнили. А там пошло… В 70-х годах удлинили полосу ещё на тысячу метров – для этого Энгельс всё правительство республики на ноги поднял, но деньги на полосу нашли. В результате появилась возможность летать на реактивных самолётах. Так из небольшого звена самолётов Ан-2, ласково называемых в народе «кукурузниками» или «аннушками», выросло крупное, современное, рентабельное авиационное объединение, в парке которого было 47 самолётов Ан-2, 8 – Ан-24 и 5 реактивных Ту-134, – одно из лучших в Приволжском управлении.
Уже в начале 60-х годов состоялся первый рейс в Москву. С каждым годом география стремительно расширялась: Ленинград, Сухуми, Сочи, Свердловск, Ростов, Саратов, Симферополь, Киев, Челябинск, Волгоград и т.д. Всего же из Чебоксарского аэропорта было налажено регулярное воздушное сообщение с 50 городами Советского Союза. В год перевозили около 400 тысяч пассажиров. И внутри самой республики воздушные дороги от столицы до районов действовали бесперебойно.
При этом пассажирские перевозки были лишь частью работы Чебоксарского авиапредприятия. Самолёты перевозили десятки тысяч тонн народнохозяйственных грузов и сотни тонн почты. Трудно переоценить пользу, которую приносила сельскому и лесному хозяйству Чувашии химическая авиация. В 1961 году, когда было создано отдельное авиаподразделение, «воздушные хлеборобы» обработали 32 тысячи гектаров сельхозплощадей, а с годами эта цифра выросла до 600 тысяч гектаров в год. Сельчане тогда и не мыслили свой труд без помощи авиации. И добивались невиданных для Нечерноземья урожаев. Более того, сельхозавиация Чувашии помогала и другим регионам, например, обрабатывала хлопковые поля химпрепаратами в Средней Азии и т.д.
Появился и специальный отряд санитарной авиации, в любое время готовый вылететь со специалистами республиканских клиник для помощи районным коллегам.
Тогда местные власти, конечно, во всём шли навстречу Виктору Францевичу, видя, как он жизнь кладёт за свою авиацию. Были построены здания аэропорта, авиационно-технических служб, склады ГСМ, гостиница, общежитие, жилые дома для личного состава. (Кстати, в Приволжском управлении Энгельс был в большом авторитете за заботу о лётном составе, за то, что он лично «пробивал» своим сотрудникам квартиры, в то время как в других авиаотрядах жильё ждали порой по 10-15 лет). Была введена в эксплуатацию система, позволяющая лётным экипажам производить посадку самолётов в сложных метеорологических условиях. И даже построили собственный тренажёрный комплекс – до этого пилоты ездили отрабатывать «особые случаи» раз в три месяца на тренажёры в Горький и Куйбышев.
Что и говорить, много сил вложил Виктор Энгельс в укрепление материально-технической базы Чебоксарского авиапредприятия, освоение современной авиационной, наземной техники и оборудования. В результате в Чувашии воздушный транспорт превратился в одну из важнейших отраслей народного хозяйства. И, между прочим, за все 30 лет в ней не произошло ни одного ЧП.
Что же мы видим сейчас? Полный упадок. Лётной службы нет вообще: ни лётного состава, ни самолётов, аэропорт существует чисто как площадка для чужих самолётов во время каких-либо масштабных мероприятий и для транзитных рейсов либо как запасной аэродром в экстренных ситуациях. На Москву теперь летают тоже чужие лайнеры. Сельхозавиация, внутренние рейсы погублены на корню. Виктору Францевичу невыносимо больно видеть гибель своего детища.
Да, конечно, в 90-е годы, когда Энгельс ушёл на заслуженный отдых, многие отрасли в республике пришли в упадок. Но с такой крепкой базой Чебоксарскому авиапредприятию сама судьба пророчила сохраниться. Почему этого не произошло? По мнению самого Виктора Францевича, одна из главных причин – некомпетентность руководства. Один за другим к управлению приходили люди, мало что понимающие не только в авиации, но и вообще в хозяйствовании. Распродали всё, что могли. Стала ухудшаться и школа подготовки лётного состава.
Энгельс был готов помочь, подсказать и даже сам обращался с предложениями. Но самоуверенным «бизнесменам» оказались не нужны советы авиатора с 60-летним опытом, человека, внесённого в энциклопедию «Лучшие люди России». Такая же реакция, к сожалению, ждала его и в прочих инстанциях, куда он обращался в надежде повлиять на ситуацию.
На днях Виктору Францевичу Энгельсу исполнится 85 лет. Однако для него возраст – не более чем цифры. Ветеран не перестаёт жить интересами и перспективами родного авиапредприятия, его нуждами и запросами. Он верит, что его детище, дело всей его жизни, ещё возродится.
Павел ТРОИЦКИЙ,
бывший заместитель командира
263-го лётного отряда,
г. Чебоксары.
«Правда», № 39, 2012.