Автор Тема: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота  (Прочитано 240641 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #195 : 09 Февраля 2012, 13:53 »

http://www.youtube.com/watch?v=nK2MZSfqmrg&feature=youtu.be

 ::)  Я немножко понимаю английский. Но сложно переводить специальные тексты. Да ещё так быстро, как они меняются в видеоролике.  %12 Так что я попыталась уловить хотя бы общий смысл.

Правильно ли я поняла, что в общей сложности (союзников) из США, Британской Южной Африки, Новой Зеландии и Австралии попало в плен, или пропало без вести более 3200 человек? Так же сложилась судьба более, чем у 1870 авиаторов из СССР? Это количество впечатляет. А можете ли Вы сказать, какое количество именно американцев постигла такая судьба?

Правильно ли я поняла, что первый такой большой налёт не был в достаточной степени обеспечен данными разведки? То есть они не знали истиного количества зенитных орудий на батареях Плоешти и вообще систему обороны? Т.е. оборона Плоешти была значительно мощнее, чем они ожидали.

Я не совсем поняла: агенты Роммеля были осведомлены о подготовке к налёту до его начала? Или лидер-бомбардировщики были обнаружены и сбиты в начале полёта ещё над Северной Африкой, из-за чего и вся операция стала известна? И миссия 1 августа 1943 года была с самого начала обречена на провал?

Хотела бы ещё спросить, в румынских лагерях для военнопленных отношение к пленным из СССР и других стран было разным? Известно, что в немецких лагерях с советскими лётчиками обращались крайне жёстко. Поэтому они предпочитали в плен не сдаваться, если оказывались на вражеской территории, не только из соображений патриотизма.

Количество участников налётов на Румынию очень велико! Но главное, что следствия налётов для США и союзников (как у нас принято называть) оказались не менее, если не более трагичными, чем для СССР... Вероятно, что и сравнение результативности таких налётов возможно. Оказали ли налёты союзников существенное влияние на ход боевых действий? Или результаты не стоили цены, которой были оплачены?..

Вечная Память всем погибшим...  %162 %162 %87


Однако, я эту тему себе представляю плохо. Но в процессе просмотра увидела несколько кадров, которые меня заинтересовали. Этому есть причины.

   

В моих руках оказались подлинные предметы  снаряжения советских лётчиков времён WWII. Это шлемофоны, гарнитуры, ларингофоны и другие предметы. Я опубликую их фотографии и объясню, почему они меня заинтересовали. Эти предметы принадлежали лётчикам выпускникам нашего училища и они находятся в Музее Морской Авиации в Санкт-Петербурге. Причём эти люди летали именно на Черноморском флоте, хотя это уточнение к данному вопросу не существенно. Может быть, Ваши коллеги как-то помогут мне разобраться, хотя бы со снаряжением американского производства?! %56

 

 

По описи, это "фурнитура лётчика с "Каталины". Хотя я вижу, что разъёмы уже советского производства. Вероятно, снаряжение могло использоваться на другом самолёте, или даже на земле для руководства полётами.

Интересно, что по воспоминаниям наших стариков- лётчиков использование тяжёлого микрофона в полёте было очень неудобным. Так же они говорят, что эта "фурнитура" ещё довоенного производства, и она попала  нам, вероятно, по Ленд-Лизу. А ещё им казалось забавным, что "телефоны" /наушники/ просто надевались на голову прямо на фуражку или пилотку, а не были вмонтированы в шлемофон, что было удобней по их мнению.  :)

Скажите, пожалуйста, можно ли узнать, в какие годы такое снаряжение производилось? И в какие годы именно такое снаряжение использовалось в лётных частях ВВС США и других стран, куда оно поставлялось? %25 В каком году авиаторы США перешли на более современное оборудование связи в самолёте?  O:-) ;D

Не уверена, что Вас такой вопрос интересовал. Но, может быть, кто-то из Ваших коллег нам поможет найти ответ?  %11
« Крайнее редактирование: 09 Февраля 2012, 16:37 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #196 : 09 Февраля 2012, 22:54 »
Но такое количество погибших просто ОГРОМНО! Это ужасные жертвы...   :(   ...

На счёт отношения румын к русским, я так и думала. Об этом меньше говорят, чем о событиях в Прибалтике 1939-40 годов. Но ситуация во многом похожа. Я имею в виду Бессарабию и другие переделы территорий. Но оставим это пока за пределами нашего разговора. Я бы только хотела спросить, нет ли у Вас сведений о русских /российских/ морских лётчиках попавших в Румынию после краха Российской Империи в 1917 году и после Гражданской войны?   

Я понимаю, что прицельность высотного бомбометания американцев была выше, чем у русских. Думаю, не только из-за более совершенного  оборудования, но в том числе и из-за лучшей обученности экипажей. У нас очень часто отправлялись на задания "сырые" лётчики. Как в случае с Бидзиношвили.

Цитировать
По специальному соглашению между королем Румынии Михаем и Германом Герингом, все американские, английские и др. военнопленные считались собственностью румынской армии и не должны были отправляться в Stalags.

Я читала, что Михай был сам лётчиком и даже работал в авиакомпании после войны. Конечно, это интереснейшая персона, о которой у нас знают мало. А между тем, он единственный живой командующий войсками государства- участника в той войне, единственный живой награждённый советским орденом "Победа". Фактически Михай- живая реликвия. Впервые я узнала это имя очень-очень давно, когда была ещё маленькая. Мой дядя, в 1944 году служил в Умани (Западная Украина) техником 328-го тяжелобомбардировочного авиаполка. По нашим меркам там до Румынии "рукой подать". Он и рассказал про Михая.

Цитировать
30 процентов мишеней для бомбардировки в Румынии были  требованием Ставки.

Не совсем поняла. Были поражены до 30% намеченных целей?

Скажите, пожалуйста, а по потерям личного состава в процентном отношении. Сколько было у СССР и у стран союзников потерь в сравнении с общим количеством личного состава, принимавшего участие в налётах? Просто интересны такие данные.

Цитировать
В 1936-37 годах американцы начали использовать более современное оборудование для связи.

Я понимаю, что эта гарнитура старая, довоенная. Но конкретно этот микрофон американский и, вероятно, "родной" этой гарнитуре, за исключением разъёмов, как это я и сказала.

Насчёт ларингофонов, я в курсе. Покажу- ка эти раритеты:




Это американские и трофейные немецкие ларингофочики.

   


А это шлемофон с гарнитурой к самолёту Ла-5. Ла-5 стали поступать на вооружение учебных полков нашего Училища в начале 1943 года. Соответственно, с этого же времени на них обучались курсанты. Все предметы снаряжения, которые разместила, и ещё размещу, принадлежали выпускнику и инструктору ЕВМАУЛ Дёмину Андрею Леонидовичу и его брату Александру Леонидовичу, который тоже окончил наше Училище (предположительно, в 1943 году). Вещи переданы на хранение в Музей Морской Авиации.

Андрей и Александр Дёмины- сыновья известного русского моряка, гидрографа-геодезиста, инженер-контр-адмирала, доктора географических наук Леонида Александровича Дёмина.

Краткая биография Л.А.Дёмина http://www.gpavet.narod.ru/demin.htm

Печально, что теперь редко вспоминают о таких людях. Вот и старое научно-исследовательское судно «Леонид Дёмин», проданное в 2004 году Латвии, в шторм было выброшено на берег у Гогланда и теперь там тихо ржавеет, как очередной памятник беспамятству и безвременью.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #197 : 10 Февраля 2012, 02:06 »
Уважаемая Галина,

т.к. Вы упомянули, что живете в Санкт-Петербурге, я бы хотел Вас попросить посетить ЦАМО (архив) и получить информацию по некоторым пилотам ВМФ. Мне нужно фотографии и детальную информацию о пилотах ВМФ, которые были убиты в Румынии в 1941, 1943 и 1944 гг. Однако, я думаю, получение информации требует больших денег, а результат может их не стоить. Пример ошибок - ОБД, но по крайней мере информация там бесплатна. Все, что есть в ОБД, я получил. Мне нужно больше информации и фотографий, чем размещено там.

Алекс, ЦАМО находится в Подольске- это под Москвой. А документы ВМФ - в Архиве ВМФ Министерства Обороны в городе Гатчина. Это маленький город в пригороде Санкт-Петербурга. Документы боевых частей рассекречены только до 1945 года, а личные дела - до 1940 года. Поэтому личные дела военнослужащих в этом Архиве не выдают. Рассекреченные документы для просмотра предоставляются бесплатно. Но фотографировать и сканировать не разрешено. Надо переписывать вручную, поэтому работать в Архиве всегда очень долго. Я туда обязательно поеду, но попозже, когда будет потеплее, у нас сейчас очень холодно. На ОБД Мемориал сведения попали в том числе и из этого Архива. Ниже я расскажу о том, какие документы можно просмотреть в Архиве.

Это Гатчина http://wikimapia.org/#lat=59.5704186&lon=30.12743&z=13&l=1&m=b&v=8 На юго-западе этого города располагался один из самых-самых старых аэродромов в России, существовавший ещё в 1910-м году! Аэродрома там больше нет, но памятное место обозначено.

А пока что дальше расскажу о Дёминых.

 
Это старший брат Александр Леонидович Дёмин.

Саша погиб 21 августа 1943 года при катастрофе самолёта. (В подписи к фотографии месяц указан ошибочно. Именно август, а не октябрь). Что произошло, я пока сказать не могу.

К сожалению, я не располагаю биографиями Александра и Андрея Дёминых. Но военная биография Александра была очень короткой. Судя по имеющимся данным, он закончил училище в начале 1943-го года. Попал служить в 25-й истребительный полк, который тогда базировался на Геленджик. Находились они буквально в самом пекле. Он был награждён орденом Отечественной войны II степени.



Так выглядела бухта Геленджик 27 мая 1943 года, аэрофотосъёмка Люфтваффе. На её берегах находилось 3 сухопутных аэродрома и 4 гидроаэродрома. При такой концентрации авиации воздушное движение было очень интенсивным. Саша Дёмин тогда был ещё жив. И где-то тут на этом снимке едва видимый, наверное,  есть и его самолёт. 

В Архиве ВМФ МО в Гатчине можно попросить УПК на тех, кто погиб в ВОВ, или закончил службу до 1945, в крайнем случае до 1950-го года. Но эти УПК сохранились не на всех, часть карточек (примерно 1/3) отсутствует. Первичные документы могли погибнуть в военное время, при передислокации частей, спешных отступлениях штабов, при пожарах и тому подобное. Или они могут оказаться в другом Архиве, если военнослужащие переводились в не морские части. В карточках можно уточнить биографию. Если человек погибал или признавался погибшим через какое-то время, то в УПК заносились дата гибели, место захоронения, сведения о тех, кто получает пособие на погибшего и номер приказа. На погибших дополнительно составлялась карточка погибшего. Чтобы выяснить какие-то подробности, нужно поднимать документы полка или эскадрильи, если они сохранились.

Поскольку многие морские лётчики закончили наше Училище, было бы и мне интересно узнать их биографии. Вы составьте список, кто Вас интересует, я после попробую выяснить, есть ли на них УПК в этом Архиве. Только фамилии и имена нужно указать без ошибок. Если поменять хоть одну букву, карточку не найдут. 



Это "карточка погибшего" на Александра Дёмина. Такие карточки и выставлены на ОБД. Те же самые сведения о гибели занесены в УПК.

Части и соединения периодически составляли сводки отдельно о боевых и не боевых потерях, которыми отчитывались вышестоящему руководству. Они представляют из себя перечень лётных происшествий, произошедших за отчётный период во вверенных частях, например, за месяц, или за квартал. В них очень кратко представлялась информация о лётных происшествиях, авариях и катастрофах. Эти документы обычно подшиты среди разных других документов в делах.

Отдельно составлялись сводки о безвозвратных потерях личного состава. Такие сводки как раз и попали на ОБД Мемориал. В них по понятным причинам могут быть ошибки. Впоследствии, уже после войны, данные уточнялись. На основании таких уточнённых данных были составлены огромные книги, где в алфавитном порядке перечислены погибшие авиаторы-офицеры. В этих книгах информация изложена примерно так же, как в первичных документах о безвозвратных потерях, только она уже проверена. И там ещё есть сведения о том, кто получал, или претендовал на пособие за погибшего.


Это первичная сводка, в которой есть сведения на Дёмина. И именно такие сводки выставлены на ОБД.

Когда с кем-то случалось лётное происшествие, составлялся Акт, в котором давались подробные сведния об экипаже и о техниках, обслуживавших самолёт, а так же о летательном аппарате, потерпевшем аварию, или катастрофу. Иногда к Акту прикладывались рапорты свидетелей. Акты подшиты внутри архивных папок с документами части. Подшивались ли копии актов в личные дела, я сказать не могу. Они пока не доступны. А именно такие акты наиболее интересны для выяснения причин и обстоятельств происшествия. Но их сохранилось незначительное количество.

Можно в Архиве найти журналы боевых действий, если они сохранились. Когда лётное происшествие случалось во время боевого вылета, то в журнале БД найдутся о нём краткие сведения. Когда списывали самолёты, составлялись акты с указанием причин списания, или отправки в ремонт. Иногда установить причину потери можно по ним. Но документы ИАС тоже сохранились не все.


В случае с Дёминым нашёлся доумент госпиталя. Из него понятно, что Саша при падении получил тяжёлые травмы черепа, послужившие причиной смерти. Т.е. скончался не на месте, а уже в госпитале...

Кстати, указаны причины гибели ещё двух человек. У одного была инфекционная болезнь, в тех местах, особенно летом, далеко не редкость. У второго необратимые изменения печени, которые могли быть как следствием инфекции, так и неумеренного возлияния. И такое бывало.

Если человек пропадал без вести, и только после войны появлялась информация о гибели, то в карточки заносились дата гибели и место захоронения. Сведения о военнопленных искать сложно.

После войны сохранившиеся части были обязаны составлять отчёты о боевой деятельности за период ВОВ. Некоторые части составляли такие отчёты периодически и в течение войны. Они очень интересны, но содержат только наиболее значительные события, и персональных данных там не много.

Можно себе представить, какое количество разного рода бумаг попало в архивы после войны. Часть из них разобрана и изучена. Но в виду того, что части расформировывались, или преобразовывались, а так же меняли нумерацию и наименование, систематизация документов не всегда корректна. Т.е. документы одной части, могут находиться в фонде другой части. И весь ужас ситуации заключается в том, что иногда от какой-то маленькой части не оставалось вообще почти ничего и никого. И о её деятельности почти ничего не известно, а иногда и о самом её существовании...
« Крайнее редактирование: 10 Февраля 2012, 11:32 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #198 : 10 Февраля 2012, 02:42 »
Я бы хотела Вам показать фотографию, которую я сделала 27 декабря 2011 года.



В центре сидит выпускник Ейского училища 1940-го года, морской лётчик, ветеран  минно-торпедной авиации, 36 МТАП ЧФ в том числе, Герой Советского Союза генерал-майор Минаков Василий Иванович. Он написал довольно много книг с подробными воспоминаниями. Он проживает в Санкт- петербурге. Но интервью не даёт. Устал, видимо. Говорит, чтобы читали его книги, т.к. всё, что он помнит, он уже написал.

Кстати, в его книгах есть упоминания и о Кордонском, которого вчера вспоминали. Да и вообще огромнейшая заслуга ветеранов в том, что после войны они сами собирали сведения об однополчанах, запрашивали архивы, списывались с родственниами, писали книги, организовывали музеи. Им в каком-то смысле было проще, потому что бывшие командиры частей и подразделений поднимали документы, которые им были хорошо знакомы. Оживлялись и какие-то воспоминания, на основании которых уже после войны многое всплыло и продолжает всплывать. Появляются документы и фотографии из личных архивов ветеранов. И уже наше дело- их расшифровывать и систематизировать. Собственно чем мы и занимаемся.  %56



А вот таким был Василий Иванович Минаков, когда он был ещё "маленький".  :)
Замечательный человек. Дай ему Бог здоровья!  %6




Это мой дядя, Цветков Виктор Сергеевич, авиатехник самолёта Ер-2 328-го тежлобомбардировочного полка. Фото от 23 февраля 1944 года. г. Умань. Других фотографий того времени у меня нет. Дядя Витя не из лётного состава. Он обслуживал самолёты на аэродроме. Поэтому, я думаю, что о нём сведений не найти, кроме как в Архиве в Подольске. Запрос сделан, ждём результатов.


Этот снимок сделан, когда полк был уже на Сахалине. В центре сидит командир эскадрильи. Фамилия его не известна, как и дата снимка, он не подписан. В 1951 году дядя Витя сдал экзамен на звание младший техник-лейтенант, демобилизовался и поступил в Московский авиационный институт.
« Крайнее редактирование: 10 Февраля 2012, 11:52 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #199 : 10 Февраля 2012, 14:14 »
Может быть, Вы в курсе, но на всякий случай даю ссылку:

http://ean.ho.ua/

Ветеран 328 ТБАП ДД Анкудинов Евгений Петрович жив и активно пишет воспоминания!   %3 %3 %3

Но Цветкова он не помнит, т.к. были в разных эскадрильях, а авиатехники, в отличие от лётчиков, между собой мало общались.

А я хочу далее показать предметы снаряжения лётчиков 1943-45 г.г. Все эти предметы подлинные, сфотографированы мной лично, находятся в прекрасном состоянии. 

 

Это летний шлемофон с гарнитурой и очками. Кому принадлежал, не известно, но на фото Александр в точно таком шлемофоне 1:1. А вот очки другие. Меня посетила мысль! Поскольку сохранилось в прекрасном состоянии несколько шлемофонов с гарнитурами, осталось только найти исправную бортовую рацию и опробовать! А вдруг при небольшом техобслуживании можно прослушать, как звучали голоса в наушниках. Потрясающая идея! И надо на эту тему подумать.  ;D

 

Слева запасные светофильтры. Кстати, тёмные как раз подходят к очкам, которые у Александра. Справа интересные такие очки, хотелось бы понять их назначение. Очки военного времени, поэтому предположение, что они каким-то образом имели отношение к защите от излучения при взрывах ЯО, как думается, не верны. Названо "Очки стартовые".  %7

 

Это зимний шлемофон, который принадлежал обоим братьям. Гарнитура так же сохранилась хорошо. Правда провода эти очень тяжёлые. Как и пластик, из которого сделаны детали. А сама кожа мягкая и пластичная, приятная наощупь.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #200 : 13 Февраля 2012, 18:59 »
Уважаемый Павел,

Спасибо за Вашу профессиональную информацию.
То,  что  Вы  написали, я тоже так и представлял, и пришел к такому же
выводу.

Лузиков  -  это  особенный  предмет  моих интересов в книге, которую я
собираюсь  издать  в будущем. Возможно, Вы и другие члены этого форума
могут  мне  помочь  обнаружить больше информации о нем. К сожалению, я
ограничен  в  своих  исследованиях.  Во-первых,  я  не русский, живу в
Европе,  поэтому  не  могу обращаться в русские архивы, которые не дают
информацию  иностранцам. Во-вторых, я не говорю по-русски, и благодаря
моей подруге Елене я имею возможность общаться на форуме.

Об этой эскадрилье нет исторических книг.

Что  я  знаю  на  сегодняшний  день  о Лузикове. Он был сбит в воздухе
Люфтваффе   или   румынскими   воздушными   силами.  Он  не  был  сбит
артиллерией.  У  меня много книг с информацией о Люфтваффе и о румынских
воздушных  силах,  и ни одна румынская эскадрилья или I/ LG2, JG52 и
I/7JG  77  ничего  не  упоминают  о ком-либо, сбитом 5 октября 1941 г.
(abschuss liste).

Далее.  Лузиков  был  захвачен  румынской  армией около Одессы. Он был
допрошен комендатурой Люфтаффе в Focsani (город в Румынии).

Из   немецких   записей,   которые  у  меня  есть,  Лузиков  отказался
сотрудничать  с  немцами  и  он дал им очень поверхностную информацию.
Затем  он был переведен в лагерь для пленных Фербинц около Бухареста и
потом  -  в лагерь Слобозия. Там он пробыл 3 года. Он не делал никаких
попыток   побега,   как   в  одиночку,  так  и с группой. Незадолго до
того,  как русская армия пришла в Слобозию, в лагере был бунт.

Лидеры -полковник  Хазанович  и  батальонный  комиссар Рындин. Позже советские
заключенные  присоединились  к  советской  армии.  Потом  Лузиков  был
отправлен  в  лагерь  НКВД  в  Краснодаре. В отличие от 90 % летчиков,
посланных  в  Краснодар, он не был реабилитирован из-за плохих отзывов
батальонного   комиссара   Рындина.   Лузиков  получил  шанс  от  НКВД
реабилитировать  себя  в  штрафном  батальоне  в Будапеште. Он умер на
улице  Будапешта как лейтенант, не как старший лейтенант. Он похоронен
в  Одессе,  где  и  родился.  Он умер неизвестным, хотя фактически был
героем.

Я  надеюсь, кто-нибудь из форума имеет возможность сделать фотографию
памятника Лузикова с кладбища и разместить здесь на форуме.

Павел, Вы могли прочитать из ОБД эмоциональное письмо дочери Лузикова.
До настоящего времени нет ясности относительно ее отца.

В  конце  я  хочу  сказать, что случай с Лузиковым аналогичен истории с
Королевым и Девятаевым и другими.

С наилучшими пожеланиями, Алекс.

Серафим Лузиков был прикомандирован в составе эскадрильи капитана Демченко к 69-му истребительному полку (не морскому, впоследствии 9 Гв.ИАП ВВС). Упоминаются и истребители и штурмовики (4 шт.), может быть, эскадрилья была сводной? Вот что вспоминает лётчик этого полка:

Череватенко Алексей Тихонович "Небо Одессы, 1941-й"

Глава IX. "Пополнение"

Цитировать
Быстро привожу себя в порядок и бегом на поляну, где собираются летчики. Долго же мы ждали этой счастливой минуты! Майор Шестаков представляет командира эскадрильи черноморцев, прибывших из Крыма нам на помощь. Капитан Федор Иванович Демченко, его заместитель Василий Николаевич Вальцефер, комиссар Валентин Петрович Маралин.
    Жмем друг другу руки. Демченко представляет всех своих подчиненных:  Серафим   Лузиков , Григорий Бакунин, Иван Беришвили, Владимир Мирончук, Михаил Дмитрусенко, Дмитрий Мягков, Петр Николашин, Хайдула Ченкунов, Виктор Шевченко, Иван Яковенко... На левом фланге - молодые, как на подбор, парни, штурмовики, летавшие на самолетах Ил-2, тогда еще только поступивших на вооружение: Кутейников, Суслин, Аленицкий, Давыдов.

Глава X. "Под акациями"

Цитировать
Вскоре после этого капитан Демченко повел свое звено 8 разведку. Ведомыми взял  Серафима   Лузикова  и Владимира Мирончука. Задачей воздушных разведчиков  было  засечь расположение артиллерийских позиций, направление передвижения вражеских войск, обнаружить зенитные установки и наблюдательные посты. Разведка прошла успешно. Возвращаясь, тройка обстреляла колонну автомашин и подожгла бензоцистерну.

Глава XXI. "Мы вернемся, Одесса!"

Цитировать
Наступление в районе Дофиновки, высокая активность нашей авиации сыграли свою роль: противник до последнего времени не знал, что происходит эвакуация.
    Так продолжалось вплоть до 13 октября. Летчики вели активные бои и несли потери. В эти дни над Сухим Лиманом погиб Володя Сахаров, там же  был   сбит   Серафим   Лузиков  из эскадрильи капитана Демченко.

Вся книга по ссылке: Череватенко Алексей Тихонович "Небо Одессы, 1941-й"

По поводу захоронения Лузикова у меня своё мнение. Я прочла вот тут
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/033-0011459-0472/00000357.jpg&id=77462792&id=77462792&id1=110a84855c0f3f5479e454ab370c9416
и тут:
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/033-0744825-0085/00000542.jpg&id=75547294&id=75547294&id1=6202df8ef9af9cb7ffdf4d351061ffa0

Это так называемые "похоронки. А родственники сами перезахоранивали Лузикова в Одессе? Я в этом сомневаюсь. Братские могилы позднее  переносили в более крупные мемориалы. Но в любом случае, я думаю,  могилу Лузикова надо всё равно искать Будапеште. А в Одессе, возможно, ветераны полка просто высекли имя Лузикова на мемориале в память о погибшем товарище. Возможно, это ветераны 69 ИАП (9 Гв.ИАП ВВС). И даже возможно, что они и не знали, что он не погиб, а попал в плен, а потом погиб уже "вторично".

Алекс, я вижу, что Вы бываете на форуме поисковых движений тут: http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=12135.45

У них есть тема похороненных в Венгрии. http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=21974.0 Надо бы поискать настоящую могилу там.

------------------------------

Ещё я знаю, что Вы ищете сведения на Шубикова Арсения Васильевича 
 http://airaces.narod.ru/spane/shubikov.htm

Страничку А.Шубикова в социальной сети вКонтакте создал его правнук: vkontakte.ru/club17595922
Если Вы там не были, зарегистрируйтесь, попробуйте с ним связаться. Может, они больше знают про Прадеда.

-------------------------------------------

И ещё:
Снесарев Василий  Семенович - один из трёх родных братьев Снесарёвых. Все трое закончили наше Ейское училище, все лётчики. Ещё один Виктор так же погиб. А Владимир пережил войну, жил он долго. Думаю, что есть родственники, надо их поискать. Вот информация на Владимира Снесарёва.

Владимир   Семенович   Снесарев  (1914-1995)
http://airaces.narod.ru/all4/snesaryv.htm
http://www.peoples.ru/military/aviation/vladimir_snesarev/

Витя Лукашов, может, поможешь найти Снесарёвых для хорошего дела?!

Пока всё. На остальное отвечу позже.  %6
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Arrow1

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 12
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #201 : 13 Февраля 2012, 22:12 »
Уважаемая Галина.

Спасибо за Вашу проделанную сложную работу и ответ.

Я надеюсь, что мой ответ Вас не обидит. Если у Вас есть время, посмотрите, пожалуйста, мою презентацию, ссылку на которую я Вам отправил. Вы увидите, что многое я уже знаю, потому что хорошо знаком с материалами русского интернета.

Единственная вещь, которая у меня не сохранилась - связь с семьей Шубикова. Спасибо за ссылку, теперь у меня снова есть адрес этого сайта. Пожалуйста, в будущем, не тратьте свое время на поиски в интернете специально для меня, я могу делать это сам. Что касается Снесарева - мы говорим о разных людях (тот, которым я интересуюсь - не "Сталинский сокол").

Спасибо.

С наилучшими пожеланиями, Алекс.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #202 : 14 Февраля 2012, 01:46 »
Нет, Алекс, конечно, не обидит. Тем более, что я вижу, есть проблемы с переводом.  %12

Вы ведь спрашивали про Лузикова, почему он был в другом месте, чем его эскадрилья? Я как раз на этот вопрос нашла ответ и написала.  ::)

Кроме того, Вы просите сфотографировать его могилу в Одессе. А я думаю, что он в Одессе не мог быть похоронен. Там только его имя на памятнике высечено в память о нём. А настоящая могила, как была, так и есть в Будапеште. Разве не так? Может быть эти неувязки из-за трудностей перевода?

Цитировать
тот, которым я интересуюсь - не "Сталинский сокол"

Правильно. Вы интересуетесь родным братом того человека, на статью о котором я дала ссылку. Их было 3 родных брата. И все три лётчики.

Ну в любом случае, я ищу не только для Вас, а потому, что мне это интересно. Ведь очень многие морские лётчики и штурмана были выпускниками нашего Училища. А мы собираем сведения о всех наших выпускниках.  %56

Кроме того, этот форум читают очень многие. И я надеюсь, что им тоже интересно, что мы здесь пишем. И я размещаю фотографии и тексты для всех!  %4 %3 %3 %3 %6

Фотографии шлемофонов и других предметов снаряжения я публикую потому, что эти вещи принадлежали выпускникам нашего Училища. Мы находимся на форуме выпускников Ейского авиационного училища.

 

Это пилотка и краги погибшего Александра Дёмина.


На фото значки Андрея Дёмина. На переднем плане интересная вещь- сохранившийся жетон курсанта ЕМАУ им. Сталина.


А это похоронный патрон Александра...

В память о всех погибших моряках:

<a href="http://www.youtube.com/v/54ijZwY-BdA?version=3&amp;amp;hl=ru_RU&quot; type=&quot;application/x-shockwave-flash&quot; width=&quot;960&quot; height=&quot;720&quot; allowscriptaccess=&quot;always&quot; allowfullscreen=&quot;true&quot;" target="_blank" rel="noopener noreferrer" class="bbc_link bbc_flash_disabled new_win">http://www.youtube.com/v/54ijZwY-BdA?version=3&amp;amp;hl=ru_RU&quot; type=&quot;application/x-shockwave-flash&quot; width=&quot;960&quot; height=&quot;720&quot; allowscriptaccess=&quot;always&quot; allowfullscreen=&quot;true&quot;</a>
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #203 : 14 Февраля 2012, 02:16 »
Цитировать
Как долго Ваш дядя служил в этом полку и каковы были его обязанности?

Я уже отвечала. Он был авиационным техником. Обслуживал самолёты Ер-2 на аэродроме с 1944 до 1946 года. Потом полк перебросили на Сахалин. Там он обслуживал самолёты Ту-2 до 1951 года.

Про самолёт Ер-2 я знаю, всё это я читала. Но за фотографии большое спасибо! Жаль, что нет общих фотографий личного состава полка.  У нас дома их тоже, к сожалению, нет. %7

Цитировать
О чем я хочу спросить Вас сейчас - если я дам Вам список пилотов ВМФ, которые были убиты или взяты в плен в Румынии, будет ли у Вас возможность получить их фотографии в Архиве? И, возможно, дополнительные сведения о них, которых нет в ОБД?

И на этот вопрос я уже отвечала раньше. На вернувшихся с войны живыми, на убитых и пропавших без вести учётно-послужные карточки в Архиве поискать можно. В них есть короткие биографии. Однако, фотографии скопировать не получится. Это пока не разрешено. Все личные дела, начиная от 1941 года и позднее пока секретны.

К сожалению, на военнопленных мы в Архиве ВМФ учётных карточек не найдём. Вероятно, их забирали органы НКВД. Но я запрошу в Архиве документы и на  этих людей. Многие из перечисленных Вами - наши выпускники, как я уже говорила. Только в Архив я поеду не скоро. 

Цитировать
Возможно ли получить ссылку на странички в интернете Вашего музея, где я смогу посмотреть экспонаты, связанные с ВМФ? Есть ли в музее Аэрокобра или Кингкобра?

Нет, в этом Музее нет самолётов. Странички в интернете пока тоже нет. Но мы скоро будем её делать. В Музее всё связано с Авиацией ВМФ, т.к. это и есть Музей Авиации ВМФ. Там в основном документы и фотографии.

Аэрокобра и разные другие самолёты есть в Музее Морской Авиации Северного флота в посёлке Сафоново. Знаете ли Вы такой музей? Это недалеко от города Мурманска. Кстати, там есть единственная в Мире сохранившаяся летающая лодка МБР-2!

Вот этот Музей http://photo.qip.ru/users/oshma.fotoplenka/151111559/

А к Вам у меня есть два вопроса. Может быть, Вы сможете нам помочь.

Мы ищем сведения:

1. Утром 23.07.1941 года в районе Севастополя примерно тут в 2-3 километрах к югу от берега между мысом Сарыч и мысом Николая над морем состоялся воздушный бой. По моим сведениям там погиб лётчик 32 истребительного полка Черноморского флота Георгий Никифоров на самолёте МиГ-3. Он был сбит и утонул в море. Но так же в том бою был сбит немецкий самолёт. Это мог быть Ме-109 или Ме-110. Такие у нас сведения из Архива.

Вот это место: http://wikimapia.org/#lat=44.3778582&lon=33.7589264&z=14&l=1&m=b&v=8

Нельзя ли эти сведения подтвердить, или опровергнуть по немецким источникам? Поднимали ли немцы во время войны свой погибший самолёт?

В этом месте довольно чистое и каменистое дно. Вода прозрачная. Хотя глубина большая, примерно 70-80 метров.

На форуме тут присутствует внук нашего погибшего лётчика Никифорова. Он давно разыскивает сведения про своего Дедушку. Но проверить по немецким источникам эти сведения пока мы не смогли.

2. Есть ещё один важный вопрос. Сохранились ли сведения на заключённых шталага в городе Кривой Рог (это на Украине)? Среди этих заключённых был лётчик Попов Фёдор Андреевич. Его судьба немного похожа на судьбу Лузикова. Только ещё более трагическая. Он погиб в этом лагере. Сведения о нём так же разыскивает его внук. Но пока ничего по лагерю в Кривом Роге мы найти не смогли.

Этот лётчик защищал Севастополь в 1941-42 году. Был там до последнего дня обороны. Чудом вырвался из осаждённого города, но потом попал в плен. Что и как произошло дальше, почти не известно.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #204 : 14 Февраля 2012, 16:46 »
Dear Alex!
All of us here - serious researchers. All of us we are engaged stories of aircraft and we find out true. It for all one. There is no true separately for Russia, America, Germany, Romania or for any other country. That is we should lean against the facts if they are known. And in such affairs of trifles doesn't happen. I will state the facts which are not causing any doubts.

I saw my eyes documents 32 ИАП ЧФ in Archive and also the registration form of Nikiforov. Therefore it is possible to trust on 100 %. As I saw regiment documents. And I have made for myself extracts.


Никифоров Георгий Агабекович
It is possible to see a photo here http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=39.120  and on the following pages.

It was the pilot a fighter on 100 %. Flied by the plane МиГ-3 on 100 %. Никифоров didn't fly on МБР-2. It was the pilot of 1 squadron 32 regiment. There is an error in "ОБД": Nikiforov was the pilot of 5 squadron this regiment. No. He was it before the war. 23/07/1941 he was in 1 squadron. These are the facts.


George in Pilot School.

It may be that the plane MBR-2 was also on the spot. But it belonged to the other squadron. And not 32 regiment. Nikiforov for him has nothing to do.

And now we will pass to questions which demand comparison of the data from the Soviet and German and Romanian sources!

In the history of a regiment it is written that that day (23.07.1941) fighters 32 ИАП have brought down 2 planes: Hе-111 and Ме-110. It is written also that it was made by pilots of Litvinchuk and Dzjuba. But who from them has brought down He-111 or Me-110, isn't written. Unfortunately the place where planes have been brought down, in archive isn't specified. George Nikiforov flied the conducted pilot, presumably, together with Dzjuba.

I suppose that one of German planes could be damaged only, but isn't brought down.

Цитировать
The DO-215 belonged to L2 + AS and was piloted by the Uffz. Greicher, on board a crew of 5 including a senior observer.All crew was never found .

I suppose that plane mark could write down wrongly. The such happened, especially in the war beginning.

Nikiforov in that fight too has been brought down. It has fallen in that place which I have specified in the sea. Это место указали в другом архиве.  Approximately in the same place the Romanian   plane has fallen also.

When Nikiforov was lost, to its relatives have informed that he has had time to bring down the plane. So it is written in the letter from its commander.

You confirm, what exactly plane Do-215 that day and at that time and in that place has been brought down. George Nikiforov was the participant of that fight. It too the fact! I have enough of it!!!  Many thanks!!! %3 %3 %3

Music - is trifles!    %56 

Unfortunately, I don't know, in what year the pilot has received these badges. I will look at the book and I will tell later.
« Крайнее редактирование: 14 Февраля 2012, 17:49 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Воробей

  • Гость
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #205 : 15 Февраля 2012, 00:42 »
Hi Alex. Welcome to our forum! It's a real pleasure to have you here.Please don't pay attention to some mean messages on the forum, and don't take them seriously .People are nice here but sometimes some of them can be rude. Thank you for sharing your information with us! Can you please post your grandma's picture ?wiil be nice to see " американскую русскую бабушку" %6

Оффлайн Александр Белов

  • Всё выше,и выше,и выше..
  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 5130
  • Пол: Мужской
  • Белорецк
  • Год выпуска: 1980
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #206 : 15 Февраля 2012, 10:56 »
Galya, even if "playing the fool", a "fool" is very good ..  :D   %4
С уважением, Александр Белов

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Сегодня у Черноморцев большой праздник!
3 марта считается Днём Рождения МА Черноморского флота.

А поскольку наше Училище почти всю жизнь связано с Приазовьем и Причерноморьем, то это и наш праздник!





Фото Севастополя из Альбома Ф.С.Горячего взято с сайта "Частный архив военно-исторической фотографии" http://www.photo-war.com/ru/archives/album1512.htm

Таким видели Севастополь наши учлёты со своих Му-1. Фото сделаны если не самим Горячим, то кем-то из будущих выпускников нашей тогда Севастопольской Школы!  %56

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Удалось выяснить и уточнить некоторые подробности пребывания Училища в Севастополе! Я теперь знаю, где жили наши курсанты. Появилось несколько свежих свидетельств об этом.



Вот тут в северной части бухты Омега (она же Круглая) находилась ещё дореволюционная гидроавиабаза. Наша Школа примерно два года (1922-1924г.г.) находилась именно тут.



Но затем переехала в закрытую Килен-бухту, где опять же была столь же старая база. И где Школа расположилась, заняв 2 ангара и несколько административных помещений. На этом месте располагались и авиаремонтные мастерские. Работники Школы и учлёты временно разместились в частном секторе. Наши старики вспоминали, что постоянный состав Школы проживал на хуторе №42. По крайне мере в то время понятие "хутор" в Севастополе означало участок межевания, сохранившийся ещё с древнейших времён. Сохранились местами даже каменные кладки, которыми были огорожены такие "хутора". У крупных землевладельцев на хуторе могли располагаться не только жилые и хозяйственные постройки, но и церковь и оборонительная башня. Где точно располагался и как выглядел наш хутор, мы пока не знаем. А пока что - вот!

С форума СВВМИУ http://forum.svvmiu.ru/viewtopic.php?p=189744#189744 заимствую несколько интереснейших фотографий!


Так Килен-бухта выглядела до революции.  :)

http://wikimapia.org/#lat=44.615933&lon=33.5587049&z=19&l=1&m=b&v=8
А теперь посмотрите из Гугля, наш Ангарчик жив!!!  %3 %3 %3
Это тот самый, который нам достался по наследству от дореволюционных авиаторов! Он же виден на съёмке времён войны! И дожил до наших дней!

Не горят, не горят Рукописи!!!  %6



В 1925 году курсантам под казармы выделили четыре флигеля на противоположной стороне, в бухте Голландия. Вот они на мысу стоят. Строились они, вероятно, для нужд Морского Кадетского корпуса, большое недостроенное здание которого так же видно на аэрофотосъёмке. Но наша база оставалась всё время в Килен-бухте! Учлётов возили на катере на учебный аэродром ежедневно.


Вот вторая чудесная фотография с форума наших друзей моряков. Это один из  флигелей, служивших казармой нашим курсантикам!  %3 %3 %3

http://wikimapia.org/#lat=44.6213532&lon=33.5666281&z=19&l=1&m=b&v=8
Но самое потрясающее, что 3 из 4 живы!!! Улица Курчатова, д.1, д.8 и д.12!  %32  ;D

Кто живёт или бывает в Севастополе, я очень-очень прошу, сфотографируйте эти драгоценные свидетельства пребывания нашего Училища в городе Севастополе!


Но сама Школа до 1930-го года располагалась в Килен-бухте! И только в 1930-м году были проведены очередные серьёзные преобразования, Начальником назначен Бажанов, а Школа переезжает в Морской Кадетский корпус, часть которого достроили и адаптировали к нуждам нашей Школы. Были отстроены капитальные ангары, спуски, мастерские, вся необходимая инфраструктура. На аэрофотосъёмке бухта Голландия в 1943 году.

Но Севастопольские бухты активно использовались строевыми частями Морской Авиации. А ещё и корабли. Учлётов становилось всё больше, и Школу предстояло ещё намного увеличить. Поэтому и решено было заново всё отстроить в городе Ейске! Но это уже другая и Славная История. О ней мы знаем намного больше.

После нашего перебазирования, гидроавиабазу заняли части Морской Авиации, которые также активно развивалась в начале 1930-х годов. В Килен-бухте из авиаремонтных мастерских вырос 45-й АРЗ. Там свои самолёты, в частности, испытывал известный авиаконструктор Четвериков. А летающие лодки Ч-2 его конструции активно использовались и во время войны.

У наших родных бухт богатая История! Мы пришли на уже "тёплое" место, и после себя оставили добрую Память в Севастополе!

Так что сегодня все выпускники ЕВВАУЛ, а не только моряки могут с чистой совестью отмечать Праздник!  %11 %26 %26 %26
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Виктор Парусов

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 15
Здравствуйте, уважаемые участники форума.

Я недавно попал на этот форум. Мне нужна следующая информация, может быть, кто-то из форумчан сможет ответить:

1. На каком аэродроме в Крыму базировалась 27 ораэ в 1941 году? Правильно ли, что в 1941 году они использовали ПЕ-2?

2. Летчик Лебедев Дмитрий Максимович, Герой Советского Союза. Когда именно, (дата и месяц) он был сбит над Черным морем? Он находился 12 дней в море со своим экипажем и был спасен РКК.

Спасибо.
С уважением, Виктор.

 


Статистика посещений Карты посещений сайта