Автор Тема: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.  (Прочитано 277073 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Спасибо, Павел!
Передавайте привет дочери Потёмкина от выпускников Училища, которое закончил её отец! Если будет возможность, хорошо бы найти и разместить у нас фотографии из его лётной жизни.   %6

А я пока продолжу о Котлах.
Сергей Владимирович Ильичев, сын лётчика, так же имеет отношение к Морской Авиации. Вот что он написал:

Цитировать
в 1980г. я проходил службу в Выборгской школе авиационных механиков, готовившей специалистов  по обслуживанию самолетов и вертолетов морской авиации. Замечательная была школа. К сожалению, недавно посетив Выборг, я узнал, что школы авиамехаников там больше нет.

После он срочную служил в Быхове, в 170 мрап. В юности Сергей увлекался Авиацией и многое помнит о тех годах, конечно, рассказал немного и об аэродроме Котлы.

Цитировать
Со времени организации совхоза "Котельский" и до конца 80-х годов аэродром использовался самолетами сельхозавиации АН-2 для обработки полей совхоза.

А еще в 80-е годы там производили полеты прекрасные двухместные любительские самодельные самолеты "Дельфин" и "Тройка". На обоих удалось полетать и мне.

С 1970- х примерно  по 1990 г. в одном из уголков аэродрома Котлы находился учебный полигон для фотострельб и фотобомбометаний. Там находились макеты орудий, укрытий и т.п. Центр полигона для фотострельб на карте Гугл находится в координатах  59о35/49,33// С    и   28о46/25,43// Е. Фотострельбы выполняли МиГ-21 с аэродрома из-под Гдова.

При совершении тренировочного полета 3 октября 1973 года потерпел катастрофу МиГ-21, правда, не на аэродроме, а на берегу реки Сума, предположительно, от столкновения с птицей. При ударе о землю взрыв был очень сильный. Мы с одноклассником прибежали к месту падения первыми. На месте падения были сломанные деревья и большая воронка (около 10м в диаметре), и полыхал сильный пожар. В начале 70-х годов потерпел аварию планер "Бланик", упав на лес вблизи высоковольтной линии.

Сергей от отца узнал, что во времена 93 ВМАУЛ на аэродроме бывал самолёт Ли-2 из Лебяжьего, "возил" курсантов на парашютные прыжки и просто осуществлял "пассажирские" перевозки в Училище. Был ли в Училище отряд управления, как таковой, и какими ЛА располагал, помимо Ли-2, пока выяснить не удалось. Курсантов же обучали на самолётах Як-18, которые стояли на стоянках с покрытием из шестигранных бетонных плит.

Помимо аэродромов Котлы, Кёрстово и Клопицы, Училище использовало аэродромы Борки и Куммолово. Борки, по всей видимости, использовался как административный, а Куммолово был задействован иногда и для учебных целей.

По предварительным сведениям учебные полки Училища базировались-  два в Котлах (один на лето перебрасывали в Кёрстово), как я уже говорила, третий полк в Клопицах.

Владимир Александрович помнит и командный состав Училища и массу других подробностей. Будем надеяться, что Сергей сможет это узнать и записать для нашей Истории. Это важно, поскольку Архивы Училища будут рассекречены ещё не скоро, лет через 10-15 в лучшем случае.

После упразднения Училища и массовых сокращений в Авиации В.А.Ильичев из лётчиков переквалифицировался в инженеры, и несколько десятков лет руководил водопроводной станцией на железнодорожном узле в Котлах.



В заключении этого краткого обзора (надеюсь, будет ещё продолжение) привожу фрагмент немецкой карты, свёрстанной в марте 1942 и изданной в 1943 году на основе карт РККА.

Интересно, что в северной части аэродрома проходила ж/д ветка, ответвлявшаяся от существующего  пути  немного севернее деревни Кикерицы, ныне разобранная. Об этой ветке напоминает видная из "Космоса" дугообразная тропинка, которая в то время, вероятно, была проезжей дорогой. Видны так же ответвления от неё, вероятно, подводившие к местам стоянок самолётов.

http://wikimapia.org/#lat=59.5986415&lon=28.7708759&z=15&l=1&m=b&v=8
Тут я дополнительно обозначила примерное место полигона для учебных фотострельб.
« Крайнее редактирование: 29 Июня 2010, 21:40 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Alex gus

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1411
  • Жизнь-это МИГ...
    • E-mail
  • Год выпуска: 1960
  • Скайп: alexgus-39
     Очень интересно узнать историю аэродрома, на котором когда-то летал. Хочу дополнить, что на Як-18 (с хвостовым колесом) там летали до 1956 года включительно, а в 1957 году мы летали на Як-18У, с носовым колесом. Это были совершенно новые самолёты, пахли заводской краской. Нас каждый день заставляли устранять зазор между тряпкой и плоскостью самолёта. И они блестели, как котОвы шарики.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Очень надеюсь, что о Котлах мы ещё что- то узнаем!

А я хочу рассказать о некоторых авиагидростанциях того времени. Мы уже вспоминали одну на озере Шепелево в местечке Гора Валдай. Очень красивое место!

Не менее живописные и другие озёра в этих краях!
Точно на запад в 12-14 км от Котлов есть округлое по форме озеро Хаболово. На его северо- восточном берегу расположен одноимённый посёлок, а к югу от него на берегу озера находится Охотничье хозяйство. Вот именно там и находилась гидростанция ХАБОЛОВО.

Причём  неплохо сохранились стоянки и рулёжки из бетонных плит, на которых сейчас стоят разные домики и сарайки. Вполне можно представить по ним структуру бывшего гидроаэродрома. Сохранилась так же бетонная подушка под водопроводные трубы, а не так уж давно здесь наблюдались остатки каких- то механизмов, ныне исчезнувшие.


Но самое сильное впечатление производят опоры ангаров. Это огромные пропилеи из бетонных столбов с карнизами на них. Расстояние между рядами опор примерно 85-90 метров. Когда- то была промежуточная стена, разделявшая стоящие рядом 2 ангара. Получается, что строения были не менее 40 метров в ширину и метров 80-100 в длину. Они напоминают теперь останки большого храма...


Это остатки "западной стены.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai

Удивительно, что на столбах сохранились номера, написанные краской. Говорят, что с тех времён. Во всяком случае никто не помнит, когда они появились тут. И что бы они значили? 

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai

Это другая стена, восточная.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai

Вот эта "подушка"  соединяет края стен. Я не уверена, что она предназначалась именно для труб, это предполагает егерь. Но там есть желоба, на которых что- то лежало, или что- то по ним перемещалось?

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai

Самая южная "рулёжка" к спуску. На её окончании у воды стоит банька. Сами спуски не сохранились совсем. Они были, возможно, пологими и деревянными.




А это дорожка параллельна берегу и соединяет все рулёжки. Старые плиты шестиугольной формы, и их легко отличить от более поздних, которыми подмостили утраченные участки, когда делали ремонт под Охотничью базу.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai

Вид на Хаболово с гидроспуска...

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Северная рулёжка доводит до самой воды, хотя и заросла сильнее.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Вид от северного спуска. В перспективе- выезд на шоссе.
Ниже площадка перед ангарами.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai

Но вот кто теперь тут... не летает.  :)

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Остатки строений части.
Красный кирпич- то, что было до войны. Вероятно после делались попытки использовать домики, видна кладка серым кирпичём. Но заброшены они очень давно, кусты и деревья в развалинах большие.



Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


"Эта надпись будет держаться вечно"
Так написали вандалы. А мы добавим: Эта "надпись" будет вечной в нашей памяти.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai

Местный краевед Василий Иванович Дмитриев помнит довоенную станцию, большие самолёты на озере, рёв моторов. Он был совсем мальчишкой, когда началась война. Немцы заняли Эстонию и уже шли к Ленинграду. Обстреливали гидроаэродром из дальнобойных орудий. Они, возможно, и не знали, что ответить советские лётчики ничем не могли...

По чьему- то раздолбайству (а не исключено, и злому умыслу) незадолго до того со всех МБР-2 были сняты двигатели и увезены в Ленинград, говорят, их должны были заменить на более мощные, вот не раньше и не позже... И все беззащитные самолёты сгорели прямо на стоянках... все до одного...


Козлы хаболовские... в прямом и переносном смысле...

Жителей Хаболово хотели угнать в Германию, но довезли только до Латвии. Как сказал Василий Иванович, дальше не было дороги, "спасибо Сталину", перед отступлением наши взорвали мосты и железные дороги. Какой- то срок люди провели в концлагере, потом их разобрали на работы латыши. Можно сказать, хаболовцам относительно повезло. А по мере успехов нашей Армии и отношение со стороны латышей- "хозяев" стало вполне приличным.

Вернувшись, жители увидели разорённую деревню. От гидростанции остались развалины. Она на этом месте не возобновлялась. Куда из Хаболова девались во время войны лётчики, Василий Иванович не знает. Но его самого жизнь ещё раз свела с Авиацией. В качестве водителя дорожной техники он участвовал в засыпке местных аэродромов, подверженных то ли консервации, то ли упразднению. Во всяком случае, Василий Иванович рассказал, что на несколько заброшенных аэродромов навезли и разровняли экскаваторами примерно метровый слой земли. Причём некоторые площадки засадили сосняком. Интересно, что по словам В.И., засыпали землёй и Котлы (наверное, частично). Кстати, какие- то неразровнянные до конца кучи видны и сейчас там, хотя и заросли травой.

В.И. уверенно называет 5 местных близлежащих аэродромов: гидро в Хаболово и Пейпии, сухопутных в Котлах, Купле и некоем Красном посёлке. Он объяснил, где был этот посёлок, махнув рукой. Причём аэродром в Красном он лично и землёй засыпал. Его и деревцами засаживали, не найти теперь. Я понадеялась, что найду хоть название населённого пункта... но ни на карте, ни в поисковиках такого нету. Придётся уточнять.

Вот такая грустная история авиагидростанции в Хаболово.
Думаю, что отчасти можно себе представить, как выглядели ангары и пр., сравнив с немецким аэродромом Нойтиф http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=82.0 Увы, до войны у нас было много "общего" на нашу же голову...

Надеюсь, что Павел хоть несколько слов скажет по частям, которые тут дислоцировались.  %6

Маленький ролик тут http://video.mail.ru/inbox/marcell-wacc/134/160.html

А весь Альбом фотографий можно посмотреть тут
http://photofile.ru/users/oshma/115799760/
« Крайнее редактирование: 02 Октября 2010, 18:06 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Точно на запад в 12-14 км от Котлов есть округлое по форме озеро Хаболово. На его северо- восточном берегу расположен одноимённый посёлок, а к югу от него на берегу озера находится Охотничье хозяйство. Вот именно там и находилась гидростанция ХАБОЛОВО.
С гидроаэродромом Хаболово Галя "разобралась". Осталось узнать, как он использовался в своем качестве после войны.
Любопытно, что среди аэродромов, которые в годы ВОВ использовал 51 мтап упоминается сухопутный аэродром ХАБОЛОВО. Надо полагать, что это была всего лишь площадка в окрестностях села, которую кратковременно использовал полк (больше ни  у каких частей ВВС БФ этот аэродром не упоминается).
На место аэродрома может претендовать поле, которое располагается за северной околицей села. Примерные координаты центра: 59.37.23 сев   028.29.32 вост.
Может кто дополнит эту информацию? С уважением, Павел.   

 


Статистика посещений Карты посещений сайта