- Глядите, – сказал фараон жрецам – там внизу длинные шеренги закованных в цепи рабов и все несут по одному камню. Их охраняют сотни солдат. Ведь чем больше рабов, тем лучше для государства, не правда ли? — так мы всегда считали. Но правда и в том, что чем больше рабов, тем более нам приходится опасаться их бунта. И мы усиливаем охрану ещё больше. Но мы также вынуждены будем хорошо кормить своих рабов, иначе, они просто не смогут выполнять тяжёлую физическую работу. Но при этом они — всё равно будут ленивыми и склонными к бунтарству и побегу…
- Глядите, как медленно они передвигаются, и как вконец обленившаяся стража не погоняет их плетьми и не бьёт, даже самых здоровых и самых сильных рабов. Но, они всё равно не будут двигаться гораздо быстрее, даже если их бить. Но есть способ , когда им не будет нужна стража. Стражники станут рабами, причем по собственному желанию и с радостью. Свершить подобное можно таким образом.
Пускай сегодня вечером, перед самим закатом, глашатаи разнесут весть о новом указе фараона, в котором будет сказано:
«С рассветом завтрашнего нового дня, абсолютно всем рабам даруется полная свобода. А за каждый камень, который он доставит в город, свободный человек получит одну монету.
Монеты можно будет обменивать на еду, одежду, жилище, дворец в городе и сам город. Отныне вы — свободные люди».
Когда жрецы осознали, что сказал Кратий, один из них, самый старший по возрасту, промолвил:
- Ты демон, Кратий. Тобой задуманное демонизмом множество земных народов покроет.
- Пусть демон я, и мной задуманное пусть люди в будущем демократией зовут.
И так на утро следующего дня жрецы и фараон вновь отправились на площадку искусственной горы. Картина, которая предстала их взорам, поразила воображение.
Тысячи людей, вчерашних бывших рабов, наперегонки тащили те же камни, что и раньше.
Обливаясь потом, спотыкаясь и падая, многие несли по два камня сразу. Другие, у которых было по одному, бежали сломя голову, поднимая пыль столбом.
Некоторые из вчерашних охранников тоже тащили камни. Люди, посчитали себя свободными — ведь с них сегодня сняли кандалы, и они стремились получить, как можно больше вожделенных монет, чтобы построить свою счастливую новую жизнь.
Кратий ещё несколько месяцев поднимался на свою смотровую площадку, с удовлетворением наблюдая за тем, что происходило внизу.
А ведь изменения действительно были колоссальными. Многие рабы объединились в небольшие группы, соорудили тележки и, доверху набив их камнями, и обливаясь потом, толкали эти тележки к заветной цели.
«Они еще много каких приспособлений наизобретают, — с удовлетворением думал про себя Кратий, — вот уже и услуги среди них внутренние появились: разносчики воды и пищи…
Скоро начнут выбирать себе начальников, судей и прочих нужных. Пусть выбирают: они, ведь, думают, что они свободные люди, а суть — не изменилась, они, по-прежнему, таскают камни, они рабы. Так и побегут они сквозь тысячелетия дальше, в пыли, обливаясь потом, таща тяжелые камни, за жалкие монеты. И сегодня потомки тех рабов продолжают свой бессмысленный бег »
В. Мегре