106 МИНУТ НОВОЙ ЭРЫ
В многочисленных публикациях советско-
го периода утверждалось, что одновитковой
полёт Юрия Гагарина прошёл «идеально»
и завершился, как и было запланировано,
через 108 минут после старта, в «расчёт-
ном» районе. При этом, однако, никак не
объяснялось, почему после приземления его
встречала не поисковая команда, а местные
жители и военнослужащие ближайшей час-
ти. Рассекречивание архивных материалов,
связанных с полётом Гагарина, началось
в 1991 году и продолжалось двадцать лет,
завершившись изданием сборников доку-
ментов, которые содержали массу подроб-
ностей, ранее скрытых от общественности.
Они убедительно свидетельствуют: первый
космический полёт не был «идеальным»,
а вполне мог закончиться аварией и даже
гибелью пилота.
Сегодня известно, что перед стартом
корабля «Восток» (шифр 3КА), на ко-
тором Гагарин отправился в космос, были
запущены семь кораблей того же типа.
Простейший беспилотный 1КП, получивший
официальное название «Первый космиче-
ский корабль-спутник», вышел на орбиту
15 мая 1960 года, однако через четыре дня,
когда была подана команда на торможение
и спуск, из-за сбоя в системе ориентации
он разогнался, поднявшись на большую
высоту. Корабль 1К № 1 стартовал 28 июля;
на его борту находились подопытные собаки
Лисичка и Чайка. Однако ракета-носитель
взорвалась почти сразу после пуска.
19 августа корабль 1К № 2 благополучно
вышел на орбиту. Вскоре он стал известен
всему миру под названием «Второй косми-
ческий корабль-спутник», а его пассажиры,
собаки Белка и Стрелка, привлекли все-
общее внимание. Через сутки спускаемый
аппарат корабля приземлился с высокой
точностью в расчётном районе, а живот-
ные были доставлены в Москву. 1 декабря
состоялся запуск 1К № 5 под названием
«Третий космический корабль-спутник»; на
нём находились собаки Пчёлка и Мушка. Су-
точный рейс прошёл практически идеально,
но при возвращении спускаемый аппарат
отклонился от предписанной траектории,
и система аварийного подрыва объекта
уничтожила его — информацию о проис-
шествии предпочли скрыть. 22 декабря
стартовал корабль 1К № 6 с собаками Аль-
фа и Жемчужная. При выведении отказала
третья ступень ракеты и сработала система
аварийного спасения — спускаемый аппа-
рат приземлился в 60 км от посёлка Тура в
районе реки Нижняя Тунгуска. Его нашли, а
собак вывезли, но сам запуск нельзя было
отнести к числу успешных.
Таким образом, к началу 1961 года из пяти
запусков только один завершился безава-
рийно. При такой результативности впору
было пересматривать весь проект. Однако
время поджимало, ведь американские кон-
куренты со дня на день готовили запуск ас-
тронавта на корабле «Меркурий» (Mercury).
Поэтому было принято решение продолжать
испытания, уповая на рост опыта специалис-
тов. 9 марта состоялся запуск корабля 3КА
№ 1 — почти такого же, на каком предстояло
отправиться Гагарину, только вместо живого
пилота в катапультируемом кресле находил-
ся манекен, прозванный Иваном Иванови-
чем. Рядом с ним разместили собаку Чер-
нушку. «Четвёртый космический корабль-
спутник» вышел на орбиту и, совершив один
виток, приземлился. При этом он перелетел
расчётный район на 412 км. Следующую
попытку предприняли 25 марта, когда стар-
товал 3КА № 2, получивший название «Пятый
космический корабль-спутник», с собакой
Звёздочкой на борту. И он тоже перелетел
предписанное место посадки — на 660 км.
Причину столь значительных «промахов» в
то время установить не удалось, но главный
конструктор ракетно-космической техники
Сергей Павлович Королёв пошёл на риск и
дал приказ готовить пилотируемый запуск,
полагая, что если корабль
приземлится вне расчётного
района, ничего страшного не
произойдёт, главное — кос-
монавт уцелеет.
Старт корабля 3КА № 3,
известного сегодня как
«Восток», состоялся 12 ап-
реля 1961 года, в 9:07 по
московскому времени, на
полигоне Тюра-Там, кото-
рый позднее назовут кос-
модромом Байконур. В мо-
мент отрыва Юрий Гагарин
воскликнул: «Поехали!», а
Королёв крикнул вдогонку:
«Мы все желаем вам доброго полёта!»
В 9:18 корабль вышел на орбиту с пе-
ригеем 181 км и апогеем 327 км. Высота
апогея обозначила серьёзную проблему:
она оказалось выше расчётной на 92 км.
Причина — сбой в системе радиоуправле-
ния: разделение третьей ступени с кораблём
произошло на полсекунды позже, и корабль
набрал скорость, превышавшую заплани-
рованную на 25,43 м/с. Но расчётная вы-
сота выбиралась с таким прицелом: если
двигательная установка внезапно откажет,
корабль в силу естественного торможения
в высших слоях атмосферы сам сойдёт с
орбиты в течение пяти—семи суток. Под этот
срок собирали и запасы системы жизне-
обеспечения. Сход с реальной орбиты занял
бы свыше двадцати суток — к тому времени
Гагарин был бы мёртв.
В ходе полёта космонавт старался под-
держивать связь с научно-измерительными
пунктами полигона Тюра-Там, в Колпашево
Томской области и Елизове Камчатской об-
ласти, но не всегда она была устойчивой, и
он не мог быть уверен, слышат его или нет.
Выйдя из зоны связи камчатского пункта,
«Восток» вскоре прошёл над Гавайскими
островами, пересёк Тихий океан, обогнул
с юга мыс Горн и приблизился к Африке.
Гагарин попробовал «космическую» еду
(щавелевое пюре с мясом, мясной паштет,
шоколадный соус) и консервированную
воду. Позднее, докладывая, он заверил:
«Никаких физиологических затруднений при
этом я не ощущал».
Гагарин наблюдал Землю, звёзды и окру-
жающее пространство, регистрировал
показания приборов, надиктовывая их на
бортовой магнитофон и записывая в борт-
журнал. Случались мелкие неприятности:
в невесомости от космонавта «уплыл» каран-
даш — писать стало нечем. В магнитофоне
закончилась плёнка, и Гагарин вручную
перемотал её на середину, после чего
продолжил запись; из-за этого голосовая
информация о нескольких минутах полёта
была утрачена навсегда.
Сразу после отделения корабля от носи-
теля включилось программно-временное
устройство «Гранит-5В», которое в 9:51 за-
пустило систему ориентации. Когда в 10:09
корабль вышел из земной тени, система ста-
билизировала его по направлению к Солн-
цу, а в 10:25 прошло включение тормозного
двигателя. Тот должен был отработать 41
секунду, но выключился на секунду раньше
из-за небольшого брака в клапане. Маги-
страли наддува остались открытыми, и в них
под огромным давлением стал поступать
азот, что привело к закрутке корабля со
скоростью 30 о /с. Гагарин в докладе описы-
вал аварийное состояние так: «Получился
кордебалет: голова-ноги, голова-ноги с
очень большой скоростью вращения. Всё
кружилось. То вижу Африку, то горизонт,
то небо. Только успевал закрываться от
Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я по-
ставил ноги к иллюминатору, но не закрывал
шторки. Мне было интересно самому, что
происходит. Я ждал момента разделения.
Разделения нет...»
Досрочное отключение двигателя нару-
шило штатную схему, и команда на автома-
тическое отделение спускаемого аппарата
от приборного отсека не была выполнена.
Сложилась уникальная ситуация, поэтому
Гагарин не мог оценить, насколько велика
опасность такого развития событий. Но
космонавт не запаниковал, а засёк время
по часам, продолжая внимательно следить
за происходящим. Через одиннадцать минут
после включения тормозной установки отсе-
ки корабля всё же разделились. Произошло
это над Средиземным морем, на высоте
около 120 км, по сигналу от термодатчиков,
замерявших нагрев окружающей среды.
По мере движения в атмосфере вращение
«Востока» стало замедляться, а перегрузки
нарастать. Кабина озарилась ярко-багро-
вым светом, который проникал даже сквозь
опущенные шторки. Гагарин слышал по-
трескивание — он не знал, откуда идёт этот
звук, но предположил, что таким эффектом
сопровождается тепловое расширение
оболочки аппарата. В воздухе ощущался
лёгкий запах гари. Тут о мелочах пришлось
забыть, потому что из-за крутой траектории
перегрузки возросли до 12 g (вместо штат-
ных 9 g) и в глазах у космонавта «посерело».
Продолжалось такое состояние несколько
секунд, после чего стало легче.
Вход в плотные слои атмосферы зарегис-
трировал измерительный пункт города Сим-
ферополь по пропаданию сигнала. В 10:42
при скорости около 210 м/с и на высоте 7 км
по сигналу барореле прошёл отстрел крыш-
ки люка и кресло с космонавтом катапульти-
ровалось из спускаемого аппарата. Через
полсекунды вышел тормозной парашют,
обеспечивший стабилизированный спуск
до высоты около 4 км. Здесь был введён
в действие основной парашют, который
буквально сдёрнул космонавта с кресла.
Одновременно отделился контейнер с носи-
мым аварийным запасом — он должен был
повиснуть на пятнадцатиметровом фале,
но оторвался и упал вниз. Как следствие,
не заработал радиомаяк космонавта, а сам
Гагарин лишился запаса продуктов, аптеч-
ки, радиостанции, пеленгатора и надувной
лодки, которая могла бы пригодиться при
посадке на воду. На высоте 3 км в соответ-
ствии с логикой работы системы спасения
раскрылся запасной парашют. Управлять
двумя парашютами космонавт не мог, по-
этому летел спиной вперёд. Лишь на высоте
30 м его развернуло лицом по сносу — в по-
ложение, благоприятное для приземления.
В остальном посадка поблизости от де-
ревни Смеловка Энгельсского района Сара-
товской области, на вспаханном поле колхо-
за «Ленинский путь», прошла нормально. В
10:53 по московскому времени ноги Юрия
Гагарина коснулись земли. Таким образом,
весь полёт продолжался 106 минут, а не 108,
как утверждалось затем полвека.
Расчётное место приземления, согласно
полётному заданию, находилось севернее
села Акатная Маза Хвалынского района Са-
ратовской области, но спускаемый аппарат,
вопреки прогнозам, приземлился не с пере-
лётом, а с недолётом на 180 км. Поскольку
изначально Гагарина ждали в другом месте,
то никто не бежал к нему — космонавту
самому пришлось погасить купола парашю-
тов, освободиться от привязной системы и
отправиться на поиски людей.
И
зучение рассекреченных документов
убедительно показывает, что «Восток»
с технической точки зрения был ещё очень
«сырым» кораблём и не гарантировал успех
первого космического полёта. Решение
отправить его на орбиту в апреле 1961 года
продиктовано во многом политическими со-
ображениями, которые определяла борьба
СССР и США за статус передового государ-
ства, а в таком деле никакой риск не казался
чрезмерным. Но велика была и цена ошибки,
поэтому работу конструкторов, инженеров и
ракетчиков-испытателей, осуществивших
полёт Гагарина, обоснованно можно назы-
вать подвигом.
Свой вклад внесли и учёные. Для них
запуск человека на орбиту стал рубежным
экспериментом, который разрешал споры,
ведущиеся не одно десятилетие. Надо ска-
зать, что до начала ХХ века о природных ус-
ловиях внеземного пространства и факторах
космического полёта наука имела смутное
представление.
«Вопрос о том, какое влияние на
человека будет оказывать отсутствие силы
земного тяготения, особенно труден в связи
с крайней сложностью воспроизведения в
эксперименте условий невесомости. <...>
Было высказано много предположений.
Некоторые физиологи на основании теоре-
тических представлений сомневались в воз-
можности жизни человека в этих условиях.
Так, немецкий кардиолог Лангер высказал
мнение, что в условиях полного отсутствия
силы тяжести жизнь может продолжаться
только несколько минут, так как неизбежно
возникнут глубокие расстройства крово-
обращения из-за нарушения его нервной
регуляции; кровь потеряет вес и не будет
оказывать давление на стенки сосудов,
где расположены специальные нервные
окончания, чувствительные к изменению
кровяного давления (барорецепторы). При
этом не будет также давления крови в по-
лостях сердца во время его расслабления,
что может привести к нарушению нормаль-
ной сердечной деятельности. Большинство
исследователей всё же считает, что жизнь
в условиях невесомости возможна и что
организм сумеет приспособиться к новым
условиям существования. Однако в процес-
се приспособления могут возникнуть нару-
шения деятельности центральной нервной
системы, связанные с тем, что она не будет
получать сигналов от нервных окончаний,
расположенных в коже и мышцах, а также
в специальном органе равновесия — лаби-
ринте (находится во внутреннем ухе), кото-
рые в нормальных условиях ”сообщают” о
положении тела и его отдельных частей».
Становится более понятным,
почему советские специалисты сократили
программу первого полёта корабля «Восток»
до одного витка вместо суток, а на панель
ручного управления поставили логический
замок: если бы Гагарин был дезориентиро-
ван или утратил контроль над собой из-за
нарушений в работе мозга, то космический
рейс мог завершиться весьма плачевно.
Сколько же времени провёл Гагарин в
состоянии невесомости? Из восстановлен-
ного хронометража полёта следует, что не
менее 1 часа 19 минут (то есть 79 минут).
Поскольку никаких негативных ощущений он
при этом не испытал, а, наоборот, сохранял
ясность сознания и работоспособность,
принимал воду и пищу, то по итогам его
полёта можно было сделать однозначный
вывод: землянин способен жить в невесо-
мости довольно продолжительное время.
«Наука и жизнь» № 4, 2021.