....ходила такая байка, что на Су-24 должно было быть два лётчика... Правда или нет - утверждать не могу! В КБП ФБА-82, 86, 91 (проект) и 92 г.г. упражнений для обучения штурманов взлёту и посадке не было.
Орлу
Володя, вот молодец, что напомнил! Уже и забывать начал. Нас будут читать лет через 20, но ничего ведь могут не понять. Потому и живём на форуме.
Когда Союз развалился, где-то три четверти, если не больше, лётчиков 179 АПИБ (после передачи в ПВО - ИАП) отпустили искать места, не захотели служить неньке. Привозили отношения (согласие) с полков Су-24 и МиГ-31 (возможно, кого-то брали на Су-17, но я об этом ничего не знаю), где им клятвенно заверяли - полетаете штурманами, потом переведём на должность командиров экипажа. Вот только не знаю - были ли такие случаи? Ведь навыки надо постоянно поддерживать. А летать нашему брату всегда хотелось.
Наверное, дублировать пилотирование остальным/остальными членами экипажа было бы разумно. Был такой случай в 70-х (правда, немного не по теме, но всё-таки достаточно поучительно). Летела группа Ан-12 на учениях. В самолётах только экипажи. Один въехал в корму другого со стороны командира (с левой стороны), командир погиб. Правак, не долго думая (а самолёт при этом нормально управлялся), выпрыгнул с парашютом через аварийный люк (находится в проходе между креслами лётчиков, открывается рукояткой со стороны командира) и остался жив. Остальные члены экипажа, НЕ УМЕЯ УПРАВЛЯТЬ САМОЛЁТОМ, погибли. Праваку дали лет 7 тогда. А людей не вернуть.
Я не к тому, что все должны уметь управлять самолётом, этот случай явно выходит за все мыслимые правила, но вот штурман, на мой взгляд, должен суметь посадить самолёт. На 31-м добивало, штурман докладывает на глиссаде высоту, скорость и удаление, а также подсказывал положение относительно глиссады. По сути, в чём-то даже дублировал работу руководителя системы посадки. Но лётчик ведь и так всё видит! Не барана же туда запустили! Наверное, это было прописано с целью, чтобы на предпосадочном снижении сзади сидел не пассажир, а член экипажа, нет? С другой стороны, вдвоём веселее и ответственность вдвойне - ещё и за этого парня в ответе.
В Барнауле, единственном в стране, выпускали одно время на Як-28. Очевидно, там штУрмана тоже обязывали помогать лётчику на посадке. Возможно, у него даже была РУС (предполагаю). И вот я подумал (относительно Су-24) - сделал сотню посадок, если не дурак, должен видеть как работает РУСом (в том числе понять расход рулей - т.е., как отклоняется ручка на событие) и РУДами командир. Неужто им это было неинтересно?!